Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9307

Share with friends in SM

А. АНДРЯКОВ, кандидат физико-математических наук, генеральный директор Экономической экспертной группы (ЭЭГ),

Е. ГУРВИЧ, кандидат физико-математических наук, руководитель ЭЭГ,

А. ЧЕРНЯВСКИЙ, кандидат экономических наук, ведущий эксперт ЭЭГ

Постановка проблемы

Настоящая работа посвящена решению проблем согласования основных показателей налогово-бюджетной политики с макроэкономическими прогнозами и прогнозами платежного баланса. Актуальность разработки специальных инструментов подобного согласования обусловлена рядом факторов.

1. Переход к среднесрочному бюджетированию и повышение требований к качеству среднесрочного бюджетного планирования. Он соответствует практике развитых стран и связан с внедрением методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты. При годовом горизонте планирования сложно улучшить качество предоставления бюджетных услуг.

2. Необходимость более полного учета обратного воздействия характеристик налогово-бюджетной политики на ключевые макроэкономические показатели (прежде всего, на показатели формирования и использования финансовых ресурсов предприятий, доходы населения, платежный баланс).

3. Потребность в увязке показателей перспективного финансового плана с Системой национальных счетов (СНС). Такой подход позволит обеспечить максимально полное согласование параметров налогово-бюджетной политики со среднесрочными макроэкономическими прогнозами, а также соблюдение основных балансовых тождеств (таких, как равенство суммарного по секторам экономики объема чистого кредитования/чистого заимствования и сальдо счета текущих операций платежного баланса).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, составлению проектов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы предшествует разработка макроэкономических прогнозов. Учет связей между различными вариантами налогово-бюджетной политики и макроэкономическими показателями в бюджетном процессе не предусмотрен. На федеральном уровне Банком России разрабатываются прогнозы платежного

стр. 65


баланса и денежной программы. В составе "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики" такие прогнозы делаются на один год.

Кроме того, в соответствии с "Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год" (от 6 марта 2005 г. N 118), Банк России готовит прогноз платежного баланса на три года. Согласованность на федеральном уровне трех важнейших видов прогнозов и планов - макроэкономического прогноза, прогноза платежного баланса и денежной программы и бюджетных проектировок и планов - подразумевается, но соответствующие процедуры не регламентированы. Не ясно даже, можно ли вообще судить о ее наличии. Подобная ситуация негативно влияет на качество всего блока прогнозов и затрудняет проведение согласованной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

При составлении финансового плана и проекта бюджета на очередной финансовый год доходы федерального бюджета определяются на основе параметров макроэкономического прогноза, а расходы - исходя из приоритетов, заявленных в бюджетных посланиях президента страны, программах правительства и других документах. Для "внешнего обсуждения" эти расходы представляются только в функциональной классификации. Отсутствие в окончательной версии проектов бюджетов расходов в экономической классификации чрезвычайно усложняет оценку их обоснованности и результативности. Кроме того, трудно определить степень соответствия бюджетных прогнозов и планов макроэкономическому прогнозу, особенно в части структуры использования ВВП (вопросов несоответствия новой бюджетной классификации принципам национального счетоводства мы в данной работе касаться не будем).

Сейчас идет активное обсуждение возможностей внесения корректив в систему налогообложения, регулярно появляются новые предложения по изменению порядка образования и использования Стабилизационного фонда. В то же время отсутствуют инструменты комплексной оценки влияния крупных изменений в налогово-бюджетной политике на макроэкономические и бюджетные показатели.

Согласование секторальных, макроэкономических и бюджетных прогнозов с прогнозами платежного баланса предполагает наличие методологической основы для сопоставления их показателей. В качестве таковой может служить методология СНС. В ее рамках можно анализировать взаимозависимости образования доходов и определения направлений расходования ресурсов по выделенным секторам экономики и макроэкономических показателей и экономических отношений с внешним миром. Применительно к сектору государственного управления подобный подход предполагает построение прогнозных показателей доходов расширенного правительства наряду с прогнозом расходов бюджета в укрупненной и упорядоченной в соответствии с методологией СНС экономической классификации.

Указанный подход применяется в ряде развитых стран. Он способствует повышению качества бюджетных проектировок, делает их

стр. 66


более прозрачными, обеспечивает временную сопоставимость структуры бюджетных расходов, позволяет проводить международные сопоставления.

Например, в Новой Зеландии бюджетный прогноз разрабатывается и представляется органам власти и общественности в трех видах.

1. Бюджетный прогноз, построенный в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (стандартами GAAP). Бюджетные расходы приводятся в функциональной классификации.

2. Бюджетный прогноз на основе методологии СНС. В ней происходит непосредственная увязка бюджетных проектировок с ВВП и платежным балансом. В этом случае бюджетные расходы представлены в экономической классификации. Бюджетная информация в СНС используется международными организациями (например, ОЭСР) для межстрановых сопоставлений.

3. Представление бюджетного прогноза в системе Статистики государственных финансов (СГФ). Оно широко используется международными организациями (ОЭСР и МВФ) для анализа устойчивости национальных бюджетных систем и включает государственные корпорации и некоммерческие организации. Основными аналитическими показателями в системе СГФ являются:

- чистое/валовое операционное сальдо. Рассчитывается как разность между доходами и расходами по сектору государственного управления. Валовое операционное сальдо равно разности доходов и расходов, кроме потребления основного капитала;

- чистое кредитование/чистое заимствование. Рассчитывается как чистое операционное сальдо минус чистое приобретение нефинансовых активов (или валовое операционное сальдо минус чистое приобретение нефинансовых активов, которое не включает потребление основного капитала). Чистое кредитование/чистое заимствование также равно чистому приобретению финансовых активов за вычетом чистого принятия обязательств;

- изменение стоимости чистых финансовых активов государственного сектора. Подготовкой бюджетных отчетов и прогнозов в системе GAAP занимается казначейство Новой Зеландии. Отчеты об исполнении бюджетов в Системе национальных счетов готовит Статистическое бюро. Оно же совместно с казначейством разрабатывает прогноз бюджета на пять лет в СНС и системе СГФ.

Внедрение в отечественную практику бюджетного планирования и прогнозирования подобного опыта - достаточно сложная задача, особенно в части составления проектировок в системе СГФ. В качестве инструмента согласования макроэкономических и бюджетных проектировок с платежным балансом и одновременно комплексной оценки последствий изменений в денежной, налоговой и бюджетной политике может быть предложен финансовый баланс (ФБ), основанный на методологии СНС.

В предлагаемой схеме ФБ важнейшие экономические связи носят двусторонний характер. С одной стороны, прогнозные значения прибыли, фонда заработной платы, экспорта и импорта и других макроэкономических показателей следует использовать в качестве базы при прогнозировании доходов бюджетной системы. С другой стороны, величина трансфертов населению должна отражаться при составлении баланса его доходов и расходов; субсидии отраслям экономики, эффективные ставки налогов - при составлении баланса финансовых ресурсов корпоративного сектора; величину инвестиций сектора государственного управления необходимо учитывать

стр. 67


при прогнозировании накопления. Показатели долговой стратегии (расходы на обслуживание и погашение внешнего долга, а также размеры новых заимствований) должны находить отражение в прогнозных показателях платежного баланса. В нем нужно представить также накопление средств Стабилизационного фонда (инвестируемых в иностранные активы). Изменение средств на счетах расширенного правительства в Банке России надо увязывать с денежно-кредитной политикой (в рамках денежной программы).

Прогнозирование показателей валового накопления по выделенным секторам экономики должно быть основано на прогнозах инвестиционного баланса, расходов населения на приобретение жилья и на его строительство, инвестиционных расходов расширенного правительства. Показатели бюджетной политики должны увязываться с прогнозными показателями ВВП по использованию и распределению первичных доходов. Первый разрез позволяет задействовать в макроэкономическом планировании показатели потребления государственных учреждений, валового накопления и потребления домашних хозяйств, а второй - включить в макроэкономические прогнозы оценки косвенных налогов, валовой прибыли и социальных отчислений. Связь с платежным балансом в ФБ обеспечивается через интегральный показатель "изменение чистых иностранных активов", характеризующий объем чистого кредитования по экономике в целом.

Схема финансового баланса

При построении ФБ по предлагаемой схеме экономика разбивается на три сектора. В сектор "корпорации" входят нефинансовые и финансовые предприятия, а также некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В секторе "домашние хозяйства" отражается формирование доходов и основных видов расходов населения. Сектор "государственное управление" включает все государственные учреждения и часть некоммерческих организаций (НКО), контролируемых и в основном финансируемых государственными учреждениями.

По всем выделенным секторам экономики рассчитываются показатели располагаемых доходов, конечного потребления, валового накопления, чистого кредитования/чистого заимствования. В предлагаемой схеме отражаются также взаимоотношения с остальным миром через показатели изменения чистых иностранных активов по сектору государственного управления и частному сектору, представляющему собой сумму секторов корпораций и домашних хозяйств. Выделение частного сектора согласуется с уровнем агрегации секторов экономики в отчетных и прогнозных материалах Банка России по платежному балансу. Для частного сектора экономики прирост чистых иностранных активов, включая чистые ошибки и пропуски, соответствует показателю чистого вывоза капитала. Схема финансового баланса представлена в таблице 1.

На основе финансового баланса можно делать количественные и качественные выводы о перспективах развития отдельных секторов

стр. 68


Таблица 1

Финансовый баланс за ... год (млрд. руб.)

 

Частный сектор

Государственное управление

Все сектора

Структура использования ВВП

корпорации (включая НКО)

домашние хозяйства

Валовой внутренний продукт

 

 

 

 

ВВП

Располагаемые доходы

Располагаемые доходы по сектору корпораций

Располагаемые доходы по сектору домашних хозяйств

Располагаемые доходы по госсектору

ВРД

 

Конечное потребление

 

КП домашних хозяйств

КП госсектора

КП

КП

Валовое накопление

 

ВН домашних хозяйств

ВН госсектора

ВН

ВН

Чистое кредитование/чистое заимствование

Сальдо финансового баланса корпораций

Сальдо финансового баланса домашних хозяйств

Сальдо финансового баланса госсектора

ЧК/ЧЗ

 

Чистый экспорт

 

 

 

 

ЧЭ

Изменение чистых иностранных активов (без учета изменения валютных резервов)

Прирост чистых иностранных активов по частному сектору

Прирост чистых иностранных активов по госсектору

 

 

Изменение валютных резервов

 

 

ЧМР

 

 

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами

Прирост чистых иностранных активов по частному сектору

Прирост с учетом ЧМР

Сальдо СТО платежного баланса

 

-----

Сокращения: ВВП - валовой внутренний продукт; ВРД - валовой располагаемый доход; КП - конечное потребление; ВН - валовое накопление; ЧК/ЧЗ - чистое кредитование/чистое заимствование; ЧЭ - чистый экспорт; ЧМР - чистые международные резервы; СТО - счет текущих операций.

Примечания. 1. В предлагаемой схеме финансового баланса прирост чистых иностранных активов и валютных резервов показывается со знаком "+" в отличие от платежного баланса. 2. Сальдо капитальных трансфертов учтено при расчете общей величины сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами.

и экономики в целом. Показатели чистого кредитования/чистого заимствования по секторам позволяют оценить объем финансовых ресурсов, которые могут быть предоставлены другим секторам экономики и остальному миру после осуществления расходов на конечное потребление и валовое накопление, или, напротив, потребность в финансовых заимствованиях. ФБ является также инструментом балансировки различных видов прогнозов. Прогнозы, определяющие объемы располагаемых доходов по секторам, такие, как объемы налоговых и неналоговых доходов расширенного правительства, денежные доходы населения и прибыль корпораций, должны соответствовать прогнозу ВВП и важнейших элементов платежного баланса.

На основе показателей таблицы 1 можно оценить степень соответствия суммы чистого кредитования/чистого заимствования по секторам экономики и сальдо счета текущих операций платежного баланса. В теории эти показатели должны быть равны. Их расхождение

стр. 69


в финансовом балансе свидетельствует о несоответствии макроэкономического прогноза и прогноза платежного баланса.

Суммарный (по секторам экономики) показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" характеризует наличие финансовых ресурсов для кредитования остального мира или, напротив, их дефицита и необходимость внешнего кредитования. Анализ этого показателя в динамике позволяет делать важные выводы о возможных причинах неустойчивости платежного баланса. Например, увеличение дефицита счета текущих операций платежного баланса или уменьшение его профицита могут быть связаны с возросшим отрицательным соотношением сбережений и инвестиций по государственному или частному секторам. Возможные рекомендации в сфере экономической политики зависят от того, в каком секторе увеличивается дефицит финансовых ресурсов и обусловлено ли это снижением сбережений, ростом инвестиций или тем и другим одновременно.

Рост государственных расходов, приводящий к дефициту финансовых ресурсов, может быть профинансирован за счет увеличения налогов или заимствований у других секторов экономики и остального мира. Если налоги увеличены для финансирования возросших расходов, государственный баланс сбережений (разности между располагаемыми доходами и конечным потреблением) и инвестиций не изменится, но в частном секторе уменьшатся сбережения, текущие расходы или и то и другое одновременно. Если в частном секторе сокращаются текущие расходы при неизменном уровне располагаемых доходов и валового накопления, то возрастают его ресурсы для кредитования корпораций, государственного сектора и остального мира. Таким образом, ФБ позволяет комплексно рассматривать последствия использования тех или иных инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

При практическом построении ФБ возможен существенный дисбаланс между суммарным (по секторам экономики) показателем чистого кредитования/чистого заимствования и сальдо счета текущих операций платежного баланса. С содержательной точки зрения такой дисбаланс является индикатором несоответствия в прогнозном периоде объема и структуры использования ВВП и элементов счета текущих операций платежного баланса, прежде всего экспортно-импортного сальдо по товарам и услугам.

Схема ФБ содержит ряд показателей, обычно не входящих в структуру макроэкономического прогноза. На макроэкономическом уровне ВРД отличается от ВВП на сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам, сальдо доходов от собственности, полученных от остального мира и переданных ему, и аналогичное сальдо текущих трансфертов. Таким образом, для расчета ВРД на перспективу, как и для ряда других показателей ФБ, необходим прогноз платежного баланса.

Располагаемые доходы по сектору государственного управления рассчитываются как разность общей величины ресурсов сектора и части расходов бюджетов всех уровней. Примерная схема расчета следующая.

стр. 70


Общий объем финансовых ресурсов по сектору, в том числе:

- налоги на производство и импорт;

- доходы от собственности полученные;

- текущие трансферты полученные.

Минус:

- субсидии на производство и импорт;

- доходы от собственности переданные;

- текущие трансферты выплаченные.

Сделаем некоторые пояснения. Налоги на производство и импорт включают основную часть налоговых поступлений бюджетов всех уровней, за исключением налогов на доходы и отчислений на социальное страхование, и часть неналоговых доходов, прежде всего ввозные и вывозные пошлины. Налоги на доходы вместе с единым социальным налогом формируют объем полученных трансфертов по сектору государственного управления. Полученные доходы от собственности представляют собой объем доходов от использования имущества в структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ и бюджета расширенного правительства.

Для получения величины располагаемых доходов по сектору необходимо из общего объема ресурсов вычесть такие виды расходов бюджетной системы, как субсидии на производство и импорт, процентные расходы бюджетов (доходы от собственности переданные) и социальные пособия в денежной форме (текущие трансферты выплаченные).

Таким образом, для прогнозирования величины располагаемых доходов по сектору государственного управления требуется прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета в разрезе его основных доходных статей и расходов в экономической классификации (по крайней мере, по некоторым ее элементам). Прогноз доходов бюджета расширенного правительства по основным их группам разрабатывается в ходе подготовки макроэкономического прогноза и финансового плана. Прогноз же расходов расширенного бюджета в настоящее время не осуществляется ни в функциональной, ни в экономической классификации.

Располагаемые доходы по сектору государственного управления расходуются на конечное потребление (текущие расходы государственных учреждений), валовое накопление и чистое кредитование/чистое заимствование. Расходы на конечное потребление по сектору могут быть определены на прогнозный период как текущие расходы расширенного правительства за вычетом субсидий на производство, социальных трансфертов в денежной форме и процентных расходов. Валовое накопление при прогнозировании может определяться как сумма бюджетных инвестиций в основные производственные фонды и прироста ценностей на государственном балансе. При построении отчетного счета операций с капиталом объем валового накопления рассчитывается с учетом сальдо капитальных трансфертов. При проведении расчетов на перспективу ими в первом приближении можно пренебречь. Показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" рассчитывается как разность (при абстрагировании от капитальных трансфертов) между располагаемыми доходами по сектору, расходами на конечное потребление и валовым накоплением. В современных российских условиях и в среднесрочной перспективе данный показа-

стр. 71


тель формируется с существенным профицитом, в основном за счет Стабилизационного фонда.

Показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" можно рассматривать и как сальдо финансового счета, входящего в СНС, на котором отражаются операции с финансовыми активами и пассивами между институциональными секторами и остальным миром. Отметим, что в настоящее время в России СНС включает только счет текущих операций и счет операций с капиталом. Финансовые счета, счета других изменений в активах и балансы активов и пассивов по секторам экономики в ней отсутствуют.

Предлагаемая схема финансового счета расширенного правительства соответствует общим принципам построения финансовых счетов (см. табл. 2). Операции финансового счета отражают долговую политику органов государственного управления.

Таблица 2

Финансовый счет сектора государственного управления

Изменения в активах

Изменения в обязательствах

Чистое приобретение активов

Чистое кредитование/чистое заимствование Чистое принятие обязательств

Изменение остатков средств бюджета, в том числе Стабилизационного фонда

По источникам внутреннего финансирования Государственные и муниципальные ценные бумаги Кредитные соглашения и договоры Принятие государственных гарантий Исполнение государственных гарантий

Прирост дебиторской задолженности

Прирост кредиторской задолженности Прочие источники Итого, изменение внутреннего долга По источникам внешнего финансирования Кредиты международных финансовых организаций Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм

Прирост дебиторской задолженности перед нерезидентами

Прирост кредиторской задолженности перед нерезидентами Прочее внешнее финансирование Итого, изменение внешнего долга Итого, изменение государственного долга

Насколько соответствуют показатели, приведенные в таблице 2, источникам внутреннего и внешнего финансирования консолидированного бюджета? Поступления от продажи имущества и изменение государственных запасов ценностей являются элементами счета операций с капиталом и, следовательно, будут участвовать в формировании общей величины чистого кредитования/чистого заимствования, а не активов и пассивов финансового счета.

В бюджетной отчетности в числе прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов приведены объемы компенсации обесценения вкладов населения в 1992 г. для определенных возрастных групп и категорий населения. Соответствующая задолженность государства не входит в состав государственного долга, поэтому ежегодные расходы данного вида не должны учитываться в финансовом счете.

Курсовая разница, которая может увеличивать или уменьшать активы расширенного правительства, не включена в финансовый счет. Она является элементом счета переоценки активов и пассивов СНС.

стр. 72


Информация о приросте кредиторской и дебиторской задолженности на уровне консолидированного бюджета РФ в настоящее время отсутствует. Ее прирост в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не влияет на величину внутреннего и внешнего долга. Поэтому при проведении расчетов финансового счета по сектору бюджетных учреждений эти элементы могут отсутствовать.

Итоговыми показателями финансового счета по сектору государственного управления могут считаться изменения внутреннего и внешнего долга. Построение финансовых счетов для секторов экономики и для сектора государственного управления, в частности на среднесрочную перспективу, могло бы рассматриваться в качестве логического завершения схемы финансового баланса. Однако из-за отсутствия отчетных финансовых счетов сделать методически корректные прогнозы финансовых балансов по секторам достаточно сложно.

Располагаемые доходы по сектору домашних хозяйств рассчитываются как разность между суммой всех видов денежных доходов населения за вычетом налогов на доходы и отчислений на социальное страхование. Конечное потребление по сектору домашних хозяйств по содержанию примерно совпадает с расходами населения на покупку товаров и услуг.

Валовое накопление по сектору домашних хозяйств состоит главным образом из приобретения населением жилья на первичном рынке и затрат на строительство городского и загородного жилья. Существенным элементом валового накопления по сектору является также приобретение населением транспортных средств, используемых в предпринимательских целях.

Доля валового накопления основного капитала по сектору домашних хозяйств в соответствующем показателе по экономике в целом в 2002 - 2003 гг. превышала 17% и характеризовалась тенденцией к росту. Прогнозирование данного показателя может осуществляться по меньшей мере двумя способами: как доля от сбережений по сектору и непосредственно на базе среднесрочного прогноза приобретения населением жилья на первичном рынке и расходов на строительство жилья.

Сектор домашних хозяйств, как правило, является нетто-кредитором других секторов экономики; соответственно показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" принимает положительное значение. Такая ситуация характерна и для России, хотя быстрое развитие потребительского и ипотечного кредитования способно сократить нетто-объем финансовых ресурсов, которые население может предоставить государственному сектору, корпорациям и остальному миру.

Располагаемые доходы по сектору корпораций используются прежде всего для финансирования инвестиций в основной капитал. По данным Росстата, около 70% его валового накопления в России обеспечивается за счет предприятий. Расчет располагаемых доходов по рассматриваемому сектору затруднен, поскольку соответствующая цепочка счетов Росстатом не публикуется. Поэтому располагаемые доходы по сектору корпораций на перспективный период могут быть определены как разность между располагаемыми доходами по экономике в целом и по секторам государственного управления и домашних хозяйств.

стр. 73


В рамках финансового баланса на среднесрочную перспективу валовое накопление основного капитала и валовое накопление в целом по сектору корпораций, как и ряд других показателей, могут быть рассчитаны в двух вариантах. Согласно первому варианту, валовое накопление по сектору определяется как разность между валовым накоплением, входящим в структуру использования ВВП, и валовым накоплением по двум другим выделенным секторам. При этом предполагается, что структура использования ВВП определяется на основе расчетов, выходящих за рамки ФБ. В соответствии со вторым вариантом прогнозирование валового накопления по сектору корпораций осуществляется на базе макроэкономического прогноза инвестиций в основной капитал. При этом валовое накопление по экономике в целом рассчитывается как сумма валового накопления по ее секторам. В результате обеспечивается большая сбалансированность между макроэкономическим и секторальными прогнозами.

Показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" по сектору корпораций, как и по другим секторам экономики, отражает потребность предприятий в дополнительных ресурсах для финансирования инвестиций в валовое накопление капитала или, напротив, избыток финансовых ресурсов. По экономике в целом чистое кредитование/чистое заимствование может быть рассчитано как сумма показателей по выделенным секторам или как разность между располагаемыми доходами по экономике в целом, конечным потреблением и валовым накоплением.

Предложенная концепция финансового баланса конкретизирована применительно к 2006 г. (см. табл. 3). Мы опирались на показатели доходов и расходов расширенного правительства в перспективном финансовом плане на 2006 - 2008 гг., данные макроэкономического прогноза МЭРТ (август 2005 г.), который использовался при подготовке Закона о бюджете на 2006 г., и данные прогноза платежного баланса, пред-

Таблица 3

Финансовый баланс за 2006 г. (млрд. руб.)

 

Частный сектор

Государственное управление

Все сектора

Структура использования ВВП

корпорации (включая НКО)

домашние хозяйства

Валовой внутренний продукт

 

 

 

 

24380

Располагаемые доходы

3681

14652

5674

24007

 

Конечное потребление

369

12141

4120

16630

16630

Валовое накопление

3949

902

756

5607

5607

Чистое кредитование/чистое заимствование

-637

1609

798

1770

 

Чистый экспорт

 

 

 

 

2143

Изменение чистых иностранных активов (без учета изменения валютных резервов)

214,5

180,2

 

 

Изменение валютных резервов

 

1479,0

 

 

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами

214,5

1659,2

1888

 

стр. 74


ставленного в разработанных Банком России "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год" (при цене на нефть марки "Юралс" 40 долл./барр. в 2006 г.).

В соответствии с нашими расчетами показатель чистого кредитования по экономике в целом в 2006 г. составит 1770 млрд. руб., а по сектору государственного управления - 798 млрд. руб. В современных российских условиях большое в абсолютном выражении значение последнего показателя не означает, что сектор государственного управления готов кредитовать другие сектора экономики. Существенную роль здесь играет прирост Стабилизационного фонда, который может быть использован только для погашения внешнего долга или для кредитования остального мира. Напротив, сектор государственного управления в 2006 г. планирует привлечь не менее 170 млрд. руб. на внутреннем рынке, в основном для рефинансирования долговых обязательств.

Чистое кредитование по сектору домашних хозяйств составит 1609 млрд. руб. Сектору корпораций потребуются дополнительные финансовые ресурсы в объеме 637 млрд. руб. Они могут получить их как на внутреннем, так и на внешнем рынках (в соответствии с предварительными данными Банка России о чистом вывозе капитала частным сектором в 2005 г. российский частный сектор впервые с 1994 г. стал нетто-заемщиком остального мира).

Как следует из финансового баланса на 2006 г., макроэкономический прогноз и прогноз платежного баланса не вполне соответствуют друг другу. Сальдо счета текущих операций, по абсолютной величине равное сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами, превышает сумму показателей "чистое кредитование/чистое заимствование" по секторам экономики более чем на 100 млрд. руб. (0,4% ВВП и 5% сальдо текущих операций платежного баланса). Такое расхождение можно считать не очень значительным. Тем не менее показатели ФБ должны быть скорректированы, что можно осуществить путем изменения показателей двух вышеназванных прогнозов. Если исходить из того, что прогноз платежного баланса, построенный при тех же исходных условиях, что и макроэкономический прогноз, более достоверен, корректировать следует показатели последнего.

На качественном уровне такой подход означает признание того факта, что при данных объемах ВВП и ВРД расходы на конечное потребление и валовое накопление в макроэкономическом прогнозе завышены. Их суммарный объем следует уменьшить примерно на 100 млрд. руб. Это может быть сделано за счет корректировки шести различных показателей (расходов на конечное потребление и валовое накопление по трем выделенным секторам экономики). Данную корректировку следует проводить с максимальным учетом прямых и косвенных последствий изменения секторальных показателей. Например, если указанный дисбаланс будет ликвидирован за счет сокращения расходов на конечное потребление или валовое накопление по сектору государственного управления, тогда возрастет показатель чистого кредитования по данному сектору. Такое увеличение, в свою очередь, обусловит уменьшение чистых внутренних активов и денежной базы (денежной программы Банка России) и повлияет на параметры инфляции.

стр. 75


Экспериментальные расчеты финансового баланса

Экспериментальные расчеты ФБ были сделаны на период среднесрочного финансового прогноза - 2006 - 2008 гг. В основе расчетов лежал тот же среднесрочный макроэкономический прогноз, что и при расчетах ФБ на 2006 г. Важнейший исходный параметр - цена на нефть марки "Юралс" - в этом варианте макроэкономического прогноза на 2007 г. составляет 35 долл./барр., на 2008 г. - 36 долл./ барр. В нашем распоряжении не было прогноза платежного баланса Банка России, рассчитанного при таких ценах на нефть. В расчетах ФБ использовался прогноз платежного баланса на 2007 и 2008 гг., основанный на ценах на нефть соответственно 33 и 33,5 долл./барр. Объем неторговых операций текущего счета платежного баланса, определяющий разницу между ВВП и ВРД, в расчетах финансового баланса принят на уровне данных прогнозного платежного баланса. Основные результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты расчетов финансового баланса за 2004 - 2008 гг. (I вариант расчетов, млрд. руб.)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Валовой внутренний продукт

16751

21000

24380

27840

31300

Валовой располагаемый доход,

16354

20433

24007

27520

30989

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

4544

5061

5674

6334

7076

домашние хозяйства

8702

12411

14652

17149

19062

корпорации

3108

2961

3681

4037

4851

Расходы на конечное потребление,

10934

13545

16630

19627

22129

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

2757

3528

4120

4761

5227

домашние хозяйства

7994

9607

12141

14588

16589

корпорации

183

410

369

278

313

Валовое накопление,

3532

4326

5607

7071

8388

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

366

462

756

863

970

домашние хозяйства

578

714

902

1086

1252

корпорации

2588

3150

3949

5122

6166

Чистый экспорт

2103

3129

2143

1142

783

Чистое кредитование/чистое заимствование,

1888

2562

1770

822

472

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

1421

1071

798

710

879

домашние хозяйства

130

2090

1609

1475

1221

корпорации

337

-599

-637

-1363

-1628

частный сектор в целом

467

1491

972

112

-407

Сальдо текущего счета платежного баланса.

1726

2700

1888

1112

875

Баланс товаров и услуг платежного баланса

 

 

2261

1432

1186

Как видно из данных таблицы 4, несбалансированность между макроэкономическим прогнозом и прогнозом платежного баланса при

стр. 76


переходе от годового прогноза к среднесрочному усиливается. Об этом свидетельствует увеличение в 2007 - 2008 гг. разрыва между сальдо счета текущих операций в прогнозе платежного баланса и суммарным по экономике объемом чистого кредитования. Несмотря на различия в прогнозе цен на нефть, этот разрыв составляет в 2007 г. 290 млрд. и в 2008 г. - 403 млрд. руб. Аналогичный дисбаланс возникает при сопоставлении показателей чистого экспорта в макроэкономическом прогнозе и баланса товаров и услуг в платежном балансе. Если бы при прогнозировании платежного баланса были использованы те же цены на нефть, что и в макроэкономическом прогнозе, это привело бы к росту сальдо текущих операций платежного баланса, и дисбаланс бы увеличился.

На основе выявленного дисбаланса можно также сделать вывод о том, что структура использования ВВП в макроэкономическом прогнозе не соответствует прогнозным расчетам платежного баланса. Для достижения темпов роста, предусмотренных макроэкономическим прогнозом, необходимо уменьшить общие объемы конечного потребления и валового накопления при увеличении объемов чистого экспорта. Структура использования ВВП в среднесрочной перспективе в соответствии с макроэкономическим прогнозом представлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура использования ВВП в 2004 - 2008 гг. (в %)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

ВВП

100

100

100

100

100

Конечное потребление

65,3

64,5

68,2

70,4

70,6

Валовое накопление

21,0

20,6

22,9

25,3

26,7

Чистый экспорт

12,6

14,9

8,7

4,1

2,5

Как видно из данных таблицы 5, в структуре ВВП по сравнению с 2004 - 2005 гг. резко увеличиваются доли расходов на конечное потребление и валовое накопление. В соответствии с прогнозом платежного баланса даже при заниженной по сравнению с макроэкономическим прогнозом в 2007 и 2008 гг. экспортной цене на нефть доля чистого экспорта в ВВП в 2006 - 2008 гг. должна составить соответственно 9,2, 5,1 и 3,7%.

Чтобы структура макроэкономического прогноза была согласована с прогнозом платежного баланса, необходимо увеличить показатель чистого кредитования по экономике в целом. Конечное потребление по сектору домашних хозяйств напрямую связано с показателями доходов населения и ВВП в макроэкономическом прогнозе. Вместе с тем показатель валового накопления по сектору корпораций представляется завышенным по отношению к заложенным в указанном прогнозе ресурсам накопления - прибыли предприятий и амортизации. Таким образом, показатели макроэкономического прогноза и финансового баланса должны быть скорректированы в сторону уменьшения валового накопления по сектору корпораций и по экономике в целом. Уточненные для 2006 - 2008 гг. результаты расчетов ФБ представлены в таблице 6.

стр. 77


Таблица 6

Скорректированные результаты расчетов финансового баланса за 2004 - 2008 гг. (млрд. руб.)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Валовой внутренний продукт

16751

21000

24380

27840

31300

Валовой располагаемый доход,

16354

20433

24007

27520

30989

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

4544

5061

5674

6334

7076

домашние хозяйства

8702

12411

14652

17149

19062

корпорации

3108

2961

3681

4037

4851

Расходы на конечное потребление,

10934

13545

16630

19627

22129

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

2757

3528

4120

4761

5227

домашние хозяйства

7994

9607

12141

14588

16589

корпорации

183

410

369

278

313

Валовое накопление,

3532

4326

5489

6781

7985

в том числе:

 

 

 

 

 

государственное управление

366

462

756

863

970

домашние хозяйства

578

714

902

1086

1252

корпорации

2588

3150

3831

4832

5763

Чистый экспорт

2103

3129

2261

1432

1186

Чистое кредитование/чистое заимствование,

 

 

 

 

 

в том числе:

1888

2562

1885

1112

875

государственное управление

1421

1071

798

710

879

домашние хозяйства

130

2090

1609

1475

1221

корпорации

337

-599

-519

-1073

-1225

частный сектор в целом

467

1491

1090

402

-4

Сальдо текущего счета платежного баланса

1726

2700

1885

1112

875

Баланс товаров и услуг платежного баланса

 

 

2261

1432

1186

Уточненный для 2006 - 2008 гг. прогноз структуры использования ВВП приведен в таблице 7.

Таблица 7

Уточненная структура использования ВВП в 2004 - 2008 гг. (в %)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

ВВП

100

100

100

100

100

Конечное потребление

65,3

64,5

68,2

70,4

70,6

Валовое накопление

21,0

20,6

22,5

24,3

25,5

Чистый экспорт

12,6

14,9

9,2

5,1

3,7

В соответствии с согласованными прогнозными показателями в 2006 - 2008 гг. снижение мировых цен на энергоносители, и прежде всего на нефть, и укрепление рубля относительно основных мировых валют приведут к относительному и абсолютному уменьшению объемов чистого экспорта. К 2008 г. его доля в ВВП сократится в четыре раза по сравнению с показателем 2005 г. Это компенсируется существенным увеличением доли расходов на конечное потребление, в том числе по сектору государственного управления, и усилением инвестиционной направленности экономического развития. Повышение доли валового

стр. 78


накопления в ВВП в сочетании с сокращением чистого экспорта приведет к уменьшению разрыва между величиной располагаемых сбережений в российской экономике и общим объемом инвестиций. Показатель "чистое кредитование/чистое заимствование" по экономике в целом в среднесрочной перспективе останется положительным (Россия продолжит кредитовать остальной мир, но отношение этого показателя к ВВП снизится с 11 - 12% в 2004 - 2005 гг. до 2,7% в 2008 г.).

По сектору домашних хозяйств расходы на конечное потребление увеличиваются и в абсолютном, и в относительном выражении. В соответствии с макроэкономическим прогнозом доля этих расходов в ВВП повысится с 47,7% в 2004 г. до 53% в 2008 г. Одновременно увеличивается и доля в ВВП валового накопления населения - с 3,4% в 2004 г. до 4% в 2008 г. Тем не менее большая часть сбережений населения (разности между объемом располагаемых доходов и расходов на конечное потребление) будет направлена на прирост финансовых активов (формирующих показатель чистого кредитования). Доля накопления в объеме сбережений домашних хозяйств составит в 2006 г. 36%, в 2007 г. - 42 и в 2008 г. - 50%. Такой прогноз может быть реализован только при активном развитии институтов потребительского и ипотечного кредитования. Его достоверность зависит также от привлекательности в среднесрочной перспективе вложений в финансовые активы.

В соответствии с методологией СНС расходы на конечное потребление по сектору корпораций равны нулю. В ФБ приведены показатели, отражающие конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Располагаемые доходы по сектору корпораций направляются на финансирование инвестиций и вложений в отечественные и зарубежные финансовые активы. Построенный на основе отчетных данных финансовый баланс за 2004 г. показывает, что по всем трем выделенным секторам экономики показатели чистого кредитования/чистого заимствования были положительными, то есть все сектора располагали избыточными финансовыми ресурсами и были готовы кредитовать другие сектора и остальной мир. Такая ситуация нетипична для развивающейся экономики и свидетельствует о низкой инвестиционной активности, отсутствии привлекательных инвестиционных проектов и слабом развитии государственных институтов, обеспечивающих сохранность инвестиций.

Ожидается, что в 2006 - 2008 гг. сектор корпораций из нетто-кредитора превратится в нетто-заемщика. Другими словами, потребность в инвестиционных ресурсах превысит величину сбережений по сектору, что может рассматриваться как признак экономического оживления. Можно предположить, что основным кредитором сектора корпораций в 2006 - 2008 гг. будет сектор домашних хозяйств при посредничестве банковской системы. Отметим, что в 2008 г. кредитные ресурсы последнего впервые окажутся меньше потребностей в кредитовании по сектору корпораций. К тому же сектор государственного управления также будет предъявлять спрос на внутренние финансовые ресурсы. Таким образом, для обеспечения заложенной в прогнозе динамики основных макроэкономических показателей в 2008 г. потребуется чистый ввоз капитала частным сектором. Для этого в ближайшие годы необходимо

стр. 79


осуществить серьезные институциональные преобразования, с тем чтобы повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Располагаемые доходы по сектору государственного управления, примерно равные доходам бюджета расширенного правительства, скорректированным на сальдо полученных и выплаченных другим секторам экономики и остальному миру инвестиционных доходов (включая процентные расходы бюджета) и сальдо текущих трансфертов другим секторам экономики и остальному миру, в 2005 - 2008 гг. увеличиваются на 190%. С точки зрения использования эти доходы направляются на конечное потребление (на предоставление индивидуальных и коллективных услуг), валовое накопление (главным образом, основного капитала) и чистое кредитование/чистое заимствование (все виды операций с финансовыми активами). Распределение располагаемых доходов по сектору государственного управления по видам расходов

представлено в таблице 8.

Таблица 8

Структура расходов по сектору государственного управления в 2004 - 2008 гг. (в %)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Валовой располагаемый доход

100

100

100

100

100

Конечное потребление

60,6

69,7

72,6

75,1

73,8

Валовое накопление

8,0

9,1

13,3

13,6

13,7

Чистое кредитование/чистое заимствование

31,4

21,2

14,1

11,3

12,5

Как видно из приведенных данных, по сравнению с 2004 г. структура расходов по сектору государственного управления уже в 2005 г. характеризовалась существенными сдвигами: заметно выросли расходы на конечное потребление. Изменения в структуре расходов по сектору в 2006 - 2008 гг. обусловлены дальнейшим относительным увеличением этого показателя. Одновременно начиная с 2006 г. резко возрастут государственные инвестиции, что связано, в частности, с образованием инвестиционного фонда. Объем чистого кредитования по сектору государственного управления в 2006 - 2008 гг. сократится по сравнению с 2005 г. и в абсолютном, и в относительном выражении. В настоящее время и в среднесрочной перспективе основным компонентом структуры данного показателя будут отчисления в Стабилизационный фонд.

* * *

Предлагаемая схема финансового баланса расширяет возможности качественного анализа вариантов макроэкономического и бюджетного прогнозов. Она гармонизирована с Системой национальных счетов и позволяет оценивать комплексные последствия проводимой налогово-бюджетной политики, в частности влияние изменений налогового законодательства на макроэкономические показатели и показатели платежного баланса. На основе показателей "располагаемые доходы" по секторам экономики можно рассчитать объемы чистого кредитования/чистого заимствования по данным секторам и соответственно

стр. 80


делать выводы о том, окажутся ли они в среднесрочной перспективе нетто-кредиторами для других секторов и остального мира или сами будут нуждаться в финансовых ресурсах. Такие выводы могут влиять на выбор мер экономической политики.

Важное достоинство предлагаемой схемы ФБ - то, что она выступает инструментом согласования различных видов прогнозов: макроэкономического, секторальных, бюджетных проектировок и прогноза платежного баланса. Это проявляется прежде всего в совпадении показателя ВВП из макроэкономического прогноза и ВВП, определяемого на основе располагаемых доходов предприятий, домашних хозяйств и государственного сектора, а также неторговых операций текущего счета платежного баланса. Другой индикатор сбалансированности прогнозов - соответствие показателей сальдо счета текущих операций платежного баланса, рассчитанных на основе суммирования показателей "чистое кредитование/чистое заимствование" по секторам экономики, и аналогичных показателей из прогноза платежного баланса, который готовит Банк России.

При возникновении макроэкономических дисбалансов необходимо прежде всего корректировать прогноз агрегатов ФБ, особенно сектора государственного управления, которые могут влиять на общую сбалансированность прогнозов с показателями платежного баланса. Большое влияние на нее могут оказать гипотезы о величине ресурсов, направляемых на конечное потребление по секторам домашних хозяйств и государственного управления и на валовое накопление по секторам корпораций и домашних хозяйств. Принятие тех или иных гипотез обусловливает изменение структуры использования ВВП в макроэкономическом прогнозе, поэтому корректировка показателей ФБ должна осуществляться вместе с комплексным анализом ее последствий.

В случае экспертно установленной неправдоподобности предположений, приводящих к формальной сбалансированности макроэкономического прогноза и прогноза платежного баланса, возникает необходимость корректировки последнего. Разумеется, окончательный вариант ФБ должен обеспечивать сбалансированность макроэкономического прогноза, среднесрочного финансового плана и платежного баланса.

Разработанная схема финансового баланса на этапе бюджетного планирования позволяет решать ряд задач:

- увязывать ориентиры среднесрочной налогово-бюджетной и долговой политики с задачами макроэкономической политики в части формирования и использования инвестиционных ресурсов частного и государственного секторов. На основе параметров макроэкономического прогноза и модели ФБ могут быть определены не только доходы, но и общий объем расходов бюджетной системы;

- проводить сравнительный анализ влияния различных вариантов налогово-бюджетной политики на показатели производства и распределения ВВП, платежного баланса и денежно-кредитной политики;

- включить среднесрочное бюджетное планирование в общий контекст построения макроэкономических прогнозов и выработки макроэкономической политики. Финансовый баланс может стать важным инструментом повышения качества макроэкономического прогнозирования и бюджетного планирования.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОГЛАСОВАНИЕ-МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ-ПРОГНОЗОВ-В-МЕТОДОЛОГИИ-СИСТЕМЫ-НАЦИОНАЛЬНЫХ-СЧЕТОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. АНДРЯКОВ, Е. ГУРВИЧ, А. ЧЕРНЯВСКИЙ, СОГЛАСОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ В МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОГЛАСОВАНИЕ-МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ-ПРОГНОЗОВ-В-МЕТОДОЛОГИИ-СИСТЕМЫ-НАЦИОНАЛЬНЫХ-СЧЕТОВ (date of access: 22.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. АНДРЯКОВ, Е. ГУРВИЧ, А. ЧЕРНЯВСКИЙ:

А. АНДРЯКОВ, Е. ГУРВИЧ, А. ЧЕРНЯВСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
351 views rating
17.09.2015 (1465 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОГЛАСОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ В МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones