Libmonster ID: RU-16564

N 237. Из послания пастве епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского)

11 мая 1917 года

...События великие совершились в нашем отечестве. Произошел государственный переворот, и появился у нас новый строй общественной и государственной жизни. Столетия возглавляли наше отечество цари самодержавные, а теперь нет у нас царя. Во главе государственного управления стоят ныне представители из народа.

Как должен отнестись ко всему происшедшему верующий христианин? Где найти ему надежное объяснение? Углубимся, дорогие чада о Христе, в судьбы прошлой жизни и поищем разъяснения.

...Наступило наше страдное время в правление императора Николая II. Всеми чувствовалось, что уже отжил свою пору бывший доселе государственный строй и порядки. При нынешних условиях жизни самодержавному царю невозможно было успешно управлять столь великим государством. Нужно было, чтобы сам народ, в лице избранных им представителей, принял участие в управлении. Но царь не сделал этого. Царский престол окружали враги народа тайные и явные. Происходило страшное нечестие. Началась великая европейская война, и открыто обнаружились многие государственные недостатки, а от них военные неудачи. Народные избранники слезно умоляли царя удалить вредных людей и сделать необходимые исправления. Но царь не внял голосу народному. И последовал государственный переворот. Неустранимый ход жизни вынудил императора Николая II отказаться от престола, что он исполнил за себя и за наследного сына 2 марта сего 1917 года. Так совершился суд Божий над бывшим нашим царем Николаем II, как в древности над Саулом *.

Если мы вникнем в судьбы прошлой жизни, то нас не будут смущать судьбы настоящего. Переворот в государстве произошел, ибо время для него повелительно приспело. Венценосец отринут, ибо от него вред был. Своим отречением от престола царь освободил себя от данных Господу обетов служить для блага народного, и этим нас освободил от верноподданнической ему присяги.

...С падением самодержавной царской власти, власть верховная возвратилась к народу. Пока народ определит новые способы государственного управления, тяжкий долг управления государством приняли на себя наши народные представители. К ним ныне мы относить должны вышеприведенные ** наставительные слова Господни и апостольские относительно почи-


Окончание. См. Вопросы истории, 2004. NN 2 - 4.

стр. 3


тания верховной власти. Нынешнее наше правительство мы все должны почитать и слушаться за совесть. Безначалие в государстве есть величайшее нечестие - оно грозит стране страшными беззакониями, насилиями и бедствиями. ...При самодержавном строе, когда все творилось именем единой верховной власти, на жизни каждого гражданина чувствовалась опека, под надзором был каждый шаг. Поэтому в деле исполнения гражданского долга преобладал принудительный порядок, шло механическое исполнение. Ныне, когда снята опека и объявлена полнота гражданской свободы, необходимым является свободное и сознательное исполнение каждым гражданином своего долга. Каждый человек, не ожидая понуждения, должен исполнять свои гражданские обязанности, соблюдая порядок и законность во всем.

Омские ЕВ, 1917, N 21. Часть неофиц., с. 3 - 8.

* Саул - первый (ветхозаветный) царь израильский. За ослушание повелению Бога был лишен царства.

** Имеются ввиду цитаты, ранее приведенные епископом Сильвестром: "Воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови" [Мф. 22, 21]; "братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите" [1 Петр. 11, 17]; "сущия власти от Бога учинены суть" [Рим. 13, 1].

N 238. Из указа Синода синодальным конторам, епархиальным архиереям и протопресвитеру военного и морского духовенства

12 мая 1917 года

Приказали: В виду установления нового строя государственной и общественной жизни и в надежде, что все верные сыны и дщери России обратятся ныне к одушевленной работе на общее благо в служении церкви и отечеству, признавая желательным провести сокращение и сложение взысканий, наложенных по духовному суду, при условии ненарушения сим общественных и частных интересов и прав, Святейший синод определяет: 1) всех лиц духовного звания, подвергшихся в разное время взысканиям по духовному суду ввиду политических их убеждений, освободить ныне от неблагоприятных для них последствий таковых взысканий, с принятием мер к восстановлению их прежних прав и положения...

РГВИА, ф. 2082, оп. 1, д. 1, л. 121; Церковно-общественная мысль, Киев, 1917.

Приложение к N 1 - 2, с. 1.

239. Из обращения к духовенству и православному населению епископа Туркестанского и Ташкентского Иннокентия (Пустынского)

12 мая 1917 года

...Текущие события давно побуждали меня обратиться к вам, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с соответствующим словом... Однако до сих пор я медлил в ожидании руководящих указаний со стороны Св. синода и других высших учреждений духовного ведомства, ибо нам здесь, на далекой окраине, весьма трудно понять широкие общественные явления в их истинном свете и в то же время весьма легко ошибиться в оценке совершающихся фактов и взять курс, несогласный с планами правительства и общим течением государственной жизни. И действительно, мы дождались желаемого. Советы и указания, просьбы и требования, мольбы и приказания давно уже появились на страницах газет и журналов, мелькают в форме летучих листков, слышатся с кафедр и трибун...

С верой в сердце, прежде всех творите молитвы, моления, прошения, благодарения [1 Тим. 2, 1] - правда, теперь уже не за царя, который оставил нас, но за Временное правительство наше, за христолюбивое воинство, за всю братию и за всех христиан.

...Общенародные молитвы наши в кафедральном соборе города Верного* в связи с государственным переворотом начались торжественной литургией 5 марта, когда были обнародованы мною лично акты об отречении от престола государя императора Николая Александровича и великого князя Михаила Александровича и совершено молебное пение об утишений страстей народных и о небесной помощи новому правительству и защитникам отечества.

стр. 4


7 марта это обнародование отреченных актов и молебствие были повторены в соборе же по приглашению гражданских и военных властей и снова сказано слово о необходимости сохранять спокойствие внутри страны и всеми мерами помогать Временному правительству.

10 марта там же была совершена торжественная панихида по жертвам революции, предваренная соответствующим словом.

12 марта снова было совершено молебствие и сказано слово.

19 марта перед молебствием в кафедральном соборе о даровании победы русскому народу было лично мною разъяснено значение присяги и обнародован текст нового клятвенного обещания, причем все присутствовавшие в храме повторяли слова его с поднятой вверх правой рукой.

Соответствующие проповеди были, затем, сказаны мною в ...**, 18 апреля в день рабочего праздника*** на площади Военного собора.

...Таким образом, не только ближайшие ко мне горожане, но и все население Туркестанского края имело возможность получить "и в слове и в деле" то руководство для своей церковной деятельности, которое столь необходимо было для всех в переживаемое нами тревожное время.

Туркестанские ЕВ, г. Верный, 1917, N 10. Часть неофиц., с. 136 - 138.

* Г. Верный Семиреченской обл.

** Перечислены шесть церковных праздников.

*** 1 мая (по н. ст.).

N 240. Из постановления съезда духовенства, мирян и церковных старост 3-го благочиннического Алексинского округа Тульской епархии

Вторая половина апреля - первая половина мая 1917 года

...Духовенство наряду с прочими гражданами империи должно пользоваться активным и пассивным правом в политической и общественной жизни страны.

Тульские ЕВ, 1917, N 19 - 20. Часть офиц., с. 288.

N 241. Телеграмма председателю Совета министров Львову из Змиевского уезда Харьковской губернии

До середины мая 1917 года

Съезд духовенства и мирян 3-го округа Змиевского уезда приветствует Временное правительство и высказывает готовность содействовать всеми силами проведению в жизнь новых начал.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 185, л. 54.

* Близкие по содержанию приветствия и постановления были адресованы в мае- июне Временному правительству и отдельным его членам, а также Синоду Всероссийским съездом православного духовенства и мирян, собраниями и съездами духовенства и мирян: г. Луги Петроградской губернии, Новгородской епархии и ее Кирилловского округа, г. Боровичи Новгородской губ. и его уезда, Шенкурского округа Архангельской губернии, Ветлуги и Галича Костромской губернии, Пошехонья Ярославской губернии, Кургана Тобольской губернии, Тулы, Соликамска и Красноуфимского уезда Пермской губернии, 20 приходов одного из округов той же губернии, Слободского уезда Вятской губернии, Уральска, Усть-Каменогорского края Семипалатинской области, Каннского и Мариинского уездов и Новониколаевска Томской губернии, Томским епархиальным съездом, съездами Грайвороиского, Щигровского уездов Курской губернии, Николаевского и Ново-узенского уездов Самарской епархии, Аткарска и Кузнецка Саратовской губернии, Днепровского уезда Таврической епархии, Славяносербска и Александровского уезда Екатеринославской губернии, съездом сельского объединенного духовенства Омской епархии, Псковским и Оренбургским епархиальными съездами, Закавказским церковным собором, съездом духовенства Гурийско-Мингрельской епархии, Черноморского округа Сухумской епархии; Закаспийской области Туркестанской епархии и одного из округов Черняевского уезда Сыр- Дарьинской области той же епархии (ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 97, л. 129; д. 98, л. 197; д. 99, л. 99 - 100, 115, 125, 210; д. 102, л. 209 - 210; д. 136, л. 8 - 10; д. 138, л. 21, 22, 62, 74; д.

стр. 5


148, л. 41, 44; д. 150, л. 34; д. 178, л. 242; д. 152, л. 80, 86, 129; д. 153, л. 4; д. 157, л. 33; д. 161, л. 66, 76 - 77, 116; д. 163, л. 4; д. 168, л. 51, 53; д. 174, л. 23 - 24, 26; д. 179, л. 21; д. 190, л. 22; ф. 1779, оп. 2, д. 124, л. 34 - 35; д. 126, л. 50; РГИА, ф. 1278, оп. 5, 1917 г., д. 1292, л. 13, 31, 126, 157, 158, 160, 170, 175; НИОР РГБ, ф. 60, к. 18, д. 36/1 - 8, л. 1 - 6; Московский листок, 4, 6.VI. 1917; Тульские ЕВ, 1917, N 21 - 22. Часть неофиц., с. 297 - 298; Оренбургский ЦОВ, 1917 г., N 15, с. 3; Туркестанские ЕВ, г. Верный, 1917, N 12. Часть офиц., с. 163; ВЦОВ, 1917, N 45, с. 1).

N 242. Телеграмма Временному правительству из г. Сергача Нижегородской губернии

До 15 мая 1917 года

Благочиннический съезд 1-го Сергачского округа, совместно с мирянами выражая свое полное доверие правительству, просит верить в полную готовность оказать ему всяческую поддержку и содействие своими трудами и силами (в) стремлении спасти дорогую Россию, стоящую на краю гибели, защитить православную церковь как первенствующую.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 145, л. 58.

N 243. Телеграмма председателю Временного правительства Львову из Белгородского округа Курской губернии

До 16 мая 1917 года

Духовенство 4-го Белгородского округа Курской губернии приветствует (в) вашем лице новое правительство, присоединяется к программе Временного правительства, работающего в согласии с советом рабочих (и) солдатских депутатов, всероссийским крестьянским союзом. Война должна быть доведена до победного конца. Мир должен быть заключен в согласии с нашими союзниками.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 138, л. 25.

244. Из речи архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) перед открытием епархиального съезда

16 мая 1917 года

...Отброшен старый строй, забила новая жизнь, заклокотала в нашем отечестве. Все и каждый принялись работать над созданием новых условий жизни; в этом и нам, церковным людям, не надо отставать. Бог в помощь вам, господа! Немало есть среди сынов церкви православной творческих сил; им необходимо лишь сплотиться, чтобы делать общее дело по устройству жизни церковной и общегосударственной... Старое прошло и не вернется. Станем работать совместно, дружно, и на такую работу я призываю Божие благословение.

Курские ЕВ, 1917, N 20 - 21. Часть неофиц., с. 194.

N 245. Из резолюции Курского епархиального съезда

16 мая 1917 года

...2. Духовенство Курской епархии приветствует крушение царского самодержавного строя, основанного на произволе и насилии, и решительно заявляет свое убеждение, что лучшим государственным строем, действительно обеспечивающим свободу церкви, а также свободу, права и равенство граждан, строем, наиболее соответствующим евангельскому закону любви и братства людей и народов, является, без сомнения, демократический республиканский строй.

3. Духовенство чрезвычайного епархиального съезда выражает глубокое сочувствие всем лицам духовного звания, пострадавшим за свои политические убеждения при старом строе.

4. В деле устроения церковно-общественной, государственной, а также экономической жизни на новых началах, православное духовенство должно

стр. 6


идти одним путем с народом, то есть с трудовым населением, а не против него, и поддерживать все его законные требования.

Курские ЕВ, 1917, N 20 - 21. Часть неофиц., с. 199 - 200; ВЦОВ, 1917, N 39, с. 3.

N 246. Телеграмма Временному правительству Курского епархиального съезда

16 мая 1917 года

Чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян Курской епархии, объединенный готовностью совместно работать на пользу церкви и государства на основах христианского социализма, приветствует Временное правительство. Съезд выражает уверенность, что представители истинной демократии, войдя в состав правительства и опираясь на доверие трудового большинства страны и живую поддержку его, укрепят завоеванную свободу, выведут родину на светлый путь мирного государственного строительства, всячески ускорят созыв Учредительного собрания, в согласии с союзниками очистят все страны от насильников, доведут войну до победного конца, то есть до полного уничтожения германского милитаризма, и общими силами всех союзных народов восстановят государства, потерявшие самостоятельность.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 138, л. 33; Курские ЕВ, 1917, N 20 - 21.

Часть неофиц., с. 197 - 198.

N 247. Из послания пастве викария Полоцкой епархии епископа Двинского Пантелеймона (Рожновского)

16 мая 1917 года

Православные! Уже немало времени прошло, как старая власть пала, и никто не жалеет ее. Это показывает, что государственный переворот был у нас неизбежен. Но кроме того, мировой пожар - теперешняя война, беспримерная в человеческой истории, вызвала бесчисленные жертвы людьми и различным богатством. Поистине бесчисленные жертвы. И если до войны, при самых благоприятных условиях, старая власть не могла дать народу самого необходимого - просвещения и материальной обеспеченности, чтобы наиболее многолюдные классы населения могли жить хотя сколько-нибудь по- человечески, то после войны, когда наши герои-страстотерпцы, много раз стоявшие перед лицом смерти и побывавшие точно в аду, когда они, измученные, больные, при старой власти возвратились бы к себе домой, тогда стоны и страдания народа были бы нестерпимы и безутешны. Благотворительность, которую устраивала старая власть, разные благотворительные комитеты, вроде Татьянинского комитета, ведь все это были только игрушки, которые не могли уменьшить народного бедствия. Необходимы были новые порядки и новая власть, которые были бы наиболее благодетельны для народа. И вот новая власть и новые порядки явились вместе с давно желанной свободой, необходимой, чтобы люди могли разумно и счастливо устраивать свою жизнь. Враги православия стараются убедить, будто старые порядки и старая власть были благоприятны для церкви и для духовенства. Но это неверно, они никогда не были благоприятны... Старое правительство в упоении своей властью не считалось ни с постановлениями святых отцов, ни с епископской благодатью, а грубо господствовало над высшим духовенством, обращая церковь в служанку для своего возвеличения и тщеславия. С этой целью старая власть не допускала, чтобы епископы православной церкви собирались бы для свободного управления делами церкви. Со стороны могло казаться, что у епископов полнота власти, что они все могут, а на самом деле им представлялась одна только видимость участия в церковном управлении. Все же дела церковные решались светскими чиновниками, иногда маловерующими или даже просто еретиками, которые глумились над архиереями... Грех против церкви это есть самый главный грех старой власти и, пожалуй, он больше всего и привел прежнее правительство к погибели, а теперь продолжает быть причиной многих настоящих и грядущих бедствий.

Свободное слово, Витебск, 16.V.1917.

стр. 7


N 248. Телеграмма Временному правительству из Татарска Омской епархии

16 мая 1917 года

Духовенство и миряне 3-го [5-го?] благочиннического округа Омской

епархии, собравшись в городе Татарске на благочиннический съезд для обсуждения вопросов, касающихся обновления православной церкви, почли долгом выразить непоколебимую не за страх, а за совесть верность и преданность Временному правительству. Чтим в нем провозвестника новых, живо ощущаемых нами светлых и свободных начал жизни, приветствуем, благодарим правительство за отмену столь тяжелой для христианского чувства смертной казни, окрыляем себя надеждой, что правительство дарует православной церкви все необходимое для ее плодотворной и спасительной работы. Обещаем все свои силы отдать на службу церкви Христовой, которая есть исполнение всего закона. Храни вас Господь Бог.

ГАРФ, ф. 1779, оп. 2, д. 123, л. 204.

N 249. Телеграмма председателю Совета министров Львову Харьковского епархиального съезда

17 мая 1917 года

Одушевленный желанием созидательной работы на благо свободной церкви, 1-й чрезвычайный харьковский епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует народное правительство, отменившее позор русской жизни - смертную казнь, и выражает готовность всячески поддерживать укрепление в стране свободы, законности и порядка разъяснением всей пагубности преступных выступлений анархически настроенных необщественных элементов, а также укреплением нравственного сознания, что война, диктуемая насущными задачами самосохранения, должна быть доведена, согласно требования государственного разума, в неразрывном единении с союзниками и неизменной верности им, до достойного величия нашей родины конца, обеспечивающего полное уничтожение милитаризма и братский мир народов. Съезд молит Христа Спасителя мира, да настанет скорее для исстрадавшей[-ся] родины время, когда все народы раскуют мечи на рала.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 183, л. 98 - 99.

N 250. Из постановления Нижегородского епархиального съезда

15 - 18 мая 1917 года

Мы не сторонники отжившего и тяжкого для церкви старого строя. Мы приветствуем Временное правительство и Св. синод в их стремлении провести глубокие церковные реформы в целях оживления омертвелой поверхности Русской православной церкви.

Съезд высказал одобрение "возвышенных лозунгов обновленного государственного строя".

РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917 г., II отд., Ill стол, д. 43, л. 32об. -33.

N 251. Телеграмма обер-прокурору Синода Нижегородского епархиального съезда духовенства

16 и 18 мая 1917года

Мы, духовенство и миряне, собравшись на нижегородский епархиальный съезд, воодушевленные горячим желанием счастья свободной родине, выражаем в вашем лице безусловное доверие Временному правительству, желание всеми законными мерами и способами помочь ему и непоколебимую уверенность в том, что, какой бы строй правления ни был установлен имеющим быть Учредительным собранием, православная церковь всегда будет пользоваться правами свободы и самоопределения в своей внутренней жизни, а православная вера всегда останется первой между равными.

РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917 г., II отд., 111 стол, д. 43, л. 4об., 12; ф. 1278, оп. 5, 1917 г., д. 1292, л. 112; Нижегородский ЦОВ, 1917, N 15, с. 165; Приложение к N 20, с. 17.

стр. 8


N 252. Постановление об отношении к новому политическому строю Экстренного съезда духовенства и мирян Тульской епархии

15 - 18 мая 1917 года

1) Идя рука об руку с народом, съезд высказывается за учреждение в России демократической республики, находя такую форму правления нисколько не противоречащей учению православной церкви и 2) признает нравственной обязанностью пастыря освещение политических вопросов с церковной кафедры с точки зрения заветов Христа.

Тульские ЕВ, 1917, N 21 - 22. Часть неофиц., с. 298.

Приложение к N 252.

Резолюция этого же съезда в изложении столичной церковной газеты:

В виду выяснившегося стремления народа иметь демократическую республику епархиальный съезд постановил, что он, идя рука об руку с народом, высказывается также за учреждение демократической республики, не находя тому противоречия в слове Божием; но вмешиваться в политически- партийную борьбу не рекомендовал, особенно с церковной кафедры, откуда должно слышаться только чистое и истинное учение Христово, чуждое партийной борьбы и агитации.

ВЦОВ, 1917, N 42, с. 4.

N 253. Резолюции Харьковского епархиального съезда

20 мая 1917 года

[Об отношении церкви к государству:]

1) Русская православная церковь должна быть свободной в ее внутреннем устройстве и независимой ни от глав, ни от правительства государства, но, ввиду ее исторических заслуг в строительстве российского государства и преобладающего, свыше 70 %, православного русского населения, она не может быть отделена от государства.

2) Свободная русская православная церковь в свободном русском государстве обязательно пользуется всеми правами установления публично-правового характера.

3) Свободная русская православная церковь, не посягая на права других церквей и исповеданий, должна быть первой между равными, поэтому глава государства, кто бы он ни был, должен быть православным.

[О пожертвовании серебряного колокола (изложено в "Русских ведомостях"):]

Харьковский епархиальный съезд единогласно постановил отправить на государственный Монетный двор серебряный колокол, находившийся на колокольне городского собора Харькова. Данный колокол, весивший более 40 пудов, был отлит на средства духовенства в память спасения царской семьи при катастрофе императорского поезда у ст. Борки *. Выступавшие на съезде священнослужители указывали, что сбор денег на колокол был принудительным. Капитал, полученный от переплавки колокола, предполагалось пожертвовать на детей-сирот православных воинов Харьковской епархии.

ВЦОВ, 1917, N 35, с. 3; Слово церкви, М. 1917, N 23, с. 438;

Русские ведомости, 18.V.1917.

* Катастрофа произошла 17 октября 1888 года.

N 254. Из приветственной речи епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) Оренбургскому епархиальному съезду

20 мая 1917 года

...Более тысячи лет русская земля управлялась единоличной властью своих государей. Но всему бывает свое время, вечного на земле ничего нет, прежнее ветшает и изнашивается; вместо старого созидается новое. Единоличная власть государей прекратила свое существование; народ стал сам у власти; сам теперь великий русский народ свободно, как захочет, устроит

стр. 9


свой общественный и государственный порядок; сам теперь решит судьбу свою.

Оренбургский ЦОВ, 1917, N 14, с. 1; N 15, с. 1.

N 255. Из резолюции Екатеринбургского епархиального съезда

22 мая 1917 года

Чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян Екатеринбургской епархии, как и все граждане, приветствует падение самодержавного бюрократического строя, который при безответственности власти был источником всякого произвола и гнета, полного господства имущих над неимущими, неравенства прав как среди коренного населения, так и разных народностей великого государства Российского... Съезд находит в условиях современности приемлемой формой будущего государственного устройства унитарную демократическую республику с предоставлением отдельным племенам широкого самоуправления в меру их культурности.

ВЦОВ, 1917, N 47, с. 4.

N 256. Из постановления Псковского епархиального съезда

Около 23 мая 1917 года

...Участие духовенства как членов в Советах крестьянских, рабочих и солдатских депутатов признать желательным, так как в эти Советы входят лица разных политических партий, часто враждебных, и священник, как проповедник любви, братства, равенства и мира, не может быть там лишним.

ВЦОВ, 1917, N 88, с. 4.

N 257. Приветственная телеграмма Всероссийскому съезду духовенства и мирян из Тифлиса*

23 мая 1917 года

Общее собрание духовенства и мирян русских церквей города Тифлиса с великой радостью братски приветствуя первый Всероссийский съезд духовенства и мирян в сердце России Москве, собравшийся в дни всероссийского возрождения, горько сожалеет, что по независящим от него обстоятельствам на съезде не будет услышан его голос, и выражает твердую уверенность, что работами съезда будет положено начало свободе церковного самоопределения в государстве, возвращению мирянам надлежащего места в живом организме церкви и восстановлению церковной соборности, разрушенной самодержавием и произволом монашествующего епископата.

НИОР РГБ, ф. 60, к. 13, д. 7, л. 1. * Всероссийский съезд духовенства и мирян проходил в Москве 1 - 12 июня.

N 258. Из резолюций Омского епархиального съезда

23 - 24 мая 1917 года

Об отношении к современным событиям:

1) Религия есть высшее благо души всякого человека. Но православная религия, исповедуемая ста миллионами народа, строителя и создателя русского государства, должна быть признаваема первой между всеми религиями России. С точки зрения христианской православной церкви безразлична форма правления, лишь бы она давала свободу совести и вероисповедания.

2) Съезд духовенства и мирян вполне доверяет своему Временному правительству и надеется, что оно доведет войну до победы над врагом, а страну до Учредительного собрания, которое и установит форму правления.

...6) Омский съезд духовенства и мирян горячо протестует против крайних выступлений, вызывающих реакцию или анархию и препятствующих строительству новой жизни народа, от кого бы эти выступления ни исходили, и ставит в обязанность всем православным сознательным людям освещать эти явления путем устных бесед и печати.

стр. 10


Об отношении православной церкви к государству:

1) Признавая, с одной стороны, различие конечных целей церкви и государства, съезд признает и наличность оснований для отделения первой от второго; но с другой стороны, православная церковь, как установление, находящееся в пределах государства и способствовавшая его развитию и совершенствованию, не может быть совершенно от него отделена.

2) Отжившая самодержавная власть в России была тождественна с угнетением народа, насилием над душой человека и гибельна для православной церкви. Признать ее восстановление недопустимым.

3) Так как большинство населения России принадлежит к православной христианской церкви, то признать желательным, чтобы наше русское государственное строительство соответствовало бы основам православного учения.

4) Избранный Учредительным собранием глава нашего государства должен принадлежать к православно-христианской церкви и русского происхождения.

5) В свободной России при безусловной свободе совести и вероисповеданий, православная христианская церковь должна быть независимой от власти государства и иметь полную свободу внутреннего самоопределения, своего устройства и всего распорядка жизни.

6) Государственная власть, имея право надзора за всеми установлениями в пределах русского государства, поручает исполнение единственно внешнего надзора за всеми религиями России особому министру исповеданий, который должен, также как и глава государства, принадлежать к православной церкви.

7) Должность обер-прокурора Святейшего синода, как не соответствующая новому строю жизни и взаимоотношениям церкви и государства, должна быть упразднена.

8) Так как религиозная потребность людей имеет существенное значение в их жизни, то и все русские граждане в праве требовать от государства содействия в удовлетворении этой потребности наряду с прочими потребностями в науке, искусствах и т.п. Поэтому государство обязано всем церквам и исповеданиям оказывать материальную поддержку, сообразуюсь с историческим и культурным значением их, а также с числом принадлежащих к ним граждан.

В частности: государство обязано удовлетворить нужды православной христианской церкви в обеспечении содержанием духовенства, помощью религиозно-нравственному просвещению народа и законной защитой православной церкви от гонения неверующих.

Бюллетень съезда духовенства и мирян Омской епархии, N 2 (Омские ЕВ, 1917. Приложение к N 23, с. 2 - 3); Омский вестник, 1917, N 111, с. 3.

N 259. Телеграмма председателю Совета министров Львову от Костромского епархиального съезда

24 мая 1917 года

Чрезвычайный Костромской епархиальный съезд духовенства и мирян, при полном единении всех его членов, с местным епископом, получив сегодня сообщение печати о достигнутом соглашении Временного правительства с Советом солдатских и рабочих депутатов, которое послужит к укреплению необходимого внутреннего мира в стране для спасения свободной России, испытывает чувства глубокого удовлетворения и радости. Съезд шлет Временному правительству горячие приветствия и уверения в полной готовности всеми силами поддерживать его как единственную власть, могущую объединить все население страны и довести нашу родину до Учредительного собрания.

Призывая к тому же и все население епархии, Евгений (Бережков), епископ Костромской и Галичский.

ГАРФ, ф. 1778, оп. I, д. 136, л. 19.

стр. 11


N 260. Из выступления архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на епархиальном съезде

24 мая 1917 года

...Мы, пастыри, прежде всех русских граждан должны восчувствовать страдания родины. Церковный и патриотический долг обязывает нас заботиться об умиротворении страстей, сколько есть у нас сил, предупредить распространение анархии, взаимной злобы и ненависти. После того, как мы признали новое правительство, наш долг содействовать ему как единственной силе, которая может и должна умиротворить страну... Провозглашаемые теперь начала свободы, братства и равенства суть начала христианские. Объединяясь друг с другом верой и любовью, защищая свои святыни, мы не отделимся от народа, а вместе с ним пойдем к лучшему будущему... Покажем себя достойными провозглашаемых начал свобод. Будем совершать церковное и государственное дело спокойно и зрело, избегая нетерпеливости и нетерпимости. Да не унизимся мы до мести за прошлое! Пусть не будет среди нас таких, которые поносят прошлое ради того, чтобы выиграть при новых течениях. В моменты переворотов так естественно снимать с себя ответственность и возлагать на других. Пресвитеры винят епископов, миряне тех и других. Но если мы виноваты в чем, то виноваты все, ибо все мы пели: "Боже, царя храни". Мы подчинялись самодержавию, как подчиняемся теперь Временному правительству. Златоуст говорит, что христианский долг молиться за всех носителей власти, хотя бы они были и язычники.

Новгородские ЕВ, 1917, N 10. Часть неофиц., с. 417 - 419.

N 261. Резолюция Полоцкого епархиального съезда

25 мая 1917 года

Духовенство и миряне Полоцкой епархии считают необходимым объединение во всероссийский союз для стойкой защиты интересов православной церкви на началах взаимной любви, справедливости и преданности православию.

Ввиду тяжелого момента, переживаемого нашим отечеством, постановили оказать всемерную поддержку Временному правительству в его полезной для государства деятельности, принять все меры в борьбе с дезертирством, употребить все усилия и средства, чтобы Заем свободы был покрыт с избытком, и признать, что настоящая война должна быть в согласии с союзниками доведена до полного победного конца, так как в этом только залог сохранения приобретенных революцией свобод.

Полоцкие ЕВ, Витебск. 1917, N 31, Офиц. отдел, с. 774 - 775.

N 262. Постановление собрания духовенства Бирского уезда Уфимской губернии об отношении к политическим партиям

25 мая 1917 года

Все причты вообще и каждый в частности должны быть подробно знакомы с существующими политическими партиями, с каковой целью в каждом приходе на общеприходские средства должны быть приобретены брошюры и листки политического характера, разъясняющие сущность названных партий, само же духовенство должно быть вне всяких партий, не должно вторгаться в политические дела и вообще быть весьма осторожно в политических вопросах.

Уфимские ЕВ, 1917, N 14. Отдел неофиц., с. 384 - 385.

N 263. Телеграмма обер-прокурору Синода духовенства и мирян Гродненской епархии *

24 - 26 мая 1917 года

Чрезвычайное собрание клира и мирян Гродненской епархии, обсудив вопросы устроения церковно-приходской и епархиальной жизни на новых началах свободы в духе мира и любви, поставляет долгом засвидетельствовать пред вами о чувствах полного доверия и любви, и уважения к своему

стр. 12


архипастырю архиепископу Михаилу **. Клир и миряне молитвенно желают, чтобы Господь скорее привел их вернуться на свои пепелища и под добрым руководством своего архипастыря приняться за восстановление потрясенной церковно-общественной жизни епархии в полном единении с ним и между собою.

ВЦОВ, 1917, N44, с. 4.

* В связи с военными действиями съезд проходил в Москве. ** Архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков).

N 264. Решение уездного съезда духовенства в г. Петровске Саратовской губернии

25 - 26 мая 1917 года

Церковь должна быть свободная, соборная, самоопределяющаяся. Государство в административном и материальном отношении должно оказывать ей содействие, поддержку, тем более отношение государства к церкви должно быть благожелательное, что большинство членов государства - православные.

Саратовские ЕВ, 1917, N 17 - 18, с. 612, 614 - 615.

N 265. Из резолюций Рижского* епархиального съезда

25 - 26 мая 1917 года

Об отношениях церкви и государства:

Православная русская церковь находится в единении с государством, занимая среди других исповеданий государства первое место среди равных. Как состоящая из граждан Российского государства, она содействует ему в наилучшем осуществлении его высоких гражданских целей, не считая это для себя рабством; в делах же учения, исповедания, культа, избрания, перемещения и увольнения пастырей и др. условий внутренней жизни она должна быть свободна. Всякая религия для народа, который ее исповедует, есть высшее для него духовное благо и потому заслуживает поддержки и со стороны государственной власти... Глава государства, равно и министр исповеданий, независимо от формы правления, должны быть православными.

ВЦОВ, 1917, N 43, с. 4.

* Съезд состоялся в г. Юрьеве Эстляндской губернии.

N 266. Постановления Оренбургского епархиального съезда

26 мая 1917 года

О желательной для России форме государственного правления: Власть должна находиться в руках народа великого Российского государства и не должна противоречить духу истинного христианства.

Об отношении церкви к государству:

Православная церковь во внутренней своей жизни должна быть свободна и независима от воздействия и вмешательства государства и при всякой форме правления должна обладать свободой внутреннего самоопределения в отношении своего устройства, управления и жизнедеятельности.

Об взаимоотношениях церкви и государства:

Церковь должна быть свободна от влияния агентов правительства в своем управлении и самоопределении, но имеет право на материальную поддержку со стороны государства.

Оренбургский ЦОВ, 1917, N 19, с. 1 - 2.

N 267. Из постановления съезда депутатов от мужских и женских монастырей Пензенской епархии*

27 мая 1917 года

Съезд заявляет, что монастыри были всегда с народом и потому они должны поддержать волю народа, которая выразится в выработке формы государственного строя и образа правления через Учредительное собрание; в частности:

стр. 13


а) для укрепления нового строя монастыри всеми мерами просвещения, собеседований и разъяснений выражают готовность поддерживать новый государственный строй;

б) так как преобладающее население России - православное, то желательно, чтобы и лицо, поставленное во главе государственного управления, было православное, близкое к вере этого населения;

в) по сей же причине и новые законы должны быть проникнуты христианскими началами, которые вольют в основу законодательства правду и справедливость для жизни русского народа;

г) Православная церковь, как свободная в свободном государстве, должна пользоваться всеми правами и преимуществами, искони ей принадлежавшими, и быть первою среди равных.

Пензенские ЕВ, 1917, N 11 - 12. Часть офиц., с. 323, 328 - 329.

* Съезд проходил под председательством викария Пензенской епархии епископа Краснослободского Григория (Соколова); на съезде присутствовало 60 человек.

N 268. Из постановлений Тобольского епархиального съезда

20 - 27 мая 1917 года

О взаимоотношениях церкви и государства:

До революции церковь была порабощена государством. Церковь должна быть свободна. Свобода совести должна быть обязательна для всех. Однако отделить церковь от государства совершенно и противопоставить их друг другу невозможно. В свободном государстве должна быть свободная церковь. Православная церковь, не требуя и не ища господства, должна быть первою между равными. Государство должно приспособить отдых трудящихся масс к церковным праздникам; иметь главу, исповедующего православную веру, оставить в программах учебных заведений Закон Божий. Церковь, как хранительница начал нравственности, является твердой основой жизни государства.

Тобольские ЕВ, 1917, N 22. Отдел офиц., с. 309, 313.

N 269. Резолюция Закавказского церковного собора в Тифлисе

25 - 29 мая 1917 года

1. Об отношении церкви и государства:

В свободной России должна быть свободна и православная церковь, наравне с другими религиозными обществами, при всякой форме государственного правления.

...3. Об отношении к государственному перевороту:

Закавказский церковный собор, выражая свое убеждение, что возврат к старому государственному строю невозможен, так как этот строй был гибелен для церкви и народа, в лице духовенства и мирян сочувственно относится к принципу народовластия, укрепляющему будущий строй государственной жизни. В этом новом строе жизни общественной и государственной должны быть полностью осуществлены все чаяния народного освободительного движения: свобода совести, слова, собраний и союзов, равенство всех граждан перед законом и неприкосновенность личности, основные требования всеобщего избирательного права, демократизация школы и справедливое решение земельного и рабочего вопросов.

4. Об отношении к переживаемым событиям:

Осуждая анархию как проявление злой воли и невежества темных масс, духовенство и миряне Закавказского церковного собора призывают все культурные силы страны сплотиться вокруг Временного правительства в защите законности и порядка, и со своей стороны считают непременным своим и нравственным и гражданским долгом всемерно содействовать такому сплочению, укрепляя в народе начала общегражданской свободы и справедливости.

5. Об отношении к политическим партиям:

Закавказский церковный собор полагает, что духовенство не должно принадлежать ни к одной политической партии, но оно должно содействовать и благожелательно относиться ко всякой партии, если только она в про-

стр. 14


ведении, осуществлении и защите своей программы в интересах трудящегося народа стоит на пути евангельской правды, истинно-христианской любви и справедливости.

Определения Закавказского церковного собора русского духовенства и мирян, происходившего в г. Тифлисе 25 - 29 мая 1917 года.

(Вестник Грузинского экзархата, Тифлис, 1917, N 13 - 14, с. 1 - 2).

N 270. Из постановлений Пермского епархиального съезда духовенства и мирян

26 - 31 мая 1917года

Об отношении церкви к государству:

1) Отделение церкви от государства нежелательно только в материальном отношении, особенно нежелательно такое отделение в настоящее время при неорганизованности материальных средств церкви; но и в дальнейшем получение церковью материальной помощи от государства не только возможно, но и необходимо.

2) Свобода для церкви и независимость ее от государства во внутреннем строе ее жизни на началах канонов существенно необходима, причем материальная помощь церкви со стороны государства должна быть понимаема как долг государства в виду ее духовно-просветительской работы.

...5) Независимо от природы будущего государственного строя в Российском государстве, первое лицо в правительстве новой России непременно должно быть по вероисповеданию православным; православная церковь должна пользоваться преимуществом чести перед прочими, и во всех случаях выражения общественного религиозного чувства должно быть приглашаемо православное духовенство.

Пермские ЕВ, 1917, N 18 - 19. Отдел неофиц., с. 364; N 22 - 23. Отдел неофиц., с. 377 - 378; Пензенские ЕВ, 1917, N 16 - 17. Часть офиц., с. 519 - 520.

N 271. Приветствие Всероссийскому съезду духовенства и мирян от Пермского епархиального съезда

26 - 31 мая 1917 года

Чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян обширной Пермской епархии чрез своих депутатов шлет сердечный братский привет участникам Всероссийского съезда с молитвенным призыванием благословения Божия и пожеланием успеха в трудном, весьма важном и ответственном деле церковного строительства.

Давно уже преданные церкви сыны, наиболее радеющие о ее благе и процветании, находили, что Русская православная церковь находится в унизительном порабощении у правительственной власти.

Гнет самодержавного строя, особенно со времен Петра Великого, наложил на церковную жизнь цепи полного рабства и, лишив церковную общину самоуправления, внес разъединение между пастырями и пасомыми, превратив первых из свободных провозвестников евангельской истины в своих правительственных агентов, навязывая иногда священному сану обязанности, не соответствующие духу пастырского служения, а последних, т. е. мирян, обратив в безгласное стадо, с затаенной тяжкой болью в сердце, ставшее безучастным к церковной жизни и нередко в лице многих совершенно отвратившееся от интересов православия.

Но сгнившее здание самодержавного строя, основанного на насилии и бесправии, рухнуло, уступив место новому государственному и церковному строительству на высоких началах духовной свободы, равенства и братства.

Православная российская церковь, распростирающая свои материнские объятия на 70% православного населения нашего отечества, получив возможность стряхнуть с себя следы многовекового рабства и унижения, должна воспрянуть и скорее расправить свои могучие крылья для высокого свободного полета во внутреннем самоопределении, дабы во всех далеких углах

стр. 15


нашей многострадальной и дорогой родины изливались живительные лучи светозарного учения правды солнца - Христа.

НИОР РГБ, ф. 60, к. 13, д. 5, л. 1 - 2.

N 272. Резолюции Таврического епархиального съезда

Апрель-май 1917 года

О взаимоотношениях церкви и государства:

Съезд духовенства и мирян Таврической епархии радуется освобождению церкви православной от светской власти и приветствует свободу церкви, не страшится отделения церкви от государства, признавая это отделение высшим и идеальнейшим выражением полной свободы Христовой церкви. Принимая же во внимание бытовые и национальные особенности русского народа, съезд не может с единодушной готовностью приветствовать отделение церкви от государства на началах готовых западных образцов.

В связи со сделанными депутатами съезда массовыми пожертвованиями в пользу государства:

Священники-депутаты Таврического епархиального съезда, движимые чувством горячего патриотизма, пожертвовали отечеству бывшие на них наперсные кресты с тем, чтобы эти кресты были сданы в государственное казначейство и перелиты в слитки, а из слитков, если правительство найдет возможным, были сделаны Георгиевские кресты для награждения воинов-героев. Что же касается вообще ношения наперсных крестов, то, признавая такие отличительным знаком священнического сана, съезд постановляет необходимым уничтожение на крестах одних лишь инициалов имени царей.

ВЦОВ, 1917, N 48, с. 3.

N 273. Телеграмма А. Ф. Керенскому Таврического епархиального съезда

Апрель-май 1917 года

Идейный вождь трудовой России и воевода народной армии и флота, Александр Федорович. Тебе вверена защита интересов трудящихся, тебе вверена защита родной Руси от жестокого врага демократии всего мира. Стой же твердо, честный борец, за тобой идет вся трудовая Россия. Кликни клич, Минин земли Русской, - мы же, клир и миряне Тавриды, приветствуем в лице твоем армию и флот, несем тебе всю утварь, все золото и драгоценности церкви и все, что имеем, а ты, вперив очи орлиные, зорко блюди интересы государственной свободной Руси.

ВЦОВ, 1917, N 34, с. 4.

N 274. Из послания епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева) к духовенству Орловской епархии

1 июня 1917 года

Да будет ведомо всему православному миру, да будет слышимо и усвоено во всякой хижине, что ныне весь русский народ и все вообще живущие на орошенной потом и кровию государственной земле призваны к новой жизни на новых началах, именно на началах свободы. Совершившийся переворот неизменен. Вся власть в государстве до созыва Учредительного собрания принадлежит единственно Временному правительству. Никакой другой власти государственной нет и не должно быть. Возврата к прошлому нет, не будет, и невозможно ему быть. Если иногда слышатся такие опасения и притом со стороны таких лиц, которые, по-видимому, особенно ревностно защищают завоеванную народом свободу, то необходимо помнить, что речи о так называемой контрреволюции в большинстве случаев идут от людей или слабых духом, или неуверенных в том, что они действительно добро сделали и добру служат, или, наконец, прямо-таки недобросовестных, нарочито сеющих смуту и взаимное недоверие в населении. Пусть все будут твердо убеждены, что контрреволюции не будет и не может быть.

Опасность для свободы народа и для жизни государства заключается не здесь. Горе русского народа и величайшая опасность для его политической

стр. 16


самостоятельной жизни заключается в том, что революционное движение все более и более направляется в сторону анархии, то есть полного безначалия и разрушения всех начал государственной, общественной и семейной жизни. Ужас современной жизни заключается в том, что свобода многими понята как своеволие, как поругание всяких прав, каждого в отдельности и всех вместе граждан русской земли... Архипастырски призываю всех членов клира к миру, полному согласию в делах, ко взаимному доверию...

Орловские ЕВ, 1917, N 22. Отдел нсофиц., с. 333 - 334, 346.

N 275. Резолюция Иркутского епархиального съезда

29 мая - 11 июня 1917 года

По вопросу о будущем государственном строе в России съезд, стоя на точке зрения, что христианство не связано с какой-нибудь определенной формой правления, высказался за приемлемость демократической республики. По вопросу об отношении церкви к государству он признал, что в свободном русском государстве церковь должна быть свободной в своей внутренней жизни, однако полного отделения церкви от государства, в смысле разрыва исторической связи между ними и низведения церкви на положение частноправового общества в государстве, быть не должно.

Иркутские ЕВ, 1917. Вкладыш к N 13, с. 1.

N 276. Телеграмма* Иркутского епархиального съезда председателю** Всероссийского съезда православного духовенства и мирян

3 июня 1917 года

Епархиальный съезд духовенства и мирян Иркутской епархии по вопросу об отношении церкви к государству единогласно принял резолюцию:

1) Создавшаяся в России при бюрократическом строе форма взаимоотношений между государством и церковью, когда последняя была низведена на степень подчиненного государству учреждения, ненормальна. Такое подчинение церкви государству и его целям унижает достоинство церкви и подрывает ее авторитет.

2) Отделение церкви от государства, понимаемое в смысле полного разрыва исконного союза русского государства с православной церковью и низведение церкви на положение частного общества частно-правового характера неприемлемо. Религиозная потребность, потребность, удовлетворению которой призвана служить церковь, - важнейшая в ряду других духовных потребностей человека. И церковь вправе требовать от государства, поддерживающего науку, просвещение, искусства, чтобы оно прежде всего и всеми средствами содействовало ей в осуществлении ее высоких целей. Этого же требуют и интересы самого государства, нуждающегося в нравственной опоре, каковую может дать только религия.

3) Пользуясь материальной и юридической поддержкой государства, сохраняя характер публично-правового установления, церковь должна быть в своей внутренней жизни свободна и независима от государства, свободно самоуправляясь на основе канонических начал.

4) Государство, не посягая на религиозную свободу граждан, должно оказывать свою поддержку наряду с православием и другим существующим в России исповеданиям. Однако, сообразуясь с относительным историческим и культурным авторитетом разных исповеданий и численностью принадлежащих к ним граждан, оно по справедливости должно признать православие религией первенствующей. Православие в России - религия большинства, создавшего самое государство. Оно принято народом на заре его исторической жизни и во все века его существования служило источником его духовно-нравственной силы. Первое место принадлежит ему по праву. Принцип этот предполагает: а) что глава государства должен быть православным. Православным должен быть и министр исповеданий; б) что вся государственная деятельность нового строя должна покоиться на началах православно-христианской культуры; в) что во всех случаях, когда государство признает нуж-

стр. 17


ным обратиться за религиозным благословением, должно быть призываемо православное духовенство.

НИОР РГБ, ф. 60, к. 6, д. 21, л. 1 - 3.

* Фактически телеграмма представляет собой резолюцию съезда по вопросу об отношении церкви к государству.

** На первом заседании Всероссийского съезда духовенства и мирян 1 июня председателем был избран профессор богословия Московского университета протоиерей Н. И. Боголюбский (ВЦОВ, 1917, N 42, с. 2).

N 277. "Наказ" членам Временного правительства от Новгородского епархиального съезда

24 мая - 8 июня 1917 года

Мы не можем больше терпеть, чтобы Временное правительство было бессильным и слабым. Мы решительно от него требуем взять крепко власть в свои руки и не позволять говорить от лица всего народа какой бы то ни было организации, не позволять ей мешать Временному правительству принимать те меры, которые необходимы в текущий момент для защиты отечества, для сохранения чести и достоинства Великой России, для предотвращения позора измены, для сохранения добытых всем народом свобод. Пусть не будет места тем печальным явлениям на Руси, когда лучшие силы народа, даже его избранники и руководители Руси, по требованию безответственных людей, вынуждаются покидать свою плодотворную и так нужную для спасения России работу.

Нельзя допустить, чтобы какая бы то ни было организация, тем более руководимая интернационалистами, смела говорить от лица всего народа, не имея на то полномочий, и выступать с требованиями к правительству и к другим народам.

Переустройство жизни на Руси коренным образом должно принадлежать только Учредительному собранию, которое должно быть созвано не в Петрограде, а в Москве, как сердце России.

Приветствуя амнистию, съезд протестует против освобождения уголовных, которым иногда удается устраиваться милиционерами в разных городах и солдатами, позорящими честный воинский мундир.

Мы враги войны, но когда стоит вопрос быть или не быть нашей православной Руси, мы, зная, какой стоит перед нами враг, понимая историческое развитие в немецкой нации стремления к господству и подавлению других народностей, смело говорим: не выпустим меча дотоле, пока не создадим мира и братства народов и не падет милитаризм, мы не допустим измены, не письменные только договоры храня, но и данного слова не нарушая *.

Новгородская жизнь, 4.VI.1917.

* Эта резолюция вызвала протест среди солдат-делегатов, но была принята общим собранием.

N 278. Из резолюции собрания священников штабов 1-й, 5-й и 12-й армий Северного фронта

8 июня 1917 года

Все военное духовенство стоит на платформе совместной работы с Временным правительством, и потому определять свою позицию в ряду существующих партий излишне.

РГВИА, ф. 2044, оп. 1, д. 30, л. 24.

N 279. Из речи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян

1 - 10 июня 1917 года

...Мы (духовенство. - М. Б.), надо сознаться, делали из прежней власти идола и исправно поклонялись ему, чем производили немалый соблазн...

Власть народа, М. 3.VI.1917.

стр. 18


N 280. Из декларации Всероссийского съезда православного духовенства и мирян, предназначенной для "возможно широкого распространения в армии, на разных флотах и среди народа"*

12 июня 1917 года

1. Отношение к политическому перевороту:

Приветствуем совершившийся политический переворот, давший церкви, вместе со свободой самоуправления, возможность подобных настоящему собраний в тесном единении духовенства с мирянами. Чтим, как граждане, память самоотверженно страдавших и умиравших в борьбе за права народа и благословляем имена живых, ставших во главе народного движения к свержению прежней, потерявшей общее доверие власти.

2. Церковь и политический строй государства:

Хотя христианская церковь может существовать при всякой форме государственного устройства, по возвещенному христианством понятию о человеческой личности и церковному началу соборности, признаем более соответствующим то государственное управление, при котором народоправие осуществляется во всей полноте.

3. Народоправие в отношении к церкви:

От народоправия, какую бы форму оно ни приняло, ожидаем для христианской православной церкви объявления и последовательного проведения свободы вероисповеданий и культа, равно предоставления всех необходимых в правовом и материальном отношениях условий к осуществлению ее задач, с признанием православной христианской веры первой между другими исповедуемыми в государстве религиями.

Московский церковный голос, 20.VI.1917; Московский листок, 8.VI.1917; Калужский ЦОВ, 1917, N 18, с. 8.

* Всероссийский съезд принял отдельное постановление "О напечатании и распространении некоторых речей и декларации съезда". Было признано желательным отпечатать данную резолюцию в возможно большем количестве экземпляров и широко ее распространить (НИОР РГБ, ф. 60, к. 18, д. 19/1 - 6, л. 12, 13).

Приложение к N 280.

Из других резолюций этого же съезда

12 июня 1917 года

Об отношении духовенства к партийным организациям: Для пастырей церкви, как носителей и глашатаев единой для всех вечной истины Христовой, в интересах объединения вокруг них всех верующих, принадлежность к какой бы то ни было политической партии признаем нежелательной. Считаем, однако, что духовенство должно быть как можно ближе к народу, входить в его нужды и принимать самое широкое участие в новом строительстве народной жизни, освещая все возникающие здесь вопросы и явления с христианской точки зрения и направляя их в духе евангельских заветов.

По земельному вопросу:

Полагая, что земля и водные пространства внутри страны должны принадлежать трудящемуся на них народу... выражаем пожелание, чтобы на Учредительном собрании земля и вода были переданы трудящемуся на них народу, с устранением на последующее время всякой купли и продажи их... Временное правительство:

Считая, что с падением царского самодержавия вся полнота верховной власти перешла к народу, управление же страной до Учредительного собрания принадлежит Временному правительству, подчинение ему, как христиане- граждане, признаем общеобязательным во избежание гибельного в переживаемое военное время безначалия. Заявляем, что и Временное правительство обязано всемерно охранять нашу веру и святыню от оскорблений, а церковные учреждения от самоуправных и насильственных действий с чьей бы то ни было стороны.

стр. 19


Христианское отношение к национальным, классовым и партийным организациям:

Каждого православного христианина, при полной возможности для него участвовать во всех не враждебных христианству национальных, классовых и партийных организациях, призываем вносить за собой всюду христианские понятия и содействовать установлению благожелательного отношения к православной церкви.

Отношение к ним пастырей церкви:

Для пастырей церкви, как носителей и глашатаев единой для всех вечной истины Христовой, в интересах объединения вокруг них всех верующих, принадлежность к какой бы то ни было политической партии признаем нежелательной. Считаем, однако, что духовенство должно быть как можно ближе к народу, входить в его нужды и принимать самое широкое участие в новом строительстве народной жизни, освещая все возникающие здесь вопросы и явления с христианской точки зрения и направляя их в духе евангельских заветов.

Учредительное собрание:

Учредительное собрание должно быть созвано в самом ближайшем будущем, как только оно окажется возможным по обстоятельствам военного времени. Призываем Временное правительство к всемерному обеспечению для каждого, во время производства выборов, полной свободы в подаче голоса по собственному крайнему разумению выборщика, всех же сограждан приглашаем к содействию в этом правительству на местах.

Всероссийский церковный собор:

Полагая, что Всероссийский церковный собор должен быть созван ранее Учредительного собрания или одновременно с ним, призываем православное церковное общество, в тесном единении с своими пастырями, деятельно готовиться к нему в частных, приходских, епархиальных и всероссийских собраниях.

Земельный вопрос:

Полагая, что земля и водные пространства внутри страны должны принадлежать трудящемуся на них народу, и признавая, что земельная и водная собственность в настоящее время распределяется между населением неравномерно, правомочным для издания новых законов о распределении между населением земель с их недрами и лесами и водных пространств считаем только Учредительное собрание, от которого ожидаем решения всех относящихся сюда вопросов в духе христианской правды, без обид и тяжелых потрясений. Выражаем пожелание, чтобы на Учредительном собрании земля и вода были переданы трудящемуся на них народу, с устранением на последующее время всякой купли и продажи их. Всякие же самоуправные действия до Учредительного собрания к отнятию монастырских, церковных и частновладельческих земель и вод, равно к затруднению или ограничению пользоваться ими, решительно осуждаем, как увеличивающие губящую страну смуту. Осуждаем одинаково и всякие особые с целью наживы действия собственников, выходящие за пределы обычного пользования принадлежащими им земельными, лесными и водными богатствами.

Рабочий вопрос:

Признавая, по христианской совести, что тяжелый труд фабрично-заводских, рудничных, железнодорожных, торгово-промышленных и всяких других рабочих должен быть предметом особых попечений со стороны правительственных и общественных учреждений, равно как частных предпринимателей, для возможного сокращения числа рабочих часов, обеспечения справедливой платы и всех необходимых жизненных условий, горячо призываем рабочих в настоящую смутную и беспримерно тяжелую годину общего расстройства не требовать немедленного осуществления всех своих, хотя бы и справедливых, пожеланий, а напротив, насколько возможно увеличить трудовую энергию и число рабочих часов, дабы спасти родину от внешних врагов и неисчислимых внутренних бед.

стр. 20


Война и мир:

Несмотря на то, что война представляет собой прискорбнейшее с христианской точки зрения явление, видим себя, однако, вынужденными продолжать ее до такого исхода, который обеспечил бы государственную целость России, свободу ее политического и церковного самоопределения, равно долгий и прочный мир. Заключение мира признаем возможным только при условии восстановления разоренных врагом стран и областей и признания права на самоопределение за всеми народами, в том числе и славянскими племенами, находящимися в пределах Австро-Венгрии и Германии.

Путь к спасению отечества и миру:

Так как ныне нашей стране угрожает величайшая опасность от забвения заветов св. православной веры, оскудения любви к родине, экономического разорения, племенных, классовых и партийных раздоров, то прежде всего братски призываем всех к неустанной молитве о помощи свыше и постоянному памятованию сыновнего долга спасти родину-мать. Доблестные русские армию и флот, доселе честно и твердо стоявших на страже России, молим вспомнить былую славу их знамен и показать, что сыны свободной России, по одному сознанию долга, могут постоять за нее не менее самоотверженно, чем в дни рабства и принуждения. Благоговейно склоняемся перед понесенными ими жертвами и сверхчеловеческими муками, но молим утвердиться духом к новым подвигам, избавить нас от национального позора и иноземного порабощения, спасти Россию и нашу церковную свободу. Все прочее население страны зовем к труду и терпению, к более, чем когда-либо, необходимому исполнению денежных и натуральных повинностей, к передаче в распоряжение правительства на спасение родины своих сбережений через подписку на Заем свободы...

Московский церковный голос, 20.VI.1917.

N 281. Обращение к армии и флоту Всероссийского съезда православного духовенства и мирян

1 - 12 июня 1917 года

Доблестные русские воины. Всероссийский съезд духовенства и мирян, впервые призванный выразить настроение свободной церкви в обновленной России, с горячей любовью помышляет о вас, защитниках родины, и шлет вам пожелание полной победы над врагом. С вами мы в мыслях и чувствах, о вас молились мы и в московских соборах, и в Троице-Сергиевой лавре у раки преподобного Сергия. Да сообщится и вам та безграничная вера в святое призвание России, которую мы почерпнули в духовном общении ее со святыми молитвенниками за Родину и с великими собирателями земли русской. Почувствуйте на себе их благословение, и да вольется с ним вместе в души ваши тот дух бодрости и то святое воодушевление, которое прежде всего необходимо для совершения вашего великого ратного подвига. В минуту величайшей опасности мы взываем к вам с мольбой: встаньте за Россию, спасите многострадальную нашу родину. И, спасая ее, верьте в святость вашего служения. Не для одних нас, русских, нужно возрождение и обновление нашей родины, а для всех народов - для торжества во всем мире начал всемирного христианского братства и христианской культуры. Да сообщит же вера в великое будущее свободной православной России непреодолимую силу вашей любви к ней и вашему натиску против угрожающей ей вражеской силы.

НИОР РГБ, ф. 60, к. 18, д. 18/1 - 2, л. 4; д. 19/1 - 6, л. 9; д. 36/1 - 8, л. 8.

N 282. Постановление собрания священнослужителей 1-й армии Северного фронта в Якобштадте Курляндской губ.

19 июня 1917 года

Об участии военного духовенства в политических партиях: Желательно военному духовенству не вступать ни в какие политические партии, освещая общественные события только с христианской точки зрения.

РГВИА, ф. 2044, оп. 1, д. 30, л. 33.

стр. 21


N 283. Резолюция Московского епархиального съезда духовенства и мирян

23 июня 1917 года

В настоящий грозный момент, когда на долю нашей многострадальной родины выпали неслыханные бедствия, позор и ужас, когда на полях смерти забывшие стыд и честь воинские части позорно бегут, а внутри страна раздирается анархией, Московский чрезвычайный съезд духовенства и мирян, совместно с другими общественными организациями, считает своим гражданским долгом со всей силой убеждения, со всей страстностью болеющего русского сердца во всеуслышание заявить, что пора слов, речей и воззваний миновала, что прежде чем говорить о спасении революции, надо подумать о спасении России и что измучившейся родине нужна твердая и, что самое главное, опирающаяся на доверие всей страны, всего населения власть - власть, умеющая ставить интересы государства выше партийных и славу и честь России - выше торжества какой-либо политической доктрины.

ВЦОВ, 1917, N 79, с. 4.

N 284. Постановление Олонецкого* епархиального съезда духовенства и мирян

17 - 25 июня 1917 года

[Съезд постановляет:] 1. Приветствовать совершившийся государственный переворот, раскрепостивший русский народ и давший церкви свободу самоуправления, и вместе с тем благоговейно вспоминает и молитвенно чтит память борцов за свободу народа и независимость церкви, а равно благословляет живых, которые стали во главе народного движения к свержению старого строя.

2. Хотя свободная Христова церковь может существовать при всякой форме государственного устройства, но более благоприятные условия развития церковной жизни дает демократическая форма государственного управления.

3. Съезд признает, что с падением царского самодержавия вся полнота народной власти перешла к Временному правительству, которому выражает полное доверие, высказывает свою готовность содействовать водворению и укреплению на местах нового строя и призывает Божие благословение на исторические труды Временного правительства для блага родины **.

Олонецкие ЕВ, Петрозаводск, 1917. Приложение к N 16. Неофиц. отдел, с. 23 - 24; ВЦОВ, 1917, N 71, с. 4.

* Съезд проходил в Петрозаводске.

** Постановление было принято съездом единогласно.

N 285. Телеграмма Г. Е. Львову съезда православного и униатского духовенства Галиции

Март-июль 1917 года

Съезд галицкого православного и униатского духовенства и мирян, проживающих на Волыни *, единогласно постановил приветствовать в вашем лице Временное правительство свободной России и выражает вам полную преданность и готовность всеми силами содействовать закреплению завоеванной свободы. Дай Бог, чтобы луч этой свободы засиял и над родной Галичиной.

ГАРФ, ф. 1778, оп. 1, д. 102, л. 220.

* По-видимому, это был съезд духовенства и мирян, эвакуировавшихся из Галиции (из района военных действий) на Волынь.

N 286. Из телеграммы военному и морскому министру Керенскому Всероссийского съезда военного и морского духовенства

1 июля 1917 года

...[Съезд] шлет вам свой привет и молитвенное пожелание: да поможет вам Господь Бог в вашей великой организаторской работе. Ее плоды мы видим в могучем наступательном порыве вдохновляемой вами славной русской революционной армии, поднявшейся на защиту молодой свободы.

ВЦОВ, 1917, N 65, с. 3.

стр. 22


N 287. Из резолюции Всероссийского съезда военного и морского духовенства*

1 - 11 июля 1917 года

Отношение к государственному перевороту:

Единодушно приветствовать совершившийся государственный переворот как исторический момент исключительной важности, открывший перед русским народом светлые перспективы обновленной политической и церковно- общественной жизни, построенных на евангельских началах свободы, любви, равенства и братства... Служители церкви, проповедующие вечные истины, должны стоять выше изменяющейся политики и каких-либо партий, но, будучи в то же время гражданами, призванными в данный момент осуществить свои гражданские права, священно-церковнослужители могут присоединяться к политическим партиям и поддерживать (например, в Учредительном собрании) тех представителей, которые борются за проведение в жизнь христианских начал и идей народовластия.

Церковно-общественная мысль, Киев, 1917, N 1, с. 34 - 35.

* Съезд проходил в Могилеве.

N 288. Из обращения Синода к народу

Чадам Всероссийской православной церкви и всем гражданам Российской державы

12 июля 1917 года

...Три года раздается плач по Руси и омрачается скорбью лицо земли нашей при виде крови, проливаемой лучшими в самоотвержении своем сынами ее и гражданами - защитниками отечества, его святынь и достояния. Три года слышится стон России... И этому стону, этому горю отцов и матерей, жен и детей нашего доблестного воинства, казалось, не будет конца; в тумане несчастий, нависшем над страной, не виделось никакого просвета.

Но вот пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцвела надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, обратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой - на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага.

Однако, к глубокой скорби страны, не долго было суждено исстрадавшейся родине жить этой надеждой. Вслед за свободой к нам проник новый злой враг и посеял на Руси плевелы, которые не замедлили дать всходы, заглушающие ростки желанной свободы. Хищения, грабежи, разбои, насилия и обострившаяся партийная политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной стороны - приостановка блестяще начатого наступления на врага, с другой, вместо свободы - новое взаимное угнетение, вместо братства - охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений...*

ЦВ, 1917, N 30, с. 231 - 232; Церковно-общественная мысль, Киев, 1917. Приложение к N 3 - 4, с. 1; РГВИА, ф. 2082, оп. 1, д. 1, л. 125.

* Обращение подписали все члены Синода (см. примеч. к синодальному определению N 2458 от 28 апреля).


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ПРАВОСЛАВНАЯ-ЦЕРКОВЬ-И-ФЕВРАЛЬСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-1917-ГОДА-2021-03-03

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 03.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ПРАВОСЛАВНАЯ-ЦЕРКОВЬ-И-ФЕВРАЛЬСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-1917-ГОДА-2021-03-03 (date of access: 21.04.2021).

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
89 views rating
03.03.2021 (49 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анализируются тепловые проблемы Земли. Рассматриваются физические параметры нейтронного ядра Земли. Определяется масса ядра Земли. Определяется потенциал взаимодействия нейтронного ядра Земли и свойства потенциалов взаимодействия. Ядро Земли предоставляет собой нейтронный объект. Диаметр ядра ≈125
Catalog: Физика 
5 hours ago · From Владимир Груздов
Донесения Л. К. Куманина из Министерского павильона Государственной думы, декабрь 1911 - февраль 1917 года
Catalog: История 
8 hours ago · From Россия Онлайн
Рассчитывается ядро дейтрона, как взаимодействие двух нуклонов на ядерном расстоянии. Дан анализ, структурных единиц энергии нуклонов до взаимодействия и после взаимодействия. Определим дефект массы - как энергию связи нуклонов в ядре. Получено значение ядерной гравитационной постоянной
Catalog: Физика 
В современной теории электричества током проводимости принято считать ток свободных электронов. И теория переменного тока, строится на предположении, что электроны могут менять направление движения на противоположное направление. К тому же, в современной теории электричества сложилось мнение, что кулоновские силы действуют только между зарядами. На самом же деле, в металлических проводниках существует проводник с нулевым зарядом. И именно этот проводник с нулевым зарядом является центральным элементом электричества, без которого никакой ток никуда не побежит потому, что разность электрических потенциалов между проводником с нулевым зарядо и отрицательным (или положительным) потенциалом источника тока рождает в цепи силу движения зарядов – ЭДС.
Catalog: Физика 
Людовик XVI
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Власть и флот в России в 1905-1909 годах
Yesterday · From Россия Онлайн
Магистерская или дипломная работа - это иголка в одном мягком месте у любого студента.
Yesterday · From Россия Онлайн
Потенциал взаимодействия всех масс Вселенной, образует энергетическую потенциальную структуру, которая определяется и поддерживается этим потенциалом. Массы частиц образуют потенциально взаимодействующие структурные энергии частицы, которые сохраняют свою структурную энергию во всех процессах расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Управление генерал-квартирмейстера Штаба главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. Штабная документация. Дело: №343 О действиях 9-й армии Юго-Западного Фронта (Великая война 1914-1918гг), в составе которой действовали 1 и 2-я Кубанские пластунские бригады.
Возвращаясь к напечатанному. О главной причине краха социализма.
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones