Libmonster ID: RU-10268

Фишер Т. Идиотам просьба не беспокоиться

М.: АСТ, 2005

"Идиотам просьба не беспокоиться" (английское название звучит менее агрессивно: Don't Read This Book IfYou're Stupid; дословно "Не читай эту книгу, если ты глуп") - сборник рассказов английского мастера ироничных наблюдений и язвительных эскапад Тибора Фишера. Стопроцентный английский черный юмор, как пишут в таких случаях. Применительно к данному конкретному случаю это вряд ли будет сильным преувеличением.

Рассказ - это именно тот жанр, в котором Фишер чувствует себя наиболее комфортно, что, впрочем, не означает, будто его романы хуже рассказов. Просто иногда возникает ощущение, что появление крупногабаритных произведений у этого лондонского певца запущенной интроверсии, обаятельной социофобии и умеренной социопатии связано с приступами переизбытка желчи. То есть ему попросту становится тесно в пространстве малой формы, и едкий сочинитель вплетает свои мрачные анекдоты в нарочито вычурные обстоятельства романов, где повествование ведут то венгерские баскетболисты, то философы-алкоголики, а то и вовсе - вазы. В рассказах же Фишер отдает предпочтение людям попроще - например, веб-дизайнеру Джиму, герою открывающего сборник рассказа "Пальчики оближешь". К мизантропии Джима добавляются сетования на отсутствие денег и невезение в бизнесе: это действительно очень обидно - когда ты готов продаться, и вдруг выясняется, что никто не горит желанием тебя купить. Джим - за вычетом черного юмора и в случае обретения экономической стабильности - вполне сошел бы за лирического героя Уэльбека: с определенного момента обольщение привлекательной женщины он рассматривает исключительно как средство для достижения действительно желанной цели - выспаться в удобной кровати. Только в одном из рассказов ("Автопортрет в образе вспененной смерти") герою, в конце концов, повезло - он добился, чего хотел и, вероятно, остался этим весьма доволен. Но герой этот вряд ли способен вызвать особую симпатию. Остальным везет меньше. Самым приятным не везет совсем. Фишеровский мир наиболее комфортен для конченых психов. Относительного баланса сил в нем могут достигать прожженные скептики - у наивных и открытых шансов нет вовсе, вымирающий вид, красная книга.

Таков Бодо - один из персонажей второго плана в рассказе "А потом тебе скажут, что ты надрался", согласившийся отвезти некоторое количество (как окажется, 70 кг) марихуаны по адресу. Все действительно было печально. Положение у Бодо было самым что ни на есть невыгодным. Высшее университетское образование. Родители не разведены. В детстве его не били (документальных свидетельств обратного нет). Сексуальным домогательствам не подвергался (документальных свидетельств обратного нет). Алкоголем или наркотиками не злоупотреблял (документальных свидетельств обратного нет). Внебрачных детей нет. Судимостей нет. К административной ответственности не привлекался. Не состоял. Не участвовал. Безупречный английский. Хорошие профессиональные навыки в своей области. Никаких смягчающих обстоятельств. Бодо предстояло ответить по всей строгости закона.

стр. 35

Несмотря на то, что книга в целом действительно смешная, есть в ней два рассказа, читая которые не смеешься. Первый - "Лед в сердцах молодых гостей" - о журналисте, направляющемся в Тимишоару, город, с декабрьских волнений 1989 года в котором началась революция, положившая конец правлению Чаушеску. Это рассказ не о революционных событиях, а о холоде, поселяющемся в сердце человека. Второй - "Книжный червь" - о человеке, решившем прочитать все книги на английском. Без ясной цели. Среди прочего (непосредственно чтения книг да унижения профессоров филологии) этот персонаж занимается тем, что рецензирует книги. Книга на рецензию; это будет примерно так: триста слов о том, на что это похоже, и триста - на что не похоже. Хорошо. Тут уж не до смеха. Его, кстати, тоже подстерегает разочарование: даже в таком бессмысленном и редком занятии, как чтение с двух рук в закрытых на ночь книжных магазинах, он окажется не единственным. Если вы думаете, что это повод к - "встретились два одиночества", то сильно ошибаетесь.

Впрочем, вы умны. Вы прочитаете эту книгу. Вы разберетесь, что к чему.

В. Сашевски

Коротков Ю., Грунюшкин Д. 9 рота

М.: Гелиос, 2005

Они победили. Они - девятая рота - выиграли свою войну.

Тогда они еще многого не знали. Не знали, что через два года исчезнет страна, за которую они воевали, и станет немодным носить ордена вымершей державы. Что еще много лет большие люди где-то там, наверху, будут спорить, нужна ли была эта война или нет, и решать за них, кто прав, кто виноват.

... Они не знали еще, что в суматохе вывода огромной армии их просто забыли на этой дальней, никому уже не нужной высотке...

Перед нами литературная основа нашумевшего фильма Федора Бондарчука.

К самолету гурьбой двигалась партия счастливых дембелей... Они что-то орали, прощаясь с негостеприимной страной.

- Красноярск! Красноярск есть? - крикнул высокий парень с тонкими щегольскими усиками и погонами старшины.

- Я! - отозвался Лютый, который стоял ближе всех.

... - Зема, гляди сюда, - старшина поставил портфель на бетон и стянул с шеи кожаный шнурок. - Тебе отдаю, зема, ты первый красноярец за последние два года, что я видел. Это амулет. Держи. Носи, не снимай никогда. Ты понял? Не снимай никогда!

- Я не знаю, - смутился Лютый.

- Я знаю. Держи, говорю. Я тут четыре месяца сверх срока. Двадцать восемь боевых. Понял? Двадцать восемь! И ничего! Ни единой царапины! Только не снимай его, понял меня?

- Понял, - кивнул головой Лютый.

...Вскоре пузатый транспортник вырулил на взлетку, разбежался и, натужно гудя, оторвался от земли. Лютый проводил его взглядом и отвернулся, чтобы не травить душу. Внезапно откуда-то с небес раздался громкий удар, похожий на короткий раскат грома... Крик ужаса взметнулся над толпой, когда "Ил" зацепил крылом бетон взлетной полосы. Сначала брызнул ослепительный сноп

стр. 36

искр. А потом самолет медленно завалился набок, крыло подломилось, и из баков вырвались тонны горючего, которое мгновенно вспыхнуло, превратив самолет в огромный пылающий болид... Пожарные машины с воем неслись к нему, но всем стало понятно, что в таком аду не мог выжить никто.

Колина Е. Дневник новой русской - 2: Взрослые игры

СПб.: Амфора, 2005

Новая русская буржуазия - новые герои всех областей культуры в нашей стране. Их быт, личные переживания - вот что больше всего интересует обывателя. Отвечая возросшему спросу, на экраны кинотеатров выходят все новые фильмы о богатых, на телевидении показывают "олигархические саги" и многочисленные сериалы о "другой жизни", эта тема постоянно обсуждается на ток-шоу. Не отстает от моды и литература.

Очередная история о жизни обитательницы Рублевки - первое, что приходит в голову, когда берешь в руки "Дневник новой русской - 2" Елены Калиной. Но - вот так сюрприз! - в книге не найдешь ни юбок за двадцать тысяч долларов из магазина на Кутузовском, ни икры белуги-альбиноса в баночках из золота самой высокой пробы. И дело даже не в том, что главная героиня живет не в пригороде Москвы, а в Петербурге. Единственный признак ее богатства - старенький джип, оставшийся от бывшего мужа. И уж совсем невероятна для новой русской профессия героини - рядовой преподаватель в обычном вузе. Героиня живет в небольшой квартире с Саввой Игнатьичем, Львом Евгеньевичем и Мурой. Причем Мура - это шестнадцатилетняя дочь, а Савва Игнатьич и Лев Евгеньевич - кот и пес соответственно.

"Дневнику новой русской-2" не избежать сравнения с прародителем жанра - "Дневником Бриджит Джонс": те же с юмором описанные семейные будни ("Как говорил толстовский Иван Ильич, ложь, Мура, не строит, а губит и разрушает". - "Скажи Ивану Ильину Толстовскому, что он не в курсе. Всем мамам всегда нужно врать, чтобы они не расстраивались"), проблемы подруг (Наши интересы в этой клинике разошлись. Алена хотела похудеть, Ирка-хомяк стать другой, не моложе и лучше, а просто другой, а я - сделать что-нибудь прямо сейчас, раз уж я все равно тут), поклонники - художник Семен Морковский (Ужасно виноватый вид, одет в коротковатую вельветовую курточку и мешковатые брюки, к груди прижимает мобильный телефон. Типичный Рыцарь Печального Образа) и полковник ФСГДД Кисуля Сергеевич (Усталые стальные глаза с добрым прищуром, одет в синий клубный пиджак с серебряными пуговицами, к груди прижимает картонный ящик, смотрит на Морковского, как будто сейчас на него наступит и не заметит, - типичный Рыцарь Революции), даже опыт журналистской работы - в роли совести Северной столицы - и тот есть. Есть здесь также и что-то от полюбившейся нам серии С. Кинселлы про "шопоголиков" (Я НЕ шопоголик... Золотые ресницы вообще очень разумная покупка. И твидовая юбка с кружевами. На витрине магазина было написано: "Очень хорошие цены". Вот только к ней нужен свитер в тон, я видела в "Пассаже" один подходящий).

Словом, перед нами история совершенно знакомой молодой женщины, которая не умеет есть суши и полагает, что любовь - это когда ты твердо уверен, что если НЕ ДАЙ БОГ ЧТО, твой любимый человек не помчится, расталкивая других, к аварийному выходу. А наоборот, аккуратно поможет всем выйти.

К. Мару

стр. 37

Флорин М. Сад

СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005

Магнус Флорин написал роман о Карле Линнее. Линней - знаменитый шведский ботаник, который изобрел современный способ научного обозначения всего живого: бинарную номенклатуру. Например, собака - canis vulgaris (пес обычный).

Жизнь у Линнея была интересная: сын сапожника, он стал "князем ботаников" (так его называли в Европе). Он объездил всю Европу, путешествовал в одиночку по Лапландии, собирая редкие растения. Пять лет добивался благосклонности своей жены Сары-Лизы. Пять лет доказывал будущему тестю, что достоин быть его зятем. Всего этого в книге Флорина нет. Он сам пишет в послесловии, что реальность была лишь основой, на которую он нанизывал свой сюжет. Точный в деталях, Флорин сознательно неточен в остальном: количество пуговиц на кафтане у ботаника сосчитано точно, а вот жена не упоминается ни разу. Читатель может подумать, что её вовсе не было. Флорин показывает одинокого человека, все ученики которого гибнут или сходят с ума, братья и сестры ненавидят за деспотичность, нормально, по-человечески, относится к нему один лишь садовник, которого Линней никак не может понять. Линней - настоящий верующий рационалист, пытающийся весь мир свести в одну систему. Его знаменитая книга так и называлась - "Система природы". Он писал ее всю жизнь. Он полагал, что новых биологических видов возникнуть не может: каким Бог создал мир за шесть дней, таким он и остался. Флорин написал свою книгу в конце двадцатого века, в пору разочарования в силе науки, в возможности все объяснить: потому-то он и старается показать гибельность такого желания. Рационализм оказывается нерационален, неверен, нереален: Линней теряет саму реальность, пытаясь ее включить в систему. Реалистичнее и разумнее учёного оказывается садовник - воплощение здравого смысла. Он все время разрушает идеальные представления Линнея о действительности: простыми, даже глуповатыми шутками. Например, садовник говорит, что может дать Линнею в руку кое-что для него незримое, хотя все остальные люди на свете отлично это видят. Тот не верит, что такое бывает. Тогда садовник подносит Линнееву руку к его левому уху и зажимает мочку меж его большим и указательным пальцем. Роман и состоит в основном из таких разговоров с садовником, которые перемежаются отрывками из лекций Линнея и просто его мыслями вслух. Эти постоянные разговоры с садовником - диалоги глухих, когда люди не понимают друг друга.

Садовник недаром оказывается одним из главных героев. Сад воплощает для Линнея весь мир, но даже в своем собственном мире он не может сохранить порядок. Он возвёл стену, чтобы защитить свой сад, свой мир от всего нового, необычного: от "монстров", как называет он новые разновидности растений и животных. Каменную стену разрушают козы, а новый вид растений неподалёку от линнеевского сада обнаруживает его ученик. Это и есть главный, скрытый сюжет книги: предсмертное осознание Линнеем своей неправоты. Великий систематик перед смертью понимает, что мир не втиснуть в схему. Слово "сад" заключено на обложке в квадратные скобки. В издательстве Ивана Лимбаха так делают на всех книгах, издаваемых в серии современной западно-европейской литературы. В данном случае было бы правильно на спинке обложки напечатать то же слово без скобок. Сад размыкается в мир и исчезает в нём.

А. Елисеев

стр. 38

Быков Д. Л. Оправдание

М.: Вагриус, 2005

"Оправдание" (2001) - дебют Дмитрия Быкова на ниве крупной прозы.

Наружная оболочка романа - история тайного плана, стоявшего за массовыми репрессиями сталинского периода. Этакая "альтернативная история", жанр у нас востребованный. Главный герой Рогов, историк и внук репрессированного ученого агронома, увлекается разработкой теории, согласно которой целью репрессий был отбор золотого звена страны, сверхлюдей - тех, кто, не сломавшись на допросах и пытках, уже никогда не сломается, тех, кто выиграет Войну и построит новый мир. Рогов ищет этих людей, следы их существования, следы великого замысла. Ищет объяснение, "оправдание" свершившемуся - оправдание высокой целью, исторической необходимостью и т.п. Но быковское оправдание не идеологический и не исторический концепт. Это концепт личностный. Роман Быкова, в частности, о том, что толкает человека на поиск подобного оправдания. Один из возможных ответов содержится не столько в рассуждениях героев, сколько в описаниях - например, вещей старика Кретова, дачного собеседника главного героя, вещей "волшебных и достоверных", "старых, громоздких, но добротных", утверждавших "прочность" ушедшей советской жизни. Репрессии страшны для Рогова не потому, что они ужасны сами по себе, но потому, что в своей непостижимой хаотичности привносят в упорядоченный мир нестабильность. Будучи объяснены, они более не ужасают. И это уже может быть по-настоящему страшно.

Но Империя оказывается не сложным, предельно рационализированным (вплоть до абсурда) механизмом, каким она виделась многим свидетелям, теоретикам и практикам, и каким она представляется в ностальгических описаниях Рогова (расчерченных линиями железных дорог и электрических огней), а органическим досознательным образованием, иррациональным с точки зрения математической логики, но обладающим каким-то иным - животным - уровнем рациональности. Этот организм, Левиафан, живет циклом потребления - поглощения и переработки - человеческого в его ускользающей сути. И когда суть эта исчерпывается, организм погибает от истощения, от обескровливания. Устремляющийся же от сегодняшней сумятицы к призраку Империи будет этим призраком поглощен. В случае с Роговым практически буквально.

В. Сашевски


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТ-МОЛОДЫХ-2015-10-08

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alex LapeninContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lapenin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

СОВЕТ МОЛОДЫХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТ-МОЛОДЫХ-2015-10-08 (date of access: 05.08.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alex Lapenin
Moscow, Russia
1205 views rating
08.10.2015 (2127 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
11 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
11 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
11 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
11 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
11 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОВЕТ МОЛОДЫХ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones