Libmonster ID: RU-10185

М. Ф. ГАРСИЯ, исследователь Центра европейской социологии Высшей школы социальных наук (EHESS, Париж)

В 1981 г. в Фонтен-ан-Солонь1 возник рынок, где продавалась значительная часть готовой клубники2, собранной в общинах областей Виноградная Солонь и Большая Солонь. Помимо производителей на рынке присутствуют оптовики или "экспедиторы" из этого и других регионов, которые переправляют продукцию на рынок в Рунжи3 или перепродают ее французским торговым домам и на внешний рынок.

Сведения, которыми мы располагали, позволяли предположить, что этот рынок стал в некотором роде конкретным воплощением модели чистой и совершенной конкуренции, играющей ключевую роль в экономической теории4. Хотя модель совершенной конкуренции остается скорее идеалом, к которому следует стремиться, чем реальностью, понятие чистой и совершенной конкуренции по-прежнему широко используется благодаря его большой объяснительной силе5, а "социальное" для этого направления анализа предстает как некая остаточная переменная, которая препятствует воплощению модели. Так как наша гипотеза состоит в том, что голландский аукцион6 в Фонтен-ан-Солонь представляет собой своеобразное воплощение модели чистой и совершенной конкуренции, мы предполагаем


Перевод выполнен по изданию: Garcia M.-F. La construction sociale d'un marche parfait: Le marche au cadran de Fontaines-en-Sologne // Actes de la recherche en sciences sociales. 1986. Vol. 65, No 1. P. 2 - 13. Публикуется с разрешения редакции журнала "Actes de la recherche en sciences sociales". Исследование выполнено при поддержке Фонда этнологического наследия.

1 Фонтен-ан-Солонь - небольшая коммуна в департаменте Луар и Шер в Центральном регионе Франции. - Примеч. пер.

2 Под "готовой клубникой" ("fraises a bouche") подразумевается клубника, предназначенная для потребления в свежем виде, в отличие от клубники, которая используется для промышленного производства мороженого, варенья и косметических товаров.

3 Рунжи - предместье Парижа, где расположен крупнейший парижский продуктовый рынок. - Примеч. пер.

4 В работе "Стоимость и капитал", которая для большинства современных экономистов является одной из основных, Джон Хикс пишет, что совершенная конкуренция рассматривается как понятие, без которого экономическая теория рухнула бы: "Необходимо признать, что полностью отбросить допущение о совершенной конкуренции и для всех случаев принять предположение о монополии - значит обязательно вызвать весьма "разрушительные" последствия для экономической теории. При монополии условия стабильности теряют определенность и, следовательно, разрушается основа, которая позволяет вывести экономические законы" (Hicks J. Value and Capital / Oxford: Clarendon Press, 1946. P. 83 - 84; рус. пер.: Хикс Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988. С. 183). В предисловии к мексиканскому изданию 1954 г. Хикс уточняет свою мысль, указывая, что рухнула бы не вся экономическая теория, а теория "общего равновесия" (Hicks J. Valor y capital. Mexico: Fundo da Cultura Economica, 1954. P. 10).

5 Samuelson P. Economics. N.Y.: McGraw-Hill, 1973. P. 68 - 70; Gould J.P., Ferguson C.E. Theorie microeconomique. P.: Economica, 1984. P. 244 - 247.

6 Французскому "marche au cadran" соответствует русское "голландский аукцион", или "аукцион со снижением цен", то есть такой аукцион, который начинается с завышенной цены, а затем цена снижается до тех пор, пока не появится первый желающий приобрести лот. Однако поскольку для автора конкретный тип аукциона в данном тексте не играет роли, мы чаще всего будем переводить этот термин просто как "аукцион". - Примеч. пер.

стр. 72

выяснить, являются ли "социальные факторы" такими остаточными переменными, за счет которых можно post factum объяснить расхождения между наблюдаемыми фактами и модельными предсказаниями, или они действуют в течение всего времени, пока реализуются наиболее "экономические" практики рынка. Иными словами, мы попытаемся определить социальные условия реального функционирования данного рынка.

Повседневная организация рынка в Фонтен-ан-Солонь

Голландский аукцион происходит на открытой местности недалеко от крупной автострады в ангаре, состоящем из двух частей: холла, где производители-продавцы выставляют на суд покупателей клубнику в упаковках с этикетками, и торгового зала, где идут торги.

План аукциона

Торговый зал разделен на три части. Во-первых, это будка, оборудованная компьютером, телексом и микрофоном, вооружившись которыми "аукционист"7 начинает торги. На внешней стене будки расположено электронное табло, где отображаются текущие лоты и снижение цены, высвечивается цена, по которой лоты были проданы, и указывается покупатель. Два зала отведены соответственно продавцам и покупателям, которые располагаются лицом к будке, стоящей на земле. Зал производителей-продавцов оборудован скамьями и прямоугольными столами, а также весами и черной доской, на которой мелом написаны предназначенные для продавцов сообщения и к которой прикреплены специализированные издания, где приведены цены на клубнику на различных внутренних и внешних рынках. Зал покупателей расположен над залом производителей; в нем имеются ступеньки, которые позволяют всем хорошо видеть электронное табло. У каждого покупателя есть пульт, оборудованный электронным устройством, с помощью которого он может остановить торги (то есть приобрести различные лоты, предлагаемые на рынке), и телефоном. Как из кабины продавцов, так и из кабины покупателей отлично видна будка "аукциониста", откуда ведутся торги; продавцы и покупатели, напротив, не могут видеть друг друга.

В сезон клубники продавцы и их семьи к 12:30 привозят на рынок собранный за день урожай, равномерно распределенный по установленным на подносах корзинкам весом 500 граммов каждая; продавцы расставляют подносы по стопкам, размещая их сообразно тому, сколько клубники они принесли и сколько лотов хотят составить. Каждая плетеная корзинка снабжена этикеткой, где указаны ботаническая разновидность ягоды, ее качество в соответствии с критериями Комитета по экономике области Валь-де-Луар, а иногда - наименование места происхождения товара. Затем они


7 "Аукционист", у которого имеется диплом техника высшей квалификации, был нанят производителями именно для того, чтобы вести аукцион. Он должен играть роль "ведущего" и следить за исправностью оборудования.

стр. 73

отправляются в будку "аукциониста", чтобы передать ему свою "карточку", то есть точное описание продукции, выставленной в холле (число лотов, их идентификационные номера и вес). Аукционист вводит эти данные в компьютер и в течение нескольких минут составляет каталог, чтобы раздать его покупателям - они приходят к 13 часам и обходят холл, где выставлена продукция, выбирая товар. Через полчаса аукционист звонком объявляет начало торгов, и все располагаются для торговли. Аукционист объявляет сорта клубники, которые выставляются на продажу, и вводит в компьютер максимальное и минимальное значения цены для каждого сорта8. Торговля происходит по принципу падающей цены: компьютер запрограммирован на снижение цены за килограмм до тех пор, пока не объявится покупатель. Производитель (продавец лота) должен жестом руки выразить свое согласие или отказ. Если его не устраивает указанная на световом табло цена, этот лот будет объявлен вторично в конце дня. Если после этого он по-прежнему сочтет цену неприемлемой, аукцион в лице своего управляющего или замещающего его лица вправе отказать ему в продаже лота в третий раз. Таким образом происходит последовательная продажа всех лотов. Сделки осуществляются без слов, если не считать объявлений аукциониста.

Когда все сделки завершены, продавцы и покупатели выходят из торгового зала, только тогда они разражаются гулом комментариев; особенно производители, которые выражают свой протест, если цены низкие. Чаще всего покупатели притворяются глухими либо ссылаются на то, что по более высокой цене товар нельзя сбыть, а иногда указывают на низкое качество клубники. Наконец, здесь остаются только покупатели, занятые погрузкой товара.

Совершенный рынок?

Предложенная экономистами модель совершенной конкуренции включает четыре условия:

- каждый экономический агент ведет себя так, как если бы цены были заранее заданы. Иными словами, никто из продавцов и покупателей не обладает силой, достаточной для ощутимого влияния на цену (агенты атомарны);

- продукция однородна, то есть должна использоваться одинаковым образом и распознается независимо от продавца;

- рынок характеризуется текучестью, то есть для партнеров по обмену существует свободный вход на рынок;

- рынок прозрачен, то есть экономические агенты обладают совершенным знанием количества, качества и цены предлагаемой продукции9.

Соблюдаются ли данные условия в функционировании наблюдаемого нами аукциона? Этот рынок каждый день сводит 35 производителей и 10 покупателей. Даже если число партнеров по обмену и недостаточно, чтобы гарантировать атомарность агентов спроса и предложения (на самом деле требуется, чтобы никто из партнеров не обладал большей властью, чем другие, и не мог повлиять на форми-


8 Максимальная и минимальная цены устанавливаются с учетом результатов предыдущего дня для тех же сортов продукции на рынке в Фонтен-ан-Солонь и на других французских рынках (их получают по телексу), а также с учетом ожидаемого разброса в зависимости от дня недели или даты (например, экспедиторам и фермерам известно, что перед длинными уикендами клубника продается хуже).

9 См. учебник экономики Гоулда и Фергюсона, опубликованный в 1966 г., а затем четыре раза переизданный в США (издательство Richard Irwin в Хоумвуде, Иллинойс) и во Франции в 1980 и 1984 гг. (издательство Economica, Париж):Gould J.P., Ferguson C.E. Op. cit. P. 247.

стр. 74

рование цены), то практика продажи с помощью лотов фрагментирует спрос и предложение. Таким образом производители не желают по низкой цене продавать весь дневной урожай, а экспедиторы, со своей стороны, оказываются в ситуации взаимной конкуренции столько раз, сколько имеется лотов. Таким образом, продажа отдельного лота представляет собой пренебрежимо малую часть как предложения, так и спроса: партнеры по обмену не способны повлиять на его цену.

Что касается продукции на рынке, то она, как представляется, соответствует условию однородности, поскольку речь идет о клубнике (здесь, между прочим, можно также обнаружить параллель с рассуждениями экономистов о единственном товаре), которая используется одинаковым образом. Клубника классифицируется в соответствии с не зависящими от производителя критериями: место происхождения товара, сорт и качество определяются в соответствии с критериями Комитета по экономике области Валь-де-Луар.

Что касается текучести, то выше мы видели: если предлагаемая покупателем цена не устраивает продавца (представляется ему слишком низкой), то он может отказаться от продажи и перенести ее на конец торгового дня, чтобы лот был объявлен во второй или даже в третий раз. В случае снятия товара с продажи производитель или администрация рынка могут при необходимости складировать клубнику в холодильных камерах до следующего дня в надежде на благоприятное изменение цены, которое вполне вероятно, учитывая, что цены на клубнику подвержены колебаниям как в течение всего сезона, так и в зависимости от дней недели10. Однако производитель может перефасовать клубнику для продажи в промышленную переработку или прекратить продажу, остановив сбор ягод. (Это решение, которое кажется иррациональным, объясняется значимостью расходов на рабочую силу, используемую при сборе готовой клубники: если верить фермерам, такие расходы составляют 30% производственных издержек и могут вызвать убытки в случае обвала котировок.) Если котировки слишком низки, производители могут позвонить домой прямо с аукциона и приказать немедленно остановить сбор, - это возможно, поскольку большую часть рабочих составляют поденщики. Такую же свободу входа и выхода с рынка мы находим и со стороны спроса: покупателей не вынуждают делать покупки, и решение о покупке того или иного лота не зависит от приобретения других лотов. Так, примечательно, что экспедиторы часто приезжают на рынок на легковом автомобиле и при надобности звонят, чтобы вызвать грузовик (маленький или большой - в зависимости от объема купленной клубники), хотя уже утром они имеют данные о примерном объеме предложения в данный день (администрация аукциона каждое утро обзванивает производителей, чтобы получить информацию и оценить совокупный дневной объем предложения).

Наконец, единство времени и места сделок делают рынок абсолютно прозрачным. Выкладка продуктов в холле и каталог обеспе-


10 Как показывает статистика, собранная на аукционе, а также публикуемая еженедельно Французской ассоциацией фруктово-овощных кооперативов (Petits Fruits, еженедельный бюллетень по клубнике. Paris, AFCOFEL).

стр. 75

чивают точное знание об объеме и качестве предложения. Процесс торгов обеспечивает открытый доступ к данным о состоянии спроса: продавцы и покупатели в курсе всех осуществляемых трансакций, их цен и объемов.

Таким образом, налицо объединение четырех условий, которые позволяют охарактеризовать рынок в Фонтен-ан-Солонь как своего рода конкретное воплощение модели чистой и совершенной конкуренции. Конечно, если взглянуть на эти условия более пристально, обнаружится, что некоторые из них не всегда строго соблюдаются.

Если в разгар сезона клубники производителей много и каждый день они предлагают продукцию в изобилии (несколько лотов), то к концу сезона производство сокращается, и зачастую на рынок приезжают всего несколько фермеров, совокупный объем продукции которых не превышает нескольких тонн. Покупатели в этот период также немногочисленны, и те, кто покупает больше других, могут свободно господствовать на рынке - это проявлялось в том, что сделки совершались не в 13, а в 17 часов, потому что так было удобно экспедитору, который перепродавал около половины продукции, предлагаемой в конце сезона.

Кроме того, были ситуации, когда фермеры могли снять товар с торгов, если полагали, что предложенная цена не покрывает их производственные издержки; тем не менее все способы, к которым в таких случаях активно прибегают (остановка сбора ягод, помещение фруктов в холодильную камеру и переключение на продажу клубники для варенья), могут немедленно повлиять на цены лишь постольку, поскольку имеется соответствующий спрос на товар. Фактически речь идет не о полном снятии с продажи в чистом виде, а скорее о минимизации убытков.

Несоответствие между абстрактной моделью и конкретным рынком знакомо экономистам и не влияет на действенность модели. Сами защитники этой модели чистой и совершенной конкуренции признают, что она не реалистична, но это не мешает с ее помощью получать grosso modo хорошие объяснения и предсказания реальных феноменов11.

Но мы хотим осмыслить с социологической точки зрения не это несоответствие, которое, между прочим, можно объяснить различием между принципом рынка (определение цены с помощью спроса и предложения) и его конкретной реализацией на определенном рынке12. Нас интересуют социальные факторы, которые обусловливают появление торговой площадки, отвечающей критериям модели чистой и совершенной конкуренции. Поэтому мы проанализируем социальные условия конструирования и функционирования этого рынка: какие формы капитала понадобились - особенно для покупки компьютера и сооружения ангара? Какие агенты способствовали материальному обустройству этого рынка и выработке правил его функционирования? Каковы экономические и социальные характеристики его пользователей - продавцов и покупателей? Каков характер созданной таким образом сбытовой сети (reseau commercial): в какой мере она соответствует ранее существовавшим сетям или противостоит им?


11 Ср.: Gould J.P., Ferguson C.E. Op. cit. P. 247 - 248.

12 Ср.: Polanyi K. The Economy as Instituted Process // Trade and Market in the Early Empires / K. Polanyi, K. Arensberg, H.W. Pearson (eds.). Glencoe, 111.: The Free Press and the Falcon's Wing Press, 1957 (рус. пер. см.: Поланьи К.Экономика как институционально оформленный процесс // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Под ред. В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2004. С. 82 - 104).

стр. 76

Сети сбыта до 1979 года

Производство клубники издавна было ориентировано в Солони на семейное потребление; первые примеры продажи относятся к 1920 - 1930-м годам. Как пишет Л. Перру, "в 1900 - 1930-е годы здесь обосновались экспедиторы, местные кооперативы и продавцы с Парижского рынка (Halles de Paris). Они способствовали развитию этого производства вслед за распространением в Солони спаржевой культуры: клубника позволяла им увеличивать объем заключаемых сделок и лучше использовать торговые структуры. Таким образом, оптовые торговцы побудили своих поставщиков спаржи начать работать с новой культурой"13.

Другие регионы Франции, производящие клубнику (особенно юго-запад и Рона-Альпы), делают это по современным технологиям, хорошо приспособленным к сегодняшним требованиям потребителей. Напротив, клубника из департамента Луар и Шер, которая в 1950-е годы на Парижском рынке занимала ведущие позиции, к началу 1970-х лишилась их и на внутреннем, и на международном рынке.

В 1980 г. 75% готовой клубники производители продавали посредникам (небольшим местным торговцам, работающим на комиссионной основе, которые переправляют продукцию в Рунжи и занимаются сбором овощной продукции или держат, к примеру, бакалею или кафе), экспедиторам (местным торговцам, масштабы которых несколько больше, чем у посредников, и которые частично работают за процент от сделки с комиссионерами из Рунжи, но большую часть сделок осуществляют с помощью собственного капитала). Третью категорию покупателей составляют комиссионеры (коммерсанты, которые базируются в Рунжи).

Хотя в двух первых случаях сельскохозяйственная продукция сортировалась по культурам на ферме (ramasses en culture), а в случае с комиссионерами производители сразу ее отправляли в Рунжи, с социологической точки зрения эти трансакции имеют одинаковые характеристики: в момент заключения сделки производитель не знает цену, по которой его товар будет продан. Он узнает ее лишь через одну-две недели, а выручку получит еще позже - как говорят фермеры, это происходит через много месяцев. Торговцы часто оставляют производителям аванс. Торговец покупает не только клубнику, но и всю выращиваемую овощную продукцию. Фермер доверяет торговцу который полностью "облегчает" его склады.

Кооперативы сбывают 25% готовой клубники. Если в 1960-х годах они представляли собой важную сбытовую сеть, то сегодня переживают заметный упадок14. Их торговая политика не позволяет конкурировать ни с посредниками, ни тем более с экспедиторами, иногда они даже попадают в зависимость от последних, если хотят проникнуть на некоторые рынки, особенно на экспортные.


13 Perroux L. La culture de fraisier en Loir-et-Cher. Blois: Chambre d'agriculture de Loir-et-Cher, 1967. P. 38.

14 Сейчас кооперативы существуют в Контре, Суан-ан-Солонь и Ле Монтий. В Нуайе и Винейе кооперативы недавно закрылись.

стр. 77

Нужно также упомянуть о профсоюзе производителей клубники Луар и Шер, хотя он и не сбытовая сеть. Образованный в 1973 г. по инициативе советника по сельскому хозяйству Сельскохозяйственной палаты, профсоюз объединяет большинство самых крупных производителей и напрямую оказывает лишь некоторые услуги своим членам (обычно это сборные закупки). Профсоюз - скорее площадка для согласования интересов между экспедиторами и производителями, которая позволила запустить работу по популяризации клубники, производимой в регионе.

Специалисты и советники Сельскохозяйственной палаты видели задачу этого проекта в том, чтобы устранить большие различия в качестве и презентации продукции из разных регионов, которые имели место на французском рынке. Для этого заинтересованные в проекте производители клубники совместно со специалистами запустили кампанию и, в частности, изготовили брошюры, включающие 13 заповедей производителя качественной клубники. В числе прочего там содержались призывы снижать разнообразие выращиваемых растений, регулярно обновлять растения, не смешивать разные виды в одной таре, унифицировать упаковку. В 1976 г. их усилия дали плоды: по распоряжению общенационального профсоюза производителей клубники его отделение в Луар и Шер предоставило судебному распорядителю так называемый "лейбл" ("macaron"), то есть знак качества "клубника из Солони". Производители выиграли от этого как в экономическом отношении (каждая тара клубники, которая соответствовала критериям отбора, получала пятипроцентную субвенцию к цене за килограмм, по которой она продавалась), так и в символическом: теперь клубника из Солони обладала знаком качества, как и клубника с юго-запада, из Лотарингии или из Роны-Альп - об этом сообщалось в объявлении, распространенном в том же году.

Профсоюзу производителей клубники удалось установить контакты на почве общих интересов между производителями клубники из разных общин, позднее это имело решающее значение при запуске аукциона. Истоки той "однородности" продукции, которая наблюдается на рынке в Фонтен и которая составляет одно из условий существования модели чистой и совершенной конкуренции, обнаруживаются в деятельности отделения профсоюза производителей клубники в Луар и Шер: однородность - это не заранее заданная характеристика, а результат работы по организации производства с поощрениями в виде субвенций и санкциями со стороны службы по контролю за нарушениями. Как сказала одна советница из группы по популяризации региона, "нам пришлось сражаться за лейбл "клубника из Солони"".

Таким образом, аукцион в Фонтен возник при следующей структуре сбыта: сделки совершались на основании личных отношений производителей с посредниками, экспедиторами и комиссионерами; кооперативы потеряли свою целесообразность в качестве сбытовых сетей для фермеров в тех общинах, где они расположены. Фермеры давно были не удовлетворены работой сбытовых сетей в регионе, некоторые из них лелеяли надежду, что однажды удастся создать "маленький Рунжи в Фонтен" - этакий выдуманный прототип рынка. Реально он возник в 1981 г. Посмотрим, какие факторы способствовали усилению недовольства традиционными сбытовыми сетями и вызвали их быстрое разрушение.

стр. 78

Социальные характеристики инициаторов аукциона

Аукцион, по-видимому, возник в результате встречи советника по экономике из региональной Сельскохозяйственной палаты и нескольких фермеров из Солони, заинтересованных в учреждении нового способа сбыта15.

В 1979 г. в Луар и Шер был назначен молодой советник по экономике для реорганизации производства фруктов и овощей в департаменте - в Солони и в долине Луары. Поскольку советник получил образование в Высшей сельскохозяйственной школе в Нанси и имел магистерские дипломы по биологии и праву, уровень его образовательного капитала был выше, чем у коллег по Сельскохозяйственной палате, включая ее директора. Без сомнения, именно благодаря полученному на факультете права экономическому образованию ему была известна неоклассическая теория, которой он стал руководствоваться в своей деятельности: по его словам, политика консолидации разрозненных фермеров была необходима для того, "чтобы заставить заново заработать механизмы конкуренции".

Экономические организации, занятые сбытом фруктов и овощей в целом, не слишком отличаются от тех, что специализируются на клубнике: в департаменте существует отделение по фруктам и овощам Национальной федерации объединений агропромышленников, но существует оно только на бумаге. Что касается кооперативов, то мы уже видели, в каком шатком положении они находились. Поначалу советник попытался начать реорганизацию всего рынка фруктов и овощей, используя отделение по фруктам и овощам Национальной федерации объединений агропромышленников и кооперативы. Объясняя провал этой попытки и холодность, с которой она была встречена, он говорит о "безынициативности" управляющих советов и даже их членов. Зато несколько фермеров (шесть человек, из них пять - из Фонтен) откликнулись на его предложения и проявили заинтересованность в организации аукциона.

Фермеры, которые занялись организацией аукциона, принадлежали к числу крупнейших предпринимателей региона16. Эти склонные к модернизации профессионалы первыми в регионе стали использовать передовые технологии производства клубники, которая обеспечивает им основную часть прибыли. Помимо этого, они выращивают клубничные кусты, отборные зерна кукурузы, табак или занимаются скотоводством - все эти виды деятельности требуют серьезных тех-


15 Голландский аукцион - это не изобретение фермеров Солони. Первые аукционы такого рода возникли в Голландии в XIX в. Во Франции они появились в 1961 г. (Elegoet F. Les revoltes paysannes en Bretagne. Saint-Pol-de-Leon: Ed. du Leon, 1984) и впоследствии распространились в Бретани, на севере Франции (Vaudois J. Les marches au cadran dans la region du Nord // Etudes rurales. 1980. No 78 - 79 - 80. P. 113 - 134).

16 Они обрабатывают площади от 30 до 80 га, а во всех общинах, участвующих в аукционе, 77% предпринимателей, занятых исключительно данным видом деятельности, имеют до 35 га. Пятеро из этих фермеров-инноваторов имеют хотя бы одного рабочего на зарплате, а среди фермеров региона в целом наниматели рабочей силы составляют всего 25%.

стр. 79

нологических знаний и относительно доходные17. Создание аукциона в Фонтен еще потому было для этих передовых фермеров важным вопросом (во всяком случае, для пятерых из них), что у них были дети, которые могли бы унаследовать предприятие. Единственный способ обеспечить передачу дела - провести реорганизацию, без которой было бы невозможно гарантировать жизнеспособность их бизнеса. Для этого требовалось не только повысить урожайность и качество, но, прежде всего, создать более эффективную сбытовую сеть. Завоевать новые рынки или повысить продажи продукции - значило сделать то, что делали в молодости их отцы, проводившие механизацию своих предприятий. Модернизация предприятия нужна для того, чтобы удержать землю за сыновьями. Однако наиболее существенное отличие этих фермеров от остальных состоит в более обширных и частых контактах, которые они поддерживают вне региона посредством профессиональных организаций или как селекционеры клубничных кустов, через контакты с селекционерами из других регионов, производящих клубнику. В дополнение к этому они часто занимают позиции местных лидеров благодаря своему профессиональному превосходству.

Четыре производителя занимаются выращиванием клубничных кустов - эта роль весьма важна с точки зрения накопления капитала знакомств в сфере производства клубники во Франции. Такой капитал необходим для интенсификации распространения данной культуры на уровне региона. Эти фермеры разводят отобранные растения и сами продают их в разных регионах, в том числе на юго-западе, который занимает лидирующее положение во французской клубничной промышленности. Благодаря этому в процессе многочисленных путешествий они смогли "на практике" понять, как в этом регионе устроено сельское хозяйство, и обнаружить, что, хотя клубника и не была на юго-западе традиционной культурой (так как почва там для нее не столь благоприятна, как в Солони), тем не менее она позволила большинству производителей на юго-западе получить такую же или даже большую прибыль, чем их наиболее преуспевающие коллеги из Солони. Это открытие позволило им по-новому взглянуть на дело.

Таким образом, взаимодействие с другими регионами, особенно с юго-западом, позволило фермерам по-новому посмотреть на себя. Они осознали, что, имея в распоряжении почву, столь благоприятную для клубники, и выращивая растение, на котором фермеры в Лот и Гаронне18 сделали себе состояние, они могли бы производить столь же конкурентоспособную продукцию.


17 Что касается возраста, то это типичные представители занятого в сельском хозяйстве населения (от 45 до 55 лет), но отличаются более высоким уровнем образования (в одном случае это неполная средняя школа, в остальных - опыт посещения сельскохозяйственной школы). Социальные характеристики акторов на аукционе в Фонтен-ан-Солонь не отличаются от характеристик передовых крестьян в профессиональных организациях департамента Мерт и Мозель и департамента Шаранта, в которых проводил исследование С. Мареска. Эти крестьяне обладают экономическими, социальными и культурными особенностями, которые отличают их от остальных крестьян региона. В связи с этим Мареска заключает, что "те, кто должен транслировать типичное представление о крестьянстве, менее всего согласуются с типичной реальностью крестьянства" (Maresca S. Les dirigeants paysans. P.: Editions de Minuit, 1983. P. 49).

18 Лот и Гаронна - департамент на юго-западе Франции. - Примеч. пер.

стр. 80

Деятельность по организации аукциона

В 1979 г. в Верге, департамент Лот и Гаронна, был организован аукцион, призванный поднять сложившийся к тому моменту уровень цен и повысить качество продукции19. Клубника из Луар и Шер, которая и раньше ценилась ниже клубники с юга, теперь стала оцениваться еще ниже. Именно в этой ситуации региональные лидеры и советник по экономике, убежденные в оправданности создания аукциона, провели усиленную работу, чтобы убедить, с одной стороны, экспедиторов, а с другой - фермеров региона. Основная задача всего мероприятия состояла не в том, чтобы полностью вытеснить работающих в регионе экспедиторов, а в том, чтобы изменить соотношение сил: заставить работать в ситуации более свободной конкуренции, чтобы цены формировались в результате взаимодействия спроса и предложения, а не диктовались экспедитором или посредником.

Для этого группа активистов вступила в контакт с экспедиторами региона, заинтересованными в покупке их продукции, с целью разрушить монополию, существовавшую, когда продукцию сортировали по культурам на ферме и отдавали экспедиторам. Большинство последних резко отреагировали на создание нового рынка: они выразили коллективный отказ от новой системы продажи и попытались отговорить от участия в ней своих клиентов, ведя среди них разнообразную контрпропаганду. Однако для некоторых покупателей создание аукциона означало возможность завоевать новые рынки. Экспедиторы из коммуны Сен-Ромен, у которых не было своей клубники, были заинтересованы в торговле этим товаром, поскольку он позволял заполнить "перерыв" между спаржей, которая продается весной, и овощной продукцией, которая поступает на прилавки в июле. Таким образом они стремились повысить рентабельность своей сбытовой структуры. Некоторые экспедиторы также решили, что аукцион позволит перехватить существенную часть продукции, которая ранее продавалась напрямую комиссионерам. В конечном итоге конкуренция восторжествовала: несколько экспедиторов приняли правила игры, предложенные производителями, и тем самым согласились уничтожить систему, по которой экспедиторы работали прежде.

Чтобы убедить фермеров, по линии профсоюза производителей клубники были организованы поездки в регионы, где производители могли посмотреть, как функционируют голландские аукционы. В деревнях были созданы "агитационные бригады". Когда фермеры, выступавшие за создание аукциона, сочли, что их достаточно много, общее собрание профсоюза производителей клубники приняло решение о создании этого аукциона в рамках профсоюза. Разработку устава и заботу о том, чтобы администрация дала лицензию и выделила средства, взял на себя советник по экономике. Он же занялся приобретением компьютера и поиском аукциониста.

В мае 1982 г. новый рынок начал функционировать в заброшенной школе в Фонтен-ан-Солонь. В следующем году рынок получил


19 Влияние появившегося аукциона на динамику цен и на качество продукции мы покажем ниже на примере аукциона в Фонтен-ан-Солонь.

стр. 81

административную и финансовую независимость от профсоюза производителей клубники и стал работать в новом ангаре, сооруженном специально с этой целью. Он объединил 21 производителя (из них 11 - выходцы из Фонтен, которые примкнули к новой форме сбыта). Большинство этих фермеров обрабатывают в среднем 50 га и производят значительные объемы готовой клубники. На самом деле, поскольку ягоды надо доставить на рынок, это могут сделать только фермеры, у которых много клубники и имеется грузовик. Кроме того, у них достаточно свободного времени для этого, значит, им помогают члены семей, которые, например, следят за сбором ягод в отсутствие главы семейства.

Что касается покупателей, то информация, которой мы располагаем на данном этапе исследования, позволяет выдвинуть несколько гипотез: посредники, не располагающие достаточным экономическим капиталом для создания собственной фирмы, исключаются из этой системы, где требуется полная оплата покупки до реализации товара конечному потребителю ("acheter ferme"). В результате в аукционе участвуют лишь самые состоятельные экспедиторы, которые могут получить банковские гарантии - таково требование организаторов аукциона.

Организация аукциона в Фонтен-ан-Солонь показывает, что речь идет скорее о социальной инновации, которая стала возможной благодаря деятельности нескольких индивидов, по разным причинам заинтересованных в изменении соотношения сил между фермерами и торговцами, а не о внезапном возникновении механизма, который освобождает экономическую энергию и оказывается необходимым в силу рациональности и эффективности своих процедур. Поскольку этот аукцион предполагает разрыв с привычными практиками, его создание связано с издержками на материальные и психологические инвестиции, с политической работой по привлечению сторонников из числа экономических партнеров, с конфронтацией с экспедиторами (иначе они не согласились бы участвовать в аукционе). Таким образом, этот аукцион - не простое развитие рыночных отношений, существовавших и прежде, не продукт механизма, который постепенно совершенствуется вместе с отношениями между контрагентами. Практики, которые создают (constitutives) рынок, не относятся к рыночным.

"Невидимая рука" или "непрерывное производство"?

В 1985 г. аукцион по-прежнему функционирует, пусть его создание и разрушило давнюю дружбу между посредниками и производителями, породило бурные споры внутри семей, где одни члены участвуют в работе аукциона, а другие остаются ревностными приверженцами традиционных сетей. Можно ли считать установление цены на возникшем рынке результатом действия той самой "невидимой руки", о которой говорит Адам Смит20, приводящей к равновесию между спросом и предложением, хотя каждый преследует собственные интересы? Невидимой


20 Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Oxford: Oxford University Press, 1976 (рус. пер.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007).

стр. 82

руки, устанавливающей равновесие, которое, согласно Самуэльсону21, предполагает чистую и совершенную конкуренцию? На самом деле функционирование рынка возможно только благодаря неусыпной бдительности его организаторов, которым приходится бороться со всеми действиями участников, пытающихся вмешаться в процесс заключения сделок. В самом деле, экспедиторы, вынужденные после организации аукциона работать в условиях конкуренции, начиная с 1981 г. предпринимали попытки перегруппироваться и создать союзы, которые позволили бы им вернуть былую власть (велись каждодневные телефонные разговоры для обмена информацией о динамике рынка, заключались секретные договоренности, выражавшиеся, например, в том, что если продавец отказывается продавать товар по предложенной цене и выставляет его на повторные торги, то предлагаемая цена не изменится).

Чтобы эти практики не получили распространения, правление аукциона предприняло некоторые меры: соглашения с покупателями, которые, согласно уставу 1981 г., должны были продлеваться автоматически, теперь пересматриваются каждый год, что позволяет изменять требования к экспедиторам. Уставом предусмотрен запрет на дальнейшую работу на рынке в случае неисполнения установленных правил; и даже если эта мера была применена всего один раз, и то из-за неплатежеспособности экспедитора, она все же часто используется в качестве угрозы.

И производители должны быть бдительными. Не все они играют в эту игру: кто-то не считает ее выгодной, кто-то недостаточно хорошо представляет себе функционирование аукциона. Кое-кто пытается совмещать разные системы, один день привозя товар на аукцион, а на следующий день сбывая его экспедиторам напрямую и нарушая тем самым установленное на аукционе правило сбывать там всю продукцию. Так они подрывают вновь установившееся соотношение сил и снижают прозрачность рынка. Кое-кто несколько раз неудачно пытался вмешаться в процесс торгов, не имея информации о спросе на других рынках: во время торгов, как правило, царит молчание, но когда экспедитор и производитель выходят из зала, другие производители, которые предупреждают покупателей, чтобы те не сбивали цену, указывают им на возможные последствия (запрет на дальнейшее участие в аукционе, остановка сбора ягод). Эти проявления враждебности к экспедиторам в случае падения цен (хотя падение иногда вызвано перепроизводством) могут разрушить дружелюбную обстановку, которая необходима для заключения сделок и соблюдения правил игры. Таким образом, производители, которые лучше других знают рынок в стране в целом, должны информировать остальных и успокаивать их. Каждый день на рынке присутствуют управляющий или казначей, которые наблюдают, дают советы и призывают к порядку - это делается с целью поддерживать "атмосферу согласия" и "дух одной большой семьи". Каждый день торги завершаются неформальным собранием с участием аукциониста, секретаря и управляющего аукционом или назначенного им ответственного лица, где подводятся итоги торгового дня.


21 Samuelson P. Op. cit. P. 43.

стр. 83

Экономические и социальные последствия организации аукциона

Организация аукциона позитивно повлияла на уровень цен на клубнику в регионе: до 1981 г. они явно не дотягивали до среднего уровня по стране (согласно данным общенационального отделения профсоюза производителей клубники). Начиная с 1981 г. наблюдается обратная тенденция: цены чаще всего находятся на среднем для страны уровне или даже превышают его (разница порой доходит до 40%). Это ощутимое повышение цены произошло не только на самом аукционе, но и в традиционных сетях сбыта, поскольку появление аукциона изменило поле для этих сетей (в частности, создало точку опоры для производителей, которые теперь могут узнать цены, съездив на рынок или прочитав местную прессу, регулярно публикующую эту информацию). Отныне экспедиторы и посредники вынуждены устанавливать закупочные цены с учетом цен на аукционе. Зачастую им приходится даже поднимать цену за товар, чтобы фермеры в массовом порядке не переключились на аукцион - это дополнительно ослабило бы позиции экспедиторов и посредников при заключении сделок. Объем экспорта вырос с 9495 т в 1980 г. до 89 758 т в 1981 г.

Рост цен обусловлен не только самим способом сбыта, но и тем стимулирующим воздействием, которое имела выкладка на одной витрине разной продукции, поскольку однородность продукта и прозрачность рынка позволяют выявлять различия в качестве и объеме, которые при прежней системе сбыта производители не могли оценить. "В первый год мы, конечно, обалдели, - говорят производители. - Аукцион научил нас работать. Когда видишь ягоды соседа, не хочется выглядеть так, словно ты выращиваешь пюре". Усилив конкуренцию в отношении качества продукции между производителями, аукцион позволил получать информацию о технологиях: число и дозировка применяемых химикатов (traitements) чаще всего составляют ревностно охраняемый секрет, но распространяются сведения о поражающих растения болезнях и способах их лечения.

По мере того как клубника становится все более прибыльной культурой, наблюдается расширение обрабатываемых площадей. В частности, в общине Фонтен-ан-Солонь площадь посадок клубники за период с 1981 по 1985 г. выросла втрое. Кроме того, на аукционе расширилась продуктовая линейка продаваемых товаров22. Институционализация нового способа продажи клубники повлияла на статус продукции, и тем самым - на статус производителей. В 1970-е годы клубника для большинства производителей в Луар и Шер была просто источником средств к существованию. Благодаря аукциону клубника Солони получила знак качества и известность во всем регионе: местная пресса - газеты "La Nouvelle Republique" и "Le Petit Solognot" - опубликовали серию статей, где подчеркивалось качество клубники из Солони и энергичность ее производителей23. Как свидетельствует организация клубничных ярмарок, клубника отныне стала символом динамичного развития.


22 С 1982 г. там продается спаржа, а с 1984 г. - лук-порей.

23 Ср. Le Petit Solognot. Avril 1985. P. 17.

стр. 84

Размещение продуктов на одной витрине позволило не только дифференцировать цену на товар разного качества, но и получить символическую прибыль24. Демонстрация продукции в одно время и в одном месте позволяет выявить различия в объеме и качестве, которые отражают различия в обрабатываемых площадях и используемых технологиях и отсылают тем самым к различиям в объеме экономического и культурного капитала между производителями. Открытый доступ к информации о ценах и объемах позволяет точно определить торговый оборот фермеров.

Кроме того, учреждение аукциона создало новые связи между производителями и укрепило уже существующие. Долгие вечера, проведенные вместе за подготовкой к открытию аукциона, групповые поездки, усилия по строительству здания, готовность разделить риски предприятия - все эти совместные усилия создали идентичность "аукцион", которая во время его функционирования укрепляется с каждым днем: теперь фермеры вместе находятся в пространстве, отделенном от экспедиторов. Они стоят "плечом к плечу" перед покупателями, помогают друг другу при разгрузке товара, обмениваются агротехническими сведениями и новостями из общественной жизни. Аукцион стал чрезвычайно динамичной сетью коммуникации в регионе, где фермы сильно рассредоточены, а воскресная служба и место, где издавна был рынок, утратили свою функцию еженедельного социального сплочения. Отношения возникают не только по рабочим вопросам: зачастую фермеры с аукциона, сыграв свадьбу ребенка, приглашают других продавцов отметить это событие в торговом зале. Тем самым фермеры с аукциона еще сильнее противопоставляют себя остальным фермерам.

Вместе с созданием рынка появились новые источники власти и престижа, так как во главе аукциона находится правление, избираемое его участниками. Руководители аукциона по-новому выстроили отношения с администрацией и банками, а также работу с передовыми технологиями. Как говорит советник по экономике, который помог им в этом предприятии, символом перемен стало изменение их поведения в региональном отделении банка "Credit agricole". "Вы знаете здание "Credit agricole"? Там шесть этажей. На первом этаже расположены окошки. На шестом - офис директора. До создания аукциона они ходили только на первый. Теперь они, ничуть не стесняясь, влезают и на шестой".

Аукцион, который сначала был зарегистрирован как кооператив по оказанию услуг, завоевал престиж: в 1982 г. ежегодный семинар по клубнике, организованный общенациональным профсоюзом производителей клубники, прошел в Солони, в Кур-Шеверни. Профсоюз производителей клубники департамента Луар и Шер, который


24 Демонстрация клубники на рынке приводит не только к дифференциации цен на лоты в момент продажи. Сочетание качества ягод и их выкладки - дело чести для фермеров: здесь можно сравнить уровень продукции и увидеть, кто в совершенстве владеет секретами ремесла. Соотношение между качеством и количеством выставляемого товара, с одной стороны, и социальным признанием их производителя - с другой, напоминает демонстрацию ямса у тробрианцев, описанную Малиновским. Этот товар, не имеющий рыночной стоимости, а иногда и потребительной, тщательно выкладывался, чтобы тробрианцы могли им любоваться (Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. L.: Routledge, 1922; рус. пер. см.: Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004).

стр. 85

стоял у истоков появления аукциона, напротив, потерял своих самых активных членов. Сегодня они полностью посвящают себя работе на аукционе, и некоторые из них считают, что их старый профсоюз вскоре неминуемо исчезнет.

Развитие аукциона

С момента создания аукциона число его участников увеличилось на 63%, объем продаваемой клубники - на 55%, а площадь, отведенная под выращивание готовой клубники, - на 66%. Поначалу можно было подумать, что производители отреагировали на смещение кривой спроса, которое привело к росту их предельной доходности, присоединившись к аукциону или (для тех, кто уже участвовал в аукционе) увеличив площадь под клубникой. Но эти две тенденции нельзя объяснить только ростом ожидаемого дохода25. Внимательное изучение распределения участников и их динамики свидетельствует о том, что на решение участвовать в данной экономической организации влияют и другие факторы.

В самом деле, можно констатировать, что в целом члены кооперативов предпочли не участвовать в аукционе, хотя с точки зрения сбыта это гораздо эффективнее их собственных сетей, которые, помимо прочего, еще и сильно ограничивают своих участников.

Кооперативы функционируют в общинах, где особенно развито овощеводство и виноделие (сбыт этой продукции в основном производится через кооперативы)26. Производители, которые совмещают разведение этих культур, зависят от кооперативов точно так же, как они зависели бы от посредников, если бы предпочли сбывать продукцию через них, но в дополнение к этому кооперативы на законных основаниях требуют от своих членов сбывать через них всю продукцию, идет ли речь о клубнике или о любом другом товаре, которым они намерены торговать27.

Некоторые члены генерального совета и специалисты Сельскохозяйственной палаты, по-видимому, не одобряют учреждение аукциона. Без сомнения, причина состоит в том, что прежде они боролись за развитие кооперативов и теперь недоверчиво относятся к новой форме экономической организации, которая ставит под сомнение функционирование и вообще существование формы, за которую они радели прежде. В других случаях решение не участвовать в аукционе, по-видимому, связано с личными обстоятельствами, на которые влияют отношения родства или свойства, а также соперничества.

И если в некоторых общинах, где выращивают клубнику, насчитывается множество приверженцев аукциона (Монтрие, Роморантен), то в других таких приверженцев мало или нет вовсе, даже если территориально они расположены ближе к аукциону. Особенно это относится к общинам Курмеман и Френь. Опираясь на имеющиеся у нас данные, мы можем только предположить, каковы причины этого явления. Так, пред-


25 При рассмотрения этих явлений нам помог анализ потребления в работах П. Бурдье ("Поскольку доход в значительной степени определяет восприятие необходимости, все факты свидетельствуют в пользу теории, согласно которой потребление - это простая функция от дохода. И все же эта теория не может объяснить случаи, когда агенты с одним и тем же уровнем дохода имеют совершенно разную структуру потребления" (Bourdieu P. La distinction. P.: Minuit, 1979. P. 248), а также соображения А. Хиршмана о том, что предприятия не обязательно нацелены на достижение максимально возможной прибыли (Hirschman A. Face au declin des entreprises et des institutions. P.: Ed. Ouvrieres, 1972).

26 La production legumiere en Loir-et-Cher. Chambre d'agriculture de Loir-et-Cher, 1979.

27 Управляющий кооперативом в Контре, что недалеко от Фонтен, в 1981 г. был мэром коммуны, поэтому выбор в пользу аукциона был бы в его случае чем-то большим, чем просто смена сбытового канала.

стр. 86

ставляется, что во Френе сохранение традиционных форм сбыта обусловлено наличием там посредника, который прочно закрепился в коммуне и находится в родственных отношениях с довольно большим числом фермеров.

Особый рынок для особых фермеров

Исследование данного случая, в котором, по-видимому, соблюдаются все условия, необходимые для действия описанной Самуэльсоном28 модели чистой конкуренции, позволяет подойти к проблеме не так, как это делают экономисты, и проанализировать социальные условия существования такого рынка. Социальные факторы уже не могут рассматриваться как остаточные переменные, из-за которых реальность не дотягивает до совершенства модели. Напротив, они позволяют понять, как возникает рынок и составляющие его практики.

Рынок в Фонтен не появился из социального вакуума, а возник в противостоянии уже сложившимся отношениям, которые отдельным индивидам перестали казаться выгодными. Понять смысл деятельности по организации аукциона можно, только имея в виду ранее существовавшие личные отношения между посредниками, экспедиторами и фермерами, а также трудности, с которыми в этом регионе сталкивались кооперативы. Формат сделок, совершаемых на аукционе, не был задан изначально, а подготавливался всей деятельностью по инвестированию. Слово "инвестиции" здесь имеет два смысла. С одной стороны, это финансовые инвестиции в оборудование, недвижимость и персонал, которые были бы невозможны, если бы зависели только от отдельных индивидов, производителей или экспедиторов, и которые были осуществлены благодаря созданию ассоциации, возникновению коллективной идентичности участников аукциона, то есть благодаря всем психологическим вложениям в это предприятие, состоявшим в формировании коллективной уверенности в успехе, атмосферы согласия и взаимного доверия между всеми участниками.

С другой стороны, когда сделки полностью сводятся к изменению цены, выраженной в денежных единицах и способной согласовать предлагаемый и запрашиваемый объемы, это происходит потому, что вся организация рынка была задумана с этой целью, включая организацию физического пространства и последовательность операций во времени: все предусмотрено для того, чтобы покупатели и продавцы могли только следить за изменением цены на управляемом компьютером электронном табло аукциона, лишь ожидая снижения цены до приемлемого значения. Язык и даже выражения, используемые контрагентами, жестко регламентированы; все, что касается определения качества и объема продукции, должно происходить до начала торговой сессии, и у каждого имеется каталог, служащий конкретным инструментом для ориентации в сделках. Сконструированная по образу и подобию формирующихся независимо друг от друга кривых спроса и предложения, архитектура торгового зала отделяет продавцов и покупателей: пространственно они расположены так, чтобы не


28 Samuelson P. Op. cit. P. 43.

стр. 87

было возможности напрямую общаться друг с другом, им запрещены любые подмигивания и жесты, которые могли бы означать одобрение или неодобрение. Все было предусмотрено для того, чтобы "социальные факторы" не вмешивались в свободное взаимодействие спроса и предложения и достижение равновесных цен.

На самом деле тот факт, что непосредственно наблюдаемые практики выглядят точно так, как предсказывает экономическая теория, обусловлен прежде всего тем, что именно на эту теорию опирались при разработке всех элементов аукциона29, особенно пространственной организации и правил, определяющих, что допустимо, а что - нет30. Рынок в Фонтен-ан-Солонь стал результатом экономического и социального конструирования. Само это конструирование стало возможным, поскольку несколько агентов, а именно производители, чьи сыновья могли унаследовать дело, были особенно заинтересованы в изменении соотношения сил между посредниками, экспедиторами и фермерами. Они оказались способны добиться этого при помощи советника-специалиста, интересы которого совпали с их интересами и который предоставил всему предприятию возможность воспользоваться своим юридическим и социальным капиталом.

Следует уточнить, что конкретные формы рынка не могут быть воспроизведены повсеместно, для всех видов продукции и всех типов производителей. На самом деле в сельском хозяйстве ценообразование - это почти всегда политический процесс, как в случае со злаковой и молочной продукцией; товары, цены на которые подчиняются закону спроса и предложения, составляют скорее исключения. Даже в данной конкретной местности многие производители имеют лишь косвенное отношение к аукциону. Фермеры, участвующие в его работе, составляют категорию, отличающуюся по экономическим и социальным параметрам от большинства производителей клубники.

Аукцион не только устанавливает пространственное разделение между контрагентами, но и способствует укреплению их социальной идентичности как покупателей и продавцов. Даже находясь в ситуации конкуренции друг с другом, производители приобретают совместный опыт (напряженно ожидают открытия рынка, каждый день узнают о ценах, вместе уходят по завершении торговли и иногда совместно выражают недовольство уровнем цен). Что касается экспедиторов, то ясно, что, хотя аукцион усилил существовавшую между ними конкуренцию (прежде у каждого экспедитора фактически


29 Пьер Бурдье называет "эффектом теории" ситуацию, когда претендующие на научность высказывания способствуют тому, чтобы устройство социального мира соответствовало этим высказываниям (Espace social et genese des "classes" // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. Vol. 52b, No 52 - 53. P. 3 - 14. Рус. перев. см.: Бурдье П. Социальное пространство и генезис "классов" // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, N 1. С. 17 - 33).

30 Вебер обращает наше внимание на то, что регулирование рынка влияет на "положение на рынке" некоторого объекта обмена, которое представляет собой "совокупность шансов, распознаваемых потенциальными участниками обмена и способствующих их ориентации в ценовой и конкурентной борьбе, выменять его на деньги или выменять на него деньги" (Weber M. Economie et societe. P.: Plon, 1971. P. 84. Рус. пер. см.: Вебер М. Хозяйство и общество. Гл. II: Основные социологические категории хозяйствования // Экономическая социология. 2005. Т. 6, N 1. С. 65). В случае с аукционом меры регулирования, которые разработаны по инициативе производителей, гарантируют свободную конкуренцию.

стр. 88

была монополия на некоторых территориях), встречи и повседневные практики аукциона позволяют им более эффективно устанавливать связи и заключать соглашения, чем в рамках профсоюза. Таким образом, с помощью рынка оформляются группы с определенными интересами, одновременно взаимодополняющими и противоположными, и появление рынка в среде оптовых торговцев и кооперативов меняет структуру возможных соглашений и конфликтов. Кроме того, меняются не только объективные социальные позиции, но и связанные с ними репрезентации: после того как возник аукцион, "производитель клубники" стал легитимной идентичностью, символом будущего сельского хозяйства в регионе, прежде воспринимавшемся как отсталый и пригодный только для охоты.

"Совершенное" функционирование рынка вызвано не какими-то механизмами и не "невидимой рукой", воскрешенной применением принципов "laissez-faire, laissez-passer", а деятельностью нескольких заинтересованных в этом индивидов и принятием границ этой игры под давлением всех остальных участников, которые также нашли это выгодным для себя. Рынок следует воспринимать прежде всего как поле борьбы, а не как результат действия обладающих принудительной силой механических законов, которые содержатся в самой природе социального мира (пусть порой они и искажаются "социальными факторами"). С появлением аукциона действительно произошел переворот в поле различных сетей сбыта и принципах социального различения, а также возникли новые легитимные идентичности. И все же рынок, организованный ограниченной группой агентов с особыми характеристиками и интересами и работающий в их интересах, вписан в поле сетей сбыта в целом. Он зависит от этого поля, и равновесие на нем может в любую минуту нарушиться, если изменится соотношение сил между производителями, экспедиторами и кооперативами или если какие-то действия предпримут административные органы.

Перевод с французского Г. Юдина

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНОЕ-КОНСТРУИРОВАНИЕ-СОВЕРШЕННОГО-РЫНКА-ГОЛЛАНДСКИЙ-АУКЦИОН-В-ФОНТЕН-АН-СОЛОНЬ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Ф. ГАРСИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОВЕРШЕННОГО РЫНКА: ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН В ФОНТЕН-АН-СОЛОНЬ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНОЕ-КОНСТРУИРОВАНИЕ-СОВЕРШЕННОГО-РЫНКА-ГОЛЛАНДСКИЙ-АУКЦИОН-В-ФОНТЕН-АН-СОЛОНЬ (date of access: 05.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. Ф. ГАРСИЯ:

М. Ф. ГАРСИЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
2257 views rating
07.10.2015 (2128 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
12 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
12 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
12 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
12 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
3 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОВЕРШЕННОГО РЫНКА: ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН В ФОНТЕН-АН-СОЛОНЬ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones