Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-16238

Share with friends in SM

В ежегодных отчетах средних учебных заведений Урала нередко встречались отзывы директоров средних школ о низкой культуре уральских учащихся. Недостатки в учебе и воспитании объяснялись окружающей действительностью, той малокультурной средой, в которой находились ученики. Большинство учащихся уральских средних учебных заведений были из семей разночинцев, купцов, крестьян, мещан. Дворянских семей со своими установившимися традициями воспитания на Урале было немного. В этих условиях средняя школа должна была стать своеобразным центром культурной жизни города, взять на себя роль приобщения подрастающего поколения к культурным традициям общества. Повседневная жизнь школы, бытовые условия ее работы должны были способствовать становлению полноценной, всесторонне развитой, приспособленной к жизни того времени личности.

Средние учебные заведения Урала имели как свои собственные помещения, так и наемные. В первом случае это было гораздо удобнее и выгоднее. Здание строилось специально для нужд учебного заведения и рассчитывалось на определенное количество учащихся. За него не надо было вносить арендную плату, что существенно экономило средства учебного заведения, которые можно было направить на другие нужды. Первые средние школы Урала - Пермская, Вятская и Уфимская мужские гимназии - имели свои собственные здания, так как эти средние учебные заведения были преобразованы из главных народных училищ. Пермская губернская гимназия, первое среднее учебное заведение Урала, открытое в 1808 г., помещалось "в том же самом прекрасном здании на углу Сибирской и Петропавловской улиц, которое принадлежало прежде главному народному училищу и которое обращало внимание многих своим куполом"1. Выстроено оно было по проекту губернского архитектора П. Т. Васильева. Верхний этаж занимали классные комнаты, а в нижнем этаже находились квартиры директора и учителей. В угловой части здания помещался актовый зал. Имелся также флигель, где были расположены библиотека, минералогический и физический кабинеты.

В 1842 г. в Перми произошел крупный пожар, которым было уничтожено более половины города, сгорело и здание мужской гимназии. Временное пристанище гимназия нашла в доме училища детей канцелярских служителей, а затем она была переведена в дом Благородного собрания. "Временное


Егорова Мария Васильевна - кандидат исторических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета.

стр. 91

помещение гимназии в доме дворянского собрания было очень неудобно. Сторожа гимназии должны были почти каждый день к вечеру выносить парты, кафедры и доски и очищать комнаты для клубного вечера, а ранним утром снова начинали очищать комнаты от накопившегося вечером сору и устанавливать классные принадлежности"2. Только 20 мая 1847 г. на месте сгоревшего дома была сделана закладка нового здания гимназии. К началу октября 1849 г. строительство было окончено, но лишь к 1853 г. были окончательно устранены все недостатки. Помещение учебного заведения получилось весьма просторным, состояло из двух этажей и могло вместить в себя в три раза больше учащихся, чем было раньше. В 1862 г. был открыт второй корпус гимназии, а в 1896 построен третий корпус, который соединил между собой первые два.

Совсем другую картину представляло собой здание Уфимской гимназии в 1832 году. Условия, в которых занимались гимназисты, были столь плачевны, что учебное начальство дало предписание губернскому архитектору сделать заключение о необходимости ремонта. Неприглядной была и обстановка вокруг самого здания. Необходимо было распланировать свободное место и устроить сад для отдыха учеников3. Только в 1847 г. это учебное заведение получило, наконец, в свое распоряжение добротное, двухэтажное здание, которое было построено на возвышенности недалеко от реки, где был расположен школьный сад. Уже в советский период был надстроен третий этаж.

Новые средние учебные заведения на Урале появляются в 60-е годы XIX века. Создаются не только мужские гимназии, но и женские средние школы. Часть из них получает собственные помещения, часть вынуждена находиться в наемных зданиях, которые приспосабливаются под нужды учебного заведения. В 1860 г. в Перми было открыто Мариинское женское училище 1-го разряда, преобразованное в дальнейшем в Мариинскую женскую гимназию. Здание для этого учебного заведения было пожертвовано пароходчиком Ф. К. Каменским. Это был полукаменный двухэтажный дом. Предварительно в здании был проведен капитальный ремонт с перепланировкой помещений, которые были приспособлены для учебных занятий4.

Несколько помещений пришлось сменить в первые годы своего существования Вятской Мариинской женской гимназии, созданной в 1859 году. Не имея собственного помещения, она первоначально находилась в доме, принадлежавшем Спасскому собору, помещаясь в среднем этаже и мезонине с платою 250 руб. в год. В следующем учебном году это учебное заведение было переведено в дом Репнина с платою 300 руб. в год. Наконец в 1861 г. попечительскому совету удалось приобрести у отставного генерала Андреева для женского училища за 4500 рублей деревянный дом с двумя флигелями. Но прежде чем переехать в собственное здание, пришлось произвести ремонт, который потребовал 1950 рублей. Однако вскоре и это помещение перестало удовлетворять нуждам учебного заведения. Количество учащихся увеличивалось, да и бытовые условия были неудовлетворительными.

В 1867 г. был приобретен более удобный дом, принадлежавший бывшей Вятской удельной конторе. Количество учащихся женской гимназии возрастало год от года, и уже и это здание требовало расширения. В 1875/76 учебном году в большом каменном корпусе, занятого различными службами, были устроены помещения для трех параллельных отделений. В 1888 г. был произведен еще один капитальный ремонт, который значительно изменил внутренний вид и обстановку помещений гимназии. В главном корпусе, а также во флигеле, был настелен новый пол. Вместо обыкновенных печей было устроено воздушное отопление системы Любке с топкою в подвальном этаже и с вентиляцией. Гимнастический зал, который уже не мог вмещать всех учениц, был увеличен за счет прихожей и чулана. У главного здания гимназии было устроено крыльцо с чугунным навесом. К флигелю была пристроена раздевалка для учениц и комната для учителей. На ремонт было истрачено 6516 рублей. Но самый грандиозный ремонт был произведен в 1897 - 1898

стр. 92

годах. Выразился он в переделке прежнего гимназического помещения, значительной пристройке, которая дала гимназии просторный актовый зал и три новых класса, а к 1900 г. была построена и собственная церковь. "Для производства такого капитального ремонта потребовались значительные суммы, каковые были собраны пожертвованиями благодаря попечительнице Е. И. Клингенберг. Собрано было около 43000 рублей пожертвований. Для наблюдения за таким капитальным ремонтом был образован под председательством попечительницы особый строительный комитет; 20 ноября 1899 года гимназия переживала особое торжество, заключение этого ремонта, освещение храма в честь Св. Великомученицы Екатерины"5.

Нелегко приходилось в первые годы существования и Троицкой мужской гимназии. Снятое для этого учебного заведения помещение было крайне неприспособленным и тесным.

Большинство зданий средних учебных заведений Урала было построено гораздо позже. В конце XIX - начале XX в. на Урале появляются новые средние учебные заведения, причем создаются они не только в крупных губернских городах, но и в небольших уездных. Часть этих учебных заведений сразу получает собственные здания благодаря стараниям местного общества, земств и помощи казны, а часть вынуждена располагаться в наемных квартирах. Среди последних были и частные средние учебные заведения, которые тратили крупные суммы денег на наем помещений, хотя очень часто последние не соответствовали требованиям учебных заведений. Нередко руководство школ жаловалось органам местного самоуправления и просило посодействовать в строительстве зданий. Так, Пермская частная женская гимназия М. Н. Зиновьевой за аренду помещений платила ежегодно 5700 рублей. В одном из докладов городской управы от 1913 г. отмечалось, что "уплачивая такую крупную сумму за наем помещения, гимназия далеко не пользовалась теми удобствами, которые свойственны учебным заведениям, поставленным в нормальные квартирные условия"6. Всего в Перми было четыре частных гимназии: женские гимназии Л. В. Барбатенко, А. И. Дрекслер-Голынец, М. Н. Зиновьевой и мужская гимназия О. В. Циммерман. Все они находились в арендованных помещениях, и с увеличением числа учащихся все менее удовлетворяли требованиям, предъявляемым к учебным заведениям. Поэтому в 1913 г. попечительские советы женских гимназий и заведующая хозяйственной частью мужской гимназии О. В. Циммерман обратились в городскую управу с ходатайством об отводе им усадебных мест для постройки зданий7. Понимая, насколько необходимы новые здания частным учебным заведениям, городская управа бесплатно выделила им места под постройку при условии, что строительство будет закончено в три года. Министерство народного просвещения в 1914 г. даже признало возможным отпустить попечительскому совету гимназии А. И. Дрекслер-Голынец на постройку здания 125000 рублей8. Но этим планам не суждено было осуществиться. По условиям военного времени выдача денег и постройка новых зданий частных гимназий была приостановлена. С началом первой мировой войны квартирные условия частных гимназий еще больше ухудшились. В одном из писем в канцелярию попечителя Оренбургского учебного округа председатель педагогического совета частной женской гимназии М. Н. Зиновьевой писал о том, что все помещения учебного заведения были заняты под военный постой, и потому занятия начались с опозданием9.

Более удачно закончилась постройка собственного здания Малмыжского частного мужского учебного заведения 1-го разряда. Город выделил место для строительства здания училища, а общественность и органы местного самоуправления собрали необходимую сумму. Свое здание имело и Боткинское частное учебное заведение 2-го разряда В. Н. Смирнова. Это было новое, специально отстроенное двухэтажное каменное здание стоимостью 18500 рублей. 5000 руб. на его постройку было отпущено уездным и губернским земством, а остальная сумма была собрана за счет пожертвований, платы за обучение и личных средств содержателя.

стр. 93

Хорошие помещения имели Елизаветинская рукодельная школа и Кунгурское техническое училище, созданные на средства купца А. С. Губкина. В общей сложности на их постройку было потрачено около миллиона рублей.

Большинство учебных зданий, построенных на Урале в конце XIX - начале XX в., по своему внешнему виду были похожи: строились из красного кирпича, двух- или трехэтажные. Место, как правило, выбиралось на возвышенности, вокруг здания закладывался сад, где в теплое время года проводились занятия физкультурой, а на переменах можно было погулять и подышать свежим воздухом.

Важную роль в обустройстве учебного заведения играл вместе с попечительным советом и хозяйственный комитет. Только в случае совместных усилий, а также наличия достаточных денежных сумм среднее учебное заведение могло отвечать всем бытовым и гигиеническим требованиям, предъявлявшимся к школам. Но нередко внутренняя обстановка в учебных заведениях была довольно неприглядной. В Сарапульском реальном училище в результате неумелого руководства директора В. П. Позднякова и небрежного отношения хозяйственного комитета к своим обязанностям училище было доведено до плачевного состояния. В 1884 г. попечитель Казанского учебного округа был вынужден назначить нового директора в это реальное училище. Докладывая попечителю округа о состоянии дел в учебном заведении, он отмечал: "Долгов на училище много, а денег налицо мало... Что касается внешней обстановки классных комнат, то она весьма неприглядна"10.

Для ряда средних учебных заведений провинции было нелегким делом достать необходимое учебное оборудование. Мастерские по изготовлению школьного инвентаря работали лишь в губернских городах. Например, такая мастерская была организована Вятским губернским земством, и многие школы Урала именно там заказывали парты, столы, стулья, доски и другой школьный инвентарь. Создававшиеся средние учебные заведения в уездных городах в этом плане испытывали серьезные затруднения. Сложный путь по оборудованию школы пришлось пройти Троицкой мужской гимназии. Оказалось, что в Троицке нет магазина, где можно было бы купить иконы, лампы, подсвечники, письменные принадлежности. Не было надежных мастеров, которым можно было поручить изготовление школьной мебели. В связи с этим хозяйственный комитет гимназии поручил одному из купцов приобрести все необходимое на Ирбитской ярмарке, а изготовление мебели все же пришлось поручить местным столярам.

В 1875 г. был создан Оренбургский учебный округ. В его состав вошли учебные заведения Оренбургской, Пермской и Уфимской губерний. Среди них были Оренбургская, Троицкая, Уральская, Уфимская, Пермская, Екатеринбургская мужские гимназии. Все они помещались в собственных зданиях, причем помещения Оренбургской и Уфимской гимназий признавались учебным начальством удобными и соответствующими своему назначению. Учебный же корпус Пермской гимназии был недостаточно вместительным, а потому приходилось отказывать многим желавшим поступить в среднее учебное заведение. Уральская мужская гимназия находилась в войсковом здании, достаточно вместительном, но зимой холодном и сыром. Екатеринбургской гимназии приходилось делить здание с Горным училищем, что начальством признавалось не вполне уместным. Учащиеся этого училища нередко оказывали не самое лучшее влияние на учеников средней школы. К тому же помещение было недостаточно вместительным. В результате переговоров с Министерством народного просвещения в 1878 г. все здание было передано в ведение Екатеринбургской гимназии. Но несмотря на это, к 1899 г. своему назначению вполне отвечала лишь Пермская гимназия.

Появившиеся в начале XX в. средние учебные заведения также не всегда обладали достаточно приспособленными для учебного процесса зданиями. Ряду учебных заведений приходилось довольствоваться зданиями, которые выделял для них город, и в большинстве случаев эти помещения даже после переделок и ремонта так и не удавалось приспособить под нужды средней

стр. 94

школы. 21 сентября 1908 г. было открыто Нолинское реальное училище (Вятская губерния). Для его размещения отдали верхний этаж дома, который изначально строился для присутственных мест, и даже после переделок далеко не отвечал своему назначению. "Самый существенный недостаток училищного помещения - теснота. Классы малы. Число комнат совершенно не соответствует действительной потребности: нет комнат для физического, химического и естественноисторического кабинетов и для склада разного рода учебных пособий. При училище отсутствуют квартиры для служащих лиц, вследствие чего затрудняется управление учебным заведением. При училище нет никаких служб кроме дровяника, способного вместить сажень 50 дров"11. Члены комитета вынуждены были обратиться к уездному и губернскому земствам, а также городской думе с просьбой о начале строительства специального здания для училища.

В начале XX в. открывались учебные заведения, здания которых соответствовали нормам, предъявлявшимся учебным начальством. Неплохое помещение имело Оренбургское реальное училище. Большим плюсом было то, что по соседству с учебным корпусом не было ни фабрик, ни заводов, загрязняющих воздух, а также и больших зданий, затемняющих окна. Во дворе училища имелся небольшой садик, где помещались сооружения метеорологической станции. Открытое в 1904 г. Слободское реальное училище переехало в свое собственное здание в 1905 г., а в 1908 к нему пристроили двухэтажный дом. Помещение училища было сухое, теплое и светлое. Имелось довольно большое место для сада. В 1914 г. была открыта Вятская 2-я мужская гимназия. Здание для нее было отдано 1-й мужской гимназией.

Самым обустроенным в бытовом плане средним учебным заведением, открытым в начале XX в., было Вятское среднее сельскохозяйственное техническое училище имени императора Александра II. Оно располагалось на открытом, самом высоком месте города, было отделено от городских построек широкой улицей и окружено полями и огородами. Город выделил для училищных построек 5 десятин земли, оцененных в 20000 рублей. Это учебное заведение имело специальные классы для преподавания сельского хозяйства, технологии, физики, химии, рисования и черчения, сельскохозяйственной механики и естествознания. В верхнем этаже имелся просторный зал. Средний этаж почти весь был занят лабораториями и учебными кабинетами. В нижнем этаже помещались классы ремесленной школы, библиотека училища и все административные учреждения. В подвальном помещении находились квартиры низших служащих и столовая для учеников.

Важное значение для успешного функционирования школы имело наличие в учебном заведении хорошей библиотеки. Она была двух видов: фундаментальная и ученическая. Как правило, в фундаментальной библиотеке хранились учебники, методические пособия, научная и классическая литература. Например, к 1 января 1911 г. в фундаментальной библиотеке Слободского реального училища хранился 2021 том. Имелись здесь и ценные издания: А. Э. Брем "Жизнь животных", Гофман "Атлас бабочек", П. П. Гнедич "История искусств", Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон "Энциклопедия слов", А. Н. Бенуа "Русская школа живописи", Сандерс "Словарь", Ж. Э. Реклю "Земля и люди". В большинстве случаев фундаментальной библиотекой пользовались учителя и учащиеся старших классов. Ученическая же библиотека предназначалась для всех учащихся среднего учебного заведения. Кроме книг религиозно-нравственного содержания, в ней, как правило, имелись произведения русских классиков12.

Пополнение библиотек происходило различными способами: пожертвования частных лиц, покупка новинок на суммы, выделявшиеся ежегодно Министерством народного просвещения, либо на деньги, остававшиеся в конце отчетного года, передача органами местного самоуправления принадлежащих им библиотек. В октябре 1907 г. Златоустовское земское собрание рассматривало вопрос о передаче Месягутовской прогимназии центральной библиотеки земских служащих, организованной за счет губернского земства.

стр. 95

Отмечалось, что в этом случае библиотека принесет двойную пользу: она будет служить и уездным читателям из числа служащих земства, и делу народного образования.

Одной из старейших и самой крупной школьной библиотекой являлась библиотека Пермской мужской гимназии. Так как гимназия была преобразована из главного народного училища и продолжала свою работу в том же здании, то и библиотека досталась ей по наследству. Пополнение библиотеки происходило как за счет сумм, выделявшихся министерством, так и путем пожертвований. Директоры гимназий И. Ф. Грацинский, Я. И. Альфионов, Н. А. Бравин, получавшие книги в дар от авторов, обыкновенно передавали эти книги в библиотеку, так же поступали и некоторые учителя. Во время пожара 1842 г. 2/3 библиотеки было уничтожено. В 1843 г. по предложению попечителя Казанского учебного округа ряд учебных заведений пришли на помощь Пермской гимназии и прислали ей вторые экземпляры книг из своих библиотек. Новый директор гимназии Грацинский после пожара ежегодно выделял для приобретения книг несколько сот рублей.

В библиотеке Пермской гимназии имелось немало ценных старинных изданий XVI, XVII, XVIII веков. В 1887 г. в Екатеринбурге состоялась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. Книги, посланные Пермской мужской гимназией, привлекли внимание библиофилов, и библиотека вполне заслуженно получила малую серебряную медаль за коллекцию книг старинной печати.

Особый отдел фундаментальной библиотеки составила библиотека имени Д. Д. Смышляева, образованная в 1876 году. Известный пермский краевед, бывший питомец Пермской гимназии, собрал большую коллекцию сочинений о Пермском крае и Урале вообще и пожертвовал ее учебному заведению.

Имелась в гимназии и ученическая библиотека, но она не была столь обширной, как фундаментальная. Библиотека Пермской мужской гимназии к столетнему юбилею учебного заведения насчитывала около 20 тыс. томов13.

Хорошую библиотеку имела и Вятская мужская гимназия, созданная в 1811 году. В 1835 г. в библиотеке числилось более тысячи русских книг и даже хранились рукописи. Однако сохранность этих уникальных изданий оставляла желать лучшего. Из 560 романов, повестей, комедий, пожертвованных угличским библиофилом Д. Моховым в 20-х годах XIX в. гимназии, в каталог были внесены лишь 200 наименований. И все же гимназическая библиотека регулярно пополнялась новыми изданиями. Ежегодно в фонд библиотеки поступало 60 названий, включая и периодические издания. В пополнении гимназической библиотеки участвовал и Казанский университет, бесплатно присылавший книги. К столетнему юбилею гимназии ее библиотека насчитывала более 8 тыс. томов14.

Интересно происходило формирование библиотеки Екатеринбургской мужской гимназии. Первоначально учебным начальством было предложено на выделенные для этой цели деньги выписать из Санкт-Петербурга у книгопродавца Серно-Соловьевича необходимые издания, что и было сделано. Но руководству гимназии не терпелось поскорее создать библиотеку, отвечавшую требованиям учебного процесса. Было решено "воспользоваться представившимся случаем приобретения частных собраний книг от чиновника Ландзена, почетного гражданина Сигова, вольноотпущенного Наумова и у некоторых других частных лиц. Купленные таким образом книги ученого и литературного содержания, в хорошем выборе и большею частью хорошо сохранившиеся, в приличных переплетах, обошлись много дешевле книго-продавческих цен, - некоторые на 20%, другие на 30 и даже на 40%. Особенно полезным приобретением для гимназии послужила библиотека г. Сигова, состоящая из книг научного и беллетристического содержания, очень тщательно подобранных и почти совсем не потерпевших от употребления. За нее заплачено 1200 рублей"15. В дальнейшем ежегодно приобреталось по нескольку сотен книг, а также периодических изданий для фундаментальной и ученической библиотек гимназии.

стр. 96

Начало фундаментальной и ученической библиотекам Елабужского реального училища было положено пожертвованием Елабужского протоиерея о. В. Шутова. В дальнейшем на расширение библиотеки этого училища тратились весьма солидные суммы, в некоторые годы, доходившие до двух и более тысяч рублей. В фундаментальную и ученическую библиотеки кроме книг выписывались и периодические издания, такие как: "Вера и Разум", "Правительственный Вестник" и др.16.

Довольно быстро пополнялась библиотека Троицкой мужской гимназии. В 1882 г. в библиотеке числился 2371 том, а в 1898 г. - уже 7888 томов, почти столько же, сколько было собрано за целое столетие в Вятской мужской гимназии. В 1889 г. библиотека значительно пополнилась вследствие перевода в нее библиотеки упраздненной Мензелинской прогимназии. В общей сложности поступило 104 названия в 180 томах на сумму 473 руб. 56 копеек17.

Составить хорошую библиотеку в среднем учебном заведении было лишь половиной дела. Важно было, чтобы она действительно работала и приносила пользу. Для успешного функционирования библиотеки требовались обширные, хорошо обустроенные помещения. Но большинство средних учебных заведений страдали из-за тесноты, и библиотеки ютились в небольших кабинетах. В плачевном состоянии находилась в 1884 г. ученическая библиотека Сарапульского реального училища. Существовала она только номинально и книги из нее не выдавались. Текущие журналы и газеты, выписывавшиеся на средства училища, валялись в беспорядке и частью были растеряны. В тяжелом положении находилась и библиотека Уфимской мужской гимназии. Из-за тесноты помещения ученики, приходившие за книгами в библиотеку, вынуждены были ожидать своей очереди на улице. Коридор и лестница, которые вели к библиотеке, были очень узкими и холодными18. Такая ситуация была одной из причин того, что количество учеников, пользовавшихся библиотекой, сокращалось.

Успешное функционирование средней школы зависело и от наличия в ней специализированных кабинетов, лабораторий и собрания учебных пособий.

В средних учебных заведениях в конце XIX - начале XX в. работали следующие специализированные кабинеты: физический, химический, естественно-исторический, рисовальный. В тех школах, где не было возможности создать отдельные кабинеты, имелись коллекции учебных предметов по различным наукам. Богатейшие коллекции были в средних технических училищах. В Вятском среднем сельскохозяйственном техническом училище были кабинеты: физический, химический, естественно-исторический, сельскохозяйственный, кабинет образцов технических производств. Кроме того, здесь было неплохое собрание различных учебных пособий, среди которых были геодезические инструменты, коллекция сельскохозяйственных машин и орудий, часть из которых были пожертвованы машиностроительными фирмами. Имелись в этом училище и специальные лаборатории: общего анализа, агрономического анализа и технических производств. Это были самые дорогие учреждения учебного заведения. Они занимали 9 отдельных комнат среднего этажа главного здания, не считая кладовых для материалов19. И все же большинство средних учебных заведений Урала испытывали затруднения с обустройством и размещением учебно-вспомогательных учреждений.

При некоторых реальных училищах Урала имелись метеорологические станции. Одни были созданы еще до возникновения училища и передавались ему по наследству. Так было с метеорологической станцией Оренбургского реального училища, которое получило ее от учительского института. Другие создавались специально. В 1883 г. было положено начало метеорологическим наблюдениям при Елабужском реальном училище. В первые годы наблюдения проводились домашним образом, результаты наблюдений никуда не отсылались и нигде не публиковались. Но уже в 1885 г. Казанское

стр. 97

общество естествоиспытателей и главная физическая обсерватория выразили желание получить результаты этих наблюдений. С 1886 г. наблюдения стали проводиться регулярно и по правилам учителем физики Н. А. Михайловым и одним из учеников старшего класса. При этом за свою работу они получали и денежное вознаграждение. Результаты отправлялись в главную физическую обсерваторию телеграфным путем. С 1886 г. регулярные наблюдения велись и метеорологической станцией Оренбургского реального училища. Все наблюдения аккуратно записывались в журнал, и результаты отсылались в главную физическую обсерваторию в Петербург20.

В конце XIX - начале XX в. в средних учебных заведениях начинают уделять все больше внимания физическому развитию детей. Гимнастика становится обязательным предметом в средних школах. Но и здесь теснота помещений, переполненность ряда учебных заведений не позволяли организовать преподавание этого предмета.

В Уфимской мужской гимназии гимнастический зал вообще отсутствовал. Для его оборудования по общим подсчетам требовалось около 900 рублей. В средних учебных заведениях были введены уроки фехтования, и для них необходимо было специальное оборудование. Уделялось внимание и развитию речного, лыжного и конькобежного спорта. Кроме того, на занятиях физкультурой проводились и подвижные игры: футбол, серсо, теннис, крокет, для которых также необходимо было приобрести нужный инвентарь21.

Хотя на Урале и имелись средние учебные заведения, удовлетворявшие бытовым и гигиеническим требованиям, предъявлявшимся к школам, все же бытовые условия большинства учебных заведений оставляли желать лучшего. Самой большой проблемой средних школ была теснота помещений. Министерство народного просвещения устанавливало четкие гигиенические требования по количеству воздуха, света и площади на одного ученика. Как правило, эти требования редко выполнялись. Каждое учебное заведение должно было иметь собственное помещение и лучше, если оно строилось специально для нужд школы. Но и это условие выполнялось не всегда. Нередко школам приходилось размещаться в зданиях, которые передавал им город. Даже после переделок эти помещения редко отвечали требованиям учебного заведения. Были случаи, когда здание школы находилось в таком состоянии, что грозило разрушиться. Не всегда приглядной была и внутренняя обстановка в школе. Теснота помещений учебных заведений, их необустроенность не позволяли хорошо разместить специализированные кабинеты, библиотеки, лаборатории, что не самым лучшим образом отражалось на учебе. Поддержание в должном порядке зданий учебных заведений требовало огромных усилий и солидных денег, в последнем, как правило, школы были весьма ограничены. Казенных денег часто не хватало, благотворительные же средства были непостоянными и достаточно скромными. Проблемы в бытовом плане, теснота помещений являлись одной из причин того, что множество детей школьного возраста оставалось за стенами средних учебных заведений.


Примечания

1. ЗВЕРЕВ А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. Пермь. 1908, с. 29 - 30.

2. Там же, с. 39.

3. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), ф. И-110, оп. 1, д. 86.

4. СПЕШИЛОВА Е. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723 - 1917. Пермь. 1999, с. 405.

5. Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет ее существования (с 1859 - 1909 г.). Вятка. 1910, с. 35, 106 - 112, 121 - 122.

6. Государственный архив Пермской области (ГАПО), ф. 35, оп. 1, д. 233, л. 5.

7. Там же, д. 251, л. 41.

стр. 98


8. РЕМЕЗОВСКАЯ Т. Б. Частные учебные заведения. Труды ГАПО (N 1). Пермь. 1998, с. 163.

9. Краеведческий музей Пермской области. Папка "Гимназия М. Н. Зиновьевой". НВ 3814/ 36 - 10.

10. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф. 92, оп. 1, д. 15874, л. 1 - 4.

11. Государственный архив Кировской области (ГАКО), ф. 880, оп. 1, д. 12, л. 17.

12. ГАПО, ф. Р-1596, оп. 1, д. 11, л. 2.

13. ЗВЕРЕВ А. В. Ук. соч., с. 107 - 122.

14. ПЕТРЯЕВ Е. Д. Вятские книголюбы. Киров. 1986, с. 38 - 43.

15. ДИОМИДОВ Н. Историческая записка о Екатеринбургской мужской гимназии. Оренбург. 1887, с. 22.

16. ДЕРНОВ П. А. Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет (1878 - 1903). Елабуга. 1903, с. 70 - 72.

17. Двадцатипятилетие Троицкой гимназии (1873 - 1898 гг.). Троицк. 1900, с. 68 - 70.

18. НАРТ, ф. 92, оп. 1, д. 15874, л. 4; ЦГИА РБ, ф. И-119, оп. 1, д. 362, л. 15.

19. Вятское среднее сельско-хозяйственно-техническое училище имени императора Александра II. Краткий исторический очерк за первое десятилетие. 1901 - 1911. Вятка. 1911, с. 9 - 13.

20. ДЕРНОВ П. А. Ук. соч., с. 76 - 77.

21. ЦГИА РБ, ф. И-119, оп. 1, д. 191, л. 24.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Состояние-средних-школ-Урала-в-дореволюционной-России

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. В. Егорова, Состояние средних школ Урала в дореволюционной России // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 13.11.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Состояние-средних-школ-Урала-в-дореволюционной-России (date of access: 04.12.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. В. Егорова:

М. В. Егорова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
93 views rating
13.11.2020 (21 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой. В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.
ОРЕНБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АРА (1921 - 1923 гг.)
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ФОРМИРОВАНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
В данной статье представлена структурная характеристика имиджа учителя, которая проявляется в индивидуально-психологических особенностях. Свое внимание, автор останавливает на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. Самоконтроль и развитие культуры речи, способны обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя и т.п.
В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя. В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
3 days ago · From джан солонар
Кроме того, по мнению некоторых ученых [2] время не есть понятие производное, а поэтому не может быть ни доказано, ни анализируемо. Время есть нечто всецело созданное нашим мышлением. Т. е., согласно этому высказыванию нельзя брать производную времени по координате или по времени.
Catalog: Физика 
3 days ago · From джан солонар
Астрономические объекты такие, как планеты, звёзды, галактики, имеют нейтронные ядра. В процессе своего развития нейтронные ядра распадаются и происходят сложные процессы преобразования нейтронного ядра в протон-электронную плазму или в водород. На поверхности звёзд образуется плазменная «шуба». На астрономических объектах планетарного типа образуются плотные оболочки. Это заложено в цикле расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917-1921 гг.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
Н. Н. Полянский - непременный член Московского губернского присутствия
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·205 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Состояние средних школ Урала в дореволюционной России
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones