Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14224
Author(s) of the publication: Ю. В. САВВАТЕЕВ

Share with friends in SM

Новосибирск. Изд-во "Наука". Сибирское отделение. 1974. 122 стр. Резюме на англ. яз. Приложение из 41 таб. Тираж 1800. Цена 96 коп.

Одно из центральных мест в творчестве известного советского ученого академика А. П. Окладникова занимает изучение наскальных изображений Сибири. Введение их в науку справедливо расценивается как выдающаяся заслуга исследователя. Ему принадлежит целая серия книг, посвященных отдельным памятникам древнего наскального искусства Сибири, Дальнего Востока, Монголии1 . Рецензируемая монография продолжает данную серию и знакомит с забытыми малоизученными петроглифами Байкала, занимающими особое место среди всех других наскальных изображений Сибири. В первую очередь это относится к неповторимой на всем протяжении от Урала до Тихого океана группе петроглифов Саган-Заба, которую автор с полным основанием считает жемчужиной древней культуры и искусства народов Сибири.

Сравнительно небольшая по объему, хорошо изданная книга построена по строгому и ясному принципу. В кратком введении читатель посвящается в сложную историческую проблематику Прибайкалья и пред-


1 А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М.-Л. 1959; А. П. Окладников. Шишкинские писаницы. Памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск. 1959; его же. Олень - золотые рога. М. 1964; его же. Петроглифы Ангары. М.-Л. 1966; его же. Утро искусства. Л. 1967; А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. Петроглифы Забайкалья, Ч. 1-2. Л. 1969-1970; их же. Петроглифы Средней Лены. Л. 1972; А. П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Л. 1971; А. П. Окладников, А. И. Мартынов. Сокровища томских писаниц. М. 1972; А. П. Окладников. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (Пещерные росписи Хойт-Цэнке- рагуй (Сэнгри-Агуй), Западная Монголия). Новосибирск. 1972, и др.

стр. 165


варительно знакомится с основным предметом исследования - петроглифами Байкала. Затем последовательно рассматриваются рисунки в бухтах Саган-Заба и Ая, на горе Сахюртэ (около улуса Хурай-Нур), на горе Орсо и в пади Малая Орсо и, наконец, в районе улуса Елгазур. Ошибется тот, кто будет рассматривать описание петроглифов названных групп как необязательную для внимательного чтения источниковедческую часть. Знакомя с материалом, А. П. Окладников одновременно его и анализирует, осмысляет, высказывает ряд важных для понимания рисунков наблюдений. Тем, кто занимается изучением петроглифов, остается лишь пожалеть, что порою они высказаны слишком бегло. Так, совсем кратко сказано о чрезвычайно любопытной технике выбивки - очень неглубокая, точечная, но почти без ямок от ударов (стр. 22, 46). Не развита мысль о возможном пласте рисунков, нанесенных красной охрой (стр. 28); если они действительно были, то встает вопрос о взаимоотношении их с петроглифами. Скороговоркой сказано о существовании единой колоссальной группы изображений, выбитых одной рукой (стр. 27), о наличии эскизов или намеренно не законченных фигур (стр. 68), о характере композиций и развитии их во времени. Желательна более развернутая аргументация при выделении новых сюжетов, особенно таких сравнительно редких и принципиально важных, как чум (стр. 28), изображение человека с бубнами (стр. 27), фигуры птицы в полете (стр. 30) и др.

Основная исследовательская часть сосредоточена в последнем разделе - "Семантика и время петроглифов Байкала" - и в заключении, где автор снова собственно "петроглифическую" проблематику рассматривает на широком историческом фоне. Интерпретация петроглифов Байкала дается в тесной связи с историей сибирских племен эпохи неолита и бронзы. Семантика рисунков, миропонимание и мировосприятие их творцов рассматриваются сквозь призму шаманского фольклора бурят и других этнографических наблюдений. Такой комплексный подход к трудным для понимания памятникам наскального творчества, при котором в органичном единстве используются изобразительный материал, данные этнографии, языкознания, фольклора, археологии, сравнительные исторические параллели, делает книгу интересной и в чисто методическом плане.

Своеобразны и выразительны сами исследуемые памятники. Обращает внимание и связь их с чудом природы - Байкалом, и само расположение, и техника нанесений, и, наконец, большое разнообразие сюжетов, среди которых особое место занимают довольно многочисленные антропоморфные существа. Накапливающиеся в течение длительного времени гравировки, по мысли А. П. Окладникова, свидетельствуют "о какой-то этнической устойчивости, о том, что... на протяжении по крайней мере тысячи лет здесь, на Байкале, продолжало существовать население, в среде которого преемственно передавались одни и те же художественные образы, а вместе с ними и одинаковые идеи" (стр. 79). Если это так, то сам изобразительный материал приобретает особую ценность, позволяя проследить развитие наскального творчества данного региона во времени, зарождение и формирование новых образов, идей и представлений и их преемственную смену. Богатый фольклор, живые следы культа писаниц у бурятских шаманов, определенные ниточки связей с местным археологическим материалом "подсказали" интересные линии исследования рисунков: их возраста, содержания, этнокультурной принадлежности и т. д.

Книга задумана и как публикация и как исследование одновременно. Более того, она призвана утолить и чисто научный и более широкий познавательный интерес к памятникам. Совместить обе задачи, во многом самостоятельные, очень трудно. Неизбежно появляются некоторые издержки издания; чтобы развернуть исследование, приходится сокращать публикационную часть, крайне важную для науки, и наоборот.

С петроглифами и писаницами всегда связан круг сложных научных проблем, разобраться в которых нередко очень трудно, я порою я вовсе невозможно. То, что байкальские рисунки рассматриваются в единстве с широкой исторической проблематикой огромной территории Северной Европы и Азии (культурно-исторические контакты, преемственность культур, происхождение шаманства и т. д.), делает книгу еще более интересной. Немалым ее достоинством является стиль и язык, настраивающие на "сопереживание", на активное, эмоционально окрашенное восприятие памятников древности.

Для отечественного петроглифоведения - очень молодой еще отрасли исторического знания - книга А. П. Окладникова интересна и с точки зрения того специфического опыта, который приходит в процессе пуб-

стр. 166


ликации и исследования отдельных конкретных памятников. Обсуждение этого опыта с целью использования его при изучении других, даже далеко отстоящих памятников является особой и очень важной задачей науки. Высоко оценивая такой опыт в целом и в серии более частных наблюдений, догадок, рассуждений, можно высказать и некоторые замечания. Часть из них связана с публикацией материала, другая-. с его интерпретацией.

Точно воспроизвести петроглифы, особенно выбитые ни вертикальных скалах, да еще не совсем гладких, разрушаемых природой, - дело нелегкое. Мало кому удавалось сразу же разглядеть и верно скопировать все рисунки. Чаще всего это результат деятельности нескольких поколений исследователей. Не смогли решить в полной мере такую задачу и предшественники А. П. Окладникова, чей положительный вклад неоднократно отмечался ученым. Тем весомее успехи экспедиции А. П. Окладникова, сумевшей завершить кропотливую и трудоемкую работу. Как итог ее - появление предложенных копий, выявление новых фигур, уточнение деталей в известных изображениях. Однако требования к фиксации древних рисунков становятся все строже. Повсеместно идут настойчивые поиски предельно точного, максимально близкого к натуре воспроизведения древнего изобразительного материала. Они исходят из той хорошо обоснованной мысли, что в древних рисунках нет ничего второстепенного, случайного, что каждая деталь в них наполнена глубоким и важным смыслом. Всесторонний анализ самих рисунков, стремление понять их как бы изнутри занимают все больше и больше места в исследованиях.

С этих позиций предложенная форма публикации не кажется исчерпывающе полной. В основу ее положены черные прорисовки на белом фоне. При всей их наглядности у таких копий много очевидных недостатков: они не передают фактуру выбивки, сглаживают очертания контуров, недостаточно четко выделяют сомнительные места и т. д. Подобные копии целесообразно дублировать фотографиями, сделанными без всякой подкраски рисунков. Но их в книге мало. Неудобна и принятая система группировки изображений. За рисунок здесь принимается не единичное изображение или знак, не композиция в строгом смысле, а целое скопление компактно расположенных рисунков. Каждому или нескольким рисункам соответствует таблица, включающая серию непронумерованных изображений. Ссылка на них в будущем будет неудобна, потребует длинного описания. Отсутствует статистика даже основных сюжетов. Трещины и разломы переданы выборочно, лишь на некоторых участках. По ним трудно получить полное представление и о характере и о степени использования свободного пространства скалы. Особенно важно показать разломы и трещины, существовавшие до появления петроглифов и оказавшие влияние на расположение рисунков, их масштаб и т. д. Например, трещина над изображениями, хорошо видимая на фото (стр. 49), не показана на табл. 27. На таблицах вообще нет каких-либо естественных границ. Общий вид скалы с зарисовками рисунков на глаз тоже не дает точного представления о микротопографии их. Иногда непонятна компоновка фигур в таблицах и последовательность описания. Так, рассматриваются рисунки на табл. 7, затем 8, затем вновь на табл. 7. На таблицах желателен линейный масштаб. Не совсем оправданно воспроизведение рисунков одного скопления в разных масштабах. В описании обычно речь идет лишь о контуре, который отчетливо виден и по копии, но нет или мало сведений о технике выбивки, цвете, микротопографии рисунка, взаимосвязи со скальной поверхностью и соседними изображениями, ориентировке и т. д. Можно сослаться здесь на рис. 5 (стр. 66, табл. 36) и др. Вероятно, более подробная информация не уместилась в рамки издания. Но она крайне необходима тем, для кого памятники труднодоступны. Бесспорно, при непосредственном обращении к первоисточнику книга А. П. Окладникова окажется незаменимым спутником и путеводителем.

Исследовательская часть книги привлекает внимание обилием затронутых вопросов, интересных и в плане постановки и по решению, правда, подчас излишне категоричному. Порою встречаются любопытные мысли, высказанные в связи с материалом, но не выведенные пока из него путем исследования. Все это вполне естественно, ибо поднятых вопросов так много, что рассмотреть их досконально в одной книге невозможно. Выделение в петроглифах разновременных напластований и установление их абсолютного возраста, внутреннее содержание этих разновременных напластований, связь их с шаманством, этнокультурная принадлежность - каждый такой вопрос мог быть темой специальной работы.

При чтении книги остается ощущение, что

стр. 167


одним из важнейших инструментов в исследовании материала выступает сравнение наскальных изображений Байкала с подобными памятниками других областей. Сквозь призму таких сравнений уточняется время их появления, содержание, устанавливаются контакты между племенами (стр. 8, 97, 99, 101 и др.). Смело и широко поставленная тема культурно-исторических трансконтинентальных контактов и связей не может не привлекать внимание (стр. 97-99, 109). Не приходится возражать и против заключительной мысли книги о том, что в далеком прошлом не существовало совершенно изолированных друг от друга культурно-исторических миров, что контакты и связи были важным орудием прогресса и что в конечном счете все богатство человеческой культуры есть результат коллективного творчества народов нашей планеты (стр. 122). Но остается пожелать, чтобы такие выводы подкреплялись все новым и новым конкретным фактическим материалом.

На данном этапе развития петроглифоведения было бы, пожалуй, целесообразнее изучить тот или иной конкретный памятник с максимальным привлечением местных археологических, этнографических, фольклорных и других материалов, а затем уже, уяснив насколько можно характер и время существования памятника, переходить к более широким сопоставлениям и обобщениям на их основе.

Нам представляется, что сближать памятники Байкала, Ангары, Карелии, Швеции (Богуслен) предложенным образом, по наличию лишь указанных "сходных сюжетов и одинаковых стилевых признаков" нет достаточных оснований. Да и так ли уж одновременно появляются они? Очевидно, например, что петроглифы Богуслена и Карелии - памятники разновременные и совершенно различные, что сходство сюжетов в них не столь уж большое. В конвергентном появлении "одинаково" трактованных лебедей, лодок с гребцами и др. нет ничего удивительного. И далеко не все из подмеченных параллелей - "результат обмена культурными элементами в ходе культурных связей" (стр. 99). Возможность и историческая необходимость столь значительных сюжетных привнесений в культуру петроглифов Байкала не получила еще полного и убедительного освещения. Сложен вопрос и о возрасте петроглифов Байкала, хотя глубокая древность значительной части их, как и наличие разновременных напластований, не вызывает сомнения. Все же выделение их требует дополнительной аргументации. Не все из приведенных доводов обладают достаточно доказательной силой. Так, при выделении на горе Сахюртэ самых древних, эпохи каменного века, рисунков и при датировке основной, "самой выразительной, наиболее богатой по содержанию" части петроглифов Байкала в бухте Саган-Заба используются и близлежащие археологические памятники: мастерская-каменоломня в одном случае и поселение с характерным инвентарем глазковского времени - в другом (стр. 118). Но связь памятников с рисунками все же осталась недоказанной, поскольку только территориальная близость не говорит еще о близости во времени. Они могут быть и разновременными, не связанными друг с другом. Видимо, нельзя так прямолинейно в качестве датирующего фактора использовать и аналогии с наскальными изображениями Скандинавии и Карелии, ибо сами они датируются не совсем так, как считает А. П. Окладников.

Наконец, несколько частных замечаний. Читатель с удивлением узнает о петроглифах Оленьего острова в Карелии (стр. 87). Но их там нет. Речь, видимо, идет об онежских петроглифах, что на восточном берегу Онежского озера. Олений же остров известен одноименным могильником. В заглавии книги и в тексте наскальные рисунки Байкала названы петроглифами, а в подписи к схематическому плану - писаницами. Видимо, лучше петроглифами называть выбитые изображения, а писаницами - нанесенные краской. В противном случае нужно объяснить целесообразность вариаций в названии.

Высказанные соображения нисколько не умаляют достоинств книги, адресованной не только специалистам - археологам, этнографам, историкам, но и гораздо более широкому кругу читателей. Да и связаны они больше с размышлениями над принципами публикаций подобного рода памятников и путями их углубленного исследования. В перспективе было бы крайне желательным обстоятельное, строго научное, академическое издание всех основных памятников наскального творчества Сибири по единому плану, что явилось бы огромным вкладом в изучение и сбережение памятников наскального творчества нашей страны.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-П-ОКЛАДНИКОВ-ПЕТРОГЛИФЫ-БАЙКАЛА-ПАМЯТНИКИ-ДРЕВНЕЙ-КУЛЬТУРЫ-НАРОДОВ-СИБИРИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Serge GareliusContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garelius

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. В. САВВАТЕЕВ, Рецензии. А. П. ОКЛАДНИКОВ. ПЕТРОГЛИФЫ БАЙКАЛА - ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СИБИРИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-П-ОКЛАДНИКОВ-ПЕТРОГЛИФЫ-БАЙКАЛА-ПАМЯТНИКИ-ДРЕВНЕЙ-КУЛЬТУРЫ-НАРОДОВ-СИБИРИ (date of access: 26.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. В. САВВАТЕЕВ:

Ю. В. САВВАТЕЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Serge Garelius
Orenburg, Russia
978 views rating
16.07.2017 (679 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Catalog: Философия 
Yesterday · From Михаил Идельчик

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. А. П. ОКЛАДНИКОВ. ПЕТРОГЛИФЫ БАЙКАЛА - ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СИБИРИ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones