Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15697

Share with friends in SM

Русская диаспора в США относительно невелика и сложилась в XX в., в основном в результате трех волн массовой иммиграции русских сначала из Российской империи - с конца XIX в. до 1914 г.; затем из Советской России и СССР - с 1918 до 1923 г.;

и, наконец, в качестве так называемых перемещенных лиц и других "беженцев от коммунизма" из Центральной и Восточной Европы - с 1946 по 1965 г. Исторические особенности каждого из этих периодов нашли свое отражение в социальном и этническом составе, политических взглядах и убеждениях, причинах исхода, а также в характере деятельности и активности иммигрантов в США. Но если об истории и судьбах первых двух волн русской иммиграции в Америке существует научная, в частности монографическая литература, то специальных исследований о русских третьей волны пока еще нет. Это и послужило поводом к тому, чтобы попытаться осветить данную тему, опираясь на появившиеся в последние десятилетия документальные материалы, разрозненные сообщения и публикации в научной периодике, мемуарах и различных средствах массовой информации. Иммиграция в США из СССР в 70-80-х годах русских, за отдельными исключениями, почти не затронула и поэтому в статье не рассматривается.

ИСТОРИЯ

В ноябре 1943 г. делегациями 44 стран в Вашингтоне было подписано соглашение о создании Администрации помощи и восстановления при Объединенных Нациях (United Nations Relief and Reabilitation Administration - UNRRA) и когда на завершающем этапе второй мировой войны перед правительствами США, СССР и Великобритании встал вопрос о судьбах миллионов так называемых перемещенных лиц или, как принято их называть, - "ди пи" (от англ. displaced persons - "d.p."), находившихся в качестве захваченных гитлеровцами военнопленных и "остарбайтеров" - рабочей силы из разных стран - на территории Германии и других государств Европы, то именно на ЮНРРА была возложена задача помочь им вернуться после войны домой. В связи с этим 11 февраля 1945 г. при подписании в Ялте договора трех держав между ними были заключены также секретные соглашения о взаимном возвращении "ди пи". В этих соглашениях оговаривалось, что "все советские граждане... будут содержаться ... в лагерях или сборных пунктах до момента передачи их... советским ... властям" 1 . В дополнительном соглашении в мае 1945 г. между командованиями


Нитобург Эдуард Льнович - профессор, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

1 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Том. IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. 4-11 февраля 1945 г. М., 1984, с. 264, 276.

стр. 11


советских и западных оккупационных войск в Европе определялись детали репатриации граждан СССР. На основе этих и ряда других соглашений советские граждане, освобожденные после 11 февраля 1945 г., считались перемещенными лицами, находящимися в ведении Объединенных Наций, но должны были быть "отделены от граждан других наций и... находиться в отдельных сборных пунктах, где их советское гражданство будет подтверждено представителями Советской репатриационной комиссии (СРК)", получившей "все права для назначения внутренней администрации, установления внутренней дисциплины и контроля на основе военных порядков в СССР... После установления советского гражданства представителями СРК, перемещенные лица будут репатриированы, невзирая на их личные желания" 2 .

Тем самым любой из советских "ди пи" был лишен права свободного решения вопроса о своей дальнейшей судьбе. Однако формально объединенные статистически, на бумаге, в одну категорию, советские перемещенные лица в действительности представляли собой людей не только различного этнического и социального происхождения, но порой также разных идеологических убеждений и политических взглядов. Естественно, что большинство из них с нетерпением ожидали того дня, когда они смогут вернуться на родину, к своим домам и семьям. Однако среди советских "ди пи", особенно в лагерях перемещенных лиц, созданных на территориях, оккупированных войсками западных держав, были и люди, отнюдь не желавшие репатриации в СССР: "власовцы" - солдаты и офицеры Российской освободительной армии (РОА), а также рядовые и командиры казачьих, калмыцких и ряда других воинских соединений, сражавшихся на стороне Германии, бежавшие с отступавшим вермахтом полицаи и всякого рода гражданские прислужники германских оккупационных властей на территории СССР, наконец, бывшие "белоэмигранты" и их потомки, еще до войны нашедшие приют в странах, занятых в 1944-1945 гг. войсками Советской Армии.

Но, памятуя о печально знаменитом, подписанном Сталиным 6 августа 1941 г. приказе N 270, приравнявшем плен к измене родине со всеми вытекающими последствиями, боялись возвращаться на родину и сотни тысяч остальных, оказавшихся отнюдь не по своей вине в первый, труднейший для СССР год войны, в окружении и попавших в плен, не связанных с РОА солдат и офицеров Советской Армии.

К тому же, по некоторым оценкам, в германских вооруженных силах служило 660-800 тысяч советских граждан 3 . Поэтому еще до окончания войны, в декабре 1944 г., в американском лагере Руперт, штат Айдахо, содержалось более 2,2 тыс. захваченных англо-американскими войсками летом 1944 г. после высадки во Франции (операция "Оверлорд") русских военнопленных в немецкой форме. 2100 их признали советское гражданство, а 118 не признали и категорически отказались репатриироваться в СССР. При посадке остальных на судно в Портленде несколько человек, пытаясь покончить с собой, бросились в море. Оставшиеся в лагере 118 "русских" при новой попытке в июне 1945 г. репатриировать их взбунтовались. В схватке с охраной были ранены трое солдат и 7 заключенных, а трое покончили самоубийством. К июню 1945 г. из США было репатриировано более 4 тыс. "власовцев". Спустя год, в июне 1946 г., при насильственной отправке "русских" военнопленных из лагеря в Форт-Дике, штат Нью-Джерси, трое из них также успели покончить с собой 4 .

Слухи об этом, а затем и попавшие в прессу факты о кровавых событиях и само-


2 Там же, с. 264-267, 275-279; Полян П. Между двух диктатур. М., 1996, с. 389-390; Дугас И. А., Черон Ф. Н. Вычеркнутые из памяти. Советские военнопленные между Гитлером и Сталиным. Париж, 1994, с. 335-337.

3 Казанцев А. Третья сила. Франкфурт, 1952, с. 289; Протоиерей Киселев А. Облик генерала Власова. Нью-Йорк, б.д., с. 25; Бахвалов А. Генерал Власов. Предатель или герой? СПб., 1994, с. 89; The American Journal of International Law, v. 51, N 2, April 1957, p. 355.

4 Bethell N. The Last Secret. New York, 1974, p. 171-172; Tolstoy N. Victims of Yalta. London, 1978, p. 336, 352, 354-368.

стр. 12


убийствах в некоторых лагерях перемещенных лиц в Германии 5 , наряду с сообщениями о заключении в северные лагеря на родине не только советских репатриантов, подозревавшихся в сотрудничестве с нацистами, но и попавших, оказавшись в окружении, в плен, рядовых советских солдат и офицеров, всколыхнули общественное мнение в США. В связи с этим командующий американскими войсками в Европе генерал Д. Эйзенхауэр 4 сентября 1945 г. негласно распорядился временно, "до выработки новой интерпретации" Ялтинского соглашения о "ди пи", приостановить принудительную выдачу советским военным властям перемещенных лиц, не желающих репатриироваться в СССР. Спустя три года в своей книге о "крестовом походе" западных союзников в Европе, упоминая о репатриации советских перемещенных лиц из Германии и, в частности, о так называемых невозвращенцах, он писал: "Подлинно несчастными были люди, которые по той или иной причине не имели дома либо подвергались в прошлом репрессиям и не хотели возвращаться домой, страшась дальнейших преследований. Ужас, испытываемый этой последней группой, потряс нас количеством самоубийств среди людей, предпочитающих скорее умереть, нежели вернуться в отчизну. Иногда это могли быть предатели, справедливо боявшиеся ожидавшего их наказания. Но во многих случаях они принадлежали к обездоленным и считали смерть гораздо менее страшной, чем новые предстоявшие репрессии" 6 .

Уже к концу 1945 г. в СССР было репатриировано более 5,1 млн. советских граждан, в том числе более 2,3 млн. из оккупационных зон западных держав. Тем не менее в начале 1946 г. там оставалось еще более 0,5 млн. "ди пи", всячески стремившихся избежать репатриации и получивших за это прозвище невозвращенцев. Среди них было немало выходцев из Литвы, Латвии, Эстонии, Западной Украины и Западной Белоруссии, не входивших до 1939 г. в состав СССР, вследствие чего западные союзники их советскими гражданами не считали и репатриации в СССР не подвергали. Что же касается "советских невозвращенцев" - выходцев с довоенной территории СССР, то, по некоторым данным, 43% их составляли украинцы, 28% - русские, 9% - белорусы, 15% - татары и представители народов Поволжья, Сибири, Средней Азии, 5% - представители народов Северного Кавказа и Закавказья 7 . Отказавшись от репатриации, они фактически превращались в политических беженцев, лиц без гражданства. В 1946-1947 гг. количество их заметно выросло за счет многих десятков тысяч новых беглецов, стекавшихся в оккупационные американские, британские и французские зоны в Германии и Австрии из соседних стран, оказавшихся под контролем Москвы. На Западе всех их стали теперь называть "беженцами от коммунизма".

Вопрос о судьбах этих людей с началом возвещенной в марте 1946 г. фултонской речью У. Черчилля "холодной войны" также стал одним из элементов растущего с каждым годом политического противостояния и острой борьбы в ООН между СССР и западными державами. А поскольку последние к этому времени отвергли "ялтинский" принцип принудительной репатриации "ди пи" и других "беженцев от коммунизма" 8 , то единственным практически возможным способом решения проблем сотен тысяч сконцентрированных в центре Европы беженцев стала программа расселения этих людей в США и других странах, которые согласились их принять. По инициативе президента Г. Трумэна 24 июня 1948 г. конгресс США после длительных дискуссий, наконец, принял Закон о перемещенных лицах, ставший своего рода поворотным пунктом в иммиграционной политике США. Фактически он впервые в XX в., ослабив жесткое ограничительное американское законодательство в этой сфере, резко


5 Bethell N. Ор. cit., p. 4-35; Tolstoy N. Ор. cit., p. 19, 120, 149.

6 Eisenhower D. D. Crusade in Europe. New York, 1968, p. 466. В издании на русском языке ( Д. Эйзенхауэр. Крестовый поход в Европе. 1980, с. 498) данная цитата и последующие абзацы с материалом о проблеме "ди пи" отсутствуют.

7 Elliot M.R. Pawns of Yalta. Urbana, 1982, p. 166, 174, 183.

8 См.: Нитобург Э. Л. У истоков русской диаспоры в США: третья волна. - США - Канада. Экономика, политика, культура. 1999, N 1, с. 87-88.

стр. 13


увеличил приток в Америку переселенцев из других стран. Но кроме того, он, также впервые, в целях осуществления планировавшегося переселения "ли пи", обещал переселенцам "удовлетворительные возможности для расселения, включая работу и жилище", а также обширную систему общественных и частных учреждений социального обслуживания с целью помочь новым американцам приспособиться к своей новой родине. Закон разрешал допуск в США помимо квотных иммигрантов в течение последующих двух лет около 247,4 тыс. беженцев, в том числе 205 тыс. "ди пи" из оккупационных зон Германии, Австрии и из Италии. При этом устанавливался критерий отбора: не менее 30% виз предоставлялись лицам, занятым до войны в сельском хозяйстве, строительстве, домашнем хозяйстве; во вторую группу входили люди других профессий и особой квалификации, а в третью - кровные родственники американских граждан. Внутри этих трех групп приоритет отдавался тем, кто сражался во второй мировой войне против врагов США, и их семьям 9 .

В то же самое время, еще до принятия закона 1948 г., для практической реализации своей программы западным державам, располагавшим тогда поддержкой большинства представленных в ООН стран, удалось вопреки противодействию Москвы создать специальную международную организацию по делам беженцев - ИРО (The International Refugee Organization).

Однако, отказавшись от репатриации домой и став политическими беженцами, каждому из невозвращенцев предстояло формально обосновать свой отказ фактами, свидетельствующими либо о существующей там для него угрозе гонений, связанных с расовой или национальной принадлежностью, религиозными убеждениями, семейными обстоятельствами, либо возражениями политического характера, признанными ИРО достаточно вескими и не противоречащими принципам ООН.

Практически же, чтобы получить в качестве беженцев помощь со стороны ИРО, невозвращенец должен был документально доказать, что: 1) был насильно вывезен в Германию на принудительные работы; 2) не воевал против союзников; 3) не проживал до 1939 г. на территории СССР. Поэтому-то многие, спасая свою жизнь, вообще выдавали себя не за советских граждан и тем более не за русских, для чего им приходилось менять свои имена, место рождения и всю биографию, подтверждая это фальшивыми документами. Статистический документ ЮНРРА засвидетельствовал необычайный скачок в числе украинцев, претендовавших на польское гражданство - с 9,190 в декабре 1945 г. оно выросло до 106,549 в июне 1947 г., т.е. в 11,5 раз за полтора года. Популярность той лазейки была связана с тем обстоятельством, что в Восточной Польше до 1939 г. проживало больше украинцев, чем поляков 10 .

В 1950 г. исполнительный директор Толстовского фонда, созданного российскими иммигрантами в США, Александра Львовна Толстая в статье о русских в лагерях "ди пи", рассказывая, как они "за одну ночь становились поляками, сербами, украинцами или прибалтами", писала: "Когда сообщалось, что утром ожидается прибытие репатриационной комиссии, то ночью в лагерном бараке собирались и сжигались советские паспорта и другие документы... И когда утром приезжала советская комиссия, то она не находила там советских граждан. У людей оказывались документы с указанием различных национальностей, за исключением русской, и американцы отказывались выдавать их коммунистам" 11 .

А вот как вспоминал об этом Борис Григорьевич Миллер, родители которого познакомились на корабле, отплывшем в 1920 г. из Крыма в Константинополь и эмигрировали в Югославию, где он в 1929 г. родился, а позже учился в военной школе. К приходу Советской Армии школу успели эвакуировать, и Миллер оказался в лагере "ди пи" в британской оккупационной зоне в Австрии. "Вскоре начали появляться


9 DP Story. The Final Report of the United States Displaced Persons Commission. Washington, 1952, p. 7-8, 345-346; Divine R.A. American Immigration Policy, 1924-1952. New Haven, 1957, p. 141.

10 Woodhridge G. UNRRA. The History of the United Nations Relief and Rehabilitation Administration. New York, 1950, p. 423.

11 Tolstoy A. The Russian DPs. - The Russian Review, N 1. January 1950, p. 53-54.

стр. 14


советские репатриационные миссии, и мы часто видели приезжавший большой красный автобус, на котором золотыми буквами по-русски было написано: "Родина-мать ждет вас!". А затем начинались опросы, и все те, кто жили на советской территории, должны были по условиям Ялтинского соглашения между западными союзниками и Советским Союзом туда вернуться... Мы обязаны были предстать с нашими документами перед комиссией. Там находились американские, британские, французские и советские офицеры. Опрашивался каждый человек. И самым важным для всех, кто жил в нашем лагере, было раздобыть документы, доказывающие, что он родился в Югославии, Польше, где угодно, но не в Советском Союзе. Эти документы были прекрасно сделаны, и люди очень быстро научились тому, как сказать несколько слов на соответствующих языках" 12 .

Игорь Николаевич Новосильцев, бывший в 1946-1949 гг. в Риме представителем переселенческой организации, созданной Русской церковью за границей, рассказал о том, как делались фиктивные документы для русских невозвращенцев в лагере "ди пи" под Неаполем: "Среди них было немало офицеров и солдат, сражавшихся в отрядах итальянских партизан, которых должны были отправить в СССР. Они ехать не хотели, боясь, что им не простят плена и даже побега из плена в отряды итальянских партизан (было и такое). Игорь Николаевич помогал им оплатить визы, оформить документы. Часто документы приходилось оформлять на вымышленные имена. Отказали в визе Иванову, он оформляет ее на Петрова... Так появился новый гражданин Владимир Евгеньевич Онегин, отцом которого был записан Евгений Онегин, а матерью Татьяна Ларина... Устраивались побеги из концлагеря, хитрили, обманывали, но делали это во имя добра и спасения жизни людей...

Новые фамилии новых американцев до сих пор сохраняются. Им трудно восстановить свои настоящие, так как возникает вопрос о лжеприсяге, которую они давали, получая статус беженца, утверждая к тому же, что рождены на территории, которая до войны в СССР не входила, а стало быть, гражданами СССР не были. В США было одно нашумевшее дело, когда "дипиец" решил восстановить свою настоящую фамилию, а его по суду чуть не лишили гражданства как приобретенного нечестным путем. Многие русские и их потомки, не любя псевдонимов, вынуждены прибегать к ним..." 13 .

Разумеется, как об этом писала и сама А. Л. Толстая, большинство стран, принимавших "ди пи" по линии ИРО, было "заинтересовано в получении дешевой рабочей силы" 14 . В еще более нелицеприятной форме отзывались о целях и задачах Вашингтона, связанных с созданием и деятельностью ИРО, американские правоведы Д. Лошер и Д. Скэнлэн. В частности, говоря о переброске в США с помощью ИРО из Европы более 300 тыс. "ди пи" - невозвращенцев, они писали, что хотя "это делалось из гуманных побуждений, однако с самого начала гуманность была связана с прагматичностью. И почти с самого начала она была связана с идеологией". И далее поясняли, что программа расселения в США и других странах сотен тысяч невозвращенцев "ди пи" и "беженцев от коммунизма" стала определяться "ярыми антикоммунистами внутри и вне администрации Трумэна", которые "отождествляли гуманность с политическими целями Запада" 15 .

С осени 1948 г., после принятия в США Закона о перемещенных лицах, темпы переброски их через океан, особенно в США, резко возросли. В результате за время с 1 июля 1947 г. по 31 декабря 1951 г. по Программе помощи ИРО "беженцам от коммунизма" в 48 странах было расселено более 1 млн. "ди пи", в том числе 328 тыс. в США (31,7%), 182 тыс. в Австралии (17,5%), 123 тыс. в Канаде (11,9%), 132 тыс. в Израиле (12,7%), 86 тыс. в Англии (8,3%) и т.д. Однако в последующие годы


12 Цит. по: Stone /V., Glenny M. Other Russia. London, 1990, p. 252.

13 Литвинова Г. Русские американцы. M., 1993, с. 74-75.

14 Tolstoy A. Op. cit., p. 55.

15 Loescher G., Scanlan J. Calculated Kindness. Refugees and America's Half-Open Door, 1945 to Present. London, 1986, p. 2-3.

стр. 15


некоторые из этих людей также переселились в Соединенные Штаты. Из Советского Союза в границах 1939 г., без Прибалтики и Западной Украины, в этом переселении участвовало (не считая лиц, изменивших имя и гражданство по фиктивным документам) 41,3 тыс. человек, в том числе 15 600 в США, 8 500 в Канаду, 5 700 в Австралию, 2 700 в Парагвай, 2 000 в Венесуэлу, 2 000 в Аргентину, 1 800 в Бельгию, 1 700 в Израиль, 1 400 в Бразилию. По данным ИРО, за это время было расселено также до 20 тыс. российских оказавшихся к 1945 г. в разных странах эмигрантов второй волны с "нансеновскими паспортами" 16 . Хотя более чем 98% "беженцев от коммунизма" были вывезены из Европы, но не менее 10-12 тыс. с Дальнего Востока (главным образом из Маньчжурии и других районов Китая), в том числе часть в США, а остальные - в Австралию, Парагвай, Бразилию, Венесуэлу, Доминиканскую республику, Панаму 17 . Однако и из последних некоторые сумели спустя несколько лет также перебраться оттуда в США.

По официальным данным, с середины 1947 по конец 1951 г. в США при помощи ИРО было доставлено и расселено почти по всем штатам не менее 137,7 тыс. бывших советских граждан, в том числе 45.014 с Украины, 38.637 из Латвии, 27.825 - Литвы, 10.992 - Эстонии, 1.135 - Белоруссии, 14.056 - с остальной территории СССР 18 .

Однако в действительности численность бывших советских граждан, допущенных за упомянутые 4,5 года в США, была, несомненно, выше официальной, ибо тысячи их приехали по фиктивным документам и, по словам самих бывших советских военнопленных, а затем "ди пи", И. Дугаса и Ф. Черона, "долгие годы старались не признаваться, что они советские, выдавая себя за поляка, прибалта и т.п." 19 .

В соответствии с Законом о "ди пи" 1948 г. в США была создана Комиссия по перемещенным лицам со штаб-квартирой в Вашингтоне. Европейское бюро ее находилось во Франкфурте-на-Майне, а полевые отделения для отбора лиц, получавших американскую визу, - в расселенческих центрах ИРО в Германии, Австрии, Италии. Задачей Комиссии были отбор "ди пи" и беженцев, расселение их в Америке и обеспечение работой, ибо ответственность за них ИРО кончалась по прибытии кораблей с ними в порт назначения. Поэтому осуществление программы "ди пи" тщательно планировалось заранее с учетом того, что возможность выбора кандидатов на визу позволит отобрать тех специалистов, а также других "белых" и "синих воротничков", в которых есть потребность и для которых имеется работа. Для этих целей в штатах были созданы местные комиссии и комитеты. Прием же прибывавших "ди пи" и беженцев в портах Нью-Йорка, Бостона, Нового Орлеана и др., а также финансирование и оказание помощи в доставке их к месту жительства и адаптации к американскому образу жизни взяли на себя 19 аккредитованных при Комиссии по "ди пи" американских общественных (религиозных, благотворительных, действующих в разных этнических группах) организаций. Среди них были Толстовский фонд, Объединенная служба новых американцев, православные и протестантские группы, связанные с Национальным советом христианских церквей.

Но если о "советских" перемещенных лицах и беженцах, доставленных в 1947- 1952 гг. в США, существуют хоть какие-то официальные статистические данные, то об этнических русских среди них таких данных нет. Правда, по опубликованным в 1990 г. В. И. Земсковым и детализированным позже по архивным документам П. Поляном советским данным, среди 451,6 тыс. насчитывавшихся в мире к 1 марта 1952 г. советских невозвращенцев 32,1% составляли украинцы (144,9 тыс.), 24,2% -латыши (109,2%), 14,0% - литовцы (63,4 тыс.), 13,0% - эстонцы (58,9 тыс.), 2,2% -белорусы (9,8 тыс.), 7,4% - другие (33,5 тыс.), 7,0% - русские (31,7 тыс.). Однако


16 Vernant J. The Refugee in the Post-War World. New Haven, 1953, p. 56, 85, 698; Proudfood T.J. European Refugees, 1939-1952. London, 1956, p. 425, 427.

17 Vernant J. Op. cit., p. 55, 771-772.

18 The DP Story, p. 243-244, 366; Proudfoot M. J. Op. cit., p. 427.

19 Дугас И. А.. Черон Ф. Я. Указ. соч., с. 392-393.

стр. 16


в США, судя по этим данным, находилось всего лишь 1910 русских 20 . Поэтому А. Л. Толстая, констатируя, что в документах ООН о зарегистрированных в Германии, Австрии, Италии в 1948 г. "ди пи" нет даже никакого упоминания о русских, вероятно, справедливо заключила, что они там включены в рубрики "прочие" (50 тыс.) и "нансеновский статус" (14 тыс.). Но сколько среди тех и других было русских и нерусских - остается неясным. Известно из отчета Комиссии США по "ди пи", что 14.506 человек, или 8,7% всех лиц, ввезенных туда с июля 1947 по декабрь 1951 г., были уроженцами СССР в границах 1939 г., но с оговоркой - "включая лиц нерусского происхождения". Однако, каковы же среди этих уроженцев были доля или число лиц русского происхождения - неизвестно.

За это время в США ввезли 8.357 обладателей "нансеновского паспорта", но опять же, неизвестно, сколько среди них было русских. А. Л. Толстая в своей статье 1950 г. напоминала, что в 1939 г. в разных странах Европы проживало 35 тыс. русских беженцев - обладателей "нансеновского паспорта", оказавшихся после войны в лагерях "ди пи". Это позволяет думать, что если не все, то подавляющее большинство среди 8.357 ввезенных тогда в США "нансеновцев" были русского происхождения. Но далее она поясняла: "К несчастью, русская колония здесь не очень велика и не очень процветает. Она делает, что может, но она не имеет средств, чтобы обеспечить работой и жильем большое число менее счастливых соотечественников... Именно поэтому в США было впущено очень мало русских" 21 .

К тому же и самими американцами, по словам редактора выходившего тогда в Нью-Йорке еженедельника "Знамя России", "ни одной национальности для въезда в Америку не чинилось столько затруднений, сколько русским... Все чудом прибывшие сюда соотечественники наши могут весьма красочно рассказать о тех издевательствах со стороны проверочных комиссий... Из общего числа, достигшего почти 300.000 прибывших уже в США "ди пи", русских не скрывавшихся под разными фантастическими национальными флагами, оказалось всего несколько тысяч (по одним сведениям 6, по другим - 8 тысяч)" 22 .

Толстовский фонд, взявший на себя прием и расселение русских "ди пи" и беженцев православного вероисповедания, наряду с Федерацией русских благотворительных организаций в США и рядом связанных с Национальным советом христианских церквей православных групп, при поддержке Восточноевропейского фонда и Фонда Форда, а также государственного департамента США, сделали все возможное, чтобы облегчить этим людям обустройство и адаптацию на новом месте жительства.

Однако помимо русских "ди пи" из Германии, Австрии, Италии не менее 5-6 тыс. русских эммигрантов-беженцев разных поколений прибыли в конце 40-х - начале 50-х годов в США с Дальнего Востока, из Франции и некоторых других стран 23 . Историк русского зарубежья М. Раев пишет: "После войны во Францию стали прибывать "ди пи", главным образом пленники гитлеровских лагерей, а также бежавшие от сталинского режима... Часть их затем перебралась в США" 24 . Среди них были писатели Н. Н. Воробьев и С. А. Левицкий, историк С.Г. Пушкарев, литературовед Г. П. Струве, экономист А. Д. Билимович, зоолог М. М. Новиков, астроном B. C. Жардецкий, юрист В. Б. Станкевич.

Комиссия по перемещенным лицам в своем опубликованном в 1952 г. итоговом отчете приводит фрагменты отзывов двух американских общественных организаций (однако не называя их), помогавших расселению "ди пи" в США. Одна из них полагала, что "множество талантливых людей, переселенных на наши берега, пред-


20 Земскоd В. Н. К вопросу о репатриации советских граждан 1944-1945. - История СССР, 1990, N 4,с. 39.

21 Tolstoy A . Op. cit., p. 56.

22 Чухнов Н. Пасынки судьбы. - Знамя России, 31.VIII.1951. Цит. по: Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992, с. 356.

23 Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups (далее - HEAEG). Cambridge, MD, 1980, p. 246.

24 Raeff M. Russia Abroad. A Cultural History of the Russian Emigration, 1919-1939. New York, 1990, p. 6-8.

стр. 17


ставляют для свободного мира нечто такое, что невозможно оценить ни в статистическом, ни в денежном выражении...". Другая исходила явно из более прагматичных соображений: "По имеющимся сведениям, - говорилось в ее отзыве, - спонсируемые нами перемещенные лица не только становятся полезными гражданами Соединенных Штатов, но к тому же большинство бывших советских граждан, расселенных практически в каждом штате, в разговорах, своих лекциях, статьях в газетах, журналах, книгах распространяют антикоммунистическую пропаганду... Многие из спонсируемых студентов оказались весьма эффективны, противодействуя всем формам марксистской пропаганды в университетских кампусах... простым свидетельством очевидца. Поэтому польза от этих перемещенных лиц и беглецов из Советской России, противодействующих коммунистической пропаганде в Соединенных Штатах, несомненна" 25 .

Поскольку к середине 1952 г. ИРО практически завершила свою деятельность, а приток "беженцев от коммунизма из-за железного занавеса" продолжался, президент Трумэн 21 августа 1952 г. обратился к конгрессу с просьбой решить вопрос о допуске в США еще 300 тыс. беженцев вне рамок постоянных иммиграционных квот. Но соответствующий Закон о помощи беженцам от 7 августа 1953 г. был принят конгрессом уже при администрации президента Д. Эйзенхауэра. Таким образом, к этому времени "использование иммиграционной политики... стало признанной частью американской внешней политики в продолжавшейся энергичной борьбе с Советской Россией" 26 .

СУДЬБЫ

По данным, приведенным в отчете комиссии США по перемещенным лицам, 10,4% всех ввезенных в США в 1947-1951 гг. "ди пи" составляли уроженцы СССР в границах 1939 г., хотя в действительности доля их была, видимо, выше. При этом впервые значительное число уроженцев СССР оказались расселены не только в "традиционных" районах размещения населения "русского происхождения" (восточное и западное побережья США), но "разбросаны" по всей стране - от Атлантического до Тихого океана и Мексиканского залива.

Немало русских "ди пи" осели как в самом Нью-Йорке (нижняя часть Манхэттена), так и в его пригородах и других городах штата Нью-Йорк. Несколько тысяч "ди пи" из Европы, в частности казаков и русских беженцев с Дальнего Востока, были расселены в штатах Нью-Джерси, Вермонт, Род-Айленд. Беженцы с Дальнего Востока были расселены в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и их пригородных зонах, а также в небольших городах Калифорнии, Орегона, штата Вашингтон. Многие осели в Чикаго и его пригородах, в Кливленде. Наличие здесь уже сложившихся русских общин и институтов, созданных иммигрантами первой, а порой и усиленных иммигрантами второй волн, во многих случаях помогало беженцам третьей волны сравнительно быстро адаптироваться к американскому образу жизни.

Среди русских "ди пи", прибывших из Европы, были люди, прошедшие тяжелые испытания, нередко пострадавшие уже в предвоенные годы в ссылках, отсидевшие в лагерях; молодые солдаты, ушедшие после школы на фронт и попавшие в плен, не успев завершить образование и получить специальность; молодежь, оказавшаяся в оккупации и угнанная в качестве рабочей силы - "остарбайтеров" в Германию. Были и российские эмигранты, беженцы 20-х годов, осевшие в Польше, Болгарии, Югославии, Чехословакии и вынужденные бежать на Запад от наступавших советских войск, наконец, все еще прибывали и русские беженцы с Дальнего Востока.

Все эти люди были очень разными, вели себя по-разному, и путь их к самоутверждению в Америке также был различным. Некоторым пришлось начинать с чернорабочих, шоферов и вообще с физического труда, хотя и не в шахтах, как было


25 The DP Story, p. 239.

26 Divine R. A. Op. cit., p. 145.

стр. 18


на заре XX в. "Я знаю многих профессоров, судей, генералов и инженеров, - писала в январе 1950 г. А. Л. Толстая, - которые готовы работать в качестве сторожей, дворников, фабричных рабочих, швейцаров" 27 .

Польский исследователь А. Марианьский, говоря о прибывших в США перемещенных лицах - выходцах из России, констатировал, что состав их во многом отличается от состава иммигрантов предшествующих "волн" русских, и прежде всего тем, что для него характерна большая доля занятых в промышленности 28 . Но и у тех, кто нашел работу в промышленности, судьбы складывались по-разному: "Тысячи рабочих в нашем Калюмет-дистрикте (район Чикаго. - Э. Н. ), - сообщал в 1958 г. бывший "ди пи" русский рабочий Прищепов, - включая и сотни русских, уже стоят на пороге безработицы. Из 60 тыс. работавших на здешних сталелитейных заводах, уже уволено более 20 тыс. Еще 20 тыс. работают не 40 часов в неделю, а 20-22 часа. На улице... неожиданно меня остановил русский, которого я знал много лет, у него был полный карман окурков, всяких отбросов, он собирал их на улицах... Человек этот - больной, не может работать. Он показал мне бумагу из городской больницы, сказал, что обращался к властям за пособием, но ему отказали" 29 .

Не только в Чикаго, но и в Нью-Йорке еще живы бывшие советские граждане, попавшие в плен или угнанные в Германию в качестве "остарбайтеров", чьи судьбы в Америке оказались отнюдь не легкими. В частности, в нижней части Манхэттена, как свидетельствуют журналисты Г. Башкирова и Г. Васильев, побывавшие в США в конце 80-х годов, они встречали украинцев, русских, белорусов из "ди пи", которые "живут в дешевых домах, получая небольшие пенсии... Усталые, изработавшиеся лица, робкие улыбки, приглашение зайти в гости ("вот здесь, совсем рядом живем, если не торопитесь"). На лицах - боязнь услышать в ответ резкий отказ: столько лет их называли предателями и отщепенцами" 30 .

Характеризуя психологическое состояние русских и других советских невозвращенцев в конце 40-х - начале 50-х годов в лагерях "ди пи", а затем в США в разгар маккартизма, американский исследователь Д.У. Фишер, работавший среди них в таких лагерях, а позже контактировавший с ними в Америке, писал: "Десятилетие после войны опустошило невозвращенцев. Напугало, ожесточило. Источило душу. Источило связи с духом родины и духом вселенским. Если старорежимный исход (1918-1922 гг. - Э. Н. ) отчасти расцвел на Западе, у исхода военного расцвета не получилось никакого... Невозвращенцы терялись в Свободном Мире. Терялись в чужих нравах, незнакомых языках. Терялись, не имея навыков жизни в изгнании. В раздорах взаимной нетерпимости, доносах. Жили как в столбняке от обвинений разведчиков и чиновников. Американских, немецких, советских. Ты - коричневый преступник! Ты - красный шпион! Или явный фашист, или коммунист, а может быть, просто подонок, никчемный, никому не нужный" 31 .

Однако большинство русских "ди пи", пройдя первый трудный этап "культурного шока", поиска и адаптации к новым для них условиям жизни в Америке, постепенно находили свою "нишу" в американском обществе. Так, уроженец деревни Каменка Саратовской губернии А. Борисов, оказавшийся в плену в Германии, а затем в лагере "ди пи" в американской зоне оккупации, после прибытия в 1952 г. в США стал работать на фабрике мягкой мебели. Потеряв работу, он семь месяцев бедствовал, пока не устроился на проволочный завод, где, проработав до 1972 г., получил хорошую пенсию, выходное пособие и памятную золотую брошь 32 .

Бывший узник Ухта-Печорского лагеря Леонид Васильевич Костюшко, 1909 г. рождения, также оказавшийся в лагере "ди пи", а после этого в США, постепенно


27 The Russian Review, January 1950, v. 9, N 1, p. 58.

28 Марианьский А. Современная миграция населения. М., 1969, с. 31.

29 Славяне, 1958, N 3, с. 49.

30 Башкирова Г.. Васильев Г. Путешествие в Русскую Америку. М., 1990, с. 179.

31 В поисках истины. Пути и судьбы второй русской эмиграции. М., 1997, с. 200.

32 Архив Русского общественного фонда А. И. Солженицына, ф. 1, ед. хр. М-38, л. 251-260.

стр. 19


адаптировался там и стал известным художником. Выставки его живописи проводились во многих городах, а некоторые из картин украшают стены Хьюстонского центра межпланетных исследований в Техасе и кабинета председателя Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США в Вашингтоне 33 .

Родители Олега Михайловича Родзянко покинули в 1920 г. Россию с пятью детьми, но почти без багажа, а сам он родился в 1923 г. уже в Югославии. В 1944 г. успел перебраться оттуда в Австрию, а затем в американскую оккупационную зону в Германии. Оказавшись в качестве "ди пи" в 1949 г. в США и не владея английским, он начинал свою карьеру там мойщиком станков на заводе в ночную смену за 85 центов в час. Но спустя год стал работать днем, а вечером - учиться в университете, в котором позже треть века преподавал. В 1990 г. он вышел в отставку, а осенью 1992 г. вместе с дочерью, синхронным переводчиком госдепартамента США, участвовал в работе 2-го Конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге 34 .

Родившийся у харьковского ученого-агронома и преподавательницы иностранных языков Прибытковских в 1930 г. сын Эдмунд вместе с родителями в потоке беженцев оказался в годы войны в Германии. Там, в лагере для "ди пи", во французской зоне оккупации, окончил русскую и немецкую школы. В 1952 г. с родителями прибыл с помощью ИРО в Бразилию, где, совмещая учебу с работой, в 1959 г. окончил математический факультет университета в Сан-Паулу и женился на бразильянке. Переселившись с ней в 1962 г. в США и совмещая работу с учебой, Э. В. Прибытковский окончил Нью-Йоркский университет, а затем 17 лет был профессором математики Миллерсвиллского университета в Пенсильвании. Став гражданином США, он с 1975 г. являлся членом, а с 1979 г. по 1986 г. трижды избирался председателем Главного правления Конгресса русских американцев 35 .

Многие из оказавшихся в США кубанских и других казаков, расселенных в сельских общинах и городах Нью-Джерси, стали фермерами, рабочими местных фабрик, завели свой бизнес. Как сообщали И. Дугас и Ф. Черон, послевоенные русские беженцы шли на любую работу, и их часто предпочитали местным жителям, несмотря на недостаточное знание языка. В отличие от иммигрантов других этнических групп преступность среди них свелась к нулю 36 .

Воевавший в 16 лет в частях Колчака, а затем осевший в Харбине и окончивший там юридический факультет Виктор Камин открыл в этом городе свою типографию. Переехав в 1947 г. из Китая в Сан-Франциско, а позже в Вашингтон, он основал в 1953 г. небольшой книжный магазин, затем издательство, и связавшись с Советской торговой палатой, превратил к 80-м годам свою фирму в крупнейшую на Западе по реализации литературы на русском языке 37 . Некоторые "харбинцы", начинавшие свою жизнь в Америке с работы ночными уборщиками мусора, постепенно также выбивались "в люди". А многие воспитанники харбинских высших учебных заведений -по свидетельству В. П. Петрова 38 - со временем выдвинулись в Америке на академическом поприще, стали профессорами университетов, деканами факультетов.

Окончивший в 1927 г. историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета Николай Иванович Ульянов, ученик историка С. Ф. Платонова, в 1936 г. был репрессирован, а в 1943 г. оказался в рабочем лагере в Германии. После войны он остался в лагере "ди пи" и в 1955 г. приехал в США, где вплоть до 1973 г. был профессором престижного Йельского университета, став известным историком и писателем 39 .

В целом попавшие в США русские "третьей волны", особенно образованные,


33 Попов Л. В. Фонд Н. А. Троицкого в ГАРФ. М., 1994, с. 31.

34 Смена (СПб.), 11.IX. 1992.

35 Русский американец. Обзорный выпуск, N 19, 1988, с. 1-13.

36 Дугaс И. А., Черон Ф.Я. Указ. соч., с. 370.

37 Медведев Ф. После России. М., 1992, с. 64.

38 Петров В. П. Русские в истории Америки. М., 1991, с. 131.

39 Русский американец. Обзорный выпуск, N 19, 1988, с. 225.

стр. 20


с самого начала оказались все-таки в более благоприятном положении, чем "беженцы от большевиков" 20-х годов. Та же А. Л. Толстая в январе 1950 г. констатировала, что "многие специалисты из числа "ди пи" уже работают в Америке в качестве агрономов (ботаников), химиков, инженеров" 40 . Правда, и кое-кому из них при этом приходилось менять профессию. Так, некий Ростислав И. Диакон, сын священника, по специальности фармаколог, с 1953 по 1974 г. вел в Чикаго еженедельные передачи русского радио "Вечерний звон". Однако Алексей Грузинов, попавший в годы войны в плен к немцам, и его жена Евгения, оба инженеры, в США довольно быстро нашли работу в фирме Сикорского 41 .

Беженец 20-х годов, переживший вторую мировую войну, литературовед Глеб Струве с оттенком легкой грусти констатировал в середине 50-х годов, что новая русская эмиграция оказалась в преимущественном положении, ибо ее наиболее квалифицированным элементам не пришлось идти в шоферы, рабочие автозаводов, железнодорожные контролеры, маляры, как это пришлось делать ученым, писателям, офицерам генштаба среди старой эмиграции. "В самом деле, - писал он, - кто из старой эмиграции в Европе мог мечтать об обзаведении на второй или третий год собственным домом или автомобилем (или тем и другим), что мы видим сплошь и рядом среди новых эмигрантов в Америке? Конечно, это положение рикошетом сказалось и на старой эмиграции, среди которой было больше квалифицированных элементов, людей со знанием иностранных языков и западноевропейских и американских условий, которые могли быть с пользой употреблены в "Голосе Америки", на разных радиостанциях, занимавшихся передачами за "железный занавес", и в разных исследовательских учреждениях. Но этим старая эмиграция была все же обязана не только новой ситуации, но и появлению новой эмиграции" 42 .

Своего рода примером такого "симбиоза" представителей обеих эммигрантских "волн" и "новой ситуации" могла бы служить история АМПЕКС. После революций 1917 г. из России эмигрировал во Францию русский военный летчик Александр Понятов. Позже он переехал оттуда в Китай, а в 1945 г. оказался в Сан-Франциско, где вскоре в собственном гараже основал крошечную фирму АМПЕКС. В условиях развернувшейся в США в 50-60-е годы научно-технической революции предприятия фирмы, на которых нашло работу немало русских третьей, да и второй "волн", быстро расширялись. К 1977 г., когда Понятов скончался, АМПЕКС превратилась в калифорнийского электронного гиганта с 12 тыс. рабочих и служащих 43 .

В 40-50-х годах русские авиаконструкторы М. М. Струков и И. В. Бенсен создали фирмы "Чейз авиэйшн компани" и "Бенсен эйркрафт корпорейшн", где также работали десятки русских инженеров и техников. Интеллектуальный труд в США высоко оценивается и хорошо оплачивается. Поэтому, как свидетельствуют побывавшие там, "три- четыре поколения русских в США - люди уже почти все хорошо обеспеченные, потому что получили хорошее образование и встали на ноги" 44 .

Ко времени появления в середине XX в. русских "ди пи" в США там уже существовала крупная русскоязычная община со своими этническими институтами, созданными переселенцами первой и особенно второй (отличавшимися более высоким образовательным и культурным уровнем и большей общественной активностью) русских эммигрантских волн. Среди этих институтов были так называемые "братские" общества взаимопомощи и страхования, профессиональные, культурно-просветительные, благотворительные, молодежные и другие организации. По мере смены поколений и перемен в социальной структуре общины некоторые из них исчезали, но появлялись новые. Одной из них, в частности, был ИРО - Интернациональный


40 Tolstoy A. Op. cit, p. 59.

41 Литвинова Г. Указ. соч., с. 66, 76; Русский американец, N 18, 1985, с. 22.

42 Струне Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984 (2-е изд.), с. 386-387.

43 Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека 1920- 1970. Париж, 1971, т. 1. c. 314.

44 Башкирова Г., Васильев Г. Указ. соч., с. 123.

стр. 21


рабочий орден, русская секция которого в 1944 г. стала называться Американско-русским обществом взаимопомощи - АРОВ. Но в 1951 г. начался судебный процесс по обвинению ИРО в связях с компартией, а в 1952 г. ИРО был распущен. Однако АРО в качестве общества взаимопомощи, предоставлявшего своим членам различные виды страхования, продолжала функционировать.

К началу 70-х годов "синие воротнички", т.е. рабочие, занятые в разных отраслях промышленности, на транспорте, в строительстве и в сфере обслуживания, составляли около 1/4 работавших "русских американцев". Как правило, это были люди, родившиеся в США, либо иммигранты третьей волны, но также ставшие американскими гражданами. И если они являлись членами профсоюза, то американского, ибо старые "этнические" профсоюзы, объединявшие некогда часть русских рабочих- иммигрантов, во второй половине XX в. уже исчезли. К тому же, доля неквалифицированных рабочих среди "русских" к 1970 г. составляла не более 3-4%. Поэтому небольшие, русские по своему составу профессионального характера организации сохранились главным образом среди лиц "беловоротничковых" профессий. В частности, в связи с прибытием в США в качестве "ди пи" значительного числа инженерно-технических и научных работников там в 1948 г. возродилось существовавшее между двумя мировыми войнами Общество русских инженеров, получившее название "Русско-американский союз инженеров". Среди его организаторов были проф. К. Г. Белоусов, В. И. Жестков, И. П. Дворниченко, а среди почетных членов - Б. А. Бахметьев, И. И. Сикорский, С. П. Тимошенко.

В отличие от беженцев из России 20-х годов русским "ди пи" в США повезло и в деле оказания им с самого прибытия в Америку помощи, как материальной, так и морально-психологической, со стороны созданных там еще в довоенные десятилетия и успевших накопить соответствующий опыт различных русских фондов. Известно, что активную помощь, в частности финансовую, в расселении, подыскании работы, получении образования, устройстве в дома престарелых, детские дома и другую в 1947-1954 гг. и позже оказывал им при поддержке госдепартамента США и Верховного комиссара ООН по делам беженцев Толстовский фонд. Продолжалась и деятельность основанного в 1921 г. Русского студенческого фонда, оказывавшего материальную помощь обучавшимся в американских университетах и колледжах студентам русского происхождения, а также деятельность основанного в 1926 г. Общества помощи русским детям. Функционировал и созданный в 1920г. Фонд помощи русским писателям и ученым, а в 1945 г. в целях оказания помощи новым русским беженцам в США в Нью-Йорке была образована Американо-русская ассоциация помощи.

После войны появился ряд новых организаций, таких, как созданная в 1947 г. Ассоциация русско-американских ученых в США, занимавшаяся исследованиями в области русской культуры и истории, или так называемая Академическая группа в 116 человек, издающая ежегодник "Записки", со штаб-квартирой в Ричмонд-Хилл, штат Нью-Йорк. Первым ее председателем стал известный авиаконструктор И. Сикорский, следующим был бывший "ди пи" проф. М. М. Новиков.

В крупных городах возникли новые русские культурные центры. В Сан- Франциско этот центр, основанный в 1948 г., занял большой особняк, в котором разместились Музей русской культуры с коллекцией документов Российско-Американской компании, библиотека, театральный и киноконцертный залы. В Лэйквуде, Нью-Джерси, в 1954 г. было создано культурно-просветительное общество "Родина", а в г. Хоуэлл в 70-х годах был основан Кубанский войсковой музей, отразивший историю казачества, его участие в гражданской и обеих мировых войнах.

Лишь в 1973 г. в Нью-Йорке удалось, в целях объединения, а также "защиты юридических, социальных, экономических интересов и культурного наследия американцев русского происхождения" создать Конгресс русских американцев - КРА, призванный координировать деятельность русских общественных организаций в США. В его штаб- квартире имелось семь отделов: гражданских прав, культурно- просветительный, изучения этнического наследия, гуманитарных прав и др.

стр. 22


Отношения между русскоамериканской общиной и американским обществом всегда в той или иной мере определялись менявшимся климатом отношений между США и СССР. В годы второй мировой войны обе страны были союзниками в борьбе с фашизмом, и благоприятная атмосфера в американской прессе вызывала нескрываемую гордость за "мать-родину" даже у многих антисоветски настроенных слоев русскоамериканской общины, но с началом "холодной войны" ситуация стала быстро меняться. И хотя, казалось бы, большой антисоветский слой в этой общине должен был бы приветствовать антисоветскую политику Вашингтона, многие монархистские и некоторые либеральные группы в общине осудили определенные аспекты этой политики и выступали против деятельности связанных с ней основанного в 1951 г. Американского комитета за свободу народов СССР, Фонда "Свободная Россия" под руководством Дж. Кеннана и других подобных организаций, ратовавших за расчленение Советского Союза в унисон с поддерживавшейся конгрессом США политикой независимости Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины и других советских республик. Многие люди из этих слоев все еще надеялись на восстановление небольшевистской единой России 45 .

Русских третьей волны нередко подозревали в прокоммунистических симпатиях, а их детей в школах дразнили "русскими коммунистами". Газета "Россия" вела в те годы сбор пожертвований в Фонд правды о России, русском народе и борьбы с русофобством, а проф. Ф. Богхорн из Колумбийского университета в докладе "Советская эмиграция и американское общественное мнение", прочитанном им в сентябре 1952 г., констатировал, что "средний американец либо ничего не знает и не думает о положении в СССР, либо отождествляет русских с коммунистами" 46 .

Все это способствовало росту отчужденности между русскими американцами и украинскими, литовскими, эстонскими американцами, "холодная война" вызвала в американском обществе новый, подобный антибольшевистской истерии 1919-1920 гг., всплеск "красного психоза", позволившего небезызвестному висконсинскому сенатору Джозефу Маккарти внушить американцам, что любой русский "красен" и поэтому опасен как потенциальный предатель. В 50-х годах американцы русского происхождения чувствовали себя униженными, а часть молодых среди них даже отказывались от своего этнического наследия в пользу полной ассимиляции.

Из попыток русскоамериканской общины в 50-60-х годах создать широкую политическую коалицию ничего не вышло. Перебравшийся из Европы в США писатель Василий Янковский писал в те годы: "С появлением "казенного пирога" в Нью-Йорке, когда разные суммы отпускались американскими организациями на нужды холодной (и теплой) войны, сразу появились рвачи, ловчилы, полугангстеры, как в среде новых эмигрантов, питомцев советских школ, так и в гуще старых, настрадавшихся от царского режима гуманистов. Перехватить, оттеснить, получить - вот актуальные лозунги бывших комсомольцев и деликатных интеллигентов... Теперь те же самые светлые герои... перебегают от одного правительственного проекта к другому, из одной радиостанции в другую, от одного культурного "фонда" к следующему, стараясь побольше урвать для себя и своей группки" 47 .

Что же касается "питомцев советских школ" и "бывших комсомольцев", как отозвался о представителях третьей волны русских иммигрантов В. Янковский, то уже в 50-х годах американские современники отмечали ее отличие от русских беженцев прежних лет. Так, Э. Хантер, сообщая, что русско-американскую общину "можно разделить на две большие части", одну из них называл "белыми русскими", а другую - "советскими русскими антикоммунистами, ибо они выросли в советской России". Характеризуя в самых общих чертах социальное происхождение тех и других, он писал, что "первые - это, главным образом, дворянство и крупные коммерсанты, а вторые - потомки тех же слоев, включая коммерсантов и дельцов вообще, лиц из


45 Fisher G. Russian Emigre Politic. New York, 1951, p. 32, 83.

46 Вестник Института по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен), 1952, N 2, с. 212.

47 Янковский В. Елисейские поля. Нью-Йорк, 1983, с. 38.

стр. 23


высшего, среднего и нижнего среднего советского слоя, бывших зажиточных сельских хозяев и, наконец, рабочих и крестьян, сохранявших способность мыслить самостоятельно" 48 .

П. Магоши, автор большой статьи "Русские" в Гарвардской энциклопедии американских этнических групп, характеризуя беженцев третьей волны, предпочел обойтись общей констатацией того, что большинство новых иммигрантов имеют мало общего с религиозными убеждениями и политическими идеологиями более старых русских иммигрантов 49 .

Гораздо более содержательную, как нам представляется, политическую и психологическую оценку облика и настроений общественно активной части русских беженцев-иммигрантов третьей волны дал наш соотечественник М. Назаров, сам бывший "невозвращенец" 70-х годов. "Послевоенная волна русских эмигрантов, "отбор" в которую был проведен наиболее жестокими репрессиями власти над народом, - пишет он, - представила все социальные слои, имевшиеся к началу войны. Это был сколок общества уже советизированного, обезглавленного, но и наиболее ожесточенного перед репрессией, наиболее непримиримого к режиму... Неудивительно, что после войны эта часть российской эмиграции ставила акцент... на активной политической деятельности, в чем-то копируя большевиков при невнимании к духовному процессу". Далее, называя "белых русских", по Хантеру, - "первой волной", а "советских русских антикоммунистов" - "второй волной русской эмиграции", Назаров констатирует, что "это создало некоторую трещину между первой и второй волнами, которая зарастала не сразу... Лишь постепенно вторая волна воспринимала культурно-религиозные ценности, хранимые первой, дорастала до духовного уровня задач, но все-таки мыслителей должного калибра дала мало" 50 .

Но хотя формально Конгресс русских американцев был зарегистрирован как "культурная организация", фактически деятельность его преследовала и сугубо политические цели. Не случайно экс- председатель Вашингтонского отдела КРА О. В. Волконский в своем интервью в Москве, данном в начале 90-х годов, назвал эту организацию политической, "защищающей русских в США с политической точки зрения" 51 .

Однако "некоторая трещина", упоминаемая Назаровым и в той или иной форме отмеченная всеми остальными авторами, полностью не заросла, по-видимому, вплоть до самого последнего времени. Г. Башкирова и Г. Васильев, много лет прожившие и позже неоднократно приезжавшие в США, в 1990 г. в книге "Путешествие в русскую Америку" констатировали, что "разные волны русской эмиграции практически не общаются и плохо осведомлены друг о друге". Эти же авторы, опираясь на воспоминания своих русских собеседников, сообщают, что "многие эмигранты из Китая, из Харбина, например, недолюбливали, да и сейчас не жалуют русскую аристократию, живущую в Нью-Йорке" 52 .

Не обошлось без разговора по этому поводу на Первом конгрессе соотечественников в августе 1991 г. в Москве. "Всем известно, что эмигранты между собой всегда ссорились, - констатировал председатель его оргкомитета проф. М. Н. Толстой, - ...А дело в том, что представители каждого из этих периодов (волн. - Э. Н .) эмиграции считают себя носителями истинных ценностей российских... Эмиграцию порождали конфликты человека и общества, и наш безжалостный строй вытеснял за границу то, что ему не удавалось переварить, сломать, ассимилировать или уничтожить. Это происходило циклами - очередная волна эмиграции уносила с собой самый острый конфликт этого времени. Но в другой период суть борьбы была иной - ведь страна меняется и меняются люди с их взглядами, пристрастиями, идеалами" 53 . К тому


48 Hunter E. In Many Voices. Norman Park, Georgia, 1960, p. 124, 125.

49 HEAEG, p. 894.

50 Назаров М. Указ. соч., с. 11.

51 Русское зарубежье, вып. 1. Трагедии, надежды, жизнь. Альманах. М., 1993, с. 238.

52 Башкирова Г., Васильев Г. Указ. соч., с. 13, 215.

53 Первый конгресс соотечественников. М., 1992, с. 144.

стр. 24


же, было бы наивно предполагать, что социальные, а также сословные, классовые барьеры, идеологические убеждения, сложившиеся в сознании людей еще до эмиграции, могли бы затем легко, в одночасье исчезнуть.

Результатом "холодной войны" было создание в 50-х годах в русско- американской общине еще нескольких антикоммунистических организаций - таких, как Центр русской эмиграции (бывший Русский антикоммунистический центр), Представительство российских эмигрантов в Америке, Объединение американцев-антикоммунистов русского происхождения, из которых к началу 70-х годов сохранился лишь Общероссийский монархический фронт, позже реорганизованный в Российский имперский союз - орден с тем же самым, что и ранее, печатным органом "Знамя России" 54 . Кроме того, еще в 90-х годах продолжали существовать отделения таких "воинских организаций" "Белого зарубежья", как Русский общевоинский союз с центром в Сан-Франциско, созданный в 1941 г. в Белграде Союз чинов Русского корпуса. Объединение кадет российских кадетских корпусов в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Все-казачий союз Калифорнии. Продолжало свою деятельность и основанное в 1947 г. Высшее казачье представительство в изгнании, связанное с Комитетом американо- казачьих граждан и ставившее своей целью создание на территории, "занятой СССР", создание независимого казачьего государства 55 .

В 1953-1965 гг. по ряду законов о помощи беженцам в США было допущено еще около 200 тыс. "беженцев от коммунизма" в основном из стран Восточной Европы, в том числе около 7 тыс. лиц "русского происхождения". В целом же, по данным официальной статистики, с 1951 по 1970 г. в США прибыло 62,2 тыс. разных категорий эмигрантов "русского происхождения" (т.е. родившихся в России или в СССР). Причем 2.920 из них прибыли непосредственно из СССР, а 59,3 тыс. - из других стран 56 . Однако общее количество лиц первого и второго поколений "русского происхождения" в населении США за эти двадцать лет сократилось с 2.542 тыс. в 1950 г. до 2.287 тыс. в 1960 г. и 1.943 тыс. в 1970 г., в том числе лиц, родившихся не в США, соответственно, с 895 до 689 тыс. и 463 тыс., а родившихся в США, соответственно, с 1.647 тыс. до 1598 тыс. и 1.480 тыс. Количество среди тех и других лиц, назвавших родным языком русский, сократилось с 585 тыс. в 1940 г. до 335 тыс. в 1970 г. (в том числе 149 тыс. среди родившихся не в США и 185 тыс. среди родившихся в США) 57 .

О том, что представляла собой статистическая категория "русское происхождение", можно судить по данным переписи 1960 г., когда 32% иммигрантов, родившихся в пределах территории СССР, родным языком назвали русский, 35% - идиш, 12% - литовский, а остальные - украинский, немецкий, польский и др. 58 И если можно полагать, что все, или почти все назвавшие родным языком идиш - евреи, то среди назвавших родным языком русский, наверняка, было какое-то число русскоязычных евреев (хотя и гораздо меньшее, чем в 20-30-х годах), украинцев, поляков и др. В 1981 г. Гарвардская энциклопедия американских этнических групп в статье "Русские" предупреждала своих читателей о том, что категория "русские" в переписях населения США условна, ибо "даже среди иммигрантов, приехавших после мировой войны, многие специалисты и интеллектуалы украинского, еврейского, белорусского, балтийского и иного происхождения продолжали идентифицировать себя как русские потому, что господствовавшая в Российской империи русская культура продолжает доминировать и в советском государстве" 59 .


54 Герэн А. Коммандос "холодной войны". М., 1972, с. 130; Wynar L. Encyclopedic Directory of Ethnic Organizations in the United States. Littleton, Col., 1975, p. 309; HEAEG, p. 892.

55 Русская мысль (Париж), 13-19.XI.1997, с. 22; Encyclopedia of Associations, Detroit, 1994.

56 Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1981, p. 26; Statistical Abstract of the United States (далее - SA), 1984, p. 36.

57 Fishman A. Language Loyalty in the United States. London, 1966, p. 36-46; Национальные процессы в США. М., 1973, с. 53.

58 Национальные процессы в США, с. 53.

59 SA, 1993, p. 51, HEAEG, p. 885.

стр. 25


В 1990 г. число "русских по происхождению" в США достигло 2953 тыс. 60 , но определить, сколько среди них было этнических русских, стало еще сложнее, чем в середине века, да и едва ли вообще возможно. Во-первых, потому, что к нашему времени уже не менее половины всех браков, заключенных белыми американцами- старожилами являются этнически смешанными, причем особенно широко такие браки распространены среди потомков выходцев из стран Восточной Европы. И для того, чтобы как-то определить этническое происхождение большей части современных белых американцев, приходится привлекать ряд косвенных данных не только о стране происхождения, но и месте рождения предков, об их языке, типе фамилии, вероисповедании и использовать специальные методики. Во- вторых, потому, что многие из бывших советских "ди пи" невозвращенцев, включая и русских, еще до отправки за океан постарались сделать все, чтобы изменить этническую принадлежность и тщательно скрывали эту свою тайну, ибо по иммиграционным законам фальсификация документов и ложь о происхождении каралась высылкой из США. В-третьих, потому, что в 50-х годах - во время маккартизма - для русских в Америке сложилась очень трудная обстановка, когда там их могли подозревать как в тайных симпатиях к Советскому Союзу, так и в сокрытии своего сотрудничества в годы войны с гитлеровцами. В такой ситуации многие предпочитали не называть себя русскими. Не случайно официальная статистическая категория "русское происхождение" превратилась в те годы в распространенный эвфемизм, мы, мол, татары, украинцы, немцы, цыгане, но с русской родословной.

Подведем итог. Первая, дореволюционная волна массовой иммиграции русских в США носила в основном добровольный - экономический (трудовой) характер. Политическая иммиграция тогда была относительно невелика, да и социальный состав той и другой был сравнительно близок. Вторая и третья волны русской иммиграции, в отличие от первой, носили политический характер и включали людей из среды самых различных социальных слоев, но их объединяло (хотя и по различным причинам) чувство неприемлемости для себя политического режима и власти в Советской России и СССР. Беженцы второй волны русских в США в большинстве своем отличались от иммигрантов первой более высоким образовательным и культурным уровнем и к тому же присутствием значительной группы крупных ученых, конструкторов, деятелей искусства, оставивших заметный след в развитии американской науки, техники и культуры. Для беженцев третьей волны была характерна гораздо большая доля квалифицированных рабочих, инженеров и других специалистов для работы в промышленности и большая прагматичность. Каждая волна внесла свой вклад в становление русской диаспоры в США и наложила свой отпечаток на этническую историю американского общества.


60 SA, 1993, р. 51.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ-ЛИЦА-В-США-ИСТОРИЯ-И-СУДЬБЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

НИТОБУРГ Э. Л., РУССКИЕ "ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА" В США: ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 19.01.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ-ЛИЦА-В-США-ИСТОРИЯ-И-СУДЬБЫ (date of access: 28.02.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - НИТОБУРГ Э. Л.:

НИТОБУРГ Э. Л. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
65 views rating
19.01.2020 (40 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Разделение энергии в замкнутом мире имеет не однозначные определения. Энергия излучения, энергия связи в ядрах атомов, энергия связи нейтронов в нейтронных ядрах астрономических объектов. Энергия излучения Вселенной в целом. Структурная энергия частицы. Один из законов расширения Вселенной. Вселенная расширяется по вполне определённым законам и имеет цель расширения. Установление цели расширения Вселенной и законов расширения, есть задача астрофизической науки.
Catalog: Физика 
3 hours ago · From Владимир Груздов
У армад НЛО на Луне, зримых нами, причина одна лишь: Луна, дверь в Иное, отколе они как посланцы его. The reason for the UFO armadas on the Moon, visible to us, is only one: the Moon, the door to the Other, where they come from as messengers of it.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
Тевтонский Орден в войне 1240-1242 гг.
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Маскат (Маскут) - политическое образование Восточного Кавказа
2 days ago · From Россия Онлайн
Разгром православных храмов в Петрограде во время февральских событий 1917 г.
2 days ago · From Россия Онлайн
Финансовая политика советских властей Баварии в 1919 г.
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Россия Онлайн
Англо-русская конвенция 1907 г. и ее влияние на политические отношения с Афганистаном
2 days ago · From Россия Онлайн
"Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому": история создания
2 days ago · From Россия Онлайн
С. О. ШАЛЯПИН. Церковно-пенитенциарная система в России XV-XVIII веков
2 days ago · From Россия Онлайн
Финансовая политика советских властей Баварии в 1919 г.
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РУССКИЕ "ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА" В США: ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones