Libmonster ID: RU-7905

27 и 28 июля 1938 г, на заседаниях Отделения общественных наук Академии наук СССР обсуждались учебники по истории для средней школы и было сделано сообщение о состоянии работы над учебниками для высшей школы.

Открывая совещание, акад. Греков во вступительном слове отметил, что, по поручению партии и правительства, Институт истории с середины 1938 г. включился самым активным образом в новую для него работу - по составлению учебников для средней и высшей школ; этой работой Академия наук никогда не занималась, и то, что эта работа ей поручена, является и актом большого доверия и большим достижением со стороны Академии наук.

В совещании участвовали научные сотрудники Института истории Академии наук, представители Наркомпроса, представители педагогических и научных учреждений и преподаватели средней школы как московских, так и внемосковских школ. Всего присутствовало около 100 человек.

Учебники для средней школы по истории древнего мира, по истории средних веков, по истории нового времени часть 1-я и по истории СССР к моменту совещания представляли собой уже отпечатанные типографским способом макеты; для учебника по истории нового времени дня средней школы часть 2-я имелись только материалы. Учебник по истории средних веков для высшей школы был представлен в виде экземпляра, переписанного на машинке, для учебника новой истории для высшей школы имелись только материалы и то далеко не полностью.

а) Учебник по древней истории для средней школы под редакцией проф. Мишулина. Размер учебника - 248 страниц, включая и иллюстрации.

От учебников, издававшихся ранее, представленный макет учебника резко отличается тем, что в нем особенно полно и ярко представлена социальная история. Ни в одном из старых учебников нет таких разделов, как разделы о героической борьбе рабов в период конца Римской республики, о выступлении сицилийских рабов, о знаменитом восстании Спартака и о борьбе Испании за свою независимость в античную эпоху. В обсуждении учебника приняли участие: акад. Тюменев, тт. Машкин, Ранович, Вайнштейн:

Совещание признало учебник удовлетворительным, причем было решено: 1) о заговоре Каталины оставить текст, данный в учебнике, 2) в рассказе о раннем христианстве подчеркнуть главным образом то, что оно отвлекало массы от реальной классовой борьбы, 3) во вводной главе учебника дать характеристику рода, которая давала бы возможность понять, как складывался патриархальный род и как потом на его основе развивается государство в древней Греции, 4) при окончательной редакции учебника учесть все те многочисленные отдельные замечания, сделанные выступавшими в прениях и касавшиеся как текста учебника, так и рисунков и карт.

б) Учебник по истории средних веков под редакцией проф. Косминского. Размер учебника - около 15 печатных листов. Задачи, которые ставили перед собой составители учебника, были сформулированы проф. Косминским следующим образом: учебник по истории средних веков отправляется от того момента, на котором заканчивается учебник по древней истории, он должен показать феодализм как новое, прогрессивное для своего времени явление в развитии человечества, показать, как в условиях феодализма развиваются производительные силы, как зарождаются капиталистические отношения в

стр. 231

недрах феодального общества, показать классовую борьбу внутри феодального общества, ее развитие, видоизменение в связи с зарождением капиталистических отношений, нарисовать объединение феодального общества и образование национального государства и, наконец, показать рост капитализма и ранние буржуазные революции. В прениях приняли участие: Грацианский, Удальцов, Смирин, Стоклицкая-Терешкович, Мосина. Все они, начиная с самого докладчика проф. Косминского, отметили целый ряд недостатков в учебнике. Основным недостатком учебника является то, что он почти исключительно занимается историей Западной Европы и касается только тех неевропейских стран, которые в средние века в той или иной мере соприкасались с Западной Европой; в учебнике отсутствует история средневековья таких стран, как Индия, Китай, Монголия, Иран. Академиком Дебориным в связи с этим внесено было даже предложение назвать учебник "История Западной Европы в средние века". Совещание признало принципиальную недопустимость такой постановки вопроса. Было отмечено, что вина за такое построение учебника в значительной степени лежит на Наркомпросе; этим же пороком страдают и утвержденные программы по истории средних веков для средней Школы. Совещанием было принято предложение: "Внести в учебник краткие обзоры Ирана, Монголии, Индии, Китая".

Было принято постановление о необходимости устранения и других отмеченных на совещании недочетов учебника.

в) Учебник по новой истории. Часть 1-я. Этот учебник в отличие от всех остальных написан одним автором - А. Ефимовым. Учебник в соответствии с замечаниями товарищей Сталина, Кирова и Жданова начинается с французской революции 1789 г., из предшествующей эпохи во вводной главе освещены только два события: появление машин и начало промышленного переворота в Англии и образование первой в мире республики парламентского типа - США. Тов. Ефимов пользовался консультацией методистов-практиков; его учебник обсуждался в Институте школ Наркомпроса; ряд московских учителей детально проанализировали учебник и дали свои замечания. Основной осью этого учебника на всем его протяжении является противоположность между революцией буржуазной и социалистической, задача показать коренное, принципиальное отличие всех буржуазных революций от Великой социалистической революции пролетариата. В учебнике на отдельных моментах показана коренная, принципиальная противоположность буржуазной конституции и Сталинской Конституции победившего социализма, коренная противоположность индустриализации капитализма и индустриализации социалистической, коренная противоположность и в решении иных вопросов в буржуазных странах и в нашей социалистической стране. В обсуждении учебника участвовали: тт. Хейфец, Васютинский, Хвостов, Авербух, Орлов, Михайлов, Заславский, Марлинский.

Совещание признало, что учебник тов. Ефимова является удачным учебником и он справился с поставленной перед ним задачей; для заключения по сделанным на совещании замечаниям выбрана комиссия.

г) Учебник по новой истории. Часть 2-я. Составление этого учебника поручено тов. Галкину. Последний заявил, что материал для учебника им приготовлен пока только в сыром виде, причем сад" он считает его не вполне удовлетворительным.

Совещание постановило рекомендовать тов. Галкину заняться коренной переработкой составляемого им учебника и просить Институт истории оказывать тов. Галкину всемерную помощь в работе.

д) Учебник по истории СССР для старших классов средней школы. Редактор учебника - тов. А. М. Панкратова.

Учебник составлен профессорами Базилевичем, Бахрушиным и преподавательницей Фохт, под редакцией и с участием А. М. Панкратовой. Макет учебника, фигурировавший на данном совещании, был готов в мае 1938 г., он был дан на общественный просмотр, и о нем было получено около 20 рецензий, составляющих почти целый том. На основе этих рецензий учебник снова переработан, по новый макет к моменту совещания не был еще готов (он должен был появиться только к 1 августа 1938 г.).

В макете учебника, фигурировавшем на совещании, 36 печатных листов, включая Иллюстрации, в измененном макете число

стр. 232

листов увеличено до 40. В учебнике 15 разделов, в основном это те же разделы, что и в учебнике Шестакова, добавлен только раздел "Феодальное раздробление Восточной Европы"; 24% учебника (142 страницы) отведены изложению истории Октябрьской революции, гражданской войны и строительства социализма.

Работая над учебником, составители в освещении отдельных проблем исходили прежде всего из указаний товарищей Сталина, Кирова, Жданова, сделанных в замечаниях на конспекты учебников, из указаний, содержащихся в постановлении Жюри об итогах конкурса на учебник для начальной школы, а также принимали во внимание и все другие замечания и указания методологического порядка, которых в процессе работы над учебником поступало к ним довольно много от педагогической и научной общественности. Большая помощь составителям учебника была оказана Институтом истории, явившимся основной базой их работы, Московским научно-исследовательским институтом средней школы и историческим факультетом Саратовского университета. Наибольшей трудностью для составителей была задача - дать историю не только русского народа, но и других народов, живущих на территории нашей родины, при этом показать эти народы в качестве субъектов истории. В рецензиях отмечается, что составители учебника продвинулись в этом вопросе несколько вперед, но все же эта задача далеко ими не решена. В обсуждении учебника приняли участие: акад. Греков, тт. Лебедев, Сидоров, Бахрушин, Добролюбов, Голубцов.

Совещание признало, что составленный учебник по истории СССР для старших классов под редакцией А. М. Панкратовой является большим шагом вперед. Однако должна быть проведена еще большая работа по редактированию целого ряда разделов. Поэтому признано было желательным по выходе из печати второго макета учебника заслушать все имеющиеся по нему замечания.

е) Учебник по истории средних веков для высшей школы. Учебник этот составляется профессорами Удальцовым, Косминским, Грацианским и Сказкиным. Размер его предполагается в 50 печатных листов. Учебник еще не закончен составлением. Рецензенты к данному совещанию даже не смогли прочесть всего материала в целом. Недостатком этого учебника, что было признано одним из его авторов, проф. Удальцовым, так же как и в учебнике по истории средних веков для средней школы, является то, что он занимается почти исключительно историей Западной Европы и в нем отсутствуют страны Востока. В прениях рецензентами (тт. Грацианским, Вайнштейном, Подольским) был указан целый ряд недочетов и ошибок в учебнике; в частности было указано, что он является лишь расширенным повторением учебника для средней школы, что стиль учебника местами чрезвычайно неряшлив, не всем вопросам уделено должное внимание, как например древней Германии уделено слишком много внимания и непропорционально мало кельтам и славянам, неудовлетворительны главы о культуре и т. п. Однако все эти ошибки можно устранить. Совещание предложило авторам в 10-дневный срок внести в учебник исправления в соответствии с имевшим место обменом мнениями и при окончательной редакции учебника учитывать возможность изменения программы.

ж) Совсем плохо обстояло дело с учебником по новой истории для высшей школы. Никакого обсуждения не было, потому что никакого учебника нет, а материалы к нему готовы только на 50% и то для 1-й и 2-й частей учебника, доводящих изложение до 1918 г.

з) Академиком Б. Д. Грековым было сделано краткое сообщение о плане учебника по истории СССР для высшей школы. Размер учебника намечен в 3 тома по 40 печатных листов. В учебнике будут даны ссылки на источники, СПИСОК основной литературы, хронологические таблицы и карты. К составлению учебника Институт истории только еще приступает.

После совещания авторы учебников для средней школы по древней истории, по истории средних веков и по истории нового времени часть 1-я, а также авторы учебника по истории средних веков для вузов, учтя замечания, сделанные на совещании, переработали свои учебники и в августе 1938 г. учебники были сданы в Наркомпрос. Учебник по истории средних веков для вузов т. I в начале декабря вышел в свет.

стр. 233

* Программа по истории СССР для высшей школы. 16 сентября 1938 г. состоялось заседание сектора истории СССР Института истории Академии наук для обсуждения программы по истории СССР для высшей школы. На заседании присутствовало около 30 человек.

Первоначальный проект программы был выработан год тому назад по поручению Комитета по делам высшей школы комиссией из преподавателей истфака МГУ, истфака ИФЛИ и Педагогического института. После долгих и бесполезных странствований по целому ряду инстанций в Наркомпросе проект программы в конце концов Комитетом по делам высшей школы как дело чрезвычайно важное был передан Институту истории Академии наук для обсуждения и окончательного редактирования.

Совещание наиболее удовлетворительной признало первую часть программы - "История СССР до XIX века", - хотя и в ней был указан целый ряд недостатков; наименее удовлетворительным разделом этой части программы является XVIII век. Во второй части программы - "История СССР в XIX веке" - более или менее удовлетворительной можно считать программу по истории первой четверти XIX века, программа по истории второй половины XIX века, в особенности некоторые ее пункты, требует кардинальной переработки. Программа по "Истории СССР XX века" особенно неудовлетворительна: она представляет собой еще совершенно сырой, необработанный материал, к тому же подобранный местами чрезвычайно неряшливо. В программе по советскому периоду XX века вопреки прямому указанию Жюри правительственной комиссии пропущены многие важные съезды советов, нет и намека на советское строительство, о диктатуре пролетариата нет ни слова и т. д.

Одним из коренных недостатков всей программы в целом является то, что в ней совершенно неудовлетворительно разработаны разделы, относящиеся к истории отдельных народов, входящих в СССР. Неудовлетворительна в некоторых пунктах терминология, недостаточное внимание уделено вопросам культуры, не везде выдержана хронологическая последовательность. Во введении к курсу необходимо дать определение предмета истории и ввести обзор историографии.

Для устранения всех отмеченных в программе недостатков, для переработки ряда разделов и для окончательного ее редактирования были образованы три комиссии. При просмотре программы в основу своей работы комиссии должны положить прежде всего курс "Истории ВКП(б)" под редакцией Комиссии ЦК, в котором поставлен и разрешен целый ряд вопросов общей истории СССР. Программу же по советскому периоду истории СССР признано было необходимым составить заново, и работа эта поручена была вновь образованному сектору Института - сектору истории СССР советского периода.

Вся работа по пересмотру и редактированию программы Институтом истории была закончена своевременно, и проект программы представлен для утверждения в Комитет по делам высшей школы.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕЩАНИЕ-В-ОТДЕЛЕНИИ-ОБЩЕСТВЕННЫХ-НАУК-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР-ОБ-УЧЕБНИКАХ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

СОВЕЩАНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК АКАДЕМИИ НАУК СССР ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 27.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕЩАНИЕ-В-ОТДЕЛЕНИИ-ОБЩЕСТВЕННЫХ-НАУК-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР-ОБ-УЧЕБНИКАХ-ИСТОРИИ (date of access: 19.09.2021).

Found source (search robot):



Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
592 views rating
27.08.2015 (2215 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Первоначально Вселенная представляла собой Нейтронный Объект, однородной нейтронной структуры. Этот Нейтронный Объект имел высокую, угловую скорость вращения. Масса Нейтронного Объекта порядка 〖1.48*10〗^53 Kg, в современной метрике. Физические значения определяющие его внутреннюю структуру, изменялись во времени, при изменении потенциала взаимодействия структур энергии нейтронов.
Catalog: Физика 
12 hours ago · From Владимир Груздов
ONE STEP CLOSER TO THE FUTURE
14 hours ago · From Россия Онлайн
A PARADISE
Catalog: История 
14 hours ago · From Россия Онлайн
SECRETS OF CORBUNOV
14 hours ago · From Россия Онлайн
THE UNESCO AWARD
14 hours ago · From Россия Онлайн
THIS OVERRIDING PASSION
2 days ago · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
2 days ago · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
3 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОВЕЩАНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК АКАДЕМИИ НАУК СССР ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones