Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14175

Share with friends in SM


ОНА РОДИЛАСЬ в 1896 году. Родители назвали ее Фаиной. Сценическую деятельность начала, в 1918-м. Ее самый первый спектакль. Участие в массовке на сцене дачного театра в Малаховке. Странная, смешная барышня вдруг падает в обморок!

Над него склонился великий Илларион Певцов, встревоженный и изумленный: как это можно по-настоящему лишиться чувств от любви и сострадания к герою спектакля?

- Вспомните мое слово. - говорит Певцов, - . она станет настоящей артисткой!

ЕЕ СЕМЬЯ была настолько богатой, что сразу же после залпа "Авроры" все погрузились на собственный пароход и отбыли в более благополучные края. Все. кроме Фаины: "В России революция. Как я могу уехать? И потом я уже два года играю в провинциальных театрах. Оставить все это? Бросить святое искусство?!"

...В Смоленске Фаина сыграла горничную в "Любови Яровой". Ее фраза "Пустите Дуньку в Европу!" вызвала шквал оваций зала - и пошла гулять по России.

Через какое-то время Раневская оказалась в Москве. Каждый свободный вечер Фаина проводит в каком-нибудь театре. Ее унылая носатая физиономия всовывалась в окошечко администратора и. заглядывая в металлические глаза, печальным контральто произносила: "Извините меня, пожалуйста, я провинциальная артистка, никогда не бывавшая в хорошем спектакле". Это действовало безотказно. Фаина блаженствовала до самозабвения. До чего доходило! "Вишневый сад" во МХАТе. После спектакля она очнулась на галерке. "Барышня, вам пора идти" - "Куда же я пойду?..".

. Однажды, правда, прокололась. пытаясь во второй раз попасть в один и тот же театр: "Вы своим лицом очень запоминаетесь", - разлилось из окошка.

"Ах. запоминаюсь? Так это же замечательно!".

...В КАМЕРНЫЙ театр Фаина приехала из Баку. Режиссер Таиров: "Как ваша фамилия?" - "Раневская". - "Ага. кхм... Ну да..." - "Совершенно верно, из "Вишневого сада" моего земляка Антон Палыча Чехова". - "А что вы умеете?" - "Проверьте".

Репетирует. Вся труппа, только прибывшая из Парижа, с удивлением смотрит из зала на немыслимо убого одетую актрису. Раневская чувствует себя ужасно. Она не может быть нахальной. Но Таиров все понял. "Учитесь у нее, - обратился он к залу. - Смотрите, как она ищет".

Таиров не ошибся. Роли пошли одна за другой. Сатирические. Драматические. Гротескные, Бытовые... И уже с первых ее спектаклей зрители почувствовали: это настоящее! Еще не высший профессионализм, но искреннейшая эмоциональности до ясной откровенности. Если горе - так горе, если спесивость - так спесивость, если доброта - так доброта...

- Публика повалила "на Раневскую". "Как она играет!" - восхищались они. Правда. сама актриса не признавала этого слова. Пусть, говорила она. дети играют. Пусть играют музыканты. Актер на сцене должен жить.

Прихода популярности она не заметила: чувство постоянной неудовлетворенности сделанным сопровождало ее всю жизнь. В то же время она всегда так упорно отстаивала свое видение роли, что сам Ю. Завадский т раз говорил: "Фаина, ты упрямая, как телеграфный столб!".

Ей ВСЕГДА хотелось большего. Однажды она собрала свои театральные фотографии и послала на "Мосфильм". Оттуда их вернули со словами: "Это никому не нужно". Отчаялась ли она? Как бы не так!

Отдыхая в Доме творчества "Абрамцево", Раневская случайно узнала, что находившийся здесь Михаил Ромм пишет сценарий "Пышки" по Мопассану. И набралась храбрости: "Вы знаете, Михаил Ильич, я огромная поклонница вашего творчества. обожаю ваши картины "Третья Мещанская", "Предатель". "Бухта смерти". Я мечтаю сыграть госпожу Луазо. Очень прошу, пригласите меня".

Тот расхохотался: "Фаина Георгиевна, дорогая, я не тот знаменитый Роом! Я совсем другой Ромм. И это моя первая картина". Раневская смутилась. Тем не менее она быстро подружилась с Роммом, и он пригласил ее на роль. "Играла она превосходно", - вспоминал впоследствии режиссер.

Не так давно "Пышку" показали по ТВ. Время оказалось безвластно над талантом актрисы. Она мастерски воплотила образ воинствующей. своекорыстной обывательницы с душой жандарма, которая не имела никаких жизненных принципов. Подло вынудив главную героиню удовлетворить гнусную похоть пруссака-захватчика. госпожа Луазо тут же выказала ей бесконечное презрение.

Апофеоз предательства.

ПРИ ВСЕЙ насыщенности творческими исканиями и блистательными обретениями, личная жизнь Раневской, увы, была окрашена бесконечным одиночеством. На первый взгляд это покажется странным. Фаину Георгиевну отличала необычайная влюбчивость. Она поклонялась Луначарскому. обожала Михоэлса, была без ума от критика А. Зоркого (с последним прожила вместе некоторое время. "Вы дивный рэдактор!" - с неподражаемой интонацией говорила она Зоркому. - Мой неглубокие мысли вы превращаете в пучину"). Тем не менее всякий раз очередной роман завершался неизменным разрывом. В чем тут дело?

Скорее всего, в неординарности натуры. В нежелании жить с человеком ниже себя по интеллектуальному уровню. От одиночества ее спасали театр, поэзия Пушкина. драматургия Чехова - и врожденное чувство юмора. Как-то Раневская застряла в -лифте с хорошим знакомым. После этого часто шутила: "Дорогой, теперь вы должны мне отдаться. Так требуют правила хорошего тона".

Ее выручало также общение с братьями по цеху. особенно дружба с Верой Марецкой, письма почитателей таланта актрисы. А еще - беспредельная любовь к животным.

Уже в довольно солидном возрасте Раневская на Тверском бульваре увидела бродягу типа лайки, погибавшую от голода. Спасла. Назвала Мальчиком. Он прожил у нее много лет. "Вы знаете, - говорила она гостям, - Леонардо да Винчи, а я ему абсолютно доверяю, писал. что собаки все понимают. Когда я уезжаю на спектакль. Мальчик лает мне: "Куда же ты? Вернись! Я все прощу!". И остается на подоконнике ждать. Мой Мальчик живет, как Сара Бернар. Это я живу, как собака....

РОЛЬ госпожи Луазо в фильме "Пышка" поразила глубоким реализмом, разоблачительной силой сатиры, высоким драматизмом. И в последующих киноролях зрителей не переставали удивлять щедрое богатство бытовых красок, остро, смело найденная Раневской характерность героев.

...Фрау Вурст из фильма "У них есть родина". Лицо" набрякшее от пива. Сальная челка над жирными глазками. Настоящая властительница пивной. Ее зло - беззастенчивое. земное и откровенное. что подчеркивается неандертальской ступней...

...Исполинская Мачеха в "Золушке". Ну кто бы еще мог так ярко. Гротескно, с вызывающим ненависть ледяным равнодушием к несчастной девчушке и беспредельной любовью к дочерям, сыграть эту роль?

-.Тетка из "Человека в футляре": здоровенная, грубая бабища примеряет перед зеркалом чужое подвенечное платье и фату...

Да, не героиня. Не красавица. Но ведь кроме них есть и другие персонажи повседневной жизни. без которых она, эта жизнь, просто невозможна. И эту "нишу" блистательно заполняла Раневская.

Неповторимая спекулянтка Королева Марго из "Легкой жизни". Попадья из "Думы про казака Голоту"... Десятки, десятки ролей! Невольно поражаешься: "Боже, чем она только не занималась в кино! Сдавала меблированные комнаты. Играла с жильцами в лото. Тяжелыми руками рылась в чужом комоде, где под бельем хранились деньги. Травила служанку. Ссорилась с извозчиками. Склочничала. Страдала из-за копейки. Спасала из тюрьмы сына. Третировала одних, становилась жертвой других, любила третьих...".

Как женщина во всех ипостасях. она бывала и трогательной, беззащитной, как з "Весне". Не тощее извлечение из жизни, а сама жизнь. Трудно передать интонацию, с какой милейшее существо спрашивает молодую ученую: "Аннушка, у меня есть к вам один деловой вопрос: вы когда-нибудь сгорали от любви?".

Она умирала от любви, а зрительный зал - от хохота.

...ШЛИ ГОДЫ. Ею восхищались не только Ахматова и Пастернак, но и Брехт, и Марина Влади. В 1992 году Британская энциклопедия назвала Раневскую (вместе с Мордюковой) в числе 20 лучших актеров мира. Опоздали. Еще в 1943 году президент США Рузвельт, посмотрев кинофильм "Мечта", сказал: "Это лучшая из драматических актрис. которых я когда-либо видел".

Однажды, посмотрев телепередачу о Раневской, писатель Л. Леонов позвонил Фаине Георгиевне: "Неужели все это были вы одна?".

И еще один парадокс: несмотря на то. что Раневская играла в основном отрицательные роли. она умела возвысить их до масштаба положительных. Достаточно назвать фильм "Подкидыш". Фраза Лели - "Муля, не нервируй меня!" - стала крылатой, с нею связана масса реальных и анекдотических случаев. Например, когда актриса появлялась на улице, за нею сразу увязывалась толпа мальчишек с криками: "Муля, Муля!". и актрисе приходилось отмахиваться: "Дети, идите к черту!".

Годы спустя еще молодой и бодрый Брежнев. вручая актрисе в Кремле орден Ленина. не удержался и выпилил: "Муля, не нервируй меня". "Леонид Ильич, - обижено сказала Раневская. - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы". Будущий генсек смутился. покраснел и пролепетал, оправдываясь: "Простите. Фаина Георгиевна. но я вас очень люблю!".

Есть среда редчайших кадров кинохроники эпизод: самые именитые деятели театра принимают у себя в гостях Юрия Гагарина. Яблочкина, Завадский. Царев. Гоголева. Пашенная... Весь генералитет. И вдруг - восхитительное мгновение: первый космонавт Земли почтительно и нежно целует Фаину Георгиевну Раневскую!

...Орден и поцелуй. Вот и вся, казалось бы, жизнь на документальной кинопленке, Но представишь себе бесконечную галерею созданных ею художественных образов. память о волшебной игре, вошедшую в благодарное сознание нескольких поколений. я саму личность актрисы. которая была нетерпима к банальности, к ординарности, всем своим благородным обликом как бы живя в прошлом веке... Нет, Раневская - навсегда!

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОКРОВИЩА-РОССИИ-РАНЕВСКАЯ-НАВСЕГДА-Фрагменты-из-жизни-великой-актрисы

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Valeriy ShaboldinContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shaboldin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Валерий ВЯЛЬЦЕВ, СОКРОВИЩА РОССИИ. РАНЕВСКАЯ - НАВСЕГДА! (Фрагменты из жизни великой актрисы) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОКРОВИЩА-РОССИИ-РАНЕВСКАЯ-НАВСЕГДА-Фрагменты-из-жизни-великой-актрисы (date of access: 20.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Валерий ВЯЛЬЦЕВ:

Валерий ВЯЛЬЦЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Valeriy Shaboldin
Владивосток, Russia
434 views rating
07.07.2017 (682 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
5 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
14 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
16 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
16 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
16 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОКРОВИЩА РОССИИ. РАНЕВСКАЯ - НАВСЕГДА! (Фрагменты из жизни великой актрисы)
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones