Libmonster ID: RU-9126

В одной телевизионной передаче рассматривался вопрос о значении смерти и бессмертия для жизни человека и общества. Участвовавший в передаче проф. В. Межуев задал вопрос, на который у него не было ответа: "Почему природа наделила только человека способностью познать смерть как естественный конец его существования?". Однако ответ на этот вопрос, говоря словами Б. Пастернака, дал "ненароком" Гегель в своём учении об абсолютном духе. У него абсолютный дух развивался в направлении самопознания. Все ступени его развития имели промежуточный характер, а конец этого развития Гегель увидел в таком самопознании, которое в идеальной форме воплотилось в прусской монархии. Здесь Гегель не только обнаружил консерватизм своих политических взглядов, но и признал конец развития в том месте, где абсолютный дух познал самого себя. Идея Гегеля как проекция имманентных закономерностей развития при определённых условиях существования природы достигает такого уровня, который становится инструментом познания как высшей формы отражения действительности. Процесс познания включает рефлексию как способность природы познавать себя. А рефлексия, присущая познающему субъекту, и есть его самопознание.

В условиях Земли такое рефлексирующее устройство приобрело форму сознания человека. Поэтому можно увидеть ту последовательность развития жизни на Земле, которая включает биологический этап (формирование биологического человека), историческую стадию, продолжавшую развитие природы в форме общества, и внутриобщественный процесс формирования условий для господства сознания как ведущей силы общественной жизни.

стр. 5

Такой силой сознание становится в результате процесса отчуждения. Именно о нём и пойдёт речь в этой статье.

Здесь под отчуждением понимается процесс объективации результатов человеческой деятельности, создающей материальные (или материализованные) предметы, образующие окружение человека. Эти предметы начинают свой исторический путь в составе социальных структур, свойственных цивилизации. Ему предшествовала предметная деятельность человека, ставшая истоком исторического процесса. Такая деятельность включала опредмечивание и распредмечивание тех средств, которые в своей жизнедеятельности использовал первобытный человек. Она не выходила за рамки индивидуального существования. Выращивая предметы земледелия или скотоводства, человек опредмечивал свой труд, а употребляя их в качестве средств жизни, распредмечивал. Веря в сверхъестественные силы (без чего жизнь была бы невозможна) человек опредмечивал эту силу в виде тотема или Бога, а молясь или принося этой силе жертву, распредмечивал её.

Переход к процессу отчуждения означал переход предметной деятельности к общественно значимому процессу в составе социальной общности. Если общность не выходила за рамки предметной деятельности, то с появлением цивилизации исторически первыми формами общества стали государство и право как материализация результатов политической деятельности. Вместе с государством возникает религиозная система: отчуждается сверхъестественная сила (Бог) и организации служения ему (церковь в различных конфессиях). Процесс отчуждения получил особую силу в ходе возникновения и развития капитализма. Этот возникающий капитализм в XIV в. превратил предметную деятельность в отчуждение предметов производства в торговле. А результат труда при мануфактурном производстве (XVI в.), основанном на разделении труда, сделал эти результаты отчужденными не только от каждого этапа производства, но и от производства в целом.

Эпоха Возрождения включила результаты индивидуальной научной и художественной деятельности в систему отчуждения, так как эти результаты стали необходимы обществу в его преобразовательной деятельности. Возникла система наук и соответствующие ей объективированные научные учреждения. А произведения искусства включились в систему удовлетворения потребности общества в духовной жизни.

Процесс отчуждения базируется на единстве сознательной деятельности и материальных (продукты производства) или ма-

стр. 6

териализованных (органы государства, церковь) предметов. С этой точки зрения стоит посмотреть на историю философии не с позиций размежевания ее на историю материализма и идеализма, а с позиции их единства1.

Исходным этапом при возникновении европейской философии были мыслители Древней Греции. Там были первые ученые, которые устами Пифагора назвали себя философами. Их возможности не выходили за рамки эмпирического мышления, и они умозрительно стремились понять окружающий мир (Фалес), найти первооснову природного мира (Демокрит), осмыслить наблюдаемые процессы движения и изменения (Гераклит). В целом это были зачатки формирования мировоззрения. Вопросы о сознании, познании у них не возникали, и поэтому такие взгляды находились вне основного вопроса философии. По существу это был этап предыстории философии. По-видимому, завершили этот этап эмпирической философии (логики) софисты и Сократ. Они фактически разрабатывали правила логики высказываний и не ставили перед собой вопроса о сущности мышления, которое было их сферой деятельности. Софисты (наиболее известными среди них были Протагор (490 - 420 гг. до н.э., Горгий, Гуппий) использовали силлогизмы с ложными посылками и вводили людей в заблуждение. Сократ (470 - 420 гг. до н.э.) в беседах с жителями Афин строил силлогизмы для истинных заблуждений.

Первым философом, вступившим на теоретический уровень, был Платон (428 - 348 гг. до н.э.). В его философии произошло внутреннее размежевание между понятиями природы и сознания. Для него сознание стало средством познания, а природу он подчинил идеям. Для Платона мир вещей был произведен от мира идей этих вещей. Так родилось идеалистическое понимание всего сущего.

Антитезой философии Платона стало учение Эпикура (341 - 270 гг. до н.э.). По Эпикуру природа (материя) не зависит от идеального мира. Его теория познания останавливалась на чувственном восприятии окружающего мира. Так было обозначено материалистическое направление. Однако и Платон, и Эпикур рассматривали природу с тождественных позиций. Для них она была каким-то целостным образованием, понимание которого было в пределах умозрительных представлений.


1 Здесь речь идёт о едином потоке европейской ветви философии в мировой истории.

стр. 7

Такой подход привёл идеализм и материализм к натурфилософии - этапу развития философии, общему для них. Натурфилософия просуществовала до XIX в. Это она поставила философию Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) на нейтральную почву по отношению к материализму и идеализму. Его физика (так он называл природу) дала материалистическую картину мироздания: геоцентрическую систему и планетные сферы2. В то же время метафизика Аристотеля трактовала внутреннюю силу движения материи в виде эйдосов (идей), а перводвижение приписывалось силе нуса ("уму"). Этики Аристотеля не имели своего адресата ни в материализме, ни в идеализме. Основные принципы философии Аристотеля, сохранившие свою независимость от размежевания при ответе на основной вопрос философии, служили источником теистических учений в Средние века (аристотелизм). Примером размежевания двух тождественных натурфилософских взглядов является сопоставление учений Бэкона и Лейбница.

Бэкон (1561 - 1626) основное внимание уделил теории познания и классификации наук. Однако как натурфилософ он рассматривал материю как систему отдельных тел (в духе Демокрита), обладавших активностью при их взаимодействии. Бог по этому учению не участвовал в природных процессах и существовал сам по себе. Марксизм отнес эту философию к материалистическому направлению.

Лейбниц (1646 - 1716) представлял материю как систему отдельных тел (монад), которые не зависели друг от друга, но всегда развивались в соответствии друг с другом. Такое взаимодействие монад было обусловлено замыслом Бога. Эту философию отнесли к идеалистическому направлению.

После эпохи Возрождения на осколках Средневековья Спиноза (1632 - 1677), как в свое время сделал Аристотель, построил философскую систему, соединившую материальное и духовное начала бытия. Воззрения Спинозы складывались под влиянием еврейской философии (Маймонид), рационализма Декарта, логики и математики. По-видимому, поводом к его пантеизму послужил 139 псалом Давида (в Ветхом Завете это 138 псалом). В этом псалме утверждается, что Бог находится везде: в поднебесье, в преисподней, на краю моря. Стоило назвать еще одно место - природу, и первый шаг к пантеизму будет сделан. Но Спиноза не только поместил


2 Это заблуждение продержалось до Коперника. Однако оно не отменяет материалистический смысл предложенного мировоззрения.

стр. 8

Бога в природу, но и ассимилировал его в ней. Природа стала Богом. А поместив в эту природную среду человека с его аффектами, Спиноза придал своему учению статус этики.

В это время Россия переживала свою историю. Обретя государственность позже других европейских стран, она создавала свою цивилизацию3. Постоянным спутником этого процесса была национальная религиозная философия. Она на всех этапах истории пыталась осмыслить те процессы политической и социально-экономической жизни, которые определяли судьбу России.

Традиционная жизнь России была нарушена реформой Петра I. В связи с этим возникла группа ученых, получивших название "Ученая дружина", содействовавшая реформам. Ее возглавил Феофан Прокопович (1681 - 1730). В нее входили Татищев, Кантемир и др. Это по существу была школа светской философии. По ее рекомендации Петр упразднил в 1721 г. патриаршество и подчинил церковь Синоду (обер-прокурору в ранге министра).

В Европе развитие философии проходило под знаком формирования немецкой классической философии (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Это был апогей и конец натурфилософии. Наибольший вклад внесла фундаментальная всеохватывающая философская система Гегеля (1770 - 1831), разработавшего теорию отчуждения. И это было неудивительно, так как его философия строилась именно по этому принципу - абсолютная идея (дух) отчуждалась (воплощалась) в процессы реальной действительности4. Немецкая философия стала достоянием европейской культуры. И как всякая наука она вышла за границы национальной культуры.

В России в первой половине XIX в. назревала необходимость реформирования общественной жизни. Однако оно не состоялось по политическим причинам. Утрата надежды на реформирование, осо-


3 Хронологически Россия отставала от развития европейской цивилизации: образование государства франков - V-VI вв., государства славян - IX в.; мануфактурное производство в Голландии XVI в., в России - в первой половине XVII в.; первоначальное накопление капитала в Европе - XV-XVIII вв., в России - XVII-XIX вв.; промышленный переворот в Европе начался в середине XVIII в., в России - 30 - 80-е гг. XIX в.; буржуазная революция во Франции - конец XVIII в., в России - начало XX в.

4 До Гегеля термин "отчуждение" использовали Гоббс и Руссо при рассуждениях о государстве. Однако в их понимании отчуждение означало отделение, отвержение человека от дел государства.

стр. 9

бенно после победы над Наполеоном, заставило обратить внимание на немецкую философию как на философию развития. Поэтому в 1831 - 32 гг. возник кружок Станкевича, в который вошли Белинский, Грачев и др. В кружке изучали труды Канты, Шеллинга, Гегеля. Наиболее последовательным гегельянцем был Грановский.

Отложенный кризис дал о себе знать в Крымской войне (1853 - 56). Отмена крепостного нрава была стремлением выйти из кризиса. Однако после Польского восстания 1863 - 64 гг. Александр II перешел к реакционной внутренней политике. Поэтому в 60 - 70 гг. возникло движение революционных демократов. Его активными участниками были Белинский, Герцен, Писарев и др. Герцен был сторонником французских материалистов XVIII в. и Фейербаха.

XIX в. принес с собой ряд выдающихся естественнонаучных открытий: эволюционное учение Дарвина (1859), периодическая система химических элементов (Менделеев 1869), радиоактивность (Кюри 1880), рентгеновское излучение (1895). На рубеже XIX и XX вв. Резерфорд предложил планетарную модель атома (1911). Эти открытия сменили натурфилософию естественнонаучным обоснованием новой философии. Этой философией стал марксизм, продолжавший развитие диалектики Гегеля на материалистической основе. Время радикальной идеалистической философии закончилось.

Марксизм в качестве социальной базы имел переход от феодализма к капитализму. Маркс открыл материалистическое понимание истории и трудовую теорию прибавочной стоимости.

В России вызревание революционных тенденций привело в 70-х гг. XIX в. к эволюции революционных демократов в революционных народников. Во второй половине XIX в. народники, пройдя через ряд организационных форм (тайные общества) в 80-е гг. XIX в. выделили группу Плеханова (1883), принесшую в Россию марксистскую идеологию5. А в 1898 г. была образована коммунистическая партия. Партия с 1917 и по 1925 гг. существовала


5 Игнорирование истории философии привело наиболее значительных мыслителей Западной Европы к стремлению создать "свою философию" (Камю, Сартр, Ортега-и-Гассет). Основными формами ее изложения стали публицистические и художественные произведения. Открытия XIX в. дали четкое выражение парадигм наук. Такая четкость научного мышления привела к критике этих парадигм как принципов философии. Таким образом, возник позитивизм (Конт, Милль, Ренан), подменивший науку философии философией науки.

стр. 10

как большевистская. С 1925 г. была создана сталинская коммунистическая партия, продолжавшая свою деятельность до 1991 г. Ее преемницей стала современная КПРФ.

Процесс отчуждения сопровождает всю историю развития капитализма. Расширение сферы капитализации общественной жизни было одновременно увеличением объема процесса отчуждения. Свидетелем процесса были социальные и научные революции. Так, промышленный переворот расширил процессы отчуждения трудовой деятельности. Например, строительство промышленных и гражданских зданий, поставленное на индустриальный поток, заставило зодчество постепенно утратить индивидуальный характер и стать стандартными, эстетическое оформление автомобилей, производство которых приобрело конвейерный способ, стало типичным и т.п. Вместе с промышленным производством рождается художественная промышленность, отчуждающая изготовление предметов быта (мебель, посуда, ковры и др.).

Буржуазные революции формировали социальные институты, вводящие свои политические, религиозные, художественные, научные порядки, регламентирующие жизнь общества.

Новый толчок в понимании сущности процесса отчуждения дали три выдающихся открытия естествознания в первой половине XX в.: теория "относительности Эйнштейна (специальная 1905 г. и общая 1915 - 16 гг.), квантовая механика Бора (его постулаты 1913 г.), кибернетика Винера с ее теорией информатики (1948 г.).

В теории относительности - это человек в качестве наблюдателя, фиксирующего изменение пространственных и временных параметров тела, двигающегося со скоростью, близкой к скорости света. В квантовой механике принципы неопределенности и дополнительности могут быть таковыми только в сознании познающего человека. Информатика как учение обо всех преобразованных информаций возможна только в деятельности человека. Так естествознание соединило материальные процессы с деятельностью познающего человека6.

Особый размах получил процесс отчуждения в результате научно-технической революции в середине XX в. Она высветила все формы отчуждения, включив в него даже социальные отклонения - преступность, алкоголизм, наркоманию. Всеобщий (тоталь-


6 Под влиянием этих открытий позитивизм трансформировался в неопозитивизм (Тарский, Карнап, Моррис и др.).

стр. 11

ный) характер отчуждения сформировал качественно новое общественное бытие как систему отчужденных условий жизни.

Тенденция единства материалистического и идеалистического направлений в истории философии, имплицитное присутствие человека, познающего законы естествознания в современных научных теориях, и органичное включение сознания в процесс отчуждения - это этапы того развития, которое привело к современному пониманию бытия. Сознание становится источником формирования общественного бытия, и возникает возможность для реализации мысли Гегеля и Ленина о роли сознания как творца жизни. Да и сама философия получает возможность реализовать пожелание Маркса о роли философии не только для объяснения мира, но и для его изменения.

У Маркса и его последователей отчуждение рассматривается как преходящая и враждебная для человечества сила. Вполне понятно, что временный характер отчуждения и понимание его как враждебной силы связаны с пониманием капитализма, который должен уступить место коммунизму, а пока он существует как комплекс антагонизмов, как способ угнетения трудового народа, и его спутник - отчуждение должно быть упразднено. Такая точка зрения сохранила себя до сих пор: в энциклопедических изданиях отчуждение трактуется как господствующая над человечеством сила и враждебная ему.

Однако роль отчуждения в жизни общества зависит от целеполагания общественных процессов. Отчуждение может принести обществу пользу или вред. Государство и право могут быть тоталитарными (авторитарными) или демократическими образованиями; церковь может заниматься умиротворением или религиозными войнами; наука может сделать вклад в развитие народного хозяйства или создавать средства массового уничтожения; искусство может быть средством гуманизации общества, а может быть средством проповеди ксенофобии. Все эти и другие возможности должны оказаться в руках человека, способного осуществлять свободный выбор пути реализации интересов общества.

История дала возможность экспериментально проверить силу сознательной деятельности человечества в преобразовании отчужденной системы денежного обращения. Функционирование денежной системы классического капитализма выражается формулой Т-Д-Т. Однако примерно в 2008 г. обнаружилось, что денежная система перестала играть роль стимулятора производства и превратилась в силу, отчужденную от производства. Произошла

стр. 12

подмена формулы капиталистического производства на формулу Д-Т-Д. Деньги стали товаром.

Причина такой подмены - стремление корпоративного сознания к получению прибыли или даже сверхприбыли из оборота самих денег (кредиты, ипотечные ссуды, оборот ценных бумаг). Связь между денежным обращением и производством оборвалась - наступил финансовый кризис. За ним последовал кризис экономический.

Выход из кризиса только один - вмешательство государства для преодоления ограниченного корпоративного экономического сознания утверждением государственного интереса как определяющего границы деятельности банковской системы. После выхода из кризиса государство должно будет сохранить свою роль контролера над денежными потоками.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОЛЬ-ОТЧУЖДЕНИЯ-В-ФОРМИРОВАНИИ-ОБЩЕСТВЕННОГО-БЫТИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Я. З. Хайкин Ю. С. Архипов, РОЛЬ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОЛЬ-ОТЧУЖДЕНИЯ-В-ФОРМИРОВАНИИ-ОБЩЕСТВЕННОГО-БЫТИЯ (date of access: 18.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Я. З. Хайкин Ю. С. Архипов:

Я. З. Хайкин Ю. С. Архипов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1136 views rating
14.09.2015 (2196 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
THIS OVERRIDING PASSION
Yesterday · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
Yesterday · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
2 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
2 days ago · From Россия Онлайн
MASTER OF POLYGRAPHY
2 days ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN LAPLAND
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
This manual is intended for laboratory assistants and young professionals who are beginning to work with a light microscope. The manual discusses the basic theoretical concepts of optics used in microscopy. The device and the principle of operation of the microscope are described. Recommendations for setting up the microscope and taking care of it are given.
Catalog: Биология 
4 days ago · From Денис Васильев
Семейные радости
Catalog: Разное 
5 days ago · From Россия Онлайн
От ссуды до сумы - один шаг
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РОЛЬ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones