Libmonster ID: RU-17737

Славянский мир в глазах России. Динамика восприятия и отражения в художественном творчестве, документальной и научной литературе / Отв. ред. Л. Н. Будагова. Серия "Slavica et Rossica". М., 2011. 446 с.

Что первично: история или литература в формировании "образов" страны? Это немного напоминает мне детскую загадку: кто сильнее - кит или слон? Для жителей самих славянских стран литература будет на первом месте в формировании самосознания, именно она с присущим ей эмоциональным восприятием жизни будет легче и эффективнее содействовать утверждению "своего" национального и наднационального "я". Например: я поляк, но я и европеец, можно и наоборот. Превалировать будет здесь принадлежность к Европе, которая постепенно станет снова строить или уже строит новый мировой порядок. Россия для них "лишнее звено", неудобное напоминание многим о своем славянстве, об истории, в которой имя России связано с получением свободы из ее "кровавых рук", как выразился однажды известный украинский историк на конференции в Софии. Но, тем не менее, их литература, их "повесть о времени и пространстве" неотделима от России, ее литературы и истории. Вторжение в эту область опасно и заманчиво уже потому, что не допускает категорических ответов подобно живой жизни, вечно изменчивой и всегда субъективной.

И все же отечественные исследователи на протяжении веков ставят вопросы и освещают ситуации, связанные с восприятием славянского мира, где "Запад" и "Восток" живут "своими героями", питаются родными мифами, пытаются настоящее кормить "героическим прошлым", а "неприятное минувшее" убрать со страниц истории, которая, бывает, "ляпнет" нечто "несообразное" политическому моменту.

Сборник статей подтверждает непреходящий интерес к теме чужого ли, родного ли, но связанного историей, литературой, культурой, эмоциями славянского мира со своим "образом жизни", я бы даже сказал точнее - "образом мысли".

Для стандартно-традиционной рецензии необходимо сказать следующее:

1) сборник включает статьи, в основном охватывающие XIX-XX вв. жизни южных и западных славян в русском отражении - Болгария, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Чехия, приведу для знакомства только некоторые работы - В. А. Хорев "О мифологии восприятия Польши в России", Ю. В. Богданов "Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. в художественной публицистике России (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин)". Тут же и работы, связанные с открытием "славянского Зазеркалья", например: Л. К. Гаврюшина "Образ души в славянской традиции в исследовании

стр. 108

Ф. Д. Батюшкова", М. Г. Литаврина "Прощание славянки (актрисы Художественного театра: воспоминания о гастролях в славянских странах)", Н. В. Шведова "Славянские страницы журнала "Меценат и мир"";

2) исследования разобраны и собраны "под флагом" "Запада" и "Востока", точнее, четырех, весьма разнообразных по своему содержанию, историко-литературных или литературно-исторических "картин" славянской жизни в русском зеркале. Это: "Мифы и реалии польско-русских отношений", "Восприятие болгар и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.", "Образ жизни славян в свидетельствах очевидцев", "Освоение Россией художественных ценностей славян";

3) представляется закономерным, что именно четвертая "картина" о "проникновении" славянских литератур в Россию - от дореволюционной до постсоветской, от единичных изданий до массовых тиражей -завершает незавершенный процесс взаимоцветения наших стран.

Переходя к представлению, но не к "анатомированию" "мифов и реалий польско-русских отношений", следует подчеркнуть, что именно эта первая "картина" наиболее органична по своему содержанию. Причина здесь может быть названа только одна: ничто так не волновало "русское общество", как "проклятый" польский вопрос и его производные - от семьи и брака до высокой политики и терроризма, от присяги служения России до клятвы верности независимой Речи Посполитой. Авторы этой "картины" В. А. Хорев "О мифологии восприятия Польши в России", А. В. Липатов "Культуры Руси, России, Украины и Белоруссии в их отношениях с Польшей: от Средневековья до начала XVIII в. (опыт цивилизационно-регионального рассмотрения)", В. В. Мочалова "Польский вопрос как славянский и европейский: русский взгляд (1863 - 1916)". Уже сами заголовки исследований заставляют самым внимательным образом прочитать тексты на одну из самых спекулятивных тем в русской истории и литературе. Практически, по польскому вопросу, хотя темой как таковой он никогда не был, выступали все самые значимые фигуры русской культуры, кумиры общественной мысли, прежде всего XIX в. Достаточно вспомнить "полячишек" Федора Достоевского или Тараса Бульбу пера бессмертного Николая Васильевича Гоголя. Кстати, отмечу, что это произведение только совсем недавно было переведено на польский язык. Сюда же добавлю и знаменитого Романа Дмовского, видевшего в Царстве Польском самодержавной России бастион против угрозы германизма.

Здесь нарисовано обширное полотно русской и польской мысли, вбирающее в себя размышления и утверждения таких ее столпов, как Карамзин и Пушкин, Киреевский и Бродский, Тютчев и Бердяев. Многоцветье сюжетов, особенно в статье А. В. Липатова, позволяет, прежде всего, увидеть в исторической перспективе отечественную мысль, но все же не это главное -вся ценность текста в том, что он заставляет думать, искать "свою" Польшу, "свою" Россию, "свой" славянский мир.

Если говорить о том, что было "пропущено", то было бы интересно проследить отношение русских к ссыльным полякам, успешно осваивавших Сибирь в XIX в. Но, к сожалению, эта проблема еще не стала, по-видимому, предметом изучения отечественных историков. Все это лишний раз подтверждает, что истории нет конца. И даже "недостаток" может обернуться достоинством. Все впереди.

Вторая "картина" - "Восприятие болгар и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг." достаточно традиционна для истории и литературы страны, положившей на алтарь победы неисчислимые жертвы для освобождения своих "братушек" от турецкого ига. В нее включены статьи: М. Г. Смольяниновой "Юрий Венелин и Болгария", И. И. Калиганова "Болгары глазами русских в XIX столетии (национальный характер и взаимовосприятие)", В. Н. Федотовой "Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. в живописи, графике и воспоминаниях русских художников", а также указанная выше статья Ю. В. Богданова, памяти которого посвящена вся книга. Уже исходя из названий статей, можно заметить, что общий заголовок не слишком удачен, соединяя в себе "восприятие" и "войну". Хотя это может быть и придирка с моей стороны.

"Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь" - действительно, все мы имеем представление в большей или меньшей степени о вышеназванных сюжетах, особенно о войне за свободу болгар. В такой непростой ситуации авторская задача сводилась, как сейчас говорят, к "новизне", "комплексности" и "актуальности". Последний "штамп" возражений не вызывает. С "комплексностью" тоже все в порядке. С "новизной" сложнее, о чем свидетельствует количество отсылок.

стр. 109

Все же, смею утверждать, что "новизна" заключается не только в количестве ссылок на архивные данные, которые всем давным-давно известны - есть такой "фокус" в исторических сочинениях, - сколько в самом процессе приращения исторического знания, его расширения, в ломке традиционных установок, в привлечении "искусства кисти и пера", в показе не рекламной картинки, но и неприятной правды. Именно такая "новизна" присуща названным статьям, особенно обширной работе И. И. Калиганова. Только есть опасность, что, увлекшись "горькой правдой", мы можем оставить за бортом сам подвиг России.

Итак, просмотрены первые две "картины": "Запад" - Польша, "Восток" - Болгария.

Третья "картина" - "Образ жизни славян в свидетельствах очевидцев" весьма пестра. Здесь представлены студии: Л. П. Лаптевой "Профессор Юрьевского университета Е. В. Петухов (1863 - 1948) и его сведения о современных ему славянах", А. Л. Шемякина "Относительность самооценок: сербский крестьянин глазами русских путешественников", Е. П. Серапионовой "Чешская деревня глазами русских в первой трети XX в.", М. Г. Литавриной со статьей, упоминавшейся выше.

До чего все же "глазасты" эти русские, можно подумать! Но все же именно их субъективные свидетельства от ученых до актрис позволяют представить сам процесс исторического познания страны, народа, "игры жизни", вплоть до театральных впечатлений о славянском зрителе, ценителях русского искусства.

Вставленное в заглавие слово "очевидец" мне решительно не нравится. Лучше было бы поставить безвременное слово - "современник". Но сами тексты добротны, интересны и даже увлекательны. Собственно говоря, сам ряд таких имен, известных историкам, как Е. В. Петухов, П. А. Ровинский, Л. Д. Троцкий, Т. Н. Трубецкой, Н. В. Максимов, В. П. Мещерский, А. Н. Хвостов, А. В. Амфитеатров, Н. Р. Овсяный, В. А. Бобринский, Г. В. Комаров, а для любителей сцены - М. Н. Германова, О. В. Гзовская, их мнений, суждений, фраз -от простых, "что видел, то и говорю", до сложных, "что видел, о том и пишу, размышляя". Так как это, слава Богу, не обзор, я не буду здесь "переписывать" авторов. Скажу только, что присутствующая здесь эмигрантская тема в студиях М. Г. Литавриной и Е. П. Серапионовой значительно усложняет и обогащает и наше представление о славянах, и сам процесс познания разнообразной деятельности самих русских, попавших после 1917 г. на чужбину, даже если она и славянская.

Четвертая "картина" под названием "Освоение Россией художественных ценностей славян" самая обширная - 14 текстов. Веря, что сами названия уже несут в себе ключевую информацию, перечислю авторов и их статьи: А. Г. Машкова ""Всеславянская" идея Яна Коллара и Людовита Штура и ее рецепция российскими славистами XIX в.", С. А. Шерлаимова "Петр Хельчицкий и Лев Толстой", Л. К. Гаврюшина с вышеуказанным исследованием, Л. Н. Будагова "Динамика восприятия и освоения чешской поэзии в России. XIX XX вв.", С. В. Никольский "Чешская художественная литература в России после Второй мировой войны", М. Ю. Досталь, статья которой "Метаморфозы в интерпретации творчества Адама Мицкевича в советском литературоведении (1939 - 1949)" "пережила" ее автора, покинувшего этот мир в прошлом году, РФ. Доронина "Литературоведческая сербистика в Москве после 1945 г.", Н. Н. Пономарева "Болгарская драматургия в советском театре", Л. Ф. Широкова "Словацкие пьесы на русской сцене", И. А. Герчикова "Чешская драматургия на русской сцене", А. С. Стыкалин "Драматургия П. Когоута: взгляд из отдела культуры ЦК КПСС (1961г.)", Ю. А. Созина, Т. И. Чепелевская "Словенская культура в современной России. 1990 - 2000-е годы", Н. В. Шведова, статья которой указана выше. Заключает книгу текст Л. Н. Будаговой "Памяти Юрия Васильевича Богданова".

В такой ситуации останавливаться на одном или нескольких текстах будет нечестно, останавливаться на каждом - изменять авторам первых трех "картин".

Поэтому я полагаю необходимым высказать самые общие соображения "по поводу" и без оного. Итак: исследование "художественных ценностей" мира славянской мысли идет в общем потоке времени, независимо от цвета флага. И нынешнее состояние науки в этой сфере внушает определенные надежды на ее развитие, на дальнейшее изучение процессов в славянском мире, состояние которого весьма тревожно.

В завершении скажу, что мне очень понравились студии, в которых счастливо сочетаются ум, владение пером, умение находить новое и радовать им своих коллег

стр. 110

и, конечно, любовь к "своей" литературе/ истории.

Безусловно, надо отметить одну "редкость наших дней" - присутствие именного указателя, подготовленного Н. В. Шведовой, столь облегчающего научный поиск "своих" и "чужих" героев.

Обычно, в рецензии полагается обязательно "поправить" некие "положения" автора, "указать" на их ошибочность или спорность, "рекомендовать" обратить внимание - всего этого я делать не хочу уже потому, что я просто читал, получая удовольствие. А разве удовольствие критикуют?! И в завершение моих строк хочу поблагодарить ответственного редактора книги Людмилу Норайровну Будагову, как я понимаю "вдохновителя и организатора" этого удивительно интересного труда, в котором пестрота представленных в нем статей расцвечивает наши представления о славянском море.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Славянский-мир-в-глазах-России-Динамика-восприятия-и-отражения-в-художественном-творчестве-документальной-и-научной-литературе

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. Косик, Славянский мир в глазах России. Динамика восприятия и отражения в художественном творчестве, документальной и научной литературе // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 02.08.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Славянский-мир-в-глазах-России-Динамика-восприятия-и-отражения-в-художественном-творчестве-документальной-и-научной-литературе (date of access: 19.08.2022).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. И. Косик:

В. И. Косик → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
51 views rating
02.08.2022 (17 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
STUDIA BYZANTINO-SLAVICA: ПЕРВЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ЛИТАВРИНА
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
КОНФЕРЕНЦИЯ "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОД И ЕГО РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ"
Yesterday · From Россия Онлайн
J. DORUL'A. Carovny svet a skutocny zivot v slovenskej rozpravke
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ЙОЖЕФ ЭТВЕШ И НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
Yesterday · From Россия Онлайн
Концепция перемещения частиц с высокого энергетического уровня на низкий энергетический уровень предполагает сохранения полной энергии частицей при любых процессах и в любых средах. При этом не происходит расходования внешних энергий. Перемещение происходят под действием энергетических структур ПВСЭ частиц, которые созданы полными энергиями частиц =const и стремятся занять максимально допустимый геометрический объём.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЙОЖЕФА ЭТВЕША И КОНСТИТУЦИОННО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ "ПАРТИИ" ФЕРЕНЦА ДЕАКА, 1860-1868 ГОДЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОБЛЕМА ГОЛОДА 1932-1933 ГОДОВ НА УКРАИНЕ В УКРАИНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИЯХ 1991-2013 ГОДОВ
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
Несколько слов в связи с выходом в свет новой книги о Ф. В. Булгарине
3 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХОЛМСКОЙ ГУБЕРНИИ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
КОНФЕРЕНЦИЯ "РОМАНОВЫ В ДОРОГЕ: ПУТЕШЕСТВИЯ И ПОЕЗДКИ ЧЛЕНОВ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ ПО РОССИИ И ЗА ГРАНИЦУ"
4 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Славянский мир в глазах России. Динамика восприятия и отражения в художественном творчестве, документальной и научной литературе
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2022, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones