Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-14696
Author(s) of the publication: А. Н. Быков

Как отмечалось в Постановлении ЦК КПСС о 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик, с "наибольшей полнотой отношения между государствами, присущие природе социализма, воплощены в социалистическом содружестве. Оно олицетворяет собой новый, социалистический тип международных отношений суверенных, равноправных государств, сплоченных общностью коренных интересов и целей, марксистско-ленинской идеологии, скрепленных узами товарищеской солидарности и взаимопомощи, всестороннего сотрудничества" 1 .

В. И. Ленин подчеркивал: "Мы все время знали и не забудем, что наше дело есть международное дело" 2 , "к задачам, которые ставились раньше абстрактно, теоретически, мы подошли вплотную практически. Этот опыт... вошел в историю, как завоевание социализма, и на этом опыте будущая международная революция будет строить свое социалистическое здание" 3 . Сегодня больше, чем когда-либо раньше, представляется очевидным, что без использования социалистическими странами огромного и разностороннего опыта Советского Союза, без всесторонней помощи и поддержки со стороны первого в мире государства трудящихся строительство социалистического общественного строя в этих странах оказалось бы гораздо более трудным и сложным, чем оно было и есть на самом деле. Страны социалистического содружества всегда видели в СССР не только пример успешного решения сложных задач социалистического строительства, но и надежного друга, на которого можно опереться, сотрудничество с которым служит ярким примером реализации на практике принципов социалистического интернационализма.

Вклад Советского Союза в становление и развитие социалистического содружества был и остается весомым и бескорыстным, служил и служит наглядным примером благородства и действенности принципов межгосударственных, поистине международных, отношений между странами, совместно строящими новый, социалистический мир.

Роль советского опыта, советской помощи в строительстве социализма высоко оценивается в братских странах как на уровне руководителей, так и в широких народных массах, для которых братские узы с первой страной социализма, тесные связи с ней в области экономики, культуры, идеологии стали, как и для нас, прочной нормой жизни. Как


1 О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М. 1982, с. 20.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 42, с. 3.

3 Там же. Т. 36, с. 383.

стр. 3


отмечал Я. Кадар, "хотя В. И. Ленин всегда предостерегал другие партии от механического копирования "русского примера", Советский Союз своей работой первопроходца в строительстве нового общества дал большой основополагающий и действенный в международном масштабе опыт тем народам, которые позже вступили или в будущем вступят на путь строительства социализма" 5 .

Всемирно-историческое значение построения социалистического общества в СССР состоит прежде всего в том, что оно на практике доказало жизненность учения марксизма-ленинизма, открытых им закономерностей общественного развития, в том числе революционного свержения капиталистического строя, перехода от капитализма к социализму, строительства нового, социалистического общества. Опыт Октября подтвердил положение марксизма-ленинизма, что всякая пролетарская революция выступает закономерным результатом внутреннего развития, обострения противоречий капиталистического общества, созревания объективных и субъективных факторов. Как подчеркивал В. И. Ленин, "никакое восстание не создаст социализма, если он не созрел экономически" 6 . Опыт СССР наглядно подтвердил учение марксизма о том, что свергнуть капитализм и построить социализм можно только в результате социалистической революции и утверждения власти трудящихся, что решающей силой этой революции выступает рабочий класс, что свою революционную миссию он может выполнить только в союзе с непролетарскими трудящимися массами, прежде всего с крестьянством.

Опыт строительства социализма в СССР дал ответ на поставленный историей сложный вопрос о путях и формах социалистического строительства, в том числе вопрос замены частной, капиталистической собственности общественной, социалистической собственностью. Он доказал, что только путем передачи собственности на средства производства народу обеспечивается ликвидация эксплуатации человека человеком, создаются предпосылки для подлинного планирования производства и его ускоренного развития, для повышения на этой основе благосостояния трудящихся масс. На опыте СССР было доказано, что общество, основанное на общественной собственности, способно решать многие сложные социально-экономические проблемы, перед которыми капитализм оказался бессилен. Это - преодоление стихийности и цикличности общественного производства, безработицы и недогрузки производственных мощностей, бессмысленного расточительства ресурсов и производительных сил, характерных для капиталистической системы на всех стадиях ее развития.

Строительство социализма в СССР уже на первом этапе доказало преимущество социализма перед капитализмом в решающей сфере человеческой деятельности - материальном производстве. Быстро покончив с хозяйственной разрухой и безработицей, ликвидировав диспропорции, оставшиеся в наследство от старой России, СССР благодаря преимуществам социализма в исторически кратчайший срок превратился в могучую промышленную державу, обладающую современной промышленностью, кооперированным сельским хозяйством, передовой наукой и техникой. Уже к концу 20-х годов превзойдя уровень довоенной России по важнейшим экономическим показателям, в следующем десятилетии на путях социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства СССР в области хозяйственного развития добился всемирно-исторических успехов, намного превзошел дореволюционный уровень этого развития. Так, в 1940 г. по сравнению с 1913 г. национальный доход в СССР возрос в 5,53 раза, валовая продукция промыш-


5 Кадар Я. Избранные статьи и речи. М. 1971, с. 684.

6 Ленин В. И. ПСС. Т. 34. с. 193.

стр. 4


ленности - в 7,69 раза, в т. ч. группы "А" - в 13,4 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,41 раза, капитальные вложения - в 5,55 раза, производительность труда в промышленности - в 3,76 раза, в сельском хозяйстве - в 1,93 раза 7 . Всего этого СССР достиг собственными силами, без помощи извне, в условиях необходимости отвлечения огромных средств на укрепление обороноспособности перед лицом возрастающей угрозы иностранной агрессии.

Важное значение для мирового общественного развития, для формирования и укрепления социалистического содружества имеет опыт СССР в решении национального вопроса, в организации сотрудничества социалистических наций. "Союз Республик, созданный на началах равенства и добровольности рабочих и крестьян отдельных республик, - отмечалось в резолюции XII съезда РКП (б), - является первым опытом пролетариата в деле урегулирования международных взаимоотношений независимых стран и первым шагом к созданию будущей всемирной Советской республики труда" 8 . Создание Союза ССР - живое воплощение ленинских принципов национальной политики, величайшая заслуга ленинской партии, выражение на практике жизненности идей пролетарского, социалистического интернационализма. Никогда в прошлом ни одно государство не сделало так много для всестороннего развития наций и народностей, как СССР в ходе социалистического и коммунистического строительства.

На XXVI съезде КПСС отмечалось: "С первых лет Советской власти наша экономическая и социальная политика строились так, чтобы как можно быстрее поднять бывшие национальные окраины России до уровня развития ее центра. И эта задача была успешно решена. Важнейшую роль здесь сыграли тесное сотрудничество всех наций страны и прежде всего бескорыстная помощь русского народа" 9 . В постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" в связи с этим говорится: "На собственном опыте народы Страны Советов убедились: сплочение в едином союзе умножает их силы, ускоряет социально-экономическое развитие. Мы вправе гордиться тем, что в общем строю с трудящимися всех наций страны народы бывших национальных окраин, обреченные прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капитализм, и достигли высот социального прогресса. В совместной борьбе за новый, справедливый мир возникли великое братство людей труда, чувство семьи единой, сложилась нерушимая ленинская дружба народов - неисчерпаемые источники созидательного творчества масс" 10 .

Ленинская национальная политика внутри страны, основанная на последовательном соблюдении прав народов на самоопределение, на их добровольном единстве, на всемерном укреплении дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, нашла свое воплощение и во внешней политике Советского государства. С самого начала своего существования оно провозгласило мир и сотрудничество основой своих взаимоотношений с другими странами. Еще в довоенный период СССР поддержал антифеодальную, социалистическую по своей направленности революцию в Монголии, активно помог ей отстоять свой суверенитет и независимость, приступить к прогрессивным социально-экономическим преобразованиям, создавшим фундамент для перехода к строительству социализма, минуя капитализм.


7 См. Страна Советов за 50 лет. М. 1967, с. 28.

8 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 7-е. Ч. 1, с. 716.

9 Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 55.

10 О 60-й годовщине, с. 6 - 7.

стр. 5


В ходе Великой Отечественной войны, явившейся величайшим испытанием прочности и жизнеспособности социалистического строя, дружбы народов, СССР наголову разбил полчища гитлеровской Германии и ее сателлитов, спас родину социализма от грозившего ей порабощения, освободил народы Европы, а затем и Азии от фашистского и милитаристского ига. Все это создало благоприятные внешние предпосылки для глубоких революционных преобразований в ряде стран Восточной Европы и Азии, приведших к образованию мировой социалистической системы - крупнейшему событию всемирной истории после Великой Октябрьской социалистической революции.

Победа социалистической революции в СССР, последовавшие за ней социалистические революции в других странах Европы, Азии, а затем и Латинской Америки подтвердили положение марксизма-ленинизма о том, что переход от капитализма к социализму - это не узконациональное явление, а закономерный мировой процесс. Они подтвердили также то, что при всем разнообразии форм и методов такого перехода ему присущ ряд общих закономерностей, которые впервые были претворены в жизнь в ходе социалистических преобразований в СССР, а затем нашли проявление и при осуществлении таких преобразований в других братских странах, разумеется, с учетом местной специфики и особенностей каждой страны.

Совокупный опыт развития мирового социализма убеждает в том, что главным вопросом революции по-прежнему остается вопрос о власти. Или власть рабочего класса, выступающего в союзе со всем трудовым народом, или власть буржуазии, третьего не дано. Переход к социализму возможен только тогда, когда рабочий класс и его союзники, овладев реальной политической властью, используют ее для ликвидации социально-экономического господства капиталистических и иных эксплуататоров. Победа социализма возможна, если рабочий класс и его авангард - коммунисты сумеют воодушевить, сплотить трудящиеся массы в борьбе за построение нового общества, преобразование на социалистических началах экономики и всех общественных отношений. Наконец, социализм может утвердиться лишь в том случае, если власть трудящихся сумеет защитить революцию от любых атак как внутренних, так и внешних классовых врагов.

Эти положения представляются наиболее обобщенными и важными выводами и уроками, вытекающими из опыта становления и развития мировой социалистической системы.

Революционную теорию, отмечал В. И. Ленин, "нельзя выдумать, она вырастает из совокупности революционного опыта и революционной мысли всех стран света" 11 . То, что происходило в СССР в период после Октября, есть воплощение этого опыта применительно к особенностям построения социализма в первой отдельно взятой стране, находившейся в капиталистическом окружении. Братские страны социализма, приступившие, к социалистическим преобразованиям значительно позже и в иной международной обстановке, имели возможность прочно опереться на богатый советский опыт, преломляя его к особенностям своей страны и нового международного положения. Это значительно облегчило проведение социально- экономических преобразований в братских странах, позволило им учесть не только успехи, но и ошибки первопроходца, неизбежные в новом, исключительно сложном деле. Вместе с тем накопленный опыт социалистического строительства, воплощенные в нем национальные особенности неопровержимо подтверждают глубокое ленинское положение, что эти особенности в социалистическом развитии могут касаться только не самого главного. При всем своеобразии российских условий опыт Октября и последовавших за ним глубочай-


11 Ленин В. И. ПСС. Т. 27, с. 11.

стр. 6


ших революционных преобразований выразил основные, главные тенденции целой исторической эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму, подготовленного всем ходом общественно- экономического развития в мире.

Социалистическое и коммунистическое строительство предполагает не только ликвидацию частной собственности на основные средства производства и превращение их в социалистическую собственность, но и всемерное развитие и совершенствование доставшихся в наследство производительных сил, создание материально-технической базы нового общества. В. И. Ленин указывал на то, что уже в ходе экспроприации экспроприаторов "выдвигается - и чем дальше, тем больше - более существенная задача положительного коммунистического строительства, творчества новых экономических отношений, нового общества" 12 . В силу общности социально-экономического строя странам социализма присущи общие закономерности становления и развития материально-технической базы, обусловливаемые самой природой этого строя, потребностями его укрепления, развитием научно-технической революции в мире. В условиях мировой социалистической системы существенной особенностью строительства материально-технической базы во входящих в нее странах выступает успешно развивающееся между ними экономическое и научно-техническое сотрудничество, формирующееся международное социалистическое разделение труда, которые значительно облегчают решение связанных с этим задач.

Исторический опыт СССР и других стран социалистического содружества выявил два основных пути строительства материально-технической базы социализма: осуществление социалистической индустриализации или социалистической реконструкции народного хозяйства. Оба эти пути на практике взаимодействуют, причем их соотношение предопределяется исходным уровнем развития. Опыт проведения индустриализации в СССР, проходившей в исключительно трудных внутренних и внешних условиях, значительно обогатил ленинскую теорию социалистической индустриализации и послужил отправной основой для индустриализации в братских странах, хотя условия ее проведения в отдельных странах существенно различались и не были во всем идентичными советским.

К моменту перехода к социалистическому строительству развитую индустриальную базу имели лишь ЧССР и ГДР, причем ее слабым звеном были диспропорции (в отношении ГДР вызванные расколом страны), которые и устранялись в ходе социалистической реконструкции народного хозяйства. Остальные страны, как и в прошлом царская Россия, имели значительно более низкий уровень развития производительных сил, особенно промышленности. При общем низком уровне промышленности наиболее слабым звеном являлась тяжелая индустрия, прежде всего ее ведущие отрасли - машиностроение, черная металлургия, химическая промышленность. Так, удельный вес машиностроения в продукции всей промышленности дореволюционного Китая составлял 1,7%, Кореи - 1,4%, Болгарии - 2,4%, Польши - 7%, Румынии - 10,2%, Венгрии - 14 - 15% 13 . Что же касается Монголии, Вьетнама, Албании, то к моменту перехода на социалистический путь они вообще не имели промышленности в современном понимании. В них сохранялись докапиталистические отношения.

Руководя социалистическим строительством, коммунистические партии последовательно проводили курс на создание и развитие мощной индустрии применительно к предпосылкам и условиям в своей стра-


12 Там же. Т. 39, с. 13.

13 Олейник И. П. Мировое социалистическое хозяйстве. Каткий очерк. М. 1969, с. 42.

стр. 7


не, претворяя в жизнь ленинское указание о том, что "единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие" 14 . Одновременно ликвидировались отрицательные последствия вхождения в прошлом этих стран в капиталистическую систему хозяйства, в которой они, как правило, занимали неравноправное, подчиненное положение, налаживались их хозяйственные отношения с другими социалистическими странами, прежде всего с СССР, формировалась мировая социалистическая система хозяйства. В то время как ГДР и ЧССР модернизировали экономику, проводили индустриализацию отсталых районов, остальные социалистические страны практически заново создавали современную промышленность, решая задачи превращения из отсталых, аграрных в развитые, индустриально-аграрные страны. При этом коренным образом менялось соотношение между промышленностью и сельским хозяйством, создавался комплекс производств, обеспечивающих промышленность и другие отрасли современными средствами производства, включая орудия труда. В этом выражалось существо тех структурных сдвигов, которые производились в ходе хозяйственной перестройки. Индустриализация осуществлялась на базе социалистических форм хозяйства и была направлена на закрепление победы социалистического сектора в народном хозяйстве, на расширение сферы действия социалистических производственных отношений.

Преимущества нарождавшихся социалистических производственных отношений, бескорыстная помощь со стороны Советского Союза, оказываемая в различных формах с первых шагов по новому пути, возможности широко заимствовать советский организационный, научно- технический, управленческий и другой опыт, более благоприятная, нежели в довоенный период, международная обстановка и прежде всего дружественное окружение позволили молодым социалистическим государствам быстрее восстановить экономику и перейти к развернутой индустриализации.

К 1950 - 1955 гг. практически во всех социалистических странах было в основном завершено послевоенное восстановление промышленности, транспорта, строительства, внешней и внутренней торговли. В 1950 г. промышленное производство составило к довоенному уровню в Польше - 209%, ЧССР - 143%, ГДР - 111%, Венгрии - 158%, Румынии - 147%, Болгарии - 309%, Югославии - 172%, Албании - 415% 15 . Все это содействовало укреплению народно- демократического строя, повышению уровня жизни населения, дальнейшему осуществлению социально-экономических преобразований.

После завершения восстановительного периода развернулся новый этап социалистического строительства, охвативший 10 - 15 лет, Аавным содержанием которого стала социалистическая индустриализация, основанная на быстром расширении существующего производственного аппарата, его модернизации, массовом строительстве новых предприятий, завершении ликвидации многоукладности экономики, формировании полностью социалистической системы хозяйства. При этом широко внедрялись разработанные в СССР методы хозяйствования, система долгосрочных планов, что послужило важным фактором плановой мобилизации ресурсов, достижения высоких темпов экономического развития, успешного осуществления всей социалистической перестройки экономики. Одновременно проводились глубокая структурная перестройка производства, его диверсификация, создавались новые, прогрессивные отрасли и подотрасли, происходило формирование современных общегосударственных народнохозяйственных комплексов. Особое вни-


14 Ленин В. И. ПСС. Т. 44, с. 9.

15 Олейник И. П. УК. соч., с. 50.

стр. 8


мание уделялось при этом развитию ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения. На этом этапе были окончательно ликвидированы безработица, эксплуатация человека человеком. Преимущества плановой экономики, сотрудничество и взаимопомощь позволили значительно расширить накопления и ассигнования на развитие и модернизацию производства. Завершение социалистической индустриализации означало завершение в основном создания экономических основ социализма, выполнение задач переходного периода от капитализма к социализму.

Именно в этот наиболее трудный для братских стран период Советский Союз оказывал им значительную бескорыстную помощь, сыгравшую решающую роль в проведении в этих странах социалистических преобразований, в создании материально-технической базы социализма. Так, к началу 1961 г. СССР имел соглашения об оказании помощи социалистическим странам в строительстве свыше 1100 предприятий. Среди них более 300 предприятий и объектов в КНР, 91 - в НРБ, 174 - во Вьетнаме, 100 - в ПНР, 104 - в Румынии. Среди этих предприятий было 100 электростанций, 72 завода черной и цветной металлургии, 55 предприятий горнорудной и угольной промышленности, 21 нефте- и сланцеперерабатывающее предприятие, более 100 машиностроительных заводов. К началу 1961 г. было построено и введено в эксплуатацию свыше 380 предприятий и других объектов, обеспечивавших производство в год около 29 млрд. квт. ч электроэнергии, добычу около 10 млн. т угля, переработку 5 млн. т нефти, выплавку 10 млн. т стали и т. д. К этому времени СССР предоставил братским странам для оплаты оказываемого технического содействия долгосрочные кредиты на 8 млрд. руб. (обычно на 10 и более лет из 2% годовых, а нередко и на еще более льготных условиях) 16 .

Быстрый рост промышленного производства в социалистических странах сопровождался комплексными мероприятиями по повышению его технического уровня. Этому способствовала как структурная политика, направленная на ускоренное развитие новых отраслей, прежде всего обеспечивающих научно-технический прогресс, так и создание национальных баз научно- технического развития, включая сеть научно-исследовательских организаций, лабораторий и вузов, современную научно-техническую инфраструктуру. Необходимость ускоренного научно- технического развития в ходе создания материально-технической базы социализма подчеркивалась В. И. Лениным, который указывал на то, что необходимо иметь новую техническую базу для широкого промышленного строительства, что, если не перевести страну "на иную технику, более высокую, чем прежде, не может быть речи о восстановлении народного хозяйства и о коммунизме" 17 . Особая роль научно-технического развития объяснялась и тем, что именно в период строительства в братских странах материально-технической базы социализма разворачивалась в мире научно-техническая революция, которая предъявила принципиально новые требования к уровню развития науки, степени технологического применения ее достижений во всех областях производства и непроизводственной сферы.

Помощь, оказанная Советским Союзом братским странам в области научно-технического развития, была особенно впечатляющей. По инициативе СССР с первых послевоенных лет в заключенных с братскими странами соглашениях о научно-техническом сотрудничестве были предусмотрены условия, наиболее благоприятные для приобщения этих


16 Иванов Н. И. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран социализма. М. 1962, с. 154 - 156.

17 Ленин В. И. ПСС. Т. 40, с. 108; Т. 42, с. 30.

стр. 9


стран к советским научно-техническим достижениям. Практически эти достижения передавались им безвозмездно, что затем в 1949 г. стало общей нормой сотрудничества стран СЭВ (решения II сессии СЭВ в Софии). В период 1948 - 1961 гг., когда научно-технический обмен имел важнейшее значение для братских стран и достиг в связи с этим большого объема, СССР передал братским странам 31778 комплектов научно-технической документации, в т. ч. КНР - 14676 комплектов, ЧССР - 3044, Болгарии - 2831, Польше - 2752, Румынии - 1761 комплект. В свою очередь, СССР получил от братских стран 8877 комплектов. Подавляющая часть переданной советской документации приходилась на тяжелую промышленность, в т. ч. 50% на машиностроение. Многочисленные предприятия и целые новые отрасли промышленности были созданы в братских странах на основе советской технической документации. Одновременно многие тысячи советских специалистов работали в странах социализма, передавая им производственный и научно- технический опыт, и еще больше посетило СССР для заимствования такого опыта 18 .

Если же взять период 1948 - 1970 гг., то в ходе взаимного обмена научно-техническими достижениями СССР передал только другим странам СЭВ около 27 тыс. комплектов технической, проектной и другой документации и, в свою очередь, получил от них более 15 тыс. комплектов аналогичной документации. За тот же период СССР принял около 56 тыс. специалистов из других стран СЭВ для ознакомления с советским техническим и производственным опытом и сам направил в эти страны около 32 тыс. специалистов 19 . Если бы такую по объему научно- техническую документацию братским странам пришлось приобрести на Западе, то, согласно имеющимся расчетам, они заплатили бы как минимум 20 млрд. долларов. Из этой суммы до двух третей приходится на документацию и опыт, поступившие из СССР. Кроме огромных дополнительных затрат, обращение к западным источникам было бы связано с трудностями торгово-политического характера, так как доступ социалистических стран к новой технологии жестко ограничивался и ограничивается на Западе различными препонами юридического и административного порядка.

По существу, современная промышленная структура в странах социализма в значительной мере создана на базе советского технического опыта, на советских машинах и оборудовании. В большой степени с помощью СССР сформировался и научно-технический потенциал этих стран, включая его материально-техническую и кадровую составляющие. Только за 1948 - 1960 гг. СССР передал братским странам более 16 тыс. стандартов и 2200 образцов продукции, 11 тыс. программ учебных заведений 20 . В течение всего послевоенного периода в СССР была подготовлена из граждан стран социализма целая армия специалистов различного профиля и уровня. Только в период 1976 - 1980 гг. в СССР подготовлено для стран СЭВ 19,7 тыс. квалифицированных специалистов, в т. ч. 1744 кандидата и доктора наук. 36 тыс. студентов, аспирантов, стажеров из социалистических стран учатся в СССР и 12 тыс. студентов этих стран проходят в СССР ознакомительную практику 21 .

Важным направлением воздействия советского экономического опыта на формирование мировой социалистической системы хозяйства явилось использование в братских странах принципов социалистическо-


18 См. Быков А. Н. Научно-технические связи стран социализма. М. 1970, с. 67 - 70.

19 СЭВ: международное значение социалистической интеграции. М. 1979, с. 176.

20 Иванов Н. И. УК. соч., с. 222 - 223.

21 Быков А. Н., Лебин Д. А. Социалистическая интеграция и научно-техническая революция. М. 1981, с. 180.

стр. 10


го планирования и управления, проверенных практикой строительства социализма в СССР. На протяжении ряда десятилетий в СССР происходило планомерное формирование и развитие единого народнохозяйственного комплекса - надежной материальной основы сближения входящих в него братских народов, их крепнущей дружбы и сотрудничества. Уже в 1920 г. по указанию В. И. Ленина и под его руководством был разработан перспективный план электрификации страны - ГОЭЛРО, рассчитанный на 10 - 15 лет, который предусматривал осуществление широкой программы восстановления и развития промышленности в отраслевом и территориальном разрезах. Дальнейшему подъему экономики всех союзных республик способствовало решение таких общесоюзных задач, как освоение природных богатств восточных районов, Сибири и Дальнего Востока, севера страны, ее отсталых окраин. Все это позволило вовлечь в народное хозяйство огромные неиспользованные ресурсы, поднять экономику национальных окраин до среднесоюзного уровня, а зачастую и выше, наладить прочные межрайонные хозяйственные связи 22 .

По существу, аналогичные проблемы пришлось решать и некоторым братским странам. Например, в ЧССР речь шла об индустриализации отсталой в прошлом Словакии, в Румынии - менее развитых районов (Добруджи, Олтении и др.), об их вовлечении в общехозяйственную структуру. Советский опыт развития Казахстана послужил большим подспорьем при формировании народнохозяйственной структуры МНР. Вместе с тем формирование такой структуры в братских странах несколько отличалось от советских условий, посльку здесь на этот процесс оказывало заметное влияние международное социалистическое разделение труда, особенно в его интеграционный период. По существу, структурная политика в братских странах преследует две взаимоувязанные цели: формирование целостных национальных хозяйственных комплексов и их включение в систему международного социалистического разделения труда.

Если Советский Союз в довоенный период в условиях капиталистического окружения вынужден был развивать практически все отрасли и обеспечивать за счет внутренних ресурсов удовлетворение практически всех своих потребностей, чему способствовало исключительное богатство и разнообразие национальных ресурсов, то братские страны, большинство из которых средние и малые страны с ограниченными национальными ресурсами, могли с самого начала ориентироваться на широкое разделение труда и кооперацию в рамках социалистического содружества и прежде всего на его наиболее мощного члена - Советский Союз. Сегодня в условиях социалистической экономической интеграции возможности оптимизации народнохозяйственных структур с учетом их взаимодополнения приобретают еще большее значение, особенно для таких стран, как Вьетнам, МНР, Республика Куба, для которых формирование современной хозяйственной структуры" в значительной мере еще задача будущего, причем решаемая в условиях широкого применения форм международного социалистического разделения труда. Вместе с тем и на нынешнем этапе, как и в недалеком прошлом, богатый опыт СССР по решению сложных структурных проблем экономического развития находит применение в братских странах. При этом наряду с опытом подъема некогда отсталых национальных окраин (эта задача в СССР уже в основном решена) широкое использование в братских странах, разумеется, с учетом национальной специфики, полу-


22 Если в целом с 1922 г., когда образовался Союз ССР, его промышленность возросла к 1940 г. в 24 раза, а к 1981 г. - в 537 раз, то в Армянской ССР она возросла соответственно в 21 и 1008 раз, Молдавской ССР - в 17 и 903, Казахской ССР - в 28 и 902, Таджикской ССР - в. 46 и 874 раза (Правда, 24.V. 1982).

стр. 11


чает опыт СССР в комплексном решении таких крупнейших народнохозяйственных проблем, как освоение топливно-сырьевых богатств Сибири и Дальнего Востока, зоны БАМа, развитие Нечерноземья.

Опыт социалистического и коммунистического строительства в СССР убедительно показал, что создание нового, социалистического общества - управляемый процесс, возглавлять который может только марксистско-ленинская партия, вооруженная революционной теорией научного коммунизма и способная соединить ее с деятельностью широких масс трудящихся. Сформулированные В. И. Лениным и реализованные в СССР принципы социалистического хозяйствования послужили методологической основой налаживания системы социалистического управления хозяйством в братских странах. Среди них такие основополагающие принципы, как выделение ведущего звена в плановом хозяйственном строительстве, директивность и непрерывность планирования, строгий учет и контроль за реализацией народнохозяйственных планов.

При разработке первых планов развития народного хозяйства в странах социализма использовался научный и методический аппарат планирования СССР, а в самой разработке этих планов большую помощь оказали советские плановые органы. Переход в дальнейшем стран социалистического содружества к единому пятилетнему плановому периоду также основывался на использовании богатейшего опыта СССР, который выступает родиной пятилетних народнохозяйственных планов. Интернациональное значение, как показывает опыт, имеет ленинская идея единства планирования и хозяйственного расчета, принципов хозрасчетной организации социалистического производства. Использование соответствующего советского опыта подтвердило необходимость применения этих принципов в других социалистических странах.

В настоящее время развитие механизма социалистического хозяйствования идет в направлении сочетания централизованных плановых начал с развертыванием инициативы отраслевых органов, объединений, комбинатов, предприятий. Широко используется программно-целевой метод, ориентирующий на достижение конечных результатов. При этом находит творческое развитие советская практика крупномасштабного программно-целевого планирования, призванного поднять эффективность общественного производства, интенсифицировать использование всех факторов его роста. Идет развернутый творческий поиск путей интенсификации социально- экономического развития по всем направлениям, и роль в нем советского опыта остается весьма внушительной.

Вместе с тем если на первых этапах строительства социализма в братских странах советский экономический опыт явно доминировал, хотя бы потому, что СССР был в то время единственной страной победившего социализма и другого опыта просто не было, то в последние два десятилетия положение изменилось. Братские страны, творчески применяя советский опыт, накопили и свой собственный, определяемый спецификой решения тех или иных социально-экономических задач в конкретных национальных условиях. При этом не могли не сказаться различные масштабы стран и связанная с этим различная степень их участия в международном, в том числе социалистическом, разделении труда, различный достигнутый уровень экономического и научно-технического развития, различные национальные традиции и особенности, природно-географические и другие объективные различия между братскими странами. Отдельные братские страны в связи с этим раньше других ощутили исчерпанность экстенсивных факторов роста и необходимость перехода к интенсивной модели, в то время как другие еще сохранили возможности и необходимость экстенсивного развития в том

стр. 12


или ином сочетании с интенсивными факторами. Сказалась и разновременность перехода тех или иных стран к социализму, различный исходный уровень развития, различная обеспеченность ресурсами.

По этим и другим причинам объективного и субъективного характера национальные хозяйственные механизмы стран социалистического содружества при общности основополагающих начал стали вместе с тем существенно отличаться друг от друга по сочетанию плановых и товарно-денежных инструментов, по организации управления на различных хозяйственных уровнях, по степени самостоятельности тех или иных хозяйственных звеньев и порядку включения их в экономическую, в том числе внешнеэкономическую, деятельность. Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, процесс сближения социалистических государств "продолжает развиваться. Но он не стирает национальной специфики, исторических особенностей стран социализма. В разнообразии форм их общественной жизни, организации экономики следует видеть то, что есть в действительности: богатство путей и методов утверждения социалистического образа жизни" 23 .

Из этого XXVI съезд КПСС делает два вывода принципиальной важности. Первый - необходимость учиться друг у друга. Братские страны накопили многообразный положительный опыт организации производства, управления, решения народнохозяйственных и социальных проблем. Умело налажена, например, работа сельскохозяйственных кооперативов и предприятий в Венгрии, ценный опыт рационализации производства, экономии энергии, сырья и материалов имеется в ГДР. Немало интересного и ценного в системе социального обеспечения в Чехословакии. В Болгарии и ряде других европейских стран социализма найдены полезные формы агропромышленной кооперации. Сегодня изучением и обобщением опыта братских стран в различных областях заняты в СССР многие государственные органы, исследовательские организации, а в рамках СЭВ этой деятельностью занимаются практически все его комитеты и постоянные комиссии, другие органы. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС подтверждена необходимость учета опыта братских стран при совершенствовании организации производства в СССР.

Второй вывод - необходимость сближения структур хозяйственных механизмов, от чего в решающей степени зависит дальнейшее углубление социалистической экономической интеграции, представляющей основной инструмент соединения усилий и ресурсов братских стран для коллективного решения их важнейших общих народнохозяйственных задач, прежде всего всемерной интенсификации социально-экономического развития.

Таким образом, опыт убедительно показал, что при всех национальных особенностях и различиях основные принципы развития и совершенствования действующих систем планового управления экономикой являются общими для стран социализма. Они опираются на непреходящие ленинские положения о социалистическом хозяйствовании, об организации планового функционирования производства при социализме. Нарушение этих принципов, как показывает тот же опыт, ведет к деформации социализма со всеми вытекающими из этого экономическими, социальными и политическими последствиями.

В социально-экономическом развитии стран социализма, в создании в них соответствующей потребностям нового общества материально-технической базы, в консолидации братских стран социализма по всем линиям исключительно важную роль играет международное социалистическое разделение труда, в формирование и углубление которого


23 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 10.

стр. 13


основополагающий вклад внес и вносит СОЕетский Союз. Как известно, с первых послевоенных лет СССР установил прочную систему двусторонних торгово-экономических и научно- технических связей со странами, вставшими на путь социалистических преобразований. Принципами этих связей стали равенство и суверенность стран-участниц, невмешательство во внутренние дела, взаимная выгода и товарищеская взаимопомощь. За исключением последнего принципа, вытекающего из пролетарского, социалистического интернационализма, на котором строятся все отношения братских социалистических стран, остальные принципы являются той общедемократической платформой международных экономических отношений, за утверждение которой в мировой практике СССР активно выступает с первых лет своего существования и которую в Меру возможностей последовательно проводит в своих отношениях с другими странами. Что же касается товарищеской взаимопомощи, то она утвердилась в практике отношений советских республик сразу после октября, а с образованием Союза ССР стала в рамках этого союзного государства широко применяться как принцип отношений между вошедшими в него союзными республиками. Именно этот принцип определял политику ускоренного роста отсталых районов СССР, их подтягивания до общесоюзного уровня, в чем активную роль выполняли все республики и прежде всего РСФСР как самая крупная и развитая из них.

Хотя отношения внутри СССР и между ним и другими братскими странами социализма имеют свою существенную специфику, тем не менее опыт СССР в решении национального вопроса в ликвидации отсталости национальных окраин при опоре на помощь всего Союза послужил важным началом для становления международных экономических отношений нового, социалистического типа, которые получили развитие в рамках мировой социалистической системы при активном участии СССР. Особенно это касается вопроса сближения и выравнивания уровней экономического развития стран - участниц международного социалистического разделения труда. Такое сближение уровней выступает важнейшей его задачей и отличительной чертой и успешно решается в его рамках при содействии и помощи СССР.

В ходе послевоенного двустороннего сотрудничества с помощью советских поставок сырья и продовольствия, машин и оборудования, передачи советского производственно-технического опыта был восстановлен экономический потенциал стран народной демократии, подготовлены материальные условия в них для последующих социалистических преобразований. В 1949 г. был образован Совет Экономической Взаимопомощи - первая социалистическая международная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества. Это позволило вошедшим в нее странам коллективно решать наиболее важные и сложные задачи экономического развития и в то же время успешно противостоять экономической войне, фактически объявленной им Западом.

В структуре и деятельности СЭВ провозглашенные СССР принципы международных экономических отношений нового социалистического типа получили дальнейшее утверждение и развитие. СЭВ стал подлинной коллективной лабораторией международного социалистического разделения труда, в которой формировались и проходили опробование его новые формы и методы. Именно здесь с середины 50-х годов начала применяться практика координации пятилетних народнохозяйственных планов как главного метода регулирования международного социалистического разделения труда, получили развитие международная специализация и кооперирование в производстве, науке и технике как основной способ углубления этого разделения труда, перенесения его

стр. 14


центра тяжести с обменных операций в область производства и научно-технического прогресса, установления взаимодополняемости хозяйственных структур стран СЭВ. Последнее приобретало особое значение для повышения эффективности экономического развития этих стран, углубления взаимовыгодного сотрудничества между ними, поскольку "на протяжении примерно полутора послевоенных десятилетий можно было констатировать отчетливо выраженную тенденцию к созданию в большинстве социалистических стран однотипных в принципе народнохозяйственных структур. Создание однотипных производств, рассчитанных главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, естественно, ограничивало развитие международного разделения труда" 24 .

Четко обозначившаяся уже в середине 60-х годов необходимость в условиях НТР и исчерпания экстенсивных факторов резкого поворота к интенсивным формам экономического роста и к интенсификации экономических взаимосвязей братских стран закономерно обусловила переход этих стран к более высокому этапу международного социалистического разделения труда - к социалистической экономической интеграции. Решающую роль в этом сыграла XXIII (специальная) сессия СЭВ, в которой приняли участие руководители братских партий. В соответствии с решениями этой сессии при активном участии СССР была разработана Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, рассчитанная на 15 - 20 лет, которая была одобрена на XXV сессии СЭВ в 1971 году. Отражая общемировую тенденцию интернационализации производства, социалистическая интеграция является важным этапом на пути к созданию единого мирового кооператива, с которым В. И. Ленин связывал будущие международные экономические отношения 25 .

Углубление интеграционного процесса потребовало существенного совершенствования всего механизма сотрудничества, прежде всего его плановых основ как главного рычага интеграционных процессов при социализме. Основной формой остается координация пятилетних народнохозяйственных планов, которая, будучи непосредственно связанной с главным инструментом национального планирования, обеспечивает наиболее тесную и комплексную увязку интеграционных проблем с пятилетними планами интегрирующихся стран. Однако сама практика координации планов претерпевает существенные изменения, позволяющие осуществлять эту координацию более эффективно и комплексно. Важным этапом в этом была разработка на период 1976 - 1980 гг., а затем на следующее пятилетие согласованного плана многосторонних интеграционных мероприятий. Ему соответствуют национальные, интеграционные планы, обеспечивающие проведение указанных мероприятий необходимыми ресурсами, увязку внешних и внутренних факторов роста. Методология разработки национальных интеграционных планов учитывает соответствующий советский опыт.

Вместе с тем сложность и комплексность интеграционных проблем, их долгосрочный характер сделали необходимым ввести в практику новую, форму планового управления интеграционным процессом - долгосрочные целевые программы сотрудничества, в основе которых лежит программно-целевой метод комплексного планирования. Разработка таких программ открывает новые возможности долгосрочного планового развития и управления интеграционным процессом. На XXV съезде КПСС в этой связи отмечалось: "Опираясь на достигнутое, мы можем


24 Ширяев Ю. С. Экономический механизм социалистической интеграции. М. 1973, с. 41 - 42.

25 Ленин В. И. ПСС. Т. 37, с. 346 - 347.

стр. 15


теперь сделать следующий шаг вперед. В повестке дня - разработка и выполнение долгосрочных целевых программ. Их цель - общими усилиями обеспечить быстро растущие потребности в энергии, топливе, основных видах сырья, полнее удовлетворить спрос на продовольствие и промышленные товары народного потребления, поднять уровень машиностроения, ускорить развитие транспорта" 26 . Все пять программ, одобренные XXXII и XXXIII сессиями СЭВ, уже реализуются, прежде всего путем трансформации в разветвленную систему, многосторонних соглашений по различным вопросам производственного, инвестиционного и научно-технического сотрудничества, регулирующих проведение различных мероприятий, предусмотренных этими программами.

Параллельно с многосторонними программами для лучшего использования возможностей двусторонних связей СССР со странами СЭВ, их производственных и научно-технических потенциалов на основе крымских договоренностей 1978 г. были заключены долговременные программы специализации и кооперирования производства между СССР и НРБ, ГДР, ВНР, ЧССР, ПНР и СРР. Таким образом, в настоящее время начинает функционировать целая система долгосрочных многосторонних и двусторонних программ сотрудничества, прежде всего специализации и кооперирования производства, которая будет определять не только перспективы и динамику интеграционных процессов в социалистическом содружестве, но и направления использования значительной части его производственных мощностей, природных, научно- технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Ведущую роль в этом процессе играет Советский Союз. Его экономический и научно-технический потенциал, обширные природные ресурсы и внутренний рынок служат определяющим фактором развития всей системы экономического сотрудничества стран социализма, гарантом ее надежности и динамизма. На СССР приходится свыше 2 / 3 совокупного производственного и свыше 3 / 4 научно-технического потенциала социалистического содружества, который служит, таким образом, его основной материально- технической базой. Благодаря взаимной торговле и прежде всего советскому экспорту страны СЭВ удовлетворяют более 80% своих импортных потребностей в нефти и нефтепродуктах, от 70 до 100% - в железной руде, цветных металлах, пиломатериалах. А всего во взаимной торговле стран СЭВ на СССР приходится около 40%. СССР обеспечивает от 19 до 30% розничного товарооборота стран СЭВ по промышленным товарам длительного пользования. В то же время СССР закупает 32% экспортируемой зарубежными странами продукции машиностроения, 20,7% химической продукции, 32,9% продовольствия и 42,9% промышленных товаров народного потребления. По имеющимся оценкам, в европейских странах СЭВ на основе обмена с СССР создается от 10 до 15% национального дохода 27 .

На начало 80-х годов при содействии СССР в странах СЭВ было построено и строилось более 2200 крупных промышленных предприятий и других объектов, из которых 1300 было введено в эксплуатацию. Эти предприятия обеспечивают до 30% совокупной выработки электроэнергии зарубежных стран СЭВ (по мощности), выплавки чугуна и стали соответственно - 35% и 26%, производства готового проката - 48% 28 . Большое значение для строительства и модернизации предприятий в этих странах имеют советские поставки машин и оборудования по ли-


26 Материалы XXV съезда КПСС. М. 1976, с. 9.

27 СССР и социалистическая экономическая интеграция. М. 1981, с. 56 - 61.

28 Рассчитано по: Экономическое сотрудничество стран - членов СЭВ. 1979, N 1, с. 7; N 3, с. 65; Статистический ежегодник стран Совета Экономической Взаимопомощи, 1980, с. 82, 83, 85.

стр. 16


нии внешнеторгового обмена. Благодаря специализации и кооперации производства с СССР страны СЭВ имеют возможность организовывать крупносерийное производство машин и оборудования, совершенствовать производственную структуру, в частности за счет сокращения энерго- и материалоемкого и расширения трудо- и наукоемкого производства.

Сохраняя на достигнутом высоком уровне поставки в страны СЭВ сырья и энергоносителей, причем по ценам значительно ниже мировых 29 , СССР тем не менее вынужден в целях обеспечения возрастающих потребностей этих стран расширять совместную с ними разработку сырьевых и энергетических ресурсов как на своей территории, так и на территории других стран СЭВ. Наглядным примером последнего служит советско-монгольское предприятие "Эрдэнэт" по производству медно-молибденового концентрата. Для расширения поставок в страны СЭВ электроэнергии в СССР совместно с этими странами строятся мощные АЭС, линии электропередачи. Расширяется сеть нефте- и газопроводов, обеспечивающих поставки в страны СЭВ советской нефти и газа. Таким образом, прежде всего за счет сотрудничества с Советским Союзом братские страны обеспечивают свои энергетические и сырьевые потребности, что служит надежной гарантией их экономического развития в условиях острого мирового энергетического кризиса.

В условиях НТР огромное значение имеет возможность братских стран опереться на мощный советский научно-технический потенциал. О масштабах передачи этим странам советского научно-технического опыта в прямом смысле уже говорилось выше. На современном этапе большое значение приобретают научно-техническая кооперация и совместные исследования, позволяющие эффективно решать новые проблемы науки и техники. В этом перспективном направлении роль СССР также является определяющей. Только в 1981 г. ученые и специалисты стран СЭВ совместными усилиями разрабатывали около 1200 тем. Они ежегодно создают 200 - 300 новых или усовершенствованных конструкций машин, оборудования, приборов, разрабатывают или совершенствуют 100 - 150 технологических процессов, создают многие десятки видов препаратов и материалов 30 . Из 63 координационных центров многостороннего научно-технического сотрудничества свыше половины функционируют в СССР на базе его ведущих исследовательских организаций. С 1956 г. в СССР успешно работает созданный на базе советского оборудования Объединенный институт ядерных исследований. В СССР также функционирует Международный центр научно-технической информации стран СЭВ. Работы по программе "Интеркосмос", совместные с гражданами других братских стран полеты на советских космических кораблях получили всемирное признание.

Всемирно-историческое значение имеют успехи братских стран в решении сложной проблемы сближения и выравнивания их экономических уровней, особенно учитывая то, что большинство членов социалистического содружества в той или иной степени унаследовало от прошлого экономическую отсталость и однобокость хозяйственной структуры. Как и выравнивание экономических уровней вошедших в Союз ССР национальных республик, такое выравнивание в социалистическом содружестве протекало не за счет снижения общего уровня или замедления его роста, а за счет ускоренного развития экономически менее развитых стран при содействии более развитых. В этом процессе огромная роль принадлежит бескорыстной помощи СССР, его опыту.


29 За счет этого только за 1976 - 1980 гг. страны СЭВ получили общий выигрыш свыше 5 млрд. руб. (Экономическое сотрудничество стран - членов СЭВ, 1979, N 1, с. 7).

30 Правда, 10.VI.1982.

стр. 17


Если европейские страны СЭВ в 1950 г. имели различия в душевом объеме промышленной продукции в 1:4,6 раза, то к 1970 г. этот разрыв сократился до 2 раз, а к 1978 г. - до 1,4 раза. До 1,3 раза сократился разрыв в душевом производстве национального дохода, до 1,7 раза - в уровнях производительности труда, до 1,5 раза - по объему фонда потребления на душу населения 31 . Таким образом, принципиальные различия в уровнях экономического развития европейских стран СЭВ уже ликвидированы, а дальнейшее сближение будет направлено прежде всего на выравнивание условий жизни и качественных характеристик производства с ориентиром на высший уровень. Для этого достаточно использование преимуществ социалистической интеграции вместе с активизацией внутренних резервов. В то же время сохраняется проблема выравнивания уровней в отношении таких стран, как МНР, СРВ, Куба. В ее решении важную роль играют различные виды двусторонней и многосторонней экономической и научно-технической помощи им со стороны СССР, других братских стран, сочетаемой с собственными усилиями этих стран и преимуществами их участия в социалистической интеграции. В оказании такой бескорыстной помощи народы СССР, других братских стран видят свой интернациональный долг. Вместе с тем они все больше ощущают результаты сотрудничества с братскими странами, углубляющейся интеграции с ними.

То, что сегодня большинство членов социалистического содружества представляют собой передовые индустриально-аграрные государства, а другие, начавшие социалистические преобразования с крайне низкого исходного уровня, успешно преодолевают в союзе братских стран свою унаследованную от прошлого отсталость, - огромная заслуга основанных на пролетарском, социалистическом интернационализме международных отношений нового типа, рожденных в горниле Великого Октября и получивших первую проверку практикой в годы становления и развития молодой Республики Советов.

За последний период условия воспроизводства в странах социализма существенно усложнились. Это объясняется трудностями перехода к интенсивным методам хозяйствования в условиях ограниченности природных и трудовых ресурсов, ухудшением мировой конъюнктуры, сказывающимся в той или иной мере и на экономике братских стран, нерешенностью некоторых проблем научно-технического прогресса. Резкое ухудшение международной обстановки по вине сил империализма, попытки Запада по инициативе США возродить "холодную войну", усилить дискриминацию в отношении СССР и ряда других стран социализма, использовать торгово- экономические связи с ними в качестве средства политического давления, противопоставления одних братских стран другим делают необходимым укрепление технико-экономической самостоятельности содружества при опоре на углубление интеграционных связей. С учетом всего этого страны СЭВ провозгласили очередные две пятилетки периодом интенсивной производственной и научно-технической кооперации, которая позволит полнее и более эффективно использовать огромный экономический и производственный потенциал содружества, совершенствовать его структуру, включая структуру внешнеэкономических взаимосвязей. Советский Союз как главный фактор такой трансформации сможет больше переориентировать свой экспорт в братские страны с сырьевых товаров на готовую продукцию и полут фабрикаты, узлы и детали, изделия большой технологической сложности, что лучше соответствует его производственному и научно-техническому потенциалу. В свою очередь, наряду с машиностроительной продукцией страны СЭВ увеличат нам поставки ширпотреба и продоволь-


31 СЭВ: международное значение социалистической интеграции, с. 131; Быков А. Н., Лебин Д. А. УК. соч., с. 127.

стр. 18


ствия, более активно будут участвовать в разработке на территории СССР сырьевых и энергетических ресурсов, в совершенствовании нашего агропромышленного комплекса, в модернизации предприятий пищевой и легкой промышленности, сферы услуг.

На XXVI съезде КПСС отмечалось: "Сама жизнь ставит задачу - дополнить координацию планов согласованием экономической политики в целом. В повестку дня ставятся и такие вопросы, как сближение структур хозяйственных механизмов, дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации, создание совместных фирм, возможны и другие формы соединения наших усилий и ресурсов" 32 . Эта инициатива нашла широкую поддержку братских стран в ходе крымских встреч 1982 г., последних сессий СЭВ. В частности, на этих сессиях были одобрены крупномасштабные соглашения о специализации и кооперации в области оборудования для атомной энергетики, микропроцессорной техники, роботостроения, т. е. в наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, разработаны мероприятия по углублению координации планов, выработке согласованной экономической и научно-технической политики на перспективу.

Линия на развитие и углубление равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с братскими странами, на повышение его эффективности нашла новое подтверждение на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС. "Мы стремимся к тому, - подчеркнул на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю. В. Андропов, - чтобы товарищеское сотрудничество и социалистическая взаимопомощь братских стран становились глубже и эффективнее, в том числе и в совместном решении научно-технических, производственных, транспортных, энергетических и других задач. В этом плане сейчас разрабатываются дальнейшие совместные шаги" 33 . Пленум подтвердил приоритет социалистических стран в развитии внешнеэкономических связей СССР.

Как опыт экономического развития СССР, так и его использование в других социалистических странах, в их внешнеэкономической деятельности всегда находились и находятся ныне под пристальным вниманием и под огнем критики со стороны буржуазных и ревизионистских теоретиков. Порою с принципиально, казалось бы, различных исходных установок и те и другие не жалеют усилий для спекуляции на масштабах и экономической мощи СССР, на его роли в формировании мировой социалистической системы для того, чтобы доказать, с одной стороны, "специфику русского опыта", а с другой, - насильственный характер его внедрения в практику братских стран и, как следствие, - ответственность СССР за все реальные трудности и выдуманные неудачи экономического развития этих стран. В обоих случаях цель такой критики однозначна: очернить советский опыт и роль СССР в становлении и развитии мировой социалистической системы и в конечном счете подорвать единство социалистического содружества, ослабить влияние реального социализма как главного оплота мирового революционного движения на поступательное развитие человечества.

Как известно, после победы Великой Октябрьской социалистической революции идеологи буржуазии, а вместе с ними и ревизионисты всех мастей приложили немало усилий для того, чтобы принизить значение этого поистине всемирно-исторического события, ознаменовавшего начало перехода человечества от капитализма к социализму. При этом предпринималось немало попыток доказать случайный или чисто "русский" характер социализма, невозможность его победы в отсталой России, несоответствие русского эксперимента марксистской теории. После


32 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 8.

33 Коммунист, 1982, N 17, с. 19 - 20.

стр. 19


вступления на путь социализма большой группы стран Европы, Азии, а затем и Латинской Америки, казалось бы, наступил момент, кладущий конец спекуляциям об исключительности советского опыта, о неприемлемости его для других стран и народов. Однако и в современных условиях апологеты капитализма и ревизионисты продолжают твердить, что новый общественный строй не имеет собственных корней в этих странах и навязан им Советским Союзом силой.

В чисто экономическом плане утверждается, что в конце 40-х - начале 50-х годов СССР навязал странам народной демократии свою якобы неработающую систему централизованно управляемой, или командной, экономики, что такая система сковывает хозяйственную инициативу, делает экономику иррациональной, ибо исключает выбор основанных на стоимостных индикаторах целей, ведет к бесперспективному автаркическому развитию.

Что касается первого тезиса, то критики не могут или не хотят понять того, что ход истории не определяется теми или иными субъективными пожеланиями, а представляет собой закономерный процесс, характер которого был с естественнонаучной точностью раскрыт основоположниками марксизма-ленинизма и проверен на практике сначала в СССР, а затем и в ряде других стран. Конечно, победа Советского Союза во второй мировой войне ускорила революционный процесс в мире, создав для этого благоприятную обстановку, однако само развитие революционного процесса определялось внутренними предпосылками и особенностями социального развития в отдельных странах, что подтверждается, в частности, разнообразием конкретных форм и сроков революционных преобразований в социалистических странах.

Далее, абсолютно беспочвенны обвинения Советского Союза в навязывании основанной на общегосударственной собственности централизованной плановой системы другим странам, ибо она объективно вытекает из природы социалистического производства. Еще в "Манифесте Коммунистической партии" говорилось: "Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс" 34 . Нельзя утверждать и того, что закон стоимости и стоимостные категории чужды плановой социалистической экономике, хотя они и действуют здесь в рамках экономических законов социализма.

Конечно, при заимствовании советского экономического опыта были определенные упущения, связанные с недостаточным учетом специфики каждой страны, что объясняется прежде всего отсутствием у братских стран собственного опыта. Однако нельзя не видеть того, что эффект от использования этими странами советского экономического опыта намного превзошел "издержки", связанные с не всегда творческим его использованием. Неудивительно, что сегодня, когда братские страны накопили свой немалый опыт, именно КПСС подняла вопрос о широком изучении и использовании этого опыта. Тезис же о неэффективности плановой социалистической экономики опровергается впечатляющими хозяйственными успехами стран СЭВ, их длительным превосходством над капитализмом по темпам экономического развития, отсутствием у них кризисов и безработицы. Вместе с тем в этих странах предпринимаются энергичные меры по дальнейшему совершенствованию социалистического хозяйствования, его плановых и товарно- денежных инструментов.


34 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4, с. 446.

стр. 20


Что же касается автаркичности социалистической системы хозяйства, то, хотя братские страны социализма всегда были в принципе против автаркии, особенно бесперспективной в современной обстановке, на определенном этапе в силу внутренних и внешних условий внешнеэкономические связи рассматривались ими как непервостепенное направление. Смещение в этих странах акцента в сторону интенсивного развития подняло роль международного разделения труда как фактора интенсификации экономики, что и подтверждается курсом на интеграцию и ее последовательное углубление. Этот курс предполагает и широкое эффективное использование внешнеэкономических связей с иной социальной системой, однако в этом не все зависит от стран социализма. Нынешняя волна политизации таких связей, навязывания этим странам дискриминационных условий их осуществления в сочетании с прямыми запретами и "санкциями", что характеризует политику США и некоторых их союзников, разумеется, серьезно мешает реализации закономерного стремления стран социализма полнее использовать выгоды всемирного разделения труда как фактора экономии средств и времени, ускорения научно-технического прогресса. В этих условиях братским странам социализма приходится путем активизации взаимного сотрудничества больше полагаться на региональные свои возможности, усилить свое коллективное противодействие дискриминационной политике Запада, расширить помощь тем из них, например, Польше, которые дискриминируются в наибольшей степени. Вполне естественно, что СССР активно участвует в соответствующих мероприятиях.

Столь же неосновательны попытки некоторых критиков обвинить СССР "в империализме", "в эксплуатации своих социалистических партнеров", в частности, при помощи системы цен. В отношении "советского империализма" буржуазные теоретики и их вольные и невольные единомышленники явно ставят проблему с ног на голову. Империализм есть характеристика капитализма XX в., которая никак не применима к СССР - стране победившего социализма, чьи отношения с братскими странами всегда строились и строятся на вытекающих из социалистического интернационализма принципах взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Огромная по масштабам бескорыстная помощь, которую оказывал и оказывает Советский Союз странам, вставшим на путь социалистического развития, служит наглядным тому подтверждением. Цены же, по которым осуществляются поставки между странами СЭВ, строятся на основе мировых с очищением их от случайных, конъюнктурных колебаний по взаимно согласованной между ними методике. Как показывает анализ, в том числе проделанный и западными специалистами, до 1973 г., когда произошел взрыв цен на мировом рынке, уровень этих цен несколько превышал мировой и по сырьевым товарам, которые поставляет преимущественно СССР, и по готовым изделиям, которые превалируют в поставках большинства других стран СЭВ, причем по вторым в большей мере, чем по первым. После указанного рубежа цены на сырьевые товары во взаимной торговле этих стран существенно отстают от мировых, тогда как на готовые изделия идут почти вровень с ними. Так что о "неэквивалентном" в пользу СССР обмене со странами СЭВ говорить не приходится.

Опыт, если о нем судить непредубежденно, убедительно свидетельствует о том, что именно в сотрудничестве с СССР братские страны социализма добились всемирно-исторических успехов и уверенно идут вперед по пути строительства социализма, значительно облегчая за счет такого сотрудничества решение сложных задач социально-экономического развития. В настоящее время зарубежные страны СЭВ, занимая 2,2% территории и располагая 4,2% населения мира, производят

стр. 21


13% мирового национального дохода. Удельный вес промышленной продукции этих стран в общем объеме мирового производства возрос с 7% в начале 50-х до 13% в конце 70-х годов 35 .

Построив развитое социалистическое общество, в котором все более полно раскрываются преимущества социализма, расцветают дружба народов и социалистическая демократия, Советский Союз служит маяком для других братских стран, приступивших или приступающих к строительству развитого социализма. В докладе на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 21 декабря 1982 г. Ю. В. Андропов отмечал, что "оценивая сегодняшний день наших стран, мы можем с удовлетворением сказать: мы многому научились, содружество социалистических государств - это могучий, здоровый организм, который играет огромную и благотворную роль в современном мире" 36 . Об этом убедительно свидетельствует весь богатый опыт формирования и развития мировой социалистической системы - главной революционной силы современности.


35 СССР и социалистическая экономическая интеграция, с. 67.

36 Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. М. 1982, с. 18.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СССР-И-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-РАЗВИТИЕ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО-СОДРУЖЕСТВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Н. Быков, СССР И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 19.04.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СССР-И-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-РАЗВИТИЕ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО-СОДРУЖЕСТВА (date of access: 06.03.2021).

Publication author(s) - А. Н. Быков:

А. Н. Быков → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
676 views rating
19.04.2018 (1052 days ago)
0 subscribers
Rating
1 votes
Related Articles
ОФИЦЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ГОДЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙН
Catalog: Экономика 
21 hours ago · From Россия Онлайн
АГРАРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
Catalog: Экономика 
21 hours ago · From Россия Онлайн
ПРИЧИНЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ В КОНЦЕ XVI в.
Catalog: История 
21 hours ago · From Россия Онлайн
Могучая Америка, доставившая человека на Луну, вправе гордиться своим великим сыном Джоном Кеннеди, ставшим для Америки тем, чем был бог Аполлон для Эллады. Небо послало нам яркие знаки, подтверждающие это.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЗОЛОТО В ПОЛИТИКЕ РОССИИ (1917-1921 годы)
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Россия Онлайн
КАК СТАЛИН КРИТИКОВАЛ И РЕДАКТИРОВАЛ КОНСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ (1934-1936 годы)
2 days ago · From Россия Онлайн
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕЛНОКОВ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЯ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. Очерки
3 days ago · From Россия Онлайн
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1917-1918. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СССР И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones