Libmonster ID: RU-9098

В продолжающемся исследовании сущности Золотого сечения я попытаюсь дать ясное и точное определение сущности пространства и времени холона, а также прояснить понятие "отношения" и его связи с понятиями холона, пространства и времени. Ведь без этого мы не можем иметь научного знания о том, что холон относится к своему пространству так, как его пространство относится к его времени. Положительные и оптимальные результаты такого исследования могут найти применение в самых различных областях нашей деятельности и, в частности, для решения современных социально-экономических и экологических проблем, для понимания, осознания и знания причин и путей выхода из необыкновенного глобального экономического кризиса, быть может, не случайно последовавшим за глобальным социальным кризисом первой половины XX века и глобальным экологическим кризисом второй половины XX века. (Примечание. Слово "кризис", как известно, греческого происхождения и означает не только "решение, поворотный пункт, исход или резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние" (15. С. 318) чего-либо, но и всеобщий моральный, духовный, идейный суд, суд всех над всеми и исполнение всеми решений этого тайного суда. Вслед за И. А. Ильиным (16) я вижу три основных признака или причины глобального социального кризиса первой половины XX века, генезис которых обозначился еще в эпоху Возрождения, это кризисы религиозности, правосознания и собственности. И кажется, что глобальность последующих экологического и экономического кризисов обусловлены последствиями предыдущего глобального

стр. 172

кризиса, а так же огромной и часто чрезмерной силой и самим планетарным характером экологической и экономической деятельности современного человека. Но может быть, как всегда, есть и какие-то космические причины у очередного кризиса?! При этом, именно в силу своей глобальности кризис затрагивает всех людей, все страны и континенты, но для каждого субъекта его развитие имеет свои особенности и специфику, свое время и пространство возникновения, роста, преодоления, затухания. Так, например, российский и советский социальный кризис времен гражданских войн, большевистских судов, сталинской коллективизации, "троек" и ГУЛАГа трудно сравнить с американским социальным кризисом времен сухого закона и великой депрессии, или же с китайским социальным кризисом времен гражданских войн и культурной революции, или же с европейским социальным кризисом времен фашистского геноцида. Но, не смотря на различие, это был все тот же кризис, затронувший все человечество. И, как мне представляется, одной из причин всех глобальных кризисов, как прежде, так и сейчас, является массовое отступление от библейской мудрости: "не суди, да не судим будешь". И во всех случаях я вижу приближение или отдаление к обнаруженному мною принципу Золотого сечения - целое так относится к своему пространству (социальному, экологическому, экономическому), как это пространство относится к соответствующему времени этого целого.)

Поскольку, как установлено Дж. Г. Беннеттом в его поздних работах, отношения являются системным атрибутом триады (14. С. 104) и отношение "может быть понято только в связи с представлениями о воле и свободе" (там же), то из современных великих философов мы будем в основном опираться на предложения названного философа, так как из всех "возможностей рассмотрения человека" Беннетт "занимается только одним из них - изучением человека как орудия Воли" [1. С. 195].

Надо сказать, что в начале знакомства с философской системой Беннетта меня крайне заинтересовали его нумерация философских категорий и трактовка их смысла, а также его эпистемология [2. С. 89 - 134] с ее семью ступенями познания и стоящим особняком способом получения знания посредством откровения. Так как его интерпретации философских категорий и характер знаний, получающихся на каждой из семи ступеней познания и знаний, получающихся посредством откровения, были, по сути, такими же, как и в моем учении о математическом методе философии. Но Беннетт пришел к своим философским категориям и к своему методу По-

стр. 173

степенного Приближения другим путем, не оставляя, конечно, без внимания и идеи классиков философии. Дальнейшее изучение идей ученика выходца с Российского Кавказа, выдающегося мыслителя, мистика и духовного учителя XX в. Г. И. Гурджиева открыло мне, что Беннетт далеко продвинулся в области применения математики философии к проблеме Воли и, таким образом, открыл много нового в феномене, который мы называем юнговскими психологическими типами. Этим феноменам Беннет дал, возможно, более точное название - Самости.

Но Беннетт пошел дальше К. Юнга в познании человека. Он исследовал феномены, касающихся более высоких проявлений человеческой материальности и духовности, чем Самости. Эти феномены он назвал Полной и Универсальной Индивидуальностями.

Поскольку смысл математического метода философии, как, впрочем, и создания схемы кругов и квадратов человеческого сознания по Тоту (согласно Друнвало Мельхиседека) состоит в определении математически просчитываемой Гармонии или Дисгармонии в жизни холона, т. е. в определении Золотого сечения и отступлений от него в тех или иных обстоятельствах жизни холона, то возникает вопрос: что может быть общей мерой для холона, его противоположностей и их отношений, символически представленных в точечно-линейном измерении в задаче Пифагора и Евклида по определению Золотого сечения? Ведь если есть какая-то связь, то должна быть и мера этой связи.

Но прежде чем давать определение меры названной троицы, рассмотрим ее природу и сущность. После первого же приближения, становится ясно, что в диалектической логике эта троица манифестируется как тезис, антитезис и синтез, в онтологии как закон единства и борьбы противоположностей и т. д. Беннетт пишет: "Совершенно невозможно постичь характер какого-либо творения, не основанного на отношении триады". И далее: "Оглядываясь в прошлое, мы можем увидеть, сколь устойчивым и широко распространенным было убеждение, что Триада - это принцип соотнесенности. Это убеждение независимо от религиозной веры. Его можно найти в марксистской диалектике и в развитии понятия у Гегеля. Триада саттва-раджас-тамас в философии санкхья, учение ЯНЬ-ИНЬ-ДАО в Китае сформулированы совершенно безотносительно к вопросу о существовании Бога. То же относится к лишь частично понимаемому символизму Египта и Шумерии.

Религиозные интерпретации Триады - в частности, христианское учение о Святой Троице - всегда тяготели к понятию Трой-

стр. 174

ственного Бытия, что почти неизбежно, когда два члена триады персонифицируются как Бог-Отец и Бог-Сын. К эссенциальной тайне Святой Троицы мы склонны добавлять смутность наших собственных несовершенных представлений" [1. С. 90]. И далее: "Встреча противоположностей, которую мы видим повсюду в нашем обычном опыте жизни на Земле, есть проекция на малую шкалу человеческих забот величайшего события, какое только может постичь ум, - Творения Ультимативного Бытия" [1. С. 92].

Подводя некоторый итог своих многолетних научно-философских исследований триады, Беннетт пишет: "В каждой ситуации, - рассматривать ли ее как актуализацию во времени или как вечный паттерн, - мы можем найти три независимых компонента, соотнесенных друг с другом как утверждающая, отрицающая и согласующая сила. Это так не только в области факта, но и понятие ценности не имело бы значения в отсутствии независимого третьего элемента, примиряющего конфликты и разрешающего противоположности, - Гармонии.

Мы, следовательно, можем сформулировать с уверенностью следующий фундаментальный закон Воли: Каждое проявление Воли на любой шкале состоит во взаимном приспособлении трех Космических Импульсов - Утверждающего, Воспринимающего и Согласующего" [1. С. 92 - 93].

Здесь интересно отметить, что Беннетт в своих работах нигде не говорит о Золотом сечении и не связывает проблему Гармонии с проблемой Золотого сечения. Однако один из его постулатов, касающихся природы Воли, как мне видится, мы можем прямо связать с Божественной пропорцией. Формулируя второй постулат, Беннетт утверждает: "Есть одна и только одна всеохватывающая Ультимативная Триада, в которой три космических Импульса совершенно гармонизованы без остатка. Она находится за пределами ограничений всякого Существования и называется Трансфинитной Триадой" [1. С. 93].

Но в Коде Да Винчи все связано с системным атрибутом Воли - с отношением. Все связано с отношением целого со своей большей частью, и с отношением большей части целого и меньшей части. Следовательно, в нем все связано с всеохватывающей Ультимативной Триадой Беннетта или, с так называемой, Трансфинитной Триадой.

Исследуя феномен воли Беннет пишет: "Непостижимый характер воли как наличествующего во всем стремления к самореализации должен быть принят во всякой философии. Это обще реализму

стр. 175

и идеализму, спиритуализму и материализму. Мир вертится, и должно быть что-то, что приводит его во вращение. Делать вид, что мы знаем, что заставляет мир вертеться, - нелепица, потому что мы никогда не можем стоять в стороне от процесса" [2. С. 80].

Между тем, очевидно, что самореализация - это благо для холона, а благо как предмет его стремления это, как понимал уже Аристотель, движущая сила холона1. Аристотель пишет: "Движет предмет стремления, и через него движет размышление, так как предмет стремления есть начало для него. Но и воображение, когда приводит в движение, не движет без стремления.

Итак, движущее одно - предмет стремления. Ведь если бы двигали две способности - ум и стремление, - то они двигали бы в силу какого-то общего им свойства (eidos). Ум же, совершенно очевидно, не движет без стремления (ведь воля есть стремление, и, когда движение совершается сообразно размышлению, оно совершается и сообразно воле). Между тем стремление движет иногда вопреки размышлению: ведь желание есть некоего рода стремление. Ум всегда правилен, стремление же и воображение то правильны, то неправильны. Поэтому приводит в движение всегда предмет стремления, но он есть либо (действительное) благо, либо благо кажущееся, и притом не всякое, а подлежащее осуществлению" [3. См. "О душе" 11 10, 443 а 20 - 25. - 443].

Но очевидно, что стремление к самореализации - это некий вечный, универсальный и всеобщий вид движения. Ведь оно является условием существования всякого холона. И так как не бывает движения движения как и покоя покоя, а движется и покоится какая-то вещь, то мы не можем сказать, что стремление к самореализации чем-то приводится в движение.

Ум же, рассматривая и сравнивая характер возможных стремлений к самореализации, указывает на лучшее. Причем, очевидно, что знаний об исследуемых вещах часто у ума недостаточно и человек полагается на понимание. В связи с этим положением Беннетт пишет: "Понимание - это воля жить полно в пределах нашего подлинного опыта" [2. С. 80].

Но каким бы не было стремление к самореализации холона, оно всегда является условием всякого возможного опыта. Эта идея ассоциируется со ставшим классическим кантовским определением сущности закона природы как условия всякого возможного опыта


1 Термин "холон" ни Аристотелем, ни Беинеттом не употребляется, но они употребляют близкий ему по смыслу термин "целое".

стр. 176

[10]. Поэтому мы можем сказать, что проявления универсальной Воли есть проявления универсальных законов. Соответственно, проявления частной воли холона есть проявления частных законов. Об этом явлении Беннетт пишет: "Мы должны различать уровни бытия и законы бытия, так же как мы должны различать то, что происходит, и законы, которые предписывают, что может происходить. В обоих случаях законы - манифестация воли" [2. С. 80]. И далее: "Поэтому мы обнаруживаем, что законы не пассивны (или негативны), а активны (или утверждающи)" [там же]. И далее: "Воля, следовательно, оказывается не только универсальным активным элементом, но также и частным активным элементом в любом распознаваемом целом. Ни бытие, ни функция не уникальны, воля же всегда уникальна. Это - утверждение Я ЕСМЬ" [2. С. 81]. И далее: "Значимый характер воли в том, что она имеет собственные законы, и, следовательно, это не есть слепое стремление, как предполагал Шопенгауэр и его последователи. Игнорируя законы воли, мы упускаем из вида ее космическую значимость и невозможность рассматривать что бы то ни было безотносительно к воле" [там же].

Здесь надо сказать, что я не нахожу возможности идентифицировать содержание понятия сущности холона, то есть понятия монады, которое есть, по сути, понятие одноединства, а также содержания понятия диады, то есть двуединства холона или времени и пространства холона, с идеями о триединстве Воли холона. Так же и у Беннетта нет предложений, касающихся понятий монады и диады холона, которые можно было бы ассоциировать с общепринятым представлениями о сущности Воли. При создании или открытии моего математического метода философии я пришел к выводу, что с представлениями о Воле можно идентифицировать только характеристики и понятия триединства холона и шестиединства холона [5, 6]. Таковы и выводы Беннетта, касающиеся триады и гексады целого [7. С. 35 - 41, 59 - 67]. (Примечание. Но задача идентификации моих понятий о шестерице воли и понятий Беннетта о гексаде выходит за рамки темы данной статьи. Поэтому она откладывается до следующей статьи.) Так, например, в первом томе "Драматической Вселенной" Беннетт пишет о триаде холона: "Все реальные отношения сводимы к сочетаниям трех независимых элементов, оказывающих друг на друга утверждающее, согласующее и отрицающее влияние" [2. С. 55]. А в третьем томе Беннет пишет: "Шаг от диады к триаде является шагом от силы к динамизму, от необходимости разрешать противоречия, к условиям, которые

стр. 177

делают это разрешение возможным" [7. С. 35]. И далее: "Первым шагом проникновения в природу триады должно быть осознание того, что всякая активность вызывается актом воли". И далее: "Любая динамичная структура имеет форму триады. Когда бы ни имел место какой-либо динамизм, всегда есть три независимых члена, или импульса. Эти члены различны по характеру. Во втором томе мы назвали их Космическими Импульсами Утверждения, Восприимчивости и Согласования" [7. С. 36]. И далее, говоря о простых причинах существования гексады, Беннетт пишет: "Существует шесть связей второго порядка, символически представляемых порядком следования трех импульсов" [7. С. 37]. А в заключительном, четвертом томе Беннетт пишет: "Мы посвятили пять глав, 27 - 31, второго тома изучению воли. Тогда мы сопоставили волю и соотнесенность, таким образом, сделав триаду системой, отвечающей за действия воли. По нашему мнению, не нужно далее модифицировать полученные выводы, в особенности, относящиеся к Самости и Индивидуальности, хотя и не следует делать слишком сильный упор на триадический характер соотнесенности. Воля проявляется в каждой структуре как принцип, на котором построена эта структура. В тетраде это принцип порядка и направленного действия. В пентаде воля является принципом значимости, посредством которого настоящий момент старается расшириться, вторгаясь в ненастоящее. Шестичленная система воли - это форма сращения. Сращение принадлежит к элементам исторического процесса: оно имеет направление, цель и структуру. В сращении настоящий момент реализует свой паттерн. Он подразумевает согласованный и сложный акт воли" [8. С. 13 - 14].

Ясно, что о законах воли можно спросить, какие они, сколько их, по отношению к чему они действуют, а это вопросы-категории из декады категорий Аристотеля [4. "Категории" 4, 1б 25. - С. 55], хотя Аристотель, по крайней мере, в тех его произведениях, которые уцелели для истории, их не выделяет как триаду и не ассоциирует их с проявлениями воли. Рассматривая проявления холона сквозь призму этих трех категорий как некое выражение его триединства или троицы, я обнаружил, что эта троица философских понятий характеризует волю, отображает ее сущность [5, 6].

О различных проявлениях законов воли мы можем судить по поведению холона, т. е. по его функциям в объемлющем его холоне. Таким образом, изучая поведение холонов мы получаем знание этих законов. Между тем Беннетт пишет: "Знание - это субъективный аспект функции. Это определение знания нужно брать в широком

стр. 178

смысле, включая сюда не только интеллектуальное знание, но также и эмоциональное и инстинктивные отношения, привычки тела и так далее - все это оказывается при рассмотрении гомогенным с интеллектуальным знанием. Мы можем пойти далее и сказать, что поскольку функция универсальна, знание тоже должно быть универсальным" [2. С. 82].

Ио, наблюдая за отношениями, за взаимодействиями холона, мы можем давать оценку и его бытию, мы можем различать, т. е. осознавать уровни его бытия. О природе познания бытия Беннет пишет: "Бытие всегда недоступно знанию. Тем не менее, научаясь быть чувствительным к степени материальности, присутствующей в данном целом, мы можем найти ключ к оценке бытия.

Здесь необходимо привести некоторые соображения об универсальности сознания. Мы обычно употребляем слово "сознание" для обозначения "формы осведомленности, идентичной или аналогичной той, которая присутствует в человеке". То, что мы ограничиваем значение слов антропоморфным контекстом - лишь условность. Слово "сознание" может означать форму осведомленности, ассоциируемую с состоянием внутренней объединенности любого целого, независимо от его природы, устройства, шкалы или деятельности" [2. С. 84 - 85]. "Так мы приходим к заключению, - пишет Беннетт, - что сознание - это субъективный аспект бытия и таким образом соотносимо со знанием, являющимся субъективным аспектом функции" [2. С. 83].

Между тем, во втором томе "Драматической Вселенной" Беннет пишет, что дух человека, т. е. его "Индивидуальность - это простое проявление воли" [1. С. 139]. А в третьем томе он замечает: "Персональная Индивидуальность удаляется после рождения [человека. - В. З.] за экран Сознания" [7. С. 242].

Принимая эти идеи Беннетта, мы можем сказать, что за каждым кругом в квадрате человеческого сознания, как за экраном, находится определенная воля. А размер каждого круга в квадрате сознания человека является субъективной мерой "состояния внутренней объединенности" или уровня его бытия. Но кругов в квадрате много, а "состояние внутренней объединенности" у каждого холона здесь и сейчас какое-то одно.

Для подхода к решению этого вопроса вспомним одну из основополагающих идей аналитической психологии К. Юнга. Он пишет: "Опыт убедил меня в том, что, в общем, индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по их отдельным основным психологическим

стр. 179

функциям. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию. Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип" [11. С. 30]. Следовательно, поскольку по функции мы судим о воле и уровне бытия холона, мы можем сказать, что, несмотря на существование множества воль, здесь и сейчас в жизни холона доминирует какая-то одна воля. И ей соответствует какое-то одно его "состояние внутренней объединенности". Об этом состоянии Беннетт пишет: "Состояние агрегации хилэ - первичного материала опыта - присутствующее в данном целом, может быть названо его "материальностью". Чем выше уровень бытия, тем более оно материально" [2. С. 84]. И поясняя эту мысль, Беннет пишет: "Относительность материи дает нам наблюдаемую меру бытия. Чем более плотна и непроницаема агрегация хилэ, тем ниже уровень бытия. Чем тоньше и прозрачнее состояние хиле, тем выше уровень бытия. Более того, слова "выше" и "ниже" соответствуют тут интенсивности внутренней объединенности данного целого" [там же].

Итак, очевидно, что существует связь определенной функции холона, то есть связь его поведения и знания, с определенным бытием холона, то есть с его материальностью и сознательностью, и с определенной волей холона, то есть с его законами и пониманием. Эта связь отображается Беннеттом в "фундаментальной триаде опыта" (2, С. 87). Следовательно, есть искомая нами определенная релевантность между проявлениями холона, его пространством и временем и его Импульсами воли.

Если развивать представления о длительности или времени и представления о месте или пространстве, восходящие к идеям философов Древнего мира, например, к Платону и Аристотелю (Примечание. О проделанной мною деструкции и деконструкции предложений Аристотеля о сущности места и времени целого, в связи с моим исследованием решения Аристотелем проблемы блага или счастья человека, см. в статье "Философские проблемы здоровья человека. Аристотелевские мотивы" // Философские исследования. 1999, N 4 С. 205 - 209), то в первом приближении можно сказать, что мерой длительности существования холона

стр. 180

является некое непрерывное квазивечное совместное квазиобратимое изменение объемлемого и объемлющего холонов, имеющее, с точки зрения этих холонов, круговой, а с точки зрения стороннего наблюдателя, волнообразный характер. Это может быть, например, непрерывное квазивечное круговое (волновое) движение человека совместно с другими частями планеты Земля вокруг центра равновесия Солнечной системы и совместно с другими частями Солнечной системы и системы Сириуса вокруг центра равновесия Солнечной системы и системы Сириуса и т. д. Об этом совместном движении Солнечной системы и системы Сириуса Друнвало Мельхиседек пишет: "Мы движемся в космосе вместе, вращаясь по спирали вокруг общего центра" [13. С. 70]. Как писал Аристотель: "Оттого время и кажется движением небесной сферы, что этим движением измеряются прочие движения, и время измеряется им же" Иначе говоря: "равномерное круговое движение есть мера [времени. - В. З.] по преимуществу, так как число его наиболее доступно (для определения). Ни качественное изменение, ни рост, ни возникновение не равномерны ..." [9. "Физика" IV 14, 223б 20 - 158].

При этом совместном круговом движении вокруг общего центра равновесия (или волнообразном - в зависимости от того, откуда на него смотреть - изнутри или снаружи холона) объемлемый холон способен занимать в объемлющих его холонах определенное количество взаимосвязанных, непрерывно переходящих друг в друга мест. Изменчивая сумма этих мест, меняющаяся по мере онтогенетического и филогенетического развития способностей объемлемого холона и структуры объемлющих холонов, я полагаю, и является тем феноменом, который называется пространством объемлемого холона. Как писал Аристотель: "Тело, снаружи которого находится какое-нибудь другое объемлющее его тело, находится в (некотором) месте" [9 "Физика" IV 5, 212а 30. - 132]. И "в месте (находится) не все существующее, а только способное к движению тело" [там же, 212б 30. - 133].

Итак, здесь получено достаточно ясное и точное определение понятий пространства и времени холона. А также найдена тонкая и достаточно прозрачная связь времени и пространства: благодаря способности к индивидуальному, отдельному от других частей объемлющего холона, движению внутри объемлющего холона относительно других его частей, объемлемый холон имеет какое-то пространство для своей жизни. А благодаря способности совершать совместное с другими частями объемлющего холона непрерывное "равномерное круговое движение" вокруг общей точки равновесия

стр. 181

объемлемый холон имеет какое-то время для своей жизни. Ясно, что оба этих движения холона, которые, для краткости, можно называть как отдельное и совместное или пространственное и временное, не должны мешать друг другу, не должны развиваться одно за счет другого и т. п. То есть эти два основных, разнородных и противоположных движения холона должны находиться в правильной пропорции, между ними должно быть какое-то правильное отношение. Ведь в противном случае можно, к примеру, прожить долго, но в изоляции, т. е. в очень ограниченном пространстве. Или же предпринять, ради расширения своего пространства, как фашисты в 30х - 40х годах XX века, чрезмерное усиление своего отдельного движения за счет ослабления своего совместного движения с другими народами, и быстро оказаться у разбитого корыта.

Очевидно, что сакральным математическим символом этой связи и относительности времени и пространства холона и является система кругов и квадратов человеческого сознания, показанная Тотом Друнвало Мельхиседеку. А лучшей пропорцией в развитии своих отдельных движений и совместных движений и является, видимо, Божественная пропорция. Золотая пропорция, которую, напомню, я определил следующим образом: холон так относится к своему пространству как его пространство относится к его времени.

При знакомстве с этим определением возникает естественный вопрос: каким образом мы можем соотносить, в том числе делить друг на друга, пространство и время холона, если они являются разнородными и несоизмеримыми величинами?

Начнем наш подход к решению этой старейшей проблемы человеческой цивилизации со следующего замечания: по сути, все противоположности холона являются разнородными и несоизмеримыми величинами. Аристотель, предлагая решение этой проблемы, писал: "Все (философы) выводят все из противоположностей. Однако неправильно ни "все", ни "из противоположностей"; а как вещи будут получаться из противоположностей там, где противоположности имеются, этого не говорят: ведь противоположности не могут испытывать воздействия друг от друга. Для нас эта трудность устраняется естественно; дело в том, что есть нечто третье" [3. Метафизика XII 10, 1075 а 30. - 317]. И далее, поясняя свою мысль, Аристотель пишет: "Благодаря чему числа или душа и тело, и вообще форма и вещь составляют одно, об этом никто ничего не говорит; и сказать это нельзя, если не согласиться с нами, что одним делает их движущее" [там же, 1075 б 35. - 319]. Между тем, категория "движущее" входит в декаду категорий Аристотеля и

стр. 182

является одной из его знаменитых четырех причин вещи. В философии Нового времени она соответствует категории "отношения", содержание которой замечательным образом раскрыто у И. Канта в "Критике чистого разума". И, как я утверждаю в учении о математическом методе философии, содержание этой категории отвечает представлению о триединстве холона, т. е. отвечает характеру силы Воли. И, как будет показано далее, содержание этой категории отвечает идеям Беннетта о трех Импульсах Воли.

Итак, чтобы решить проблему системы двоицы или двуединства холона, надо выйти за пределы этой системы. И искать ее решение в троице или в триединстве холона. Видимо, независимо от предложений Аристотеля, ранний Беннетт пришел к выводу, что системным атрибутом триады является динамизм [7. С. 37], т. е. движение холона, вызываемое оказываемыми на него воздействиями со стороны окружающей среды. И, что очевидно, в поисках этого третьего, делающего противоположности холона чем-то одним и поэтому позволяющего их соотносить, Аристотель пытался определить место и время вещи через внутреннее и внешнее движущее начало. Вот только меру этого начала во времена Аристотеля наука еще не знала, т. е. не была еще известна та константа, благодаря которой можно соотнести отдельное и совместное движение холона. Открыть эту меру удалось лишь в наше время А. Эйнштейну. Я имею в виду формулу Е = мс2. Открытие меры динамизма позволило Минковскому создать четырехмерное многообразие, представляющее посредством общей меры динамизма, по сути, как пространство, так и время холона.

Очевидно, что пространство (социальное, биосферное, теллурическое и т. д.), т. е. сумма мест, которые объемлемый холон способен занимать в структуре объемлющих его холонов, у каждого холона свое, то есть отличается от пространства другого холона, так как величина индивидуального пространства зависит от способности холона совершать отдельные движения. Эту различную для всех холонов способность можно выразить как определенную сумму потенциальной, кинетической и виртуальной энергии холона. В соответствии с сущностью этого феномена эту сумму можно называть мужской энергией холона. (Примечание. Как известно, понятие виртуальной энергии появилось в физике XX века в связи с открытием физикой вакуума виртуальных частиц материй. И, как мне представляется, существование свободы без существования виртуальной материи или энергии было бы невозможно.)

В свою очередь, в данной структуре объемлющего холона

стр. 183

длительность существования каждого объемлемого холона тоже разная, так как она зависит от его индивидуальной способности совершать совместные с другими частями объемлющего холона равномерные и непрерывные круговые движения вокруг общего центра равновесия. И эту его способность тоже можно выразить через определенную сумму его потенциальной, кинетической и виртуальной энергии. В соответствии с сущностью этого феномена эту сумму можно называть женской энергией холона2.

Полеты человека и других живых холонов в космос, на орбиту Земли, на орбиту Луны и на поверхность Луны были бы невозможны, если бы в космосе организмы не совершали совместные равномерные непрерывные круговые движения вокруг общего центра равновесия уже не с частями планеты Земля, а с частями других объемлющих холонов и вокруг центров равновесия их частей. Следовательно, не только способность совершать отдельные движения принадлежит индивидууму, но и способность совершать совместные движения. И обнаружение этого обстоятельства и было, видимо, важнейшей причиной той огромной радости и всеобщего подъема, охватившего все человечество в начале космической эры. Человек и другие живые существа оказались способными выйти не только в космическое пространство, но и в космическое время.

Но пространство и время холона (а значит и названные мною два противоположных вида движения), как было установлено наукой во времена Эйнштейна, не являются абсолютными, т. е. не являются независимыми друг от друга. Впрочем, на это указывает закон сохранения энергии. Ведь противоположности переходят друг в друга, и это выражается в переходе энергии из одной противоположности в другую. Поэтому между здоровьем холона и соотношением его пространства и времени должна быть какая-то зависимость. И эта зависимость для нашего измерения одной реальности и выражается, видимо, в числе Золотого сечения. Но если бы мы могли увидеть отдельные движения холона с точки


2 С этими видами энергии, касающимися времени и пространства, Беннетт связывает "три рода пространства" и "три времяподобных измерения" (7. С. 60 - 61) и, в частности, инновационные понятия гипарксиса и вечности, феноменальными характеристиками которых, по его мнению, являются соответственно "способность быть и цикличность" и "потенциальность и интенсивность бытия" [2. С. 158]. Таким образом, понятия пространства и времени Беннетта отвечают вводимым мною здесь понятиям женской и мужской энергии холона. Однако экспликация смысла этих и ряда других терминов Беннетта далеко выходит за рамки тематики данной статьи. Поэтому она откладывается до подходящего случая.

стр. 184

зрения квазибесконечной перспективы, то мы, видимо, увидели бы их как волну, т. е. поняли бы, что они тоже являются разновидностью непрерывного равномерного кругового движения. И поэтому увидели бы равенство мужского и женского начал холона и то, что мужское начало содержит в себе женское, а женское - мужское. Фактически об этом Друнвало Мельхиседек пишет: "Длина волны и ее рисунок - вот что отличает одну вещь от другой". И далее: "Если взять волну действительно большой длины, то она будет выглядеть почти прямой линией. Например, длина волн вашего головного мозга - около десяти в десятой степени сантиметров, и они выглядят почти как прямые линии, когда выходят из головы. Квантовая физика рассматривает все в этой Реальности одним из двух способов" [13. С. 60].

Но как бы то ни было, для существования холона, для его здоровья необходимо постоянное согласование или общение его противоположностей. Так, например, человек, даже не замечая своего непрерывного совместного кругового движения, которое он совершает с другими частями планеты Земля вокруг общего центра равновесия во время своего сна, и считая, что во время бодрствования он совершает только движения, отдельные от движений других частей планеты, тем не менее, спонтанно стремится ради восстановления или сохранения своего здоровья выдерживать Божественную пропорцию между бодрствованием и сном, а именно спать примерно 8, 9, максимум 10 часов, а бодрствовать 16, 15, минимум 14 часов. Ведь отношение 15 к 9 близко к Золотому сечению.

Ясно, что исследование затрагиваемых вопросов имеет прямое отношение к философии освоения человеком не только космического пространства, но и космического времени. Ведь в меняющихся космических условиях, при полетах на космических кораблях разных конструкций, при посещении разных космических тел характеристики времени и пространства человека и других живых холонов, сопровождающих человека, тоже будут меняться. И их надо будет уметь вычислять с тем, чтобы выдерживать их соотношение в районе Золотого сечения.

Итак, очевидно, что в совместном движении холона проявляется Импульс утверждения всех совместно движущихся холонов. А в отдельном движении холона проявляется Импульс восприятия или отрицания холоном всех, с кем он движется отдельно. А в борьбе за здоровье, за существование проявляется Импульс согласования восприятий и утверждений.

стр. 185

Здесь для лучшего уяснения вопроса связи монады, диады и триады, видимо, уместно будет обратиться к Канту, к его перечню "первоначальных чистых понятий синтеза, которые рассудок содержит в себе a priori и именно благодари которым он называется чистым, так как только через них он может что-то понимать в многообразном (содержании) созерцания, т. е. мыслить объект созерцания" [10. С. 87]. Многообразное содержание созерцания отношений холонов Кант, как известно, отображает в трех "первоначальных чистых понятиях синтеза". Сравнивая их с понятиями Беннетта о пространстве и' времени и с понятием о динамизме как системном атрибуте триады Воли, мы находим тут ожидаемое соответствие.

Так, понятию Канта "присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens)" [10. С. 86] отвечает понятие Беннетта о пространстве, которое он определяет как "Присутствие и сосуществование" [2. С. 158]. Как видим, эти понятия Канта и Беннетта если не тождественны, то очень похожи. Понятию Канта "причинность и зависимость (причина и действие)" [10. С. 86] релевантно понятие Беннетта о времени, которое он определяет как "актуализация и необратимость" [2. С. 158]. Наконец, понятию динамизма Беннетта отвечает понятие Канта "общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)" [10. С 86].

Рассматривая диадическую деятельность, Беннетт пишет: "Сюда относятся не вполне обратимые обмены энергией. Поэтому взаимодействие характеризуется увеличением энтропии". И далее: "Взаимодействия приводят к изменениям, но все они одного вида - переход к наиболее стабильному состоянию". И далее: "Позитивный аспект взаимодействия состоит в коммуникации" [8. С. 89].

Сравнение идей Аристотеля, Канта и Беннетта, касающихся природы места (пространства) и длительности (времени) существования холона и связанной с ними природы "движущего" (Аристотель), "отношений" (Кант), "Воли" (Беннетт), - позволяет лучше познать исследуемый предмет. Можно дать определения терминов Золотого сечения, учитывающие предложения названных философов и использующие понятия и термины из таблицы категорий Канта [10. С. 86].

То, что мы называем пространством существования холона, может быть определено, как "целокупность" мест, которые холон способен занимать в объемлющем его холоне в связи с имеющимся у него "ограничением" (Кант) способности к движениям, отдельным

стр. 186

от движений других частей объемлющего его холона. Очевидно, что в этом ограничении способности холона проявляется или манифестируется Импульс восприятия, т. е. отношение отрицания как второго из элементов триады.

То, что мы называем временем существования холона, может быть определено как "необходимости-случайности" длительности существования холона в объемлющем его холоне, которая обусловлена "общением (взаимодействием между действующим и подвергающимся действию)" т. е. совместным непрерывным равномерным круговым движением данного холона с другими частями объемлющего его холона. Очевидно, что в необходимостях-случайностях длительности существования холона манифестируется Импульс утверждения, т. е. отношение утверждения как первого из элементов триады3.

В свою очередь Импульс согласования проявляется во взаимодействии между действующим и подвергающимся воздействию и к тому же является завершающим третьим импульсом воли холона.

Итак, мы можем сказать, что в функциях (в поведении и знаниях) и в бытии ( в материальности и сознании) холона проявляется триада его воли (то есть проявляются его законы и его понимание). Это проявление воспринимается нами как тот или иной характер холона, т. е. как та или иная доминирующая Самость холона, или же, как доминирующий тип его Индивидуальности.

Как пишет Друнвало Мельхиседек: "Восприятие Вселенной человеческим сознанием происходит тремя основными способами, о которых мы только что говорили: через время, пространство и материю, которые являются отражением священной Святой Троицы" [13. С. 66].

Беннетт, в свою очередь, пишет: "что в соответствии с нашей теорией, все существование материально. Материя представляет собой форму энергии или агрегационное состояние первичной субстанции хиле. При этом, возможны три ее состояния: актуальное, потенциальное и виртуальное" (8. С. 353).

Итак, можно сказать, что в Божественной пропорции материя или энергия холона, посредством трех импульсов воли холона, так относится к мужской материи или энергии холона, как его мужская материя или энергия относится к его женской материи или энергии. Применительно к социально-экономической реальности


3 См. генезис категорий пространства и времени в моих работах [5, 6].

стр. 187

это понятие субстанции Золотого сечения можно сформулировать следующим образом: страна или социально-экономическая структура в лице своей триады воли, то есть в лице своих трех органов власти, так относится к активному началу населения или социально-экономическому пространству, как активное начало населения или социально-экономическое пространство относится к пассивному началу населения или социально- экономическому времени.

В заключение, в связи с тремя последовавшими друг за другом глобальными кризисами и довольно частыми разговорами в СМИ о существовании других измерений и переходах из одного измерения в другое, хотелось бы затеять философскую дискуссию или дать философский комментарий к странному для обыденного сознания предсказанию Библии: "не все мы умрем, но все мы изменимся". Быть может эти три кризиса предшествуют так называемому "Концу Времен" и связаны, как пишет Друнвало Мельхиседек, с периодом "когда Земля начнет восходить к высшим уровням сознания (процесс, который многие называют вознесением)" (17. С. 199)? И поможет ли человечеству при этом "вознесении" и после него весь имеющийся научный опыт, все имеющееся знание, сознание и понимание? Ведь поскольку различные измерения одной реальности отличаются друг от друга длинами волн тех холонов, которые существуют в разных измерениях, то познание, осознание и понимание природы и сущности одного измерения должно касаться и всех других измерений. Иначе как бы могло знание истины приводить к освобождению? Как мог бы, согласно, например, учению буддизма, "весь комплекс дхарм, то есть живое существо" (18, С. 103) оказаться в нирване и жить в ней постоянно? Если в наше время действительно наша планета со всем, что на ней и в ней переходит в другое измерение и с этим связана необычность происходящего сейчас глобального кризиса, то можно надеяться, что позитивные результаты тысячилетних усилий науки и философии, искусства и религии помогут нам адаптироваться и к новому миру, или, точнее, и к новому взгляду на мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 2. М., 2006.

2. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 1. М., 2006.

3. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1976.

4. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 2. М., 1978.

5. Заволотный В. Г. Учение о математическом методе философии. Краснодар, 2006.

стр. 188

6. Заволотный В. Г. Обоснование нового принципа разделения труда в философии // Философские исследования. 2007. N 3 - 4.

7. Беннет Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 3. Книга IV: Систематика человеческого опыта. М., 2007.

8. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. IV. М., 2007.

9. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 3. М., 1981.

10. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

11. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн., 1998.

12. Заволотный В. Г. Сущность Золотого сечения. Круги и квадраты человеческого сознания, по Тоту (согласно Друнвало Мельхиседека) и учение о математическом методе философии // Философские исследования. 2008. N 2.

13. Друнвало Мельхиседек. Древняя Тайна Цветка Жизни. Т. 1. М., 2002.

14. Беннетт Дж. Г. Элементарная систематика. Изучение Эннеаграммы. М., 2001.

15. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

16. Ильин И. А. Кризис безбожия. М., 2005.

17. Друнвало Мельхиседек. Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности, 1949 - 2013. М., 2008.

18. Буддизм. Мн., 2006.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЩНОСТЬ-ЗОЛОТОГО-СЕЧЕНИЯ-ПРОЯСНЕНИЕ-И-СРАВНЕНИЕ-ПОНЯТИЙ-СУБСТАНЦИИ-ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ-И-ОТНОШЕНИЙ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Г. Заволотный, СУЩНОСТЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ПРОЯСНЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ СУБСТАНЦИИ, ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ОТНОШЕНИЙ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЩНОСТЬ-ЗОЛОТОГО-СЕЧЕНИЯ-ПРОЯСНЕНИЕ-И-СРАВНЕНИЕ-ПОНЯТИЙ-СУБСТАНЦИИ-ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ-И-ОТНОШЕНИЙ (date of access: 19.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Г. Заволотный:

В. Г. Заволотный → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
456 views rating
14.09.2015 (2105 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
А. В. Ревякин. СОЦИАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX века. М., 1999
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛЕ В 1945 году
Yesterday · From Россия Онлайн
ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СИНТЕЗА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
Yesterday · From Россия Онлайн
Энергия Дао как суть НЛО. Tao energy as the essence of UFO.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ИСТФАК МГУ 1947-1952 гг. (Окончание)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПОСЛЕ РОСПУСКА КОМИНТЕРНА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1989-1990 гг.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2 days ago · From Россия Онлайн
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
ПЕТР I В ДАНИИ В 1716 году
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СУЩНОСТЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ПРОЯСНЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ СУБСТАНЦИИ, ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ОТНОШЕНИЙ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones