Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-6717

Share with friends in SM

Учебник для средней школы. 5-й год обучения. Учпедгиз, 1933.

Коллегия Наркомпроса допускает составленный Н. М. Никольским учебник на ближайший учебный год, "с тем, чтобы по внесении в него всех полезных дополнений и изменений сделать его стабильным".

Составление такого учебника оказывается тем более трудным, что вопросы истории докапиталистических обществ еще во многом лишь подвергаются разработке специалистами соответствующих разделов и целый ряд исторических явлений древнего Востока и античного мира еще только находится в студни разрешения, хотя, разумеется, основы развития этих обществ выяснены.

Сами преподаватели истории средней школы находятся в особо трудном положении. Они не имеют еще выдержанных, прочных руководств для пополнения своих, нередко отрывочных, несистематических знаний по истории древних обществ и жадно набрасываются на учебники, общие работы, сборники и хрестоматии по соответствующим историческим разделам; и та несогласованность, разноречивость в объяснении и толковании ряда явлений первобытной, древневосточной или античной истории, которая наблюдается в имеющихся у нас работах, сказывается и на самом качестве преподавания.

В текущем 1933 году, летом, на областных курсах переподготовки обществоведов при Московском областном педагогическом институте слушатели были введены в сильнейшее недоумение тем обстоятельством, что различные преподаватели по одним и тем нее вопросам истории "преподавали" своим слушателям совершенно различные взгляды. В. К. Никольский доказывал в одних группах, что в странах древнего Востока существовал рабовладельческий строй; между тем другие преподаватели на тех же курсах в других группах определяли древневосточное общество как феодальное. Не знаем, как слушавшие их обществоведы объясняют школьникам историю древнего Востока, но сами обществоведы, повидимому, остались в полном недоумении, какой же строй - рабство или феодализм - был в странах древнего Востока и о чем говорить школьникам.

В изучении истории в наших школах необходимо добиться большой четкости постановки вопросов истории древних обществ.

В области истории доклассового общества указанная трудность отнюдь не меньшего размера.

Особая трудность заключается в том, что надо дать не просто популярный марксистско-ленинский учебник, но популярный марксистско-ленинский учебник для школьников 5-го года обучения. Методические требования к такому учебнику должны быть особенно велики.

Учебник должен стоять на подлинно научной высоте, быть популярным и правильно, методически построен. Проверка на опыте преподавания и его изучения даст соответствующий материал для суждения о нем, но и теперь мы можем отметить некоторые его качества.

Автор учебника Н. М. Никольский оттенил два основных периода в истории доклассового общества: "древнейшая охотничья коммуна" и "родовая коммуна", но он уделил очень мало внимания периоду разложения доклассового общества и происхождению классов, этому "основному факту" в истории (Ленин).

Н. М. Никольский правильно определяет доклассовое общество как первобытный коммунизм. Но надо было бы основательно - на конкретных примерах, на данных этнографии - подчеркнуть его характер как первобытного, со слабой степенью развития производительности труда.

Если верен общий подход, то все же в целом ряде мест есть существенные недостатки изложения.

Указание на значение этнографических исследований явно недостаточно в одной части, и следовало бы подчеркнуть отношение капиталистических стран к примитивным племенам, указать, что капиталисты уничтожали эти первобытные племена, отнимали у них землю, травили их, указать, что капиталисты многие племена поработили, вводят для них принудительный труд и пр., указать и на сопротивление этому со стороны первобытных племен, показывавших образцы героизма в борьбе с капитализмом.

В объяснении происхождения человека автор дает много материала по вопросам начального физического развития человека. Но автор учебника совсем упустил одно важнейшее обстоятельство: происхождение человека от стадных животных. Автор рисует происхождение человека как какую-то первобытную робинзонаду; он показывает, как "труд преобразовывал органы человека", и заключает: "Так благодаря труду человекообразная обезьяна превратилась в человека. Сознательный труд переделал природу древнейшего человека" (стр. 12). Но труд переделывал, по автору, одинокого человека. И что очень важно, совсем не выяснено, какой именно труд, его характер. Не спасает и утверждение автора: "Труд все теснее и теснее связывал людей друг с другом, так как они трудилась вместе, помогая друг другу. От этого стала развиваться человеческая речь, стала развиваться способность человека соображать

стр. 145

и думать" (стр. 12). Вот и надо было показать, в каких условиях возникало первобытное производство, показать, как оно начало развиваться, каковы были средства груда, а ткете с тем выяснить и основные характерные признаки физического развития человека, превращения человекообразной обезьяны в человека.

Весь этот раздел (напечатанный мелким шрифтом) надо было бы дать более популярно, особенно следовало бы оттенить роль совместного труда в развитии человеческой общественности. Разъяснения же автора трудны и многое остается неясным.

Различие между человеком и животными сведено почти исключительно к физическому различию, а самое развитие дано не совсем правильно, поскольку все сведено к индивидуальному развитию, без выяснения значения возникающей качественной новой общественности. Здесь особенно важно сочетать полную конкретность изложения с правильной постановкой вопроса. Вместо этого автор пошел по тому пути, который довольно труден для понимания этого процесса школьником. Сначала он выясняет физическое развитие человека из обезьяны, а затем уже даст археологический материал о гейдельбергском и неандертальском человеке, но именно на примере "человеко-обезьян" и следующих ближайших ступеней развития человека и следовало бы наметить основные данные о происхождении человеческого общества (а не просто изолированного человека). Конкретный археологический материал помог бы уяснить детям этот процесс. В изложении же автора все схематично, трудно для уяснения.

Мало того: описание гейдельбергца, "гендельбергской расы" (стр. 12) неясно, запутано.

Автор пытается дать краткую характеристику гейдельбергского человека, но его описание типично упрощенное, основанное на утверждении о собирательстве, не требующем будто бы никаких средств труда кроме "палки и камня", а люди в это время, согласно Н. М. Никольскому, "вели еще чисто (!) животный образ жизни". Но если это так, то как примирятся учащиеся с его утверждением, что это "люди"? Палкой и камнем действуют и обезьяны. Но "животное, - писал Энгельс, - в лучшем случае доходит до собирания средств существования, человек же производит их..." ("Диалектика природы). Вот на это надо было бы обратить наибольшее внимание. Здесь сказался неправильный подход автора к выяснению процесса развития древнейшего человека. Вместо выяснения действительной роли общественного труда, вместо выяснения характера этого труда, показа его на конкретном примере гейдельбергцев автор объявил их животными и только собирателями, но о то же время произвел их "в люди". Верно, что в период до третьего межледниковья по наиболее принятой у нас периодизации не было найдено достоверных следов существования орудий труда, но раз говорится о роли труда, то, разумеется, речь идет о начале человеческого общественного труда, а не о чем-либо ином. Выяснение начала такого труда на примере гейдельбергца, а затем и более развитого неандертальца дало бы возможность конкретно выяснить происхождение "охотничьей коммуны". "Процесс труда начинается только при изготовлении орудии" - писал Энгельс. Начало производства и надо было бы оттенить вместе с выяснением и физического развития человека.

Нельзя не отметить, что преподаватели будут читать в своих пособиях приблизительно следующее (в целом ряде советских научных работ): культуру шелльского и начала ашелльского периода, по всей вероятности, можно связать с гейдельбергским человеком (напр. в сборнике "Первобытное общество" под ред. Маторина, стр. 44), а школьник будет читать у Никольского: "гейдельбергцы не имели специально выделанных орудий труда" (стр. 14). Кто из них кому будет верить? Н. М. Никольский для преподавателей должен был дать соответствующее разъяснение в сноске, какой периодизации он придерживается, почему он считает, что у гейдельбергца не было производства даже дошелльских орудий труда и пр.

Повторяем, надо было проще сказать обо всем, но сказать правильнее, подчеркнуть роль общественного труда, указать на начавшееся производство средств труда, а в физических различиях человека и животного указать лишь основное - развитие рук, прямостоячее положение, особенности черепа (на стр. 9 в сравнении скелета шимпанзе, неандертальца и австралийца автор преувеличил рост австралийца).

Неясно сказано о неандертальце. Неандерталец явно модернизован, слит с поздне-палеолитическим человеком, имеет лук и стрелу и пр. Весь раздел о неандертальце вызывает полное недоумение, ибо ему приписаны и шелльские орудия труда и поздне-палеолитические. Если автор хотел упростить изложение, то он дал лишь путаницу. Если автор счел нужным описать для школьников пятой группы гейдельбергскую и неандертальскую "расу" (стр. 12 - 13), то следовало бы дать правильное объяснение их характера и деятельности, а не упрощать вопрос о них. Это запутывает описание процесса развития и создает большие затруднения для преподавателя; он должен будет "выходить из положения", в которое поставил его учебник Н. М. Никольского.

Самое изображение жизни охотничьей коммуны во многом неточно. "Охотой занимались только мужчины", а женщины "специально" занимались приготовлением пищи, собирательством и заботились о детях (стр. 16). В общем это верно, но преимущественное занятие мужчин и женщин описано в смысле безусловного их разделения. Ведь известно, что в коллективных охотничьих действиях принимали участие и мужчины и женщины, собирательство есть один из моментов производства в первобытном обществе и оно очень сложно, напр. у австралийцев. Действительно, мужчины были преимущественно охотниками, а женщины

стр. 146

преимущественно собирательницами, и это и следует указать; напомним описание собирательства и охоты у австралийцев и тасманийцев. В дальнейшем по мере развития охоты и собирательства идет и усиление этого разделения труда, причем усложняется и самое собирательство (обработка ямса, дикого риса и пр. у австралийцев).

Не следует упрощать в действительности очень сложное собирательство, развившееся в период позднего палеолита.

Не следует в учебник вводить название "тотемическое общество". Само это название к высшей степени поточное, и правильное объяснение ему мудрено дать в учебнике. Ведь сам автор учебника объясняет тотемизм как религию, в таком случае зачем общество характеризовать по стадии развития религии! Автор грубо объясняет первобытный брак: мужчина, если хотел, мог иметь несколько жен, а женщина, если хотела, - несколько мужей (стр. 23). Лучше совсем не говорить об этом, чем так "выяснять".

Всю эту главу об "охотничьей коммуне" следовало бы, на наш взгляд, построить так: дать краткие с ведение о происхождении общества, указав на роль общественного труда, оттенить основное различие между человеком и животным (производство и физическое изменение обезьяны в человека под влиянием начавшегося производства), дать краткие сведения о климате, растительном и животном мире ледникового периода, описать развитие людьми в процессе охоты и собирательства их средств труда за этот период и сосредоточить наибольшее внимание на конкретном этнографическом материале, выясняющем первобытно-коммунистический характер производства, и именно дать картины из жизни австралийцев и тасманийцев, картины коллективной охоты, собирательство, производство средств труда. Имеются превосходные, совершенно доступные детям описания их быта. Это дало бы большее наглядное представление об охотничьей коммуне (название "охотничья коммуна" неудачно).

Есть грубые, упрощенческие утверждения и в главе о родовой коммуне. Автор сводит причины оседлости в Европе к рыболовству, с начатки земледелия и скотоводства к оседлости ("заставил перейти", стр. 25); по Н. М, Никольскому "пришлось подумать" о земледелии и скотоводстве (стр. 25) и очевидно потому и ввести. Этот процесс надо дать шире и не только на европейском материале. Этнографический материал об австралийцах дал бы понять, как начали приручать собаку и как подготовлялось начало земледелия; надо было бы на конкретном примере показать, как повышался уровень производительности труда и развивалось производство в целом, показать огромную роль высокоразвитого собирательства - достаточно вспомнить обработку ямса, показать, что высокий уровень охоты уже включал и некоторые подготовленные моменты земледелия, оттенить развитие средств труда и значение этого для земледелия, следовало бы не снижать, а подчеркнуть большую активную роль первобытных людей в приручении животных, в частности собаки, - по автору она "сама пристала в людям и прижилась у них", - в действительности требовалось много усилий для того, чтобы приручить ее.

Очень упрощенно (упрощенно, а не просто) автор рисует переход к классовому обществу: по автору учебника, оно развивается вследствие введения бронзовой техники, различия в числе рабочей силы в родах, различия в качестве почвы, от неурожая, причем богатыми стали старшие, бедными - рядовые члены рода и чужаки (стр. 38 - 40).

Лучше бы дать подробно картину родового быта на материале этнографии северо-американских индейцев, в частности ирокезов, показать их коллективные работы (в земледелии и охоте), а не рисовать довольно сухую схему развития с привлечением только иллюстраций. А вопрос о происхождения классов неправильно рисовать так идиллически и во многом сводить его к условиям почвы и "старшинства". Внутри рода вызревает возможность обособления отдельных семей - патриархальных (в связи с повышением производительности труда); "семья угрожающе поднимается против рода" (Энгельс), идет борьба за материальное богатство; родовой строй был разрушен, против него пели борьбу возникающие эксплоататоры. Следовало бы кратко указать и на то, что народы с примитивными чертами быта в СССР под руководством пролетариата и его партии строят социализм, борясь со всеми пережитками патриархальных отношений.

Н. М. Никольский в главе о возникновении речи и религии вводит понятие "сигнальной речи"; гораздо вернее было бы дать характеристику ручной речи, дать более яркие примеры первоначальной звуковой речи. Нельзя наконец не отметить неверное отделение магии от религии. Уже не раз доказывалось, что магия - составная часть религии, а выделение ее не имеет никаких оснований, тем более что опять-таки в основных руководствах для преподавателя проводится более правильный взгляд на этот вопрос.

Как видим, раздел о доклассовом обществе следует полностью переработать. Надо дать больше конкретных этнографических материалов в трех частях этого раздела; выправить неточности; дать более верные и более яркие рисунки; надо правильно выяснить разложение рода и происхождение классов. Утверждение "на смену родовому коммунистическому обществу пришло классовое общество, феодальное или рабовладельческое" (стр. 141) вносит новую путаницу противоположением "или", поскольку отсюда можно сделать вывод, будто бы феодальные общества возникли непосредственно в результате разложения родового строя, даже без первоначальной стадии рабства.

Учебник выпущен огромным тиражом. Наркомпрос предполагает сделать его стабильным. Уместно спросить: кто редактировал этот учебник в целом и в частности раздел о доклассовом обществе?

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-АКАД-Н-М-НИКОЛЬСКИЙ-ИСТОРИЯ-ДОКЛАССОВОГО-ОБЩЕСТВА-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АНТИЧНЫЙ-МИР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Vladislav KorolevContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Korolev

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. ТОКИН, Рецензии. АКАД. Н. М. НИКОЛЬСКИЙ. ИСТОРИЯ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. АНТИЧНЫЙ МИР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-АКАД-Н-М-НИКОЛЬСКИЙ-ИСТОРИЯ-ДОКЛАССОВОГО-ОБЩЕСТВА-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АНТИЧНЫЙ-МИР (date of access: 20.11.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. ТОКИН:

Н. ТОКИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Vladislav Korolev
Moscow, Russia
648 views rating
14.08.2015 (1559 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Рассматривается вопрос равенства массы и энергии при расширении Вселенной. Закон сохранение полной энергии Вселенной. Роль градиента гравитационного потенциала взаимодействия гравитирующих объектов, который образуется в точке взаимодействия объектов. Различать коэффициенты гравитационного взаимодействия для микромира и макромира. Квадрат скорости света равен Гравитационному Потенциалу Вселенной. Произведение массы на гравитационный потенциал имеет размерность энергии. Установим закон сохранения полной энергии Вселенной при расширении и структурной единицы энергии. Закон сохранения количества нуклонов при расширении Вселенной.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов
Событие №-105 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление ночью в саду одного из жилых домов городка Донкастер необычно яркого белого светового шара неизвестного происхождения. (Англия.2019 г.) Событие №-106 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над северными районами Калужской области необычного атмосферного явления.(Россия.2019 г.) Событие №-107 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление на берегу реки Пене портового городка Вольгаст несколько тонн мертвой рыбы без головы.(Германия.2019 г.)
Catalog: Философия 
8 days ago · From Ваха Дизигов
Рассматривается гипотеза образования лёгких ядер посредством гравитационного взаимодействия. Гипотеза будет основана на сохранение энергии структурной единицы энергии частицы при расширении Вселенной и сохранение нуклонов во Вселенной при расширении. Гравитационный потенциал Вселенной обеспечивает своей энергией, однозначность частиц материи, нейтрон, протон, электрон и позитрон. Фотон, результат взаимодействия, частиц
Catalog: Физика 
11 days ago · From Владимир Груздов
Рассматривается сравнительные определения Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. Роль гравитационного взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. Синтез и распад ядер нуклонных объектов.
Catalog: Физика 
11 days ago · From Владимир Груздов
1 ноября 2019 года в Российском государственном университете правосудия при Верховном суде РФ состоялся научный семинар на тему «Международное право, национальное и международное правосудие и национальный суверенитет на примере взаимодействия стран в Южно-Китайском море».
12 days ago · From Марина Тригубенко
4 ноября, в рамках 35-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам официально принял от Таиланда председательство в АСЕАН, которое начнётся с 1 января 2020 года и продлится один год. Ожидается, что председательство в АСЕАН предоставит Вьетнаму возможность для дальнейшего укрепления роли и позиций страны не только в Юго-Восточной Азии, но и на международной арене. 2020 год считается ключевым годом процесса реализации видения АСЕАН до 2025 года.
12 days ago · From Марина Тригубенко
ЖИВАЯ ИГРА - ЭМОЦИИ И КОМФОРТ (на примере казино Вулкан в Интернете)
Catalog: Лайфстайл 
12 days ago · From Россия Онлайн
Экономическая цивилизация как-то незаметно превратилась в среду обитания человечества как воздух, которым дышат, а часто и не могут надышаться. Есть весомые основания считать, что это не воздух, а «веселящий газ», ведущий к эйфории мировой социум, но как всякая искусственность, в конечном итоге, пагубный для него. Такая ситуация, в которой находится человечество, требует глубокого осмысления. Путеводителем осмысления заявляет себя и метатеория хозяйствования, с подтверждением права на подобные полномочия.
Catalog: Экономика 
13 days ago · From Алекс Ральчук
От момента своего возникновения в древности, когда экономику относили к сфере этики и теперь, с ее превращением в новейшую технологию «умения жить», между ними образовался разрыв не только по времени, а и по содержанию, и целевой направленности. Не есть ли такая эволюция экономики и экономического знания (теоретической экономии) одним из признаков назревающего цивилизационного кризиса? Не необходима ли здесь принципиально иная теоретическая экономия, которая относительно существующей будет восприниматься весьма эпатирующе – подобно «черному лебедю» (у Н. Талеба)?
Catalog: Экономика 
14 days ago · From Алекс Ральчук
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ДО И ПОСЛЕ 25 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
15 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. АКАД. Н. М. НИКОЛЬСКИЙ. ИСТОРИЯ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. АНТИЧНЫЙ МИР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones