Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8461
Author(s) of the publication: Л.Н.КУЛАГИКОВА

Share with friends in SM

Представления о социальном будущем, выработанные человечеством в ходе своего развития, в основном соответствуют трем образам исторического процесса, которые можно обозначить как "прогрессивные", "циклические" и "регрессивные".

"Прогрессивные" концепции исторического процесса предполагают, что настоящее превосходит (по некоему критерию или параметрам) прошлое, а будущее будет по тому же критерию превосходить настоящее.

В соответствии с "циклическими" концепциями постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений. От того, в какую точку цикла мы помещаем настоящее, зависит видение будущего и прошлого. Заметим, что речь не идет о тождественности прошлого, настоящего и будущего - "циклическая" схема исторического процесса, как и две другие, учитывает факт наличия изменений, но эти изменения, во-первых, имеют ограниченный диапазон, во-вторых, они периодически повторяются в неизменной последовательности.

"Регрессивная" концепция отражает пессимистический взгляд на историю: настоящее уступает (по некоторому критерию или параметрам) прошлому, а будущее будет по тому же критерию уступать настоящему.

В основе этих представлений, как правило, лежит ценностный компонент. "Под "прогрессом" мы понимаем направленный процесс, который неуклонно подводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (или, другими словами, к реализации определенных ценностей этического порядка, таких, например, как счастье, свобода, процветание, справедливость, достоинство, знания и т.д.), либо к идеальному состоянию общества"(1). Подобные

стр. 96


ценностные установки присутствуют и в регрессивных и в циклических моделях, с той лишь разницей, что в качестве нормативного идеала в них выступает не будущее, а, соответственно, прошлое или настоящее.

Будущее в рамках "регрессивной" концепции времени мыслится (как уже говорилось выше) как нечто уступающее настоящему и прошлому. Однако это не означает, что люди не связывали с будущим свои надежды, цели, устремления -дело здесь в том, что прошлое, история, обладают большей весомостью и ощутимостью нежели будущее, которого еще нет и, по сути, никогда еще не было. Для большей доказательности идеал должен был мыслиться как уже существовавший когда-то в Золотом веке, в "естественном" состоянии или как уже существующий где-то за тридевять земель в тридесятом царстве. Для "регрессивного" сознания характерно "скорее надстраивать действительность (настоящее) по вертикали вверх и вниз, чем идти вперед по горизонтали времени"(2). Бахтин называет это явление "исторической инверсией", характерной для мифологического мышления, которое локализует в прошлом такие категории как цель, идеал, справедливость, совершенство, гармоничное состояние человека и общества и т.п. Мифы о рае, о Золотом веке, о героическом веке, о древней правде; более поздние представления о естественном состоянии, о естественных прирожденных правах и другие - являются выражениями этой исторической инверсии.

Эта своеобразная "перестановка" времени определяется особым представлением о будущем. За счет будущего обогащается настоящее и в особенности прошлое. Форма и доказательность реальности, действительности принадлежат только настоящему и прошлому, будущему же принадлежит реальность иного рода, так сказать, более "эфемерная". Будущее не однородно с настоящим и прошлым, и каким бы длительным оно ни мыслилось, оно лишено содержательной конкретности, оно пусто и разрежено, так как все положительное, идеальное, должное, желанное путем инверсии относится в прошлое или частично в настоящее. Все эти перестановки и вертикальные потусторонние надстройки по-своему опустошают и разреживают будущее, обескровливая его. В целом, для "регрессивного" мышления свойственна "боязнь" будущего, нежелание, неприятие его

стр. 97


как чего-то неизвестного, незнакомого и, следовательно, чужого, пугающего.

Тем же неприятием будущего во многом продиктовано отношение к социальному будущему и в рамках "циклических" концепций. Так как все "возвращается на круги своя", и прошлое, и настоящее, и будущее фактически тождественны друг другу и нет смысла пытаться изменить или избежать будущего.

Можно предположить, что некоторое исключение из этой схемы представляет эсхатологическая концепция времени, традиционно рассматриваемая как циклическая, в которой будущее ожидается как спасение, как избавление от тягот и страданий мирского бытия, как избавление от истории. История здесь отменяется не "осознанием того, что жизнь длится в вечном настоящем, и не через посредство периодически повторяемого ритуала - она отменяется в будущем"(3).

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что для эсхатологической ментальности история мира и человечества имела сравнительно небольшое значение, как преходящее, временное явление. Ежегодное циклическое время замыкается в один большой круговорот человеческой истории, в конце которой человек возвращается к Творцу, а время - в Вечность.

Таким образом, в циклических концепциях будущее связано с надеждой на избавление от истории, на выход из мира в космос, из времени в вечность.

Качественно иное отношение к будущему развивается в рамках "прогрессивной" концепции исторического развития, характерной как для современной философской мысли, так и для массового сознания. Хотя зачатки прогрессивных воззрений на историю появились еще в античности, полноценное развитие они получают именно в рамках линейного времени. Обусловлено это прежде всего большим количеством изменений в социальной жизни и бурным ростом естественных наук. Повторение не является больше ценностью, изменения становятся нормой. Новое время фактически идентифицирует себя с идеей прогресса. Прогресс становится не только фактом, определяющим будущее развитие, он становится принципом существования человека в противоположность естественному порядку. Отсчет этой новой эры начинался с резко обозначенного

стр. 98


рубежа между прошлым, на которое не распространяется принцип улучшения, и будущим, где совершенству нет преград.

В XVIII-XIX вв. идея прогресса становится господствующей. Ее усваивают не только мыслители, но и широкие .слои населения. Все явления рассматриваются с точки зрения человеческого счастья. Идея прогресса становится верой- и в конце концов догмой. "Великие Обещания Безграничного Прогресса - предчувствия господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы - питали надежду и веру поколений с самого начала индустриального века"(4), - писал Э. Фромм.

Для философии прогрессизма становится характерным "желание" будущего, активное его приближение, стремление получить будущее сейчас, как можно скорее, как некий приз, некую награду. Уверенность в том, что будущее непременно будет лучше настоящего, стремление всеми силами уже сегодня попасть в завтрашний день, попользоваться хоть немногими его благами привели не к улучшению и облагораживанию настоящего, как того следовало ожидать, а к "обеднению", "обкрадыванию" будущего. Человеческая мысль, духовное развитие перестает успевать за техническим прогрессом, темп исторического развития стремительно нарастает, лишая настоящее возможности быть пережитым как настоящее и постоянно ускользая в будущее.

Начиная с Нового времени будущее характеризуется двумя основными чертами: все возрастающей скоростью, с которой оно приближается к нам, и неизвестным, но прогнозируемым качеством. Возникает историцистское видение будущего, руководствующееся простым умозаключением: "Если астрономия способна предсказывать затмения, то почему бы социологии не предсказывать революции?"(5). Если исторический прогрессизм спровоцировал утопическое видение будущего, то вкупе с историческим детерминизмом он породил убеждение в возможности научного прогнозирования. С появлением представления о движущих силах истории, об исторических закономерностях будущее стало казаться предсказуемым.

Вера в возможность предсказания и даже планирования дальнейшего хода исторического развития обусловила всеобщую

стр. 99


ориентированность на будущее, характерную для всех обществ современности. В первую очередь это относится к тоталитарным государствам XX в., где будущее становится идеологическим орудием, целью, для достижения которой можно было пожертвовать настоящим. Для стран переселенческого капитализма, не знавших "глубины веков", их историческое время изначально было временем будущего. Возможно, роль будущего в этих странах объясняется также высоким динамизмом, характерным для их развития, особенно для США. Не случайно "родиной" футурологии считаются именно Соединенные Штаты.

Возникновение футурологии было обусловлено не только акселерацией темпов общественного развития и связанным с ней непредсказуемым характером будущих проблем. Во многом оно вызвано острой необходимостью пересмотра таких основополагающих для всей предыдущей истории человечества понятий как "прогресс" и "цивилизация". Идеи "кризиса цивилизации", "конца истории" и другие появляются не случайно и симптоматично, возникают они в лоне индустриально развитых стран Запада, а не в странах второго и третьего мира. Сейчас можно говорить о том, что технотронная цивилизация на гребне своих высоких достижений подошла к осознанию того, что никакого гарантированного будущего нет, возникла реальная возможность прекращения, обрыва истории, и выход из этой ситуации видится в парадигмальной критике цивилизации, критике ее оснований, начал, самого жизнеустройства человечества как такового.

Нынешнее отношение к будущему трудно назвать прогрессивным или регрессивным. Скорее, по аналогии с современной "полифонией" времен, его можно назвать "избирательным" будущим. Оно больше не рассматривается как строго линейное прогрессивное развитие в исторической перспективе. Будущее стало чем-то, что постоянно перепрограммируется, изменяется. Все большее количество социальных ученых сходится сегодня на том, что логическое предвидение будущего социального развития невозможно, задача социальных наук видится скорее в разработке так называемого "веера" будущностей, разнообразных, предпочтительных для человечества "образов" будущего и их пропаганде среди широких слоев населения. Наряду со множеством вариантов будущего

стр. 100


развития человечества все настойчивее заявляет о себе идея "общества постматериальных ценностей". В рамках этой идеи выход из глобального кризиса видится в освобождении от диктатуры экономики и политики как ее концентрированного выражения, в утверждении приоритета нравственных начал, этических установок, причем детерминированных не прошлым и настоящим, а будущим. Человек должен еще раз переосмыслить свое отношение к будущему, и впервые за всю мировую историю он должен взять на себя ответственность не только за будущее, за его качество, но и за саму возможность его осуществления.


1 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 26.

2 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 297-298.

3 Элиаде Мирче. Миф о вечном возвращении // Космос и история. М., 1987. С. 106.

4 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 32.

5 Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 45.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНОЕ-БУДУЩЕЕ-В-РАМКАХ-РЕГРЕССИВНЫХ-ЦИКЛИЧЕСКИХ-И-ПРОГРЕССИВНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОЦЕССА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л.Н.КУЛАГИКОВА, СОЦИАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ В РАМКАХ РЕГРЕССИВНЫХ, ЦИКЛИЧЕСКИХ И ПРОГРЕССИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНОЕ-БУДУЩЕЕ-В-РАМКАХ-РЕГРЕССИВНЫХ-ЦИКЛИЧЕСКИХ-И-ПРОГРЕССИВНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОЦЕССА (date of access: 01.10.2020).

Publication author(s) - Л.Н.КУЛАГИКОВА:

Л.Н.КУЛАГИКОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
674 views rating
08.09.2015 (1849 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
18 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
28 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
32 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
48 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
52 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·140 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОЦИАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ В РАМКАХ РЕГРЕССИВНЫХ, ЦИКЛИЧЕСКИХ И ПРОГРЕССИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones