Libmonster ID: RU-19519
Author(s) of the publication: А. Ю. УРНОВ
Educational Institution \ Organization: Институт Африки РАН

Ключевые слова: США, Африка, саммит США-Африка, Закон об экономическом росте и торговых возможностях Африки, АФРИКОМ

"Легкий след" - к такому образному выражению обычно прибегает Вашингтон, в стремлении приуменьшить масштабы своего военного проникновения на континент1. В действительности, с конца 2011 г. администрацией Обамы осуществлялось не афишируемое, но вполне целенаправленное расширение военных позиций США в Африке. По оценкам исследовательского центра "Том Диспэтч", министерство обороны США на том или ином уровне присутствует в 49 из 54 стран Африки2.

"США все сильнее затягивают военную петлю на континенте, постоянно расширяя свое военное командование АФРИКОМ", писал один из критиков африканской политики США Глен Форд в журнале "Блэк Адженда Рипорт"3.

ДЕЛА ВОЕННЫЕ

Американские военные и раньше сотрудничали с африканскими партнерами, заявила в октябре 2013 г. Л. Томас-Гринфилд. Новое, по ее словам, состоит в том, что за последние пять лет это сотрудничество стало "более ангажированным, более непосредственным, более скоординированным и более стратегическим"4. Формулировки обтекаемые, но по смыслу подтверждающие слова Г. Форда.

Военное сотрудничество с африканскими государствами осуществляется как на двусторонней, так и многосторонней основе в рамках глобальных и специально для Африки разработанных континентальных и субрегиональных программ. К первым относятся программы "Контроль за международным наркотрафиком и принуждение к соблюдению правопорядка", "Зарубежное военное финансирование" и "Международная военная подготовка". Ко вторым - "Обучение и помощь Африке для действий в чрезвычайных условиях", "Станции партнерства с Африкой на море", "Транссахарское контртеррористическое партнерство" и ряд других.

На слушаниях в сенатском комитете США по вооруженным силам 6 марта 2014 г. командующий АФРИКОМ генерал Д. Родригес доложил, что помощь и поддержка африканским партнерам оказывается в шести "функциональных сферах": борьба с экстремистскими организациями, использующими насилие; создание институтов и сил обороны; укрепление безопасности на море; миротворческие операции; реагирование на гуманитарные и иные катастрофы; противодействие наркотрафику, нелегальной торговле оружием, торговле людьми5.

Главные усилия сосредоточены на повышении дееспособности и эффективности вооруженных и специальных сил африканских государств путем подготовки кадров, инструктажей, совместных учений, материального оснащения, предоставления развединформации, переброски по воздуху формирований, задействованных в миротворческих операциях, и т.д. При этом США уклоняются от участия в совместных боевых действиях, отдавая предпочтение точечным ударам с использованием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и спецназа.

Американские военные обустраиваются в Африке всерьез и надолго. В 2009-2012 гг. на расширение и модернизацию базы Кэмп-Лемоньер в Джибути было потрачено $390 млн6. По сообщению газеты "Лос-Анджелес Таймс", в 2013 г. на эти цели было выделено еще $200 млн. В предстоящие 25 лет на дальнейшее расширение базы планируется потратить $1,2 млрд. Пентагон намерен сделать Кэмп-Лемоньер "центром созвездия военных объектов США в Африке", писала газета7.

В рамках двусторонних военных связей создаются многочис-


Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня. 2015, N 1.

стр. 2

ленные "пункты по сотрудничеству в области безопасности" и "пункты передовых операций". Согласно докладу исследовательской службы конгресса, в 2010 г. ВВС и ВМФ США пользовались воздушными и морскими портами 12 стран8. Базы американских беспилотников располагались на Сейшелах, в Джибути, а с февраля 2013 г. - в Нигере.

В 2012-2013 гг. предпринимались шаги по укреплению боевого потенциала АФРИКОМ с акцентом на повышение его готовности к проведению операций быстрого реагирования. Взаимодействие между находящимися в подчинении АФРИКОМ и Европейского командования США военно-воздушными и военно-морскими силами, группировками морской пехоты и спецназа стало осуществляться под совместным оперативным руководством9.

АФРИКОМ стал первым географическим командованием США, в помощь которому командование Сухопутных сил выделило подразделения дислоцированной в Канзасе 2-й ("кинжальной") бригады 1-й пехотной дивизии10. Подразделения эти регулярно направляются в страны континента, где осваивают африканскую специфику и совместно с АФРИКОМ занимаются подготовкой сухопутных сил принимающей стороны. В июне-декабре 2013 г. военнослужащие этой бригады осуществили 37 разного рода акций в 19 африканских странах11.

Как заявил в сенатском комитете Д. Родригес, в 2013 фин. г. США провели в Африке 55 операций, 10 маневров и 481 акцию по сотрудничеству в области безопасности. По оценке генерала, АФРИКОМ стал "чрезвычайно активным географическим командованием"12.

Обсуждение на саммите военных вопросов прошло без громких сенсаций. Выступая перед лидерами африканских стран, Б. Обама заверил их, что "у США нет желания расширяться и увеличивать свое военное присутствие". Но сразу вслед за этим призвал к "углублению сотрудничества с африканскими странами в сфере безопасности"13.

Президент США объявил о "новой инициативе" по оказанию помощи странам Африки в строительстве "профессиональных сил безопасности", реализацию которой планируется начать с Ганы, Кении, Мали, Нигера, Нигерии и Туниса. Шести другим странам Гане, Руанде, Сенегалу, Танзании, Уганде и Эфиопии, показавшим, по оценке Обамы, наилучшие результаты в делах миротворчества, было обещано партнерство в подготовке миротворческих сил быстрого развертывания, задействованных в операциях ООН и АС14.

Президент США пообещал также поддерживать усилия по укреплению миротворческих институтов Афросоюза, предоставить дополнительное оснащение африканским миротворцам в Сомали и ЦАР, содействовать совершенствованию системы раннего предупреждения и реагирования на кризисы в Западной Африке15.

Обсуждение вопросов "эффективного управления" свелось к традиционным рассуждениям о достоинствах демократии, недопустимости злоупотреблений властью и коррупции. "Мы решили созвать наших экспертов для разработки плана действий, способствующих транспарентности как важнейшего условия экономического роста", - сказал Б. Обама16. И всё.

ВАШИНГТОНСКИЕ СТИПЕНДИИ

Особого рассмотрения, на наш взгляд, заслуживает проводимая администрацией Обамы многоплановая работа с молодежью Африки.

В Африке, где 60% населения составляют лица моложе 35 лет, а на каждых трех жителей континента приходится один в возрасте от 10 до 24 лет17, смена поколения управленцев ожидается в самом недалеком будущем. Отсюда повышенное внимание Вашингтона к африканской молодежи. "Инвестиции в следующее поколение африканских лидеров критически важны для обеспечения успеха Африки, ее демократии и экономики", - говорилось в сообщении пресс-службы президента18.

Понятно, что судьба Африки заботит Вашингтон, прежде всего, с точки зрения его собственных интересов. Речь, по существу, идет о формировании в Африке "американской колонны", которой в скором будущем надлежит стать на континенте ориентированным на США правящим классом. Ставится задача отбирать способных и предприимчивых молодых африканцев и вовлекать их в сферу американского влияния посредством политической обработки, содействия в получении высшего образования и высокой квалификации, создании и развитии собственного бизнеса, прохождении стажировок в американских компаниях, в продвижении в органы власти и структуры Африканского Союза (АС).

"Работа с молодыми африканскими лидерами является ключевым фокусом в деятельности США в Субсахарской Африке, приоритетом для наших посольств и миссий Агентства США по международному развитию (ЮСЭЙД)", - отмечала пресс-служба президента19.

Начало такой работе было положено еще в 2010 г., когда Б. Обама выступил с инициативой "Молодые африканские лидеры" (МАЛ). В том же году в Белом доме состоялась встреча президента США с группой молодых африканцев, названная "форумом". В 25 посольствах Соединенных Штатов в странах Африки функционируют Советы по делам молодежи. С 2010 до середины 2013 гг. правительство США организовало и провело на Африканском континенте более 2 тыс. мероприятий, "нацеленных на развитие следующего поколения гражданских и бизнес-лиде-

стр. 3

ров Африки". В рамках МАЛ было создано 76 партнерств с африканскими университетами, на финансирование которых ЮСЭЙД ассигновало $100 млн. К участию в инициативе были привлечены крупные частные компании, в частности Фонд Рокфеллера, "Майкрософт", "Мастеркад" и др.20

Во время своего выступления в Университете Кейптауна президент США объявил об учреждении новой программы - "Вашингтонские стипендии для молодых африканских лидеров", которую пресс-служба Белого дома назвала "важнейшим расширением" инициативы МАЛ. Программой предусматривалось, начиная с 2014 г., ежегодно принимать в университеты и колледжи США не менее 500 африканцев. Краткосрочное обучение и стажировки планировалось проводить "в трех жизненно важных сферах: бизнес и предпринимательство; гражданское руководство; государственное управление". Б. Обама сообщил, что наряду с межгосударственным американо-африканским саммитом в столице США будет проведен саммит с молодыми африканскими лидерами21.

Накануне саммита проекту "Вашингтонские стипендии" было присвоено имя Н. Манделы. Заявления об участии в нем подали 50 тыс. человек. 500 отобранных африканцев представляли 49 стран Африки южнее Сахары (АЮС). Возраст - от 25 до 35 лет, половина из них - женщины. 75% стипендиатов занимали руководящие позиции "среднего уровня", 48% имели дипломы об образовании, 25% работали в неправительственных институтах, 39% владели собственным бизнесом. Осваивать "жизненно важные" американские дисциплины стипендиатам предстояло в течение шести недель22.

"Вы являетесь базой нашего партнерства с молодежью Африки", - заявил на саммите президент Обама. В США, по его словам, они "разовьют свои способности, чтобы стать руководителями следующего поколения в гражданском обществе, бизнесе и правительственных органах"23.

Президент не удержался от полемики с критиками МАЛ. "Некоторые спрашивают, кто такие Соединенные Штаты, чтобы учить нас управлять? У нас другие системы, другие традиции", - признал Обама. Не отрицая необходимости учитывать в политике особенности стран и обществ, уважительного отношения к традициям, президент, вместе с тем, предупредил, что использование "базовых механизмов" демократического управления является обязательным условием успешного развития. Слушателям, тем самым, было дано понять, что, если Африка хочет добиться успеха, ей следует брать пример с США, где эти механизмы работают. "Не обманывайте себя этой идеей, мол, у нас другой путь, африканский путь"24.

Отрицание "африканского пути" сочеталось у Обамы с заверениями о том, что он готов выслушать участников встречи, познакомиться с их собственным "видением будущего Африки", которое предстоит "строить вместе"25.

Президент сообщил о планах дальнейшего расширения проекта МАЛ. Предполагается с 2016 г. удвоить количество ежегодных вашингтонских стипендий, использовать новые формы работы, увеличить число проводимых мероприятий (курсы обучения, поездки, встречи), создать в 2015 г. региональные центры МАЛ - для начала в Гане, Кении, Сенегале и ЮАР, которые помогут молодым африканцам, в т.ч. начинающим бизнесменам, решать свои проблемы26.

Планы строятся на многие годы вперед.

Установленные в Вашингтоне отношения будут носить долгосрочный характер. "Мы инвестируем в вас для того, чтобы вы могли инвестировать в свои страны и в американо-африканское партнерство", - заявил на встрече госсекретарь США Дж. Керри27.

Так, в ключевых секторах африканского общества создается разветвленная сеть лично обязанных и нередко зависящих от США молодых африканцев. Кадры решают все!

НЕФТЬ И ПОЛИТИКА

На саммите, хотя и приглушенно, прозвучала тема конкуренции между различными странами на Африканском континенте.

"Мы понимаем, что нам нужно что-то сделать, чтобы не отставать. Европа и Китай идут быстрее, чем США", - заявил на бизнес-форуме его сопредседатель М. Блумберг28.

"Мы хотим не просто добывать минералы для роста Соединенных Штатов. Мы хотим построить подлинное партнерство, которое откроет следующую эпоху в развитии Африки", - заявил Б. Обама, намекая на принципиальное различие в подходах США и КНР к экономическим отношениям с Африкой29.

В связи с происходящим в последние годы в США "сланцевым бумом" и сокращением ими импорта нефти из Африки, возникает вопрос, не приведет ли этот процесс к падению экономической значимости континента для Соединенных Штатов? В первом полугодии 2014 г. сальдо торгового баланса с Африкой впервые оказалось для США положительным30. Ожидается, что к 2030 г. Соединенные Штаты сами станут экспортером нефти31, и, следовательно, их зависимость от африканских углеводородов будет неуклонно снижаться. Но это лишь одна сторона дела.

"В то время как Африка может стать менее важной для энергетической безопасности США, она может приобрести большее значение для национальной безопасности США в широком плане", - говорится в резюме совместного исследования Института стратегических исследований и Военного колледжа прессы Армии США, посвященного вопросу о воздействии роста добычи и

стр. 4

запасов углеводородов Африки на интересы национальной безопасности США и Китая32.

Основываясь на данных об открытых и прогнозируемых запасах, специалисты приходят к выводу, что к 2035 г. Африка по добыче нефти обгонит Латинскую Америку и Восточную Азию, вплотную приблизится к Северной Америке и будет уступать лишь Ближнему Востоку и Евразии. Для освоения углеводородных ресурсов континента в этот период потребуется $2,1 трлн инвестиций33.

По мнению авторов исследования, Соединенные Штаты смогут извлечь из этого двойную выгоду. Во-первых, перед ними открываются широкие возможности для крупных прибыльных капвложений. Во-вторых, с учетом того, что зависимость Китая от африканской нефти сохранится, как минимум, до 2040 г., "растущая энергетическая безопасность Вашингтона заставит Пекин еще более остро почувствовать свою растущую энергетическую незащищенность"34.

Похоже, что, принимая решение о созыве американо-африканского саммита, в Вашингтоне учитывали и эту перспективу.

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

Вопросы двусторонних отношений и кризисных ситуаций обсуждал с участниками саммита Дж. Керри. Наиболее болезненными для США на тот момент были ситуации в Ливии и Южном Судане.

Во время встречи с премьер-министром Ливии А. ат-Тани госсекретарь США, назвав ситуацию в Ливии "весьма критической", счел нужным подчеркнуть, что "перемещение" (не эвакуация. А. У.) американских дипломатов является "временным" и состоялось оно исключительно по соображениям безопасности35.

Дж. Керри заявил, что США и дальше будут сотрудничать с "ливийскими друзьями", "предпринимать усилия в стремлении помочь правительству приобрести способность быть в состоянии восстановить стабильность в стране"36. Замысловатая формулировка, свидетельствующая, что правительство Ливии такой способностью не обладает, а уверенности в том, что оно ее сумеет обрести, у госсекретаря нет.

На фоне очевидного провала ливийской политики США от традиционных ее восхвалений госсекретарь на сей раз воздержался. За него это сделал ат-Тани, поблагодаривший США за "неизменную и безграничную поддержку Ливии". Премьер напомнил об "особой роли" США и американского народа в период, предшествовавший "освобождению Ливии", высоко отозвался о решении Б. Обамы заморозить активы Каддафи и его приближенных. Перспективы выхода Ливии из "критической стадии" премьер опять-таки связал с оказанием его правительству "поддержки со стороны друзей и, прежде всего, США"37.

Тем временем хаос в Ливии нарастал. В продолжавшихся вооруженных столкновениях инициативой владели формирования исламских экстремистов. В резолюции Совета Безопасности ООН от 27 августа 2014 г. отмечались "рост насилия в Ливии, особенно в районе Триполи и Бенгази", "увеличение численности, действующих в Ливии террористических групп и лиц, связанных с "Аль-Каидой"38. Таковы гримасы "мирного и демократического перехода", который США некогда посулил ливийцам.

Обстановку в Южном Судане Дж. Керри обсудил в Вашингтоне с президентом этой страны С. Кииром и руководителями Международной организации по развитию Восточной Африки (ИГАД) президентами Джибути, Кении и Танзании и премьер-министром Эфиопии.

В южносуданском конфликте ИГАД выступала в роли посредника, добивалась от его участников прекращения военных действий и создания переходного правительства национального единства. Во главе противоборствующих сторон стояли президент Южного Судана С. Киир, принадлежащий к народности динка, и бывший вице-президент Южного Судана Р. Машар, представляющий народность нуэр. В ходе конфликта несколько тысяч человек погибли, число вынужденно перемещенных лиц превысило 1 млн, миллионам южносуданцев угрожал голод39.

Соединенные Штаты в свое время активно участвовали в процессе политического урегулирования конфликта между Севером и Югом Судана. Жесткое давление Вашингтона явилось важным фактором, побудившим президента Судана Омара аль-Башира согласиться на проведение референдума о самоопределении Юга и признать его неблагоприятные для Севера результаты40.

В высказываниях Дж. Керри в Вашингтоне по Южному Судану прослеживались элементы балансирования и расхождений в оценках. Встречаясь с С. Кииром, госсекретарь публично обвинил Р. Машара в нарушениях перемирия, предупредив, что если они будут продолжаться, "международное сообщество потеряет терпение"41. А вот в заявлении по итогам встречи с лидерами ИГАД Дж. Керри говорил уже о "трайбалистских атаках с обеих сторон", требовал от "сторон" незамедлительно положить конец "войне" и сесть за стол переговоров42. Убийство 6 августа в штате Верхний Нил шести человек, занимавшихся доставкой гуманитарной помощи, явилось, по словам госсекретаря, результатом "неспособности лидеров разрешить этот бессмысленный конфликт", в то время как южносуданцам приходится платить за него "ужасающую цену"43.

"Ни одна из сторон не ведет переговоров серьезно", - заявил госсекретарь США 11 августа в связи с невыполнением С. Кииром и Р. Машаром данного ИГАД

стр. 5

обещания сформировать правительство национального единства в течение не более чем 60 дней. "Я призываю ИГАД и Африканский Союз незамедлительно осуществить соответствующую акцию, которая принесет мир народу Южного Судана", - сказал Дж. Керри44.

В конце августа 2014 г. Киир и Машар подписали в Аддис-Абебе очередное соглашение о прекращении вооруженного противостояния с целью налаживания переговорного процесса. Соглашение пока соблюдается. Никакой ясности с созданием правительства национального единства на сегодня нет.

Другими собеседниками госсекретаря являлись руководители стран, отношения с которыми преподносились как успех политики США на континенте.

При встрече с президентом Демократической Республики Конго Дж. Кабилой госсекретарь отметил его усилия по укреплению демократии в ДРК, вклад конголезских вооруженных сил в подавление группировок боевиков на востоке страны.

По словам Дж. Кабилы, после посещения госсекретарем США Киншасы в мае 2014 г. дела в ДРК шли "в правильном направлении". Президент даже утверждал, что в стране наступила "эра мира"45.

Продолжением бесед, состоявшихся у госсекретаря США в мае 2014 г. в Луанде, стала его встреча в Вашингтоне с вице-президентом Анголы М. Домингос Висенти.

"Ангола является одной из стран, которая служит свидетельством происходящих в Африке перемен", - заявил Дж. Керри. "Очень, очень важной" назвал он "руководящую роль" Анголы и лично президента душ Сантуша в усилиях по урегулированию кризиса в регионе Великих Озер и Демократической Республике Конго. Было сказано об укреплении экономических отношений с Анголой и о намерении США добиваться "даже большего"46.

Встречаясь с премьер-министром Эфиопии, действующим председателем АС Хайлемариамом Десалень, госсекретарь охарактеризовал двусторонние отношения как "крепкие и продуктивные". Дж. Керри не скупился на похвалы, говорил о ведущей миротворческой роли Эфиопии в Южном Судане и Сомали. Госсекретарь напомнил о $800 млн. помощи, предоставленной Эфиопии Соединенными Штатами47.

Хайлемариам Десалень высказался за привлечение в Эфиопию новых американских капиталовложений. Затронув вопросы изменения климата, продовольственной безопасности, борьбы против терроризма и экстремизма, он поблагодарил США "за лидерство во всех этих вопросах", выразил "глубокую заинтересованность в тесном сотрудничестве с ними"48.

Президента Мавритании Мохамеда Абдель Азиза госсекретарь поздравил с избранием очередным председателем Афросоюза, заявив, что США будут работать с ним как с "ключевым лидером" по широкому кругу вопросов. На первое место в двустороннем сотрудничестве Дж. Керри поставил борьбу с терроризмом, помощь, которую США оказывают вооруженным силам Мавритании. Была отмечена "руководящая роль" президента в содействии достижению соглашения о прекращении огня между правительством и тремя повстанческими группировками на севере Мали. Президент, со своей стороны, выразил "глубокое удовлетворение" состоянием двусторонних отношений, поблагодарил США за помощь в противодействии терроризму в регионе Сахель49.

Гана входит в число приближенных к США африканских государств, и встреча Дж. Керри с президентом Дж. Махамой стала демонстрацией того, что подобная близость щедро вознаграждается. Встреча была организована для подписания соглашения о предоставлении американской "Корпорации вызов тысячелетия" $498 млн. на развитие энергетического сектора Ганы. Предполагается, что эта самая крупная сделка, заключенная правительством США в рамках программы "Африка-Энергетика", стимулирует приток в Гану частных инвестиций на сумму $4 млрд50.

"Здесь у нас сложилась ось Махама-Обама, - сказал Дж. Керри. - Подписывая соглашение, мы поднимаем наше партнерство на следующий уровень".

Совершив краткий экскурс в историю, госсекретарь утверждал, что "США всегда были на стороне Ганы". Нашлись у него добрые слова и в адрес ее первого президента Кваме Нкрумы, благодаря деятельности которого "из искры в Гане пламя движения за независимость охватило весь континент"51. О свержении Нкрумы прозападной военщиной Ганы госсекретарь предпочел не вспоминать.

Дж. Махама со своей стороны назвал день подписания соглашения с американской федеральной Millennium Challenge Corporation52 "еще одним историческим моментом в двусторонних отношениях между Соединенными Штатами Америки и Ганой"53.

На встречах госсекретаря США с президентом Бурунди Пьером Нкурудзизой и президентом Буркина Фасо Блэзом Компаоре собеседники отмечали плодотворность и благоприятные перспективы развития двустороннего сотрудничества в различных областях, в т.ч. в деле миротворчества, укрепления национальной и региональной стабильности54.

Встречаясь с министром иностранных дел Туниса Монги Хамади, госсекретарь дважды назвал эту страну "маяком надежды". В первом случае - в благодарность за прием и размещение персонала посольства США, эвакуированного из Ливии, во втором - за то, что, несмотря на все трудности, Тунис успешно осуществляет "переход к демократии"55.

стр. 6

Дж. Керри обещал собеседнику помощь США в противодействии угрозам безопасности границ Туниса и возникновения в стране "внутренних беспорядков", создаваемых ливийскими экстремистами и боевиками, возвращающимися из Сирии56. При этом умалчивался тот факт, что и то, и другое - плоды американского вмешательства в Ливии и Сирии.

Была подчеркнута важность "диалога по вопросам безопасности", проводить который стороны договорились во время визита Дж. Керри в Тунис в феврале 2014 г. "Мы полны решимости углублять наши отношения с Соединенными Штатами, которые всегда были чрезвычайно хорошими", - заявил Хамади57.

В комплементарно-конструктивном ключе проводил Дж. Керри встречу с председателем Комиссии Афросоюза Н. Дламини-Зумой.

"У Соединенных Штатов совершенно особые отношения с Африканским Союзом, который мы уважаем и чрезвычайно высоко ценим", - заявил госсекретарь США58. В обозначенной Дж. Керри сфере взаимодействия между США и АС были названы вопросы демократии, прав человека, экономического развития, безопасности59.

Н. Дламини-Зума главное место в системе африкано-американских отношений отвела экономическим связям. По ее словам, американские инвесторы и бизнесмены хотят "наилучшей отдачи". "Думаю, наилучшая отдача - в Африке", - заявила Дламини-Зума60.

Вопросу о вспышке эпидемии Эбола в странах Западной Африки на саммите, на наш взгляд, должного внимания уделено не было. Правда, он обсуждался на встрече лидеров в Белом доме. По итогам этого обсуждения, США приняли решение создать в Африке Центр медицинского контроля. Пришли ли участники встречи к каким-либо другим практическим договоренностям, не известно61.

На заключительной пресс-конференции Б. Обама высказался за объединение усилий мирового сообщества в борьбе с этим бедствием62. 7 августа президент США выступил с личным видеообращением к жителям Западной Африки, в котором пообещал им помощь и даже дал ряд практических советов относительно того, как вести себя, чтобы избежать заражения63.

В последующем США развернули в Западной Африке масштабную работу по противодействию эпидемии, к участию в которой был привлечен АФРИКОМ.

Остается сожалеть, что эту острейшую глобальную проблему президент США не постеснялся использовать в своих лживых и лицемерных нападках на Россию.

САММИТ ЗАВЕРШЕН. ЧТО ДАЛЬШЕ?

На заключительной пресс-конференции Б. Обама от имени всех участников и себя лично объявил встречу успешной. Было решено проводить саммиты США - Африка регулярно. Саммиты, по словам президента, "сделают нас подотчетными за взятые на себя обязательства", станут "механизмом, форсирующим решения и акции", будут "поддерживать момент нашего движения".

"Я настоятельно порекомендую моему преемнику продолжить эту работу, потому что Африка должна знать, что в лице Соединенных Штатов Америки она всегда будет иметь сильного и надежного партнера", - заверил Б. Обама64. Чуть позже он сообщил, что саммиты будут проводиться раз в четыре года65.

Представляется, что с точки зрения интересов США - как их сегодня понимают в Белом доме созыв саммита был шагом назревшим и обоснованным. Сумеют ли Соединенные Штаты реализовать те планы, которые они связывают с саммитом, и каковым будет его воздействие на развитие американо-африканских отношений в предстоящие годы, покажет время. В краткосрочном плане он, на наш взгляд, способствовал усилению влияния и позиций США на континенте.

Африканцы по собственному опыту знают о гегемонистских устремлениях Вашингтона. В то же время они реально заинтересованы в сотрудничестве с США в сфере экономики, здравоохранения, миротворчества и борьбы с терроризмом. К планам США расширять это сотрудничество на континенте относятся, в целом, позитивно. Африканские государства, конечно, постараются извлечь их этих планов максимально возможную выгоду для себя. Но здесь уж как кому повезет. Их заокеанский партнер на много порядков сильнее, да и сами эти государства очень разные и по внутренним возможностям, и по характеру правящих режимов.

* * *

Не приходится сомневаться, что рост активности США повлечет за собой обострение конкурентной борьбы за Африку. Поступаться своими интересами на континенте Китай, Япония, Индия, ЕС и другие мировые акторы не станут. И это может помочь Африке в ее политике балансирования и игры на противоречиях конкурентов.


1 Mitchell Jon. The Africa Pivot: American's New Battle Ground // Foreign Policy Journal. October 25, 2013 - http://www.foreignpolicyjournal.com/2013/10/25/the-africa-pivot-americas-newbattlground/

2 Turse Nick. The Startling Size, Scope and Growth of the US Military Operations in Africa // Tom Dispatch. September 5, 2013 www.alternet.org/world/huge-growth-us-military-ops-africa

3 Ford Glen. The Obamas do Africa // Black Agenda Report. June 30, 2013 - http://www.commondreams.org/view/2013/6/30-2

4 LiveAtState: US Foreign Policy and Security Cooperation in SubSaharan Africa. Remarks. Linda Thomas-Greenfield, Assistant Secretary Bureau of African Affairs; General David M.Rodrigues, Commander, AFRICOM. October 23, 2013 - http://www.state.gov/r/pa/ime/ 215819.htm#

стр. 7

5 Senate Armed Services Committee. Statement of General David M. Rodrigues, Commander, US Africa Command, Before the Senate Armed Services Committee Posture Hearing. 6 March, 2014. P. 6 http://www.armed-services.senate.gov/http://tinyurl.com/lg2g3ku

6 Mitchell Jon. Op. cit.

7 Bengaly Shashank. US Military Investing Heavily in Africa. October 20, 2013 -www.latimes.com/world/la-fg-usmilitary-africa20131020-story.html#page=1

8 Plock Lauren. Africa Command: US Strategic Interests and the Role of the US Military in Africa // Congressional Research Service 7-500. July 22, 2011. P. 9-10 - www.crs.gov

9 Senate Armed Services Committee. Statement of General Rodrigues. 6 March, 2014. P. 6.

10 Senate Armed Services Committee. Statement of General Carter Ham, Commander, US Africa Command. 7 March, 2013 www.globalsecretary.org/military/library/congress/2013_hr/130307ham.pdf

11 Turse Nick. US Military Averaging More Than a Mission a Day in Africa. March 27, 2014 - http://www.tomdispatch.com/blog/175823/tomgram%37_nick_turce_america's_non-stop_ops _in_africa.

12 Senate Armed Services Committee. Statement of General Rodrigues 6 March, 2014. P. 3.

13 Remarks by the President at Press Conference After U.S. -Africa Leaders Summit. August 6, 2014. White House Office of the Press Secretary - http://www.whitehouse.gov/the-prss-office/2014/08/06/remarks-president-press-conference-af ter-us-africa-leaders-summit

14 Ibidem.

15 Ibid.

16 Ibid.

17 Fact Sheet: The President's Young African Leaders Initiative. Office of the Press Secretary, June 29, 2013 - http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/29/fact-sheet-president-s-young-africanl eadears-initiative

18 Ibidem.

19 Ibid.

20 Ibid.

21 Remarks by President Obama at the University of Cape Town. Cape Town, South Africa. June 30, 2013 - http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/30/remarks-president-obama-university- capetown.

22 Young African Leaders Initiative. The Mandela Washington Fellowship for Young African Leaders - http://youngafricanleaders.state.gov/washington-fellowship

23 Remarks by the President in Town Hall With the Washington Fellowship for Young African Leaders Presidential Summit. July 28, 2014 - www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/07/28/remarks-presidenttown-hall-washingtonfell owship-young-african-leaders

24 Ibid.

25 Ibid.

26 Ibid.; Remarks by the President at the US-Africa Business Forum August 5, 2014 - http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/08/05/remarks-president-us-africa-business -forum

27 Kerry John. Remarks at the Presidential Summit of the Washington Fellowship for Young African Leaders. July 28, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/07/229830.htm

28 Pace Julie. Obama Pledges $33 Billion to Africa Commitment // Associated Press. August 5, 2014 - www.pbs.org/newshour/rundown/obama-pledges-33-billion-africa-commitment

29 Remarks by the President at the US-Africa Business Forum. August 5, 2014.

30 United States Census Bureau. Foreign Trade. Trade in Goods with Africa - http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0013.htm

31 Brown David E. Executive Summary. Strategic Studies Institute and U.S. Army War College Press. Africa's Booming Oil and Natural Gas Exploration and Production: National Security implications for the United States and China - www.strategicstudiesinstitute.army.mil/files/1186-summary.pdf

32 Ibidem.

33 Ibid.

34 Ibid.

35 Kerry John. Remarks with Prime Minister of Libya Abdullah al-Thinni Before Their Meeting. August 4, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230197.htm

36 Ibidem.

37 Ibid.

38 Резолюция Совета Безопасности ООН. S/RES/2174(2014). 27 августа 2014 г. Преамбула.

39 Kerry John. Deeply Concerned by the Failure of South Sudan Peace Talks to Meet Region's Deadline. August 11, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230500.htm

40 Kerry John. Press availability in Addis-Ababa. May 1, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/05/235467.htm

41 Kerry John. Remarks with South Sudanese President Salva Kiir Before Their Meeting. August 5, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230298.htm

42 Kerry John. Remarks with IGAD Leaders After Their Meeting, August 5, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230294.htm

43 Kerry John. Attack against Aid Workers in Maban County, Upper Nile State, South Sudan. August 6, 2014 - www.state.gov/secretary/ remarks/2014/08/230336.htm

44 Kerry John. Deeply Concerned by the Failure of South Sudan Peace Talks to Meet Region's Deadline. August 11, 2014.

45 Kerry John. Remarks with Democratic Republic of the Congo President Joseph Kabila Before Their Meeting, August 4, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230199.htm

46 Kerry John. Remarks with Angolan Vice-President Manual Domingos Vicente Before Their Meeting. August 4, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230201.htm

47 Kerry John. Remarks with Ethiopian Prime Minister Hailemariam Desalegn Before Their eeting. August 5, 2014; www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230297.htm

48 Ibidem.

49 Kerry John. Remarks with President of Mauritania Mohamed Ouel Abdel Asis Before Their Meeting. August 4, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230222.htm

50 Kerry John. Remarks with Ghanian President John Mahama and Millennium Challenge Corporation CEO Dana Hyde at the Signing of the Ghana Power Compact. August 5, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230295.htm

51 Ibidem.

52 Подробнее см.: Урнов А. Ю. Саммит США - Африка // Азия и Африка сегодня. 2015, N 1. (Urnov A.Yu. 2014. Summit USA - Africa // Aziya i Afrika Segodnya. N 1) (in Russian)

53 Kerry John. Remarks with Ghanian President...

54 Kerry John. Remarks with Burundi President Pierre Nkurunziza Before Their Meeting. August 4, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230200.htm; Kerry John. Remarks with Burkina Faso President Blaise Compaore Before Their Meeting. August 4, 2014 www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230212.htm

55 Kerry John. Remarks with Tunisian Foreign Minister Mongi Hamadi Before Their Meeting. August 4, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230223.htm

56 Ibidem.

57 Ibid.

58 Kerry John. Remarks with African Union Chairperson Dr. Dlamini-Zuma Before Their Meeting. August 5, 2014 - www.state.gov/secretary/remarks/2014/08/230296/htm

59 Ibidem.

60 Ibid.

61 Obama pushes for "global effort" to combat spread of Ebola. August 7, 2014 -www.theguardian.com/society/2014/aug/07/barakobama-ebola-spread-global-efford-who

62 Remarks by President at Press Conference after US-Africa Leaders Summit, August 6, 2014.

63 President Obama Delivers a Message to West Africans on Ebola. August 7, 2014 - www.youtube.com/watch?v=NFRj-xyKMbY

64 Remarks by the President at Press Conference...

65 Hudson David. President Obama Engages with African Leaders in Final Day of the US - Africa Leaders Summit. August 6, 2014 http://www.whitehouse.gov/blog/2014/08/06/prsident-obamaengages-african-leaders-final-da y-us-africa-leaders-summit


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/САММИТ-США-АФРИКА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Ivan ProkhorovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Ivan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Ю. УРНОВ, САММИТ США - АФРИКА // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.06.2024. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/САММИТ-США-АФРИКА (date of access: 16.06.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Ю. УРНОВ:

А. Ю. УРНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
РОССИЯ-АФРИКА: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Catalog: Философия 
Yesterday · From Россия Онлайн
СИРИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
9 июня 2024 года ушел из жизни Никитенко В.Ф. Он с мужеством и воинской доблестью выполнил свой долг в ВСО «Анадырь». Служил в Отдельном инженерно-строительном батальоне (в/ч 16515, в/ч п/п 65134), который построил в районе Гунхай (плато Эсперон, север Кубы), Ремедьос (центр Кубы) стартовые площадки для БРСД Р-14 и другие объекты.
РУАНДА. "KWIBUKA-20": ПАМЯТЬ О ГЕНОЦИДЕ, СПОРЫ, ДИСКУССИИ
3 days ago · From Ivan Prokhorov
ФРАНЦИЯ - ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА: НОВОЕ КАЧЕСТВО ОТНОШЕНИЙ?
3 days ago · From Ivan Prokhorov
ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННО-СЫРЬЕВОЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ АФРИКИ
3 days ago · From Ivan Prokhorov
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КНДР В XXI в.
3 days ago · From Ivan Prokhorov
ЮАР В ЭКОНОМИКЕ АФРИКИ
3 days ago · From Ivan Prokhorov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
САММИТ США - АФРИКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android