Libmonster ID: RU-8060

1. ОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Вопрос о самостоятельной работе учащихся на уроках истории в старших классах теснейшим образам связан с вопросом о характере ученических записей.

Подавляющая масса учащихся в старших классах стремится вести сплошную, дословную запись, стараясь записать как можно больше фактов и сведений, сообщаемых учителем. В результате таких записей сплошь да рядом искажается смысл того, что сказано учителем, путаются факты, неправильно записываются имена и термины. Учащимся "некогда" взглянуть на доску, чтобы правильно списать наименования: они пишут "с голоса".

Но даже при отсутствии этих искажений, даже при условии сравнительной доброкачественности записанного материала сплошная запись всего, что рассказано учителем, ведет нередко к тому, что и в 10-м классе при ответе получается пассивный пересказ урока "слово в слово", а это совсем не то, что требуется от оканчивающего среднюю школу.

Каковы причины этих ненормальных явлений?

Основная причина в том, что при отсутствии учебника по истории ученическая тетрадь является одним из основных пособий, что приводит к стихийному стремлению учащихся сделать это пособие наиболее полным.

Второй причиной является неуменье учащихся вести конспект, неуменье работать по конспекту.

Между тем уменье вести краткую запись, правильно составить конспект имеет большое значение для будущей работы выпускника и на вузовской скамье и на практической работе.

Выработка этих навыков является поэтому одной из важнейших обязанностей средней школы.

Появление школьного учебника по истории не снимает этих обязанностей с преподавателей школы, а лишь поднимает их качественное исполнение на более высокую ступень: рабочая тетрадь по истории примет иной вид, получит иное содержание я несколько иное назначение, но останется необходимым элементом классной и домашней работы. Прочные навыки самостоятельного конспектирования попрежнему будут оставаться составной частью обязательных культурных навыков, которыми должна обладать советская молодежь, кончающая школу.

Уже в настоящее время наличие такого замечательного источника, как "Краткий курс истории ВКП(б)", широкое использование произведений Ленина и Сталина в куров 10-го класса позволяют по-новому ставить вопрос о характере ученической записи и усилить методическое руководство этой записью со стороны учителя-историка.

Необходимым и обязательным при любых условиях этапом этого руководства является, с нашей точки зрения, работа учителя над организацией записи учащихся. Учитель прежде всего сообщает учащимся план и четко сформулированные заголовки пунктов плана. Разговоры о том, что учащимся 10-х классов необязательно давать план урока, являются, повидимому, остатком левацких теорий, снижающих руководящую роль учителя. План нужно давать потому, что он организует и систематизирует самостоятельную запись учащихся.

Нужно также требовать от учащихся выполнения некоторых элементарных правил записи: подчеркивания заголовков плана в тексте записи, оставления широких полей для возможных исправлений и дополнении, а также для вынесения важнейших дат, имея, терминов и соответствующих страниц из сочинений Ленина и Сталина в "Краткого курса" истории ВКП(б)".

При составлении конспекта следует избегать сплошной, нерасчлененной записи, во всю строку и во всю страницу. Целесообразно выделять главное путем подчеркивания, а перечень исторических фактов или цифровые данные писать столбиком. Это поможет потом быстро ориентироваться в записи.

Конспект нужно записывать сразу начисто, не тратя времени на домашнее переписывание целых тетрадей. Однако необходимо дома несколько отредактировать свою запись, внося те или иные дополнения и исправления. И лучше всего делать

стр. 119

это в тот же день, когда содержание урока еще свежо в памяти.

Целесообразно коллективное редактирование записей группой учащихся после уроков: оно обычно занимает не более 5 - 10 минут, в течение которых учащиеся проверяют правильность записей друг у друга и вспоминают пропущенное.

Нельзя не подчеркнуть, что методическое руководство записью учащихся требует постоянной и упорной борьбы с укоренившейся среди школьников вредной привычкой дословной письменной записи.

Простейшим способом подведения учащихся к сознательной домашней работе над своей записью является использование схематических планов или схематических карт, зарисованных в ученической тетради.

Рассказывая об июньском восстании пролетариата в 1848 году, преподаватель чертит на доске схематический план Парижа; учащиеся воспроизводят этот план в тетрадях; следя за рассказом учителя, они наносят на свой план красные стрелки, указывающие движение основных сил восставших к центру города, к ратуше, а синими стрелками обозначают продвижение войск Кавеньяка от набережных мимо Тюильрийского дворца к ратуше и оттуда к предместьям.

Эта работа отвлекает учащихся 8-го класса от пассивной дословной записи: они успевают сделать лишь краткие заметки о ходе восстания.

На следующем уроке часть учащихся чувствует себя растерянно, так как у них почти нет записи по пункту "ход восстания". Но многие учащиеся, пользуясь схемой, восстановили в памяти рассказ учителя и записали его дома.

Работу со схемой полезно проделать и в классе, не прибегая к домашним записям. Отстающим ученикам дают их тетради с нанесенными в них схемами и предлагают им, пользуясь схематическим планом Парижа, рассказать подробнее о ходе восстания. Первый опыт может оказаться не вполне удачным, но в дальнейшем можно, безусловно, добиться активной домашней работы учащихся над схематической картой и приучить учеников свободно и связно рассказывать о ходе событий по схеме. Такой рассказ уже не будет дословным пересказам.

Применение схем, диаграмм, цифрового материала помогает избегать дословной записи, активизирует домашнюю и классную работу учащихся, организует их рассказ и подводит их к ведению сжатого конспекта.

Следующим приемом активизации работы учащихся над записью является частичное перенесение записи материала урока уже в самостоятельной работе надому.

Например, закончив анализ ленинского текста в классе, преподаватель предлагает ученикам оставить в своих записях пустой промежуток и дома вписать только что изученный в классе отрывок. На полях учащиеся помечают том и нужные им страницы в сочинениях Ленина. Они сами должны отыскать это место, отобрать цитату, вписать ее.

Самостоятельный подбор и изучение по заданию учителя цифр, таблиц и других материалов из произведений Ленина, Сталина (например из ленинских трудов "Развитие капитализма в России", "империализм, как высшая стадия капитализма") также являются методом активизации ученических записей и формами самостоятельной работы учащихся в старших классах.

Нужно стремиться к тому, чтобы место сплошной, нерасчлененной записи лекция преподавателя заняла справочная; запись такого рода: план урока, отмеченный особыми подчеркнутыми заголовками, краткая запись событий, имена и даты. На полях указание на первоисточники (соответствующие страницы из произведений Ленина, Сталина и "Краткого курса истории ВКП(б)", самостоятельно сделанные дома выписки из этих источников, цитаты, отрывки, выводы, обобщения, схемы, цифровые данные, хронологические таблицы, диаграммы, вырезки из газет, самостоятельно по заданию преподавателя законспектированные отрывки из статей, из "Краткого курса истории ВКП(б)" и пр.

С помощью всех этих материалов ученик дополняет, уточняет и осваивает краткую запись, сделанную им в классе.

Только такая тетрадь по истории является показателем самостоятельной и сознательной работы учащихся над историческим материалом.

Только такая запись может стать ценным пособием для учащихся.

Ведение такой записи указывает на тесную связь классной и домашней работы учащегося.

2. ЗАДАНИЯ НАДОМ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

Организуя домашнюю работу учащихся, преподаватель истории ставит своей задачей: во-первых, помочь учащимся закрепить знания, полученные на уроке, пополнить, расширить их с помощью дополнительных материалов и, во-вторых, провести частично самостоятельную подготовку к следующему уроку.

Домашняя работа учащихся есть по самому характеру своему самостоятельная

стр. 120

работа. Регулярное выполнение этой работы имеет, кроме учебного, и огромное воспитательное значение.

Остановимся кратко на методах разрешения каждой из этих задач в отдельности.

Приемы по закреплению знаний учащихся сводятся к следующему:

1) Приведение учеником в порядок своих записей и их проверка.

2) Использование схем и планов, зарисованных в классе. Задание: дорисовать, раскрасить для большей ясности схему (план), обдумать по схеме содержание урока (ход восстания, ход сражения и т. д.).

3) Составление плана прослушанного урока, придумывание заголовков пунктов плана. (Такая работа по систематизации записи самими учащимися применяется изредка в 9-х и 10-х классах. Как правило, план дает сам учитель.)

4) Обращение к первоисточникам: дополнение записей соответствующими выдержками из сочинений Ленина и Сталина, разобранными в классе.

5) Завершение начатой в классе работы по составлению тезисов; окончание синхронистической таблицы.

6) Самостоятельное изучение по указанию преподавателя ряда дополнительных материалов по вопросу, разобранному в классе (использование цифрового материала, текста произведений Ленина, Сталина и другой рекомендуемой литературы).

Примером домашнего задания, дополняющего классную работу, может служить следующее задание. После урока на тему "Столыпинская земельная реформа" учащиеся должны дома прочесть статью, Ленина "К вопросу об аграрной политике современного правительства" (том XVI, стр. 449 - 451 и 455 - 460) и сделать в свои тетради три кратких выписки:

1) О повороте в правительственной земельной политике после революции 1905 года.

2) О цели новой аграрной политики Столыпина.

3) О результатах его "реформирования" (см. стр. 450 - 451).

Для более сильных учащихся можно рекомендовать самостоятельную работу над статьей Ленина "Последний клапан" (том XVI, стр. 87 - 91), с заданием ответить на вопросы:

1) Почему статья Ленина названа "Последний клапан"?

2) Почему столыпинская аграрная реформа не может уничтожить кабалу и отработки?

Возьмем другой пример домашнего задания для закрепления и дополнения материала, пройденного на уроке по теме "Третье июньская монархия". Учащиеся должны прочесть статью Ленина "Политические партии в России" (том XV, стр. 479 - 487) и сделать из этой статьи краткие выписки с характеристикой думских партий: черносотенцев, октябристов и кадетов (не более обычной тетрадочной страницы в общей сложности) - в дополнение к своим классным записям.

Таким образом, закрепление и дополнение материала, пройденного в классе, связывается в 10-м классе с сознательной обработкой ученической записи, с большой самостоятельной работой над произведениями Ленина, Сталина.

Выход в свет учебника по истории освободит учащихся от необходимости вести постоянную запись материала урока и откроет возможности для более углубленного изучения произведений классиков марксизма и других материалов.

Центром работы по закреплению материала станет учебник, а не ученическая тетрадь.

Огромную роль сыграл в истекшем учебном году выход, в свет "Краткого курса истории ВКП(б)". Книга эта, являясь образцом классического изложения и демонстрирования на фактах основ марксизма-ленинизма на высоком теоретическом уровне, требует от учителя, как правило, большой предварительной классной работы с учащимися над сжатыми теоретически насыщенными формулировками текста "Краткого курса истории ВКП(б)". Отдельные страницы "Краткого курса" могут быть изучены школьником выпускного класса в качестве учебного материала для закрепления пройденного в классе.

Изложение хода событий февральской революции 1917 года (стр. 168 - 169) по своей простоте, ясности, сжатости, политической отчетливости представляет собой образец того, каким должен? быть текст учебника по истории для старших классов.

И таков весь "Краткий курс истории ВКП(б)". В истекшем учебном году многие преподаватели, работавшие с выпускными классами, использовали как материал для закрепления пройденного следующие страницы "Краткого курса истории ВКП(б)":

143 - 150

(О газете "Правда" и о работе большевиков в Государственной думе).

191 - 199

(Разгром корниловского мятежа. Подготовка и проведение Октябрьской социалистической революции).

287 - 289

(Международная обстановка в 1930 - 1934 годах) и многие другие.

стр. 121

Переходим к вопросу о домашней работе учащихся в плане самостоятельной подготовки нового материала к следующему уроку.

При наличии учебника по истории для старших классов этот вид самостоятельной домашней работы учащихся найдет широкое место. Преподаватель будет избавлен от необходимости сплошного словесного изложения всего материала урока. Он получит возможность детально остановиться на немногих сложных вопросах темы. Остальную, менее сложную часть материала учащиеся смогут разработать к следующему уроку самостоятельно по тексту учебника.

Такого рода подготовка имеет большое значение, так как эта работа подготовляет учащегося е восприятию рассказа учителя на следующем уроке, активизирует подготовку к уроку, вводя в нее новый материал, еще не разобранный в классе учителем, приучает сочетать материал рассказа учителя с материалом учебника, повышая тем самым уровень сознательного усвоения курса.

При отсутствии учебника для старших классов преподаватель имеет возможность развернуть эту работу в выпускных классах на классическом материале произведений Ленина, Сталина и текста "Краткого курса истории ВКП(б)".

Систематическая домашняя работа учащихся выпускных классов над произведениями Ленина, Сталина должна быть распланирована таким образом, чтобы учащиеся в результате равномерных домашних занятий в течение всего учебного года изучили основные произведения классиков марксизма, предусмотренные планом учебной работы 10-го класса, а в конце года имели бы возможность кратко повторить и подытожить результаты этих занятий.

Начальной ступенью этой системы домашних заданий может служить простейшая форма самостоятельной домашней работы над классическим текстом: чтение небольшой статьи или отрывка и самостоятельный разбор его с помощью ряда руководящих вопросов, заданных учителем.

В истекшем учебном году мы применяли, например, такую форму задания по тексту "Краткого курса истории ВКП(б)".

После ознакомления учащихся с борьбой партии против Иудушки-Троцкого, ознакомления с героической деятельностью большевиков в годы столыпинской реакции (деятельность товарища Сталина в 1907 - 1912 годах, борьба Левина против махистов и т. д.) учитель дает задание надом.

Учащиеся должны изучить по "Краткому курсу истории. ВКП(б)" вопрос об оформлении большевиков в самостоятельную марксистскую партию. Для этого нужно:

1) Прочесть по "Краткому курсу" стр. 134 - 136 (до Пражской конференции).

2) Вспомнить материал прошлых уроков: значение и основное содержание ленинских трудов: "Что делать?", "Шаг вперед, два шага назад", "Две тактики социал-демократии в демократической революции".

3) Ответить на вопросы:

а) Почему к 1912 году стал необходим немедленный и полный разрыв с меньшевиками?

б) Для чего необходимо было создание самостоятельной большевистской партии?

в) Какая партия нужна пролетариату?

г) Как такая партия была подготовлена теоретическими трудами Ленина и какими именно?

Выполнение этой работы дает возможность учителю развернуть следующий урок в форме повторения и обобщения материала целого ряда уроков по истории революции 1905 года и столыпинской реакции. Такого рода задание заставляет учащихся задуматься над вопросами марксистско-ленинской теории, привести в связь свои знания материала различных отрезков курса (период 1902 - 1904 годов, революции 1905 года и т. д.). Такое задание посильно хорошо подготовленному классу.

Аналогичное задание дается по 1-му ленинскому "Письму из далека" (т. XX, стр. 13 - 20).

Учащиеся получают это задание после урока о февральской революции 1917 года и, прочитав это письмо, готовят ответы на следующие вопросы (по ленинскому тексту):

1) Каковы две причины "быстроты" завершения первого этапа русской февральской революции?

2) В чем Ленин видит международное значение февральской революции? (стр. 15 и стр. 20).

3) Какие два противоположных потока снесли романовскую монархию?

4) Почему Временное правительство оказалось буржуазным правительством?

5) Борьба каких трех сил определяет, по Ленину, переход ко второму этапу революции?

6) Какие задачи Ленин выдвигает перед рабочими в первую очередь?

7) Почему Временное правительство не могло дать стране ни мира, ни хлеба, ни свободы?

Письменные ответы были не обязательны, учащимся разрешено было огра-

стр. 122

ничиться краткими заметками по каждому вопросу.

Проверка выполнения задания велась в форме вызова отдельных учащихся; остальные вносили поправки, дополнения и уточнение Формулировок.

Следующей ступенью работы над классическим текстом является составление краткого плана и тезисов. Подготовку к такой работе мы начинаем: на уроке в классе, проведя вместе с учащимися углубленное изучение текста. Так, анализ предоктябрьской обстановки в условиях назревшего осенью 1917 года политического кризиса мы строим на основе ленинского "Письма к товарищам большевикам, участвующим на областном с'езде Советов Северной области" (т. XXI, стр. 321 - 325).

При изучении в классе этого произведения с учащимися была проведена работа по составлению конспекта-плана этого произведения, которая помогала учащимся выпускного класса вырабатывать навыки самостоятельной работы над ленинским текстом.

Большинство учащихся по указанию преподавателя заранее приобрело XXI том сочинений Ленина, и поэтому учитель смог ознакомить учащихся и с новой для них, чрезвычайно экономной формой работы над текстом. Разбирая ленинский текст вместе с учителем, учащиеся подчеркивали по его указанию отдельные места таким образом, чтобы подчеркнутая часть текста составила в целом как бы краткий конспект этой статьи.

Затем учащимся в качестве домашнего задания было предложено еще раз внимательно изучить "Письмо к товарищам большевикам...", составить план этого письма ввиде немногих кратких тезисов так, чтобы каждый тезис имел характер довода в пользу необходимости вооруженного восстания.

В результате такой работы учащиеся получают ответ на вопрос, почему Ленин настаивал на вооруженном восстании именно в октябре 1917 года. Вместе с тем составленные ими тезисы являются сжатой характеристикой политического сложения в стране осенью 1917 года, т. е. предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции.

В дальнейшем учащиеся переходят к более самостоятельному составлению кратких планов содержания статьи Ленина или Сталина, без предварительной кропотливой подготовки в классе.

Опыт самостоятельного составления учащимися 10-х классов тезисов по классическому тексту мы проводили в истекшем учебном году на материале речи товарища Сталина на совещании хозяйственников 23 июня 1931 года - "Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства".

Учащиеся должны были изложить содержание речи товарища Сталина в форме кратких тезисов, характеризующих изменившуюся обстановку и условия хозяйственной работы, с одной стороны, и новые задачи, отсюда вытекающие, с другой стороны.

Формулировку первого из этик тезисов, касающегося изменившихся условий обеспечения предприятий рабочей силой, учащиеся вырабатывают в классе под руководством преподавателя.

Формулировку соответствующей задачи полностью берем из речи товарища Сталина.

Дальнейшую работу учащиеся проводят дома.

Проверку выполнения задания учитель ведет аналогично описанной выше проверке задания по ленинским "Письмам из далека": учащийся по вызову преподавателя читает свою формулировку; другие сообщают свои варианты, вносят дополнения; идет оживленная работа; учащиеся уточняют, исправляют свои записи и т. д.

Примерно так мы работали над статьей товарища Сталина "Год великого перелома" и др.

Третья стадия работы наиболее сложная: самостоятельное конспектирование ленинских статей, политических докладов товарища Сталина и "Краткого курса истории ВКП(б).

Преподаватель разбирает в классе план доклада Ленина на IV конгрессе Коминтерна (т. XXVII, стр. 338 - 341) и, пользуясь одновременно текстом самого доклада (стр. 345 - 355), показывает учащимся, как надо составлять план, конспект.

* * *

Работа над классиками марксизма, над ленинским и сталинским текстами, над страницами "Краткого курса истории ВКП(б)" по самому содержанию своему оказывает огромное воспитывающее влияние, развивая революционное мировоззрение учащегося, помогая ему овладевать большевизмом, воспитывая в нем сознательную любовь к великому народу Советского Союза и ненависть к его врагам.

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-УЧАЩИХСЯ-СТАРШИХ-КЛАССОВ-ПО-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ВАГИН, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ИСТОРИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-УЧАЩИХСЯ-СТАРШИХ-КЛАССОВ-ПО-ИСТОРИИ (date of access: 26.04.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ВАГИН:

А. ВАГИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1473 views rating
29.08.2015 (3528 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Специалисты военно – ветеринарной службы и службы собак Краснознаменного Северо – Западного и Прибалтийского пограничного округов КГБ СССР в составе экзаменационной комиссии на выпуске специалистов службы собак, проходивших обучение в Сортавальской школе инструкторов розыскных собак (4-я МОКШСС, восковая часть 2416), 1986 год
В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 марта 2022 года N 960-8 ГД и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 марта 2022 года N 102-СФ создана парламентская комиссия по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины
Under the motto "General Skobelev"
Yesterday · From Вадим Казаков
Из истории ветеринарно-санитарной службы. Тезисы доклада кандидата ветеринарных наук КЛОЧКОВА Д. Ф. Об итогах работы ветеринарно-санитарной службы в 2010 – 2011 годах.
МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КРОСС-МОДАЛЬНОЙ СИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРЫМА//Журнал: МЕДИЦИНА И ИСКУССТВО, Том 3 № 1 , 2025.
Песня, гражданская лирика, Питер, Невский п-кт
Catalog: Разное 
Actual interview by L. Polezhaev: "OMSK IS A TRADITIONALLY MILITARY CITY"
4 days ago · From Вадим Казаков
"I have a soldier who believes that he is my comrade!"
7 days ago · From Вадим Казаков
A reference point for a new recruit. AND LET IT PUMP...
7 days ago · From Вадим Казаков
"TO CULTIVATE LOVE FOR THE MOTHERLAND..."
9 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ИСТОРИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android