Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15216
Author(s) of the publication: Г. В. ИЛЬИН

Share with friends in SM

В годы Великой Отечественной войны помощь фронту тружеников тыла выражалась в разных формах, среди которых был и сбор средств на строительство танков, самолетов, других видов вооружения. Это движение носило массовый характер и находило выражение в добровольных взносах трудящихся, их отчислениях из заработной платы и средств колхозников, причитавшихся на трудодни. Этим движением были охвачены широкие массы рабочих, крестьян, интеллигенции. Оно было не только проявлением патриотизма советских людей, но и прямой материальной помощью фронту, моральной поддержкой Красной Армии.

Активное участие в этом движении приняли трудящиеся Москвы и Подмосковья, собирая средства на строительство авиационного соединения "Москва". По инициативе стахановцев это патриотическое начинание поддержали коллективы Московского автозавода, 1-го Государственного подшипникового завода, московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" и др.

Автозаводцы в начале января 1943 г. обратились с призывом к трудящимся столицы и области: "Поддерживая инициативу советских патриотов, рабочие, инженеры, техники и служащие нашего завода собрали из своих личных сбережений 3100 000 рублей на строительство авиаэскадрильи Московского автозавода. Сбор средств продолжается. Мы обращаемся к рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим московских предприятий и учреждений развернуть сбор средств на строительство авиасоединения "Москва"1 .

Во всех цехах развернулся сбор средств в фонд строительства боевых самолетов. Только за 11 января коллектив автозавода собрал дополнительно на постройку авиасоединения "Москва" еще 200 тыс. рублей2 . Таким образом, в начале января 1943 г. автозаводцы внесли на строительство боевых самолетов 3.3 млн. рублей. Это дало Красной Армии десятки боевых машин (в годы войны производство одного истребителя обходилось государству примерно в 100 тыс. руб.)3 .

Обращение автозаводцев встретило горячий отклик среди трудящихся столицы и Подмосковья. К 9 января 1943 г. рабочие, работницы, инженерно-технические работники и служащие одного из московских заводов внесли 2 млн. руб. на строительство авиасоединения "Москва". Коллектив завода "Красный пролетарий" собрал к этому времени 1 млн. 64 тыс. руб. на постройку авиаэскадрильи "Красный пролетарий"4 . Рабочие, инженерно- технические работники и служащие 1-го Государственного подшипникового завода к 9 января 1943 г. внесли 1 млн. 25 тыс. руб. на строительство авиасоединения "Москва"5 .

Обращение автозаводцев подхватили и на других предприятиях и в учреждениях столицы. Небольшой коллектив Басманной больницы в течение одного дня внес на строительство самолетов 20 тыс. руб., работники Наркомата здравоохранения РСФСР - 85 тыс. рублей6 . С большим патриотическим подъемом прошел сбор


1 Московский большевик, 7.I.1943.

2 Вечерняя Москва, 12.I.1943.

3 Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М. 1982, с. 205.

4 Московский большевик, 9.I.1943.

5 Правда, 9.I.1943.

6 Вечерняя Москва, 12.I.1943.

стр. 175


средств на авиасоединение "Москва" на заводе, где директором был тов. Пичугин. Выступая в цехах на митингах, рабочие, работницы, инженеры, служащие подчеркивали свою готовность отдать все силы и средства для укрепления боевой мощи Красной Армии, для разгрома ненавистного врага. 14- летний ученик школы ФЗО А. Николаев сказал: "Гитлеровцы посягнули на нашу Родину. Фашисты зверски убили моего отца и мать. С сегодняшнего дня я открываю счет мести за своих родителей и буду работать не покладая рук. Прошу принять на постройку боевых самолетов все мои сбережения". Юный патриот внес 500 рублей. Работница Голубева и начальник цеха Чурбаков отдали по 1 тыс. руб. на строительство боевых самолетов. На 11 января 1943 г. в фонд авиасоединения "Москва" от коллектива завода поступило 72 тыс. рублей.

Коллектив завода, директором которого был тов. Майоров, в ответ на обращение автозаводцев собрал к 12 января 1943 г. на постройку авиасоединения "Москва" 176 тыс. рублей. Рабочие и служащие другого завода (секретарь партбюро тов. Московкин) внесли на постройку самолетов 350 тыс. рублей7 .

Денежные средства на строительство самолетов, звеньев и авиаэскадрилий собирали также трудящиеся городов и сел Подмосковья. Колхозники сельхозартели "Путь к социализму" дер. Зябликово Ленинского р-на Московской обл., явившиеся инициаторами сбора средств на постройку танковой колонны "Московский колхозник", в январе 1943 г. решили внести еще 100 тыс. руб., причитавшихся им на трудодни, на постройку боевого самолета8 . Колхозники артели "Огородный гигант" с. Коломенское Ленинского р-на Московской обл. (ныне входит в г. Москву) в декабре 1942 г. внесли 1 млн. руб. на танковую колонну "Московский колхозник". В конце декабря 1942 г. они постановили собрать еще 1 млн. руб. на строительство авиаэскадрильи им. колхоза "Огородный гигант". На митинге, состоявшемся по этому поводу, первой выступила колхозница К. Бурова: "Мой муж погиб на фронте от руки подлого врага. Будем мстить фашистам, помогая Красной Армии, чем можем. Я внесла на танки 2 тыс. руб., вношу еще 2 тыс. руб. и по 10 руб. с каждого трудодня на постройку боевых самолетов. Пусть они несут немецким людоедам проклятье и гибель. Пусть враг узнает нашу колхозную силу"9 .

Один за другим выступали колхозники и называли суммы, которые они вносят на строительство самолетов. "Наши бойцы жизни отдают за нас, самого дорогого не жалеют, так и мы не пожалеем для них ничего", - говорили колхозницы. Бригадир-орденоносец А. П. Климова сказала: "Я отдала в Красную Армию двух сыновей и дочь. Каждая колхозница и колхозник имеют на фронте родных и близких. Наш долг помочь им всеми силами и средствами. Построим нашу колхозную эскадрилью в помощь Красной Армии... Вношу 15 тысяч рублей". Председатель колхоза

В. З. Архипов также внес 15 тыс. руб. наличными и, кроме того, отчислил на постройку эскадрильи все деньги, причитающиеся ему на трудодни. В заключение В. З. Архипов предложил колхозникам взять на себя обязательство: вместо каждого выбывшего во время боя самолета построить другой, а также принять на себя оплату ремонта самолетов10 .

Широко развернувшееся с начала января 1943 г. в столице и городах Подмосковья движение за сбор средств на строительство авиасоединения "Москва" вызвало новый патриотический подъем среди тружеников села. Колхозники с. Коломенское собрали в целом 2 млн. руб. на постройку эскадрильи боевых самолетов им. колхоза "Огородный гигант". 12 января 1943 г. в торжественной обстановке боевые самолеты с надписью на фюзеляжах "Подмосковный колхоз, с. Коломенское" были переданы Военно-Воздушным Силам Красной Армии. На митинге, посвященном этому событию, представители командования авиационной части заверили колхозников в том, что машины, построенные на их трудовые деньги, нанесут врагу чувствительный урон. После окончания митинга раздалась команда: "По машинам!".


7 Там же.

8 Ленинский путь, пос. Ленино, 14.I.1943.

9 Там же, 24.XII.1942.

10 Там же, 30.XII.1942.

стр. 176


Боевые самолеты сделали разбег, поднялись в воздух и направились в сторолу фронта11 .

Организации общества Красного Креста городов и районов Московской обл. проводили сбор средств на постройку авиаэскадрильи санитарных самолетов. Уже к концу ноября 1942 г. было собрано свыше 600 тыс. рублей12 . Всего же от членов общества Красного Креста Московской обл. поступило 800 тыс. рублей13 . Этот почин нашел поддержку и в организациях общества Красного Креста столицы. Активно включились в патриотическое движение за сбор средств на строительство боевой техники для Красной Армии трудящиеся г. Электросталь. Уже к 1 января 1943 г. они собрали 974 тыс. руб. и обратились с просьбой в МК и МГК ВКП(б) разрешить им приобрести на эти средства звено пикирующих бомбардировщиков и передать его подшефной части, присвоив звену название "Электросталец"14 .

В январе 1943 г. сбор средств на строительство боевых самолетов для авиасоединения "Москва" широко развернулся на предприятиях Химкинского, Балашихинского и других районов Московской области. Коллектив одного из химкинских заводов (директор тов. Нехаев, секретарь парторганизации тов. Кочанов) за два дня собрал 28 тыс. рублей. Первыми внесли денежные средства на строительство самолетов комсомольцы и молодежь. Их примеру последовали остальные рабочие. 15-летняя ученица В. Павлова сказала: "Я хочу внести 300 руб. Пусть танки и самолеты, построенные на наши сбережения, быстро разгромят врага". Сборщица В. Кошкина, мать двоих детей, муж которой пал смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками, заявила: "Я пережила всю тяжесть войны. Для родной Красной Армии не пожалею ничего. На строительство боевых самолетов вношу 250 рублей. Пусть наши славные летчики отомстят гитлеровским разбойникам за наших убитых мужей, сыновей и братьев". Стахановцы Кукушкина и Сорокин внесли на постройку самолетов по 500 рублей. Пример передовых работниц был подхвачен всем коллективом завода. Молодые рабочие С. М. Гуров, А. И. Лобова и В. П. Чекалин внесли по 1200 руб. каждый15 .

К 25-й годовщине Красной Армии трудящиеся Химкинского р-на перечислили на строительство самолетов 1 млн. 450 тыс. рублей. Всего они внесли на постройку самолетов 2 млн. 600 тыс. рублей. В результате Красная Армия получила около двух десятков боевых машин 16 . 27 февраля 1943 г. трудящиеся Химкинского и Балашихинского районов передали одной из частей Военно - Воздушных Сил Красной Армии первые истребители, построенные для авиаэскадрильи "Москва". Вместе с ними Красной Армии передал самолет председатель Хорошевского колхоза Кунцевского р-на (ныне входит в г. Москву) С. П. Аверин. На сооружение истребителя он внес 150 тыс. рублей.

Торжественный акт передачи самолетов советским летчикам состоялся на аэродроме. На летном поле стояли десятки боевых машин. На их фюзеляжах было выведено: "Москва". Летчики познакомили делегации трудящихся с боевыми качествами самолетов. Все, выступавшие на митинге, выражали одну мысль: "Мы б тылу ничего не пожалеем, ни сил своих, ни средств, а снабдим фронт необходимым. Вы же, друзья, громите фашистов до полной победы над врагом". Рабочий-стахановец Рычков, обращаясь к летчикам, сказал: "Бейте, бейте и еще раз бейте фашистских извергов! На нас тружеников тыла, можете положиться - мы не подкачаем!". С. П. Аверин пожелал успеха старшему лейтенанту А. Н. Радчевко, который должен был лететь на машине, построенной на средства Аверитта. Представители командования зачитали приказы командиров авиационных подразделений о зачислении самолетов на вооружение Краспой Армии. Они заверили представителей трудящихся, что их наказ будет с честью выполнен.


11 Московский большевик, 13, 14.I.1943.

12 Там же, 20.XI.1942.

13 ЦГАМО, ф. 7181, оп. 1, д. 138, л. 30.

14 Московский большевик, 5.I.1943.

15 Сталинский путь, Химки, 13.I.1943.

16 Партийный архив Института истории партии МГК и МК КПСС. ф. 153. оп. 9. д. 41, л. 18.

стр. 177


Сбор средств на строительство самолетов, танков, других видов вооружения явился яркой демонстрацией любви и беззаветной преданности трудящихся своей Родине, Коммунистической партии. Несмотря на все трудности и невзгоды воины, к 20 января 1943 г. трудящиеся столицы и столичной области собрали на строительство вооружения для Красной Армии 390 млн. рублей. На эти средства были построены два авиационных соединения, две танковые колонны, бронепоезда, артиллерийские батареи и другие виды вооружения, что явилось значительной помощью Красной Армии17 . В связи с тем, что в мае 1943 г. предстоял выпуск государственного военного займа, Советское правительство в начале апреля обратилось к населению с просьбой временно прекратить денежные взносы на вооружения. Но уже во второй половине 1943 г. советские патриоты снова приступили к сбору средств на танковые колонны и эскадрильи боевых самолетов.

Трудящиеся столицы и Подмосковья получали письма с фронта, в которых советские воины благодарили за вооружение, построенное на собранные народом средства, рассказывали о своих боевых делах. В августе 1943 г. летчики одной из авиачастей писали трудящимся Химкинского р-на: "Дорогие наши товарищи! С тех пор как нам вручили замечательные подарки - боевые самолеты, купленные вами на свои личные сбережения, прошло не особенно много времени. Но этот короткий период очень характерен для нас... В наступательных операциях лета 1943 г. активное участие приняли и мы. Наши летчики на самолетах, которые вы вручили нам, бесстрашно дрались с коварным врагом, не щадя своих сил, крови и жизни. За короткий период ожесточенных воздушных боев наши летчики сбили 56 фашистских стервятников... Заверяем вас, наши дорогие шефы, что еще сильнее будем бить врага, гнать его с нашей священной земли и в этой справедливой борьбе умножим свою славу"18 .

Всенародная поддержка Красной Армии удесятеряла ее силы. Оказывая всемерную помощь фронту, советские люди способствовали не только упрочению боевой мощи наших войск, но и подъему их духа во имя разгрома фашистских захватчиков.


17 Московский большевик, 28.II.1943.

18 Сталинский путь, 22.VIII.1943.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СБОР-СРЕДСТВ-НА-АВИАСОЕДИНЕНИЕ-МОСКВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. В. ИЛЬИН, СБОР СРЕДСТВ НА АВИАСОЕДИНЕНИЕ "МОСКВА" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.03.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СБОР-СРЕДСТВ-НА-АВИАСОЕДИНЕНИЕ-МОСКВА (date of access: 18.08.2019).

Publication author(s) - Г. В. ИЛЬИН:

Г. В. ИЛЬИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
166 views rating
07.03.2019 (164 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
МАСОНСТВО В РОССИИ
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
5 days ago · From Россия Онлайн
К ИСТОРИИ БУРЯТСКОГО НАРОДА (БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ)
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
ГИБЕЛЬ МАХАТМЫ ГАНДИ
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Факт, что столп нашей плоти — вода, несет смысл тайный. Мир, Лоно сущих — Река кольцевая: из Бога и в Бога поток; речь людей — явь ее. Миром сложены как Водой капли (учил Демокрит так) — ток Речи, Реки рек, есть мы, души Дýша сего.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Владимир Федорович Моргун. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Моргун Владимир Федорович, профессор , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г. Короленко, член Ассоциации психологов Украины , специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
Носителем гравитационного потока предлагается нейтрино. Земное притяжение образуется в результате экранирования центральным ядром Земли проникающих потоков нейтрино. Нейтрино пронизывают Землю и участвуют в термоядерном синтезе на поверхности ядра нашей планеты и прекращают свое движение и давление. В результате, на пути нейтрино возникает гравитационная сила, направленная в сторону центра нашей планеты.
Catalog: Физика 
7 days ago · From Уалихан Адаев
Связь гравитации с обычными природными явлениями является убедительным доказательством главного приоритета силы притяжения Земли. Нейтринный поток, создающий давления в сторону центра нашей планеты, на своем пути создает разные аномальные зоны в атмосфере, гидросфере и литосфере. В результате мы испытываем такие катаклизмы как землетрясения, цунами, извержение вулканов и погодные изменения. Достаточную энергию для совершения их имеет только гравитация.
Catalog: Физика 
7 days ago · From Уалихан Адаев
Носителем магнитной волны является нейтрино. Магнитные волны возникают в результате колебания электронной оболочки атома, чьи колебания передаются межатомному электронному нейтрино. В результате эксперимента с постоянными магнитами установлено ограничение потока нейтрино со стороны ядра Земли. Притяжение и отталкивание постоянных магнитов объясняются с помощью взаимодействия противоидущих потоков нейтрино. Под влиянием внешних аномальных зон, образующихся между магнитными полями постоянных магнитов, потоки нейтрино приобретают свойство сужаться и расширяться.
Catalog: Физика 
7 days ago · From Уалихан Адаев

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СБОР СРЕДСТВ НА АВИАСОЕДИНЕНИЕ "МОСКВА"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones