Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14338
Author(s) of the publication: В. Т. КОВАЛЬСКИЙ

Share with friends in SM

Дружба и сотрудничество польских и русских демократов имеют давние традиции, но условия, существовавшие в России до 1917 г., а также в буржуазно-помещичьей Польше, не позволили осуществить стремления и цели многих поколений польских и русских революционеров, боровшихся за преодоление всего негативного в отношениях между обеими странами, за установление дружественного и братского союза польского народа с народами России. Это стало возможным только в новых политических и общественных условиях, которые возникли в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России и перехода власти в Польше к народу.

1939 год перечеркнул концепции польской политики, осуществлявшейся в годы межвоенного двадцатилетия, заставил принципиально пересмотреть основы, цели и приоритеты польской политики в свете последствий проигранной в сентябре 1939 г. кампании и изменившейся в годы второй мировой войны расстановки сил в европейском и мировом масштабе. Вследствие этого в годы второй мировой войны, в условиях подполья в оккупированной Польше, а также за ее пределами имел место анализ тяжелых уроков прошлого. В результате дискуссий рождались новые идеи, новый подход к пониманию целей и приоритетов Польского государства и его места на международной арене; язык фактов, логика исторического процесса вели к формулированию единственно реальной, соответствующей государственным интересам Польши программы братского союза между польским и советским народами, политического союза между Польшей и СССР, основанного на общности интересов в области внутренней и внешней политики.

Создателем новых принципов польской политики явилась Польская рабочая партия (ППР), которая сформулировала программу польско-советского союза в качестве основного принципа польской внешней политики. 1 сентября 1942 г. орган ППР газета "Trybuna Wolnosci" писала, что польско-советский союз является "облечением в правовую форму подлинных интересов польского народа. Эти интересы - сохранение и углубление отношений взаимной дружбы и сотрудничества между Польшей и Советским Союзом" 1 .

Исследование генезиса польско-советского союза ведет к первым дням Великой Отечественной войны Советского Союза, когда участие его в войне создало новые возможности для сотрудничества всех сил, выступавших тогда против фашизма. В то время перед Советским государством стояли две основные задачи: отпор фашистской агрессии и создание антигитлеровской коалиции с тем, чтобы победить силы агрессии в Европе. Для осуществления второй задачи Советский Союз продолжал всесторонние усилия, предпринятые им в 1934 - 1939 гг. в це-


1 "Rocznica ukladu polsko-radzieckiego". "Trybuna Wolnosci", 1.IX.1942.

стр. 34


лях создания системы коллективной безопасности в Европе и сдерживания фашистской агрессии.

В усилиях, направленных на создание антигитлеровской коалиции, важное место в советской политике занимал польский вопрос. Речь шла о выработке общей политики в войне с фашистской Германией и в вопросах, касавшихся послевоенной системы международных отношений. Польша была непосредственным соседом СССР, на ее территории были сконцентрированы силы вермахта, предназначенные для нападения на Советский Союз, через территорию Польши проходили важные транспортные артерии, обеспечивавшие снабжение армии третьего рейха и его сателлитов, сражавшихся на Восточном фронте. В условиях войны очень важным элементом в политике СССР была совместная борьба польских и советских вооруженных сил против общего врага.

Эти принципы легли в основу Соглашения между СССР и Польшей, подписанного 30 июля 1941 г. в Лондоне. Соглашение предусматривало возобновление дипломатических отношений, совместную борьбу обеих' стран против фашистской Германии и создание на территории Советского Союза польской армии для борьбы на Восточном фронте. Во время визита главы польского эмигрантского правительства генерала Сикорского в Москву 3 - 4 декабря 1941 г. была подписана "Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи", в которой вопросы о военном сотрудничестве были расширены и углублены2 .

После достижения этих соглашений обе стороны приступили к переговорам о будущем, и особенно о послевоенной системе международных отношений на Европейском континенте. В концепции советской политики опыт прошлого давал конкретные решения, касающиеся будущего. 3 декабря 1941 г. глава Правительства СССР И. В. Сталин сказал Сикорскому, что этот опыт поставил знак равенства между польскими и советскими государственными интересами. На протяжении всего периода своего существования германский империализм, стремясь к экспансии на Восток, проводил политику натравливания славянских народов друг на друга, чтобы покорять их один за другим, а опыт новейшей истории показал, что после победы над Польшей Германия пошла на Советский Союз. Конечно, с такой практикой следует покончить раз и навсегда, а средством, ведущим к этой цели, будет восстановление сильной, независимой и самостоятельной Польши, связанной союзом с СССР. Это положит конец политике "дранг нах остен". По этим причинам, говорил далее Сталин, Советское государство заинтересовано в восстановлении сильной Польши, ибо только сильный союзник является полноценным3 .

Резюме этой политической философии было заявление главы советской делегации на конференции в Ялте 6 февраля 1945 г.: "На протяжении истории Польша всегда была коридором, через который проходил враг, нападавший на Россию. Достаточно вспомнить хотя бы последние тридцать лет: в течение этого периода немцы два раза прошли через Польшу, чтобы атаковать нашу страну. Почему враги до сих пор так легко проходили через Польшу? Прежде всего потому, что Польша была слаба. Польский коридор не может быть закрыт механически извне только русскими силами. Он может быть надежно закрыт только изнутри собственными силами Польши. Для этого нужно, чтобы Польша


2 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Документы и материалы. Т. I. M. 1946, стр. 137 - 138, 146, 191 - 192; W. T. Kowalski. Walka dyplomatyczna о miejsce Polski w Europie (1939 - 1945). Wyd. III. Warszawa. 1970, str. 201 - 202, 222 - 223; "Dokumenty i materiafy do historii stosunkow polsko-radzieckich". T. VII. Styezeri 1939-grudziein 1943. Warszawa. 1973, str. 232 - 233, 242 - 244.

3 "Документы и материалы по истории советско-польских отношений". Т. VII. 1939 - 1943 гг. М. 1973, стр. 257 - 258; W. Т. Kowalski. Op. cit., str. 222 - 232.

стр. 35


была сильна. Вот почему Советский Союз заинтересован в создании мощной, свободной и независимой Польши. Вопрос о Польше - это вопрос жизни и смерти для Советского государства"4 .

Одновременно СССР выступал за возвращение Польше ее исконных земель на западе и уже в декабре 1941 г. заверил в своей поддержке польского требования об установлении границы по Одеру.

Заключение польско-советских соглашений в 1941 г. создавало большие шансы для развития отношений между обоими народами, но эти соглашения не имели прочной основы. Правительство генерала Сикорского, несмотря на разочарование политикой западных союзников, по-прежнему строило планы будущего Польши на основе союза с Великобританией и Соединенными Штатами. Уступая натиску крайне антисоветских правых кругов в Польше и в эмиграции, а также подчиняя интересы своей политики требованиям британской стратегии, оно согласилось на вывод в Иран Польской армии, сформированной на территории Советского Союза. Предпринимая одновременно попытки ограничения роли СССР в послевоенных европейских решениях и игнорируя права белорусского, украинского и литовского народов на единство, правительство генерала Сикорского вызвало состояние напряженности в польско-советских отношениях. В конечном счете острая полемика по вопросу о границах, которая велась публично, а затем "катынское дело" и связанные с ним действия гитлеровской пропаганды привели 25 апреля 1943 г. к разрыву дипломатических отношений между обоими правительствами, чем был нанесен вред единству боровшихся против фашизма наций.

Разрыв дипломатических отношений с правительством генерала Сикорского не повлиял на изменение позиции СССР в отношении польского народа, так как различные повороты судьбы, касающиеся отношений с эмигрантским правительством, не могли подорвать исторически обусловленный политический тезис, ставящий знак равенства между польскими и советскими государственными интересами. Поэтому сразу же после разрыва дипломатических отношений с правительством генерала Сикорского, 4 мая 1943 г. были опубликованы ответы И. В. Сталина на вопросы корреспондента американской газеты "Нью-Йорк таймс" и английской газеты "Таймс" Паркера. Председатель Совета Народных Комиссаров СССР отмечал, что Советское правительство безусловно желает видеть сильную и независимую Польшу после поражения гитлеровской Германии и что послевоенные отношения между обеими странами должны базироваться "на основе прочных добрососедских отношений и взаимного уважения"5 .

Идею прочного польско-советского союза, великую программу перестройки польско- советских отношений в соответствии с подлинными интересами польского народа восприняли лагерь польских левых сил в стране и группа левых деятелей, которая находилась на территории СССР. В стране последовательным поборником польско- советского союза была Польская рабочая партия. Полностью признавая право украинского, белорусского и литовского народов на единство, ППР призывала использовать общность интересов Польши и СССР для определения наиболее выгодных для Польши границ на западе и получения самых твердых гарантий безопасности Польши после войны6 .


4 "Тегеран - Ялта - Потсдам". Сборник документов. М. 1970, стр. 144.

5 И. В. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5-е. М. 1950, стр. 105.

6 "Polski ruch robotniczy w okresie wojny i okupacji hitlerowskiej. Wrzesieti 1939 - styczen 1945. Zarys historii". Warszawa. 1964, str. 369 nn. См. М. Малиновский, E. Павлович, В. Потеранский, А. Пшигонский, М. Вилюш. Польское рабочее движение в годы войны и гитлеровской оккупации. Сентябрь 1939 г. - январь 1945 г. Очерки истории. М. 1968.

стр. 36


Те же цели поставил перед собой созданный в СССР Союз польских патриотов (СПП). Своей важнейшей задачей он признал создание с помощью СССР зачатка новой польской армии, которая будет сражаться бок о бок с Советской Армией. "Через формирование польского воинского соединения в СССР, через братство по оружию с Красной Армией в войне с Германией, - говорилось в идейной декларации Союза, - СПП стремится к тому, чтобы укрепить уже существующие узы дружбы между польским народом и народами Советского Союза и способствовать их упрочению в будущем... Единственно разумной политикой сегодня, так же как и до 1939 г., является союз с Советским Союзом - нашим естественным союзником"7 .

Инициатива СПП в деле создания новой польской армии в СССР была поддержана правительством СССР. По его мнению, это означало вступление на путь тесного сотрудничества, которое в будущем, уже после окончания войны, должно было указать направление развития отношений между обеими странами, создать эмоциональные основы, облегчающие изменение исторически обусловленных представлений в сознании обоих народов. Исходя из этого, Советский Союз оказал всестороннюю материальную помощь, которая в конечном счете сделала возможным снаряжение двух польских армий, принимавших участие в последних кампаниях второй мировой войны, в том числе в Берлинской операции.

Придавая важное значение увеличению вклада Польши в войну с фашизмом, правительство СССР одновременно проводило в жизнь наметки своих более широких концепций относительно роли Польши на международной арене в послевоенной Европе. Эта линия осуществлялась на международных конференциях периода второй мировой войны, проходивших в Москве, Тегеране и Ялте. Особое место отводилось определению будущей позиции Польши и Советского Союза в системе безопасности послевоенной Европы и борьбе за утверждение новой политической карты Европы. В Тегеране правительство СССР поддержало права Польши на границу по Одеру и еще раз гарантировало свою помощь польскому народу в достижении этой цели. "Последствия, которые вытекают для Польши из избранной в Тегеране политики по отношению к Германии, - сказал И. В. Сталин одному из деятелей польской эмиграции в Соединенных Штатах, О. Ланге, - очевидны. После разгрома Германии Польша станет ведущей европейской державой". По мнению И. В. Сталина, Польша должна требовать "все немецкие территории вплоть до Одера вместе со Щецином". Он заявил также, что президент Рузвельт разделяет его точку зрения, в то время как Черчилль несколько колеблется. Черчилль спросил, кто гарантирует безопасность таких польских границ? И. В. Сталин ответил: "Военная мощь Советского Союза". И. В. Сталин добавил, что беседа состоялась в присутствии британского посла в Москве сэра Арчибальда Кларка-Керра. "На следующий день, - записал проф. О. Ланге, -я спросил об этом сэра Арчибальда, и тот полностью подтвердил слова Сталина"8 .

Переломное значение для формирования нового типа межгосударственных отношений между Польшей и СССР имело освобождение польских земель и создание в стране народной власти- Польского комитета национального освобождения (ПКНО). С того момента власти народного государства приступили к реализации программы коренного переустройства общественно-политической структуры страны, они начали претворять в жизнь программу Польской рабочей партии в области внешней политики. Создание народного государства позволило строить польско-советские отношения на основе межгосударственных


7 "Wolna Polska", Москва, 17.VI.1943.

8 W. T. Kowalski. Op. cit, str. 462 - 463.

стр. 37


договоров, а руководящая роль партии создала условия для установления нового классового фундамента отношений между обоими государствами, классового союза Польши и Советского Союза.

Польский комитет национального освобождения в качестве главной цели своей внешней политики признал углубление польско-советских отношений, доведение дела до подписания договора о союзе обоих государств. По мнению ПКНО, это было условием, обеспечивающим скорейшее восстановление страны, усиление позиций Польши на международной арене. "История и опыт нынешней войны показывают,-гласил Манифест ПКНО от 22 июля 1944 г., - что от напора германского империализма может спасти только создание великой славянской плотины, основой которой будет польско-советско- чехословацкое соглашение". Имелся здесь в виду договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Чехословакией, подписанный в Москве 12 декабря 1943 года. Договор включал так называемую польскую клаузулу, которая предусматривала превращение двустороннего договора в трехсторонний с участием Польши. Однако в последующие месяцы польская сторона отошла от этой концепции и, принимая во внимание особое значение для Польши отношений с СССР, решила подписать двусторонний договор с СССР. "Дружба и боевое сотрудничество, начало которым положило братство по оружию Войска Польского и Красной Армии, -говорилось в Манифесте ПКНО, - должны превратиться в прочный союз и добрососедское сотрудничество после войны"9 .

1 августа 1944 г. правительство СССР официально признало Польский комитет национального освобождения как орган власти, а еще до этого заключило с ним ряд договоров, регулирующих текущие вопросы, возникшие в связи с присутствием советских войск на территории Польши. В ночь с 26 на 27 июля 1944 г. было подписано соглашение о советско-польской границе. Было установлено, что восточные границы Польши будут проходить вдоль линии этнографического раздела приблизительно так, как это намечала линия Керзона, запроектированная после первой мировой войны. Была достигнута договоренность по вопросу о линии раздела на территории Восточной Пруссии, определена общая позиция в вопросе о линии западной границы Польши.

Правительство СССР поддерживало права Польши на исконно польские земли к востоку от Одера и Нейсе Лужицкой. Это соответствовало ранее намеченной политике восстановления сильной союзнической Польши, страны, перед которой стояли важные задачи в обеспечении послевоенной безопасности Европы. В статье 4 соглашения Советское правительство брало на себя конкретные обязательства по вопросу о границах: "Правительство СССР признало также, что граница между Польшей и Германией должна быть установлена по линии западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением г. Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Нейсе и отсюда по реке Нейсе до чехословацкой границы. Советское правительство принимает на себя обязательство при определении государственной границы между Польшей и Германией поддерживать требование об установлении границы по указанной выше линии"10 .

Поддержка Советским Союзом концепции западной границы Польши по Одеру и Нейсе Лужицкой имела весьма важное значение для


9 "Zalacznik do "Dziennika Ustaw RP", N 1, Lipiec, 1944.

10 "Документы и материалы по истории советско-польских отношений". Т. VIII. Январь 1944 г. - декабрь 1945 г. М. 1974, стр. 156 - 157; см. также I. I. Kostiuszko. Polityka Zwiazku Radzieckiego wobec Polski w latach 1943 - 1945; D. G. Tomaszewski. Walka Zwiqzku Radzieckiego na arenie miedzynarodoWej о uznanie ludowego panstwa polskiego (lipiec 1944- czerwiec 1945). "20 lat Ludowego Wojska Polskiego. II sesja naukowa poswigcona Wojnie Wyzwolenczej Narodu Polskiego 1939 - 1945". Warszawa. 1967.

стр. 38


дальнейших переговоров, проводимых руководителями СССР, США и Англии. На положительный их исход оказывали большое влияние решающая роль СССР в разгроме фашизма, новый тип польско-советских отношений и требования послевоенной безопасности в Европе.

В последующие месяцы правительство СССР приступило к широкой акции, имевшей целью выполнение своих обязательств, принятых в договорах с ПКНО. Советская Армия вместе с Войском Польским освободила польские земли, а также территории на западе, которые должны были войти в состав Польского государства. Сразу же после освобождения земель на западе начался процесс их объединения с Польшей. В то же время советская дипломатия начала переговоры с западными союзниками с целью получения их согласия на западные границы Польши. Благодаря решительной позиции советской дипломатии конференция большой тройки в Потсдаме приняла единодушное решение, определявшее западные границы Польши вдоль Одера, Нейсе Лужицкой и Балтийского моря. Было также принято решение о полном выселении людей немецкого происхождения за пределы новых границ Польши. По предложению советской стороны в работе Потсдамской конференции приняла участие также польская делегация; ее аргументы и объяснения нейтрализовали оговорки, выдвинутые ранее западными делегациями. Потсдамская конференция была первым проявлением польско-советского политического союза в международной практике послевоенной Европы11 .

31 декабря 1944 г., после более чем пятимесячной деятельности на освобожденных территориях, ПКНО был преобразован во Временное правительство Польской республики. 5 января 1945 г. правительство СССР официально признало Временное правительство Польши и в последующие месяцы боролось за его официальное признание остальными государствами антигитлеровской коалиции. Особенно выразительным проявлением этой акции была конференция большой тройки в Ялте.

Первым официальным выступлением Временного правительства Польской республики на международной арене был визит польской делегации в Москву 22 - 24 января 1945 года. Во время переговоров польская делегация представила проект договора, который должен был облечь в политическую форму реально существующий союз, возникший между обоими народами в годы второй мировой войны. Это предложение было принято руководством СССР. Было решено, что польско-советский договор должен содержать такие же постановления, как заключенные ранее советско-чехословацкий (12 декабря 1943 г.) и советско-французский (10 декабря 1944 г.) договоры, с учетом поправок польской стороны12 .

Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Польской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик был подписан в Кремле 21 апреля 1945 года. Особенно большое впечатление на иностранных наблюдателей произвел факт подписания договора И. В. Сталиным. С момента вступления СССР в войну это был второй международный документ (после декларации Сикорский-Сталин от 4 декабря 1941 г.), касающийся двусторонних отношений Советского Союза с другой страной, подписанный высшим руководителем Советского государства. Этот факт был свидетельством большой важности договора и значения, которое Советский Союз придавал своим отношениям с Польшей.


11 Подробнее о ходе дискуссии по польскому вопросу на Потсдамской конференции см. W. T. Kowalski. Op. cit., str. 713 nn.

12 Ibid., sir. 595 - 597.

стр. 39


Подписание договора было фактом, который увенчал дело многих поколений демократов и революционеров Польши и России. У его истоков лежала совместная борьба польского и русского рабочего класса с царизмом в конце XIX - начале XX в., участие поляков в Октябрьской революции, а также в гражданской войне и борьбе с интервентами. Договор опирался на традиции выступлений польского рабочего класса в межвоенные годы в поддержку программы Советского государства и его мирной политики. Польско- советский союз вытекал также из политической и идеологической общности, которая особенно четко проявилась в годы второй мировой войны между польским и советским народами, которые под руководством своих партий вступили в новый этап исторического развития. Классовый союз между обоими народами, идеологическая общность и единство обеих партий, совпадение политических целей создали всесторонние и глубокие основы для формирования послевоенных отношений, отвечавших жизненно важным интересам обоих народов13 .

Основным элементом польской внешней политики в послевоенный период стало польско- советское сотрудничество, опирающееся на постановления договора от 21 апреля 1945 г., а также на ряд вытекающих из него соглашений. Оно проявилось в дипломатической, военной, экономической и культурной областях. Практика осуществления этих соглашений показала, что союз и сотрудничество Польши с Советским Союзом оказались самой верной гарантией международной безопасности Польши и нерушимости ее границ.

Потсдамская конференция закрыла проблему определения польских границ на западе, но империализм не примирился с политическими результатами второй мировой войны и в последующие месяцы и годы стремился к изменению политической карты Европы и мира, характерной чертой которой было значительное расширение границ социализма. Политика империализма была направлена на поворот этого процесса вспять, на возвращение утраченных позиций. Осуществляя указанные принципы, западные державы отошли от духа и буквы Потсдама. Это обнаружилось особенно ясно в период создания ФРГ, когда западными державами предпринимались усилия, направленные на ее ремилитаризацию. Но все попытки ревизии границы по Одеру и Нейсе и ослабления безопасности Польши столкнулись с единой позицией польского народа и его советского союзника.

Правительство СССР в многочисленных заявлениях и декларациях решительно отвергало политику оспаривания окончательного характера потсдамских решений и многократно заявляло, что каждая попытка изменения этих границ встретит отпор со стороны советского народа со всеми вытекающими отсюда политическими и военными последствиями. Политика СССР по вопросу безопасности западных границ Польши и безопасности польского народа позволяет считать, что никогда в прошлом Польша не имела такого союзника, как Советский Союз.

Советский Союз сыграл историческую роль в процессе становления западных польских границ. Польско-советский союз стал гарантией безопасности Польши и нерушимости ее границ. Советская дипломатия сыграла ведущую роль в процессе признания окончательного и бесповоротного характера территориальных изменений, которые произошли в Европе в результате второй мировой войны. Венцом этой акции было подписание в 1970 - 1973 гг. системы договоров и соглашений СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ и четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, основанных на признании существующих реальностей, созданных в Европе в результате второй мировой войны 14 .


13 П. Ярошевич. 30 лет братского союза. "Коммунист", 1975, N 5.

14 Там же, стр. 91.

стр. 40


Очень важное значение для Польши имело осуществление постановлений договора от 21 апреля 1945 г. (продленного 8 апреля 1965 г. на следующие 20 лет) в области экономического сотрудничества. В 1948 г. Польша и СССР начали практику заключения долгосрочных соглашений. Особенно важное значение имели подписанные 4 января 1948 г. соглашения, которые касались взаимных поставок и советских инвестиционных кредитов. Система этих соглашений обеспечила выполнение Польшей заданий 6-летнего плана. В последующие годы были подписаны соглашения, направленные на постоянное укрепление этого сотрудничества.

Долгосрочные соглашения позволили создать в Польше совершенно новые отрасли промышленности, в том числе судостроительную, авиационную, заложить основы польской атомной промышленности, а долгосрочные крупносерийные заказы советских контрагентов позволили планировать перспективное развитие отдельных отраслей народного хозяйства, гарантировали предприятиям рентабельность, обеспечивали сбыт их продукции, делали возможным развертывание технико-конструкторских и научно- исследовательских работ, которые выдвинули многие отрасли польской экономики на ведущие позиции в мире.

Особое место в этой совместной работе принадлежит научно-техническому сотрудничеству. 5 марта 1947 г. в Москве было подписано первое соглашение о таком сотрудничестве, оно стало прототипом для аналогичных договоров, заключенных впоследствии между социалистическими странами. На основе этого соглашения, как и последовавших за ним специальных соглашений, Польша получала от СССР техническую и технологическую документацию, необходимую для пуска основных отраслей производства. Эта документация создала возможности для развития многих отраслей промышленности на самом высоком научно-техническом уровне.

По мере развития научно-технической базы Польша стала важным партнером Советского Союза. В последние годы она догнала Советский Союз по количеству передаваемой ему технической документации.

Предпринятые Польшей в послевоенные годы огромные инвестиционные и организационные усилия, ставшие возможными благодаря всесторонней экономической и научно-технической помощи СССР, создали основы для перехода ко второй фазе индустриализации страны, приходящейся на очередные пятилетки, начиная с 1961 года. Важнейшие задачи этого периода сводились к модернизации структуры народного хозяйства. Главной проблемой, решение которой было возможным лишь в сотрудничестве с СССР, было и остается удовлетворение перспективных потребностей польской экономики в основных видах топлива и сырья.

Благодаря активной помощи СССР, труду советских специалистов в Польше была создана современная промышленно-техническая база. В результате Польша из отсталой страны превратилась в страну современной промышленности, одну из ведущих с точки зрения экономики стран, занимающую по промышленному производству 10-е место в мире. Советский Союз является ныне важнейшим торговым партнером Польши: на Страну Советов приходится около 7з оборотов польской внешней торговли.

Создание мощной промышленной базы в Польше и других социалистических странах укрепило их оборонный потенциал, стало материальной базой политики, цель которой - преодоление "холодной войны" и перестройка международных отношений на основе принципа мирного сосуществования. Военное сотрудничество Польши и СССР в послевоенные годы стало важным звеном оборонной системы всего социалистического содружества. "При помощи СССР создана мощная оборо-

стр. 41


нительная база нашей страны, - писал член Политбюро ЦК ПОРП, Председатель Совета Министров ПНР П. Ярошевич. - Вооруженные силы ПНР располагают средствами обороны, отвечающими современным требованиям военной техники"15 .

В соответствии с директивами, выработанными на VII съезде ПОРП и XXV съезде КПСС, обе партии и оба государства уделяют первостепенное значение развитию и укреплению всестороннего сотрудничества со странами социалистического содружества. Это сотрудничество прямо способствует укреплению сил социализма и коммунизма отдельных стран и всего содружества. Опыт показал, что объединение их усилий представляет собой нечто большее, чем арифметическая сумма, оно многократно увеличивает их мощь. Опыт показал также, как об этом говорится в документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г., что всестороннее сотрудничество социалистических стран увеличивает влияние социализма на ход мировых событий, способствует росту его роли в борьбе с империализмом16 .

Последние годы характеризуются постоянным укреплением сотрудничества между социалистическими странами как на многосторонней (СЭВ, Варшавский Договор), так и на двусторонней (межпартийной и межгосударственной) основе. Постоянным проявлением этого сотрудничества являются регулярные встречи представителей партийного и государственного руководства, система дву- и многосторонних консультаций на различных уровнях. Это в особенности касается польско-советских отношений. Эти встречи способствуют рассмотрению различных аспектов строительства социализма в отдельных странах, являются местом обмена опытом, позволяют определить единую линию по политическим, экономическим и идеологическим вопросам и вместе с тем являются импульсом для выступления с новыми инициативами на международной арене17 . Традиционными стали уже крымские дву- и многосторонние встречи руководителей братских партий. В результате социалистические страны имеют общую, согласованную линию по всем основным проблемам мировой политики.

Отношения между странами социалистического содружества основаны на принципах добровольности, равноправия, суверенности и пролетарского интернационализма. Эти принципы, так же как братская взаимопомощь, являются составной частью международных отношений нового типа, неизвестных в предшествующей истории Польши и других стран. В рамках этих отношений дипломатия играет совершенно новую роль, она перестала быть средством взаимной борьбы, а стала важным орудием сплочения, развития братского сотрудничества во имя общих целей, во имя укрепления единства и сплоченности социалистического лагеря как факторов, определяющих его позицию на международной арене.

Польско-советский союз был и остается центральным звеном оборонной системы социалистических государств и важным фактором мира и безопасности на Европейском континенте. Польско-советский союз вырос из совместной борьбы и совместного опыта, а годы и десятилетия, которые прошли со времени его появления, показали, что он полностью отвечает интересам и целям польского и советского народов, интересам мировой системы социализма в целом.


15 Там же.

16 См. "Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5 - 17 июня 1969 г.". М. 1969, стр. 301 - 305.

17 "Дипломатия социализма". М. 1973, стр. 24 - 41.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЮЗ-ПОЛЬШИ-И-СОВЕТСКОГО-СОЮЗА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Т. КОВАЛЬСКИЙ, СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 20.09.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЮЗ-ПОЛЬШИ-И-СОВЕТСКОГО-СОЮЗА (date of access: 01.12.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Т. КОВАЛЬСКИЙ:

В. Т. КОВАЛЬСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Астрономические объекты такие, как планеты, звёзды, галактики, имеют нейтронные ядра. В процессе своего развития нейтронные ядра распадаются и происходят сложные процессы преобразования нейтронного ядра в протон-электронную плазму или в водород. На поверхности звёзд образуется плазменная «шуба». На астрономических объектах планетарного типа образуются плотные оболочки. Это заложено в цикле расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917-1921 гг.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Н. Н. Полянский - непременный член Московского губернского присутствия
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
"Якобсон, конечно, возмутится..."
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Многими авторами рассматривался “парадокс близнецов” и большинство из них придерживаются выводов А. Эйнштейна по этому вопросу в той или иной форме видоизменяя его. Поэтому в данной статье рассмотрены некоторые вопросы, по теории относительности А. Эйнштейна и показаны ряд неточностей и ошибок, которые, в конечном итоге, привели к неверным выводам и постулатам этой теории. Показано, что положение А. Эйнштейна о влиянии движения системы на возраст живых, заключенных в футляр, является не верным, т.к. оно противоречит постулату о равенстве физических законов в инерциальных системах
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар
Реликтовое излучение можно рассматривать как элементарные волны возмущения эфирной среды, фотонов и гравитонов, состоящих из микроэлементарных частичек - реликтов и фононов, которые являются квазистабильными частицами, не распадающимися на более мелкие частицы.
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар
Вьетнам принимал 37-й Саммит АСЕАН с 12 по 15 ноября 2020 года. В условиях беспрецедентной региональной и глобальной неопределенности под председательством Вьетнама АСЕАН проявила решимость и стойкость, став сильнее, чем раньше.
Выдающийся успех в организации саммита АСЕАН 2020 помог Вьетнаму стать специальным гостем саммита G20 По приглашению Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда Премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук принял участие в Саммите «Большой двадцатки» (группа двадцатки, G20), который состоялся в онлайн-формате. Это важная многосторонняя дипломатическая деятельность Вьетнама в этом году в качестве Председателя АСЕАН-2020 и непостоянного члена Совета Безопасности ООН на срок 2020-2021 гг., что демонстрирует конструктивный дух, ответственный вклад Вьетнама в решение глобальных вопросов.
Мир глаз наших как бездна без центра — рознь Истине. Древние зрили его Колесом на Оси, Боге и парой Вечности, Огня, и бренья, его тени, в сцепке колец сих Луною как осью в восьмерку ∞. Разъяв их и Вечность поправ как пустяк, гонцы Зла, нас губя, сняли тем Луну с неба — и, скрепы лишась, Мир распался в очах, став той прорвой, что зрим мы сейчас.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Во время ковида популярность онлнай игр только возросла. По статистике Ассоциации производителей интернет-игр, в 2020-м году нагрузка на сервера возросла на 170% в сравнении с аналогичным периодом в 2019-м году.
Catalog: Разное 
6 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·202 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones