Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-6710

Share with friends in SM

Скифо-тюркские (казахские)

параллели.

 

 

Эсен уулу Кылыч.

Историк, тюрколог.

         Занимаясь изучением истории и культуры азиатских скифов я обнаружил наличие скифских компонентов в составе казахских жузов. Впервые я об этом написал в 1993 году в своей небольшой монографии, которая была опубликована Академией наук  Кыргызской Республики, Институтом истории.

В данной статье речь пойдет в основном о скифо-казахских параллелях, но поскольку скифские параллели  существуют и в отношении других тюркских племен средневековья, я решил объединить имеющиеся материалы  в одну статью.

 Я уже опубликовал в интернете две статьи: 1) Древние тюрки и Скифский мир (введение в изучение проблемы); 2) Горноалтайские скифы-юеджи. Данная статья идет в русле предыдущих, и  с ними связана. Что бы понять ее, читателю необходимо сначало ознакомиться с двумя предыдущими, так как что бы лишний раз не повторяться я не стал использовать материалы из предыдущих статей.

 

      В сер. I тыс. до н. э. в восточной части скифо-сакской ойкумены существовал крупный племенной союз азиатских скифов, известный как-юеджийский. Во главе этих племен стояли представители Пазырыкской культуры, которые были расселены на Алтае, в Семиречье, Туве и восточном Казахстане.

      По мнению Ю.А.Зуева, в юеди китайских источников следует видеть передачу этнонима ас.  Асы упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 2) в форме асии, в числе наиболее известных племен, вышедших из-за Яксарта (Сыр-Дарьи) и «отнявших у эллинов Бактриану». Азы упоминаются в тюркских рунических надписях, в памятнике в честь Тоньюкука, как тюркские племена, которые обитали к югу от Западных Саян.

На наш взгляд, элемент ас(аз) содержится в названии хорошо известных в Средние века западно-тюркских племен-тюргешей. Так, тюргеш (тюркеш) или тюргис можно этимологизировать как тюрк и ас (аз), т.е. тюрк-ас(аз), тюркас, тюрказ и т.д.  У Гардизи (XI в.) и в Худуд аль аалам (X в.) есть сведения о том, что тюргеши впоследствии распались на тухси и аз.  В составе так называемых черневых татар имеется племя, именуемое тиргеш. Среди теленгутов и ачкештимов имеется род торт ас (четыре аза).  Род аз был у узбеков, у кундровских татар на Волге. Среди хотанских родов упоминается род под названием яс, явно связанный с древними азами.

По другой гипотезе, транскрипция юеши передает «народное название куш».  В куш можно видеть спирантную форму этнонима ас (его вариантов – ус, уш), т.е. (х) ус((х)уш), хус(хуш), кус(куш) и т.д.

Любопытно, что если юечжи были действительно кушами, то это бы служило в пользу гипотезы С.И.Руденко, полагавшего, что племена Алтая могли быть известны древним китайцам как юечжи (юеши, юеди). Дело в том, что гипотеза «юечжи = «стерегущие золото грифы»» может быть подкреплена этимологией названия куш, что с древнетюркского должно означать, в широком смысле этого слова – крупную птицу, обычно из числа хищных, может быть и даже грифа.

У казахов Малого жуза есть род маскар, который состоит из нескольких отделений, одно из которых именуется масак, которое очень похоже на первую часть названия - массагет, т.е. массаг. Массагеты, как известно  были  одним из крупных племенных союзов к востоку от Каспия, в восточном Приаралье с прилегающими к нему территориями Южного Казахстана.

Также, следует отметить, что в Средние века один из карлукских родов на Тянь-Шане именовался -мачак или мажак.  В Накширустемской надгробной надписи царя Дария Гистаспа, в перечне областей покоренных древними персами «за границами Персии», упоминаются некие кассаки(косаки), вслед за понтийцами.  Косак, возможно  являлось спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, хасак, касак, косак и т.д. Полагают,  что коссаки обитали где-то к востоку от Каспия.

У Страбона (География. VII, 3) упоминаются некие языги, как одно из крупных сарматских племен, жившее первоначально у берегов Черного и Азовского морей. Языги считаются скифским племенем, вошедшим в состав савроматского племенного союза.  Языг, несомненно является  этнонимом  азык. У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки) упоминается Сигал, «где столица саков».  В «Сигал» можно видеть сочетание этнонима сак и тюркского слова эль, т.е. сак – эл, сакел, сагал, сигал и т.д., в значении «народ саков». У Страбона упоминаются некие зиги среди племен, обитавших между «Гирканским морем и Понтом до Кавказа, иберов и албанов.... Очевидно, зиг являлось усеченной формой этнонима азык (азиг), аналогично асык-сак. Зиги отсутствуют у авторов до Страбона, но упоминаются у Дионисия Периегета и у других поздних авторов, «что однако, вряд ли позволяет отрицать их генетическую связь с язигами...».

 Асыки упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 8) в форме апасиаки,  которое  представляет собой стяжение двух: аб(об) – иранское «вода, река» и этнонима асык (или сак), т.е. аб(об) – асык (сак), абасык, абасик , апасиак и т.д.  Апасиаки упоминаются у Плиния (Всеобщая История. X, 48) между Оксом (Аму-Дарья) и Танаидом (Сыр-Дарья).  У него же в другой работе (Естественная История. III, 42) они присутствуют в форме пэзики,  а в главе VI (19) 17 той же работы в форме псак, которые упоминаются им в числе знаменитых «скифских» племен.

Пазики упоминаются и у Птолемея (География. IV, 12) «близ Оксийских гор». У того же автора (География. VI, 5) говорится об Авзакийских горах (очевидно, азыкских), западная часть которых располагалась в Южной части «Скифии», которая находилась «за Имаем» .  Азыки являлись одним из западно-тюркских племен и упоминаются у китайцев в форме асиги.  Азыки сохранились в виде родоплеменных подразделений у казахов, кыргызов, алтайцев.  В Семиречье, восточнее Алма-Аты, в местечке Иссык, как известно, было обнаружено богатое захоронение сакского времени. Не исключено, что топоним Иссык восходит к этническому названию асык, т.е. является его дивергентной формой. У казахов в Малом жузе существует род исык (вероятно, асык). Изых-Тах – так называется местность (по имени горы), расположенная в Южной Сибири, в Минусинской котловине. Древнетюркские рунические надписи сообщают о войне тюрков с народом изгиль, которая была в 715 году.  На наш взгляд, этноним изгиль произошел от- азык и тюркского- эль, т.е. азык – эль, азык эль, азгиль, изгиль и т.д., в значении «народ азыков».

По-видимому, проблему происхождения этнонима казак следует связывать со спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, (х) асак, хасак, касак, казак и т.д. Так, например, монголы казахов называют хасык.  По мнению Г.Н.Потанина, свидетельством того, что «кость подобного наименования (т.е. хасык)  существовала некогда в Монголии и жила далеко на востоке, может служить название горной группы Хасыкту-Хаирхан, лежащей на восточном Алтае, в меридиане Улясутая; на карте Клаппорта эти горы названы Казакту-Ола. Хасыкту- или Асыкту-Хаирхан, как иногда произносят местные монголы, находящийся в Хошуне Джасакту-Хана, и виден из ханской ставки».

Этнонимическая форма, близкая к «казак», встречается в Накширустемской надписи царя Дария Гистаспа в форме «коссак» или «косак», как название одной из областей, покоренных Дарием за границами Персии, примерно к востоку от Каспия.

У Арриана (Анабасис Александра. VII, 10) в числе племен «смиренных» Александром Македонским  упоминаются уксии.  У Плиния (VI, 48) они упоминаются как аугасии. То же самое мы встречаем у Стефана Византийского.  Укс и Аугас очень напоминает  тюркский этноним –«огуз».  Возможно, что древние огузы упоминаются в китайских источниках как Уге, которые в эпоху Хань обитали к востоку от цзянькуней (кыргызов) и к северо-востоку от усуней.

В тюркское время огузами называли себя как западные, так и восточные тюркские племена. По китайским источникам, западные тюрки состояли из десяти, а восточные – из девяти (т.е. токуз огуз). К этому времени огуз кроме этнического  употреблялось и в других значениях.

 Одними из древнейших скифских племен I тыс. до н.э. являются асаны и усуни. Усуни хорошо известны по древнекитайским текстам эпохи Хань. Асаны упоминаются в числе древних кочевых племен вторгшихся из-за Яксарта (Сыр-Дарья) во II веке до н.э. в Согдиану и Бактрию. У Страбона они фигурируют в форме пасианы, а у Помпея Трога – асианы.  Страбоновское пасиан, очевидно, происходит от аб(об) – иранское «вода, река» и тюркского асан, т.е. аб-асан, абасан, (а)басан, пасиан и т.д., в значении «водные, речные асаны».

Как известно, у Страбона и у других поздних авторов многие факты восходят к VI-V вв. до н.э., поскольку они пользовались трудами древних авторов.  В своей Географии (XI, 8,4) Страбон сообщает, что «скифы владели Бактрией и покорили лучшую землю в Армении, которой дали название Саксаны». Название это, очевидно происходит от племени сакасанов, упоминание о которых мы встречаем у Арриана. Племя сакасанов называет и Плиний, «наименование которому соответствует Сакасана у Страбона».

Сакасан античных авторов, скорее всего  представляет собой стяжение двух этнонимов – сак и асан. В XII и XIII вв. на север от Каспийского моря «вероятнее всего, на Волге» упоминается город и страна Саксин (или Сохсин). У казахов Кичи жуза (Малой орды) есть род дюрт-кара, которое состоит из четырех отделов, один из них турум, часть которых именуется саксан. У Птолемея (География. IV, 12) сообщается о неких оксианах, у реки Окса, которые располагались рядом с хоразмиями. В оксиан Птолемея можно видеть наличие тюркского ок (ук) и этнонима асан, т.е. ок(ук)-асан, окасан, оксан, оксиан и т.д. Или же, оксиан могло произойти от укус (окс) – этнонима, с древнетюркским аффиксом собирательности-множественности – н или н диалекта, что могло иметь значение «оксы (угузы, окусы)».

 В «Истории Старших Хань» («Цянь Хань Шу») сообщается о владении Хюсюнь, рядом с Гуанюду, которые находились на северо-западе от Кашгара. В «Хюсюнь» можно видеть спирантную форму этнонима асан или усун. Асанов или усуней можно видеть в упоминаемых в китайских источниках племен хосинь (в рассказе о событиях, относящихся к 641 году н.э., где они названы вместе с ге-гу (кыргызами) и чумугунь).

Согласно сообщениям китайских источников, «предками туцзюе (тюрков) были смешанные ху (варвары) Пинляна. Их родовое имя было ашина». На наш взгляд, в китайском ашина можно видеть передачу этнонима асан или его дивергентной формы. Уже установлено, что китайская транскрипция данного слова близка к «его возможному произношению в древнетюркском языке». В III поколении «Младшей орды» («Кичи жуза» у казахов), которая именуется Баулы, есть род иссен-темир.  В рукописном архиве Географического общества, в «Расписании» делений Меньшей Орды Казанцева 1856 года говорится, что род Чумекей или Чумань, «кочевки которого показаны у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье», состоял из пяти частей, одна из которых именовалась асан.

 Рычков, деливший кыпчаков Средней казахской Орды «на пять колен», называет среди них узюнь (очевидно, усунь). Род черкес (у других авторов серкеш) в Малой казахской орде имеет отделение кусун, в котором можно видеть спирантную форму этнонима усун (т.е. (х)усун, хусун, кусун). В Букеевской (или внутренней казахской) Орде есть род исен-темир. В исен можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. В Малом казахском  Жузе в роде тана также есть отделение асан. В том же Малом Жузе в роде Чумекей или Чумань, кочевавшего у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье, есть поколение бузгуль, в котором имеется отделение исан.

В исан можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. Другое отделение рода бирюч (бершь, берчь) именуется исянгуль, часть которого «усян и асан». По «Расписанию» Казанцева род чекты или чикли в Кичи Жузе (у казахов) делится на три отделения: один из них джинкалыч, часть которого именуется асан, а в отделении урус есть подразделение кыргыз, которое делится на таны, истяк и барак. У второго (истяк) есть отделение асан, аусан, (возможно, асан и усун). В упомянутом роде тана было «отделение асан». И наконец, Уйсун – так именуется Старший Жуз (Старшая Орда) у казахов, название которого связано с именем одного из древнейших скифских племен Азиатской Скифии – усунями (асанами). В составе Аксуйской волости Чимкентского уезда отмечалось наличие рода Сары-Уйсун («Желтый усун»).  

Среди хотонов упоминается род хасн, очевидно, представляющий собой спирантную форму этнонима асан, т.е. (х) асан, хасан, хасн. Следует также отметить о топониме Зайсан, или Жайсан, и гидрониме с одноименным названием, расположенных в Восточном Казахстане. На наш взгляд, название Жайсан могло произойти от древнетюркского жай, в значении «место, земля» и т.д., и этнонима асан или слова, в значении «азы», т.е. жай-асан, жайсан, жайсан, что могло иметь значение «земля азов (или асанов)».

 У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и Ибн Халдуна, среди кыпчакских племен упоминается «род джузнан (джерсан)».  Может, джерсан – синоним джайсана, или же он (т.е. джерсан) мог произойти от джер – «земля (место, область и т.д.)», и этнонима асан в значении «азы», что могло иметь значение – «земля (область и т.д) азов или асанов».

В скифскую  эпоху в ряде районов Центральной Азии и Южной Сибири имели место «белокурые» тюркоязычные племена. Они  и их потомки имели свои этнические названия на = сары(сарыг). Одними из таких групп населения Семиречья, а может и более восточных районов могли быть сары-усуни, которые, очевидно  упоминаются Птолемеем как серские исседоны. Они, согласно этим сведениям, обитали в Восточном Туркестане, может быть и в районах бассейна Тарима и прилегающих к ней областях.

Наиболее раннее упоминание серов в античной литературе относится к рубежу III и II вв. до н.э. в связи с сообщением о том, что Греко-Бактрийский царь Ефтидем около 200 г. до н.э. якобы расширил свои владения на востоке «до владений фаунов и серов». Впоследствии, когда установилась торговля шелком по великому караванному пути, название серы применялось к поставщикам шелка в бассейне Тарима. Примерно в этих же районах могла находиться упоминаемая у Птолемея Серика, которая  очевидно, ни что иное, как древнетюркское сары, сарыг («желтый, рыжий» и.т.д.).

Согласно Ю.А.Зуеву, упоминаемые в «Ши-Цзи» Синь-ли  тождественны сирам древнетюркских руник. В 650 году Утукенская чернь, находящаяся в восточном Хангае, была переименована в область Синь-ли.

У казахов Старшего Жуза, именующегося Уйсун, существует поколение сары-уйсун («желтые, рыжие и т.д. усуни»), которые считают себя остатками большого и сильного народа.

Дивергентной формой этнонима аз был термин-ат.

У Птолемея (География. IV, 12) мы встречаем племена ятии, которые располагались в «северном отрезке Яксарта (Сыр-Дарьи)», и в которых можно видеть атов. У Геродота «История», III, 89-94) упоминаются утии, входившие в четырнадцатый округ персидской державы. В утии можно видеть дивергентную форму этнонима ат. У Плиния (Естественная История. VI, 19, 17) в числе «знаменитейших  из  скифов»,  живущих за Яксартом (Сыр-Дарья)  упоминаются этаи (очевидно, аты), эвхаты.  В эвхат можно видеть дериват спирантной формы этнонима ат.

Наличие ат  имеет место в упоминаемых у Страбона (География. XI, 8, 8) аттасиях, входивших в состав саков-массагетов. Аттасии, очевидно состоит из ат – этнонима или слова и ас – этнонима, т.е. ат-ас, атас, аттасии и т.д. В древнетюркских рунических надписях есть сообщение о племени  эдиз,  название которого несомненно связано  с древними скифскими племенами-атас, т.е. являлось его дивергентной формой. Пережиток этнонима ат можно видеть в лице туркмен ата.

По сообщению «Истории северных дворов», «владетельный Дом Еда (эфталитов) происходит с одного рода с Большим Юечжи». Наиболее раннее упоминание эфталитов встречается у армянского автора V в. н.э. Лазаря Парбского. В разных источниках эфталиты упоминаются по-разному. Наиболее близки действительности, очевидно, формы атал и хетал. Атал, на наш взгляд, происходит от ат – этнонима (или слова) и древнетюркского слова эль (в значении «народ, племя», «некая этническая общность»), т.е. ат-эл, ател, атал, и т.д. Что же касается хетал, то нетрудно в ней узнать спирантную форму этнонима атал, т.е. (х)атал, хатал, хетал.

Возможно, что эфталиты (атал, хетал) до своего возвышения составляли вместе с хуннами объединение племен, известное в источниках как хионит, поскольку в хионит можно видеть сочетание хунн – этнонима и ат, т.е. хунн-ат, хуннат, хионат, хионит, в значении «хунно-аты».

По-видимому, эфталиты упоминаются еще у Птолемея, который сообщает, что «ниже Касии (Кашгара-ред.) живут хайты – скифы». Хайт, очевидно спирантная форма этнонима ат. Очевидно, вполне возможно сопоставление С.П.Толстовым туркменского племени абдал с названием племени эфталитов. Однако, в абдал можно видеть наличие аб (об) – иранское «вода, река» и атал – этнического названия, т.е. аб-атал, аб(а)тал, абтал, абдал («водные, речные аталы»).

По сведениям Потанина, «нынешние восточные киреи, обитающие в бассейне Черного Иртыша», что относятся к казахам Средней Орды (Орта Жуз)  «состоят из двух отделов: абак или ашемайли-кирей и кара-кирей». В Абак-кирей имеется род ители. В ители можно видеть пережиток этнонима атал.

У Плиния, передававшего сведения Демодама (полководца Антиоха и Селевка), совершившего поход (около 300 г. до н.э.) за Яксарт (Сыр-Дарью), упоминаются (в числе «наиболее значительных скифских  племен) есседоны, в которых не трудно узнать  асатанов (осотон и т.д.).  У Плиния (Естественная История. VI, 16 (18), 46) рядом с моками упоминаются батены, которое вполне возможно  происходит от аб(об) – иранское «вода, река» и тюркского атан, т.е. аб-атан, абатан, (а) батан, батен.

Любопытно, ведь в Малой Орде у казахов есть род дюрт кара, состоящий из четырех отделений, одно из которых именуется аппак. Часть его носит название батан. Плиний, в другом месте, в числе «знаменитейших из скифов», живущих «по ту сторону Яксарта» (Сыр-Дарья), упоминает гистов (по другому чтению – истов), эдонов, котнеров, наряду с саками, массагетами, эсседонами, аримаспами, этаями и др. Гист, очевидно спирантная форма этнонима асат, т.е. (х) асат, хасат, хаст, гаст, гист. В эдонах нетрудно узнать атанов. Этаи, возможно  было дивергентной формой этнонима или слова ат. В Средней Орде у казахов байджигитов, «занимающее вместе с тoртоулами восточный Тарбагатай», есть род Джумук. В Джумуке была ветвь исты,  очевидно  имеющая  связь с древними истами-асат.

У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и ибн Халдуна, среди приводимых ими названий одиннадцати кыпчакских родов, упоминается иета (по ибн Халдуну-сета). В иета можно видеть дериват этнонима или слова- ат, а в сета – усеченную форму этнонима асат, т.е. (а) сат, сат, сета. У этих же авторов один из кыпчакских родов именуется котан.  В котан можно видеть спирантную форму этнонима атан, т.е. (х) атан, хатан, котан. По В.В.Радлову, племя кыпчак Средней Орды (Орта жуз) у казахов имеет род тана-буга. Не исключено, что-тана является усеченной формой этнонима атан. Род тана есть также в Букеевской (или Внутренней) Орде у казахов.

О наличии среди юечжей рода атан и о возможной связи происхождения гидронима хотан и названия города, расположенного в южной части пустыни Такламакан у реки Каракаш, мы уже говорили в своих предыдущих статьях. В Кичи Жузе (Малой Орде у казахов), как уже отмечалось, в роде чекты или чикли, в отделении урус, есть род киргис, который состоит из трех частей, одна за которых носит название тана, в котором можно видеть усеченную форму этнонима атан.

Дешифровка названия одного из династийных родов восточно-тюркского каганата, известного в китайских источниках как-ашидэ, показало, что оно является китайской передачей этнонима оссет, вернее здесь следует видеть этноним-асат. В «Цзы-чжи Тунцзянь» под 679 годом говорится, что «а-ши-дэ суть название племени».

 О монголоидной примеси у различных групп азиатских скифов мы уже писали в предыдущих статьях. Монголоидный тип описывает Геродот в отношении аргиппеев, скифском племени,  которое по его описанию обитало или в предгорьях Урала или Алтая.

Геродот сообщает, что «вплоть до области этих скифов вся упомянутая страна представляет собой равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения, плосконосы и с широкими подбородками (т.е. монголоидные-Э.у.К.).

Далее он сообщает, что « говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами….Величиной это дерево почти со смоковницу,  плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Свежий плод выжимают через ткань и из него вытекает темный сок под названием –асхи». С.Я.Лурье слово асхи(ачи) связывает с древнетюркским –ачу(ачуг) –«горький» и указывает, что например, у башкир  до сих пор существует такое блюдо, под названием «ахша». По сообщению Геродота сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки.

Далее, Геродот сообщает, что «каждый живет под деревом. На зиму дерево каждый раз покрывают плотным войлоком, а летом оставляют без покрышки». По-видимому, здесь имеется ввиду юрта. Под деревом следует видеть каркас юрты, который сверху как известно покрывался плотным войлоком. В летнюю пору из-за духоты верх юрты открывался, а в зимнюю плотно закрывался. Далее Геродот сообщает, что «страны до этих лысых людей и народы, живущие по ту сторону их хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы….Скифы же, когда приходят к  аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках». На наш взгляд, в аргиппай античных авторов можно видеть искаженную передачу древнетюркского-аргын, в значении «смесь»(смешанный народ).

Можно полагать, что аргиппеи представлял собой некую смешанную общность людей, состоявшую из представителей разных этнических групп населения. «Скифы же, когда приходят к  аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках». Следует отметить, что территория, где обитали аргиппеи не была холмистой, а была ровной и и каменистой, что исключает положение о приемлемости происхождения античного –аргиппай  от финикийского- арр-гиппаи-в значении «холмистая страна».

Как известно у тюркских кочевников широко распространен их традиционный напиток-буза. Он приготовляется из зерен пшеницы, ячменя, кукурузы,  который  сначало  смачивается в воде и обернув в материю ( или ложат в мешочек из материи), кладут под кошму ( или  куда-либо еще) на несколько дней, пока эти зерна не разбухнут и не разложатся. Эта масса называется-шак, которое по своему звучанию в общем-то близко к Геродотовскому -асхи. Скорее всего шак и асхи  один и тот же термин т.е (а)схи, с(а)х, шак.

Затем этот шак смешивают в воде (куда добавляют чего-либо) и затем выжимают через ткань, и получают напиток, который горький, т.е.-ачу(ачуг). Это слово тоже близко к Геродотовскому-асхи. Оставшаяся после выжимания масса называется –топ. Этот топ является кислым и из него в прошлом могли печь  лепешки.

Геродот называет аргиппев еще лысыми. «Как передают, все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения». Аргиппеев можно связывать с племенами тохаров. Может быть эти группы населения были как-то взаимосвязаны.

У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки, 8-19) упоминается город Корок, следующий перед Сакастаной скифов-саков. В корок можно видеть спирантную форму этнонима-арик(арык). У Плиния, передававшего сведения Демодама(полководца Антиоха и Селевка), около 300 г. до н.э. совершившего поход за Яксарт(Сыр-дарью), в числе наиболее значительных скифских племен упоминаются ариаки, в которых не трудно узнать-арыков.

В средние века ариками называлось одно из токуз-огузских племен. В Монголии, между  Гельбын-Ола и Цолбын-Ола протекает река Дзабхын и находится озеро-Арик-нур.

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак есть подразделение-арук,  у племени джалаир есть подразделение-арык-тыным.

У Птолемея (География, VI, II) упоминаются некие-комы, которые жили где-то в северной части Окса. Ком это ни что, иное,  как древнетюркское-куб(куба)-«желтый, светлый, рыжий, белокурый». Этот термин должен быть тесно связан с племенами кыпчаков, кимаков. Камы встречаются также у Плиния (Естественная история,VI,(19), 17). Они упоминаются вместе с камаками в перечне «знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта». Камаки - это ни что иное, как  кимаки, о которых мы знаем из средневековых источников. Как видим кимаки принадлежали к числу «знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта».

Этимология этнонимов кимак и кыпчак скорее всего тесно связана. Так, по моему мнению,  термин кимак состоит из куб(кува) и термина-ок(ук)-стрела, мужское потомство.

Этимология этнонима кыпчак(кыбчак) мне представляется  следующим образом: куб(кув)-и тюркское слово-жак ( сторона). Кыпчаками могли называть племена, которые жили  там, где  жили племена комов (куба, кува).

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак имеется подразделение-куба. В другом месте у Плиния мы встречаем упоминание команов. Но ведь команы считаются родственными племенам кимаков, кыпчаков. Этимология команов на мой взгляд следующая: куб(кув) и древнетюркский аффикс собирательности- множественности-н или –н диалекта, т.е. кув(куб)-н, куб-н, кобан, коман. Следует полагать, что команы это те же комы, о которых упоминает Птолемей.

Как известно, в средние века в Европе кыпчакские племена называли команами. 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Скифо-тюркские-казахские-параллели

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

кылыч эсен уулуContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/hagyas

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог., Скифо-тюркские (казахские) параллели. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Скифо-тюркские-казахские-параллели (date of access: 07.12.2019).

Publication author(s) - Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог.:

Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
кылыч эсен уулу
Бишкек, Kyrgyzstan
1321 views rating
14.08.2015 (1576 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Жизнь на Землю пришла из Вселенной: часть Целым жива, мир сей — Всем. Племя первое нашей Земли — Скифы, люди с Луны; их язык, корневой земным — лунная молвь, сердце речи людской.
Catalog: Философия 
1381 days ago · From Олег Ермаков
Жизнь на Землю пришла из Вселенной: часть Целым жива, мир сей — Всем. Племя первое нашей Земли — Скифы, люди с Луны; их язык, корневой земным — лунная молвь, сердце речи людской.
1511 days ago · From Олег Ермаков
Статья посвящена этнической принадлежности, культуре и ранней этнической истории горноалтайских скифов.
Catalog: История 
1584 days ago · From кылыч эсен уулу

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Скифо-тюркские (казахские) параллели.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones