Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15248
Author(s) of the publication: Л. Н. МИТРОХИН

Share with friends in SM

Т. 1. 1526 - 1917. 256 с; т. 2. 1917 - 1985. 293 с. М. Мысль. 1986.

Рецензируемый труд1 подводит итог многолетним исследованиям историков СССР и США. Он охватывает всю историю черных американцев, основан на солидной и обширной фактической базе (многие из источников впервые вводятся в оборот), содержит - за некоторыми исключениями - глубокие и обоснованные выводы. Можно только пожалеть, что в столь серьезном издании отсутствуют аналитический историографический обзор и описание методики работы с источниками.

Авторский коллектив столкнулся с явлением, к анализу которого неприменимы привычные категории, используемые при рассмотрении национально- освободительных движений, - в американском обществе негры не образуют особой нации. Да и рабство, сохранявшееся до 60-х годов XIX в. в США, выглядит необычно. С одной стороны, эффективный "американский" путь развития, приведший к образованию наиболее развитой и мощной капиталистической страны, а с другой - исторически исчерпавшее себя рабство, идеология которого, однако, органически вписалась в духовную жизнь буржуазного предпринимательства.

Очевидна и другая трудность. Авторы вынуждены опираться на исследования западных специалистов, которые в большинстве своем (за исключением нескольких работ американских марксистов) не ставят (и уж, во всяком случае, научно не решают) проблему связи между капитализмом и расизмом, а истоки последнего усматривают не в объективных социальных отношениях, а в сфере духовной культуры - в традиционных стереотипах мышления, в заблуждениях отдельных индивидов и социальных групп. Такую поверхностность невозможно объяснить лишь классовым своекорыстием, сознательной апологетикой (на что в книге делается не всегда справедливый акцент). Речь скорее должна идти об ограниченности самого буржуазного сознания, исходящего из "естественности" капитализма. Так что для теоретического воссоздания реальной истории работы буржуазных авторов дают лишь исходный материал, нуждающийся в методологически осознанной критической переработке.

Авторы в целом справились с этой задачей и, привлекая обширный исторический материал, показали, что корни рабства и обусловленной им идеологии расизма таятся не в сфере морали или психологии, а в конечном счете представляют собой закономерный продукт специфики становления американского общества. На протяжении нескольких веков рабство в Новом свете развивалось как органический компонент буржуазного строя. Авторы стремятся объяснить, почему, как пишет в предисловии Национальный председатель Компартии США Г. Уинстон, негритянская проблема оказалась "столь живучей, что выдержала бури двух социальных революций" (1, с. 3). Актуальные теоретические проблемы, возникшие в ходе борьбы против расизма, сформулированы в 1-й главе Гэсом Холлом (1, с. 11 - 22).

В книге раскрывается экономическая подоплека рабства, его роль в процессе т. н. первоначального накопления и последующего развития американского капитализма, который (вопреки представлениям об американской "исключительности") эволюционировал в полном соответствии с законами этой общественно-экономической формации. "Через плантационную экономику и рост ее товарного производства рабство в колониях явилось своего рода фундаментом капитализма, основой буржуазной промышленности" (1, с. 49). Дальнейший рост производительных сил привел и должен был привести к тому, что "рабство негров - чисто промышленное рабство", как подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, неизбежно "исчезает с развитием буржуазного общества и с ним несовместимо"2 .

Революционная война за независимость (1775 - 1783 гг.) остро поставила


1 Авторский коллектив т. 1: Г. Уинстон, Г. Холл, Г. Аптекер, А. А. Зотов, Р. Ф. Иванов, Б. Д. Козенко, В. Ф. Стратанович; авторский коллектив т. 2: И. А. Геевский, Б. А. Гиленсон, Р. Ф. Иванов, Б. Д. Козенко, Н. В. Мостовец, И. Б. Пономарева. Н. В. Сивачев. Редакционная коллегия: И. А. Геевский, Р. Ф. Иванов (отв. ред.), Н. В. Мостовец.

2 Архив Маркса и Энгельса. Т. IV, с. 225.

стр. 123


вопрос о месте негров в событиях и процессах, происходивших в американском обществе. Данная проблема в книге проанализирована достаточно основательно (1, гл. III). Может быть, стоило бы более развернуто показать, почему рабство в тот период не было ликвидировано, хотя эта задача была одной из центральных в первой американской революции3 . Причина, видимо, состояла в том, что рабовладение на том этапе не исчерпало своих возможностей как фактор развития капитализма. К тому же тогда еще не сложился прочный союз белых и черных противников рабства - непременное условие ликвидации рабовладения.

Модификации этой проблемы в период между двумя революциями обстоятельно прослеживаются Г. Аптекером (1, гл. IV). Его принципиальный вывод, подкрепленный богатым фактическим материалом, гласит: "Первая американская революция, носившая буржуазно-демократический, антиколониальный характер, имела большое прогрессивное значение. Однако сохранение рабства извратило ее суть" (1, с. 85). Особенности социально- экономического развития северных штатов привели здесь к ликвидации рабства. Одновременно война за независимость стала мощным стимулом развития рабства на Юге. Такое положение долго существовать не могло: как без отмены рабства невозможно было сохранить Союз, так и без наличия Союза нельзя было искоренить рабство (1, с. 109).

Радикальный перелом произошел в ходе Гражданской войны и последующей Реконструкции (1, гл. V и VI). Эти периоды правомерно рассматриваются авторами как два этапа буржуазно-демократической революции, радикальность которой во многом была обусловлена активным участием в ней черных американцев. Негритянская проблема остро стояла и в период перехода от "свободного" капитализма к империализму (1, гл. VII), когда социальная и политическая структура страны претерпевала существенные изменения. В те годы к решению расовой проблемы все энергичнее приобщаются церковь, профсоюзы, политические партии и различные общественные организации, растет число людей, так или иначе вовлеченных в борьбу против расизма.

В т. 2 рассматриваются положение и борьба черных американцев во время первой мировой войны (гл. I), в период между двумя войнами (гл. II), в годы второй мировой войны (гл. III). Наибольшее внимание уделяется событиям послевоенного времени (гл. IV, V, VI, VII). Анализируя эту эпоху бурных антирасистских выступлений, заметно изменивших положение американских негров, авторы должны были прежде всего ответить на два ключевых вопроса: почему именно в период после второй мировой войны негритянское движение приняло столь радикальный и массовый характер? Каков был механизм, форма и причины уступок правящих кругов? Речь, таким образом, идет о понимании самой сути, с одной стороны, одного из наиболее массовых демократических движений в США, а с другой - политики буржуазного реформизма.

В работе четко охарактеризованы основные фазы борьбы против расизма в послевоенный период, последовательно анализируются основные группировки, идейно-политические установки, лозунги и формы. В центре внимания оказываются массовые выступления, проходившие под руководством Мартина Л. Кинга, ставшего признанным негритянским лидером национального масштаба. Хорошо показаны истоки его миросозерцания: засилье расистских порядков в родном штате, безразличие властей, в том числе и церковных, к бедственному положению черных. Последовательный протест Кинга против системы сегрегации и дискриминации неизбежно вел к радикализации его взглядов, ко все более реалистическому пониманию социально-экономических корней расизма, необходимости сотрудничества в борьбе с ним белых и черных американцев. В книге детально освещается примиренческая позиция в негритянском вопросе консервативных руководителей профцентра АФТ-КПП типа Дж. Мини и его единомышленников.

С интересом читаются страницы о социально-психологической природе расовых конфликтов. Не поняв ее, невозможно объяснить столь мощное движение, каким является негритянское, - ни в целом, ни в его отдельных проявлениях,


3 Фостер У. Негритянский народ в истории Америки. М. 1955, с. 65.

стр. 124


особенно стихийные и во многом иррациональные бунты в гетто. В работе используются архивные документы, в частности докладные записки президенту Л. Джонсону от сотрудников администрации, специально занимавшихся сбором информации в негритянских кварталах. Детально прослеживается авторами "внутренний механизм" принятия административных решений, показана расстановка различных сил и группировок внутри правящей верхушки США. Одним словом, можно констатировать, что работа представляет собой серьезное, капитальное исследование.

Однако всестороннее изучение негритянской проблемы требует участия не только историков, но и профессиональных психологов, этнографов, философов, искусствоведов, литературных критиков, то есть в полном смысле междисциплинарного, комплексного подхода. Здесь ощущается явный просчет: проблемы духовной жизни, специфические особенности негритянской культуры в книге не всегда исследуются достаточно целеустремленно и глубоко. Так, авторы справедливо подчеркивают, что история черных американцев - это никогда не прекращавшаяся и все более решительная борьба против расового неравенства. В эту борьбу вовлекались все более широкие массы, действовавшие в рамках общественных движений, социальных институтов, отдельных организаций и объединений. Непременным условием такой активности является выработка соответствующих социально-политических программ, идеологии, способной ориентировать и стимулировать массовую деятельность.

Первоначально такая идеология формировалась стихийно, отражая непосредственное мироощущение участников антирасистских выступлений. Однако сама объективная логика борьбы настоятельно требовала все более обобщенных и социологически трезвых представлений об обществе, вводящих ее в реалистическое русло. Поэтому в негритянском движении возрастала роль профессиональных идеологов, обострялось соперничество различных программ и концепций, обусловленных как классовой позицией их авторов, так и мерой понимания законов социального развития. К сожалению, этой стороне дела авторы не уделяют достаточного внимания, что ощущается тем явственнее, чем ближе мы подходим к современности.

В негритянском освободительном движении выделяются три выдающихся лидера: Ф. Дуглас, У. Дюбуа, М. Л. Кинг, однако лишь взглядам Дугласа посвящен специальный параграф. В книге многократно упоминаются взгляды Дюбуа, Кинга, Малькольма Х, подвергаются критике концепции Букера Вашингтона, М. Гарви, "черных мусульман", лозунг "власть черным" и т. п. Однако эти разбросанные по разным главам оценки не дают цельного представления о содержании и последующих судьбах этих концепций, а главное - не "выводят" их содержание из саморазорванности и самопротиворечивости земной основы (такой подход Маркс считал единственно научным)4 , не рассматривают их как исторически обусловленные этапы в социальном самосознании борцов против расизма. В итоге отдельные доктрины предстают, вообще говоря, как произвольные (а порой и злонамеренные) системы воззрений, влияние которых так и остается необъяснимым.

В самом деле, понять причины популярности гарвеизма, или взглядов Б. Вашингтона, равно как и лозунга "власть черным", невозможно, если специально не проанализировать сложные пути формирования и расистской, и антирасистской идеологии, не учитывать конкретной духовной ситуации, в которой они возникают. При этом выявляется, что заведомо мифологические, "ненаучные" концепции могут стимулировать и демократические, прогрессивные движения. Так, М. Л. Кинг формулировал свою доктрину в терминах и образах христианства, провозгласив главным лозунгом принцип евангельской любви. Специфически религиозный язык ощущается в рассуждениях Б. Вашингтона, М. Гарви, И. Мухаммеда и многих других влиятельных идеологов. Без обращения к "вертикальному" разрезу различных доктрин невозможно понять ни изменения взглядов, например, У. Дюбуа, Мартина Лютера Кинга, Малькольма Х, равно как и разобраться в той резкой полемике, которая велась в 60 - 70-х годах между различными антирасистскими группа-


4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч Т. 23, с. 383. Прим.

стр. 125


ми, о которых в книге, к сожалению, сказано крайне бегло.

Такой пробел не только обедняет историю борьбы черных американцев, оставляет в стороне сложные, драматические метаморфозы антирасистского сознания, но и сказывается на стилистике изложения. Авторы вынуждены ограничиваться оценкой уже сложившихся концепций, выступать в амплуа людей, заранее знающих "правильный" путь. Последний, однако, определить невозможно, не анализируя всего исторического пути, неизбежных иллюзий, ошибок, отступлений.

В 30-е годы в рядах КП США высказывался взгляд на негров как особую нацию, откуда вытекал и лозунг создания особого штата, имели место проявления догматизма, теоретической косности и практической неоперативности, о чем самокритично говорили руководители компартии. И в данном случае рассказ о трудных поисках реалистической позиции не только не умалил бы особой заслуги американских коммунистов в решении негритянской проблемы, но и помог бы осознать реальную сложность их деятельности, объяснял бы объективные (а порой и субъективные) причины слабой связи (а в результате и влияния) со спонтанно возникавшими массовыми, в том числе и молодежными, выступлениями против расизма.

Книгу заключает глава, посвященная негритянской культуре, науке, спорту, музыке, литературе. Здесь, по-видимому, сказалась недостаточная четкость замысла, потому что в одной главе серьезно проанализировать все эти проблемы едва ли возможно. Целесообразнее было рассматривать данную тему в специфически культурологическом плане, прослеживая существенные закономерности и поворотные моменты негритянской культуры, смену ее различных приоритетных форм, а творчество отдельных мастеров привлекать в качестве иллюстраций. Автор, к сожалению, пошел по другому пути. В данном виде его очерк производит впечатление не исследования первичного материала (а таковое вряд ли под силу одному человеку), а систематизации и комментирования материала "вторичного", нечто вроде краткой справки о деятелях негритянской культуры, в которой мелькают десятки имен и весьма трафаретные наивные сопроводительные оценки. Не обошлось дело и без неточностей.

Благодаря громадному труду редакторов и авторов книги, издано фундаментальное исследование одной из актуальнейших проблем американистики. Не все, однако, пока получилось в нем достаточно профессионально и убедительно. Следовало бы придирчиво просмотреть книгу с учетом тех требований, которые ныне предъявляются к обществоведам, устранить прямолинейные и трафаретные оценки и подходы, расширить некоторые разделы (прежде всего касающиеся негритянской культуры и идеологии антирасовых движений) с тем, чтобы подготовить повое издание этого теоретически и политически ценного исследования.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ЧЕРНЫЕ-АМЕРИКАНЦЫ-В-ИСТОРИИ-США-В-2-Х-ТТ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Н. МИТРОХИН, Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.05.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ЧЕРНЫЕ-АМЕРИКАНЦЫ-В-ИСТОРИИ-США-В-2-Х-ТТ (date of access: 21.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. Н. МИТРОХИН:

Л. Н. МИТРОХИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
6 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
8 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
15 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
17 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
17 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЯ И ИНДИЯ
Catalog: История 
17 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones