Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9152

Share with friends in SM

Психическое, субъектное познание подчинено полному общественному познанию, включено в него, но выступает как нечто особое, выделенное из полного познания. Это связано с тем, что субъектное познание связано с преобразованием человеческого мозга, который непосредственно производит научное субъективное содержание.

Психическое, субъектное познание имеет две части: смысловую (содержательную) и субъективную. Основу смысловой части составляет внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта; смысловая часть исходит из нее и замыкается на речевой системе. О наличии внутреннего материального смыслового наполнения свидетельствуют факты. Ощупывающие движения глаз не считывают всю поверхность предмета непрерывно, они проходят по отдельным местам, однако предмет воспринимается непрерывным и объемным. Ощупывающие движения проходят последовательно во времени, тогда как реальность предмета воспринимается независимо от времени. Предмет может быть узнан при кратковременном взгляде или касании, без подробного ощупывания. Все это свидетельствует о том, что во внутреннем материальном смысловом наполнении субъекта заранее существует в кодированном виде некий общий образ предмета, который материален, возможность его понимания сохраняется даже тогда, когда мы не мыслим о нем. Внешние ощупывающие движения служат не только построению образа, но и ключом к вычитыванию существующего внутреннего образа и других смыслов. Непосредственные ощущения не являются единственным каналом передачи информации о предметности и предмете. Такая информация заранее заключена в личностио-смысловой системе субъекта,

стр. 82

сформировавшейся при его развитии, поэтому мы воспринимаем не комплекс ощущений, а реальный предмет. Предварительное материальное смысловое наполнение субъекта играет основную роль, обеспечивает совпадение образа с объектом, сознавание (узнавание) и понимание предмета. Субъективное познание состоит в отношении действительности к массиву внутреннего материального наполнения субъекта. Можно сказать, что сложность человеческого познания состоит прежде всего в сложности процессов жизни тела и мозга, обуславливающих его.

В материальном смысловом наполнении содержание (смысловость) выступает в виде сложных материальных смысловых "картин", представленных материально в кодированном виде. Материальное смысловое наполнение и есть то, что называют "бессознательным" в познании. Смысловость складывается в материальной бессознательности. Не существует бессознательное как некая субъективная неосознаваемая осознанноподобность. А. Эйнштейн говорил: для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Вряд ли Эйнштейн недооценивал речевое выражение, делающее познание открытым, но он считал, что содержание мышления складывается во внутреннем смысловом наполнении. Материальные картины могут быть оперативными и представлять собой план речи или поведения. Картины могут быть также долговременными, отражать возникшие ранее теории, которые освоил субъект. Наконец, картины могут представлять новую теорию, открытую субъектом в ходе творчества. Эти "статические" картины представляют в целостном виде определенные содержания, которые должны развернуться во времени в высказываниях и действиях.

Целостность является источником определенного развернутого содержания. Материальная картина содержания может чувствоваться в целом, что можно видеть на примере порождения устного текста - речи опытного оратора, в голове которого сложилась материальная картина речи. Речь происходит как бы бессознательно: содержание высказываний не проецируется непрерывно в сознании. Сознательно контролируется соответствие высказываний общему замыслу, направлению речи, изложенному в материальной картине. Субъект может чувствовать целостность. Ж. Адамар писал: у меня нет ощущения, что я его (доказательство) понял до тех пор, пока я его не почувствовал как единую общую идею. Часто субъект не чувствует содержание в целом, хотя чувствует его наличие конста-

стр. 83

тирующе, несодержательно, ибо без чувствования наличия целостности содержания невозможно воспринимать дискретный текст.

Субъективность есть раскодирование материальных картин в субъективное содержание, доступное субъекту и развернутое во времени, что дает возможность применения его в жизни субъекта. Субъективность возникает под воздействием целостности субъекта, выделяющей смысловые изменения в теле субъекта и вызванные ими отклонения в микропроцессах жизни, которые по отношению к целостности являются чувственностью. Чувственность подчиняется смысловым отношениям предметов и их групп, и выражает субъективно внешние воздействия предмета в виде ощущений, или изменения, вызванные материальной смысловой картиной в виде понятий. Только отклонения в микропроцессах жизни могут вызывать чувственность как присущность субъекту (переживание) и как напряжение, давление к определенным действиям. Смысловые движения и изменения в теле субъекта сопровождаются соответствующей "модуляцией" низовых процессов жизни тела, что является чувственностью, выражающей смыслы.

Субъективное познание имеет две стороны - непосредственную объективную, состоящую в восприятии, и теоретическую. Остановимся на непосредственной стороне. Восприятие из бесконечного структурного многообразия мира (которое стремится отразить полное познание) вырезает ограниченный аспект действительности - мир отграниченных макровещей, структура которых соизмерима с механическими действиями субъекта. В бытовом восприятии теоретическая сторона представляется мышлением, обуславливающим восприятие и подчиненным ему. Объективный мир восприятия выступает как особый мир, отделенный от мира, познаваемого теорией. Важно, что характеру восприятия отвечает определенный уровень структурности объективной действительности, в котором (уровне) вещи выделены как отграниченные макрооразования, отделенные от составляющих их атомных микропроцессов. Это выделение происходит в объективных взаимодействиях макроуровня. Вещь как тело объективно выделена среди других вещей макровзаимодействиями с ними (несовпадения в пространстве, касания, нажатия, удары и т.п.), обусловленными внутренними микропроцессами. Соответственно субъективная выделенность вещи в восприятии и находимость ее в пространстве вне субъекта состоит в чувствовании возможности множества простых действий с ней (перемещений, касаний, нажатий, за-

стр. 84

хватов), что является основой совпадения образа с предметом. Механизмы восприятия субъекта формируются с детства в реальных действиях с предметами. Действия проходят "внутрь" тела субъекта и формируют в нем определенные структуры. Если бы субъект не был макросуществом, а действовал полями или химическими реактивами, то мир не выступал бы для него как мир отграниченных макровещей. Природа не выступает перед познанием в некой абсолютной объективности, непосредственно мы выражаем ее ограниченно, субъектно.

Теоретическое познание является ведущей частью познания действительности, позволяющей выходить за рамки непосредственного восприятия. В науки, изучающие непосредственную действительность (зоология, география и т.п.), входят теории, объясняющие эту действительность. Но теоретическая сторона может выделяться как нечто особое, по существу отделенное от восприятия действительности, например при познании микромира (физика), вселенной (космогония) и особенно в чистой математике. В этих науках непосредственное восприятие имеет дело не с реальными предметами, а с их опосредованными проявлениями, например со следами в камере Вильсона, или - в математике - с созданными умом человека математическими структурами.

Возможности теоретического познания коренятся как во внешней стороне (речи), так и во внутреннем материальном смысловом наполнении. Внешняя часть представлена речевой системой, встроенной во внутреннее смысловое наполнение (систему смыслов). Хотя речь определяется внутренней смысловой системой, она включена во внешнее поведение субъекта, и бывает относительно свободна от внутренних смыслов. Существует мнение, что в дискуссии субъект может ответить оппоненту раньше, чем осознает смысл своего ответа. К тому же представленное в материальной смысловой системе содержание может выражаться различными словесными вариантами. Речевое выражение содержания обладает особенностями, служащими созданию теории.

1. При отсутствии конкретного восприятия речь обобщает. Это связано с тем, что в жизни людей обращается множество аналогичных предметов, имеющих одинаковые функции. По существу, слово не обобщает, а охватывает множество аналогичных предметов. Так, слово "книга" представляет все возможные книги.

2. Система слов классифицирует предметы и комплексы их соподчиненности.

3. Слова отделяют от предметов их свойства и действия, вы-

стр. 85

деляют их подобно особым предметам (в виде объективно существующих слов). Затем в речи предметы вторично связываются с их свойствами и действиями (с помощью грамматических отношений), т.е. происходит синтез действительности.

По существу, основу познания составляет внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта. Оно у лиц, использующих различные языки, по-видимому в основном одинаково отражает мир вещей и явлений. На уровне развития, отрывающего от мира вещей, внутреннее материальное наполнение создает теории и управляет соответствующим речевым выражением.

Как представлять материальное смысловое наполнение, структуры которого выражают содержание, в том числе и теоретическое? Внутреннее материальное смысловое наполнение характеризуется непрерывностью и подвижностью. В системе смыслов действия и свойства не отделены от предметов, а предметы не отделены от их общностей. В системе смыслов коренятся возможности к творческому связыванию содержаний. Материальна смысловая структура, выражающая данный предмет, не может быть изолированным материальным образованием, ибо, во-первых, таковое немыслимо связать с соответствующим субъективным изображением предмета, и во-вторых, при изолированном образовании, изображающем предмет, находящийся в определенном участке мозга, работа мозга была бы крайне ненадежна. Поэтому материальное смысловое образование, являющееся основой субъективного представления предмета, включено во множество связей и отношений других предметов мира, находящихся в системе смыслов. Субъективный смысл предмета состоит во включенности его в отношение со множеством других предметов. Отдельный предмет или действие, представленные материальными смысловыми структурами, сами по себе не могут составлять определенную осмысленность, ибо они могут входить в самые различные смыслы. Данное действие или предмет обретает определенный смысл только в вышестоящей системе, в которую он включен. Само сознание предмета целесообразно определять как чувствование наличия множества действий и свойств предмета без указания этих действий и свойств. Мы вынуждены говорить о материальной системе смыслов как структуре, изображающей множество связных предметов мира. Эти связанные предметы под воздействием целостности субъекта могут объединяться в группы, отражающие некоторые обширное содержание, каковые группы как целостности находятся в отношении ко всем предметам и группам.

стр. 86

Целостность субъекта обладает мощными возможностями, которые могут вызывать необычные смысловые преобразования. Так, при раздвоении личности она может делиться на две целостности, имеющие разные имена и разные истории жизни, которые включаются попеременно. Субъект может забывать себя и жизнь, предшествующую катастрофе. Он может забыть о гибели близкого человека. Может забываться определенный язык, который спустя много лет может вспоминаться. Неудивительно, что целостность субъекта может выбирать в системе смыслов определенные смыслы и создавать картину, разворачивание которой в субъективное содержание является ответом на проблему. При отсутствии возможности получить ответ, субъект, охваченный эмоциональной напряженностью, вызывает такие преобразования системы смыслов и творческий процесс, которые приводят к открытию нового.

* * *

Развитие чистой математики связано с развитием человеческого мозга. Чистая математика, как и всякая другая наука, объективно существует в обществе. Она имеет собственный массив специфических текстов, систему математического образования и внутренние материальные смысловые структуры математиков, вписанные в общественный процесс познания. Возникновение новых теорий в математике происходит в виде объективного, по существу не зависящего от субъекта, процесса творчества. Но главное, с чем связано развитие чистой математики, это смысловое развитие человеческого мозга. О том, что развитие мозга (материальной смысловой структуры субъекта) входит в теоретическое познание, говорят следующие особенности развития математики.

Чистая математика отличается тем, что она не изучает действительность, не получает от нее информацию при своем развитии. Понятие "чистая математика" означает ее независимость от действительности. Она развивает собственные математические структуры в собственной автономной сфере. Как говорил А. Н. Крылов, - прикладная математика не самодавлеющая, все свои методы, основания для них она почерпает из строго логической чистой математики, которая непрестанно идет в своем философском развитии. Творческий процесс в чистой математике обычно движется как развитие уже существующих теорий, или как обнаружение у нового связей с другими математическими теориями. Чистая математика не развивается путем абстрагирования действительности, ибо она не имеет явной связи с этой действительностью.

стр. 87

Важно отметить, что в предыдущий исторический период происходило поступление в математику информации о природе в виде абстрагирования действительности. Но период выделения абстракций из природы в математику закончился с образованием чистой математики, когда абстрактность математики оторвалась от непосредственной действительности. Сформировался такой уровень абстракции, который способен развиваться в собственной сфере за счет развития мозга. Хотя чистая математика, как кажется, "не питается" при своем развитии действительностью, но она вырабатывает теории, приложимые к действительности и подчас приложимые с поражающей эффективностью. В чистой математике существуют общие теории, подходящие к различным явлениям действительности. Такова теория групп, которая применяется и в описании веревочных узлов, и в теории относительности, и в кристаллографии, и ядерной физике и в других областях [3. С. 88].

Характер развития математики и специфика ее абстракции обусловливается историческим развитием человеческого мозга. Это пытаются отразить положением о том, что математическое содержание касается не действительности, а мышления самого по себе. Но здесь дело видно в том, что действительность развивает человеческий мозг, который затем специфически выражает действительность. Загадка математики состоит в загадке развития человеческого мозга как структуры, творчески воспроизводящей действительность. Можно сказать, что в человеческое познание, которое кажется, существующим лишь в сфере субъективности и осознания, входит процесс познания, который можно назвать материальным. Мозг, материальное смысловое наполнение субъекта является познающей моделью действительности. Надо полагать, что развитие мозга происходит не только в сфере сознательных знаний, но и в системе таких отношений жизни, которые не имеют форму знаний. Информация из действительности поступает не только в сфере сознания, но и из отношений жизни в обществе, не имеющих формы знаний.

Абстрактность математики необычна. Говорят, что математика абстрагирует от конкретной природы объектов, а так же от конкретного содержания отношений между ними; для нее важна сама структура отношений [7. С. 19]. Дело, по-видимому, не только в уровне абстракций, а в специфике содержания "структуры отношений". Отмечают, "что по сравнению с естествознанием в математике процесс абстрагирования идет значительно дальше. В

стр. 88

известном смысле справедливо утверждать, что где естествознание останавливается, математическое исследование только начинается" [4. С. 40]. Это значит, что успехи математики связаны с тем, что она предлагает иное содержание. Иное содержание получается через изобретения. Недаром книга Ж. Адамара называется "Исследование психологии процесса изобретения в области математики". Особенность познания через изобретения, в отличие от познания через открытия, состоит в том, что изобретение дает содержание, не существующее ранее в действительности. Этому соответствует характер математического содержания (математические структуры), которое характеризуется не существующими в действительности идеальностями и логикой. Само содержание математики строится из идеальных предметов и отношений, кодированных живыми структурами мозга (тела). Идеальные предметы школьной геометрии не существуют в действительности реально, они или искажают свойства реальных предметов или приписывают им отсутствующие свойства [4. С. 43]. В природе нет точек нулевых размеров, прямых нулевых сечений и абсолютной прямизны, нет плоскостей нулевой толщины и абсолютной плоскостности. Такие характеристики введены для того, чтобы отношения между идеальными телами были простыми и однозначными. Через две точки можно провести только одну прямую. Идеальная прямая пересекает идеальную плоскость в одной точке, а лежит в ней всеми точками.

Надо отметить, что когда мы рассматриваем идеальности в геометрии, то мы их воспринимаем в обличии реальных точек, прямых, плоскостей, фигур и тел, воспринимаемые идеальности одеты в ощущаемые одежды. Но в материальной системе смыслов они не таковы, там находятся схемы, подобные понятиям, выражающим необходимость и всеобщность (через любые две точки проходит только одна прямая, обязательно и всегда). Все фигуры и тела, исполняемые в рисунках школьной геометрии, представляют (обозначают) идеальные фигуры и тела, что делает их необходимыми и всеобщими. Поэтому доказательство (например, суммы углов), произведенное по индивидуальному рисунку треугольника, верно для всех треугольников вообще. Исходные геометрические идеальности имеют значение не сами по себе, а как составляющие более сложных структур и доказательств. Можно сказать, что они создаются структурами, в которые входят, и они же в определенной мере определяют эти структуры.

Само абсолютное равенство, представление о котором используется при доказательствах, назначается нашим разумом, чтобы

стр. 89

можно было при выводе площадей и объемов вести однозначные рассуждения.

Сложные структуры, построенные из идеальностей, представляют собой цельности, подчиненные вышележащей целостности субъекта, ибо в материальном смысловом наполнении субъекта всякий предмет связан со всеми другими предметами. Цельность содержания представлена структурой материальной картины общего содержания, объемлющего данный предмет. Эта картина разворачивается во времени в субъективное логичное содержание. Логика не есть некий независимо существующий источник развития содержания. Логичность коренится в структуре содержательной материальной картины системы смыслов субъекта. При изложении именно определенное содержание является источником логичности. Изложение движется определенным содержанием, а не отношениями формы. Учет отношений формы (формальная логика) является пособием мышления, а не его существом.

В чистой математике распространены логические аксиоматизированные доказательства, о которых говорят, что под фигурирующими в них предметами и отношениями можно представлять что угодно, лишь бы это удовлетворяло аксиомам. Действительным содержанием таких систем является содержание, представляемое через идеальности школьной геометрии, находящееся в системе смыслов математика. Это содержание может не осознаваться, но оно действует. Логичность, содержательная логика замещает объективно воспринимаемую действительность, которая в конкретных науках оправдывает существование изложения: изложение имеет право на существование, поскольку соответствует объективной действительности. В теоретической чистой математике существование изложения оправдывается не реальностью, а доказательством. За которым стоит реальность материального смыслового наполнения мозга математика.

Итак, характер содержания в математике говорит о том, что это содержание есть результат изобретений. Изобретение также строит содержание, исходя из действительности, хотя это содержание не отражает действительность непосредственно. Материальные изобретения включают комбинацию законов природы, вызывающую нужные, для человека действия. Человек не может изменить и отменить законы природы, ибо они существуют как законы материальных образований. Но он может использовать эти законы, выбирая соответствующие материальные образования. Конструируя сложные материальные образования, за которыми стоят различные

стр. 90

законы природы, он добивается нужного для него действия устройства. Например, в автоматическом стрелковом оружии используют законы горения пороха, движение ствольной коробки затвора, или ствола под действием давления пороховых газов, работу возвратной пружины и др. В области чистой математики, которая состоит из изобретений, в качестве сложного материального образования используется материальное тело субъекта, которое у математиков так используют законы жизни, что они дают эффект математического познания. Мозг, используя особенности жизни тела субъекта, создает теоретические конструкции. Соответственно изобретениями являются математические структуры, которые существуют в виде объективных (текстовых) образований и должны преобразовываться математиками по определенным правилам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пуанкаре А. О науке. М., 1955.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики.

3. Энциклопедия юного математика. М., 1985.

4. Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968.

5. Кон И. С. Открытие "Я". М., 1978.

6. Леви В. Л. Охота за мыслью. М., 1967.

7. Беляев Е. А., Киселева Н. И., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М., 1975.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ-МАТЕМАТИКИ-КАК-ИЗОБРЕТЕНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. Пучинский, СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИКИ КАК ИЗОБРЕТЕНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ-МАТЕМАТИКИ-КАК-ИЗОБРЕТЕНИЯ (date of access: 21.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
969 views rating
15.09.2015 (1467 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИКИ КАК ИЗОБРЕТЕНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones