Libmonster ID: RU-9129

Глава 1. Эстафета мысли с Г. В. Ф. Гегелем

В этой части статьи, вслед за темами предыдущих частей, т.е. вслед за триадами опыта Иждивенца, Кандидата и Производителя, мы рассмотрим женскую и мужскую фундаментальные триады опыта Специалиста, опыта интровертного психологического типа, доминируемого Реагирующей Самостью.

Этот опыт, как мне видится, в основном относится к тому началу души, которое Платон называл вожделеющим или "направленным на выгоду" [11. С. 16]. Так как с установлением этой истины связано первое проявление самосознания, то в четвертом разделе "Феноменологии духа" под названием "Истина достоверности себя самого" Г. В. Ф. Гегель писал: "Самосознание есть вообще вожделение" [5. С. 106]. Это корыстолюбивое начало, наряду с другими двумя платоновскими началами души - страстным (аффективным) или "честолюбивым и склонным к соперничеству" и разумным или "познавательным и философским" [11. С. 16] - определяет фундаментальную триаду опыта холона. А в случае его доминирования в душе, оно составляет основное содержание этого опыта. Платон пишет: "Мы нарекли его вожделеющим - из-за необычайной силы вожделений к еде, питью, любовным утехам и всему тому, что с этим связано. Сюда относится и сребролюбие, потому что для удовлетворения таких вожделений очень нужны деньги.

- Да, мы правильно это назвали.

- Если бы мы даже про наслаждение и любовь этого начала сказали, что они направлены на выгоду, мы всего более вырази-

стр. 192

ли бы таким образом одну из его главных особенностей..." [11. С. 15 - 16].

Следовательно, это к интровертному психологическому типу, доминируемому Реагирующей Самостью, как мне видится, в основном относятся слова Платона о том, что: "Оно составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет так называемых телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно, и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал" [11. С. 15].

Итак, как видим, именно это вожделеющее или бизнесменовское и бизнесвумовское начало души человека, государства и, очевидно, всех других живых существ, в ведической философии принято называть "ложным эго или ахамкарой".

В интервью швейцарским журналистам 18 сентября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что, чтобы победить массовую коррупцию, России нужно новое мышление и новые технологии, способные мотивировать людей на нормальный честный труд. Но каковы пространственно-временные и сущностные или вечные причины массовой коррупции в современной России?

К ближайшим в истории пространственно-временным причинам можно отнести привычку, выработанную несколькими поколениями советских людей, вынужденных таким образом, т.е. посредством подкупа должностных лиц и политических деятелей, на огромном и разнообразном экономическом пространстве страны отстаивать свою свободу в условиях тоталитарного марксистско-ленинского режима. Ведь свобода априори не совместима с прокрустовыми законами тоталитарных режимов. И в этом интересы свободы оказались в опасной близости с безнравственными интересами преступного мира. Эта ситуация, в свою очередь, постоянно порождала и укрепляла традиции коррумпированности среди должностных лиц и политических деятелей. Оказавшись в этом замкнутом круге, тот режим естественно опасался и избегал открытого, гласного разговора на эту тему. А когда такие разговоры появились во времена правления М. С. Горбачева, этот режим пал.

А к вечным или сущностным причинам коррупции можно отнести то, что вожделеющее, корыстолюбивое начало души человека, государства, международной организации способно доминировать над платоновскими началами честолюбивым и разумным.

стр. 193

Следовательно, в случаях такого доминирования, вожделеющее начало души современной России не выполняет своего назначения перед Богом и приводит в дисгармонию все части социально-экономической и политической системы России, автоматически ослабляя и уменьшая: 1) здоровье ее граждан и среднестатистическую продолжительность их жизни, 2) численность ее народа, 3) состояние окружающей ее граждан среды, 4) обороноспособность России, 5) силы антитеррора, 6) инновационное развитие экономики России, 7) способности к нравственному поведению ее граждан и т.д. И в условиях, когда в России уже нет тоталитарного режима с его прокрустовыми законами, эта дисгармония не может не беспокоить президента Российской Федерации, все ветви власти, все политические партии, да и просто всех разумных граждан1.

Между тем, как показали последние годы, доминирование этого же, т.е. вожделеющего, корыстолюбивого начала души всего человечества, над другими началами души глобального сообщества, вызвало и современный, небывалый в истории всех стран, глобальный экономический кризис. Следовательно, новое мышление и новые технологии нужны для свободного и успешного развития не только России, но и всем современным странам и всему глобальному сообществу в целом. И эту нужду в новых мышлении и социально-экономических технологиях, как видно из СМИ, осознают многие политические лидеры многих стран.

Соответственно, главной целью и задачей данного исследования для нас будет более полное установление природы и сущности, и, следовательно, назначения "ложного эго" холонов, с тем, чтобы мы могли продвинуться в деле понимания и осознания причины диссонансов между различными началами души человека, государства, биосферы и т.д. А также найти пути и средства приведения их к гармонии в постоянно меняющихся обстоятельствах нашей личной и общественной жизни. Ведь для поддержания или обретения нравственной жизни нам, как существам развивающимся в постоянно меняющемся мире, не хватает знаний "того, что пригодно и каждому отдельному началу, и всей совокупности этих трех начал" [11. С. 15].

Итак, прежде чем обращаться к исследованию поведения интровертного чувственного психологического типа, обратимся


1 Это беспокойство породило поток философско-публицистической литературы. Но, как мне видится и как видится президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву, научного решения данной проблемы до сих пор нет.

стр. 194

к исследованию сущности его знания и познания, выраженной в формуле центростремительной математики учения о математическом методе философии: 6/5 х 5/3 = 2/1.

В окончании предыдущей статьи о фундаментальных триадах опыта мы пришли к выводу, что эту формулу целесообразно записать в следующем виде: + или - 6x8/5x8 х 5x8/3x8 = + или - 2/1. Где знаки плюс и минус означают постоянную смену положительных результатов этого вида познания на отрицательные, а отрицательных - на положительные. А добавочное число 8 означает восемь низших энергий холона "которые, - согласно ведам, в их грубых и тонких формах, - представляют собой материю, проявляющуюся в различных элементах: в земле, воде, огне, воздухе, эфире, уме, интеллекте и ложном эго" [9. С. 246].

Как мне видится, о переходе от знания Производителя к знанию Специалиста Беннетт пишет: "Переход от третьей ступени знания к четвертой соответствует точке, в которой внутреннее развитие процесса исчерпывает первичный стимул и может обрести новый характер только с помощью свежего импульса от внешнего источника.

Первые три ступени знания могут быть названы "субъективными", поскольку объект знания находится вне акта познавания" [1. С. 125]. Причем, говоря об общих причинах отличия знаний разных ступеней познания, Беннетт пишет: "Рост знания происходит по меньшей мере в двух направлениях, из которых одно соответствует последовательности категорий, другое - расширению сознания. Есть, однако, и третий фактор в знании, зависящий от воли, который можно назвать "способностью участвовать". Знание может расти двумя путями. Один - простой прирост, как прибавление карточек в картотеке. Это не ведет ни к какому изменению качества. Переход к другой ступени возможен только при соответствующем изменении сознания и понимания. Таким образом, рост знания, отличный от простого накопления, не может быть независимым процессом. Качество знания зависит прежде всего от качества знающего, т.е. от уровня его бытия и формы его воли" [1. С. 125 - 126].

А поскольку мы имеем семь качественно различных ступеней познания, то, "в каждом из этих семи качеств должно быть семь уровней сознания, и что каждая из получающихся сорока девяти комбинаций примет различные формы в зависимости от семи возможных проявлений воли".

Следовательно, ложно "предположение, что первые три ступени знания характеризуют лишь низший уровень существования".

стр. 195

И, тем не менее, "необходимо провести фундаментальное различение между субъективным и объективным знанием. Это различение возникает из-за того, что, в соответствии с принципом структуры, переход между третьей и четвертой ступенью возможен лишь с помощью посторонней силы. На всех ступенях субъективного знания есть разделение между знающим и знаемым, в то время как на всех ступенях объективного знания это различие отсутствует". И далее: "Все знание есть упорядочение функции, но в то время как субъективное знание может быть обретено без изменения бытия, объективное знание возникает посредством существенного изменения - как бытия, так и воли его обладателя - и укрепляет это изменение" [1. С. 127].

Здесь, видимо, надо подчеркнуть, что приводя предложения Беннетта, с которым я согласен, как, впрочем, и других авторитетных мыслителей, мне хотелось бы, вслед за К. Р. Поппером, сказать, что у меня "нет иллюзий насчет того, что я могу передать в лекции. Поэтому я не буду пытаться убедить вас" [12. С. 108]. Однако я, как это делал Поппер, не пытаюсь в данной статье "бросить вам вызов и, если удастся, спровоцировать вас" (там же). Все дело в том, что приводимые мысли, цитируемые высказывания отвечают содержанию соответствующих формул моего математического метода философии и, следовательно, помогают это содержание лучше рассмотреть.

Возвращаясь к формулам трех первых этапов познания, т.е. рассматривая характер познания Иждивенца, Кандидата и Производителя, мы можем заметить следующее. Психологические типы доминируемые Материальной Самостью, познавая материальный мир по принципу - подобное познается подобным, чтобы не смешиваться с познаваемым предметом, вынуждены производить строгое "разделение между знающим и знаемым" [1. С. 127]. Но необходимость этого разделения существует и для Производителей, так как в формуле их познания: 5/4x8/5 = 2/1 причины исследуемого предмета соотносятся с данными пяти органов чувств исследователя, а воля исследуемого предмета не принимается во внимание. И, следовательно, несмотря на чувственный характер их познания, для них существует постоянная опасность принять чужую волю за свою, а свою - за чужую.

Иное дело, характер познания Специалиста, опирающегося на результаты познания предшествующих этапов. Формулу познания Специалиста: + или - 5x8/3x8 х 6x8/5x8 = + или - 2/1 я, учитывая свои наблюдения и идеи об этом этапе познания многих

стр. 196

авторитетных мыслителей, интерпретирую следующим образом. В этой формуле отображено сменяющее друг друга положительное или отрицательное отношение данных пяти органов чувств исследователя о восьми низших энергиях (т.е. материальных природ) исследуемого предмета к трем Космическим Импульсам воли каждой из этих восьми низших энергий исследуемого предмета, умноженного на отношение шести триад воли (т.е. шести законов) каждой из восьми низших энергий исследователя к данным пяти органов чувств исследователя о каждой из восьми его низших энергий. Т.е. на четвертом этапе познания посредством чувств исследуются уже не причины исследуемого предмета, а все разнообразие проявлений его воли, т.е. его свойств и законов. Так как: "Фундаментальные формы триады, управляющие данным миром, называются Законами этого мира" [2. С. 94]. Причем, как заметил Беннетт, здесь объект знания находится уже внутри акта познавания. И это замечание Беннетта отражено в моей интерпретации формулы четвертой ступени познания, так как из нее следует, что воля исследуемого соотносится с разнообразным опытом проявлений воли самого исследователя. Здесь воля исследователя "способна участвовать" в исследованиях и, следовательно, "разделение между знающим и знаемым" на этой ступени познания уже отсутствует. Но это отсутствие разделения не может не изменять "как бытие, так и волю его обладателя". И именно это обстоятельство, как мне видится, составляет богатую почву для выращивания плодов рассудка на пятой и шестой ступенях познания и последующей способности трансцендентального разума диалектически разрешать противоречия на седьмой ступени познания. И, соответственно, именно поэтому, знания первых трех психологических типов можно определять как субъективные, а знание четвертого и последующих шагов познания можно называть объективным. Хотя, что очевидно уже из проделанной выше предварительной небольшой экспликации формулы познания Специалиста, его мышление может быть полно всяческими заблуждениями, т.е. положительными и отрицательными ассоциациями, представлениями, прогнозами, случайными мнениями и убеждениями как ценностного, так и фактического характера.

Но прежде чем пытаться осуществить развернутую и всестороннюю эксликацию содержания формулы познания Специалиста, обратимся к мыслям Беннетта об этом этапе познания и знания, которое Беннет называет субсистенциальным или ценностным.

стр. 197

О четвертой ступени познания Беннетт пишет: "Это начало конкретного знания в противопоставлении абстрактному знанию. Последнее есть знание части, отделенное от знания целого, в то время как первое есть знание любого данного объекта не только в себе и для себя, но также в более широком целом, в котором он обретает свое место и свою значимость. Знание четвертой ступени требует, таким образом, активного участия, отсутствующего на первых трех, даже в их высших проявлениях" [1. С. 127]. И далее: "По большей части люди "знают о" себе таким же образом, каким они "знают о" других вещах, т.е. без вкуса того, что значит существовать. Можно знать субъективно, не зная, что ты знаешь; но объективное знание начинается только когда есть знание себя.

Знание себя значимо тогда, когда оно различает разные уровни опыта в самом существе. Знание себя есть таким образом предварительное условие ценностного знания, ибо без него не может быть нормы для сравнения и следовательно не может быть различения ценностей". И далее: "В субъективном состоянии сознания человек закрыт к существованию объекта, о котором он размышляет, будь то его внутренняя жизнь или внешний мир. Субсистенциальное знание может, очевидно, быть разной степени интенсивности, но оно всегда передает чувство ценностей". И далее: "Субсистенциальное знание способно приносить упорядоченность в функциях связыванием интеллектуального схватывания, физического постижения и эмоционального отношения. Из этой связи возникает момент знания, посредством которого субъект опыта сам подвергается функциональному изменению. Должно быть далее отмечено, что 12 категорий, описанных во 2-й главе, оказываются неадекватными для выражения ценностного знания".

Как видим, все эти предложения Беннетта вполне релевантны моей интерпретации смысла формулы четвертой ступени познания и знания. В защиту моей интерпретации можно привести и предложение Гегеля о сущности вожделеющего начала души. Гегель пишет: "Самосознание есть вообще вожделение. Сознание как самосознание имеет отныне двойной предмет: один - непосредственный, предмет чувственной достоверности и воспринимания, который, однако, для самосознания отличается характером негативного, и второй - именно само себя, который есть истинная сущность и прежде всего имеется налицо только лишь в противоположности первому. Самосознание выступает здесь как движение, в котором эта противоположность снимается и становится для него равенством его самого с собой" [5. С. 106]. Гегель интуитивно уловил

стр. 198

сущность того, что происходит на четвертой ступени познания, и это видно из моей формулы центростремительной математики этой ступени. На этой ступени познания исследователь открывается к существованию исследуемого предмета, т.е. его воля соприкасается, насколько это позволяют данные пяти органов чувств, с волей исследуемого предмета в поисках сущности воли как таковой, т.е. в поисках понятия духа, который проявляется здесь и сейчас. Об этом поиске Гегель пишет: "Предмет же вожделения существует только самостоятельно, ибо он есть всеобщая неуничтожимая субстанция, текучая, себе самой равная сущность. Когда самосознание есть предмет, то последний в одинаковой мере есть "я" и предмет. - Тем самым для нас уже имеется налицо понятие духа. То, что в дальнейшем приобретает сознание, есть опыт, показывающий, что есть дух, эта абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности своей противоположности, т.е. различных для себя сущих самосознаний, есть единство их: "я", которое есть "мы", и "мы", которое есть "я". Лишь в самосознании как понятии духа - поворотный пункт сознания, где оно из красочной видимости чувственного посюстороннего и из пустой тьмы сверхчувственного потустороннего вступает в духовный дневной свет настоящего" [5. С. 111].

Здесь, видимо, надо сказать, учитывая большое влияние философии Гегеля на становление и развитие советской, т.е. марксистско-ленинской и постсоветской философской школы, что в "Феноменологии духа", т.е. в науке, которую Гегель пытался создать об опыте сознания, дается фактически описание гегелевского опыта всех, не меньше и не больше двенадцати психологических или духовных типов, каждый из которых имеет мужское и женское начала. И в этом направлении исследований Гегель сделал значительный шаг вперед по сравнению с философией Канта. Так что открытия психологов, эзотериков и философов XX в. в этой области, например, восьми психологических типов К. Юнгом, затем открытие Беннетом трех социальных групп, образующихся из двенадцати психологических типов, которые "в соответствии с уровнем развития Души каждой группы" "должны соотносится одна с другой как три космических импульса триады" [3. С. 285] воли, явились чем-то новым, неожиданным только для тех, кто не знал и не понимал "Феноменологии духа" Гегеля.

Однако, как мне видится, вклад К. Юнга и Дж. Г. Беннетта в познание внутреннего мира человека очень велик, так как Гегель не достиг такой ясной и точной дифференциации опыта сознания,

стр. 199

чтобы указать нам на существование этих двенадцати типов и на пустоты или границы между ними. Конечно, первопроходцу всегда трудно и открытия даются ему очень дорого. Но объективную причину относительных пространственно-временных слабостей исследований феноменов сознания или духа Гегелем я вижу в том, что он пользовался малым и недостаточно разработанным кругом понятий или философских категорий.

Количество и качество, отношения и модальности освоенных Гегелем понятий познания было далеко недостаточно для ожидаемого нами сейчас описания исследуемого предмета. Однако, как мне видится, пусть и неясно выраженные и трудно воспринимаемые интуиции Гегеля о работе мышления и сознания имеют непреходящую ценность. Впрочем, использовать интуиции Гегеля, как и других авторитетных мыслителей, в полной мере позволяют формулы математического метода философии, так как они расставляют, в границах своей компетенции, именно в силу своего математического выражения законов познания, все точки над "i". Так, например, содержание формул трех ступеней познания, рассмотренное мною в предыдущих статьях [См.: 7], релеватно содержанию трех разделов "Феноменологии духа": 1) "Чувственная достоверность или "это" и мнение", 2) "Восприятие или вещь и иллюзия", 3) "Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир". В каждом разделе можно найти несколько интуиций Гегеля, поразительно точно выражающих сущность происходящего на соответствующей ступени познания, скрытого за сухими цифрами формул центростремительной математики моего математического метода философии. Так, например, в первом разделе Гегель рассматривает "содержаниечувственной достоверности" [5. С. 62], которая "имеет видимость самой подлинной достоверности; ибо она еще ничего не упустила из предмета, а имеет его перед собой во всей его полноте". И эта идея Гегеля совершенно релеватна смыслу формулы 7/5x7/5 = 49/25 первой ступени познания.

Во втором разделе Гегель отмечает, что "процесс же восприятия как движение есть то непостоянное, которое может быть или не быть, а также то, что несущественно". А исследуемые свойства или "вещь как истина восприятия" есть "безразличная пассивная всеобщность "также" (das Auch) многих свойств или, лучше сказать, материй". Причем для этого этапа познания характерно"противоречивое восприятие вещи". "Для нас, - пишет Гегель о втором этапе познания, - этот опыт содержится в только что данном развитии предмета и отношения к нему сознания; и он будет только развитием

стр. 200

имеющихся тут противоречий. - Предмет, который я воспринимаю (den ich aufhehme), предстает как чистая единица; я также замечаю (werde ich... gewahr) в нем свойство, которое всеобще, а благодаря этому выходит за пределы единичности" [5. С. 74]. Причем "если бы при этом принимающее само сознание как-нибудь действовало, оно такой прибавкой или вычетом изменяло бы истину" [5. С. 73]. И эти определения Гегеля отражены в формуле познания интровертного ощущающего психологического типа: 4/3x3/2 = 2/1, т.е. типа, доминируемого Материальной Самостью, который исследует безразличную пассивную всеобщность материй, не используя данные своих пяти органов чувств как чего-то такого, "что несущественно" для второй ступени познания. А всеобщие свойства предмета, выходящие за пределы его единичности, отражаются сознанием в противоречивых элементах понятий: тетрады, триады, диады и монады. Так как в отражении понятий более высокого порядка, т.е. понятий пентады, гексады и т.д., в силу характера этих понятий, "принимающее само сознание как-нибудь действует" и своим действием невольно что-то вычитает или прибавляет к истине этих понятий.

В третьем разделе Гегель отмечает: "В диалектике чувственной достоверности для сознания исчезли слышание, видение и т.д., и как воспринимание оно пришло к мыслям, которые, однако, оно впервые связывает в безусловно-всеобщем" [5. С. 81]. Но на этой ступени познания "сознание для себя самого еще не есть понятие, и потому в указанном рефлектированном предмете оно не узнает себя" "Тем самым рассудок, правда, снял свою собственную неистинность и неистинность предмета; и то, что обнаружилось ему благодаря этому, есть понятие истинного как в себесущего истинного, которое еще не есть понятие, или лишено для-себя-бытия сознания, и которое рассудок, не узнавая себя в этом, предоставляет ему самому" [5. С. 82]. И эти предложения Гегеля релевантны смыслу формулы познания экстравертного чувственного психологического типа: 8/5x5/4 = 2/1, где число восемь обозначает восемь указанных мною в статье о Фундаментальной триаде опыта Производителя, понятий чистого рассудка из таблицы категорий Канта, которые "рассудок, - как верно замечает Гегель, - не узнавая себя в этом" предоставляет сознанию исследователя. Причем, исследуя предмет, "в указанном рефлектированном предмете оно (сознание. - В. З.) не узнает себя". Интуитивно угадывая содержание мышления третьей ступени познания, т.е. познания экстраверта, доминируемого Реагирующей Самостью, Гегель пишет: "Бытие для себя и

стр. 201

отношение вообще к другому составляют природу и сущность этого содержания" [5. С. 83].

Наконец, в четвертом разделе "Феноменологии духа", как мы уже отметили выше, Гегель фактически говорит о четвертой ступени познания. Следовательно, согласно Гегелю, главное понятие четвертой ступени познания - это "понятие духа".

Из рассмотренных нами в предыдущих статьях формул математического метода философии видно, что взобраться на четвертую ступень познания и находиться на ней можно, если не только освоил содержание ее категорий и категорий предыдущих ступеней - гептады и пентады, 49 и 25, тетрады и триады, диады и монады, но необходимо и свободно задействовать древнейшие ведические представления о существовании восьми низших энергий живых существ или переданные нам Платоном представления о пяти Платоновых телах и трех началах души человека - двух смертных, созданных помощниками Бога, и третьего, бессмертного, сотворенного самим Богом (см.: диалог "Тимей"). Ведь очевидно, что в ведах платоновские два смертных начала души называются "ложным эго" и "умом", а третье, бессмертное, начало называется "интеллектом".

В отличие от этих восьми низших энергий живых существ или холонов, согласно ведам сами "живые существа относятся к высшей природе (или энергии) Всевышнего" [9. С. 246]. А согласно Платону это те вечные живые существа, которые составляют части Бога, части Его "вечносущей природы" и по трансцендентному для нас образу и подобию которых Бог сотворил все части Космоса или Вселенной [10. С. 442].

Обращаясь к формуле четвертой ступени познания: + или - 6x8/5x8x5x8/3x8 = + или - 2/1, мы в первую очередь видим, что здесь противоположности отношения воли исследователя к данным его органов чувств и чувствуемой воли исследуемого предмета существуют фактически. Говоря словами Гегеля, здесь "понятие раздваивается на противоположность самосознания и жизни: первое есть единство, для которого имеется бесконечное единство различий; а второе есть только само это единство, так что оно не есть в то же время для себя самого. Следовательно, сколь самостоятельно сознание, столь же самостоятелен в себе его предмет. Самосознание, которое просто есть для себя и непосредственно характеризует свой предмет как негативное или которое, прежде всего, есть вожделение, благодаря этому, скорее, познает на опыте самостоятельность предмета" [5. С. 107].

стр. 202

Как видим, то, что Гегель называет "единством, для которого имеется бесконечное единство различий" это, согласно формуле, есть единство воли исследователя так, как оно дается его сознанию его восьми материальных природ. И его "бесконечное единство различий", в первом приближении, состоит из 96 триад воли (/48/+/-48/=96), или нуля триад воли (48 - 48=0) интровертного психологического типа, доминируемого Реагирующей Самостью. В свою очередь, представленная в этой формуле противоположная самосознанию исследователя жизнь исследуемого предмета характеризуется Гегелем как "жизнь без дальнейшего развития ее природы из этого понятия; ее круг замыкается в следующих моментах. Сущность есть бесконечность как снятость всех различий, чистое движение вокруг оси, покой самой бесконечности как абсолютно непокойной бесконечности, сама самостоятельность, в которой растворены различия движения, простая сущность времени, которая в этом равенстве самой себе имеет чистую форму пространства". И далее: "но она не может снять то, что различено, если последнее не обладает устойчивым существованием" [5. С. 107].

Между тем, в формуле четвертой ступени познания жизнь исследуемого предмета представлена как данные в пяти органах чувств исследователя три Космических Импульса воли восьми материальных природ исследуемого предмета. И, как я показал в своих статьях [см.: 6, 7], между тремя Космическими Импульсами воли холона и характеристиками его времени и пространства имеется прямая связь. Так, в бесконечном количестве его измерений, где воля холона тождественна Трансфинитной Воле, время и пространство холона равны друг другу, т.е. соотносятся как 1/1. Поэтому, видимо, интуитивно отражая исследуемый предмет, Гегель пишет: "Но различие этих членов между собой как различие не состоит вообще ни в какой иной определенности,кроме как в определенности моментов бесконечности или самого чистого движения". На этой ступени познания исследователь, говоря словами Гегеля, "устанавливая внутри себя "иное", снимает эту свою простоту или свою сущность, т.е. она ("простая субстанция") раздваивает эту простоту, и это раздваивание текучести, лишенной различия, и есть утверждение индивидуальности" исследователя на данном этапе познания. И далее: "Таким образом, обе стороны всего движения, которые были различены, а именно образование форм, спокойно развертывавшихся одна из другой в общей среде самостоятельности, и процесс жизни совмещаются; последний в такой же мере есть образование формы, как он есть, и снятие ее;

стр. 203

первое, образование формы, в такой же мере есть некоторое снятие, как оно есть, и расчленение" [5. С. 109].

Здесь, как мне видится, Гегель дает весьма смутное, но достаточно понятное, если есть формула этой ступени познания, описание происходящего. Данные органов чувств исследователя, о проявляющихся трех Импульсах Космической воли восьми материальных природ исследуемого предмета, умножаются на имеющиеся в его памяти и чувствуемые им проявлениями его шести триад воли его восьми материальных природ. И в процессе этого умножения соотносятся, т.е. идентифицируются, снимаются "простой общей средой познания". И эта идентификация, как мне видится, состоит в том, что исследователь находит среди своих шести триад воли ту, которая наиболее подобна и соответствует образу наблюдаемой триады воли исследуемого предмета. Следовательно, точность, эффективность, ясность и т.д. этой идентификации зависит от теоретических знаний и опыта исследователя, его таланта, памяти, воображения, мудрости, любви, умений и т.д. Поэтому Беннетт не ошибся, когда назвал человека, имеющего это психологический тип, Специалистом.

Таким образом, когда исследователь осуществил это снятие, эту идентификацию, т.е. пришел, как пишет Гегель, "к единству этих обоих моментов", то "[мы видим, что] это рефлектированное единство уже не такое, как первое (разрядка моя. - В. З.), это второе единство есть всеобщее единство, которое имеет внутри себя все эти моменты как снятые ... в этом результате жизнь указывает на некоторое "иное", нежели она, а именно на сознание, для которого она есть в качестве этого единства или в качестве рода.

Но эта иная жизнь... имеет предметом себя как чистое "я"; в опыте самосознания, который теперь подлежит рассмотрению, этот абстрактный предмет обогатился для него и получит то раскрытие, которое мы видели в жизни" [5. С. 109 - 110].

Итак, "самосознание, поэтому достоверно знает себя само только благодаря снятию того другого, которое проявляется для него как самостоятельная жизнь; оно есть вожделение. Удостоверившись в ничтожности этого другого, оно устанавливает для себя эту ничтожность как его истину, уничтожает самостоятельный предмет и сообщает себе этим достоверность себя самого в качестве истинной достоверности как таковой, которая для него самого возникла предметным образом.

Но в этом удовлетворении оно узнает на опыте самостоятельность своего предмета. Вожделение и достигнутая в его удовлет-

стр. 204

ворении достоверность себя самого обусловлены предметом, ибо она есть благодаря снятию этого другого" [5. С. 110].

Итак, для этой ступени познания исследуемый предмет самостоятелен, но ничтожен. Как это может быть? И ответ нам подсказывает формула центростремительной математики этой ступени познания. Ведь на этой ступени познания исследователь имеет дело с проявлениями воли, т.е. с проявлениями свойств, законов материальной природы исследуемого предмета. Поэтому он видится ему и самостоятельным и ничтожным! Следовательно, Гегель нисколько не ошибается, когда пишет: "На деле сущность вожделения есть нечто иное, нежели самосознание". И, как мне видится, причина этого различия в том, что вожделение исследователя ищет своего удовлетворения в проявлениях воли материальной природы исследуемого предмета, а не в проявлениях воли его высшей энергии, т.е. в проявлениях Трансфинитной, Божественной, вечной и бесконечной Воли в жизни исследуемого предмета. Иначе говоря, как пишет об этом Гегель курсивом:"Самосознание достигает своего удовлетворения только в некотором другом самосознании". Но специфика самосознания четвертой ступени познания состоит в том, что на этой ступени "она, - как пишет Гегель, - есть лишь в качестве снятия самостоятельного предмета, или: она есть вожделение" [5. С. 110].

Но если исследователь ищет своего удовлетворения, т.е. согласования своих интересов, общения, удовлетворения потребностей и т.д. в проявлениях воли восьми материальных природ исследуемого предмета, например, какой-то одной, избранной из них, или нескольких из них, или всех сразу и не понимает, не видит того, что все материальные природы служат высшей энергии, т.е. обладателю этих восьми материальных природ, то он невольно становится рабом этого обладателя. Об этой причине рабства одних и господства других Гегель пишет: "господин властвует над этим бытием, ибо он доказал в борьбе, что оно имеет для него значение только в качестве некоторого негативного; так как он властвует над этим бытием, а это бытие властвует над другим, [над рабом], то вследствие этого он подчиняет себе этого другого" [5. С. 116].

И действительно, в борьбе или, точнее на практике, во время взаимодействия, мы начинаем сознавать, что у тех или иных восьми, казалось бы, самостоятельно существующих материальных природ есть хозяин. И, следовательно, от отношений с этим хозяином зависит наше существование и свобода. И если Кант в своей моральной

стр. 205

философии говорит об абсолютной причине автономии и гетерономии воли, которой является знание или не знание морального закона [8], то здесь, рассматривая, вслед за Гегелем, четвертую ступень познания, мы имеем дело с установлением относительной причины автономии и гетерономии воли. Ведь рассматривая эту ступень познания, Гегель пишет о том, что познающий борется с бытием, с вещностью исследуемого предмета и поэтому, как следует из формулы этой ступени познания, проявления воли восьми материальных природ исследуемого предмета могут иметь "для него значение только в качестве некоторого негативного".

Между тем, при рассмотрении "Тимея" Платона я пришел к выводу, что моральный закон есть не что иное, как стремление, созданной Богом по образу и подобию Своей души, души Космоса к сохранению и восстановлению "платоновских" золотых пропорций в отношениях четырех стихий тела Космоса. Это стремление души связано с бесстрастным определением триад воли восьми материальных природ исследуемого предмета.

Итак, 1) знание морального закона позволяет относиться к проявлениям воли восьми низших энергий холонов с. любовью, т.е. добиваться своих целей, удовлетворять свои потребности, пребывая в состоянии свободы; 2) Относительное знание морального закона, получаемое в борьбе, во взаимодействии с проявлениями воли восьми материальных природ холонов в чувственном, в эмоциональном опыте, ведет к некоторому рабству субъекта познания. Т.е. относительному, негативному отношению к проявлениям триад воли восьми материальных природ холонов и позволяет удовлетворять свои потребности с помощью как друзей, так и рабов и в борьбе с врагами; 3) незнание морального закона, т.е. отсутствие опыта нравственной жизни и теоретических представлений о ней и даже, в случае атеизма и воинствующего материализма, отрицание самого существования морального закона, самого априорного существования сферы нравственной жизни порождает поведение, сознание и понимание раба. А сотворенное разумное существо с рабским сознанием, пониманием и поведением может или только и способно удовлетворять свои потребности двумя способами: 1) живя милостью своего господина, или же 2) вступая на дорогу войны с предметом своего вожделения, т.е. с проявлениями триад воли восьми материальных природ или низших энергий как своих собственных, так и других холонов. Неудачи в этой, по сути, бессмысленной войне, приводят от одной крайности к другой - наркомании, пьянству, суициду и т.п. (В Древней Греции,

стр. 206

чтобы посмеяться над тупостью, человеку-рабу предлагали выпить неразбавленное вино.)

И хотя Гегель не размышляет об этом и не описывает этих трех различных образов и способов жизни сотворенных разумных существ, но он отмечает, что даже у господ "истинасамостоятельного сознания есть рабское сознание" [5. С. 117]. Как мне видится, самостоятельность сознания, т.е. сознания без Бога, без свободы, без знания морального закона, означает на деле, на практике рабское сознание.

И, как известно тому, кто не зря размышлял над высказываниями Иисуса Христа, переданными нам в "Новом Завете", освобождает, делает свободным не война и не борьба, а истина, которую ты познал. Поэтому, отмечая фактически относительную природу знаний, получаемых и имеющихся на четвертой ступени познания, Гегель пишет: "Но подобно тому, как господство показало, что его сущность есть обратное тому, чем оно хочет быть, так, пожалуй, и рабство в своем осуществлении становится, скорее, противоположностью тому, что оно есть непосредственно; оно как оттесненное обратно в себя сознание уйдет в себя и обратится к истинной самостоятельности" [5. С. 117].

Четвертая ступень познания, поскольку она связана с познанием триад воли восьми материальных природ холонов, в случае если исследователь отождествляет себя с этими природами, вызывает у него такую сильную и отрицательную эмоцию, как страх. Об этом явлении Гегель пишет следующим образом: "Это сознание испытало страх не по тому или иному поводу, не в тот или иной момент, а за все свое существо, ибо оно ощущало страх смерти, абсолютного господина" [5. С. 117]. Следовательно, этот страх может послужить толчком к пробуждению, к получению образования, к познанию истины и т.д.

Четвертая ступень познания, со всеми возникающими тут мимолетными чувствами, положительными и отрицательными эмоциями, как производящая и имеющая становящееся и непрочное объективное знание, естественным образом ассоциируется со стоицизмом, со скептицизмом и с несчастным сознанием. Гегель пишет: "Свобода самосознания, когда она выступила в истории духа как сознающее себя явление, была названа, как известно, стоицизмом. Его принцип состоит в том, что сознание есть мыслящая сущность и нечто обладает для него существенностью, или истинно и хорошо для него, лишь когда сознание ведет себя в нем как мыслящая сущность". Характеризуя словами Гегеля сущность

стр. 207

этого первого, появляющегося на лестнице познания, вида объективного сознания, мы можем сказать: "Оно свободно и сохраняет за собой ту невозмутимость, которая из движения наличного бытия, из действования так же, как из испытывания действий, постоянно удаляется в простую существенность мысли" [5. С. 121].

Однако, как видно из формулы четвертой ступени познания, здесь нет разума, т.е. нет системы категорий, называемой эннеадой или 9. А так как он присутствует на следующей, пятой, ступени познания, то стоицизм скромно отвечал "на обращенный к нему вопрос, что такое доброе и истинное, он в качестве ответа опять дает само бессодержательное мышление: в разумности, мол, должно состоять истинное и доброе" [5. С. 122]. И это высказывание Гегеля, осуждающее за этот ответ стоицизм, правильно. Ведь рациональное мышление не обладает истиной, добром и красотой, а может лишь черпать их из нравственного мышления.

Однако отсутствие в формуле четвертой ступени познания системы категорий разума, который один только способен разрешать противоречия между проявлениями триад воли восьми материальных природ холона и волей самого холона как живого существа, является условием и почвой возникновения и развития такого образа мыслей и сознания, как скептицизм. И Гегель довольно точно интуитивно схватывает и описывает суть скептицизма. Он пишет: "В скептицизме сознание на опыте узнает себя поистине как сознание, противоречивое внутри себя самого; из этого опыта проистекает новая форма, сочетающая обе мысли, которые скептицизм удерживает непримеренными. Безмыслие скептицизма относительно себя самого должно исчезнуть, потому что сознание есть на деле одно сознание, в котором имеются оба эти модуса. Эта новая форма есть поэтому такая форма, которая для себя есть двойное сознание себя [с одной стороны] как сознания освобождающегося, неизменного и себе самому равного, [а с другой,] как сознания путающегося и извращающего себя, а равно и сознание этого своего противоречия" [5. С. 125]. И если в стоицизме, согласно великолепной интуиции Гегеля, это удвоение сознания "распределялось между двумя отдельными [сознаниями] - между господином и рабом, [то в скептицизме его удвоенное сознание. - В. З.] сосредотачивается на одном; удвоение самосознания внутри себя самого, которое существенно в понятии духа, имеется, таким образом, налицо, но еще не их единство, - и несчастное сознание есть сознание себя как двойной, лишь противоречивой сущности". И оба этих сознания для несчастного сознания скептицизма "не

стр. 208

одно и то же, а противоположны, то одно, а именно простое неизменное, для него есть в качестве сущности; другое же, сложное переменчивое - как несущественное" [5. С. 126].

Но не надо думать, что эти интуиции Гегеля отражают лишь некую пустую игру противоположных сознаний четвертой ступени познания, т.е. отражают движение, никак не связанное с самим познанием. Как мне видится, "простое неизменное" выступающее для сознания исследователя "в качестве сущности" исследуемого предмета - это законы восьми материальных природ исследуемого предмета. А выступающее "как несущественное", "сложное переменчивое" - это проявляющиеся для исследователя триады воли восьми материальных природ исследуемого предмета. И задача исследователя на этой четвертой ступени познания найти связь между конкретной и определенной триадой воли как единичности и конкретным законом как определенной неизменности в существовании исследуемого предмета. И, как мне видится, именно это интуитивно ищет и об этом пишет Гегель продолжая свое исследование этой ступени познания: "Но в этом движении сознание испытывает именно выступление единичности на неизменном, а неизменного - на единичности. Для сознания открывается единичность вообще в неизменной сущности, а вместе с тем открывается и его единичность в нем. Ибо истина этого движения есть именно бытие "одним" этого двойного сознания" [5. С. 127].

И Гегель приходит к выводу, что "для сознания имеется налицо три способа, каким единичность связана с неизменным". Как мне видится, три способа, каким определенная триада воли определенной какой-то одной из восьми материальных природ исследуемого предмета связана с определенным законом этой одной из восьми материальных природ. Гегель пишет: "Во-первых, оно само для себя снова выступает как противоположное неизменной сущности, и оно отброшено назад к началу борьбы, которая остается стихией всего отношения". Как мне видится, во-первых, отражаемая сознанием исследователя триада воли одной из восьми материальных природ исследуемого предмета "выступает как противоположное" имеющимся в сознании исследователя представлениям о законах этой одной из восьми материальных природ. А отражаемые сознанием исследователя триады воли его собственных восьми материальных природ "выступают как противоположные" неизвестному закону, т.е. "неизменной сущности", проявляющейся в новых, открываемых свойствах исследуемого предмета. Поэтому как в сознании исследователя, так и в его практической жизни имеется борьба, а

стр. 209

исследователь испытывает различные позитивные и негативные чувства и эмоции. Далее Гегель пишет: "Во-вторых, для него в самом неизменном содержится единичность, так что она есть форма неизменного, в которое тем самым переходит весь способ существования". Как мне видится, во-вторых, для исследователя в самом известном ему или открываемом им законе одной из восьми природ исследуемого предмета "содержится" определенная триада воли, т.е. проявляется определенное свойство, способность, способ существования исследуемого предмета. Далее Гегель пишет: "В-третьих, сознание находит себя само как "это" единичное в неизменном" [5. С. 127]. Другими словами, исследователь обнаруживает в данных своих пяти органов чувств, т.е. в своей памяти, в своем опыте, в своем "внутреннем времени" (И. Кант), в своих собственных свойствах, т.е. в положительных или отрицательных отношениях своих 48 триад воли своих собственных восьми материальных природ к данным своих пяти органов чувств об этих своих восьми материальных природах, ту определенную, конкретную триаду воли, которой отвечает определенный закон одной из восьми материальных природ как его собственных, так и исследуемого предмета. (Т.е. исследователь спонтанно следует идее изоморфизма законов, проявляющихся в развитии субъекта и объекта познания, к каким бы различным областям реальности они не принадлежали. Осознание этого изоморфизма служит основанием для выдвижения единой концепции мира, унификации наук и т.д.)

Так я представляю, исходя из формулы центростремительной математики четвертой ступени познания, развертывание, раскрытие интуиций Гегеля о трех способах, какими для сознания исследователя "единичность связана с неизменным". И это представление дополняет смысл пояснения Гегеля, касающееся его описания этих трех способов. В пояснении Гегель пишет: "Первое неизменное (т.е. неизменное в первом способе. - В. З.) для него (т.е. для сознания исследователя. - В. З.) - только чуждая сущность, осуждающая единичность; в то время как второе(т.е. закон, неизменное во втором способе. - В. З.), подобно ему самому, есть форма единичности (т.е. форма триады воли - В. З.), оно, в-третьих (т.е. неизменное в третьем способе - В. З.), становится духом, испытывает радость нахождения в нем себя самого и начинает сознавать, что его единичность примерена со всеобщим.

То, что здесь выступает как модус и отношение неизменного, оказалось опытом, который раздвоенное самосознание совершает в своем несчастии" [5. С. 127].

стр. 210

Далее Гегель, опять же опираясь на свою великолепную интуицию, пытается более детально и конкретно показать характер и содержание этих замечательным образом подмеченных им трех диалектических способов мышления и веры четвертой ступени познания. Гегель пишет: "Это движение проходит через моменты, сводящиеся к тому, что сперва неизменное противоположено единичному вообще, затем, само будучи единичным, оно противоположено другому единичному и, наконец, составляет с ним "одно"" [5. С. 128]. Сначала представления исследователя о законе противоположны исследуемой им триаде воли, затем известные или открываемые законы противополагаются исследуемой триаде воли и, наконец, некоторый закон составляет с исследуемой триадой воли одно. И для исследователя, находящегося на этой ступени познания, "вообще является событием, что неизменное приобретает форму единичности". Гегель пишет: "Движение, в котором несущественное сознание стремится достигнуть этого бытия "одним", само есть троякое движение, сообразно троякому отношению (т.е. сообразно исследуемому на этой ступени познания закону, "приобретающему форму" триады воли для "несущественного сознания". - В. З.), которое у него будет к своему получившему внешний облик потустороннему (т.е. к закону материальной природы холона - проявлению Трансфинитной Воли, "получившему внешний облик" в проявлениях исследуемой триады воли. - В. З.): во-первых, как чистое сознание,во-вторых, как единичная сущность, которая относится к действительности как вожделение и труд, и, в-третьих, как сознание своего для-себя-бытия" [5. С. 129].

Пытаясь увидеть, как "единичность связана с неизменным" первым способом, т.е. в чистом сознании, Гегель прибегает хотя и к поэтическим, художественным приемам описания происходящего, но, как мне видится, имеющим глубокий смысл. Так, например, он пишет: "Его мышление как благоговение остается диссонирующим перезвоном колоколов или теплыми клубами тумана, музыкальным мышлением, не доходящим до понятия..." [5. С. 130]. Переходя же от языка искусства к языку философии, Гегель продолжает: "Подобно тому, как, с одной стороны, оно, стремясь достигнуть себя в сущности, улавливает только собственную отделенную действительность, так, с другой стороны, оно не может уловить "иное" как единичное или какдействительное. Там, где его ищут, оно не может быть найдено; ибо оно должно быть именно чем-то потусторонним, таким, которое не может быть найдено. Если его ищут как единичное, то оно есть не какая-либо всеобщая, мыслен-

стр. 211

ная единичность, не понятие, а единичное как предмет, или нечто действительное, предмет непосредственное чувственной достоверности, и именно в силу этого лишь такое единичное, которое исчезло" [5. С. 130 - 131].

Здесь, что очевидно, Гегель пытается отразить динамику, диалектику трудностей внутренней и внешней борьбы исследователя, погруженного в противоречия начала или первого этапа четвертой ступени познания. Триады воли восьми материальных природ исследователя и исследуемого, как "предмет непосредственной чувственной достоверности" исследователя, исчезают прежде, чем исследователь успевает их идентифицировать, т.е. снять и обнаружить в их проявлениях некое потустороннее, т.е. закон. Они или же диссонируют в мышлении или же их консонансы, их системы ладов, их музыка не успевает отображаться и схватываться в понятиях.

Во втором способе связи единичного и неизменного "единичная сущность", т.е. закон материальной природы холона, проявляющийся в какой-то триаде воли одной из восьми материальных природ холона, "относится к действительности как вожделение и труд".

На втором этапе четвертой ступени познания, согласно Гегелю, чувство настроенного на исследование человека, "есть чувствование себя, оно почувствовало предмет своего чистого чувствования, и это предмет есть оно само (разрядка моя. - В. З.)... В этом возвращении в себя для нас обнаружилось его второе отношение - отношение вожделения и труда, который путем снятия чужой сущности и пользования ею, а именно в форме самостоятельных вещей, подтверждает сознанию внутреннюю достигнутую им для нас достоверность его самого" [5. С. 131]. Однако, "оно само должно уничтожить в отношении себя это подтверждение, так что оно, конечно, находит в нем подтверждение, но только подтверждение того, что есть оно для себя, т.е. подтверждение своего раздвоения" [5. С. 131 - 132].

Здесь, как мне видится, мы имеем дело опять же с интуиция-ми Гегеля, которые хорошо соотносятся с содержанием формулы: 5/3 х 6/5 = 2/1. Ведь эта формула указывает: 1) и на причину раздвоенности сознания, так как исследователь одновременно чувствует и триаду воли исследуемого предмета и свои шесть триад воли,

2) и на умножение, т.е. снятие "чужой сущности и пользования ею",

3) и на достигнутую настроением исследователя "достоверность его самого". Но надо обратить внимание на "второе отношение", т.е. на то, что второй способ или второй этап четвертой ступени познания

стр. 212

связан с отношением "вожделения и труда" исследователя: "Действительность, на которую направлены вожделение и труд, уже не есть для этого сознания нечто в себе ничтожное,подлежащее с его стороны лишь снятию и поглощению, а есть нечто такое, как оно само, - разорванная действительность, которая ничтожна в себе лишь с одной стороны, а с другой стороны есть также освященный мир; она есть образ неизменного, ибо последнее сохранило единичность в себе, и так как оно, будучи неизменным, есть всеобщее, то его единичность вообще имеет значение всякой действительности" [5. С. 132]. Другими словами, на втором этапе четвертой ступени познания, согласно Гегелю, снятая триада воли исследуемого предмета выступает как образ закона одной из восьми материальных природ исследуемого предмета, который, как и всякий закон, является всеобщим, т.е. является условием существования этой, обнаруженной исследователем, одной из восьми материальных природ любого и всякого холона. Причем, как верно замечает Гегель, если единичное, т.е. проявления триады воли, снять можно, то "образ неизменного" сознание исследоватачя снять не может. "А так как оно все же доходит до уничтожения действительности и до потребления, то совершается для него это по существу благодаря тому, что неизменное само оставляет свой образ и предоставляет его сознанию для потребления" [5. С. 132].

В этом исследовании, как пишет Гегель, "сознанию противостоит пассивная действительность, обе - в соотношении друг с другом, но обе также возвращенные в неизменное и упорствующие в себе. С обеих сторон поэтому друг другу навстречу отделяется только поверхность, которая вступает в игру движения с другой. Одна крайность - действительность - снимается деятельной крайностью; но действительность со своей стороны может быть снята только потому, что ее неизменная сущность сама снимает ее, отталкивается от себя и оставляет отталкиваемое деятельности" [5. С. 132].

Как мне видится, сознанию исследователя противостоят проявления триад воли восьми материальных природ исследуемого предмета и самого исследователя, "игру движения" "поверхностей" которых и сущность происходящего и пытается раскрыть Гегель.

Итак, на втором этапе четвертой ступени познания, согласно Гегелю, "произошла лишь двойная рефлексия в обе крайности, и в результате - повторное расщепление на противоположное сознание неизменного и на сознание противостоящего хотения, совершения, потребления и самого самоотречения, или сознание для-себя-сущей единичности вообще". Наконец, в завершающем, третьем движении

стр. 213

или способе связи единичного и неизменного, самосознание, как точно замечает Гегель, находится "на пути к разуму". На этом этапе, согласно Гегелю, внутренний мир исследователя соотносится "со всеобщей сущностью как ничтожеством". И в этом, как мне видится, трудности четвертой ступени познания. Ведь здесь познаются законы восьми материальных природ холонов, проявляющихся как воля этих материальных природ. И для их познания исследователь должен быть подобен исследуемому предмету. И для исполнения этой роли как бы надеть на себя маску ложного эго, ахамкары, майи. А после окончания этого исследования он должен не забыть снять с себя эту маску и снова заявить о себе как о разумном существе, ценящем всеобщую сущность. Поэтому, как мне видится, Гегель и говорит про внутренний мир человека, доминируемого Реагирующей Самостью: "Себя как "это" действительное единичное сознание сознает в животных функциях. Последние составляют... предмет серьезных усилий и становятся прямо-таки самым важным делом... мы видим только некую ограниченную собой и своим мелким действованием, себя самое высиживающую, столь же несчастную, сколь скудную личность. Но и с тем и с другим - с чувством его несчастия и со скудостью его действования - точно так же связывается сознание его единства с неизменным" [5. С. 134 - 135].

Причину такого животного поведения или скудного действования несчастного сознания или самочувствия, понимания, какое свойственно скудной личности, какие имеются у человека, находящегося на этом этапе и ступени познания, Гегель видит в том, что: "Опосредованное соотношение составляет сущность негативного движения, в котором это сознание направляется против своей единичности... Через посредство этого среднего термина крайний термин - неизменное сознание - существует для несущественного сознания, в котором в то же время заключается и то, что оно точно так же существует для названного крайнего термина только через посредство этого среднего термина ... Этот средний термин сам есть сознательная сущность, ибо он есть действование, которое опосредует сознание как таковое... Итак, в этом среднем термине сознание освобождается от действования и потребления как своего действования и потребления; оно отталкивает от себя как от для-себя - сущей крайности сущность своей воли и сваливает на средний термин или на слугу самобытность и свободу решения, а тем самым и винусвоего действования. Этот посредник, как находящийся в непосредственном отношении с неизменной

стр. 214

сущностью, служит своим советом в вопросах правды. Поступок, поскольку он есть исполнение чужого решения, со стороны действования или воли перестает быть собственным поступком. Но на долю несущественного сознания остается еще предметная сторона поступка, а именно плод его труда и потребление. Их, стало быть, оно точно так же отталкивает от себя и отказывается как от своей воли, так и от своей действительности, содержащейся в труде и потреблении... оно поистине и полностью отнимает у себя сознание внутренней и внешней свободы, [сознание] действительности как своего для-себя-бытия; оно уверено, что оно поистине отреклось от своего "я" и превратило свое непосредственное самосознание в некоторую вещь, в предметное бытие" [5. С. 135 - 136].

Цитата довольно длинная, но здесь, в конце нашего совместного с Гегелем исследования "самосознания", находящегося на четвертой ступени познания, как мне видится, интересна каждая мысль Гегеля и хочется ничего не упустить в его характеристике сущности исследуемых нами функции, бытия и воли Специалиста. Итак, в игре познания, во внутреннем мире Специалиста участвую три игрока: 1) неизменное сознание; 2) посредник или слуга; 3) несущественное сознание. И надо эти три термина определить точнее, яснее, конкретнее, чем у Гегеля, чтобы это исследование имело смысл, чтобы нам не остаться все в том же тумане гегелевской интуиции.

Мне представляется, что то, что Гегель называет "неизменным сознанием", это хозяин восьми материальных природ, высшая энергия, сознание Бога в холонах, нравственное мышление, трансцендентальное живое существо как часть Бога и т.п., т.е. это сознание законов и сущности исследуемого предмета. То, что Гегель называет "несущественным сознанием" исследователя, это его сознание проявлений триад воли восьми материальных природ исследуемого предмета. Поэтому на его долю, несмотря на власть посредника, "остается еще предметная сторона поступка, а именно плод его труда и потребление". И, наконец, играющий в этом спектакле главную скрипку посредник - это доминирующая на четвертой ступени познания Реагирующая Самость, т.е. интровертный чувственный психологический тип. И основной стихией этого психологического типа, как я утверждаю, является вода, т.е. электромагнитное взаимодействие, платоново тело - икосаэдр. И в связи со сказанным, интересно отметить, что согласно Библии вода была для Бога важнейшим элементом в первые дни творения Космоса, а на пятый день творения вода, по воле Бога, даже была

стр. 215

самостоятельным творцом. "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую" [Быт. 1, 20]. И вода, видимо, произвела существа подобные своей природе - пресмыкающихся, т.е. слуг, посредников между неизменным сознанием и несущественным сознанием.

Современная наука открыла много нового и необычного в природе воды. Ее огромную, поразительную память, способность менять структуру под влиянием человеческих эмоций, выраженных в слове, в рисунке, под влиянием музыки. Вода есть во всех частях человеческого организма. Без нее трудно предположить само существование живого и т.д. Так что, как мне видится, нет ничего странного в том, что Гегель считает, что "этот средний термин сам есть сознательная сущность". И что он "самобытен", т.е. имеет свободу принимать решения и т.д.

И вода, видимо, единственная стихия природы, наиболее подходящая для роли посредника между неизменным сознанием и несущественным сознанием. Так как из всех стихий природы только она, видимо, может уподобляться всем другим стихиям природы и находится в определенных отношениях с Богом: 1) в состоянии льда вода уподобляется твердому состоянию - стихии земли; 2) в состоянии пара вода уподобляется газообразному состоянию - стихии воздуха; 3) в состоянии горения (вода, как известно, горит) вода уподобляется стихии огня; 4) вода уподобляется даже состоянию эфира, т.е. биополю или чакрам холонов, например, в состоянии водяного вихря, называемого смерчем; 5) и, видимо, в состоянии святой воды вода уподобляется состоянию неизменного сознания (и поэтому для осуществления христианского таинства второго рождения крещение надо осуществлять святой водой и Святым Духом). Поэтому вода и должна играть роль главного инструмента познания на четвертой ступени познания, где познаются восемь низших энергий, так как подобное познается подобным. Но управлять этим "слугой и посредником" от Бога назначено нравственному сознанию, т.е. "неизменному сознанию".

Вода, освященная в церкви, становится святой, Богу угодной, лечебной. Вода бывает живая и мертвая. Она может погубить и вылечить, передать "неизменному сознанию" как правдивую, так и ложную информацию о состоянии "несущественного сознания". Вода, как посредник, может иметь собственный корыстолюбивый интерес во всех его формах. Вода может переоценивать или недооценивать свою роль, свое значение как посредника. И такую ошибочную самооценку мы часто наблюдаем в деятельности так

стр. 216

называемых слуг народа - чиновников и политиков, а также, конечно, в жизни всех остальных представителей службы сервиса - работников банков и торговли, работников энергосетей и водоканалов, гостиниц и туристических фирм, парикмахерских и кафе и т.д. и т.п. И в этой сфере услуг, или доминирования стихии воды, как говорится, "рука руку моет" - "вода" нижняя может договариваться с "водой" верхней, "вода" левая может договариваться с "водой" правой, "вода" передовая может договариваться с "водой" отстающей, смешиваясь в единую "мутную воду" общества и поэтому коррупция может быть одной из привычных нормальных форм договора "воды" с "водою". А ущерб от этих договоров терпит все общество в целом, так как "неизменное сознание" общества получает ложную информацию от посредника, познание истины прекращается и общество превращается в общество рабов. Соответственно, народ по этим причинам болеет и вымирает, падает материальное производство и обороноспособность страны, об инновационной экономике не может быть и речи и т.д. и т.п.

Решение проблем четвертой ступени познания Гегель видит в обращении к разумному мышлению. Говоря об этом прозрении "слуги", об этом обращении посредника к доводам разума, Гегель пишет: "До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира (der Welt) или своей собственной действительности, которые выступают для него как негативное его сущности. Но в качестве разума, уверенное в самом себе, оно успокоилось в отношении их и может переносить их, ибо оно удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно... до этого оно не понимает мира, оно вожделеет и обрабатывает его, уходит из него внутрь себя и искореняет его для себя и себя само в качестве сознания - и в качестве сознания мира как сущности, и в качестве сознания его ничтожности. Только тут ... оно открывает мир как свой новый действительный мир, в постоянстве которого оно заинтересовано, как прежде было заинтересовано только в его исчезновении; ибо устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием" [5. С. 138 - 139].

И, как видим, показанные Гегелем ступени развития Реагирующей Самости очень похожи на исторические метаморфозы функционирования, бытия и волеизъявления "слуг народа" новой, постсоветской России. Если в первые, ельцинские, годы новой России они спасали и сохраняли сами себя для самих себя за счет

стр. 217

остального народа России и всего мира, то в последние годы они открыли мир "как свой новый действительный мир, в постоянстве которого они заинтересованы".

И действительно, как я установил в исследовании кругов и квадратов человеческого сознания, по Тоту, связь практического, т.е. мужского сознания интровертного чувственного психологического типа с теоретическим, т.е. женским сознанием экстравертного мыслительного психологического типа (а в формуле этого последнего типа присутствует число 9), позволяет установить гармонию, близкую к золотому сечению в бесконечном количестве измерений. Но прежде, чем мы обратимся к исследованию этого замечательного сочетания и пересечения сознаний и, соответственно, к формуле пятой ступени познания, нам надо закончить экспликацию формулы четвертой ступени познания и прояснить характер фундаментальной триады опыта Специалиста.

О восьми низших энергиях холонов, а так же о системах пентады и триады, понятия которых входят в формулу четвертой ступени познания, мною было уже сказано многое в предыдущих публикациях [б, 7]. Поэтому, для раскрытия содержания этой формулы, нам в основном осталось исследовать работу воли восьми материальных природ холонов, отображаемой в системе категорий гексады, а также понять, каким образом гексада делится триадой на две части, образуя противоположности этой ступени познания, и как эти противоположности снимаются в смене положительных и отрицательных результатов познания. Эту задачу я постараюсь решить далее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 1. М., 2006.

2. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 2. М., 2006.

3. Беннетт Дж. Г. Драматическая Вселенная. Т. 3. Книга IV: Систематика человеческого опыта. М., 2007.

4. БИБЛИЯ. М., 1993.

5. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории. М., 2007.

6. Заволотный В. Г. Сущность золотого сечения. Прояснение и сравнение понятий субстанции пространства, времени и отношений // Философские исследования. 2008. N 3 - 4.

7. Заволотный В. Г. Сущность золотого сечения. Фундаментальные триады опыта. Часть первая. Иждивенцы и Кандидаты. Часть вторая. Производители // Философские исследования. 2009. N 1 - 2.

8. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

стр. 218

9. Кришна / Сост. В. В. Юрчук. Мн., 2004.

10. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.

11. Платон. Три начала человеческой души // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2009.

12. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЩНОСТЬ-ЗОЛОТОГО-СЕЧЕНИЯ-ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ-ТРИАДЫ-ОПЫТА-ЧАСТЬ-ТРЕТЬЯ-СПЕЦИАЛИСТЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Г. Заволотный, СУЩНОСТЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРИАДЫ ОПЫТА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СПЕЦИАЛИСТЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЩНОСТЬ-ЗОЛОТОГО-СЕЧЕНИЯ-ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ-ТРИАДЫ-ОПЫТА-ЧАСТЬ-ТРЕТЬЯ-СПЕЦИАЛИСТЫ (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Г. Заволотный:

В. Г. Заволотный → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
966 views rating
14.09.2015 (2042 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СУЩНОСТЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРИАДЫ ОПЫТА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СПЕЦИАЛИСТЫ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones