В истории проблемы систематизации категорий ограничимся несколькими высказываниями, имеющими прямое отношение к этой идее, и хрестоматийным мнением - категории, это средство и продукт мышления. Энциклопедия к этому добавляет, что категории философии представляют собой систему, которая строится на основе единства исторического и логического. И то, что каждая из категорий и осмыслена может быть лишь как элемент всей системы, отражающей формирование и историческое развитие категориальной структуры человеческого мышления. Построение такой системы утверждается в качестве задачи философий1. Но если эта задача ещё не решена, то из этого следует, что нет и должного понимания отдельных категорий.
Разработка такой системы, по мнению большинства авторов и с этим нельзя не согласиться, возможна только на основе единства онтологического и гносеологического, исторического и логического принципов с выведением одних категорий из других через развёртывание противоречий по ведущей линии от сущности первого порядка к сущности второго порядка2. Однако это довольно убедительное утверждение осталось без практического подтверждения реальной системой. Предложение же представить эти связи в виде исторически последовательных кругов освоения категорий непрактично. Описать круги категорий в преподавательском процессе можно, но как реально пользоваться ими в практике научных исследований? Первый круг:количество - качество - мера и отдельное - особенное - общее. Следующий круг категорий - тож-
1 Категории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251.
2 Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В 2-х т. Т. 1. София, 1981. С. 540.
стр. 228
дество, различие, противоположность, противоречие. Далее: содержание - форма - структура - элемент, часть, целое. И, наконец, - причина - следствие, необходимость - случайность, возможность - действительность3. Как, например, с помощью такой "системы" изучать сущность человека первого, второго и других порядков? Естественность связей между категориями в подобной "системе" приходится создавать не столько логически, сколько умозрительно.
Несколько иное представление системы категорий предложено другим коллективом авторов в пятитомнике "Материалистическая диалектика". "Три основных закона диалектики образуют систему, детерминирующую процесс развития материального объекта в целом... Но так как логика процесса познания должна в основных чертах воспроизводить логику объективного развития, то система основных законов диалектики даёт предельно общее описание и процесса познания. Благодаря тому, что эти законы образуют целостную систему детерминации развивающегося объекта и представляют собой универсальную модель, на их основе можно построить целостную систему категорий материалистической диалектики, которая является универсальной теорией развития"4. При всей аргументированности идеи ни модель, ни проект системы категорий также не были предложены.
Аналогична картина со многими другими попытками её создания. Появились мысли обходиться без систематизации категорий, растворяя их в тематических разделах философии5. Состоявшийся в 2005 г. IV Российский философский конгресс отсутствием идей её решения лишь подтвердил неутешительный вывод: системы категорий, составляющей, как предполагается,универсальный алгоритм познания, или "универсальную теорию развития", нет. А значит, философский категориальный эвристический аппарат в конкретных науках пока не работает в должной мере. Сегодня, как и раньше, когда утверждается, что есть система, то под системой обычно подразумевают лишь произвольно связанную группу самых общих категорий. По этой схеме действуют если не все, то большинство
3 Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В 2-х т. Т. 1. София, 1981. С. 544.
4 Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 1. Объективная диалектика. М., 1981. С. 266.
5 См., напр.: Философия (конспект лекций в схемах). М., 2004.
стр. 229
учебных пособий последних десятилетий6. В реальности есть лишь логика пар одномерных связей и нет многомерной модели, отражающей естественность процесса взаимосвязанного развития разных категорий. Возможно, наиболее продвинутой системой категорий на сегодня можно считать лексическую систему, показавшую сложную смысловую (логическую) иерархию в русском языке7. Но естественности в такой системе мало. Это формальная система, фиксирующая факты. В ней отсутствует внутреннее единство, задаваемое источником самоорганизации и обратными связями, нет ощущения целостности, хотя авторы и стремились, как они утверждают, при её создании следовать законам красоты и целесообразности.
Трудности составления системы категорий вполне очевидны. Это известная проблема соотношения логического и исторического. Кажется невозможным однозначно согласовать и связать по смыслу категории, смысл которых меняется в истории и которые каждый философ, при декларируемой однозначности, понимает по-своему. Об этом свидетельствует история "категорологии"8. Но в подобном согласовании и есть смысл такой работы. Например, можно брать смысловой срез соотношения категорий во времени (структуру застывших форм), исключая историческую изменчивость содержания, устанавливая главным образом логическое, смысловое соотношение разных категорий в системном единстве, или, наоборот, прослеживать изменение какой-либо категории во времени, анализируя её функциональную характеристику (динамику смысла). Чтобы был предмет обсуждения, необходим проект, концепт системы, возможно и не совпадающий в чём-то с мнениями классиков, но с понятной схемой построения, который можно конструктивно критиковать, доводя его до идеального состояния.
В создавшейся ситуации теоретической неопределённости целесообразно обратиться к тому, как этот вопрос решает природа,
6 См., напр.: Фурман А. Материалистическая диалектика (основные категории и законы). М., 1969; Шептулин А. П. Категории диалектики как ступени познания. М., 1971; Спиркин А. Г. Философия. М., 2004.
7 Морковкин В. В., Бёме И. О., Дорогонова И. А., Иванова Т. Ф., Успенская И. Д. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь. М., 1984.
8 Каменский З. А. Методология историко-философского исследования. Интернет. 01.01.2006.
стр. 230
природа нашего обыденного мышления, как мы решаем обычные жизненные проблемы на практике. А то, что большинство из нас решает их без привлечения теории, это очевидно.
До настоящего времени нет общепринятого определения понятия "система". Однако мы интуитивно чувствуем, что система есть, это некая "целостность отдельных элементов". Исключение элемента из такой целостности разрушает её. Это интуитивное знание прослеживается в обыденном мышлении.
Большая часть слов нашего языка обобщает и фиксирует смысл существующих в реальности отношений более конкретных свойств по примерам: чашка, блюдце и т. д. - это посуда; стол, стул и проч. - это мебель; в свою очередь посуда, мебель - это бытовые предметы; теза и антитеза обобщаются в синтезе. В одну связку попадают как минимум два соотносимых конкретных понятия и общая категория, слово-обобщение. Такая элементарная схема осмысления - разъединение целого на (противоположные) части и их синтез в целостность - по существу системная установка, которая используется в любом рассуждении или решении жизненных проблем. А инструменты сравнения одного с другим (метафора, аналогия, моделирование) или сравнение чего-либо с эталоном (измерение, идеализация) позволяют категориями логики, эффективности и красоты оценить степень сходства и слаженности частей какой-либо системы или сущность решаемой проблемы. Таким способом, подсознательно, не смешивая, не растворяя смыслы, мы схватываем ситуацию в единстве её составляющих и правильно в большинстве случаев реагируем на окружающую обстановку.
Поэтому на вопрос, возможна ли обобщенная система категорий, одинаково пригодная для понимания разнородных явлений, можно сказать, что в природе, в подсознании она уже существует, и наше дело попытаться извлечь её оттуда, а если удастся, то и обобщить теоретически. Причём систематизация не ограничена использованием парных категорий. Категории связаны в смысловую иерархическую структуру. Эту структуру и следует взять в качестве рабочей версии системы, которую, в дальнейшем можно предметно обсуждать.
Модель категории и система моделей
Построим модель смысловых связей внутри категории. Такая исходная модель должна быть достаточно общей, универсальной, но и конкретизироваться применительно к самым различным об-
стр. 231
стоятельствам, включая бытовые9. При этом рассуждения и язык имеют не столько философский, сколько обыденный, а моделирование - естественнонаучный характер.
Идея модели довольно прозрачна. Кроме того, что она ощущается в разговорное языке, обращается внимание на неё и в некоторых публикациях. Так, по мнению Л. А. Новикова, противоположные видовые понятия, задающие предел проявления качества, свойства, действия, обобщаются родовым понятием10.
Поскольку вопросы систематизации категорий как свойств сознания являются частью систематизации свойств человека, воспользуемся разработанной ранее11 схемой рассуждений. За основу модели возьмём элементарную конструкцию связи свойств в "триаде", в соответствии с которой триада представляет собой единство понятий, в котором антонимическая, "смысловая пара", образующая крайние точки той или иной "смысловой шкалы", обобщается третьим понятием - "категорией", однозначно выражающей смысл соотношения определяемого свойства. Крайние точки и обобщающее их понятие составляют структурные элементы смысловой системы. Переходы между ними - её функциональная характери-
9 Модель - реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая и отображая в познавательных процессах другую систему - оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале. Моделирование как способ познания включает: 1. построение, конструирование моделей, 2. исследование - экспериментальное или мысленное, 3. анализ полученных результатов и их перенос на подлинный объект изучения. В отличие от простой аналогии сходство модели с оригиналом всегда является уточнённым, выявленным, явно сформулированным. Возможны и пространственные образы непространственных отношений. Модель с оригиналом связана математически "константой (коэффициентом) подобия". Перенос информации с модели на объект (модельная экстраполяция) есть индуктивный вывод, но с очень большой степенью логической вероятности. (Ленинская теория отражения в свете развития теории и практики. Т. 1. София, 1981. С. 418 - 425.)
В нашем случае модель основана на математической системе координат и подобна тому, что мы делаем в физике, осмысливая сущность электромагнитного поля.
10 Новиков Л. А. Русская антонимия и её лексикографическое описание // Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.
11 Чубинин О. А. Действующая модель человека // Человек. 2006. N 1; Чубинин О. А. Принципы формирования системы свойств человека // Философские исследования. 2006. N 2.
стр. 232
стика. Содержание смысловых связей диалектично и симметрично в такой конструкции.
В физике, например, смысловую пару "расстояние" и "время" обобщает или, можно сказать, определяет понятие "скорость". С философскими категориями это выглядит не так однозначно. Например, философский смысл единства "пространства" и "времени" выражается категорией "движение", что очевидно по аналогии с физикой, но не является общепринятым в философии. Другой пример, "причина" и "следствие" обобщаются понятием "условие". Мы говорим: "если... (причина) - то... (следствие)", а это и есть "условие". Или, например, "сущность", это противоречивое единство "содержания" и "формы". Отсутствие одной из сторон, составляющих эту целостность, лишает смысла категорию "сущность". Нельзя представить "сущность" какого-либо явления без его "содержания" или "формы". Поэтому сохранение смысла при любых соотношениях категорий неотъемлемо в нашем мышлении и потому оно должно быть главным логическим критерием в построении их системы. В этой связи по аналогии с законом сохранения энергии можно говорить о "законе сохранения смысла"12.
Из триад, как из модулей, строится система моделей - иерархическая и симметричная пирамида отношений, система смысловых связей или система категорий.
По всей видимости, в истории формирования системы категорий исторически первым было не одно и не множество понятий, а именно это симметричное отношение триединствасопоставления внутреннего и внешнего мира в синтезе реальной жизни, которое со временем сменялось следующим, более развёрнутым её представлением. Аналогично становление этого триединства и у ребёнка. Множество произносимых им в доречевой период бессмысленных звуков, но похожих по форме (фонемы, тон) на слышимые им из разговора взрослых (внешнее), с некоторого момента вдруг синтезируются в отдельные понятия и приобретают для него содержа-
12 В предлагаемом варианте системы внимание привлекается к идее связанности множества смыслов довольно простым логичным способом, при котором смысл каждого понятия в качестве промежуточного ограничен смежными смыслами. В результате чего возникает однозначность в каждой точке смыслового поля, и при переходе от одного понятия к другому (их отношение) смысл всей системы понятий (координация смыслов) сохраняется, как переход одной формы энергии в другую не меняет количество энергии в замкнутой системе.
стр. 233
тельность (внутреннее), разворачиваясь в сложную взаимосвязь смысла и действий, в гармоничность мировосприятия.
Поскольку категории - это творение человека, то необходимо определение места рождения их в системе его свойств. Для этого в пирамиде свойств человека, в частности, в структуре "сознания" раскроем его составляющую - "разум", и в ней категорию - "сущность". Когда мы что-то пытаемся понять, а в данном случае мы хотим понять, как устроена система категорий, мы ищем сущность этого "нечто". Теоретически обобщая конкретное, мы приходим к абсолютному, независимому от нас бытию, к материи с её формами движения, пространством и временем, в которой человек - какая-то её малая, конкретная часть. По этой схеме обычно распределяем и категории, как в упоминавшейся работе: Лексическая основа русского языка (сноска 7) или в оглавлении какого-нибудь учебника философии. Однако в пирамиде свойств человека не он часть мироздания, а само мироздание построено из категорий, порождённых им. Мир представлен прежде всего у нас внутри как следствие отражения реальности, но это не сама реальность. Более того, сегодня мироздание мы так представляем, а завтра будут новые знания, значит, будет и новое представление о мире, о его пространстве и времени, что и подтверждает история науки. В таком понимании сущность мироздания внутри сущности человека, а не наоборот. Все категории, включая самые общие философские, являются следствием формирования сознания человека. Они конкретизируют его собой. Они в структуре сознания.
Логическая основа систематизации категорий
Исходной идеей и логической основой формирования системы категорий стало осмысление пересечения (соотношения) главных вопросов философии о "первичности духовного или материального" и "познаваемости мира", в истории решения которых, собственно, и формировалась система основных законов диалектики, определившая в свою очередь смысловое единство категорий. Быть может тривиально, но всё же стоит свести эти теоретические соотношения к простой мысли. Шаг в решении вопроса о соотношении самых общих крайностей мировосприятия материального и идеального (в быту - соотношение тела и души в конкретных проявлениях) поднимает нас на следующий уровень обобщения (познания) и отпечатывается в соответствующей специфической категории вплоть до самой общей - "сущность".
стр. 234
Общая модель категории "СУЩНОСТЬ" (уровень A) раскрывается в конкретных моделях категорий, определяющих её смысл (уровни B и C).
стр. 235
Размышления человека при реализации своих материальных и духовных потребностей в обычной жизни отражаются на модели (ось X) как противопоставление смысла объективного и субъективного, онтологического и гносеологического, содержания и формы. Смысл категории фиксирован положением её в этих пределах. В таком представлении одним смыслом связаны основной вопрос философии "о первичности..." и первый закон диалектики, вскрывающий источник самодвижения - единство противоположностей. Это единство является инициатором, движущей силой философских размышлений, а в обычной жизни - противостоянием телесности и духовности человека. Отношение, выражаемое этими крайностями, проецируется и конкретизируется на всех последовательно детализируемых уровнях сущности - от самого общего до оттенков этого отношения на конкретном уровне у основания пирамиды.
Решение вопроса о первичности одной из сторон в конкретном деле стимулирует (индуцирует) осмысление сущности противоречия от этого конкретного дела к абстрактному его выражению. В этом направлении проявляется отношение обобщения. Уровни абстракции распределены по вертикали (ось - Y) от конкретных материальных и духовных "истин" у основания (детальная характеристика чего-либо) до всеобъемлющей "сущности" - вершины пирамиды. В отличие от реальной жизни (по X) образующиеся ступени познания (по Y) - это путь постижения сущности, который выражается в переходах мышления от сущности одного порядка к сущности другого порядка, от понимания множества частных истин, сопровождающих данное явление, до постижения их целостности в синтезе, в новом качестве. И чем шире основание из истин, тем существенней обобщение и тем лучше понимание смысла чего-либо. В этом измерении модели второй вопрос философии о познаваемости мира связан по смыслу со вторым законом диалектики о количественных и качественных переходах.
Третье измерение (ось - Z), придающее объем модели, это синтез предыдущих измерений по X и Y. Поскольку первый вопрос философии "о первичности...", а в жизни - приоритете потребностей тела или души приводит ко второму вопросу "о познаваемости..." мира через собственный опыт, и в результате синтеза ответов на оба вопроса образуется общая система категорий, то переходы от одного измерения к другому и далее к их связке в третьем измерении можно рассматривать как реализацию в модели закона двойного отрицания. Результатом его действия в истории филосо-
стр. 236
фии в рамках характерных типов мировоззрений13 стал соответствующий им ряд категорий и способов мышления (методологий). Каждый следующий способ включает в своё содержание смысл предыдущего, образуя "вложенную" последовательность способов мышления (методологический алгоритм, раскрывающий полноту смысла).
Правда, в отличие от традиционной системы координат оси модели не бесконечны. Так как крайними точками обозначаются пределы свойства, то каждое измерение оказывается ограничено. Предельную форму модели можно представить в тех же трех измерениях как некоторую условную "сферу целостности" или "полноты смысла". В таком виде она имеет мысленно ощущаемый облик физического тела. Кроме того, мышление в пределах крайних значений по осям X и Y совершает взаимообратные (колебательные) движения, в чём прослеживается аналогия с естественно-научными моделями.. Осмысливая что-либо, человек в каждый момент времени, сопоставляя крайности, решает противоречие содержания чего-либо и формы его существования (по X), а обобщая истины в сущность, возвращается и уточняет истины (по Y). Результаты взаимодействия этих измерений (по Z) можно представить и дискретно (ступенями понимания смысла), и непрерывно (процессом познания).
В качестве иллюстрации интересно отметить, что эта очевидная последовательность прослеживается в спрессованном, усечённом виде в индивидуальном сознании в течение жизни как возрастные схемы мышления. Так, в детстве человек преимущественно осваивает категориальный строй предметов и явлений, и его мышление категорично и безапелляционно. Остальные способы мышления в зачатке. В юности он главным образом постигает их противоречивую сущность. Человек уже допускает существование других альтернативных точек зрения, теперь он всё видит как единстве противоречивости. В зрелости он организует средства (категории) и способы мышления в систему и в этом обстоятельном смысловом порядке новациями его не сдвинуть с принятых позиций. В старости главным становится ощущение результата, эффекта своей жизни, что достигается символическими обобщениями и оценкой своей и чужой жизни в категориях красоты и мудрости.
13 Мировоззрения: метафизическое - однозначно предметное (статичное), диалектическое - противоречиво устойчивое (динамичное), системное - организованное (упорядоченное), символическое - абстрактное (эффектное, эффективное). (Чубинин О. А. Система, что это и зачем // Философские исследования. 2005. N 3 - 4.)
стр. 237
Каждый следующий способ мышления не возможен без освоения предыдущего. Этот же ряд способов мышления фиксирован и в разных поколениях одной семьи, и в структурных слоях общества. Исторически приобретённые способы мышления сохраняются и воспроизводятся в своей культуре, на своей почве, образуя логическую структуру, устойчиво существующую в обществе. Так на практике осуществляется единство исторического и логического, и к этому можно добавить, осуществляется переплетение обыденного и философского в жизни.
Заметим, что некоторые представления категорий не соответствуют общепринятым, но согласуются в смысловом поле во взаимоотношениях с соседними категориями. Кроме того, появляются новые категории, равные известным по рангу абстракциям. Можно считать, что включается самоорганизующая (синергетическая) функция системы, когда эффективность функционирования зависит от слаженности её частей. В этом случае понятия, не попадающие в смысловую лунку, или приобретают должное значение (центрируются), или выпадают из системы. Ячеистое пространство модели наполняется координированным смыслом, образуя смысловое поле.
Категориальная модель, как видим, в общих чертах схватывает все основные принципы рассуждений, не ограничивая движение мысли вширь и вглубь смысла. Поскольку принципы построения моделей всех конкретных категорий одни, то для понимания их смысла нужно лишь мысленно перенести "пирамиду сущности" на ту категорию, сущность которой постигается. Осмысление всех отношений аналогично.
Ощущение истины и система симметрии
Присущая человеку внутренняя потребность иметь ощутимые средства контроля за процессом мышления, иметь ощущение истины позволяет выявить и актуализировать важную особенность, ускользающую обычно в понимании системности, - её симметричность. Чтобы разобраться с тем, как работает симметрия в мышлении, систематизируем её основные типы в соответствии с рассмотренной выше моделью, т. е. перейдём на ещё более конкретные уровни рассуждений при осмыслении категории "симметрия"14. Оценивая, сравнивая что-либо в жизни, мы устанавливаем "содер-
14 На представленном рисунке категория "симметрия" располагается в последней четверти системы, моделей уровня C - начало координаты Z.
стр. 238
жание", степень симметричности этого нечто по отношению к некоторой "форме" - эталону или идеалу, хранящемуся в памяти. В этом случае "симметрия" выступает подсознательным критерием истинности мышления. В развитой форме (уже не в обыденном мышлении, а в науке) симметрия символизируется математическим уравнением.
Широко известны пространственные симметрии объектов. Менее известны, но вполне реальны и симметрии во времени, и симметрии смысла. Симметрии смысла как самые общие обобщают и пространственные, и временные симметрии. Однако различные типы симметрии имеют свои особенности, которые координируются моделью. Эти особенности мы обычно интуитивно используем в рассуждениях, стремясь к ощущению гармонии.
Ось X - симметричные отношения противопоставления, симметрия "антиравенства" ("нечто и другое с точностью до наоборот"), от обычной пространственной зеркальной "симметрии" до "антисимметрии". В эту группу попадают такие категории, как содержание - форма, объект - явление, теза - антитеза, причина - следствие, левое - правое. Для симметрии этого измерения характерны прежде всего противоположность качественных различий, вытекающая из взаимного отрицания. Рассуждая, мы постоянно и в первую очередь соотносим эти крайности. Их острое несоответствие, противоречие (асимметрия) притягивает внимание и вызывает потребность восстановить симметрию.
Ось Y - симметрия отношения "целого и частей", отношение обобщения, синтеза. Возможно, что это нововведение, которое необходимо добавить к другим типам симметрии для образования их системной целостности. Оно не сразу понимается, но вполне закономерно. Смысл симметрии этого типа - в однозначном взаимообратном превращении именно этого множества "частей" в данную "целостность". Так как целое обобщает части, то ее можно назвать симметрией "обобщения" или "синтетической". Симметрия этого измерения отражает различия, которые образуются в результате количественных изменений с образованием качественно иных признаков при обобщении, что отмечалось ив модели "сущности". В эту группу попадают понятия, имеющие смысл обобщения (целое слагается из частей, система - из элементов, сущность обобщает истины, организм обобщает в себе предметность и условия жизни и т. д.). Отсутствие или нарушение симметрии в данном типе выражается как несоответствие общего и слагающих его частей (не те части, не в тех соотношениях). Восстановление гармонии этого типа
стр. 239
симметрии достигается поиском истинного отношения. Например, организм решает эту проблему поиском или созданием нужных условий жизни. Противопоставляя крайности (по X), мы вместе с тем совершаем индуктивно-дедуктивные путешествия (по Y), а в результате возникает следующий тип симметрии.
Ось Z - симметрия подобия. Симметрия данного типа - новация лишь отчасти. Без существования симметрийных синтетических преобразований не будет ощущения законченности какого-либо процесса. Этот тип симметрии известен давно, но осуществляется только при наличии предыдущих типов симметрии, так как синтезирует их, создавая системную целостность симметрии. Взаимодействие данных противоположностей (X) образует такие переходы обобщения (Y), которые фиксируются в таком-то результате (Z). Результаты слагаются в виде уравнений или логически осмысленных рядов чего-либо (например, эволюционный ряд законов или упоминавшийся уже ряд способов мышления), отражаемых симметрией подобия. В отличие от предыдущих динамичных отношений категорий, составляющих плечи соответствующих типов симметрии, симметрией этого типа обладают категории, имеющие смысл односторонне направленных и фиксированных изменений их содержательности. При этом каждое следующее понятие в ряду включает в себя смысл предыдущего, смысл накапливается, и без выполнения этого требования симметрия подобия невозможна. Оба предыдущих типа симметрии (X и Y) своеобразно совмещаются в подобном синтезе.
Свое место в системе симметрии имеют и "диссимметрия", т. е. нарушенная симметрия, и "асимметрия" - ее отсутствие.
В отношении "диссимметрии" по любой из координат вопрос решается довольно просто. Нарушения, вызванные естественными процессами, например, непониманием смысла какого-либо понятия в период взросления, в процессе образования исчезают. Такую диссимметрию категорий можно называть естественной. Это первая половина симметрии подобия (на оси Z - ее протяженность от начала до центра симметрии модели). В рамках модели этот процесс можно описать как восстановление симметрии смысла категории по мере обучения или взросления человека. В центре сферы - полная гармония и однозначность понимания смысла категории.
Вторая половина вектора Z характеризуется переходом от полной гармонии обозначения и смысла категории самой по себе к гармонии смысла с новыми контекстами. Под действием какой-либо необходимости меняется содержание категории. В отличие от
стр. 240
естественной эта диссимметрия вызвана искусственно эволюцией смысла. Отсюда возможно специальное название - "искусственная диссимметрия". Но зато эта смысловая неуравновешенность эффективна и необходима для образования целостности в новом понимании - в научном. Научное понимание смысла чего-либо в данном случае выступает как итог развития индивидуального мышления в социальном окружении.
В рамках подобной модели хорошо описывается, например, меняющееся содержание категории "свобода". В первой половине жизни оно понимается как внутренне неограниченная свобода выбора ("что хочу, то и делаю"). С внешними ограничениями в виде законов общежития индивид лишь смиряется, но которым противостоит. Во второй половине жизни "свобода" приобретает новый смысл. Внешние общепринятые правила жизни включаются в содержание "свободы" и становятся внутренними ограничениями. Теперь уже сами ограничения, ставшие неотъемлемыми для индивида, обеспечивают ему свободу в составе социальной (например, профессиональной) группы ("хочу именно то, что можно").
Другой пример, касающийся истории смысла категории "система". Обыденное (а также исторически раннее) понимание системы как целостности из частей, вначале вполне достаточное, дополняется со временем новыми (диалектическими) соображениями - утверждается наличие в системе противоположностей (источник самодвижения). Фиксация в целом частей и их противопоставление - это объективная половина смысла категории "система". С течением времени содержание системности обогащается представлениями об организации (соподчинении) частей и, наконец, их гармонии. Стремление человека к организации частей, к их гармонии - искусственная (субъективная) характеристика системы, необходимая для целостности мироощущения. Новое понимание системы лучше встраивается в современную научную картину мира, становясь её неотъемлемой частью.
В результате симметрийных преобразований устанавливается симметрия системы по всем координатам. И сама система категорий становится системой, только если она симметрична. Из сказанного относительно системы симметрии логичной является мысль, что нормальные соотношения категорий гармоничны по всем измерениям в истории и в отдельном акте постижения сущности. "Ненормальные" - это те, что не вызваны специальными потребностями, а явились случайными отклонениями в рассуждениях, в невозможности найти решение, при этом не прошли незамеченным и
стр. 241
охарактеризовались со стороны отрицательными высказываниями в отношении непонимания, заумности, просто глупости. Возникающая при этом на модели асимметрия "сферы Целостности" выражается в нарушении должных пропорций соответствующей категории. Стоит заметить, что в нашем обиходном словаре понятий, фиксирующих непонимание или нежелание понимать, значительно больше, и они употребляются чаще, чем понятия, утверждающие истину. Из чего следует: выявить и исключить глупость и неуважение в общении (а это движущая сила по X) важнее утверждения истины (глубины знания по Y), но, утверждая истину, снимая тем самым непонимание, мы нормализуем общение. В свою очередь из этого следует важное методологическое соображение - такой критический механизм обратной связи (оценка в категориях хорошо - плохо) существует и стимулирует человека к восстановлению должной категориальной симметрии системы, т. е. результативности (эффективности) и, можно говорить, нравственности мышления.
Проект системы категорий как предмет обсуждения
Предлагаемая система категорий ещё далека от совершенства. Возможны некоторые перестановки и поиск более адекватных терминов, отражающих смысл данной точки смыслового поля. Множество не отражённых философских категорий ещё предстоит связать в единую сеть. Но уже в таком виде в системе довольно определённо обнаруживается координация смысла. Наблюдается чёткий градиент смысла:
(по X) от категорий, отражающих действительность и выраженных в пространственных и предметных характеристиках объекта, до категорий, отражающих мнимую реальность в виде некоторой формы эффективного проявления этого объекта;
(по Y) от конкретных категорий, отражающих истину (предмет, момент, обстоятельство, пропорция), до иерархии категорий (A, B, C), отражающих сущности первого, второго и третьего порядков;
(по Z) от категорий, имеющих исходное значение смысла (всего лишь отношение, свойство), до категорий, выражающих завершённый смысл этого отношения в виде математических символов, уравнений, характеризующих максимальный эффект такого отношения.
Причём, параллельно философским категориям (в ещё более изощрённом выражении, таким, как "трансцендентальный", "экзистенциальный", "акциденция" и проч., употребляемым в случаях
стр. 242
необходимости затемнить смысл и приобщить к "касте посвященных"), как правило, существуют понятия обыденного языка, которыми пользуется каждый из нас в общении без специального образования, понимаемые с полуслова, в пол-уха, что является подтверждением естественности системы. Эта смысловая система внутри нас, и, по-видимому, в специфическом виде она есть в сущности общения каждого организма, каждой системы. Во всяком случае, нет оснований для отрицания подобной логики в системе связей. С учётом изложенного есть основание думать, что подобный подход и предлагаемый рабочий вариант системы категорий заслуживают внимания и обсуждения.
Главная методологическая трудность, мешающая в настоящее время завершить систематизацию категорий, на что уже обращалось внимание, это неоднозначность толкования их смысла. Кроме того, есть и технические трудности: это выбор симметричных пар, из, казалось бы, хорошо понимаемых категорий; их распределение по трём измерениям; необходимость соблюдения одноранговости абстракций в пределах уровня при конкретизации расходящихся значений общих категорий. Здесь в поиске компромисса, по-видимому, придется учитывать частоту и смысл упоминания каждой категории в массиве текстов философии. Возможно, это работа для специализированной группы энтузиастов и единомышленников. Конечной целью такой работы будет общепринятая логика построения системы категорий. Это, разумеется, ограничит свободу толкований каждой из них, но зато появится терминологическая упорядоченность и взаимопонимание. Общепризнанная однозначность смысла и положения (координация) его в системе позволит легко ориентироваться в смысловых взаимосвязях, без чего невозможно не только общение, но и создание искусственного интеллекта. Именно его создание на этой основе станет подтверждением (или отвержением) предлагаемой идеи. В техническом исполнении система станет удобной для исследователей-практиков.
Таким образом, использование основных законов диалектики в процессе решения главных вопросов философии даёт достаточное логического основание для организации системы категорий, а воспроизведение этой системы в виде системы моделей ступенчатого постижения сущности (понимание смысла чего-либо) определяет смысловое единство категорий и подтверждает первоначальную мысль о том, что каждая категория в полном объёме может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. Критерием истинности системы смыслов станет практика.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |