Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-14558
Author(s) of the publication: Т. В. ЛАВРОВА

Share this article with friends

Исследование политических платформ республиканской и демократической партий США в ходе избирательной кампании 1976 г., равно как и результатов выборов, представляет научный интерес, так как помогает понять политический курс нынешней американской администрации, а также содержание и перспективы той острой борьбы между реалистически мыслящими и реакционными кругами США, которая разгорелась по вопросу о дальнейшем внешнеполитическом курсе Вашингтона. Расстановка сил и борьба течений вокруг советско-американских отношений в период избирательной кампании 1976 г. в той или иной мере затрагивались в ряде работ советских ученых1 . Однако специального рассмотрения этих проблем в советской историографии пока не проводилось.

Внешнеполитические дискуссии в США 1975 - 1976 гг. подтвердили, что именно объективные сдвиги в соотношении сил на мировой арене заставили американское руководство на рубеже 60-х - 70-х годов подойти к выработке курса в отношении СССР с более реалистических позиций. Рост экономического, оборонного могущества СССР, его международного авторитета и влияния побуждал правящие круги США продолжать переговоры с Советским Союзом по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений, а также и по некоторым другим проблемам.

Однако к исходу первой половины 70-х годов совокупность некоторых новых явлений и процессов осложнила обстановку, в которой развивались советско-американские отношения. Если в первой половине 70-х годов капиталистический мир был охвачен серьезным экономическим кризисом, вызвавшим в США спад производства, массовую безработицу и обострившим межимпериалистические противоречия США с Западной Европой и Японией, то к началу 1976 г. определился некоторый экономический подъем и острота экономических проблем для правящего класса США несколько ослабла. Укрепились позиции США в отношениях с их союзниками, а также и в международных экономических и валютных организациях Запада.

Произошла определенная трансформация американской политики в Азии. Провал агрессии США во Вьетнаме подтолкнул Вашингтон к большему вовлечению Японии в азиатскую стратегию США. Вашингтон пошел по пути нормализации отношений с Китаем, о чем свидетельствовали визит Никсона в Пекин в 1972 г. и подписанное тогда же "Шан-


1 А. О. Чубарьян. Мирное сосуществование: теория и практика. М. 1977; АН. Громыко. Внешняя политика США: уроки и действительность. 60 - 70-е годы. М. 1978; Р. Г. Богданов, Е. С. Шершнев. СССР - США: реальность, проблемы, перспективы. М. 1978.

стр. 66


хайское коммюнике". США делали теперь ставку на использование антисоветизма маоистского руководства в своей глобальной политике в отношении СССР.

К середине 70-х годов изменилось и отношение значительной части правящих кругов США к политике разрядки. Усилились позиции тех сил, которые считают, что во внешней политике США приоритет должен отдаваться отношениям с их союзниками. Тот факт, что временное - конъюнктурное - улучшение положения США не обеспечило стабильного укрепления позиций американского империализма в мире, вызвал определенное разочарование части колеблющихся кругов "плодами разрядки". Усилилось давление военно-промышленного комплекса на политику.

Анализ подхода различных политических сил к отношениям с СССР свидетельствует о том, что в 70-х годах в политическом и деловом мире США налицо были три основные группы. Линия на развитие сотрудничества с СССР, отражавшая настроения в пользу улучшения советско-американских отношений, распространенные в широких слоях американского народа, находила понимание у реалистически мыслящих деятелей в деловых и политических кругах и непосредственно отражала интересы тех групп буржуазии, которые надеялись извлечь из экономических связей с СССР конкретные материальные выгоды. Однако правящие круги США руководствовались в своем подходе к отношениям с СССР в первую очередь соображениями военно-политического, а не экономического порядка, хотя фактор экономической заинтересованности определенных слоев и групп буржуазии в улучшении советско-американских отношений ни в коем случае нельзя преуменьшать. Видный американский советолог, ныне специальный советник государственного секретаря М. Шульман отмечал в 1973 г., что "наиболее настойчивые сторонники "мирного сосуществования" находятся в сфере частных предпринимателей - деловом мире"2 .

В развитии сотрудничества с СССР заинтересованы определенные круги монополистической и средней буржуазии, связанные с гражданскими отраслями экономики, прежде всего производящими средства производства и ориентирующимися в основном на внутриамериканский рынок. Именно эти деловые круги острее всего сталкиваются с растущей конкуренцией соперников из Западной Европы и Японии в области машиностроения, производства товаров длительного пользования: автомобилей, электротехники, продукции химической промышленности. Монополии, ориентирующиеся на внутриамериканский рынок, в условиях экономического спада, переживаемого США и другими странами Запада, находятся в более сложном положении по сравнению с транснациональными компаниями (ТНК), которые имеют возможность смягчать последствия кризиса 'за счет переброски ресурсов из одних зарубежных филиалов в другие.

Интерес к долговременному и широкому партнерству с СССР проявляют многие крупные фирмы Среднего Запада - традиционного центра машиностроения США. Среди них станкостроительная "Аллис Чалмерс", одна из крупнейших компаний сельскохозяйственного машиностроения "Интернэшнл харвестер" и др. Олицетворяющая интересы Среднего Запада чикагская монополистическая группировка, которая по своему весу в американском деловом мире занимает второе место после финансовых групп Нью- Йорка и конкурирует с ними, осуществляет деловое партнерство с нашей страной во многих областях. В торговле с СССР заинтересованы также те монополистические круги США, которые рассчитывают за счет развития экономических свя-


2 М. D. Shulman. Toward a Western Philosophy of Coexistence. "Foreign Affairs", 1973, N 1, p. 40.

стр. 67


зей с нашей страной укрепить свои позиции в борьбе за более прочное положение на американском рынке против ранее сложившихся группировок, извлекающих сверхприбыли из своего главенствующего положения. Среди членов американо- советского торгово-экономического совета (АСТЭС) представители таких крупных монополий, как калифорнийская "Оксидентал петролеум" (А. Хаммер), "Армко стил" (У. Верити и Д. Гиффен), ("Интернэшнл харвестер", "Пепси-кола" (Д. Кендалл), "Контрол дейта", "Пуллмен-Келлог" и др. Другой важной группой делового мира США, выигрывающей от развития экономических отношений с СССР, являются круги аграрного сектора экономики, акционеры таких ведущих компаний сельскохозяйственного машиностроения, как "Катерпиллер трэкторз", а также уже упоминавшаяся "Интернэшнл харвестер". Представители этих деловых кругов понимают, что Советский Союз -партнер крупный, надежный и перспективный.

В пользу развития нормальных отношений с СССР, политики ослабления напряженности выступают наиболее дальновидные и реалистически мыслящие политические деятели, осознающие необходимость учитывать изменяющееся соотношение сил в мире, понимающие, что в условиях ядерного противостояния двух систем нет разумной альтернативы политике разрядки3 . За сотрудничество с СССР выступали и определенные круги интеллигенции - представители науки, культуры, заинтересованные в развитии контактов и обменов с СССР в самых различных областях знания, а также деятели, придерживающиеся буржуазно-либеральных и реформистских взглядов.

Значительную роль играют также круги, колеблющиеся в определении параметров и целесообразности сотрудничества с СССР, в определении тактики ведения дел с ним. Еще В. И. Ленин, анализируя течения внутри буржуазии по отношению к Советской России, обращал внимание и выделял "колеблющуюся буржуазию внутри передовых стран" 4 , В США к этому слою относится ныне значительная часть мелкой буржуазии, подверженная антисоветской пропаганде, впитавшая идеологические стереотипы об американском "лидерстве" как "гарантии" национальной безопасности страны, но в то же время достаточно трезво представляющая катастрофические последствия ядерного конфликта и потому высказывающаяся за ослабление угрозы войны, ограничение гонки вооружений. Сюда входят и часть государственного аппарата, реалистически оценивающая положение дел в мире, и те политические и деловые круги, которые поняли необходимость проведения основательного маневра во внешней политике США для стабилизации ее внутреннего и внешнеполитического положения после провала американской авантюры в Юго-Восточной Азии5 .


3 М. Morgenthau. The Truth and Power. N. Y. 1970; A. Harriman. America and Russia in Changing World. N. Y. 1971; "Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace". N. Y. 1972 (5 ed.); M. D. Shulman. Op. cit.; A. M. Cox. The Dynamics of Detente. How to End the Arms Race. N. Y. 1976; Ch. Gati, T. Gati. The Debate over Detente. N. Y. 1977.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 40, стр. 245.

5 Разрядка первоначально рассматривалась этой частью правящих кругов США, а также некоторыми американскими идеологами как, помимо всего прочего, и "согласие" СССР на сохранение социально-политического "статус-кво", то есть сдержанное отношение СССР к проявлениям политики империалистического диктата, если они непосредственно не касаются безопасности Советского Союза или стран социалистического содружества. Отсюда настойчивые ссылки Вашингтона на некий "кодекс разрядки", который-де предполагает отказ СССР от оказания материальной и иной поддержки национально-освободительному движению и режимам прогрессивной ориентации в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки (см. G. Ball. Diplomacy for a Crowded World. An American Foreign Policy. Boston - Toronto. 1976; "The Soviet Empire: Expanion and Detente". Lexington - Toronto. 1976; Kissinger's Critique. "The Economist", 1979, June. Выступая на XXV съезде КПСС, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев назвал подобную позицию буржуазных дея-

стр. 68


Главной силой, противодействующей советско-американскому диалогу и сотрудничеству, политике разрядки, является военно-промышленный комплекс (ВПК), монополии, заинтересованные в продолжении и раскручивании новых витков гонки вооружений. С середины 70-х годов ВПК, включающий в себя мощные монополии "Дженерал дайнемикс", "Локхид", "Боинг", "Монсанто", "Рокуэл интернэшнл" и многие другие, заинтересованные в реализации планов развертывания новых систем и видов оружия массового уничтожения - подводных лодок-ракетоносцев "Трайдент", крылатых ракет, стратегических ракет "MX", нейтронного и т. п. оружия, усилил нажим на правительство США, пытаясь заблокировать политику разрядки. Специфические антисоветские интересы преследуют и стремящиеся к подрыву и опорочиванию разрядки сионистские круги США, располагающие большими возможностями влиять через средства массовой информации на общественные настроения в стране.

Теоретические посылки сторонников возврата к временам "холодной войны" весьма скудны и, если их суммировать, сводятся к попыткам защитить политику "с позиции силы". Игнорируя глубинные объективные закономерности и тенденции мирового развития, они, отталкиваясь от временных, конъюнктурных явлений, полагают, что США могут повернуть вспять процесс изменения соотношения сил в пользу социализма, если используют экономический и технический потенциал США и всего капиталистического Запада для наращивания гонки вооружений, которая, по их расчетам, на каком-то этапе окажется непосильной для СССР, экономика которого якобы переживает все большие трудности6 . Концепции "технологической войны" и "экономического изматывания СССР" объективно служат оправданием и более зловещих планов агрессивных кругов американской правящей верхушки, не исключающих ядерную войну как средство решения исторического противоборства двух систем и пытающихся обеспечить США потенциал для нанесения первыми ядерного удара. Вот почему таким яростным атакам подвергалась со стороны этих кругов в 1973 - 1975 гг. и подвергается в настоящее время, после подписания Договора ОСВ-2, сама готовность, проявленная американской администрацией, признать сложившийся паритет стратегических сил между США и СССР и тезис о равенстве как основе их взаимных переговоров и договоренностей. По существу, в острых схватках вокруг ратификации Договора ОСВ-2 отразилась борьба между реалистически мыслящими деятелями, признающими сложившийся паритет в стратегической области между США и СССР, и ставленниками или невольными орудиями тех сил, которые не признают этого паритета и думают при помощи взвинчивания гонки ядерных вооружений осуществить "рывок" и добиться "превосходства" над СССР.

С середины 70-х годов заметно усиливается воздействие на политику США в отношении СССР такого растущего сектора американских корпоративных верхов, как ТНК, представленного главным образом ведущими финансовыми группировками Нью-Йорка. Группировки, контролирующие ТНК, уделяют первоочередное внимание своему дальней


телей намеренным затуманиванием мозгов. "Разрядка, - подчеркнул он, - ни в коей мере не отменяет и не может отменить или изменить законы классовой борьбы. Никто не может рассчитывать на то, что в условиях разрядки коммунисты примирятся с капиталистической эксплуатацией или монополисты станут сторонниками революции" (Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 5. М. 1976, стр. 485).

6 См. R. Strausz-Hupe, W. Kintner, J. Daugherty, A. Cottrell. Protracted Conflict. N. Y. 1959; Т. Schelling. Arms and Influence. New Haven. 1966; W. Kintner. Peace and the Strategy Conflict. N. Y. 1968; S. T. Possony, J. Е. Pournelle. The Strategy of Technology. Winning the Decisive War. Cambridge. 1970; "Setting National Priorities, the Next Ten Years". Washington. 1976; C. S. Gray. The Soviet-American Arms Race. Lexington. 1976.

стр. 69


шему внедрению в экономику развитых капиталистических держав и сохранению позиций в развивающемся мире. Активизация ТНК и усиление их воздействия на политику правительств объясняются ужесточением в 70-х годах борьбы за источники энергетического и промышленного сырья, а также за рынки сбыта в результате разразившегося энергетического кризиса и дальнейшего подрыва позиций империализма в Азии, Африке, Латинской Америке (Ангола, Афганистан, Иран, Мозамбик, Никарагуа, Эфиопия).

Подобные взгляды широко представлены, в частности, в новейших исследованиях нью- йоркского "Совета по международным отношениям" (СМО) - влиятельной организации, которая с начала 20-х годов выражает внешнеполитические воззрения и интересы крупнейших финансовых группировок Уолл-стрита - Морганов, Рокфеллеров, Диллонов, Уитни, Уотсонов и других магнатов, под контролем которых находятся крупнейшие американские корпорации, по своим масштабам давно переросшие национальные рамки7 . Сюда относятся гиганты в энергетической, электротехнической и аэрокосмической области - "Экссон", "ИБМ", "Мобайл ойл", "Дженерал электрик", "ИТТ", "Дженерал дайнемикс", а также "Юнайтед стейтс стил", "Дженерал моторе" и ряд других.

В документах СМО в 70-е годы доминирует концепция "либерального интернационализма" или "транснационализма", выделившаяся в настоящее время как одно из основных течений внешнеполитической мысли США. Согласно этой концепции эра отдельных наций - государств подходит к концу, а действующие в (капиталистическом) мире межнациональные силы объединяют различные его районы в экономически и политически единый организм. Концепция "транснационализма" или иначе "политики мирового порядка", сторонниками которой, в частности, являются ныне помощник президента по вопросам национальной безопасности З. Бжезинский, а также Дж. Болл, Э. Рейшауэр, С. Вэнс, М. Шульман и другие из числа нынешней администрации, председатель СМО Д. Рокфеллер, была положена, как свидетельствуют материалы самого совета, в основу разрабатываемого им с 1974 г. "Проекта 80-е годы", представляющего собой попытку построить модель "нового мирового порядка", благоприятного для ведущих групп американского бизнеса в условиях современного мира 8 .

Кризис, переживаемый капиталистической системой, ослабление мощи США в мире, о чем свидетельствовало поражение американского империализма во Вьетнаме, соотношение сил в мире, объективно складывающееся в пользу социализма, демократии и прогресса, вынуждают лидеров СМО, принадлежащих к наиболее активным творцам послевоенного курса США, вносить коррективы в стратегию Вашингтона,


7 СМО представляет собой "созвездие" видных фигур истэблишмента Восточного побережья США: среди его членов и директоров крупнейшие банкиры и промышленники, адвокаты из уолл-стритовских и вашингтонских юридических контор, представители академических кругов, высокопоставленные государственные служащие. Активное участие в исследованиях совета принимали Г. Киссинджер, а в 70-е годы - З. Бжезинский, М. Шульман, У. Ростоу и другие видные американские внешнеполитические теоретики. С 1969 г. руководство делами СМО осуществляет Д. Рокфеллер, президент "Чейз Манхэттен бэнк", ставший председателем правления СМО. Вместе с тем в СМО видную роль продолжают играть представители других нью-йоркских группировок - Д. Диллон ("Диллон Рид"), А. Гарриман ("Браун бразерс, Гарриман"), Ф. Альтшуль, являвшийся секретарем правления совета в 1951 - 1971 гг. ("Леман - Гольдман, Сакс") (Подробно см.: L. H. Shoup, W. Мinter. Imperial Brain Trust. The Council on Foreign Relations and United States Foreign Policy. N. Y. -L. 1977, pp. 86, 107 - 108).

8 L. H. Shoup, W. Minter. Op. cit., pp. 254 - 280. Речь идет, как указывается в одном из меморандумов совета за март 1975 г., о разработке "стратегии для изменения поведения всех относящихся к этому факторов международного сообщества - индивидуумов, правительств, групп и организаций на национальном и транснациональном уровне" (Council on Foreign Relation (далее - CFR), 1975 Annual Report, p. 3).

стр. 70


учитывать перемены, происходящие на мировой арене. В конечном счете, как показывает анализ основных положений "Проекта 80-е годы", эта амбициозная программа нацелена на то, чтобы в новых исторических условиях закрепить господствующее положение США в мировой капиталистической системе, используя экономическую и политическую интеграцию, добиться проведения координированной, глобальной классовой политики9 . В "Проекте" упор делается на "гармонизацию" отношений США с их "союзниками". Вынужденные считаться с нынешним относительным падением удельного веса США в мировой экономике в результате роста мощи западноевропейского и японского центров империализма, идеологи СМ. О ставят задачу более широкого привлечения военно-экономического потенциала Западной Европы и Японии к выполнению задач противостояния двух систем, обеспечения интересов США в мире. Конечной целью "Проекта" объявляется создание на основе интеграции развитых капиталистических держав "трехстороннего ядра" будущего "нового мирового порядка", который благодаря своей суммарной мощи будет оказывать определяющее воздействие на мировые экономические отношения и так или иначе "интегрировать" вокруг себя другие районы мира, в том числе социалистическое содружество.

Очевидное уязвимое место такой стратегии состоит в том, что она предполагает, будто США могут действовать в вакууме и решать мировые проблемы изолированно от объективно складывающегося соотношения сил и противоборства двух социальных систем. Поучительный опыт советско-американских отношений в 1976 - 1979 гг. показывает пагубность и несостоятельность подобных взглядов, нацеленных на противодействие исторически назревшим переменам, на то, чтобы сковать произвольными рамками "мирового порядка" поступательное движение сил демократии и прогресса в мире. Эти круги особенно болезненно воспринимают ущемление позиций США и Запада в целом в том или ином географическом регионе. События в Анголе, на Юге Африки, а затем на Африканском Роге, в Афганистане, Иране рассматриваются этими группировками американского капитала как непосредственно затрагивающие их экономические интересы и требующие силовых контрдействий. По существу, речь идет о попытках со стороны правящих кругов США в мировом масштабе сгладить противоречия с основными соперничающими с ними центрами капитализма. Мощное течение в этих кругах смыкается с ВПК, выступая за продолжение силового давления на СССР, "активное соперничество" с ним на мировой арене и соответствующую корректировку подхода Запада к политике разрядки, проведения ее с позиции "жесткого торга". Такие настроения усилились с середины 70-х годов.

Свержение фашистской диктатуры в Португалии, успехи левых сил, коммунистических партий во Франции и Италии в 1974 - 1975 гг. насторожили империализм. В Африке, Азии продолжалось ослабление позиций США. Особенно болезненно в Вашингтоне реагировали на крах сайгонского режима весной 1975 г., распад португальской колониальной империи и провал агрессии ЮАР в Анголе, где победа прогрессивных революционных сил в 1975 г. существенно изменила всю политико-стратегическую ситуацию в Южной Африке, обнажив фланги расистских режимов в ЮАР и Родезии и став мощным стимулом развития национально-освободительной борьбы народов этого района. В значительной части политических кругов США, особенно в колеблющихся кругах, стали развиваться опасения за позиции американского империализма в мире. Эти опасения активно подогревались пропагандистскими выпадами ставленников ВПК, которые использовали указан-


9 CFR. The 80-ties Project. An Interim Report, 1975, p. 20.

стр. 71


ные события для активизации атак на политику разрядки. Все это привело в 1975 - 1976 гг. к определенному ужесточению внешнеполитических позиций США. Реакционные элементы еще более усиленно доказывали, что все плоды от разрядки получает-де только Советский Союз, а "негативные последствия достаются США".

Эти настроения нашли свое выражение в попытке начать контрнаступление против политики разрядки, в том числе скорректировать с консервативных позиций подход к ней. В этом контрнаступлении можно различить два направления. Первое носило пропагандистский характер, связанный в первую очередь с начавшейся президентской избирательной кампанией 1976 года. Вторым направлением был поиск рычагов для оказания нажима на Советский Союз. К соперничеству различных группировок в американской правящей элите накануне президентских выборов добавился и общий "кризис доверия". "Уотергейт" и ряд последовавших за этим политических скандалов, связанных как с конгрессом, так и с ЦРУ и другими государственными ведомствами, подорвали веру рядовых американцев в правительство.

Еще на начальной стадии избирательной кампании 1976 г. стали обнаруживаться признаки активизации консервативных сил в рядах республиканцев. Крайне реакционное крыло задалось целью предложить такого кандидата в президенты, который смог бы бросить вызов Дж. Форду: делалась ставка на Р. Рейгана, бывшего губернатора Калифорнии. По мнению американских обозревателей, президента Форда, связанного со штатом Мичиган, можно было отнести к представителям "старых консерваторов" Среднего Запада, района, который в прошлом включал самый населенный и самый надежный блок, обеспечивавший силу республиканцев в стране10 . Но успехи демократов в этом районе серьезно подорвали силу данного оплота республиканской партии. В то же время перемещение населения в штаты "солнечного пояса" - Флориду, Техас, Аризону и Калифорнию - выдвинуло на передний план таких деятелей, как Б. Голдуотер, Р. Рейган, Дж. Коннели - ставленников "молодых" агрессивных монополистических группировок Запада, крайне реакционных, провинциально самонадеянных, выросших на дрожжах военных расходов, связанных с гонкой вооружений и руководствующихся главным образом идеологией неоконсерватизма. Между тем влияние более либеральных республиканцев Востока США неуклонно уменьшалось. В этих условиях Рейган рассматривался лагерем Форда как грозный претендент. Бывший губернатор Калифорнии обращался в своих выступлениях к обскурантистским элементам среди капиталистов и мелкой буржуазии, которые составляют значительную часть республиканских избирателей. Они представляли благодатную почву для шовинистических спекуляций политиков правого толка, призывавших к "восстановлению американской мощи".

Усилившиеся милитаристские веяния дали себя знать и в конгрессе, где ставленники военно-промышленного комплекса раздували миф об "ослаблении" мощи США перед лицом "угрожающего" укрепления военного потенциала СССР. Конгресс принял рекордно высокий военный бюджет на 1977 г., правые, консервативные круги в нем активизировались в требованиях жесткости на переговорах ОСВ-2, угрожая отказом ратифицировать соглашение, если они сочтут, что оно ущемляет интересы "национальной безопасности" США11 . Дальнейшая "политизация" вопросов внешней торговли была воспринята многими членами конгресса как "положительный шаг" в отношениях с СССР. Некоторые


10 "The New York Times", 14.XII.1975.

11 "Aviation Week and Space Technology". SALT-1 - 2 (Special Issue), 1976, p. 114; "Congress and Foreign Policy- 1976". Committee on International Relations. U. S. House of Representatives. Washington. 1977, p. 65.

стр. 72


члены конгресса высказывались за еще большую увязку торговых отношений с политическими вопросами12 .

Такая позиция конгресса по важнейшим направлениям советско-американских отношений сказалась на политике и тактике президента Форда в ходе избирательной кампании. С одной стороны, он испытывал давление конгресса, различных политических деятелей и теоретиков внешней политики, требовавших ужесточения позиции США в отношении СССР, с другой - подвергался критике крайних консерваторов из республиканской партии, возглавляемых Рейганом. В погоне за голосами избирателей Форд стал проявлять явную склонность к уступкам правым13 . Администрация не пыталась пресечь нападки на проводимый ею курс. В ее деятельности возник заметный негативный крен, появились непоследовательность и двойственность в развитии советско-американских отношений. Форд поставил себе в заслугу принятие военного бюджета США на 1977/78 финансовый год в размере 116,6 млрд. долл., выдвинув лозунг "Мир посредством силы" 14 . Явной попыткой вмешательства во внутренние дела СССР и других социалистических стран стала организация конгрессом США специальной комиссии для "проверки выполнения" этими странами положений Заключительного акта общеевропейского совещания 1975 года. Реакцией была инспирирована шумиха вокруг самого термина "разрядка", и президент Форд отказался от его употребления15 .

Все это делалось администрацией Форда в надежде привлечь на свою сторону правые круги. Однако такая линия не привела Форда к успеху. К маю 1976 г. Рейган располагал голосами 363 выборщиков на съезд республиканской партии, а Форд - лишь 314. Серия неудач на первичных выборах ("праймериз") подрывала шансы Форда на победу. В борьбе за выдвижение своей кандидатуры в республиканской партии он оказался в положении отстающего, не только не приобретя сторонников-консерваторов, но и лишившись поддержки части умеренных республиканцев. Неблагоприятные результаты первых "праймериз" могли сказаться на настроении избирателей, вызвав растерянность среди сторонников Форда и в то же время воодушевив лагерь Рейгана. Тогда в поддержку президента выступил бывший губернатор штата Нью-Йорк и вице-президент в администрации Форда Н. Рокфеллер. В начале мая 1976 г. по его рекомендации делегация штата Нью-Йорк официально заявила о своей поддержке Форда. Благодаря этому число его "твердых" делегатов увеличивалось на 119 человек, что в определенной мере помогло сбалансировать неблагоприятные для Форда итоги состоявшихся к тому времени первичных выборов.

Неудачи на "праймериз" привели Форда к необходимости пересмотреть стратегию своей избирательной кампании. Главное внимание президент сосредоточил на пропаганде "успехов" своего правительства в деле оживления экономики, "достижений" в области внешней политики. Он много говорил о "восстановлении доверия" к Белому дому, подорванному "Уотергейтом". Форд неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что США сейчас живут мирно, американцы не гибнут на полях битв, нет международных войн. Администрация Форда пошла и на определенные практические шаги. 28 мая был подписан Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах в мирных целях 16 .

Новая стратегия несколько помогла Форду. На первичных выборах в родном штате Мичиган он добился убедительной победы над Рейга-


12 "Congress and Foreign Policy-1976", p. 65.

13 "Time", 24.X. 1976.

14 "Правда", 29.Х.1977; "Time", 1S.III.1976, p. 4.

15 Официально Форд объявил об этом в телеинтервью в Майами 1 марта 1976 г. "Facts on File", 1976, p. 165.

16 "Правда", 29.V.1976.

стр. 73


ном, опередил его в штатах Мэриленд, Род-Айленд и Огайо. Однако он проиграл своему конкуренту в Южной Дакоте, потерпел неудачу в Калифорнии и сильно отстал в Монтане 17 . Результаты первичных выборов среди республиканцев не дали ощутимого перевеса ни Форду, ни Рейгану. Из 28 штатов, где республиканцы проводили "праймериз", Форд победил в 16, Рейган - в 12. Первый получил 958 голосов выборщиков, второй - 887 голосов, но ни один из них не собрал гарантированного числа голосов - 113018 . В республиканской партии оказалось два лидера, и ее будущее и перспективы президентских выборов в значительной степени зависели теперь от того, "удастся ли запрячь двух лидеров в одну упряжку на благо партии"19 .

Национальный съезд республиканской партии, проходивший в августе 1976 г. в Канзас- сити (Миссури), с большим трудом и с небольшим перевесом голосов избрал кандидатом в президенты от своей партии Форда. Одобренная съездом программа партии носила противоречивый характер. Она содержала критические замечания в адрес администрации Форда, включенные как под давлением прорейгановских сил, так и для того, чтобы показать избирателям, что республиканская администрация знает свои "слабые места" и учтет это в будущем. "Принятая республиканцами программа основана на нереалистичных и неправильных расчетах и поэтому отражает неправильную политику - неправильную в том понимании, что не отражает интересов широких масс, но является очень прибыльной для бизнесменов", - отмечала газета американских коммунистов "Daily World"20 . Такая программа не могла привлечь в ряды республиканской партии независимых и демократов, голоса которых требовались Форду для того, чтобы сохранить место в Белом доме.

Кризисные явления в экономическом и политическом развитии США, имевшие место в период правления республиканской администрации - инфляция, безработица, экономическая нестабильность, разочарование многолетней "вьетнамской войной", "уотергейтский" и другие политические скандалы, - создавали для демократической партии объективно более благоприятные условия для проведения избирательной кампании 1976 года. Однако верхушка партии была разобщена и к началу 1976 г. не имела общепризнанного лидера. Либералы предпочитали Г. Хэмфри и М. Юдола, правые поддерживали Дж. Уоллеса и Г. Джексона. В результате на авансцену выдвинулся Дж. Картер - бывший губернатор Джорджии. Он стремился привлечь к себе возможно более широкие слои избирателей и называл свои взгляды "просвещенным консерватизмом". Верно уловив настроения разочарования, недовольства, особенно подогретые "уотергейтским" и другими политическими скандалами, Картер превратил в один из центральных мотивов своих выступлений тему об углублявшемся отчуждении между столичной элитой и остальной страной, упорно подчеркивая, что сам он - свежее лицо на американской политической арене21 .

Эта стратегия Картера, подкрепляемая ссылками на "уотергейтское дело", разоблачениями махинаций ЦРУ, а также новыми шумными скандалами, изобличавшими уже в ходе предвыборной кампании неприглядную деятельность ряда представителей вашингтонской администрации, обеспечила Картеру благоприятный отклик значительной части избирателей, утративших доверие к профессиональным политикам. Заявления Картера с позиций человека, "не обладавшего властью", ис-


17 "Time", 21.VI.1976, р. 22.

18 Ibid.; "The Washington Post", 21.VI.1976.

19 "The Christian Science Monitor", 20.V.1976.

20 "Daily World", 19.VIII.1976.

21 "The Election of 1976. Reports and Interpretations". N. Y. 1977.

стр. 74


пользовались журналистами для того, чтобы изобразить его как современного представителя популизма, выступающего под лозунгами защиты народных масс от "произвола" правительства. Популистский уклон сказался на заявлениях Картера как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим вопросам.

Картер заявил, что он "одобряет концепцию разрядки напряженности", поскольку "она пользуется широкой поддержкой американского народа"22 . Он призывал осуществлять разрядку на взаимовыгодной основе путем последовательных, терпеливых и открытых дискуссий, дал заверения сделать разрядку более широкой и взаимной, а отношения между советским и американским народами развить "насколько это возможно". Он обещал продолжать попытки сохранять дружественные отношения с Советским Союзом, торговать с ним, наладить обмен студентами, туристами, проводить консультации23 . Характеризуя конкретные проблемы, решение которых невозможно без участия СССР, Картер перечислял урегулирование ближневосточного конфликта, сокращение вооружений, особенно ядерных, и др. Он заявлял, что военные расходы можно сократить на 5 млрд. долл. в год путем переоценки главных стратегических приоритетов, а в основном за счет снижения бюрократических расходов, отказа от дублирования военных функций, сокращения войск поддержки, обслуживания и т. д.24 . Он считал также ненужным производство некоторых дорогостоящих систем оружия, как бомбардировщик "В-1". Вместе с тем Картер обещал позаботиться о "достаточности" военного потенциала США. В частности, он заявлял, что ускорил бы военно-морское строительство, включая подводные лодки "Трайдент" с ядерным оружием.

Во внешней политике, по мнению Картера, предпочтительное внимание США должны уделить своим союзникам - странам Западной Европы, а также Японии и Израилю. При этом он подчеркивал отличие своей позиции от политики США при президентах Никсоне и Форде. Он говорил, что "отказался бы от курса на противоборство блоков и взял бы курс на укрепление двусторонних отношений со странами всего мира"25 . По вопросам ядерного оружия и ядерной энергетики Картер сосредоточил внимание на трех основных областях: удовлетворение энергетических нужд всех стран; ограничение распространения ядерного оружия; меры по ослаблению опасности, связанной с распространением и использованием ядерной энергии. "Самым большим расточительством и самой большой опасностью, - говорил он, - является ненужное распространение атомного оружия в мире"26 . На словах Картер выступал против вмешательства во внутренние дела других стран. Вместе с тем, когда он начинал уточнять эту позицию по отдельным регионам и проблемам, оказывалось, что в любом случае он сохранял возможность для "активной" внешней политики США.

К подготовке своих программных выступлений Картер привлек группу советников довольно различных направлений. В их числе известный политический деятель А. Гарриман, бывшие деятели Пентагона С. Вэнс и П. Нитце, адмирал X. Риковер, составитель речей и помощник президента Дж. Кеннеди Т. Соренсен, редактор журнала "Foreign Policy" P. Холбрук27 и др. В значительной части выступлений Картера явно прослеживались идеи одного из его главных внешнеполитических советников - 3. Бжезинского.


22 "Time", 10.V.1976, p. 28.

23 "U. S. News and World Report", 24.V.1976, p. 19.

24 Ibid.

25 "Time", 10.V.1976.

26 J. Carter Why not the Best? N. Y. 1976, p. 178.

27 Ныне, после реорганизации правительства Картера, специальный помощник президента.

стр. 75


В ходе "праймериз" на право выдвижения кандидатом претендовали 12 ведущих деятелей демократической партии. Первичные выборы убедительно показали, что избиратели решительно выступили против кандидатов реакционного толка. Такие ярые антисоветчики, как сенатор Г. Джексон и губернатор штата Алабама Г. Уоллес, выступавшие под лозунгом "холодной войны", против разрядки, потерпели поражение и выбыли из игры. Как писала газета "The New York Times", первичные выборы "вывели из кандидатов всех экстремистов", за исключением Рейгана28 . Картер победил на "праймериз" в 19 штатах из 20. При этом он заручился поддержкой, благожелательным или нейтральным отношением со стороны своих недавних конкурентов как правого толка - Уоллеса и Джексона, так и либерального направления - Хэмфри, не фигурировавшего на первичных выборах, но до последнего времени не исключавшего своего участия в избирательной кампании на последних ее этапах. Таким образом, Картер обеспечил себе поддержку подавляющего числа делегатов еще до открытия съезда демократической партии. Проявив гибкость, он приобрел сторонников не только в демократической, но и в республиканской партии29 .

Альтернативу политике этих двух партий, представляющих интересы монополистического капитала, сформулировала в своей предвыборной программе Коммунистическая партия США. Кандидатами на пост президента и вице-президента она выдвинула Генерального секретаря партии Г. Холла и председателя организации партии в штате Нью-Йорк Дж. Тайнера. Компартия решительно выступала в защиту политики разрядки, против попыток возродить дух "холодной войны". В программе выдвигались требования решительных мер против безработицы, резкого сокращения военного бюджета, искоренения расизма, национализации ряда ведущих отраслей промышленности; широких демократических преобразований в стране30 . Несмотря на законодательные препоны, существующие в ряде штатов, компартия в результате активной кампании добилась регистрации своих кандидатов в большем количестве избирательных округов, чем в прошлые годы.

Проходивший в Нью-Йорке в июле 1976 г. съезд демократической партии единодушно выдвинул Картера кандидатом в президенты, а сенатора У. Мондейла - в вице- президенты. Кандидатура Мондейла компенсировала в известной мере то, чего не хватало Картеру. Представитель Среднего Запада, либерал, он пользовался авторитетом в конгрессе. Будучи тесно связан с Хэмфри, Мондейл обеспечивал Картеру налаживание контактов со старым руководством партии и поддержку профсоюзов. На съезде Картер выступил с программной речью, в которой он постарался ничем не оттолкнуть от себя ни либералов, ни консерваторов31 . В основном он подвергал критике восьмилетнее правление республиканцев. Весьма лаконично в его речи затрагивались вопросы внешней политики и внутриполитические проблемы. Он заявил, что присоединяется к политике мира, однако смысл ее сформулировал следующим образом: "Мир - это сочетание демонстрации силы и доброй воли"32 . Имея в виду социалистические страны, Картер заявил, что американцы "не боятся соревнования и не рассматривают его как препятствие к расширению сотрудничества"33 .

Утвержденная съездом программа демократической партии на выборах отразила противоречивость взглядов различных ее кругов на


28 "The New York Times", 9.VI.1976.

29 "The New York Times", 13.VI.1976.

30 "The New York Times", 29.X.1976.

31 "Time", 26.VII.1976, p. 16.

32 "The Official Proceeding of the Democratic National Convention". N. Y. Jnly 1976, p. 404.

33 Ibid., p. 405.

стр. 76


внешнеполитические вопросы. Формулировки этого документа в известной мере показательны для анализа превалирующих настроений в партийной верхушке, и поэтому расставленные в нем акценты представляют определенный интерес. В программе рекламировался тезис о необходимости активной роли США на международной арене при поддержке "сильной, эффективной и сбалансированной обороны". Главным направлением внешней политики провозглашалось укрепление связей с "естественными союзниками" США - западноевропейскими странами и Японией. Раздел, посвященный советско- американским отношениям, оставляет двойственное впечатление. В нем признавалось, что, поскольку США и СССР являются "единственными державами, которые из-за соперничества или просчета могут навлечь на нашу цивилизацию всеобщую ядерную войну, одной из основных целей должно быть, дальнейшее ослабление напряженности в отношениях с СССР", с тем чтобы поставить их "на более стабильную основу". При этом первоочередное значение придавалось советско-американскому диалогу в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями для достижения следующих целей: "ограничение международного распространения расщепляющихся материалов и ядерного оружия, заключение конкретных соглашений об ограничении стратегических вооружений, которые будут укреплять стабильность равновесия стратегических сил и ослаблять опасность ядерной войны"; взаимное сокращение и ограничение будущих видов оружия, более всего угрожающих нарушению равновесия стратегических сил, могущих быть использованными для нанесения первого удара; "всеобъемлющий запрет на ядерные испытания, сокращение вместе с Советским Союзом и другими странами при наличии надежных гарантий наших ядерных арсеналов; а также... заключение соглашений об обычных вооружениях", о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

Таким образом, в программных установках демократической партии отдавалась дань широким настроениям общественности в пользу мира и разоружения, прежде всего ядерного, учитывались многочисленные инициативы СССР в вопросах разоружения, получившие широкий международный резонанс. В то же время на передний план в программе выдвигались утверждения о необходимости противодействия "растущей советской угрозе". В разделе, посвященном военной политике, содержалась критика республиканской администрации за то, что она "не сумела приостановить тенденцию к разработке все более сложных и дорогостоящих систем оружия", и вместе с тем высказывались требования сохранить "не уступающий никому военный потенциал для защиты национальной обороны и успокоения американских союзников", в частности в Западной Европе, Японии и на Ближнем Востоке34 .

В заключительный этап избирательной кампании 1976 г. кандидаты вступили по практически единодушной оценке американских наблюдателей, подтверждаемой данными опроса, при соотношении сил заметно в пользу Картера. Соотношение демократов - сторонников Картера и республиканцев - сторонников Форда составляло к началу октября 1976 г. 46% к 22%35 . В этих условиях решающее значение имело (особенно для Форда) привлечение голосов "независимых" избирателей (около 32% всех избирателей). У Форда имелись определенные возможности для этого, немалую роль играли также преимущества, вытекавшие из его положения действующего президента. Рассчитывая улучшить свои позиции, он решился на беспрецедентный в истории США шаг - проведение публичных телевизионных дебатов с Картером.


34 Democratic Platform: "A Contact with the People". "Congressional Quarterly Weekly Report", Vol. XXXIV, N 29, July 17, 1976.

35 "The Christian Science Monitor". 6.X.1976.

стр. 77


Ни один президент, добивавшийся переизбрания, не участвовал ранее в подобного рода мероприятиях. Телевизионные дебаты проводились в три тура и в целом не выявили победителя36 .

Анализируя высказывания Картера по основным внешнеполитическим проблемам на завершающем этапе избирательной кампании 1976 г., можно лишний раз убедиться в двухпартийном характере внешней политики США. Что касается разногласий по вопросам развития советско-американских отношений, то и здесь внешнеполитическая дискуссия еще раз показала, что водораздел проходит не столько между партиями, сколько внутри каждой из них. Из высказываний Картера вытекал и ряд его конкретных установок в области отношений с Советским Союзом: 1) в ряде областей имеется общая заинтересованность, которая может быть базой для продолжения и углубления взаимодействия двух держав, - в деле ограничения гонки вооружений, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, в международно-политической области с целью избежать эскалации локальных конфликтов, чреватых угрозой вовлечения СССР и США в войну, сохранение сложившейся системы каналов переговоров между двумя странами; 2) в то же время нужно искать более эффективные "рычаги давления" на Советский Союз; усилить идеологическую борьбу против него (по вопросам "прав человека", проблемам "третьей корзины" Заключительного акта общеевропейского совещания и т. п.); при этом идеологическую кампанию "не связывать" со стержневым - военно-политическим- направлением советско-американских отношений; использовать в качестве рычага торгово-экономические и научно-технические связи; искать пути более активного использования политики Пекина в интересах США.

К концу предвыборной кампании сходство платформ кандидатов выявлялось все больше. Форд считался более консервативным кандидатом по сравнению с Картером. Однако последний сделал крен вправо и за немногими исключениями решительно придерживался этого курса, надеясь не уступить Форду избирателей из числа "средних слоев", которых тот стремился завоевать в качестве своего главного контингента37 . Форду все же удалось существенно сократить разрыв в голосах с Картером. Шансы их почти выравнялись. Согласно опросам общественного мнения, Форд располагал 198 голосами выборщиков, а Картер- 222 при необходимых 270 голосах38 . По данным службы Харриса, опросы, проведенные 29 - 31 октября 1976 г., показали лишь небольшое преимущество Картера по сравнению с Фордом (46% к 45%)39 .

2 ноября 1976 г. на президентских выборах победу одержал кандидат демократической партии Джеймс Эрл Картер, который стал 39-м президентом США. Он получил голоса 297 выборщиков, Форд - 241. Голоса избирателей распределились следующим образом: за Картера проголосовало 39,4 млн. избирателей, или 51%. Форд получил 37,5 млн. голосов, или 48%40 . Весьма важную роль в победе Картера сыграла поддержка его кандидатуры влиятельными монополистическими группировками Востока, Юга и Запада США, в том числе Д. Рокфеллера, Г. Форда, определенной части ВПК, прежде всего связанной с военно-морскими силами.

Одновременно с выборами президента проводились выборы в конгресс. В результате их демократы сохранили большинство в обеих палатах конгресса, в сенате за ними осталось прежнее большинство в 62 голоса против 38, в палате представителей вновь получили большинство


36 "Wall Street Journal", 21.X.1976.

37 "The New York Times", 21.X.1976.

38 "The New York Times", 1.XI.1976.

39 "The Washington Post", 2.XI.1976.

40 "The New York Times", 3.XI.1976.

стр. 78


(2 : 1)41 . Результаты выборов губернаторов и законодательных собраний штатов были столь же неблагоприятными для республиканцев, и теперь они имели на один губернаторский пост меньше. Избирательная кампания 1976 г. показала, что ныне ни один сколько-нибудь серьезный политический деятель США не может не считаться с реальностями современной международной обстановки. Почти половина американского населения не участвовала в голосовании42 , потому что избирательная программа как Форда, так и Картера не указывала путей решения острейших политических и социальных проблем американского общества, не содержала четких и твердых обязательств по углублению процесса разрядки, расширению международного сотрудничества и упрочению всеобщего мира. Между тем именно вопросы предотвращения ядерной войны и укрепления мира интересуют широкие массы населения США, как это ясно продемонстрировала избирательная кампания 1972 г., когда американский народ твердо высказался за важные соглашения между США и СССР, направленные на укрепление мира и развитие сотрудничества между двумя странами.


41 "The New York Times", 10.XI.1976.

42 В нем принял участие 81 млн. американцев, или 55% общего числа избирателей, около 75 млн. человек игнорировали выборы ("Evening Star", 23.XI.1976).


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-И-ВЫБОРЫ-1976-г-В-США

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. В. ЛАВРОВА, СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЫБОРЫ 1976 г. В США // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 11.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-И-ВЫБОРЫ-1976-г-В-США (date of access: 24.01.2021).

Publication author(s) - Т. В. ЛАВРОВА:

Т. В. ЛАВРОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
687 views rating
11.02.2018 (1078 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Первоначально Вселенная представляла собой Нейтронный Объект, однородной нейтронной структуры. Этот Нейтронный Объект имел высокую, угловую скорость вращения. Масса Нейтронного Объекта порядка 〖10〗^53 Kg, в современной метрике. Физические значения определяющие его внутреннюю структуру, изменялись при изменении потенциала взаимодействия структур энергии нейтронов.
Catalog: Физика 
an hour ago · From Владимир Груздов
Содержание видеофильма ОАО ТРК «Звезда» Вооруженных сил Российской Федерации о Фиделе Кастро от 17.08.2017г - насквозь классово враждебное, клеветническое, как для уважаемого нами Героя Кубинской революции и Героя Советского Союза, так и для каждого из участников Карибского фронта – погибшего там, умершего на Родине или всё еще живого! Достаточно прочитать подлинные письма Ф.Кастро, Хрущева Н.С., телеграмму Алексеева А.И. и, тем более, объяснения последнего в Записках посла (изданных еще в 90-годах!): четко видно и понятно, что Фидель Кастро никогда не просил Хрущева Н.С. нанести предупреждающий ракетно-ядерный удар по США.
7 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Мы ОСКОРБЛЕНЫ, ВОЗМУЩЕНЫ! Очередным «подарком» от псевдолибералов и псевдодемократов, приготовленным к 55-й годовщине Карибского кризиса и ВСО «Анадырь». ... в День ракетных войск и артиллерии (19.11.2017) повторенным на ТВ-канале «Звезда» в телепрограмме "Код доступа". ... курирует Министерство обороны Российской Федерации посредством ОАО «Телерадиокомпания Вооружённых сил Российской Федерации „Звезда“».
8 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Крайне возмущен пассивным поведением участников Военной стратегической операции «Анадырь», граждан и властей на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье - в связи с 55-й годовщиной, удачного для жителей планеты Земля, завершения Карибского кризиса и ВСО «Анадырь»
10 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Мнение Рядового Карибского фронта Дмитриева А.А. об Альтернативной истории Карибского кризиса и ВСО "Анадырь", необходимых действиях Межрегиональной общественной организации ветеранов воинов-интернационалистов "Кубинцев".
11 hours ago · From Анатолий Дмитриев
VII конференция ОРКД
Yesterday · From Россия Онлайн
Неизвестные письма Сун Цинлин и Сунь Ятсена М. М. Бородину
Yesterday · From Россия Онлайн
Яковлев А. Г. Россия, Китай и мир
Yesterday · From Россия Онлайн
Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
К вопросу о "консенсусе 92 г."
Yesterday · From Россия Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЫБОРЫ 1976 г. В США
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones