Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7594

Share with friends in SM

Советская историческая наука переживает несомненный подъем. Он сказывается в дружной творческой работе молодых и старых ученых над созданием фундаментальных исторических трудов (многотомные "Всеобщая история", "История СССР", "История культуры" и т. п.), в работе по созданию учебников для вузов, в подготовке к печати учебников для средней шкалы и многочисленных научных монографий и исследований, в большом количестве представленных к защите кандидатских и докторских диссертаций и т. п. Оживилась и окрепла научная работа исторических кафедр наших вузов. Оформился такой крупный центр исторической науки, как Институт истории Академии наук, и т. п. Активизировалась работа в области истории и в братских советских республиках: в Грузии, Армении, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии и других. Повысился весь идейно-политический уровень научной работы на историческом фронте.

Своим вступлением на путь творческого подъема советская историческая наука целиком обязана товарищу Сталину. За последние годы, пожалуй, ни одна отрасль науки в СССР не получала столько руководящих указаний и директив, столько постоянной помощи и заботливого внимания со стороны партии и товарища Сталина, сколько их имела историческая наука.

В трудах товарища Сталина историки находили неоценимого значения методологические замечания, исторические оценки и характеристики", которые могли быть попользованы ими при конкретно-исторических исследованиях и разработке различных эпох и событий. Наконец, год тому назад советские историки получили такой замечательный образец марксистского исторического труда, как "Краткий курс истории ВКП(б)", изданный под непосредственным руководством и при участии товарища Сталина. Чтобы конкретнее представить, как безмерно многим обязана товарищу Сталину советская историческая наука, проследим в самом беглом очерке пройденный ею путь.

В первые годы после Октябрьской революции научно-исследовательские учреждения и университетские кафедры почти целиком находились, в руках старых, буржуазных историков. В своих трудах и лекциях они нередко открыто нападали на марксизм и выступали против пролетарской диктатуры. Они "обосновывали" историческую "неправомерность" пролетарской революции в такой отсталой стране, как Россия, предсказывали неизбежную и близкую гибель советской власти и доказывали необходимость буржуазного реставраторства. Буржуазные историки (Милюков, Платонов, Виппер и др.) в форме исторических исследований вели на идеологическом фронте ту же борьбу со "смутой" (т. е. с пролетарской революцией), какую вооруженная буржуазно-помещичья контрреволюция вела на военных фронтах.

После окончания гражданской войны, когда ставка буржуазии на вооруженный разгром пролетарской диктатуры оказалась битой, буржуазная историческая наука изменила открыто враждебный тон и пыталась, исторически "обосновать" неизбежность перерождения советской власти на рельсах нэпа.

стр. 14

Устрялов, Милюков, Суханов и др. "доказывали" историческую неизбежность экономической эволюции Советской России к капитализму, пытались обосновывать крепкие исторические корни кулачества как опоры капитализма, развивали "теории вотчинного капитализма", извращая историческую давность капиталистических отношений в России, и т. п. Даже в 1927 г. в сборнике Коммунистической академии Суханов мог еще развивать свои идейки врастания социализма в буржуазный строй, заявляя, что после Октября "эта идея стала лозунгом социалистического строительства".

Конечно, все эти буржуазные историки отрицали социалистический характер Октябрьской революции и предсказывали историческую неизбежность развития страны по буржуазному пути.

Вместе со всем этим хором буржуазных апологетов и фальсификаторов истории выступил тогда же с пробным шаром против ленинизма и предатель Троцкий: в 1922 г. он опубликовал свой "1905 год" и в 1924 г., вскоре после смерти Ленина, - "Уроки Октября". Иуда-Троцкий не случайно свои атаки на ленинизм начал с якобы "исторических" работ. Под флагом "научных" споров о движущих силах, характере и перспективах Октябрьской революции, с целью подмены ленинизма троцкизмом Троцкий и его последыши - троцкистские лжеисторики: Ванаг, Пионтковский, Фридлянд, Зайдель и другие - проводили свою вредительскую работу на историческом фронте. Теперь ясно, какой вред приносили "дискуссии" по вопросу о 1905 г., о перерастании буржуазной революции в пролетарскую, социалистическую или о 1917 г. - о двойственном характере Октябрьской революции, об объективных предпосылках для победы социализма в одной стране и т. п.

Требуя последовательности, непримиримости и беспощадности в принципиальной борьбе, Ленин писал: "Всякая непоследовательность или слабость в разоблачении тех, кто проявляет себя как реформист или "центровик", означает прямое увеличение опасности свержения власти пролетариата буржуазией, которая использует завтра для контрреволюции то, что кажется близоруким людям лишь "теоретическим разногласием" сегодня"1 .

Товарищ Сталин с громадной силой, решительностью и последовательностью вскрывал в теоретических разногласиях сегодня все те тенденции, которые превращались в прямое дело контрреволюции завтра. На идеологическом фронте в 1923 - 1924 гг. товарищ Сталин ставил прежде всего задачу - идейно разгромить и похоронить троцкизм. Поскольку троцкизм обычно начинал свои атаки на партию с аргументов, и ссылок на историю, товарищ Сталин с исключительным искусством разоблачал троцкистские фальсификации истории.

Еще в своей речи на фракции ВЦСПС 19 ноября 1924 г. "Троцкизм или ленинизм" товарищи, Сталин разоблачил "арабские сказки" троцкистов и восстановил подлинные факты об Октябрьском восстании. Товарищ Сталин показал, что Троцкий не играл и не мог играть особой роли в Октябрьском восстании, как это пытались изобразить троцкистские фальсификаторы истории по заданиям Троцкого. Октябрьское восстание имело своего вдохновителя и руководителя, "но это был Ленин, а не кто-либо другой, тот самый Ленин, чьи резолюции принимались ЦК при решении вопроса о восстании, тот самый Ленин, которому подполье не помешало быть действительным вдохновителем восстания, вопреки утверждению Троцкого"2 .

Давая тонкий, глубокий и конкретный анализ основных этапов и важнейших фактов из истории подготовки и проведения Октябрьской революции, товарищ Сталин показал истинный смысл троцкистских фальси-


1 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 317.

2 И. Сталин "Об Октябрьской революции", стр. 56. 1932.

стр. 15

фикаций истории: "Троцкий уверяет, что все это необходимо для "изучения" Октября. Но неужели нельзя изучать Октябрь без того, чтобы не лягнуть лишний раз партию и ее вождя Ленина? Что это за "история" Октября, которая начинается и кончается развенчиванием главного деятеля Октябрьского восстания, развенчиванием партии, организовавшей и проведшей это восстание? Нет, дело тут не в изучении Октября. Так Октябрь не изучают. Так историю Октября не пишут"1 .

Товарищ Сталин показал, что Троцкий и его агенты прибегают к самой низкопробной фальсификации истории, стремясь превратить ее в орудие для борьбы с ленинизмом. "Троцкизм выступает теперь для того, чтобы развенчать большевизм и подорвать его основы. Задача партии состоит в том, чтобы похоронить троцкизм как идейное течение", - таков был вывод товарища Сталина после первых разоблачений исторических фальсификаций Троцкого и троцкистов.

В борьбе против ленинской теории о возможности построения социализма в одной стране враги социализма неоднократно пытались апеллировать к истории. Разоблачая эти вражеские ухищрения, товарищ Сталин подчеркивал, что как раз история - история экономического развития России в эпоху империализма, история революционной борьбы пролетариата, история большевистской партии - доказывает не только возможность, но и необходимость победы социализма в одной стране.

С особенной глубиной, конкретностью и остротой товарищ Сталин разоблачил троцкистские "Уроки Октября" в своей статье "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" (17 декабря 1924 г.). Задача товарища Сталина заключалась не только в том, чтобы конкретно-исторически показать важнейшие условия и обстоятельства, определившие победу Октябрьской революции, и параллельно разоблачить троцкистскую "перманентку", но и в том, чтобы дать оценку большевистской тактике в период подготовки и проведения восстания.

Товарищ Сталин на основании тщательного изучения истории нашей пролетарской революции вместе с Лениным разоблачил одну из наиболее устойчивых теоретических догм всего II интернационала - но невозможности победы социализма в одной стране.

"Несомненно, - писал в 1924 г. товарищ Сталин, - что универсальная теория одновременной победы революции в основных странах Европы, теория невозможности победы социализма в одной стране, - оказалась искусственной, нежизнеспособной теорией. Семилетняя история пролетарской революции в России говорит ее за, а против этой теории"2 .

Образовавшийся впоследствии троцкистско-зиновьевский блок в своей борьбе против построения социализма в нашей стране пытался также черпать свою "аргументацию" из истории России вообще и истории нашей революции в частности. Воскрешая старую, меньшевистскую теорию слабого развития производительных сил как объективной предпосылки, препятствующей построению социалистического хозяйства, объединенная аппозиция в 1926 - 1927 гг. особенно охотно черпала свои "аргументы" против партии в экономической истории, представляя Россию как простую колонию финансового капитала. Услужливо шла навстречу этой "аргументации" и троцкистская схема роли финансового капитала в России, пущенная в научный оборот троцкистским "историком" Ванагом. Ту же роль играла в тот период и правотроцкистская схема Пионтковского, который пытался доказать, что в октябре 1917 г. происходили две революции: буржуазная и социалистическая, - совпадавшие во времени и пространстве и толкавшие друг друга вперед. Пионтковский стремился замазать социалистический характер Октябрьской революции, подчеркнуть, что социалистические преобразования не


1 И. Сталин "Об Октябрьской революции", стр. 68.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 102. 11-е изд.

стр. 16

являются неизбежно вытекающими из существа Великой Октябрьской социалистической революции. К этой компании принадлежит и Шляпников, игнорировавший крестьянство и злобно клеветавший относительно роли партии в 1917 году.

Большой вред принесла механистическая концепция покойного экономиста Крицмана, который в Октябрьской революции видел "историческое совпадение антикапиталистической и антифеодальной революции".

Разгром товарищем Сталиным троцкистской схемы революции, его глубокий и детальный анализ характера, движущих сил, хода и значения Октябрьской революции раскрыли перед массами подлинную историю Октябрьской социалистической революции; благодаря товарищу Сталину ленинская идея о возможности победы социализма в нашей стране овладела массами.

Со второй половины 1929 г. под руководством партии Ленина - Сталина развернулось социалистическое наступление по всему фронту. Одновременно активизировался правый уклон - кулацкая агентура в партии. Этот уклон и раньше привлекал внимание партии, дававшей ему отпор. Теперь он стал главной опасностью. Троцкизм окончательно превратился в передовой отряд контрревюлюционной буржуазии. Отражая сопротивление гибнущих классов, борьба на идеологическом фронте обострилась. Нередко выступления буржуазных ученых превращались в прямую атаку на марксизм. Шахтинское дело и процесс "промпартии" вскрыли факт перехода части буржуазных ученых и специалистов на службу интервенции и иностранных разведок.

Установился явный вредительский контакт части старых специалистов с буржуазией капиталистических стран. Были сделаны попытки создать общий антимарксистский франт между буржуазными историками Западной Европы и буржуазными историками, работавшими в СССР. Усиленно поощрялись и рекомендовались в университетских курсах, в статьях и докладах идеалистические исторические теории Риккерта, Макса Вебера, Допша и других. В 1928 г. появились "Очерки из экономической истории средневековой Европы" академика Петрушевского, в которых популяризировалась идеалистическая методология Риккерта и Макса Вебера.

В национальных республиках СССР усилилась враждебная марксизму идеологическая работа буржуазных националистов. Во главе общества историков-марксистов на Украине стоял буржуазный националист-вредитель Яворский. Его контрреволюционные теорийки об украинской буржуазии как движущей силе революции, о гегемонии кулачества, о примате идеи национальной борьбы перед классовой борьбой, о необходимости борьбы за выход Украины из Союза Советских Социалистических Республик и т. п. так или иначе распространялись на Украине в книгах, журналах и учебниках.

В Белоруссии получили распространение нацдемовские теорийки, идеализировалась в исторической литературе мелкобуржуазная "Белорусская социалистическая громада" и т. п. В среде историков-"востоковедов" идеализировал национальная буржуазия как гегемон революции. На востоковедческой дискуссии в ИКП договорились до возможности "мирного врастания феодализма в социализм". Мадьяр, разоблаченный впоследствии как враг народа, пропагандировал со своими подручными свою особую теорию азиатского способа производства в Китае. В условиях борьбы за ликвидацию кулачества как класса оживились правооппортунистические теории, возникло ненароденчество в исторической литературе. В дискуссии по вопросу о значении "Народной воли" Теодорович, ревизуя ленинскую трактовку "наследства", устанавливал преемственность идеологии и тактики народничества и марксизма крестьянского утопического социализма и ленинизма. Протаскивалась и прямая

стр. 17

троцкистская контрабанда: распространились троцкистские взгляды на роль большевиков во II интернационале, по вопросу о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, по вопросу о прусском и американском путях развития и т. п.

В борьбе партии за победу социализма теоретический фронт отставал. Товарищ Сталин на конференции аграрников-марксистов 27 декабря 1929 г. сделал работникам в области теории серьезное предупреждение, "Надо признать, - говорил он, - что за нашими практическими успехами не поспевает теоретическая мысль, что мы имеем некоторый разрыв между практическими успехами и развитием теоретической мысли. Между тем необходимо, чтобы теоретическая работа не только поспевала за практической, но и опережала ее, вооружая наших практиков в их борьбе за победу социализма"1 .

Тот факт, что в нашей общественно-политической жизни имеют хождение различные буржуазные и мелкобуржуазные теории, указывал товарищ Сталин, объясняется тем, что марксистские теоретики мало работают над разработкой актуальных теоретических проблем, не популяризируют их в печати, не дают отпора враждебным теориям.

"Разве трудно понять, - говорил товарищ Сталин, - что без непримиримой борьбы с буржуазными теориями на базе марксистско-ленинской теории невозможно добиться полной победы над классовыми врагами?"2 . Товарищ Сталин указывал, что новая практика рождает новый подход к проблемам, что старые, буржуазные теории иногда приобретают прочность предрассудков, - необходима борьба с ними, "ибо только в борьбе с буржуазными предрассудками в теории можно добиться укрепления позиций марксизма-ленинизма"3 .

Через год ЦК ВКП(б) в решении от 15 марта 1931 г. по докладу Коммунистической академии обязал всех научных работников сосредоточить все силы на разработке узловых проблем, связанных с текущими задачами партии и с классовой борьбой мирового пролетариата.

Осенью 1931 г. было опубликовано письмо товарища Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция" "О некоторых вопросах истории большевизма". Письмо товарища Сталина сигнализировало о серьезной опасности проникновения в историческую литературу контрабанды троцкизма, дающего мировой буржуазии духовное оружие в ее борьбе против пролетарской диктатуры. Буржуазные "историки" и "теоретики", ренегаты Коминтерна, идейный вдохновитель контрреволюционной буржуазии Троцкий выпускали одну за другой литературные "работы" с целью дискредитировать большевизм в главах европейских рабочих, смазать социалистические достижения СССР и оправдать борьбу Троцкого против Ленина и советской власти. Из ренегатского лагеря вышла и троцкистская версия о центризме ленинской партии. Троцкий и все ренегаты пытались изобразить Ленина в истории русской революции и в международном революционном движении заурядным демократом или центристом, который якобы в 1917 г. под влиянием Троцкого "перевооружился" и стал на путь борьбы за социализм.

Товарищ Сталин разоблачил троцкистскую контрабанду слуцких и волосевичей, он показал, что большевистская партия во главе с Лениным была единственной партией, которая вела непримиримую борьбу с оппортунизмом и центризмом, что "ленинизм родился, вырос и окреп в беспощадной борьбе с оппортунизмом всех мастей, в том числе с центризмом на Западе (Каутский), с центризмом у нас (Троцкий и др.)"4 .

Товарищ Сталин решительно протестовал против попыток превратить аксиомы большевизма в проблемы, подлежащие "дальнейшей разработ-


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 275.

2 Там же, стр. 276.

3 Там же.

4 Там же, стр. 351.

стр. 18

ке". Он требовал от историков, от работников теоретического фронта вообще не давать трибуны клеветникам и фальсификаторам истории, а всемерно разоблачать их.

Товарищ Сталин разоблачал мошеннические уловки троцкистских контрабандистов, пытавшихся жульническим крючкотворством, фальшивыми ссылками на недостаточность официальных документов прикрыть свои истинные цели, свою борьбу с большевизмом. "Допустим, - писал товарищ Сталин, - что кроме уже известных документов будет найдена куча других документов в виде, скажем, резолюций большевиков, лишний раз трактующих о необходимости изничтожения центризма. Значит ли это, что наличия только лишь бумажных документов достаточно для того, чтобы демонстрировать действительную революционность и действительную непримиримость большевиков по отношению к центризму? Кто же, кроме безнадежных бюрократов, может полагаться на одни лишь бумажные документы? Кто же, кроме архивных крыс, не понимает, что партии и лидеров надо проверять по их делам, прежде всего, а не только по их декларациям?"1.

Товарищ Сталин показал также образец борьбы с гнилым либерализмом в вопросах теории. Товарищ Сталин призывал "поднять вопросы истории большевизма на должную высоту, поставить дело изучения истории нашей партии на научные, большевистские рельсы и заострить внимание против троцкистских и всяких иных фальсификаторов истории нашей партии, систематически срывая с них маски"2 .

Товарищ Сталин требовал своим письмом решительной перестройки содержания, методов и темпов научной работы в соответствии с задачами социалистического строительства. Товарищ Сталин призывал к революционной большевистской бдительности на теоретическом фронте, особенно в связи с новыми методами классового врага, стремившегося вредить "тихой сапой", незаметно проникнуть и разложить ряды строителей социализма. Являясь образцом ленинской непримиримости в вопросах теории, письмо товарища Сталина было политической директивой историкам о направлении их научной работы. Эта директива была тем более своевременной, что исторический фронт был крайне засорен, некоторые научные учреждения и журналы относились с недопустимым либерализмом к прямой и открытой контрабанде троцкизма.

Обсуждение письма товарища Сталина вызвало большой подъем активности и мобилизовало силы историков-ленинцев для решительного разоблачения всех теорий и взглядов, враждебных ленинизму. Среди историков развернулась самокритика, выявившая немало троцкистских или право оппортунистических ошибок, полутроцкистскую трактовку вопросов о роли большевизма на международной арене, о центризме и люксембургианстве, о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую и т. п.

Письмо товарища Сталина заставило подвергнуть пересмотру не только научную, но и учебную историческую литературу. Учебники по истории СССР и Запада (Пионтковский, Фридлянд, Лукин и др.) оказались полны исторических и политических извращений и ошибок. Такие учебники истории приносили только вред. Поэтому встал вопрос о перестройке и научной и учебной работы в области истории.

Письмо товарища Сталина поставило перед историческим фронтом вопрос и об изменении методов научной работы. Теснейшим образом связать науку с практикой социалистического строительства, ликвидировать старые, глубоко индивидуалистические методы научной работы, усилить начала коллективности и плановости, сделать историческую науку достоянием масс, развернуть популяризаторскую работу и пропаганду историче-


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 357 - 358.

2 Там же, стр. 361.

стр. 19

ских знаний - такой путь для успешного развития исторической науки указывал товарищ Сталин. Однако поворот на историческом фронте происходил далеко не теми большевистскими темпами, каких можно было ожидать после сталинской директивы.

Это объяснялось состоянием исторического фронта, находившегося под влиянием укоренившихся антимарксистских, антиленинских, по сути дела, ликвидаторских взглядов на историческую науку так называемой "школы" Покровского. Марксистская историческая наука первым требованием выдвигает знание конкретных фактов и своеобразия изучаемой исторической обстановки. Между тем М. Н. Покровский, долгое время возглавлявший исторический фронт, не выполнял это обязательное требование марксизма при изучении гражданской истории. Еще Ленин в своем отзыве на "Сжатый очерк" русской истории Покровского, одобрив инициативу создания его, в деликатной, но решительной форме предложил Покровскому дополнить его очерк фактическим материалом, хотя бы ввиде синхронистических таблиц. "Учащиеся должны знать и Вашу книгу и указатель, - писал Ленин, - чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты, чтобы учились сравнивать старую науку и новую"1 .

В этом требовании Ленина уже звучало указание, в каком направлении необходимо вести перестройку исторического фронта. Но ни Покровский, ни его "школа" не выполнили ленинских указаний, продолжая насаждать в исторической науке и в преподавании истории голый схематизм и абстрактную социологию вместо живой, конкретной марксистской истории. Изучение фактической истории было, по существу, ликвидировано. Стремясь, по выражению Покровского, уничтожить "косность домарксистских исторических рубрик", Покровский и его "школа" упразднили деление (а следовательно, изучение) истории на древнюю, среднюю и новую. Вместо систематического исторического, курса начали изучать отдельные формации и более или менее случайные проблемы.

Это сопровождалась и прямой вредительской работой врагов народа, притаившихся среди историков.

Так называемая историческая "школа" Покровского не случайно оказалась базой для троцкистско-бухаринских вредителей на историческом фронте. Маскируясь при помощи антимарксистских, антиленинских взглядов Покровского, используя ликвидаторские выводы из этих взглядов, лжеисторики из "школы" Покровского ликвидировали преподавание истории в вузах и школах, упразднили исторические факультеты, прекратили подготовку кадров историков. Ни в средней школе, ни в вузах не было устойчивых программ и марксистских учебников по истории. Вражеские контрреволюционные гнезда надолго задержали творческие успехи исторической науки в СССР. Такое положение на историческом фронте вызывало неоднократные конкретные указания партии и лично товарища Сталина, требовавшие решительного улучшения постановки преподавания истории.

В августе 1932 г. ЦК ВКП(б) указал - на "недостаточности исторического подхода к программам по общественным предметам". Тогда же ЦК ВКП(б) поручил Наркомпросу создать стабильные учебники по истории. В мае 1934 г. эти учебники были просмотрены и признаны неудовлетворительными. По указанию товарища Сталина были созданы специальные бригады историков, получившие задание подготовить новые учебники по истории. В решении ЦК ВКП(б) и СНК СССР (от 16 мая 1934 г.) указывались и основные недостатки преподавания и изучения истории.

Решение ЦК ВКП(б) констатировало: "Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме, с изложением


1 Ленин. Соч. Т. XXIX, стр. 442.

стр. 20

важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя, таким образом, связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами".

На основе постановления ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. были приняты решительные меры к улучшению дела исторического образования в СССР. В частности были восстановлены исторические факультеты в университетах. Но перестройка двигалась медленно. Подготовленные конспекты, а затем и учебники по истории, несмотря на помощь и указания партии во главе с товарищем Сталиным, все же оказались неудовлетворительными.

Событием на историческом фронте явился выход из печати I тома "Истории гражданской войны", в редактировании которого принимал непосредственное участие товарищ Сталин, внесший много замечаний, дополнений и поправок.

В августе 1934 г. были написаны товарищами Сталиным, Кировым и Ждановым замечания по поводу конспектов учебников по истории СССР и по новой истории. Они подвергли резкой критике представленные конспекты и дали точные указания историкам о стоящих перед ними задачах. По сути дела, это была целая программа работ для советских историков. Товарищ Сталин - лучший ученик Маркса, Энгельса и Ленина - ив области истории, как и в других областях, показал образец того, как нужно продолжать и развивать марксизм-ленинизм. Товарищ Сталин показал грандиозные перспективы для развития исторической науки, охватывающей всю жизнь человечества, разрушающей старые традиции, чуждые влияния, мертвые схемы. Товарищ Сталин требовал отказа от антинаучных, затасканных, неточных определений, заимствованных у буржуазных историков, требовал выработки и применения в учебниках по истории точных научных понятий. Товарищ Сталин вместе с тт. Кировым и Ждановым в критических замечаниях на конспекты учебников по истории исходили из того, что народные массы в СССР должны знать подлинную историю человечества, которая научит их понимать движение классов, вооружит их знанием законов общественного развития и даст им понимание источника силы и методов борьбы трудящихся против эксплоататоров. История - наука боевая, творческая, революционная - не может и не должна превращаться в голую схему общественно-экономических формаций: она должна давать яркую и глубокую картину борьбы классов, показать в этой борьбе роль действующих народных масс, отдельных выдающихся личностей, должна показать организующее влияние передовых идей.

Основной осью всей новой истории товарищ Сталин считает глубокую противоположность между революцией буржуазной и революцией социалистической. Новая история является историей развития и победы капитализма. Она начинается французской революцией, утверждающей власть буржуазии, и заканчивается Октябрьской социалистической революцией, положившей начало краху капитализма и расколу мира на капиталистическую и социалистическую системы. В соответствии с этим в конспектах товарищей Сталина, Кирова, Жданова предлагается новую историю делить на три периода: первый - "от французской революции до франко-прусской войны и Парижской Коммуны (исключительно)" - это период окончательного формирования руководящих капиталистических держав в национальных войнах и революциях; второй - от франко-прусской войны и Парижской коммуны до победы Октябрьской революции в России и окончания империалистической войны включительно - это период перехода от промышленного капитализма к монополистическому, период империализма, первой мировой империалистической войны и свержения капитализм в России; третий новейший период - от победы Ок-

стр. 21

тябрьской социалистической революции до настоящего времени - это период послевоенного империализма в капиталистических странах, экономического и политического кризиса в этих странах, с другой стороны, - это период гражданской войны и интервенции в СССР, период победоносного строительства социализма в нашей стране.

Замечания на конспекты по истории СССР вносят серьезные уточнения в периодизацию феодализма. Прежде всего в них требуется, чтобы феодализм различался от дофеодального периода, когда крестьяне не были еще закрепощены. Замечания на конспекты требуют также, чтобы в истории феодализма различались отдельные этапы его развития. Так, необходимо различать феодальный строй, когда Россия была раздроблена на множество самостоятельных государств, от самодержавного строя государства.

В замечаниях указывалось, что в отличие от старой, помещичье-буржуазной исторической науки, которая занималась почти исключительно историей великороссов, наша советская историческая наука должна заниматься изучением истории всех народов СССР, в частности историей Украины, Белоруссии, народов Закавказья и Средней Азии, народов Севера и Поволжья и других.

Русская буржуазная историография стремилась оправдать империалистическую политику царизма и смазывала его роль как жандарма Европы и палача народов Азии. Буржуазные историки в хвалебном тоне писали о колонизаторской деятельности царских чиновников и генералов и совершенно умалчивали о борьбе порабощенных народов. Буржуазная историческая наука не занималась историей малых народов России, считая их не имеющими значения для истории. Советская историческая наука должна решительно порвать с этими традициями буржуазной исторической псевдонауки.

Замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова требуют восстановления подлинной истории народов, вошедших в Союз Советских Социалистических Республик.

В замечаниях на конспект учебника по истории СССР выдвинуто также требование, чтобы история СССР изучалась не изолированно, а как часть мировой истории. Советские историки должны показать роль и влияние западноевропейских буржуазно-революционных и социалистических движений на формирование в России буржуазно-революционного движения и движения пролетарско-социалистического.

В замечаниях исключительно важно указание но поводу конспекта учебника но истории СССР, предлагающее учитывать зависимую роль как русского царизма, так и русского капитализма от капитала западноевропейского, так как только в этом случае может быть понято значение Октябрьской революции как освободительницы Россия от полуколониального положения.

Крайне важна для исторической науки и та часть критических замечаний товарищей Сталина, Кирова и Жданова, которая посвящена вопросу о прогрессивности того или иного общественного явления. Многие историки, например, не усвоили марксистского понимания прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом и вообще с" предшествующими ему формациями. Они видят в капитализме лишь разрушительную сторону и нередко сбиваются на мелкобуржуазную анархическую критику капитализма.

Несмотря на исчерпывающие методологические указания, сделанные товарищами Сталиным, Кировым и Ждановым на конспекты учебников, в представленных после этого учебниках, составленных бригадами историков, все же оказались серьезнейшие недостатки. Вопреки указаниям ЦК ВКП(б) в учебниках изложение гражданской истории нередко подменялось плохими социологическими обобщениями. Совершенно не был показан на фактах гражданской истории процесс создания государства.

стр. 22

Полностью отсутствовала в учебниках история культуры. Фактически гражданская история была сведена к перечню войн и завоеваний.

Особенно слабым местом в учебниках являлся их антиисторизм. Антиисторические оценки отдельных событий, перегруженность мелкими фактами, недостаточно выраженная общая линия исторического процесса, недопустимо небрежное отношение к отдельным формулировкам - все эти и многие другие - недостатки делали неприемлемыми представленные бригадами учебники по истории.

3 марта 1936 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) постановили организовать конкурс на лучший учебник для 3 и 4-х классов средней школы по истории СССР. Вместе с тем ЦК ВКП(б) и Совнарком указали причины этой крупной неудачи советских историков по подготовке марксистских учебников. Важнейшей из них явилось то обстоятельство, что авторы учебников продолжали настаивать на неоднократно уже вскрытых партией и явно несостоятельных исторических определениях и установках, имеющих в своей основе известные ошибки Покровского. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивали, что у некоторой части "наших историков, особенно у историков СССР, укоренились антимарксистские, антиленинские, по сути дела, ликвидаторские, антинаучные взгляды на историческую науку. Решающим условием для преодоления недостатков на фронте исторической науки и для подъема исторического образования в СССР ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считали необходимым решительный отказ от антимарксистских, антиленинских, антинаучных взглядов Покровского.

Эти указания партии и лично товарища Сталина помогли историческому фронту развернуть необходимую самокритику и преодолеть недостатки, вытекавшие из антинаучной, антиисторической методологии Покровского. Представленные в 1937 г. на конкурс учебники по истории СССР свидетельствовали об известном положительном сдвиге в этом направлении. Жюри конкурса отметило, что ряд учебников, представленных на конкурс, отошел от осужденного в постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР старого типа учебника. Вместе с тем несмотря на значительные достижения жюри отметило в учебниках еще довольно существенные недостатки.

Необходимо подчеркнуть большею значение для работы историков над новыми учебниками письма товарища Сталина составителям учебника по истории ВКП(б). В этом замечательном письме давалась стройная и глубоко научная схема по истории развития марксистской партии в России, которая вслед за тем была принята и в основу периодизации истории СССР XIX и XX веков.

Настоящим праздником для всего исторического фронта явился выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)", составленного под руководством и при непосредственном участии товарища Сталина. В противоположность старым учебникам, излагавшим историю ВКП(б) вокруг исторических лиц, "Краткий курс" излагает историю партии на базе развертывания основных идей марксизма-ленинизма. Являясь высоким образцом подлинно научного, глубоко идейного исторического произведения, "Краткий курс истории ВКП(б)" имеет громадное значение для всего исторического фронта. Прежде всего он помогает освободить марксистскую историческую литературу от упрощенчества и вульгаризации. "Краткий курс истории ВКП(б)" кладет конец антиисторической фальсификации действительной истории, антиисторическим попыткам приукрасить (Историю вместо правдивого ее изложения. Неоценимое методологическое значение имеет для историков всех специальностей написанная товарищем Сталиным глава учебника, посвященная диалектическому и историческому материализму. В ней с исключительной ясностью и глубиной дано определение исторической науки, ее задач и целей. В противоположность антимарксистской методологии Покровского, отрицав-

стр. 23

шего историю как науку, не признававшего исторических закономерностей, товарищ Сталин прежде всего подчеркивает, что историческая наука несмотря на всю сложность явлений общественной жизни является такой же точной наукой, как например биология. Товарищ Сталин подчеркивает, что данные науки о законах развития общества являются достоверными данными, имеющими значение объективных истин. Изучение закономерностей развития общества имеет громадное значение в практической деятельности партии и пролетариата.

"Общественная жизнь, история общества, - пишет товарищ Сталин, - перестает быть скоплением "случайностей", ибо история общества становится закономерным развитием общества, а изучение истории общества превращается в науку"1 .

Рассматривая историю общественного развития как историю производителей материальных благ, как историю трудящихся масс, товарищ Сталин вооружает историков-марксистов методологическим оружием, исключительного значения, помогающим понимать движение масс и значение отдельных личностей в истории. "Значит, историческая наука, - пишет товарищ Сталин, - если она хочет быть действительной наукой, не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям "завоевателей" и "покорителей" государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов"2 .

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" показано, как Ленин и Сталин на новом историческом этапе творчески использовали и развивали учение Маркса и Энгельса.

Сталинский курс истории ВКП(б) с предельной ясностью показывает, что марксистско-ленинскую теорию нельзя рассматривать как собрание догматов, как катехизис, как символ веры, а самих марксистов - как буквоедов и начетчиков.

Марксистско-ленинская историческая наука, руководимая товарищем Сталиным, революционная по своему существу, еще меньше чем какая-либо другая область науки может укладываться в мертвые, голые схемы. Абстрактные схемы, заменяющие живую историческую конкретную действительность, неминуемо приводят к упрощенчеству и вульгаризации, приводят, следовательно, и к политическим ошибкам.

Избежать этих ошибок может только историк, овладевший большевизмом, усвоивший в совершенстве диалектический метод познания мира и умеющий его применять при анализе хода классовой борьбы в любую историческую эпоху, в любой исторической обстановке. Советские историки должны научиться следовать великому образцу, созданному под руководством товарища Сталина, - "Краткому курсу истории ВКП(б)". Они должны научиться изучать и изображать события в их диалектическом развитии, должны научиться понимать, что "если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего"3 .

С могучим оружием марксизма-ленинизма в руках, преодолевая упорной большевистской работой все трудности и препятствия, постоянно развивая большевистскую самокритику, неуклонно следуя гениальным указаниям своего учителя и вдохновителя товарища Сталина, советские историки обеспечат небывалый и невозможный нигде в мире, кроме СССР, подлинный расцвет марксистско-ленинской исторической науки.


1 "Краткий курс история ВКП(б)", стр. 109. 1938.

2 Там же; стр. 116.

3 Ленин. Соч. Т. I, стр. 94.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАЛИН-И-ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФРОНТ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ПАНКРАТОВА, СТАЛИН И ИСТОРИЧЕСКИЙ ФРОНТ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАЛИН-И-ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФРОНТ (date of access: 22.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ПАНКРАТОВА:

А. ПАНКРАТОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
939 views rating
24.08.2015 (1367 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
7 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
9 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
16 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
18 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
18 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
18 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СТАЛИН И ИСТОРИЧЕСКИЙ ФРОНТ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones