Нам уже приходилось писать о социологических проектах Фонда "Пушкинская библиотека" и Аналитического центра Ю. Левады, касающихся читательской ситуации и состоянии литературной культуры в стране (У книжной полки. NN 1 и 4 за 2004 год). Такого рода инициативы сегодня явление достаточно редкое, ибо исследования требуют немалых средств и столь же немалого профессионализма. Социологическая работа "ушла" в основном в регионы, где библиотеки проводят регулярные обследования своей читающей публики, но эти данные редко попадают в широкую печать. К тому же, они мало сопоставимы и дают свой, "местный" срез общей картины, по прежнему остающейся весьма туманной.
Большой социологический проект, запущенный сейчас Агентством по печати и массовым коммуникациям, Фондом "Пушкинская библиотека" и Центром Ю. Левады, значим для всего книжного сообщества. Он дает "репрезентативные" ответы на многие горячие вопросы, накопившиеся за последние два десятилетия:
* сколько у нас читателей - "сильных" и "слабых", постоянных и случайных?
* какую часть общества можно назвать читающей и из кого она состоит?
* какая литература, типы изданий, авторы сегодня наиболее востребованы и кем?
* какой литературы сегодня недостает?
* где люди предпочитают брать книги для чтения?
* кто сегодня покупает книги и каковы границы платежеспособного спроса?
* сколько книг в домашних библиотеках и что произошло с бумом книгособирательства в России?
* как меняется пользование библиотеками и другими каналами книгораспространения?
* какую литературную информацию люди ищут в Интернете и кто они, эти продвинутые пользователи?
В этом проекте заложено и заполнение информационных лакун, образовавшихся за прошедшие два десятилетия. Так, в советской социологии существовало развитое "бюджетное" направление - постоянное отслеживание структуры досуга и внерабочего времени, позволявшее судить о культурных приоритетах и месте литературы в кругу ежедневных занятий людей. В последние годы такие обследования не проводились, хотя очевидно, что и сам объем свободного времени, и его наполнение изменились кардинально. Сколько часов (минут, секунд) в день, в неделю тратится сегодня на чтение городскими или сельскими жителями - дома, в библиотеках, в транспорте или в очередях? С чем совмещается чтение и каково его "окружение"? Какова конкурентная среда книги и выдерживает ли она эту конкуренцию?
В профессиональной среде распространено мнение, что истинный и преданный книге читатель всегда будет постоянным посетителем книжного магазина и найдет деньги на необходимую ему покупку. Но так ли это в реальности, в ситуации сегодняшних зарплат массовой интеллигенции, особенно в провинции? Какова граница платежеспособности разных групп и в разных типах поселений? Сколько готовы выделить люди из семейного бюджета на покупку книг?
Сейчас много говорят о новой форме чтения - электронной книге, выложенной в Интернете. Как всегда, мы не скупимся на самые радикальные прогнозы - речь опять идет ни больше ни меньше, как о вытеснении традиционной бумажной литературы экранными текстами. Но сколько сегодня людей в России имеют компьютеры и пользуются Интернетом? Сколько из этих "отмеченных" заходят на литературные сайты и что они там ищут? Тексты? Факты и сведения? Рекомендации и справки? Сплетни и литературные скандалы?
Таких проблем немало, они и составляют содержание проекта. Информация такого рода не только отвечает исследовательским интересам - она сугубо прагматична, ибо дает эмпирические ориентиры для всей издательской отрасли и всей системы книгораспространения - тем, кто хочет знать наш изменчивый и жесткий читательский мир.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |