Libmonster ID: RU-18397

ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ - ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В. СРЕДИНА НА КОНФЕРЕНЦИИ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И АФРИКИ", СОСТОЯВШЕЙСЯ В ДУМЕ 29.05.01 ПО ИНИЦИАТИВЕ ДУМСКИХ ДЕПУТАТОВ, РАБОТАЮЩИХ С АФРИКОЙ, И ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН.

Хотел бы высказать ряд оценок нынешнего состояния и перспектив развития двусторонних отношений со странами Африки в экономической, торговой, образовательной и иных сферах. Их обсуждение целесообразно предварить кратким анализом ряда факторов, оказывающих существенное воздействие на сотрудничество России с африканскими странами. Во-первых, это роль и место Африки в системе современных международных отношений; и, во-вторых, военно-политическое и экономическое положение на Африканском континенте; и, наконец, политическая составляющая нашего взаимодействия.

Африка по многим параметрам перестает быть периферией мировой политики, к каковой ее пытались относить многие аналитики в 70-90-е годы. Мировое сообщество в целом, органы и учреждения системы ООН все чаще обращаются к обсуждению и решению вопросов, имеющих непосредственное отношение к Африке, и по сути, пересматривают принципиальные взгляды на роль и место континента в современных международных отношениях.

Объяснение этому отнюдь не сводится к необходимости решения многочисленных злободневных вопросов, вызванных наличием на континенте большого числа проблем: конфликтных ситуаций, гуманитарных, политических и социальных кризисов.

Главное в другом. На международной арене крепнет убеждение, что без полноценного и активного участия африканских стран, составляющих более четверти членов мирового сообщества, невозможно развитие плодотворного сотрудничества в масштабе планеты, создание целостной и стабильной системы международной безопасности.

Россия последовательно выступает за комплексный характер рассмотрения и решения существующих в Африке проблем. Мы исходим из того, что для дальнейшего укрепления роли континента в международных делах, превращения его в зону активного международного партнерства требуется сопряжение усилий самих африканцев и их партнеров в целях разрыва чреватой постоянным "эффектом домино" взаимосвязи военно-политических, социально- экономических, гуманитарных, этнических и иных аспектов существующих проблем.

На Африканском континенте в русле общемировых тенденций разворачиваются процессы, которые будут не только определять роль и значение Африки на перспективу, но и уже сегодня улучшают реальные условия сотрудничества с ней. В их числе - активное внедрение демократических стандартов, осуществление реформ в экономике. В плане развития сотрудничества демократические выборы делают более предсказуемой и ответственной политику новых правительств, в определенной степени снижают финансово-экономические риски.

На этом фоне наблюдаются определенные успехи и в экономике. Достаточно сказать, что рост ВВП по африканским странам в последние годы в целом превышал три процента. Есть государства, где он возрос на 5-7 процентов, причем это не обязательно страны, богатые такими ресурсами, как нефть, алмазы или золото. Прорабатываются новые программы национального развития, в том числе и затрагивающие сферы, представляющие собой потенциальный интерес для нашего взаимодействия. Конкретизируются, особенно на Юге Африки, межгосударственные проекты, например, строительства транспортных коридоров - дорожных, энергопередающих, трубопроводных инфраструктур.

стр. 10


Вместе с тем, во многих случаях созданию условий для стабильного экономического развития и продвижения международного сотрудничества препятствуют многочисленные вооруженные конфликты.

Предметом нашего особого внимания остается ситуация в Анголе, Демократической Республике Конго, Сьерра-Леоне, урегулирование конфликта между Эфиопией и Эритреей и другие "горячие точки". К сожалению, этот список можно продолжить. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН, а также на двусторонней основе активно участвует в поисках путей их разблокирования, основываясь на приоритетности политических и дипломатических методов, использует дружественные связи на континенте, контакты с другими заинтересованными государствами, вносит практический вклад в проведение миротворческих операций ООН. Как известно, российские представители входят в состав международного миротворческого персонала в Западной Сахаре, Эфиопии и Эритрее, ДРК, Сьерра-Леоне. В распоряжение миссии ООН в этой стране направлено вертолетное подразделение в составе четырех вертолетов МИ-24 с техникой и 115 военнослужащими.

Хотя в силу известных причин наши возможности достаточно ограничены, мы стремимся уделять внимание постконфликтному восстановлению африканских государств, преодолению последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф. В этой связи должен отметить деятельность МЧС России в ряде африканских государств. В Руанде, например, при его активном участии и при содействии Программы развития ООН был создан центр по подготовке специалистов (водителей, механиков) для гуманитарных конвоев. Прорабатывается наше участие в разминировании территорий ряда стран. Конкретная и адресная гуманитарная помощь оказывалась населению Мозамбика, Эфиопии, Сьерра-Леоне.

Хотел бы подчеркнуть, что наше содействие урегулированию конфликтов в Африке - не просто альтруизм. Оно продиктовано и нашими объективными интересами.

Современный мир становится не только более открытым для торговли и сотрудничества, но и менее защищенным от транснациональных угроз. А конфликты в Африке - это поток беженцев, терроризм, незаконная торговля оружием, наркобизнес, и эти угрозы перетекают с Африканского континента в другие страны, включая Россию.

С другой стороны, наличие конфликтов в ряде случаев прямо препятствует уже имеющемуся сотрудничеству России с африканскими государствами или же налаживанию такого взаимодействия. Россия, успешно развивавшая сотрудничество с Эфиопией и Эритреей, была вынуждена сократить его объемы вследствие вооруженного конфликта между этими странами. Сейчас, после перевода урегулирования конфликта в мирное русло, развертывания на границах этих стран операции по поддержанию мира ООН, чему мы в немалой мере способствовали, сотрудничество вновь оживляется. Конфликт в Анголе препятствует полномасштабной реализации ряда проектов в этой стране. В условиях войны в ДРК не приходится говорить об экономическом сотрудничестве с этой потенциально богатейшей страной Африки.

Не следует забывать и о немаловажном политическом значении нашего участия в миротворчестве для развития в последующем взаимовыгодных связей с той или иной страной.

Миротворчество в Африке нельзя рассматривать в отрыве от наших усилий по укреплению центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности. В этой связи последовательные шаги в СБ ООН предпринимались нами, например, в отношении урегулирования в Сьерра-Леоне, на границах Гвинеи с Либерией и Сьерра-Леоне.

Строить взаимовыгодные экономические связи без прочного политического фундамента практически невозможно. Без этого любое сотрудничество будет ограничиваться разовыми сделками. Хотел бы отметить полное совпадение подходов МИД, уважаемых депутатов Государственной Думы к этому вопросу. Мы далеки от мнения, что МИД, играющий координирующую роль в реализации внешней политики, обладает монополией на политическое содействие сотрудничеству, выступает за тесную координацию и взаимодополняющие усилия на этом направлении.

Как важный вклад в наше общее дело рассматриваем плодотворные итоги поездок делегаций Государственной Думы в Габон, Камерун, Кению, Танзанию, переговоров руководства Думы с африканскими руководителями в ходе их визитов в Россию, других контактов с парламентариями африканских государств.

В целом, в силу известных обстоятельств после 1991 года в наших отношениях с африканскими странами произошел некоторый спад. Однако мы никогда не уходили из Африки, как это пытаются представить некоторые, в основном, западные наблюдатели. На континенте сохраняется наше широкое дипломатическое присутствие: действуют 33 посольства в странах южнее Сахары и 7 посольств в государствах Северной Африки. Опасность стагнации в двусторонних связях, как мы считаем, удалось перебороть, а в последние 3-4 года - добиться в отношениях с целым рядом стран и определенного прогресса, однако необходимо еще многое сделать для закрепления и расширения данной тенденции.

Для этого есть объективные предпосылки, в том числе общность взглядов на необходимость демократического мироустройства, основные проблемы современности. В Африке осознают, что без активного участия России система мировых связей будет не полной, стараются использовать авторитет и вес нашей страны на мировой арене для недопущения формирования монополярной системы международных отношений. Аф-

стр. 11


риканцы, высоко оценивая вклад России в освобождение от колониализма и сотрудничество с ними в прежние периоды, выражают стремление как можно эффективнее развивать всесторонние связи.

Для реализации такой взаимной заинтересованности мы стремимся к углублению политического диалога, способного на нынешнем этапе дать существенный эффект. В России в конце 90-х годов побывали с визитами президенты Анголы, ЮАР, Намибии; в 2001 году - Нигерии, Габона, Алжира, Египта, министры иностранных дел целого ряда государств (Ангола, Чад, Эфиопия, Мали). Укрепился механизм межмидовских консультаций - причем не только в плане охвата все большего числа стран, повышения регулярности их проведения, но и за счет расширения их тематики, включения конкретных вопросов, выходящих за рамки чисто межведомственного сотрудничества.

Другим направлением стал активный выход на расширение связей с африканскими межгосударственными региональными и субрегиональными организациями. Полагаем, что их роль в политической и экономической деятельности на континенте продолжает возрастать. Эта тенденция особенно прослеживается на Юге континента, где страны - участницы Сообщества развития Юга Африки (САДК) активно осуществляют субрегиональные экономические проекты. Исходя из этого, мы сделали особый акцент на формализации наших связей с САДК.

Наш посол в Ботсване, с 1999 года аккредитованный в качестве спецпредставителя России при САДК, приближает к завершающей стадии согласования текста Меморандума о сотрудничестве с этой организацией, в котором предусматривается и участие российских субъектов предпринимательской деятельности в реализации коллективных экономических проектов Сообщества.

В ноябре 1999 года Россия получила статус наблюдателя в Форуме партнеров действующего в Восточной Африке и на Африканском Роге субрегионального Межправительственного органа по развитию (ИГАД). Мы стремимся к налаживанию контактов с Экономическим сообществом западно-африканских государств (ЭКОВАС).

Перед нами стоит задача тщательного анализа воздействия на наши двусторонние отношения с государствами региона процессов формирования Африканского союза, нового интеграционного образования общеконтинентального значения, имеющего весьма амбициозные цели в политической и экономической сферах и призванного заменить Организацию африканского единства.

На пути осуществления планов, связанных с развитием полномасштабного взаимодействия в торгово-экономическом обществе, сохраняются сложности. Более того, если сравнивать статистические данные последних лет и, например, 80-х годов, то нельзя не отметить некоторый спад в наших экономических отношениях. Товарооборот с африканскими странами южнее Сахары составляет менее миллиарда долларов и не соответствует ни нашим экспортным возможностям, ни потенциалу этого огромного континента, обладающего колоссальными природными ресурсами, важными предпосылками для действительно взаимовыгодного сотрудничества как по государственной, так и по частной линии, одной из самых высоких в мире норм прибыли в ряде отраслей.

Причина такого положения, на наш взгляд, заключается, в первую очередь, в том, что в условиях отказа от идеологических установок, структурной перестройки систем государственного управления, экономических реформ, либерализации внешней торговли, как у нас, так и в большинстве африканских стран, налаживание новых форм конкретного сотрудничества происходит достаточно сложно.

Важное значение имеют правовые гарантии экономической деятельности. МИД России оказывает содействие укреплению договорно-правовой базы наших отношений.

Сейчас постепенно преодолевается спад в области торгово- экономических связей . Пусть товарооборот и небольшой, но за ним стоят реальные коммерческие и, следовательно, действительно взаимовыгодные сделки, без "кредитного, а по сути безвозмездного финансового допинга", как было ранее.

В таком ключе идет работа над перспективными проектами сотрудничества в алмазо- и золотодобывающем комплексе на территории России с ЮАР. В Анголе российской стороной совместно с правительством этой страны создано и активно развивается алмазодобывающее предприятие "Катока". Проекты поставок российских автомобилей и их сборки прорабатываются с ЮАР ("Газели" и "Уралы"), уже реализуются с Эфиопией (КАМАЗ). В Эфиопии намечено реконструировать и завершить строительство завода по производству каустической соды. В Анголе российские предприятия участвуют в многостороннем проекте строительства ГЭС "Капанда" (520 МВт), ведут лов рыбы. В Замбии действуют совместные торговые предприятия, а в Зимбабве - предприятия горнодобывающей промышленности. Во многих странах Африки на условиях долгосрочной аренды активно работают российские авиаторы. На африканский рынок постепенно выходят российские регионы. В августе 2000 года в Челябинске прошла организованная местными предпринимательскими структурами внешнеэкономическая конференция с участием представителей африканских стран, только что состоялась поездка в Нижний Новгород послов стран - членов САДК.

Важным направлением сотрудничества остается образовательная сфера. Уровень подготовки студентов в России по-прежнему высоко котируется в Африке. Причем далеко не по причине дешевизны жизни в нашей стране, как это было раньше. Этот фактор давно не действует. Ценится нацеленность российской системы образования на подготовку практически мыслящих и адаптированных к многопрофильной работе специалистов, особенно в технических и технологических сферах. Играют свою роль и традиции: ныне обучаются уже дети бывших выпускников советских вузов. Однако и в этой сфере есть резервы.

Наша общая задача - как можно быстрее и в других совместных проектах перейти от деклараций к конкретным делам. В этом контексте весьма рассчитываем на дальнейшее содействие со стороны Государственной Думы.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-АФРИКА-ПОРА-ПЕРЕХОДИТЬ-К-КОНКРЕТНЫМ-ДЕЛАМ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Вадим КазаковContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kazakoff

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

РОССИЯ - АФРИКА: ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ К КОНКРЕТНЫМ ДЕЛАМ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-АФРИКА-ПОРА-ПЕРЕХОДИТЬ-К-КОНКРЕТНЫМ-ДЕЛАМ (date of access: 30.03.2023).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Вадим Казаков
Smolensk, Russia
27 views rating
18.03.2023 (13 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Статья "Как выбрать идеальный речной круиз по России" предлагает читателям полезные советы по выбору наиболее подходящего круиза. Она поможет определить цель поездки, выбрать маршрут, круизную компанию, тип круизного судна, условия проживания на борту и учесть стоимость круиза. Статья подчеркивает, что круизы по рекам России предлагают уникальную возможность объединить отдых и познавательный тур. Она содержит много полезной информации для тех, кто только начинает знакомиться с миром круизов.
9 hours ago · From Максим Иванов
ВОЙНА С ТЕРРОРОМ. АФГАНИСТАН. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ВСЕМИРНЫЙ ХАЛИФАТ
18 hours ago · From Вадим Казаков
БРУНЕЙ. НЕФТЕГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
Catalog: Экономика 
18 hours ago · From Вадим Казаков
ИРАНИСТИКА В РОССИИ
Catalog: История 
18 hours ago · From Вадим Казаков
генерал-майор ветеринарной службы в отставке Виталий Петрович Ветров в свои 75 лет неутомим и в общественной деятельности. В течение 19 лет возглавляет Совет ветеранов Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил. Являясь заместителем председателя Центрального Совета ветеранов Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации, активно проводит работу по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи. Для многих поколений генералов и офицеров Вооруженных Сил этот человек является примером служения Отчизне, высокого профессионализма, преданности избранному делу.
НЕПАЛ. ЖИВАЯ БОГИНЯ
2 days ago · From Вадим Казаков
НОВОЕ СЛОВО В ИРАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
Catalog: Филология 
2 days ago · From Вадим Казаков
Национальный парк Читван
Catalog: Биология 
3 days ago · From Вадим Казаков
ПУТЕШЕСТВИЯ, ВСТРЕЧИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ. НАМИБИЯ. Избравшие свободу
3 days ago · From Вадим Казаков
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
3 days ago · From Вадим Казаков

New Publications:

Popular Publications:

Editor's Choice (Worldwide):

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РОССИЯ - АФРИКА: ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ К КОНКРЕТНЫМ ДЕЛАМ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones