Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14507
Author(s) of the publication: Н. СЭВЭР

Share with friends in SM

На современном этапе, в условиях разрядки международной напряженности реакционные империалистические круги используют сионизм в идеологической борьбе против сил мира и социализма. В связи с этим актуальное значение имеет критика теории и практики сионизма, причем не только современного, но и на начальном этапе его деятельности, когда была создана Всемирная сионистская организация (ВСО) с разветвленной по всему миру системой и заложены основы экономических и политических учреждений, представляющих собой изначальные элементы сложного "механизма" международного сионизма. Целью настоящей статьи является освещение генезиса и начального этапа сионизма, этапа его возникновения и организационного оформления, что предполагает знакомство с социальной базой этого течения, рассмотрение структуры ВСО и основных направлений ее деятельности в 1897- 1914 гг., исключая "дипломатическую работу", ибо это требует специального изучения. Избранные вопросы чрезвычайно важны для понимания дальнейшей эволюции сионизма. Несмотря на наличие разнообразной отечественной и зарубежной литературы, они не были пока предметом специального исследования.

* * *

Развитие капитализма, особенно ка его империалистической стадии, оказало весьма своеобразное влияние на рассеянных по разным странам евреев. Подавляющее большинство их жило в странах Восточной Европы, преимущественно аграрных. Однако в силу исторических и социально- правовых условий многие еврейские семьи оказались структурно как бы втиснутыми между землевладельцами и крестьянами, то есть имели посреднический статус, лишавший их возможности заниматься земледелием и связанными с ним отраслями хозяйства. Еврейское население было сосредоточено главным образом в городах или местечках, В основном это были мелкие ремесленники и торговцы. В процессе развития капитализма ремесленное производство вытеснялось фабрично-заводским, мелкая торговля и посредничество отживали свой век. В результате сфера деятельности еврейского населения под влиянием объективных процессов сокращалась. Правительства аграрных стран, стремясь сдержать неумолимый ход экономического развития и сохранить свою социальную базу, искусственно ограничивали торговую и ремесленную деятельность евреев. В главном средоточии еврейской диаспоры (рассеяния), в России, они были лишены самого необходимого условия для торговой деятельности - свободы передвижения, ибо основная их масса должна была жить в "черте оседлости".

По мере расширения капиталистического производства обнищание еврейского населения возрастало. С 1894 - 1898 гг. число нуждавшихся

стр. 30


еврейских семей в России увеличилось на 27%. Аналогичная картина наблюдалась и в Галиции: 90% живших там евреев были неимущими1 . Процесс капиталистического развития с неумолимой силой толкал широкие массы евреев Восточной Европы в ряды промышленного пролетариата. Между тем реальная возможность попасть в этот класс капиталистического общества была для евреев ограничена.

Как известно, многие фабрики были закрыты для евреев. В Румынии для еврейских рабочих существовала даже ограничительная норма: не более 1/3 всех рабочих на фабрике2 . В России главные промышленные центры находились, как известно, вне "черты оседлости", а следовательно, оставались недоступными для евреев. Исключение составляли северо-западный край и Польша, где имелись крупные текстильные фабрики. Но и там далеко не все они были открыты для евреев. Это и толкало еврейские массы на единственный, по их мнению, путь спасения от голодной смерти и нищеты - на эмиграцию.

Основную характерную особенность жизни евреев во второй половине XIX - начала XX в. можно определить двумя словами: "великое переселение", переселение, которому нет аналогий в истории. Изгнание евреев из Англии (1290 г.) коснулось 16 тыс. человек, "великое переселение" из Испании в конце XV в. (1492 г.) подняло с мест 300 тыс. человек3 . Между тем в течение 28 лет (1881 -1908 гг.) из Восточной Европы эмигрировало около 2 млн. евреев. Из них большинство - 1750 тыс. - направилось в США и 190 тыс. - в Англию 4 , незначительная часть евреев переселялась в другие страны.

Сионистские и просионистские авторы утверждают, что еврейская эмиграция конца XIX - начала XX в. явилась следствием антисемитизма, в частности погромов 1881 - 1882 годов. Однако это далеко не так. Еврейская эмиграция существовала и до 1881 года. Как отмечал К- Форнберг, исследователь еврейской эмиграции, вернее, основного ее потока (из России в США), массовая эмиграция евреев началась гораздо раньше. С 1821 по 1870 г. из России и Польши только в США эмигрировало более 7,5 тыс. евреев, с 1871 по 1880 г. число это возросло до 41 тыс. человек. В начале 80-х годов XIX в. эмиграция увеличивается (в 1881 г. - 8,2 тыс., 1883 г. - 6,9 тыс., а с 1884 г. систематически возрастает, достигая значительных размеров в эпоху империализма: в 1903 г. - 47,7 тыс., 1904 г. -77,5 тыс., 1905 г. -92,4 тыс., 1906 г. - 125,2 тысячи)5 . Погромы, русско-японская война, революция 1905 - 1907 гг. лишь активизировали еврейскую эмиграцию, но не были ее главной причиной.

Эмиграция не была всеобщим паническим бегством евреев от погромов. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX - начале XX в. из России эмигрировало значительное количество представителей различных национальностей, не страдавших от погромов. Еврейская эмиграция, как и любая другая эмиграция изучаемого периода, была процессом выделения определенных социальных слоев, экономические устои которых разрушались в процессе развития капитализма. К такому выводу приходит и К. Форнберг. "Не страх, не боязнь погромов и не политический гнет является главным двигателем еврейской эмиграции, - писал он, - а подрывание социально-экономических устоев. В Америку едут не от дел, а в поисках работы и дел. Едут элементы


1 С. М. Дубнов. Новейшая история еврейского народа. Т. 3. Берлин. 1923, стр. 351, 75.

2 Там же, стр. 241.

3 К. Форнберг. Еврейская эмиграция. Киев, 1908, стр. 7.

4 1545 тыс. из России, 305 тыс. из Австрии, 100 тыс. из Румынии (В. Зомбарт. Будущее еврейского народа. Одесса. 1912, стр. 10).

5 К. Форнберг. Указ, соч., стр. 17.

стр. 31


жизнеспособные, трудящиеся"6 . Об этом же говорит и то, что еврейская эмиграция шла из аграрных стран в страны промышленные. Объективные экономические процессы в эпоху империализма обусловили расширение эмиграции, в данном случае еврейской, затронув и более обеспеченные слои. Если среди эмигрантов удельный вес состоятельных евреев составлял до 1906 г. всего 5%, то в последующие годы эта цифра растет7 . Таким образом, главной причиной эмиграции были изменившиеся в результате развития капитализма социально-экономические условия.

Эмигрировав в развитые страны, попав в "рай капиталистического производства", евреи вынуждены были разделить жалкие условия жизни пролетариата. Расширение рынка рабочей силы вследствие массовой иммиграции и усиление эксплуатации в условиях постоянной конкуренции сопровождались понижением заработной платы, что послужило причиной неприязни части местных пролетариев к приезжим рабочим, в том числе и к евреям. Все это ставило известный предел еврейской иммиграции. В США и Англии в начале XX в. стали даже поговаривать об ее ограничении.

В эпоху империализма национализм и великодержавный шовинизм проявлялись прежде всего в нетерпимом отношении буржуазии господствующих наций к иным народностям и национальным меньшинствам, в том числе и к евреям. В условиях обострения межклассовых и национальных противоречий правящие круги всех стран поощряли национальную рознь для ослабления классовой и национально-освободительной борьбы. В этой политике определенное место отводилось антисемитизму. Однако не следует переоценивать его роль в зарождении сионизма. Антисемитизм был лишь следствием объективно-исторических процессов, происходивших в конце XIX - начале XX в. и способствовавших распространению среди еврейского населения разнообразных мировоззренческих направлений от консервативных до революционных. Националистическая идеология среди евреев породила множество различных течений, часто весьма противоречивых. Среди них в конце XIX в. выкристаллизовался, набрал силу и занял центральное место сионизм. Эпоха империализма обеспечила ему социальную базу, вызвав определенный интерес к сионизму у различных слоев еврейского населения.

Развитие капитализма открыло для состоятельной еврейской верхушки (из которой со временем развилась еврейская буржуазия) широкий простор прежде всего в тех странах, где евреи получили гарантированные законом права. Однако по мере обострения основных противоречий империализма резко усилилась и конкурентная борьба между предпринимателями. Жесткая конкуренция все более усиливала желание еврейской буржуазии заняться предпринимательством на независимой собственной территории.

Стремление еврейской буржуазии встретило активную поддержку иудейского духовенства. Последнее в силу объективных исторических причин в XIX столетии утрачивало свое значение в жизни еврейской общины. Желая вернуть себе руководящую роль в общине, оно стало поддерживать сионизм. Многие представители духовенства пытались представить сионизм как своего рода "светское мессианство". Опираясь на основные положения иудаизма, в частности на библейское предсказание о том, что "святая земля" - Палестина должна принадлежать "потомкам Израиля", представители духовенства, с одной стороны, стремились утвердить сионизм на основах религии, а с другой - использовать его для усиления иудаизма. Именно в XIX в. появился тезис


6 Там же, стр. 56.

7 Там же, стр. 37.

стр. 32


о том, что сионизм без религии - беспочвенное течение. "Если у каждого народа, - писал один из основоположников религиозного сионизма, Е. М. Пинес, - имеется национальная независимость, не имеющая ничего общего с религией, то нам, сынам Израиля, подобный национализм представляется мерзостью, и, кроме того, в нем нет существенного, так как нет в нем естественной основы, ибо что представляет собой национализм Израиля без Библии и религии!"8 . Таким образом, еврейское духовенство пыталось соединить мистические представления с еврейским национализмом.

Крайняя нужда, ухудшение условий жизни, бесправие народных масс (в том числе и еврейских) в период перерастания капитализма в империализм, неспособность разобраться в сложном клубке противоречий капиталистического общества и увидеть реальный выход из бедственного положения способствовали тому, что сионизм в определенной степени нашел поддержку среди еврейской бедноты.

Еврейская интеллигенция, как и всякая другая, в силу своей социальной природы была связана, с одной стороны, с буржуазией (крупной, средней и мелкой), с другой - с беднотой. Большая часть еврейской интеллигенции в эпоху буржуазных преобразований уповала на всесильную, по ее мнению, эмансипацию, которая должна была открыть путь неограниченной ассимиляции и в конечном счете ликвидировать "еврейский вопрос". Однако эти чаяния еврейской интеллигенции разбивались об ограничительные законы для евреев. Недовольство таким маргинальным положением выливалось у еврейской интеллигенции в ненависть к существовавшему строю, которая приводила одних в ряды борцов за конституцию, других - в ряды революционеров. Большой удельный вес евреев среди либерально и особенно революционно настроенных слоев делал еврея-интеллигента и вообще еврея в глазах правительств "нежелательным элементом", бунтарем. Главной причиной ограничений в отношении евреев было недоверие к ним как к верноподданным. В России, Румынии, Австро-Венгрии такие ограничения вводились по военному и судебному ведомствам, для еврейского юношества искусственно сужался путь к образованию с помощью установления нормы (с 1887 г. в России и Румынии).

Часть еврейской интеллигенции (главным образом выходцы из буржуазных слоев) встала на путь национализма и занялась разработкой сионистской идеологии, во главу угла которой возвела положение о том, что "еврейский вопрос - вопрос национальный, а не социальный или религиозный"9 . Отсюда вытекала мысль о необходимости всем евреям объединиться на почве общих "национальных задач" для того, чтобы добиться создания своего государства, которое провозглашалось панацеей от всех бед. В действительности дело обстояло гораздо сложнее. Среди еврейских националистов были и некоторые представители демократических слоев интеллигенции (особенно студенчества), которые пришли в лагерь сионистов, побуждаемые искренним желанием помочь еврейской бедноте. Правда, их участие не изменило, да и не могло изменить характера и логического развития сионизма как буржуазного националистического течения. Зато сионисты очень умело использовали заблуждения представителей еврейской демократической интеллигенции в своей пропагандистской и агитационной работе.

Резкое усиление в последней четверти XIX столетия неравномерности развития капиталистических стран вело к дальнейшему обострению противоречий между ними. Главным содержанием внешней политики ведущих держав в период империализма являлась борьба за передел


8 В. Эрлих. Сионизм: теория и практика. "Против сионизма и израильской агрессии". М. 1974, стр. 88.

9 Т. Герцль. Еврейское государство. Одесса. 1905, стр. 8.

стр. 33


мира. Желая воспользоваться удобным моментом для осуществления своих планов относительно Палестины, еврейские националисты с помощью сионистской организации старались привлечь к себе внимание империалистических держав, которые готовы были использовать националистически настроенных евреев для осуществления колониальных захватов на Ближнем Востоке.

* * *

Организационно сионизм оформился на базе "палестинофильства". "Палестинофилы" с 1882 г., призывая евреев к национальному возрождению на "святой земле", стали образовывать в разных странах группы и кружки "Ховеве- Цион" ("Друзья Сиона"), целью которых было поддержание идеи колонизации Палестины с тем, чтобы создать там базу для "возрождения еврейской нации" и еврейского государства.

Однако "палестинофильство" не имело массового характера. Социальная база его была ограничена мелкой еврейской буржуазией и интеллигенцией, среди которой значительное место занимало студенчество, движимое энтузиазмом "возродить национальный очаг". Широкие еврейские массы остались в стороне от "палестинофильства". Индифферентность их понятна: бедность остерегала большинство из них от рискованного шага - переезда в страну, где они не были уверены в завтрашнем дне. Поэтому, несмотря на наибольшую близость Палестины к главному центру диаспоры (России), несмотря на необычайную дешевизну переезда туда (он равнялся 20 руб.), иммиграционный поток в Палестину был сравнительно малочисленным. Широкие еврейские массы предпочитали заплатить за переезд в Америку 90 - 100 руб. с человека10 и поселиться в стране, сулившей им избавление от нужды и голода. Определенное влияние на размер иммиграционного потока в Палестину оказывали также ограничительные меры, осуществляемые турецким правительством с 1882 года.

В результате всех этих обстоятельств и сравнительно малых успехов в колонизации Палестины, "палестинофильство" в 90-е годы XIX в. переживало кризис. Следствием его было появление внутри "палестинофильства" двух течений. Одно из них - "духовное", или "культурное палестинофильство" 11 . Приверженцы его считали, что Палестина должна служить лишь духовным центром "еврейства", а поэтому, пока широкая колонизация невозможна, достаточно создать там несколько образцовых колоний, которые служили бы "ядром нации", и сосредоточить усилия на "культурном развитии" евреев диаспоры. В противовес "духовным" "практические палестинофилы" особо важной считали именно работу по колонизации Палестины. Однако нелегальные методы колонизации и неуверенность в благополучном устройстве в Палестине отпугивали многих эмигрантов. Движение стало затухать.

В середине 90-х годов XIX в. в лагере "палестинофилов" обнаружилось новое направление. Представители его, решительно отвергая "практическую инфильтрацию", предлагали добиваться правовых гарантий от правительств на заселение Палестины. Вскоре вождем этого направления стал Т. Герцль. По его мнению, перед лицом единого врага евреев - антисемитизма - "еврейство" должно объединиться "для того, чтобы разрешить свой не социальный или религиозный, а национальный вопрос... и чтобы его пазрешить, надо прежде всего сделать его


10 М. М. Усышкин. Успехи еврейской колонизации в Палестине за последние 25 лет. Одесса. 1907, стр. П.

11 Наиболее видный теоретик этого направления - Ашер Гинцберг, выступавший под псевдонимом Ахад Г зама (см. на русск. яз.: Ахад Гаам. Избранные статьи. Птгр. 1918).

стр. 34


вопросом мировой политики, предоставить его разрешение всем культурным народам"12 .

Свой план создания еврейского государства Герцль изложил в брошюре, написанной им в Париже (1895 г.) и изданной в Австро-Венгрии в 1896 году. По этому плану следовало получить согласие правительств великих держав на то, чтобы предоставить евреям "на правах полной независимости территорию в размере, достаточном для справедливых нужд народа"13 . Аргументируя реальность данной идеи, автор утверждал, что предоставление самостоятельности евреям "в интересах правительств тех стран, в которых существует антисемитизм"14 . Затушевывая сущность антисемитизма, он умалчивал о классовых противоречиях, существовавших между различными слоями евреев, предлагая им сплотиться для решения единой "национальной задачи". Определяя цель и сущность сионизма, Герцль писал: "Я не верю в бессердечность капиталистов и далек от мысли обвинять их в этом. Моя цель ведь не натравлять, а примирять"15 . Подобно другим националистическим течениям сионизм стремился увести широкие слои еврейских масс от социальной борьбы к социальному миру, обещая им счастливую жизнь на "святой земле" в утопическом, надклассовом еврейском государстве.

Успеху книги Герцля содействовало то обстоятельство, что в Вену, где она вышла, стекалось много еврейских беженцев из Галиции, Буковины и Моравии, среди которых сионистские настроения нашли определенный отклик. Кроме того, "палестинофилы" России, Галиции и Румынии тоже стали поддерживать призыв Герцля, надеясь тем самым оживить затухавшую колонизацию Палестины. Они решительно заявили, что речь может идти лишь об одной- единственной территории для будущего еврейского государства - о Палестине. И Герцль, ранее колебавшийся, какую территорию выбрать для создания еврейского государства - Палестину или Аргентину, решительно "поднял знамя Сиона", под которое готова была встать "армия палестинофилов". В апреле 1896 г. общества "Ховеве-Цион" Австро-Венгрии выразили поддержку Герцлю, а в июне того же года образовалась "Сионистская ассоциация Вены", вскоре признавшая Герцля своим главой.

С целью пропаганды политического сионизма в Вене с июня 1897 г. стал издаваться еженедельный орган "Die Welt"16 , девиз которого был "Создать законом обеспеченное убежище для тех евреев, которые в нынешних местах жительства не могут или не хотят ассимилироваться"17 . Основной задачей этого органа явилась подготовка учредительного съезда или конгресса с тем, чтобы определить и сформулировать задачу и программу сионизма. В силу того, что к движению примкнуло значительное число "палестинофилов", Герцлю и его сторонникам в Вене удалось за короткое время подготовить первый Всемирный конгресс сионистов. Он состоялся в Базеле (29 - 31 августа по н. ст. 1997 г.) и оформил создание Всемирной сионистской организации.

Конгресс принял программу политического сионизма ("Базельская программа"), которая определила задачи сионизма следующим образом: "Сионизм стремится создать для еврейского народа правоохраненное убежище в Палестине. Для достижения этой цели конгресс имеет в виду: 1. целесообразное развитие колонизации Палестины еврейскими


12 Т. Герцль. Указ. соч.,_стр. 8.

13 Там же, стр. 21.

14 Там же.

15 Там же, стр. 50.

16 "Die Welt" - официальный орган сионистского движения издавался с 1897 по 1905 г. в Вене, с 1906 по 1911 г.. - в Кельне и с 1911 по 1914 г. - в Берлине. Первоначально выходил только - на нем. яз., позже издавался и на идиш под тем же названием, а с 1907 г. -на древнееврейском языке (иврит) под названием. -"Хаолам" ("Мир").

17 "Die Welt", 2.VI. 1897.

стр. 35


земледельцами и рабочими; 2. привлечение и сплочение всех евреев в местные и общие союзы, согласно законам каждой страны; 3. укрепление еврейского национального чувства и самосознания; 4. предварительные меры для получения согласия правительств на осуществление целей сионизма"18 .

Такова "конституция политического сионизма", призванная путем компромисса объединить основные течения старого "палестинофильства" с политическим сионизмом. Компромиссный характер Базельской программы способствовал привлечению к движению сторонников различных направлений. Принимая во внимание большой удельный вес в новом движении "палестинофилов", программа, с одной стороны, учитывала их желание и признавала необходимым продолжение колонизации Палестины. Она признала также необходимой и работу по усилению "национального чувства" и самосознания среди "еврейства". Но, с другой стороны, программа содержала пункт и о переговорах с правительствами. Причем именно на этом последнем пункте сосредоточилась основная деятельность сионистов до 1904 года. Колонизация же Палестины в это время фактически не велась, хотя данное требование "палестинофилов" и нашло отражение в первом пункте Базельской программы.

На конгрессе был принят также организационный устав сионистов19 . Членом организации мог стать независимо от пола и возраста любой еврей, признававший Базельскую программу и уплативший в кассу организации древний "шекель" - обязательный годичный взнос для текущих расходов по сионистскому движению. Размер "шекеля" в разных странах был неодинаков (не менее 1 франка, 1 марки, Г кроны, 40 коп., 25 центов, 1 шиллинга). С 18 лет шекеледатели (шекелеплателыцики) могли участвовать в выборах в конгресс, а с 24-летнего возраста быть избранными. Шекеледатели каждой страны образовывали кружки, которые объединялись в землячества. Во главе землячества стоял центральный комитет, члены которого выбирались на съездах делегатов всех кружков данной страны. Центральные комитеты всех стран были подчинены центральному правлению Всемирной сионистской организации. Последняя находилась при жизни Герцля в Вене, затем в Кельне, а позднее в Берлине.

Центральное правление сионистской организации состояло из следующих органов: конгресс, центральный комитет, большой исполнительный комитет и малый исполнительный комитет. Последний (МИК) был постоянно действующим комитетом и состоял из пяти членов. Через центральные комитеты землячеств и членов большого исполнительного комитета он руководил всей сионистской организацией, а через "Палестинское управление" (в Яффе)-практической работой в Палестине. От имени ВСО МИК вел также переговоры с правительствами разных стран.

Большой исполнительный комитет ВСО (БИК ВСО), или просто исполком, включал представителей различных стран. По уставу, принятому на X конгрессе (1911 г.), БИК должен был созываться каждые три месяца (ранее гораздо реже) на общие заседания с членами МИК. В функции исполкома входили: контроль за выполнением всех решений конгресса и центрального комитета, обсуждение наиболее серьезных вопросов, предложенных МИК, и, наконец, контроль и наблюдение за всеми сионистскими учреждениями.

Центральный комитет (ЦК ВСО) созывался в период между конгрессами для решения особо важных вопросов. Его функции соответ-


18 С. Пен. Первый Всемирный конгресс сионистов в Базеле (полный отчет). Одесса. 1897, стр. 15.

19 Он опубликован в приложении к кн.: И. А. Штейн. Сионизм, его сущность и течения. Екатеринослав. 1901, стр. 17 - 20.

стр. 36


ствовали функциям конгресса, кроме выборов в МИК, БИК и ЦК, а также изменений устава организации. В ЦК ВСО входили: члены БИК, председатель последнего конгресса, уполномоченные Еврейского колонизационного банка (ЕКБ), Англо-палестинского банка и "Национального фонда", делегаты землячеств и федераций, имевших не менее 400 шекеледателей (местные организации, имевшие более 200 шекеледателей, могли послать двух делегатов).

Конгресс - верховный орган сионистской организации, собирался периодически сначала через год, а затем, по уставу, принятому на V сионистском конгрессе (1901 г.), через два года. Делегаты на него избирались и посылались местными организациями (каждые 200 шекеледателей выбирали 1 делегата). Заседания конгресса проходили публично. В задачи конгресса входило: обсуждение и решение всех вопросов сионистской организации, обсуждение отчетных докладов исполнительных комитетов, принятие планов работы организации и ее бюджетов на следующий период деятельности. Кроме того, конгресс избирал членов исполнительных органов, чем обеспечивал себе влияние и контроль за всеми сионистскими институтами. Из исполнительных органов выбирались члены "Наблюдательного совета", сионистских банков и их "директориума", а кроме того, директориума "Национального фонда". Конгресс избирал комиссии по всем подлежащим обсуждению вопросам и постоянную комиссию для решения вопроса о личном составе различных центральных органов.

После первого конгресса ВСО развернула пропаганду идей сионизма, в результате которой число его сторонников значительно расширилось. Ко II сионистскому конгрессу (1898 г.) насчитывалось 913 сионистских кружков (из них 373 в России)20 , в том числе 796 новых и 117 старых21 . Очевидно, многие из этих "новых" кружков существовали и раньше, а после конгресса лишь приняли Базельскую программу, но несомненно, что конгресс повлиял на оживление "палестинофильских" кружков и способствовал объединению их на базе сионистской программы. Таким образом, сионистам удалось сделать то, чего не смогли осуществить "палестинофилы" - объединить группы и общества националистически настроенных евреев всех стран и создать разветвленную по всему миру организацию. В ней была сила сионистов, которые прекрасно понимали значимость централизованной организации в деле достижения своих целей. Поэтому среди основных направлений сионистской деятельности с самого начала важное место отводилось работе по привлечению евреев разных стран к сионизму и объединению всех националистически настроенных евреев под руководством ВСО через местные сионистские союзы и группы. Каждый член организации должен был принимать активное участие в пропаганде сионистских идей среди еврейского населения своей страны. Работа по распространению сионистской идеологии, по расширению и укреплению организации проводилась сионистами не только последовательно, но и достаточно гибко.

На рубеже XIX и XX вв., когда марксистские идеи классовой борьбы пролетариата против всех видов угнетения, в том числе и национального, нашли активную поддержку в России и некоторых странах Европы, наиболее передовая часть еврейской интеллигенции встала на путь революционной борьбы с существовавшим строем. В ликвидации эксплуататорского строя и создании социалистического обществе она видела единственное решение "еврейского вопроса", который рассматривала


20 "Encyclopedia of Zionism and Israel". N. Y. 1971 (далее - EZI). Vol. 2, p. 981.

21 С. Пен. Второй Всемирный конгресс сионистов в Базеле, (полный отчет). Одесса. 1898, стр. 42. Наиболее крупные находились: в Австрии - 218, из них 176 - новых; в Венгрии - 32 новых; в Румынии-127, из них 100 -новых; в Англии - 26, из них 12 - новых; в Германии - 25 новых; в Италии - 12 новых. Остальные в США, Канаде, Франции и др. странах (там же, стр. 41 - 42).

стр. 37


как порождение и отражение язв капитализма. Сионисты, напротив, стремясь увести еврейские массы от классовой борьбы, трактовали "еврейский вопрос" как чисто "национальную проблему", которую возможно решить лишь в рамках собственного еврейского государства в Палестине.

Диаметрально противоположный подход к "еврейскому вопросу" марксистов и сионистов определил отношение первых к сионизму, их принципиальную, бескомпромиссную борьбу с ним. Сионисты были вынуждены маневрировать. В их рядах появились "левые течения" (в России, Австро-Венгрии, США), представители которых надеялись соединить две противоположные идеологии - социализм и сионизм. К таким течениям принадлежал "рабочий сионизм", оформившийся на базе многочисленных групп "Поалей-Цион" ("Рабочий Сиона"). Представители этого течения пытались соединить политический сионизм с классовыми интересами еврейского пролетариата, утверждая, что подлинно социалистическая идеология требует от еврейских рабочих активного участия в борьбе за возрождение "еврейского национального государства". Самые первые группы "Поалей-Цион" возникли в Минске в 1900 году. Несколько позже такие же группы начали действовать в Австро-Венгрии, Германии, Англии, США и Канаде.

Появление в едином движении различных течений, внутри которых не было цельности, встревожило ВСО. Стремясь предотвратить возможный раскол, ВСО на своем V конгрессе (1901 г.) изменила организационный устав сионистов. Новый устав разрешал сионистам каждой страны образовывать группировки или федерации "согласно их мировоззрению и направлению". При наличии не менее 50 кружков (с общим числом не менее 5 тысяч шекеледателей) сионистам предоставлялось право образовывать самостоятельную группу, которая могла независимо от ЦК местной организации осуществлять связь с центральными сионистскими учреждениями22 . Этот устав, провозгласивший принцип федерального устройства, открыл широкий простор для относительной самостоятельности отдельных сионистских групп, кружков и их членов. В результате в движении оформилось несколько течений ("политические сионисты", "культурные сионисты", "сионистско-демократическая фракция", "сионисты-социалисты" и образовавшие вскоре федерацию "Мизрахи" "сионисты-ортодоксы"). Новый принцип устройства ВСО, допускавший различия в программах федераций, расширил диапазон деятельности сионистов по вовлечению новых членов. В этом отношении наиболее активными были именно "левые сионисты". Их пропаганда нашла отклик среди той части еврейских трудящихся, которые не обладали достаточно развитым классовым сознанием. Таким образом, изменив свой устав, ВСО удалось не только избежать раскола, но даже расширить сеть местных сионистских организаций и обеспечить за собой контроль над их деятельностью. Однако наличие разнообразных течений в сионизме того времени не могло изменить его буржуазной сущности. Не повлияла на него и эволюция различных течений.

Диапазон приемов, которыми пользовалась ВСО для расширения сети сионистских организаций и привлечения в их ряды новых членов, был достаточно широк. Сионисты умели "ловить момент". Свои демагогические заявления о возвышенности сионистских идеалов они нередко подкрепляли материально. Так, в 1905 г. из доходов Еврейского колонизационного банка было пожертвовано 2 тыс. ф. ст. в пользу евреев, пострадавших от погромов в России. Значительные суммы на эти цели были Выделены ВСО и в 1907 - 1908 годах. Тогда же создается специальный фонд "Для поддержки жертв погромов" и фонд "Национального


22 См. И. А. Штейн. Указ, соч., стр. 19. Приложение.

стр. 38


подарка детям Герцля"23 . Эти меры способствовали укреплению авторитета ВСО. Однако "великодушие", проявленное ВСО, было лицемерным, ибо эта организация ни разу не заявила своего протеста по поводу погромов, организованных в России, Румынии, Австро-Венгрии. Более того, Герцль незадолго до своей смерти, сразу же после антиеврейских погромов 1903 г. в России, отправился к царскому министру внутренних дел П. Н. Плеве, больше других повинному в них, и вел с ним переговоры о помощи, которую могло бы оказать сионистам самодержавие.

В своей деятельности по привлечению в ряды ВСО всех националистически настроенных евреев сионисты учитывали обстановку в каждой стране и настроения еврейских масс. Агитационная и пропагандистская работа сионистов велась через достаточно развитую сионистскую прессу, издававшуюся во многих странах и на разных языках. В изучаемый период выходило в свет более 80 такого рода периодических изданий. Из них свыше 50 являлись довольно крупными. Помимо этого, имелось значительное количество периодических изданий "левых сионистов", которые также играли большую роль в распространении сионистской идеологии. Достаточно сказать, что только в России периодические издания сионистов-социалистов, поалейционистов и серпистов с 1905 по 1907 г. выходили под 20 различными именованиями24 .

К XI сионистскому конгрессу в Вене (1914 г.) ВСО насчитывала в своих рядах 130 тыс. членов25 . Сама по себе эта цифра довольно внушительна. Однако если сравнить ее с численностью еврейского населения мира (к 1914 г. около 13 млн.) и исключить отсюда евреев в возрасте до 18 лет (за неимением статистических сведений условно примем эту цифру за 50% всего еврейского населения), то окажется, что удельный вес сионистов среди евреев составлял всего 2%. Сионистские руководители прекрасно понимали это. Поэтому на следующем этапе движения главной заботой их становится выполнение второго пункта Базельской программы - привлечение и сплочение всех евреев для "общего дела".

* * *

ВСО развернула активную экономическую деятельность в Палестине. Работа по колонизации этого района проводилась еврейскими националистами еще задолго до появления ВСО. По утверждению еврейских националистов, "еврейская нация" должна была возродиться в Палестине, а этого можно было добиться, основав там еврейские колонии. С этой целью в странах Западной Европы со второй половины XIX в. стали создаваться различные колонизационные общества (в 1860 г. во Франции "Alliance Israelite Universelle" (AIU), 1860-е же годы "Колонизационное общество" во Франкфурте-на-Одере, 1864 г. "Центральный комитет Палестинской колонизации" и др.). "Палестинофильские" кружки и общества различных стран оказывали материальную помощь еврейским колониям. Только одесский комитет израсходовал на эти цели за 10 лет (1890 - 1900 гг.) 971,5 тыс. франков26 . Около 60 млн. фр. в дело колонизации Палестины вложил представитель крупной еврейской буржуазии барон Э. Ротшильд27 . В разных странах "палестинофилы" на-


23 Б. А. Гольдберг. Наши банки. Вильна. 1909, стр. 15.

24 Название этих изданий приводит А. Д. Киршниц (см. "1905 год. Еврейское рабочее движение". Материалы и документы. М. -Л. 1928, стр. 406 - 407).

25 ЦГАОР СССР, ф. ДП, СЮ, д. 44, ч. 1, л. 159.

26 "Очерки деятельности общества вспомоществования евреям - земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине за 10 лет от его основания" (от апреля 1890 г. по апрель 1900 г.). Одесса. 1901, стр. 30 - 31.

27 И. Б. Сапир. Итоги X сионистского конгресса. Одесса. 1912, стр. 5.

стр. 39


чали образовывать кружки и паевые товарищества, посылавшие в Палестину своих представителей для покупки земли.

Еврейская колонизация привела к широкой спекуляции землей в Палестине и стремительному росту цен на нее28 . Турецкие власти стали принимать меры, ограничивающие еврейскую иммиграцию. Евреям разрешался въезд в Палестину на срок не более трех месяцев. Кроме того, сначала евреям, приехавшим из России, а затем и выходцам из других стран было запрещено приобретать в Палестине землю и недвижимое имущество29 . Однако все эти запреты обходились еврейскими иммигрантами сравнительно легко с помощью "бакшиша" (взяток турецким чиновникам).

К 1898 г. (то есть ко II конгрессу сионистов) в Палестине насчитывалось 25 еврейских сельскохозяйственных поселений, где жило около 5 тыс. человек 30 . Площадь всей земли, принадлежавшей евреям в Палестине, достигла 300 тыс. дунамов, включая земли Трансиордании (около 80 тыс. дунамов31 ), которые не были заселены. Во всех этих поселениях развивались различные отрасли сельского хозяйства (виноградарство, выращивание миндаля и цитрусовых). Повсеместно утверждалась частная форма землевладения (и крупного и мелкого). Сельскохозяйственные рабочие- евреи получали землю на правах арендаторов, с правом ее покупки в будущем. В еврейских колониях с самого начала широко использовался дешевый труд местного арабского населения (феллахов и бедуинов). Частная форма землевладения способствовала обогащению крупных и средних еврейских колонистов и разорению мелких арендаторов, что вело к возникновению и обострению социальных противоречий среди самих колонистов. Кроме того, эксплуатация арабов Палестины и рост цен на землю вследствие расширения еврейской колонизации вызвали недовольство местного населения и обострение арабо-еврейских противоречий.

В начале XX в. в колонизацию Палестины активно включились сионисты. К 1905 г. (VII конгресс ВСО) ими были созданы с этой целью мощные финансовые и политические рычаги - Еврейский колонизационный банк и "Национальный фонд". В колонизационной работе ВСО в Палестине с момента возникновения этой организации и до начала первой мировой войны были достигнуты определенные результаты. Во-первых, появились экономические и политические органы, которые значительно расширяли экономическую базу сионизма в Палестине. К ним прежде всего следует отнести Еврейский колонизационный банк. II конгресс ВСО (1898 г.) обсудил и одобрил проект устава этого банка. Основной капитал был определен в 2 млн. ф. ст., разделенных на акции по 1 ф. стерлингов. Еврейский колонизационный банк был зарегистрирован в Лондоне в реестре английских акционерных обществ в марте 1899 года. В соответствии с существовавшими тогда английскими законами об акционерных обществах устав банка состоял из двух частей: 1) меморандума, или договора учредителей общества; 2) статутов банка. Согласно меморандуму задачи банка заключались "в развитии различных предприятий на Востоке32 , особенно в Сирии и Палестине; в поддержке еврейских земледельческих колоний, развитии торговли, получении концессий, учреждении банковых предприятий и т. п."33 . Статуты банка содержали 154 статьи. Они предусматривали мельчайшие подробности ведения банковых операций, внутренний распорядок и пр.


28 С. М. Дубнов. Указ, соч., т. 3, стр. 280.

29 Там же.

30 С. Пен. Второй Всемирный сионистский конгресс в Базеле, стр. 68 - 70.

31 Там же. Дунам - 0,1 гектара.

82 Как видно, интересы еврейской буржуазии не ограничивались только Палестиной.

33 Б. А. Гольдберг. Указ, соч., стр. 6.

стр. 40


По статуту банк мог начать функционировать после инкассирования 1/8 части основного капитала, то есть 250 тыс. фунтов стерлингов34 .

Тотчас же после регистрации банка началась повсеместная подписка на его акции. С 1900 г. для их продажи в рассрочку учреждались так называемые шерклубы. Банк был признан дееспособным 30 декабря 1901 года. Число его акционеров достигло к тому времени 126 тыс.35 , тогда как крупнейшие банки мира имели всего лишь 10 - 20 тыс. акционеров. Из общего числа акционеров ЕКБ 9/10 приобрели лишь по одной акции36 , да и ту зачастую покупали в рассрочку. 2/3 капитала поступили из России37 . Эти данные свидетельствуют о том, что на первых порах сионистам удалось заручиться поддержкой некоторой части бедноты, поверившей в искренность их намерения спасти обездоленных и угнетенных евреев.

Несомненно и то, что предложенное сионистами быстрое решение "национального вопроса" путем получения правовых гарантий на создание еврейского государства в Палестине (в отличие от медленной ее колонизации, проводимой "палестинофилами") также прельщало еврейскую бедноту, положение которой в эпоху империализма ухудшалось. Руководители ВСО широко использовали это заблуждение трудящихся, рекламировали сионизм как массовое, "народное" движение и постоянно подчеркивали его "демократический" характер.

Однако несостоятельность этих утверждений обнаруживается даже при беглом знакомстве с принципами устройства центральных учреждений ВСО и их руководящим составом, в частности с принципом устройства ЕКБ, который назывался сионистами "еврейским народным банком"38 . Статья меморандума, трактующая о капитале ЕКБ и об акциях обыкновенных и учредительских, позволяла обеспечить за ВСО доминирующее влияние на деятельность банка. В эту статью было включено положение о 100 учредительских акциях, владельцы которых (напомним, что всех акций было 2 млн.) имели на общих собраниях акционеров банка такие же права, как все остальные владельцы акций, вместе взятые39 .

Все управление делами банка было сосредоточено в руках "наблюдательного совета" и "директориума". "Наблюдательный совет" являлся высшей инстанцией ЕКБ. Ни одно мероприятие, выходящее из ряда обычных дел, не могло решаться и осуществляться "директориумом" без предварительного решения "наблюдательного совета". В него входило не менее 20 и не более 100 человек; все они избирались исключительно из владельцев учредительских акций, а так как эти акции принадлежали только членам исполкома ВСО, то фактически "наблюдательным советом" являлся избираемый на конгрессах ВСО большой исполком. Любой член "наблюдательного совета", не вошедший в большой исполком, терял силу владельца учредительской акции ЕКБ, а следовательно, исключался из "наблюдательного совета"40 . Показательна социальная принадлежность членов "наблюдательного совета". Так, в первом составе его было 20 человек41 , из них: 5 врачей, 4 адвоката, 4 техника, 2 купца, 2 профессора, 1 раввин, 1 журналист и 1 чиновник. Непосредственное руководство ЕКБ принадлежало "директориуму", состоявшему из 15 членов. В "директориум" избирались лица, владевшие не менее чем 500 акциями42 .


34 Там же, стр. 7.

35 Там же, стр. 9.

36 Там же, стр. 3.

37 Там же, стр. 12.

38 Там же, стр. 1.

39 Там же, стр. 6.

40 Там же, стр. 7.

41 Там же. Пять из них были членами МИК, 15 - членами большого исполкома.

42 Там же, стр. 8.

стр. 41


Таким образом, управление "еврейским народным банком" фактически было сосредоточено в руках крупной и средней еврейской буржуазии, представители которой являлись идеологами сионизма и управляли всей деятельностью ВСО. После того, как ВСО были созданы экономические и политические органы, с помощью которых началась осуществляться колонизация Палестины, многие еврейские капиталисты, прежде равнодушно относившиеся к сионизму, стали оказывать эффективную помощь ВСО, убедившись, что могут таким путем обеспечить себе прибыли за счет эксплуатации бедных еврейских колонистов и арабского населения Палестины.

По мере того, как отдалялось достижение чартера (разрешения на колонизацию Палестины), росло стремление сионистов содействовать росту влияния ВСО в Палестине. С этой целью они создают при ЕКБ отделения и унифицируют деятельность всех финансовых и колонизационных учреждений. В 1901 г. на V конгрессе ВСО было решено открыть в Палестине отделение ЕКБ под названием "Англо-Палестинского банка" (АПБ), Он был зарегистрирован в Лондоне 27 февраля 1902 г. и начал действовать в Палестине с 1903 года. Целью АПБ было развитие в Палестине экономической базы ВСО, еврейского землевладения и расширение сферы деятельности сионистов в этой стране. Большая часть акций АПБ принадлежала ЕКБ. Последний после открытия АПБ сосредоточил дальнейшую свою деятельность исключительно на Палестине43 . ЕКБ вкладывал в АПБ половину своих средств (в 1905 г. - 52,6 тыс. ф. ст., 1906 г. -61,7 тыс. ф. ст., 1907 г. - 95,8 тыс. ф. ст., 1908г. - 153,3 тыс. фунтов стерлингов). Общий кассовый оборот АПБ равнялся: в 1903 г. - 4,7 млн. фр., 1904 г. - 23 млн. фр., 1905 г. - 41 млн. фр., 1906 г. - 55 млн. франков44 . Эти суммы складывались большей частью из акций еврейских бедняков диаспоры и увеличивались за счет эксплуатации тех же бедняков в Палестине.

По инициативе АПБ были основаны товарищества взаимного кредита для помощи еврейским колонистам, ремесленникам, торговцам и предпринимателям. В самом начале колонисты отнеслись к этой идее крайне недоверчиво и осторожно, в результате чего к 1 января 1906 г. кредит АПБ товариществам равнялся всего лишь 668 фунтам стерлингов. Однако уже через год товарищества взаимного кредита стали появляться одно за другим. В конце 1908 г. в Палестине было 20 ссудно-сберегательных товариществ с общим числом участников 887 человек45 . Средняя кредитная сумма (для 1908 г.) составила около 14 ф. ст. на человека, или 620 ф. ст. на каждое товарищество.

Однако размеры кредитных сумм, выдаваемых АПБ членам товариществ, были весьма различны. Так, кроме названных 20 товариществ, в Палестине существовали четыре кредитных группы, отличавшиеся от первых прежде всего размерами кредита. Кредит одной только группы колонистов в Катре в 1908 г. исчислялся в 32,3 тыс. ф. ст.46 , а три группы домостроительных товариществ в Иерусалиме в том же году имели кредит почти в 88 тыс. ф. ст.47 , то есть в среднем по 29,3 тыс. ф. ст. на каждую группу. На размеры предоставляемых кредитов влияли экономическое положение и социальный состав кредитных товариществ и их членов. Если в городских товариществах ремесленников и торговцев среднего достатка размер кредита колебался от


43 Первое отделение АПБ было открыто в Яффе (1903 г.), затем появились отделения в Иерусалиме (август 1904 г.), Бейруте (август 1906 г.), Хевроне (май 1907 г.), Хайфе (октябрь 1908 г.).

44 Б. А. Гольдберг. Указ, соч., стр. 23.

45 Там же, стр. 24.

46 Там же.

47 Там же, стр. 25.

стр. 42


200 до 300 ф. ст. на человека, то у крупных предпринимателей размер ссуды достигал 2 тыс. ф. ст. и выше. Значительная часть кредитов АПБ сосредоточилась в руках именно этой последней категории колонистов, о чем косвенно свидетельствует общая сумма задолженностей банку всех кредитных товариществ, групп и отдельных лиц, которая в 1908 г. равнялась 441,8 тыс. ф. ст., из нее более 2/3 приходилось на частных лиц"48 . После вступления Турции в первую мировую войну АПБ как английская компания прекратил свою деятельность в Палестине.

В 1906 г. в Константинополе было открыто другое отделение ЕКБ - "Англо- Левантийский банк" (АЛБ), ставший постоянным представителем ВСО в Турции. Из 26 тыс. акций АЛБ 15 тыс. принадлежало ЕКБ. Основной капитал АЛБ был определен в 25 тыс. ф. ст., разделенных на акции по 1 фунту стерлингов 49 .

На V конгрессе ВСО в Базеле (1901 г.) было принято решение об учреждении "Еврейского Национального фонда" (ЕНФ), или просто "Национального фонда" (НФ). Он был легализован в 1907 г. в Англии. Главная задача "Национального фонда" состояла в приобретении земель в Палестине, Сирии и на Синайском полуострове "в собственность всего еврейского народа". На принадлежавших ему землях НФ, согласно уставу, имел право возводить здания, приобретать необходимый инвентарь и пр. Источниками доходов НФ были: продажа специальных марок стоимостью 1 - 5 коп., организация "кружечного сбора", самообложение отдельных лиц и групп, записи в "Золотую книгу" (сумма, вносимая при этом, должна была быть не менее 10 ф. ст. - 95 руб.), пожертвования на насаждения оливковых деревьев в "лесу Герцля" (около 3 руб. за дерево), завещания и дары. В 1903 г. имущество НФ оценивалось в 380 тыс. марок, 1905 - 860 тыс. марок, 1907 - 1,2 млн., 1909 - 1,8 млн., а к 30 июня 1911 г. - 2,6 млн. марок50 . 64% основного капитала НФ использовалось на финансирование различных предприятий в Палестине ("землеустроительная компания", кооперативные колонии, кооперативные кредитные товарищества, рабочие поселки, городские кварталы, образцовые фермы)51 .

Кроме крупных сионистских институтов, в Палестине действовал ряд менее значительных52 . Активизируя колонизацию Палестины, ВСО стремилась решить главную проблему еврейских поселений, а именно, сгладить социальные противоречия, которые особенно обострились с 1903 г. в результате новой иммиграционной волны. В 1903 - 1906 гг. в Палестину переселилось много малообеспеченных евреев, которых необходимо было срочно трудоустроить. Однако еврейские фермеры и предприниматели, считая труд еврейских рабочих дорогостоящим и малопроизводительным, предпочитали, как и прежде, нанимать на работу арабское население, что вызвало недовольство иммигрантов. ВСО стала поощрять создание вспомогательных ферм около существующих крупных и уже окрепших колоний. Но это привело к увеличению иммиграции йеменских евреев, из числа которых преимущественно рекрутировались еврейские сельскохозяйственные рабочие в связи с тем, что их труд ценился так же дешево, как и труд арабского феллаха, и был гораздо производительней труда евреев, приезжавших из России и европейских стран.

После открытия в Яффе в 1908 г. "Палестинского Агентства", которое должно было заниматься устройством сельскохозяйственных посе-


48 Там же.

49 Там же, стр. 27.

50 "Рассвет", 1911, N 34.

51 И. Б. Сапир. Указ, соч., стр. 4.

52 Например, "Общество масличных насаждений", "Палестинская землеустроительная компания", "Взаимные кредитные товарищества в Палестине", "Кооперативные колонии" и др.

стр. 43


лений, ВСО попыталась наладить сотрудничество сельских колоний с рабочими кооперативами, основанными на труде собственно еврейских колонистов. IX конгресс сионистов (1909 г.) утвердил план создания таких кооперативных колоний. В соответствии с ним появились сельскохозяйственные и рабочие кооперативные хозяйства, представлявшие собой прототип различных поселений, как "коммунальных" - квуцот (кибуцев), так и коопераций мелких собственников - мошавим овдим. Однако, пытаясь изменить сложившуюся уже практику применения труда арабов и выступая на словах за то, чтобы в колониях работали исключительно одни евреи, сионисты в то же время рассматривали образцовую колонию как кооперацию крупных еврейских фермеров или предпринимателей, где наряду с квалифицированными еврейскими рабочими использовались и неквалифицированные рабочие арабского происхождения53 . При таком подходе к проблеме ВСО не только не могла устранить социальных и национальных противоречий в еврейских поселениях, а, наоборот, способствовала их дальнейшему обострению.

ВСО старалась также создать благоприятные условия для переезда в Палестину представителей крупной и средней еврейской буржуазии либо привлечения их к колонизационной работе. С этой целью поощрялась организация "групп вкладчиков" ("Ахуза") в России, США и Англии. Члены этих групп давали средства для приобретения плантаций в Палестине и должны были после сбора первого урожая поселиться на той земле, которая принесет капитал, более чем достаточный для строительства дома и фермы. По существовавшему статуту каждый член "Ахуза" в течение пяти лет должен был внести пай в размере 1400 долларов. Указанная сумма давала ему право на покупку 50 дунамов земли под оливковые, цитрусовые деревья и другие культуры. К. 1913 г. насчитывалось 20 групп "Ахуза" в США и России с числом членов около 1 тыс. человек54 .

Сионисты проводили значительную работу по созданию и развитию городских поселений в Палестине. В 1909 г. был> основан Тель-Авив как еврейский пригород Яффы (города преимущественно с арабским населением). В Тель- Авиве проживало около 2 тыс. евреев, а в Яффе - 3 тысячи55 . Тогда же был заложен "Технион". Идея создания еврейского технологического института в Палестине нашла поддержку у представителей крупной и средней еврейской буржуазии России, Германии и США. Строительство института началось в 1912 году. В 1906 г. открылась художественно-ремесленная школа "Бецалель".

Развернувшаяся под руководством ВСО колонизационная работа в Палестине вызывала недовольство местного арабского населения. Экономические результаты сионистской колонизации (повышение цен на землю, изгнание и выселение арабов с их родных мест, коммерческое соперничество между арабами и евреями и др.) способствовали росту антисионистских и даже антиеврейских настроений.

Отношение арабских националистов к сионизму было в то время сложным. Арабские националисты (после младотурецкой революции 1908 г.) делали некоторые шаги к сближению с сионистами, надеясь с их помощью освободиться от турецкого господства. Часть арабских лидеров даже одобряла сионистскую деятельность в Палестине, но связывала ее с обязательством сионистов поддерживать арабских националистов. В целом же этот период характеризуется ростом арабской оппозиции к сионизму и усилением пропаганды против него. Это, в ча-


53 EZI. Vol. 2, р. 971.

54 EZI. Vol. 1, N. Y. 1971, р. 17.

55 Ibid., p. 562.

стр. 44


стности, нашло отражение в антисионистских статьях, публикуемых в местной арабской печати, в петициях правительству и султану с требованиями запретить сионистскую колонизацию, продажу земли евреям, закрыть сионистские институты управления и образования в Палестине и пр. В 1909 - 1914 гг. в различных частях страны, особенно в Галилее, где еврейские поселения были наиболее многочисленны, произошло несколько вооруженных столкновений между еврейскими колонистами и арабским населением.

В 1909 г. сионисты вместе с еврейскими землевладельцами и фермерами Нижней Галилеи образовали организацию "самообороны" "Хашомер" ("Страж") для "защиты" колоний от "вторжения арабов". В 1911 г. "Национальный фонд", сделав первую покупку земли в долине р. Иордан, пригласил "Хашомер" охранять эту землю. В том же году "Хашомер" вышел за пределы Галилеи, взяв на себя "защиту и охрану" Хедеры и Реховота. В 1912 г. руководители организации "обороны" подписали подобные соглашения с колониями "Ришон- Лецион" и "Бен-Иаков". Границы деятельности "Хашомер" постоянно расширялись, несмотря на то, что организация была тайной и преследовалась турецкими властями. За короткий период общее число членов "Хашомер" увеличилось с 30 до 100 человек56 . Зная о враждебном отношении арабского населения к сионистам, лидеры "Хашомер", защищавшие интересы ВСО в Палестине, пытались представить себя независимой от сионистов организацией. Хотя почти все члены "Хашомер" принадлежали к сионистской партии "Поалей-Цион", лидеры "Хашомер" отказывались признать руководство этой партии и отчитываться о своей деятельности перед ней и "Палестинским Агентством" ВСО.

Колонизационная деятельность ВСО в Палестине медленно, но неуклонно расширялась. К 1907 г. евреям в Палестине принадлежало около 50 тыс. дунамов обрабатываемой земли, или 3% всего земельного фонда, на этой земле было создано 30 колоний - 30 форпостов сионизма, разбросанных по всей Палестине. Еврейское население Палестины к 1907 г. возросло до 50 тыс., в том числе лиц, занимавшихся сельским хозяйством, насчитывалось 10 тыс. человек57 . В годы, предшествующие первой мировой войне, сионистская колонизация Палестины благодаря покровительству Германии стала принимать более крупные размеры. Кроме сельскохозяйственной колонизации, преобладающей в первые годы деятельности сионистов, значительно усилилась городская колонизация. Несмотря на препятствия, чинимые турецкими властями, и сопротивление арабского населения, сионистам удалось создать себе определенную экономическую базу в Палестине. К началу первой мировой войны там было уже 59 еврейских сельскохозяйственных колоний с площадью более 350 тыс. дунамов земли58 и сельским населением около 12 тыс. человек59 . Общее число евреев в стране к лету 1914 г. достигло 85 тыс. человек, что составляло приблизительно 12% населения Палестины60 . Деятельность ВСО способствовала росту ее влияния среди евреев всех стран. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение бюджета организации. Так, если на X конгрессе сионистов (Базель, август 1911 г.) были собраны обязательства на сумму 100 тыс. ма-


56 EZI. Vol. 2, р. 462.

57 М. М. Усышкин. Указ, соч., стр. 13. Эти земли оценивались тогда в 10 - 12 млн. франков. Продукты, получаемые ежегодно с этой земли (только те, что шли на мировой рынок), оценивались в 2 млн. франков. Общественные и частные постройки колоний (2 тыс. зданий) стоили приблизительно 10 млн. франков, а в городах к 1907 г. оценивались на сумму свыше 20 млн. франков.

58 A. Taylor. Prelude to Israel. L. 1961, p. 8.

59 EZI. Vol. 2, p. 971.

60 Ibid., p. 562.

стр. 45


рок61 , то в последующие два года - 217 тыс. марок плюс основной фонд ВСО-140 тыс. марок, всего - 357 тыс. марок против 180 тыс. марок - бюджета ВСО, состоявшего лишь из основного фонда в 1909 - 1910 гг. и в 1910 - 1911 годах. Такой рост бюджета (за три года вдвое), по-видимому, объясняется тем, что решения VII-XI сионистских конгрессов об усилении "практической" работы и ее результаты нашли отклик прежде всего у средней и крупной еврейской буржуазии, увидевшей реальную возможность увеличить свои прибыли путем участия в колонизации Палестины. Последний перед первой мировой войной XI конгресс (Вена, сентябрь 1913 г.) подчеркивал, что "скромная реальная работа в Палестине является не только средством, но и целью сионизма, так как усиливает еврейский (читай: сионистский. - Я. С.) элемент в стране и создает конкретную базу для будущего автономною строя"62 .

* * *

Сионизм конца XIX - начала XX в. представлял собой буржуазно- националистическое течение. Подобно всем националистическим течениям, он ставил во главу угла решение национального "еврейского вопроса", а условием, необходимым для этого, считал социальный мир между антагонистическими классами еврейского населения. Играя на бедственном положении еврейских масс и объясняя его экстерриториальностью евреев, умело используя интересы различных слоев еврейского населения, выступая от их имени, сионистам удалось привлечь в ряды ВСО представителей всех классов. На заре своего существования сионизм широко пропагандировал лозунг "социалистического сионизма", приверженцы которого считали, что "сионизм непременно должен слиться с социализмом, если он хочет стать идеалом всего еврейства"63 . Однако впоследствии "еврейские рабочие партии" все более и более утверждались на реформистских и националистических позициях, прибегая к социалистической фразеологии лишь для прикрытия своей буржуазно- националистической сущности и проповеди сионистской идеологии. Выступая на словах в защиту всего "еврейства", сионизм защищал интересы еврейской буржуазии. И если на первом этапе "сионисты-социалисты" еще говорили о социализме и классовой борьбе, то уже после мировой войны 1914 - 1918 гг. они отказались от классовой борьбы, отвергали марксизм, став на деле антирабочими партиями. С середины XX в. сионизм из буржуазно- националистического течения превратился в воинствующую экспансионистскую идеологию и практику крупной еврейской буржуазии. Основой своей политики сионисты сделали антисоветизм и антикоммунизм.

Классовая сущность сионизма как буржуазного националистического течения проявилась уже на первом этапе его существования. Буржуазная природа сионизма обнаружилась прежде всего в работе по созданию, а затем укреплению сионистской организации. ВСО обеспечила еврейской буржуазии и буржуазной еврейской интеллигенции руководство движением. В руках центрального правления ВСО сосредоточились главные рычаги сионизма: экономические и финансовые учреждения, политическая деятельность, средства массовой информа-


61 И. Б. Сапир. Итоги XI сионистского конгресса. Одесса. 1913, стр. 12. В связи с колонизационной деятельностью в Палестине финансовые нужды ВСО заметно возросли. Поэтому на X сионистском конгрессе был предложен новый способ увеличения бюджета ВСО: решено было приступить к подписке обязательств на определенную сумму.

62 В. Протопопов. XI Международный сионистский конгресс в Вене. Казань. 1914, стр. 5.

63 "Против сионизма и израильской агрессии", стр. 78.

стр. 46


ции и пропаганды (издательства, типографии). Таким образом, уже тогда были заложены основы организационной структуры того сложного "механизма"; благодаря которому впоследствии сионисты стали осуществлять свою теорию и практику. Далее в период мандата Великобритании на Палестину этот "механизм" лишь усовершенствовался, в нем появлялись новые экономические и политические рычаги.

Буржуазно-националистическая природа сионизма проявилась и в колонизационной деятельности, проводимой ВСО. Сионисты расценивали колонизационную работу в Палестине как "подготовку страны" к массовому ее заселению евреями, что предполагало не столько устройство сельского и городского хозяйства, развитие торговли и промышленности, сколько прежде всего вытеснение местного арабского населения с насиженных мест. В Палестине деятельность сионистов на первом этапе была направлена на укрепление частных крупных и средних еврейских фермерских хозяйств и проводилась в интересах средних и крупных предпринимателей за счет эксплуатации еврейской бедноты и арабского населения. И хотя на этом этапе сионизм действовал под весьма благовидным предлогом "защиты бедного, гонимого еврейства", которому, чтобы выжить, якобы необходимо вернуться в "землю обетованную", уже тогда стала очевидной его реакционная националистическая практика: не имея чартера (разрешения) на колонизацию Палестины, сионисты захватывали арабские земли с помощью своих экономических учреждений (ЕНФ, ЕКБ, АЛБ и АПБ). Колониальная деятельность сионистов вела к обострению противоречий и между различными социальными слоями собственно еврейского населения Палестины и между еврейским и арабским населением, интересы которого ущемлялись.

На следующем этапе, после 1918 г., при содействии британской администрации сионисты будут активно осуществлять три своих основных принципа: "завоевание земли", что означало захват арабских земель и изгнание арабского населения с насиженных мест; "завоевание труда", или изгнание арабских рабочих из еврейских поселений и предприятий; "завоевание рынка", или бойкот арабских товаров. Даже если не касаться методов, которыми реализовывались и в настоящее время реализуются эти принципы, само их содержание позволяет характеризовать сионизм как "форму расизма и расовой дискриминации".

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЗДАНИЕ-И-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ВСЕМИРНОЙ-СИОНИСТСКОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ-В-1897-1914-ГОДАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. СЭВЭР, СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 1897-1914 ГОДАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.01.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЗДАНИЕ-И-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ВСЕМИРНОЙ-СИОНИСТСКОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ-В-1897-1914-ГОДАХ (date of access: 24.10.2020).

Publication author(s) - Н. СЭВЭР:

Н. СЭВЭР → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
1028 views rating
14.01.2018 (1013 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Привилегии карачаевской знати в первой половине XIX в.
Catalog: История 
11 hours ago · From Россия Онлайн
Насильственная коллективизация в горах Дагестана
Catalog: Экономика 
11 hours ago · From Россия Онлайн
Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения
Catalog: История 
11 hours ago · From Россия Онлайн
И. В. ЛУКОЯНОВ. "Не отстать от держав..." Россия на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.
Catalog: История 
11 hours ago · From Россия Онлайн
"Хмурый" полицейский. Карьера С. В. Зубатова
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
Допетровская Россия глазами британцев
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
Отношения между Государственным контролем и Морским министерством в конце XIX в.
12 hours ago · From Россия Онлайн
Введение системы военно-народного управления на Северном Кавказе в XIX в.
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Восточный Кавказ в политике России, Турции и Ирана в конце XVI в.
2 days ago · From Россия Онлайн
В. Л. КЕРОВ. Францисканцы во Франции в XIII - первой половине XIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·163 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 1897-1914 ГОДАХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones