Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-7555

Share with friends in SM

БРЮСОВ А. История древней Карелии. "Труды Государственного Исторического музея". Вып. IX. М. 1940. 320 стр. 28 р. 50 к.

На основании довольно обильных археологических материалов, которые автор собирал в течение ряда лет, в книге описывается процесс заселения Карелии и развития на ее территории неолитических культур вплоть до появления бронзы.

Книга распадается на два раздела, резко различающиеся по характеру. Первый раздел: состоит из введения и шести глав. Написанный весьма литературно, он дает картину заселения и ранней истории Карелии в общедоступной форме.

Автор доказывает, что заселение Карелии началось в половине третьего тысячелетия до начала нашей эры и шло главным образом с юга. Сходство неолитических предметов окских стоянок с предметами карельского неолита столь велико, что может быть понято только исходя из гипотезы заселения Карелии с юга, из Средней России. Племена, двинувшиеся в период наиболее мягкого климата на север, заселили не только Карелию, но в дальнейшем поступательном движении и Финляндию.

Первые насельники севера были вначале рыболовами, а потом уже охотниками. Ранние стоянки Карелии, как правило, располагаются по берегам рек и особенно часто озер, в местах, удобных для рыбной ловли. Во втором тысячелетии до нашей эры отмечается рост населения, сопровождающийся освоением новых пространств, вплоть до Беломорского побережья. Одновременно с процессом освоения севера шло активное приспособление первобытных рыболовов я охотников к новым для них условиям жизни и выработка комплекса вещей, именуемого автором "карельским комплексом".

Глава IV, трактующая петроглифы Карелии, лучшая в книге. Если публикация этих замечательных памятников стоит далеко позади издания В. И. Равдоникаса, то в интерпретации А. Я. Брюсов делает некоторый шаг вперед. Ему удается связать анимистические верования в "духов-хозяев" и древние мифологические представления, отголоски которых сохранились в "Эдде" и "Калевале", с изображениями Ладожского озера и таким путем приблизиться к верному пониманию петроглифов.

В последних главах автор прослеживает появление металлургии на территории Карелии и доказывает, что гипотеза временного обезлюдения севера, выдвинутая некоторыми скандинавскими учеными, неосновательна.

Достоинством первого раздела рецензируемой работы можно считать не только новизну темы, литературное изложение, ко и довольно обильное использование этнографических данных, к сожалению, обычно игнорируемых в археологических работах. Необходимо отметить, однако, что автор не всегда критически подходит к используемому материалу, выдавая подчас за этнографические факты явный вымысел. Например на стр. 59 приводятся следующие цитаты, заимствованные в одном из изданий Академия наук: "Загнанного и измученного зверя (лося) настигает охотник, имеющий с собой нож, укрепленный на палке; охотник катится сверху и втыкает нож в спину зверя и катится дальше; лось старается копытом вынуть ножи разрезает себе шею, а охотник стороною снова взбирается на лыжах, чтобы сверху скатиться к зверю"1 .

Откуда бы ни был заимствован этот рассказ, ему не место в научном историческом труде. Неприятное впечатление оставляет манера автора мимоходом, одной фразой, разрешать сложные проблемы, лежащие аде поля его исследований (таков, например, вопрос о тотемизме, стр. 83). Весьма неубедительна попытка доказать наличие скотоводства (оленеводства) в древней Карелии " эпоху бронзы. Никаких находок, подтверждающих мнение А. Я. Брюсова, нет, и потому он прибегает к следующему рассуждению: возникновение металлургии повсеместно предполагает развитое скотоводство; Карелия знала бронзолитейное дело уже к началу первого тысячелетия; следовательно, там должно было существовать скотоводство. Подобные силлогизмы неприменимы в научном труде. Заимствование бронзолитейного дела могло быть сделано и, безусловно, делалось народами, не знавшими скотоводства, и поэтому нельзя по наличию бронзы заключать о наличии скотоводства. Впрочем, А. Я. Брюсов пытается подтвердить свое умозаключение еще одним аргументом. На обломках керамики из стоянки Томицы заметны отпечатки ткани из плот-


1 Дается ссылка на "Бухтарминские старообрядцы". Материалы комиссии экспедиционных исследований Академии наук СССР. Вып. 17-й, серия Казахстанская. Ленинград. 1930, стр. 148.

стр. 122

ных нитей (стр. 133). Ссылаясь на экспертизу, автор утверждает, что нити эти были шерстяными, а следовательно, обитатели древней Карелии знали оленеводство (стр. 133 - 134). Однако в примечании сам А. Я. Брюсов опровергает эту экспертизу, говоря, что "ткань эта была льняною" (стр. 166). Вообще следует отметить, - что последние две главы значительно слабее предшествующих и могли быть без ущерба для работы значительно сокращены или вовсе опущены.

Большее научное значение чем рассмотренные главы имеет второй раздел труда, содержащий фактические материалы по древней истории Карелии. Он состоит из обширнейшей (369 названий), подробно аннотированной библиографий археологии Карелии, подробнейшего, с аннотациями и рисунками, списка археологических памятников севера европейской части СССР, описания раскопанных автором, впервые публикуемых стоянок Карелии и шести археологических карт севера. Все эти материалы чрезвычайно важны для исследователей истории севера, и опубликование, их можно только приветствовать.

В общем книгу А. Я. Брюсова, несмотря на весьма серьезные недочеты и некоторую растянутость, следует отметить как положительное явление.

А. Золотарев

СПАНДАРЯН С. (Тимофей). Статьи, письма, документы. Государственное издательство политической литературы. Ереван. 1940. 410 стр. 6 руб. (Истпарт при ЦК КП(б)А).

11 (24) сентября 1916 г. в далекой сибирской каторге умер непримиримый большевик, ленинец, верный ученик Ленина и Сталина, - Сурен Сландарян (Тимофей). Пламенный революционер, страстный борец за пролетарскую революцию, ненавидевший оппортунистов и всю свою жизнь разоблачавший их, он умер еще молодым, 34 лет.

Сурен Спандарович Спандарян родился 3 (15) декабря 1882 г. в Тифлисе, в семье редактора консервативной армянской газеты "Нор дар" ("Новый век").

Еще в юные годы, на школьной скамье, Сурен принимал участие в ученических марксистских кружках и в 1902 г. вступил в тифлисскую организацию РСДРП, возглавляемую тогда товарищем Сталиным.

С осени 1902 г., будучи студентом Московского университета, С. Спандарян уча-ствовал в краснопресненской социал-демократической организации и вел большую революционную работу. Во время декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве революционер Спандарян отложил книги и с оружием в руках дрался на баррикадах Пресни. Революционная деятельность Сурена не осталась не замеченной властями: весной 1906 г. под предлогом невзноса платы за ученье Сурен был исключен из университета. Его образование осталось неоконченным.

Вернувшись в Закавказье, Сурен с головой ушел в партийную работу в различных районах Закавказья, в том числе в Баку, где в 1907 г. работал товарищ Сталин.

Особое внимание уделял Сурен борьбе против заклятых врагов армянского народа - армянской буржуазно-националистической партии "Дашнакцутюн", а также против меньшевиков. "Больше чем самодержавие я ненавижу меньшевиков", - говорил Спандарян в одной из своих речей. В 1907 г. в другой речи, обращаясь к меньшевикам, он сказал: "Мы ждем от вас, меньшевиков, еще большего предательства, вы способны на большие подлости, потому что вы перестали думать об интересах рабочих, потому что вы не верите в революцию и в ее победу. Но революция жива, и она отбросит со своего пути всех гнусных оппортунистов, пытающихся приостановить ее шествие" (стр. 380).

В 1906 г. Сурен писал о дашнаках: "Эта партия, являющаяся механическим агрегатом, какой-то невероятной смесью буржуев и рабочих, крестьян и крепостных, помещиков, эксплоататоров и эксплоатируемых, - эта гермафродитная партия чисто национального шовинизма и quasi социализма всячески мешает организации рабочих союзов и устраивает самые дикие обструкции при содействии своих жалких и обманутых "зинворов" (дружинников)" (стр. 25). Пророчески предсказывал Спандарян: "Но тщетны усилия А. Р. Дашнакцутюн. День победы демократизма будет последним днем "Дашнакцутюн" (стр. 26).

Осенью 1906 г. Спандарян руководил крупной забастовкой рабочих французской концессии в Алаверды. С 1907 г. по указанию Кавказского большевистского областного комитета Сурен работал в Баку.

Спандарян вместе со своим другом Степаном Шаумяном организовал издание армянской газеты "Орер" ("Дни"), а также принимал самое активное участие во всех бакинских большевистских изданиях. В коротких темпераментных статьях Спандарян обращает внимание рабочего класса на все важнейшие проблемы (внутренней и внешней политики царизма, ставя их в непосредственную связь с интересами пролетариата. Еще в 1906 г. в ряде статей в "Кайце" он разоблачает подлинный антинародный характер Государственной думы ("Волна революции подымается", "Из тактических вопросов", "Вокруг думы", "О конституционных иллюзиях" и т, д.).

Спандарян рассматривал думский вопрос, в тесной связи с международным положением и доказывал, что царизм вел свою политику в согласии с европейской реакцией и с помощью ее. "Пролетариат непосредственно заинтересован во внешней по-

стр. 123

литике государства, - писал он, - и его мощный голос, его сильная рука должны воздействовать также на ту или иную тактику в международных вопросах. Безразличие в этих вопросах - преступление, измена интересам народа, страны" (стр. 45).

Не меньшее внимание уделял Спандарян аграрному вопросу и взаимоотношениям с крестьянством. Общеизвестна та огромная и плодотворная работа, которую провели закавказские большевики в деревне. Она получила высокую оценку Ленина. Немалая заслуга и тут принадлежит Спандаряну. В статьях, посвященных крестьянскому вопросу и аграрной политике самодержавия, Спандарян пропагандировал ленинско-сталинские принципиальные положения аграрной политики большевиков. В статье "Наша роль в деревне" Спандарян писал: "Наши "национальные партии", которые разделили армянское крестьянство между собою, которые "организовали" и "просветили" наши села плетью, оружием и экзекуциями, - все время притупляли сознание пролетарских элементов деревни и превратили армянское крестьянство в "мирнейшую", безропотную массу... Товарищи социал-демократы должны освободить сельский пролетариат от влияния этих партий, должны объяснить буржуазную сущность идеи "трудового крестьянства", "армян-христиан" и других чисто- националистических идеалов... Вместе с тем мы никогда не должны забывать и роли крестьянства, как сословия, в отношении к этой революций, притом как сословия угнетенного и эксплоатируемого, и потому наш долг революционизировать деревню в целом" (стр. 74 - 75).

В 1907 г. Спандарян писал и в газете "Бакинский пролетарий" и в армянской газете "Орер" под различными псевдонимами ("Т.", "С. Опян"). Особо следует отметить его выступление против врагов рабочего класса - эсеров и анархистов. Он писал: "За последнее время в рабочих массах имеет успех проповедь грубой силы, бомбы, кинжала, так называемая проповедь действием... Такая проповедь, проповедь такого действия - не что иное, как стрижка мелкобуржуазной идеологии и она очень и очень далека от подлинного пролетарского социализма" (стр. 90 - 91).

Большая и кипучая работа Сурена не могла пройти бесследно для глаз охранки. Охранка отметила Спандаряна как революционера, крайне опасного для самодержавия, и "видного деятеля РСДРП". За ним долго охотились шпики, и в 1907 г., в мае, он был арестован; но узнать его охранке не удалось, и через 20 дней он был выпущен.

Столыпинская реакция свирепствовала... Лучшие большевики были арестованы и посажены в тюрьму. Осенью 1910 г. Спандарян был выслан за пределы Бакинской губернии. Он переехал в Тифлис, где вел борьбу против ликвидаторов и всех течений, разлагающих пролетариат. Спандарян выступал и в легальной печати под псевдонимом "С, Ольгин", "Изгой".

По инициативе Спандаряна в 1910 г. стала выходить легальная газета "Листок-копейка".

Одновременно ведя огромную работу по укреплению нелегальной партийной организации, Сурен боролся за партийность и высокую принципиальность в любом, самом мелком вопросе. В статье "О партийности и беспартийности" он писал: "Общественный деятель без определенного социально- политического лица - это, по выражению немцев, - пустая кишка, которую чем угодно можно набить; это флюгер, поворачивающийся по направлению ветра; это ничтожество, на которое все и вся может влиять, наконец, это - отвратительнейший оппортунист, вся политика которого сводится к приспособлению к моменту" (стр. 244.)

Все вопросы современности: театр, искусство, литература, школьное дело, вопросы воспитания - находили свое место в публицистической деятельности Спандаряна. И в освещении всех этих вопросов Спандарян оставался тем же боевым революционным, партийным, большевистским публицистом. Это был подлинный ученик Ленина и Сталина. Именно поэтому так ненавидели его враги большевизма.

Меньшевики утверждали, что "если поскоблить ум Тимофея, то там можно найти только мысли Ленина". Рабочие Баку, Тифлиса именно за это ценили Сурена и доверяли ему.

В 1912 г. на Пражской партийной конференции, где Сурен был представителем от бакинских большевиков, он был избран в Русское бюро ЦК, сформированное под руководством товарища Сталина. Через провокатора Малиновского деятельность Спандаряна как члена русского ЦК стала известна полиции, и Спандарян был арестован, осужден на пожизненную ссылку в Сибирь и выслан по этапу в Енисейскую губернию. Больного пороком сердца большевика, измученного тяжелой нелегальной работой, царская охранка постаралась окончательно добить.

Письма Сурена с дороги к жене и близким нельзя читать без волнения. Несмотря на ужасные условия в пути он сохранял бодрое настроение и всячески ободрял жену, оставшуюся с маленькими детьми на руках. Из красноярской тюрьмы он писал: "...Здесь всякие гнусы и гниды безнаказанно меня едят; все тело исцарапано и окровавлено. Настроение бодрое, веселое, хорошее. Да здравствует жизнь! И мы еще повстанем, нечего унывать. Бывает похуже. А по сравнению с другим - мои неприятности сущие пустяки" (стр. 303).

В условиях тяжкой туруханской ссылки в с. Монастырском Спандарян не переставал работать над собой, настоятельно требуя присылки Нужных ему книг. Он писал жене: "Еще раз прошу книги по истории, экономике, философии и т. д. и т. п.

стр. 124

Газеты и журналы. Иначе погибнешь в этой ночи" (стр. 306 - 307).

Во время начавшейся империалистичекой войны Сурен остался на ленинских позициях. Вместе с товарищем Сталиным, который жил в 175 верстах от Монастырского, в селе Курейка, Спандарян поддерживал ленинские тезисы о войне. Письма товарищей Сталина и Спандаряна к Ленину дышали ненавистью к предателям из II интернационала.

В конце июля на заседании ссыльных членов Русского бюро ЦК РСДРП и членов большевистской фракции IV думы, посвященном судебному процессу над членами большевистской фракции, Сурен выступил с резкой речью против оказавшегося впоследствии врагом народа Л. Б. Каменева, назвав его речь "речью либерального адвоката" (стр. 393).

Сурен был глубоко уверен в приближении революции, и, тяжело больной, при смерти, он просил В. Швейцер, товарища по ссылке, "написать Сталину, что революция в России уже созрела, что царская армия разлагается, что "революция стоит у порога 17 года..." Уже в вагоне в бреду он повторял: "Становитесь под знамя Ленина!" (стр. 395).

11 (24) сентября 1916 г. в красноярской городской больнице от развившегося тяжелого порока сердца умер Сурен Спандарян. Похороны его состоялись под надзором полиции на красноярском кладбище для ссыльных (см. стр. 395).

Сборник "С. Спандарян. Статьи, письма, документы" представляет большой интерес и весьма полезен при изучении истории большевистских организаций Закавказья, созданных товарищем. Сталиным, а также при изучении истории нашей страны и, в частности, Кавказа в 1905 - 1912 годах.

Госполитиздат сделал хорошее и полезное дело. Книгу эту мы горячо рекомендуем каждому историку и читателю, изучающему историю ВКП(б) и историю нашей родины.

Но весьма печально, что столь ценная книга издана неряшливо и небрежно. Она изобилует огромным количеством опечаток (хотя в конце книги отмечены только 2 опечатки). Опечатки местами искажают текст и заставляют читателя недоумевать и сомневаться в элементарной грамотности работников издательства, выпускавших книгу (технический редактор - С. Хачатрян, корректор - А. Долуханян, контрольный корректор - Л. Абовян).

В сборнике, между прочим, ошибочно приписывается Спандаряну авторство листовки ЦК РСДРП "За партию". Эта листовка, как установлено Институтом Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б), написана товарищем Сталиным.

Жаль также, что в сборнике не приведены речи Спандаряна, произнесенные им в 1907 г. против меньшевиков, выдержки из которых приведены в "Основных вехах жизни" (см. приложение к сборнику), а также письма Спандаряна к Ленину, о которых упоминается в "Основных вехах".

Ц. Аронович

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ИСТОРИЯ-СССР-2015-08-23

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Рецензии. ИСТОРИЯ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ИСТОРИЯ-СССР-2015-08-23 (date of access: 21.09.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
698 views rating
23.08.2015 (1490 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. ИСТОРИЯ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones