Неотъемлемое основание собственности заключается в самом существе человеческого индивида, состоящем в необходимости построить себя как личность и конституировать себя в системе общественных связей.
Существуют различные формы строительства личности (в другой терминологии - субъективации или техники себя), через которые субъект конституирует себя в качестве такового. Первым инструментом обнаружения себя в мире выступает собственное тело, свои мысли и интенции. Человек должен осознать, что они неотъемлемы от него, что они ему принадлежат, что он является собственником своего тела, своей жизни, свободы и безопасности личности. Человек выступает собственником своих взглядов и мыслей. Он обладает собственностью на религиозные убеждения и определяемые ими поведение и действия.
Как утверждает В.С.Соловьев в своем труде "Оправдание добра", "уже в содержании внутреннего, психического опыта мы необходимо различаем себя от своего, - все являющиеся в нас мысли, чувства и желания мы различаем как свои от того, кому они принадлежат, т.е. от себя как мыслящего, чувствующего, желающего" 1 .
В.С. Соловьев различает внутреннюю и внешнюю собственность. Первую составляют мысли, чувства, желания самого человека. В каком-то смысле определенные качества личности могут выступать как капитал, почему и появились термины "интеллектуальный капитал" и т.п. Для действительности и полноты бытия необходимо иметь не только "себя", но и "свое". Это право основано на естественной, непроизвольно существующей связи между "собою" и "своим".
Ближайшим объектом внутренней собственности является собственное тело человека. Важным аспектом телесности человека, связанным с его конституированном, является роль пола в создании личности, ее субъективации, техники себя. Приведем высказывания В.В. Розанова и М. Фуко, близкие по своему содержанию. Благодаря полу человек приходит к осознанию целостности своего тела, и более того - своего существа, к конституированию собственной ментальности. В.В. Розанов и М. Фуко называют разные пути движения к этой цели: русский мыслитель выделяет способность человека отказаться - на определенный мо-
1 Соловьев B.C. Соч. М., 1988. Т. 1. С. 430.
стр. 41
мент - от физиологической потребности, французский автор концентрирует внимание на производстве смыслов, тесно связанных как с запретами, так и с признанием половой потребности.
Показательно название соответствующего раздела труда "Люди лунного света", которое дал ему В.В. Розанов: "Сотворение лица" (под лицом понимается личность). По мнению автора, индивид начинается там, где он говорит закону природы: "Стоп! Не пускаю сюда!". Как полагает В.В. Розанов, "Лицо" в мире появилось там, где впервые произошло нарушение закона" 2 . Под законом природы автор разумеет физиологическое влечение.
Желание, плоть, вожделение принадлежат к числу таких форм субъективации. Пол выполняет многостороннюю роль в субъективации личности: сознание себя, подчинение себя (моральным запретам), конституирование себя. В том числе выстраивание своей личности - на основе гендерного самосознания - либо как мужской, либо как женской.
Абсолютная собственность на тело, абсолютная телесная неприкосновенность включает в себя и собственность на пол, на распоряжение им.
Конституирование себя в социуме неразрывным образом связано с именованием человека. Тайна слова заключается в общении с предметом и в общении с другими людьми. Слово есть выхождение из узких рамок замкнутой индивидуальности. Оно - мост между "субъектом" и "объектом". Имя предмета - арена встречи воспринимающего и воспринимаемого, вернее, познающего и познаваемого. "В имени - какое-то интимное единство разъятых сфер бытия, единство, приводящее к совместной жизни их в одном цельном, уже не просто "субъективном" или просто "объективном" сознании" 3 .
Проблема имени затрагивает процесс конституирования человека в огромной степени: "Без слова и имени человек - вечный узник самого себя, по существу и принципиально антисоциален, необщителен, несо-борен и, следовательно, также и не индивидуален, не сущий..." 4 .
Еще одна проблема - "имя - человек" вскрыта П.А. Флоренским. С одной стороны, имя принадлежит человеку; с другой стороны, получив имя, человек становится - хотя бы отчасти - принадлежащим своему имени. "Имя - лицо, личность, а то или другое имя - личность того или другого типического склада. Не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя не то предвещает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу: verba efficiant quod significant (перевод: слово действенно, насколько оно значимо) - эта формула Фомы Аквинского есть общее
2 Розанов В.В. Уединенное. М., 1990. Т.2. С. 27. 4
3 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 38.
4 Там же. С. 38.
стр. 42
убеждение народов, но с дополнением: et quormodo sonaut (перевод: подобно тому, как оно звучит)" 5 .
Кроме внутренней собственности, о которой шла речь, для утверждения себя в мире нужна и внешняя собственность. Последнюю образуют предметы и явления окружающего мира. Формой связи человека с такого рода собственностью является процедура присвоения. Нельзя сбрасывать со счетов политэкономическое содержание этого термина. Например, в работе В.И. Афанасьева "Диалектика собственности: логика экономической реформы" проводится положение о том, что собственность - "это форма присвоения; содержанием присвоения выступает общественное производство, а собственность - формой" 6 . Вместе с тем данный термин предоставляет возможность его более широкой трактовки: ведь в нем речь идет о присвоениипредметов, об отношениях между людьми по поводу вещи.
Необходимо отметить, что процедура присвоения сопровождает любой акт освоения человеком окружающего мира: делая любую вещь предметом своей мысли (то, что отдельные философские течения определяют как опредмечивание), впоследствии называя ее, человек делает вещь как бы принадлежащей своему миру.
Описываемый нами аспект проблемы собственности был зафиксирован еще в античной философии. Например, Аристотель дает весьма широкую интерпретацию собственности, далеко выходящую за пределы трактовки ее в смысле права владеть вещью как имуществом. По его мнению, "иметь" или "держать" (echein) означает разное: (1) обращаться с чем-то согласно своей природе или согласно своему влечению; поэтому говорят, что лихорадка "держит" человека, и тираны "держат" города, а те, кто одевается, имеют одежду; (2) содержать в себе как в способном к восприниманию, например, медь имеет форму изваяния, а тело - болезнь; (3) содержать так, как объемлющее содержит объемлемое им, ибо о том, в чем находится объемлемое, говорят, что оно содержит его..." 7 .
Более краткая и, как представляется, более выразительная трактовка этой категории содержится в оглавлении "Метафизики". Вот что говорится в пересказе 23 главы книги 5- й: "Иметь" - ("держать") означает: 1) распоряжаться предметом по своему усмотрению; 2) облекаться в ту или другую внешнюю форму; 3) обнимать то или другое содержание; 4) не давать чему-то двигаться иди действовать по своему усмотрению 8 .
5 Флоренский П.А. Имена. М., 1998. С. 469.
6 Афанасьев В.И. Диалектика собственности: логика экономической реформы. Л.: ЛГУ, 199 L С. 99.
7 Аристотель. Метафизика / / Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976. T. 1. С. 173.
8 Там же. С. 529.
стр. 43
В понятии собственности заключается понятие свободного распоряжения предметом собственности. По мнению С.Л. Франка, суть дела заключается не в том, что собственность материально обеспечивает человека и тем его освобождает. Суть дела состоит в том, что право частной собственности, создавая вокруг человека сферу материального мира, ему принадлежащего, с ним непосредственно связанного, тем самым ограждает его свободную личность 9 .
Вещи и средства, необходимые для жизни человека, являются для него продолжением его душевно-телесной личности. Платье, жилище, орудия труда, место жизни, привычное и любимое дело, украшения - все это необходимая составная часть человеческой личности 10 . Частная собственность - как бы брачно-семейная связь с животным, растительным и неорганическим миром, с которым он слился в своей жизни 11 .
В представлении российского мыслителя, частная собственность есть реальное условие бытия человека как духовно-телесного существа; тем самым она есть реальное условие его свободы как члена общественного целого и, следовательно, условие бытия самого гражданского общества. Человек осуществляет себя не только через посредство своего тела, но и через посредство ближайшего окружающего его отрезка предметного мира, той среды, в которой он живет и над которой он властвует. Эта непосредственная власть человеческой воли над окружающей средой, эта интимная связь человеческого "я" с определенной сферой внешнего мира и есть подлинное существо собственности 12 .
И, наконец, есть еще один механизм, обусловливающий важную роль феномена собственности в широком контексте конституирования личности в социуме, - это механизм идентификации. У каждого человека есть собственная нация, собственный язык, собственная культура.
Что касается механизма социокультурной преемственности, то он базируется на принципе принадлежности личности к определенной социально-этнической, национальной группе, которая благодаря рождению и воспитанию в ней признается "своей". Отечественная философская литература исходит из того, что всякий привязывается к своему родному уголку земли, к родным могилам и колыбелям.
Поскольку собственность может быть разделена на вещественную и невещественную, то она получает своеобразную реализацию на уровне нации. Каждый народ владеет не только материальными ресурсами, но и духовным капиталом. Художественные произведения, интеллектуальные достижения принадлежат, с одной стороны, принципам авторского права, а с другой стороны, нацио-
9 Русская философия собственности. СПб., 1993. С. 318.
10 Там же. С. 318.
11 Там же. С. 319.
12 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 144.
стр. 44
нальные достижения являются как бы коллективной собственностью народа, показателем его имиджа.
Проблема связи принципа собственности, отношения к своему отечеству в контексте строительства личности в особой степени занимала умы русских мыслителей, оказавшихся после 1917 г. в вынужденной эмиграции (И.А. Ильин, П.В. Струве, С.Л. Франк и др.). Обращаясь к этимологии слова "патриот", П.В. Струве фиксирует то его значение (в древнегреческом языке оно соответствует значению "отчина" и "вотчина"), которое обозначает человека, прочно "сидящего" на унаследованной "родовой" земле. По его мнению, в этом происхождении слова "патриот" заключается глубокий смысл. Как иллюстрацию этого тезиса, автор приводит пример из чешского языка: vlast - отечество и vlastenstvi - собственность. П.В. Струве приходит к выводу, что эти два слова "отечество" и "собственность" объединены единым смыслом, рождены от единого корня 13 . "...Без собственности, разлитой в народных массах, собственности, ощущение которой перешло, так сказать, в их плоть и кровь, у них не может быть ни отечества как крова, под который они могут всегда укрыться и который они готовы защищать до последнего, ни ощущения этого отечества, т.е. того, что мы называем великим именем патриотизма 14 .
Н.А. Бердяев в "Философии неравенства" указывает: "Собственность, по природе своей, есть начало духовное, а не материальное. Она предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую преемственную духовную жизнь личности в семье и роде. Начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие быстротечное время. Собственность родилась в борьбе человеческой личности со стихийными силами природы" 15 .
Таким образом, выявление социально-философского аспекта в анализе собственности предполагает учет его роли в построении личностью себя в системе социальных отношений, что позволяет выделить следующие аспекты:
онгологический аспект; собственность "укореняет" личность в бытии; человек осуществляет себя как посредством собственных интеллектуальных и душевных сил, так и посредством ближайшего окружающего его сектора предметного мира, который подлежит процедуре присвоения в широком контексте, начиная с его опредмечивания;
гносеологический аспект; отделение себя от своего (все являющиеся в нас мысли, чувства и желания мы отличаем как свои от того, кому они принадлежат, т.е. от "я") находит продолжение в разделении субъекта
13 Там же. С. 267.
14 Там же.
15 Русская философия собственности. С. 303-304.
стр. 45
от объекта, по отношению к которому возникает та или иная форма принадлежности;
семантический аспект; важной частью освоения мира является обозначение предметов и явлений, существующих в нем; собственное имя - это арена встречи познавающего и познаваемого; это - самая первичная форма присвоения себя субъектом;
антропологический аспект; начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать свободные акты, преодолевая сопротивление окружающей среды, быстротечность времени путем присвоения части пространства.
Такова - в общей постановке проблемы - роль принципа собственности в строительстве личностью себя и в ее конституировании в социуме.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |