Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14302
Author(s) of the publication: П. Ю. РАХШМИР

Share with friends in SM

Смоленск. 1975. 477 стр. Тираж 2500. Цена 2 руб. 50 коп.

Степень зрелости науки во многом определяется глубиной ее самопознания. История как наука познает себя, в частности, посредством историографических исследований. За последние 10 - 15 лет советские историки достигли существенных успехов в этой области. Поэтому особенно остро встал вопрос о внедрении научных достижений историографии в практику, то есть прежде всего в педагогический процесс. Оба аспекта историографии - научно- исследовательский и педагогический - рассматривались в тесной взаимосвязи на Всесоюзной конференции преподавателей историографии истории СССР и всеобщей истории университетов и педагогических институтов, которая проходила с 31 января по 3 февраля 1973 г. в Смоленске1 . Материалы конференции составили рецензируемую книгу2 , в содержании которой рельефно отразился уровень историографических исследований и преподавания историографии в высшей школе по состоянию на первую половину 70-х годов.

О возрастании роли истории исторической науки в связи с развитием науковедения, закономерного явления эпохи научно-технической революции, говорилось во вступительном слове председателя Научного совета по проблеме "История исторической науки" при Отделении истории АН СССР акад. М. В. Нечкиной: "Без истории науки нельзя понять ни сложение ее состава, ни проблем ее развития и возникновения сменяющих друг друга научных задач, ни роли в науке ученого-исследователя и работы коллектива" (стр. 10). Основной комплекс историографической проблематики был проанализирован акад. А. Л. Нарочницким3 .

В условиях специализации и дифференциации, характерных для современного состояния науки, историографические исследования призваны выполнять интегрирующую функцию, помогая историкам ориентироваться во всем многообразии процесса складывания исторического знания. Задача историографии не может ограничиваться изучением того, как писалась история. Она должна также помогать историку осваивать науку и искусство писания истории. Эту сторону историографического исследования специально выделил А. Ф. Смирнов. Историографический анализ, по его словам, выполняет свою роль, если он дает "теоретическое обобщение, обогащающее материалистическую теорию истории, четко определяющее место и роль исследуемого явления (события) в историческом процессе", служит разработке теории исторического познания, совершенствованию искусства, мастерства источниковедческого анализа, "росту "школы", профессионализма историков" (стр. 459 - 460). В докладе Е. Н. Городецкого обращено внимание на то обстоятельство, что изучение круга проблем, составляющих предмет историографического исследования, "открывает большие возможности для познания истории культуры, идеологии, идейно-политической борьбы" (стр. 36). Говоря о социальной и практической значимости историографии, автор подчеркнул, что она помогает в разработке стратегии научного поиска, при планировании научных исследований и подготовке кадров, определении наиболее эффективной структуры научной организации.

Для более полной реализации этих возможностей историографических исследований необходимо, чтобы они опирались на широкий информационно- справочный базис. З. В. Бармина говорила, в частности, о том, что ценным источником могли бы стать статистические справочники, в которых были бы количественно выражены разработка конкретных тем, возрастной состав ученых, научная продукция вузов и научно-исследовательских учреждений (стр. 204). Мысль о создании системы информационных и справочных изданий была высказана в докладе В. А. Дунаевского. О плодотворности использования в историографии статистики свидетельствует и ряд других материалов конференции


1 См.: Г. Д. Алексеева, М. Г. Вандалковская. Всесоюзная конференция по вопросам преподавания историографии. "История СССР", 1973, N 4; В. А. Муравьев, А. М. Сахаров. О преподавании историографии в вузах СССР. "Вопросы истории", 1974, N 2.

2 Редколлегия: акад. М. В. Нечкина (ответственный редактор), акад. А. Л. Нарочницкий, чл.-корр. АН СССР И. Д. Ковальченко, Г. Д. Алексеева, Д. И. Будаев, В. М. Вишневский, И. П. Дементьев, В. А. Дунаевский, А. А. Кондрашенков, В. П. Наумов, И. Н. Неманов, Г. Т. Рябков, А. М. Сахаров.

3 Содержание доклада см.: А. Л. Нарочницкий. О преподавании историографии в высшей школе. "Вопросы истории", 1973, N 6.

стр. 166


(например, основанный на обработке анкетных данных доклад В. А. Муравьева о преподавании историографических курсов в вузах страны, а также проведенный О. А. Афанасьевым анализ состава кандидатов и докторов исторических наук, защитивших диссертации в годы восьмой пятилетки).

В докладах А. Л. Нарочницкого, Е. Н. Городецкого, А. М. Сахарова четко определен предмет историографии, показано то общее, что сближает ее с историей общественной мысли, философией, историей политических идей, и одновременно то специфическое, что свойственно ей как самостоятельной отрасли исторического знания. Значительный интерес представляют предложенные Е. В. Гутновой определения таких важнейших категорий историографического анализа, как "течение", "направление", "школа". Критерии для их выделения - методологические принципы и проблематика исследований (стр. 93 - 94). Правда, Е. В. Гутнова поясняет, что речь идет только о немарксистской историографии. Вопрос о критериях дифференцированного подхода к марксистско-ленинской историографии, базирующейся на единых методологических принципах, нуждается в специальном исследовании.

В докладах А. Л. Нарочницкого, Е. Н. Городецкого, В. А. Дунаевского приводятся качественные и количественные показатели развития историографических исследований в советской исторической науке, отмечается тенденция к созданию обобщающих трудов по ключевым проблемам и сюжетам отечественной и зарубежной истории, по "историографии отдельных стран. Многое сделано для того, чтобы показать вклад классиков марксизма- ленинизма в развитие исторической науки. Появились обобщающие работы пс советской историографии ряда союзных республик. Всего, по данным, приведенным Е. Н. Городецким, за 1956 - 1971 гг. было опубликовано до 1500 книг, брошюр и статей историографического характера (стр. 34 - 35). Из доклада В. А. Дунаевского видно, насколько расширилась география историографических исследований. Сложились региональные центры в Томске, Казани, Воронеже, Саратове и других городах. Это результат обоюдных усилий Научного совета по проблеме "История исторической науки" и историков на местах.

Конференция наметила главные направления дальнейших историографических изысканий. Центральная задача - интенсивная разработка проблем методологии исторического познания. О том же свидетельствует и анализ кандидатских диссертаций по отечественной историографии, проведенный Г. Д. Алексеевой и М. Г. Вандалковской. В свете решений XXV съезда КПСС возрастает актуальность изучения принципиальных вопросов теории исторического познания, а следовательно, и проблем историографии. В условиях разрядки, когда обостряется идейное противоборство двух систем, историки-марксисты должны с максимальной оперативностью и убедительностью разоблачать несостоятельность концепций буржуазных ученых и идеологов, делающих теперь ставку на самые изощренные методы идеологической борьбы.

Развитие историографии вширь и вглубь существенным образом сказалось на педагогическом процессе в высшей школе. Общие и специальные курсы по историографии прочно вошли в практику университетов и пединститутов. Доклады представителей тех вузов, в которых сложились давние традиции преподавания историографии (МГУ, МГПИ, МГИАИ), содержат важные соображения о построении и содержании историографических курсов. Это относится прежде всего к положению, выдвинутому А. М. Сахаровым, о том, что внутренняя структура курса должна соответствовать логике исторического исследования (стр. 42). Изучение студентами историографии помогает им глубже осознать значение революционного переворота в науке, совершенного марксизмом-ленинизмом. Хотя стержневыми элементами при построении курса являются направления исторической мысли, тем не менее важное место в нем должно быть отведено и отдельным ученым, чьи труды создают определенные тенденции, чьи методологические и методические открытия образуют основы для школ и направлений.

О творческой лаборатории авторского коллектива, подготовившего учебник "Историография истории СССР. Эпоха социализма", рассказал В. Е. Иллерицкий. С обоснованием программы по историографии новой и новейшей истории выступил И. П. Дементьев. Она базируется на подготавливаемом кафедрой новой и новейшей истории истфака МГУ учебном пособии под редакцией И. С. Галкина. Как и пособие, программа строится по хронологическому принципу, рассматривая развитие истори-

стр. 167


ческой науки в рамках отдельных стран Европы и Америки. Такой подход вызвал возражения со стороны К. Б. Виноградова, который, опираясь на опыт чтения аналогичного курса в ЛГУ, предложил сочетать хронологический принцип с проблемным. Полемика по этому вопросу отражает реальные трудности как научного исследования, так и преподавания историографии. Хронологический подход позволяет воспроизвести динамику историографического процесса, а проблемный - все многообразие складывания исторического знания. Один из них дает возможность проследить историографический процесс по хронологической вертикали, а другой - по горизонтальному проблемному срезу. Если в сфере науки исследования, построенные по тому или иному принципу, просто взаимодополняют друг друга, то в сфере преподавания для комбинирования обоих подходов необходимы предварительные методические разработки и, возможно, их экспериментальная проверка.

В выступлениях Б. Г. Вебера, Н. А. Ерофеева, О. В. Волобуева, В. В. Гусева проводилась мысль о необходимости преодоления наметившегося разрыва между различными отраслями историографии, особенно между историографией отечественной и зарубежной истории. Б. Г. Вебер предложил разработать общую историографию всемирной истории (стр. 466). Реализация этой задачи в научном плане потребует усилий коллектива высококвалифицированных специалистов. В педагогическом плане к ее решению можно приблизиться путем максимальной синхронизации чтения курсов по отечественной и всеобщей истории. Однако до тех пор, пока историография всеобщей истории не будет включена в учебные планы университетов как обязательный предмет, не может быть построена целостная система преподавания историографических дисциплин.

Интересным опытом проведения просеминариев по историографии отечественной истории поделился чл.-корр. АН СССР И. Д. Ковальченко. Такие занятия прививают студентам навыки историографического анализа. Итогом работы в них часто являются дипломные работы разного типа, разной степени сложности. Выступавший говорил о настоятельной необходимости обеспечения практических занятий пособиями, в первую очередь хрестоматиями. Если трудности с источниками испытывают преподаватели отечественной историографии, то в еще более сложном положении находятся те, кто ведет курс зарубежной историографии. Поэтому весьма актуально предложение В. В. Гусева об издании серии хрестоматий по всем разделам историографии под рубрикой "Антология мировой исторической мысли".

Внимание преподавателей историографии, несомненно, привлекут сообщения О. В. Волобуева и А. А. Литвина о структуре и методике чтения историографических спецкурсов, Р. Г. Эймонтовой - о взаимосвязи между исторической библиографией и преподаванием истории исторической науки. Опыт работы со студентами по источниковедению историографии, накопленный в МГИАИ, обобщил С. О. Шмидт. Г. Т. Рябков говорил о роли и месте исторического краеведения в преподавании историографии. Ученые Казани, Уфы, Смоленска, Владивостока, Каменец-Подольска, Волгограда, Усть- Каменогорска осветили состояние преподавания историографии в своих вузах.

Значительное место в материалах конференции заняли доклады и сообщения по конкретным историографическим проблемам. Они интересны прежде всего тем, что отражают все многообразие типов историографических исследований. Их предметом являются направления исторической мысли, определенные историографические тенденции, концепции и явления, творчество отдельных историков. Актуальным вопросам изучения социальной истории советского общества посвящен доклад В. М. Селунской. Интересные мысли содержатся в коллективном сообщении В. В. Мавродина, Р. М. Мавродиной, М. Б. Свердлова, И. Я. Фроянова о принципах работы над монографией по советской историографии Киевской Руси. В докладе В. П. Смирнова проанализированы важные тенденции современной французской историографии. Новые явления в американской и западногерманской историографии показали П. Б. Уманский и А. И. Борозняк. О развитии историографии союзных республик шла речь в сообщениях Г. Шаджюса, Г. И. Желтовой. Вопросы региональной историографии были подняты А. А. Кондрашенковым и П. А. Колесниковым. Интересной постановкой проблемы и интерпретацией историографических источников отличались сообщения Б. С. Абалихина, Е. В. Чистяковой, П. Я. Крупникова. Многими докладчиками в той или иной степени затрагивались вопросы методологии, однако собственно мето-

стр. 168


дологической проблематике было посвящено лишь выступление Б. Г. Могильницкого.

Доклады и выступления участников конференции углубляют представление о роли и месте историографии в системе исторических дисциплин. Опубликованные материалы вносят существенный вклад в разработку методологии и методики историографического анализа. В них дана характеристика разнообразных типов историографических исследований, раскрыта их специфика. Преподаватели историографии найдут в книге ценные рекомендации по построению общих и специальных курсов, проведению практических занятий. Основательное обобщение исследовательского и педагогического опыта позволило четко и целеустремленно определить в решениях конференции круг конкретных практических задач для большой группы ученых-историографов. Следует и в дальнейшем публиковать такого рода издания. Они явятся своеобразными вехами, помогающими проследить эволюцию историографии как науки и как учебной дисциплины.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ВОПРОСЫ-ИСТОРИОГРАФИИ-В-ВЫСШЕЙ-ШКОЛЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. Ю. РАХШМИР, Рецензии. "ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ВОПРОСЫ-ИСТОРИОГРАФИИ-В-ВЫСШЕЙ-ШКОЛЕ (date of access: 26.05.2019).

Publication author(s) - П. Ю. РАХШМИР:

П. Ю. РАХШМИР → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
463 views rating
04.08.2017 (659 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Yesterday · From Михаил Идельчик
Philosophy of information
Catalog: Философия 
Yesterday · From Михаил Идельчик

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. "ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones