Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8603
Author(s) of the publication: Е. В. Зорина

Share with friends in SM

Ремифологические тенденции в российской культуре имеют исторически изменявшуюся на протяжении ХХ в. социальную базу, своего носителя. Распад социального пространства закрепил дистанцию между индивидом и социальными институтами: лакуны, возникшие в результате обрывов социальной коммуникации, были заполнены элементами-посредниками, воспроизводящими ценностно-мировоззренческие установки, свойственные традиционному обществу. Нарушение баланса между рациональными и иррациональными ценностями зафиксировано феноменом "эзотерического дискурса" 1 , локализовавшего некую специфическую область духовной культуры, в которой причудливым образом соединились теологическое и философское, возвышенное и утилитарное, целостное и противоречивое. Теософия, антропософия, "Живая Этика" (Агни Йога) буддистские практики, конфессиональный мистицизм, паранаука на протяжении ХХ в. укоренялись в российской культуре, воспроизводя традиции культурного "андеграунда", сакрализации печатного слова (текста), "персонажности" духовного водительства, приоритета "живого знания" над силлогизмом. "Ветвление" ("ризомность") эзотерического мифа, высокая степень его концептуальной свободы по сравнению с теологией, полихрония смыслов (инокультурные и эндогенные) в сочетании с культурно-историческим фоном их формирования и легитимации массовым сознанием обусловили социальный запрос на девиантные формы организации духовной среды. Успех эзотерического знания у определенных социальных слоев обусловлен резонансным эффектом антиутилитаризма, нерутинности эзотерических представлений, "теплотой объединяющей тайны" (образ С.С. Аверинцева), способностью, как показывает Л.И. Насонова, мифа в отличие от теоретических форм сознания выступить оптимальным образцом совместного общественного выживания 2 , и в то же время - визионерским характером русского интеллектуала, его ориентацией на идеальные ценности.


1 См.: Гуревич П.С . Возрожден ли мистицизм? М., 1994; Дискурсы эзотерики: философский анализ. М., 2001; Знание за пределами науки. М., 1996; Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999; Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. СПб., 1999 и др.

2 См.: Насонова Л.И . Мифотворчество обыденного сознания // Философские исследования. 1993. N 1. С. 54.

стр. 90


Личностный и социальный уровни (сообщества, движения и т. п.) мифогенерации в исторической ретроспективе России ХХ в. формировались под влиянием коммуникативно-идеологической сферы. Господствующая идеологическая система является тем контекстом, в котором неомифология прошла дореволюционную стадию, советский этап культуры "андеграунда" и стремительно выросла в постсоветском идеологическом вакууме, косвенно подтверждая тем самым устойчивость восприятия массовым сознанием мифократической схемы как идеологемы.

История эзотерических обществ в России начинается с конца ХVIII в., в первую очередь в связи с масонскими ложами. Масоны в России в социальном отношении олицетворяли правящую элиту, поэтому в политическом отношении представляли собой весомую силу и имели возможность концентрировать у власти своих единомышленников и влиять на принятие государственных решений. Но элитарно-политическое положение масонов было кратковременным, так как в идеологическом отношении они противостояли православию и монархизму; угасание этой европейской орденской линии своеобразно выразило культурно-политическую ориентацию на собственную идентичность и способствовало дистанцированию от пути развития западно- европейской цивилизации.

Религиозный Ренессанс начала ХХ в. показал себя не столько религиозным, сколько ренессансом свободомыслия, питаемого идеями обновления, предреволюционными ожиданиями. Действительно, прежде чем совершилась великая для России "красная" революция, возник вольнолюбивый дух этой революции, выразивший императивность социально-экономического и идеологического переустройства общества. Первым вестником просветительско-эзотерических организаций ХХ в. стало Российское теософское общество, созданное в 1908 г., спустя 33 года после Всемирного. В рамках Российского Санкт-Петербургского философско-религиозного общества в 1909 г. целая сессия была посвящена открытой дискуссии с теософами, которых представляли Е. Писарева, А. Каменская и К. Кудрявцев. За диалогом с теософами стояла проблема религиозного синкретизма: теософов обвинили в "умалении роли христианства", необуддизме (иноконфессиональности). После шестидесятилетней паузы Российское Теософское Общество возобновило свою работу и было зарегистрировано 14 марта 1991 г. в качестве республиканской общественной организации, носящей в целом не мистический, а просветительский характер. "Говоря о духовном возрождении отечества, мы ставим своей задачей достижение всеобъемлющего синтеза отечественной духовной культуры... Мы видим своей первой задачей возрождение добрых традиций просвещения, милосердия и братской

стр. 91


общинности" 3 , - написано в Манифесте Российского Теософского Общества. Российское теософское общество ставит перед собой те цели, которые были определены Е.П. Блаватской: братство людей, истинные знания, нравственная жизнь. Коллективистские установки в сочетании с проработкой элементов русского просвещения (исторически оборванного), вера в общественный прогресс, свойственный началу нововременной европейской культуры, - обозначили идеологический синкретизм теософского учения на российской почве.

"Подавляющее большинство членов Российского Теософского общества (в 1908-1914 гг. - Е.З .) принадлежало к мелкопоместному дворянству, среднему слою гражданской службы, к военным лицам свободных профессий, к творческой интеллигенции и другим представителям небольшого, но растущего образованного среднего класса. Теософия привлекала также членов из слоев аристократии... В Российском Теософском Обществе преобладали женщины; по имеющимся данным, мужчины составляли менее трети его членов. Женщины занимали и большинство высших административных должностей. В среде российского образованного слоя, еще очень небольшого накануне первой мировой войны, теософы составляли представительный контингент и в численном, и в материальном отношении" 4 . Преобладание женской части населения в субъекте эзотерической традиции - не случайность; эзотерические общества конца ХХ в. также демонстрируют этот признак. Закономерный характер мистического стимула к миропониманию обусловлен тем, что во второй половине ХIХ в. в культуре утверждалось феминистское движение, отголоском которого стали русские эзотерические кружки. Дополнительным аргументом в пользу закономерного характера феминистских ценностей эзотерической традиции в ХХ в. можно считать концепцию наступления эпохи "матери Мира", "эпохи женщины". Именно эта связь достаточно наглядно иллюстрирует направления модернизации эзотерической традиции, исторически ориентированной (до ХХ в.) на мистика-мужчину, носителя "острия" истины и готового пожертвовать собой во имя этой истины. В возрастном отношении эзотерики, как правило, находились в жизненной фазе "акмэ" или несколько старше (это наиболее социально активная часть эзотерических обществ). Молодежи в эзотерических школах традиционного направления всегда не хватало. В целом эзотерическая традиция, именно традиция, а не "эзотерические перфомансы" конца ХХ в., всегда опиралась на людей с жизненным опытом. Псевдоэзотерические направления, наоборот, - на неустоявшийся разум, молодежный инфантилизм и максимализм.


3 Вестник тософии. 1992. N 1. С. 2-3.

4 Карлсон М . История теософского движения в России. С. 66.

стр. 92


Теософия, а затем и выросшая на ее почве антропософия, оказали значительное влияние на творческую интеллигенцию (М. Волошин, А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, М. Кузмин), увидевшую возможность создания своего художественного мира на основе мистической философии творчества. Первый антропософский кружок в Москве возник примерно в 1910 г. и быстро вырос, создав филиалы в других городах. Спрос на произведения Р. Штайнера, несмотря на войну, был большой. Он определялся убеждением в том, что "отвлеченная философия умерла" (А. Блок, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев), и наступило время "Нового Завета", соединения Софии (древней премудрости) с существом человека. Русских мыслителей и поэтов в антропософии больше всего привлекала идея единства христианства с софийной космологией (или, как выразился Н.А. Богомолов, с "мариологией"). Так, А. Белый в 1921 г. на заседании секции "История духовной культуры" Вольфилы ("Вольная Философская Ассоциация" возглавлялась тогда Белым, антропософом и личным учеником Р. Штейнера) представляет план работы, в котором на равных правах совмещаются христианство, буддизм, иудаизм, теософия, антропософия, толстовство и утверждается что "эзотеризм присущ искусству: под маской (эстетической формой) таится указание на то, что искусство есть один из путей достижения высших целей" 5 . Сознание интеллигенции, воспитанное в парадигме достаточно большой интеллектуальной по сравнению с Западом свободы, демонстрировало отход как от традиционного левого крыла российского общества, так и дореволюционной мифологии 6 начала века: от марксизма оно двинулось в сторону идеализма, синкретичной религиозности.

Эзотерики эпохи становления советского государства - это настоящая "Атлантида". Русский эзотеризм советского периода носил самостоятельный характер и не был связан с западными обществами, чему способствовал запрет на любые формы духовной мысли со стороны власти. В это время эзотерическая литература "издается" "исключительно в рукописном виде, оккультные библиотеки существуют, но только подпольные, тайные" 7 . Для части образованной советской интеллигенции древние орденские учения (тамплиеры, розенкрейцеры) воспринимались как символы внутренней свободы, значимые вехи традиции, "которая не была кодифицирована и потому приобретала характер частного убеждения" 8 .

Розенкрейцерство в России с ХVIII в. существовало под эгидой более крупной эзотерической школы по той причине, что эта чисто евро-


5 Белый А . Пепел. СПб., 1909. С. 8.

6 См.: Могильнер М . Мифология "подпольного человека". М., 1999.

7 Асеев А.М . Оккультное движение в Советской России // Богомолов Н.А. Русская литература. М., 1999. С. 441.

8 Богомолов Н.А . Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М., 1999. С.12- 13.

стр. 93


пейская "орденская" школа всегда была сориентирована не просто на аристократическую элиту, а элиту высшего властного эшелона. Попав на российскую почву, это учение-идеология не могло уже выполнять той социальной функции, которую оно выполняло в европейском. В начале ХХ в. розенкрейцерами стали просвещенные интеллектуалы (а не властная элита), а к его середине в нормативных рамках монополярной идеологии само течение могло существовать только в маргинальной форме, оппозиционной принятому идеологическому стандарту.

Наименее известны среди русских мистиков "мистические анархисты", основой философии которых было гностическое христианство. Эта форма мистицизма в зарубежных странах не получила распространения. В 1920-е годы мистический анархизм существовал среди ученых, вузовских преподавателей, словом, среди творческой интеллигенции. "По-видимому, точных данных о широте движения мы никогда не получим, даже если полностью откроются архивы, так как для конспирации использовались различные наименования движения: Братство Параклета, Орден Духа, Орден Света, Орден Тамплиеров" 9 , - писал В.В. Налимов. Для атеистического, хотя и предельно искреннего и новаторского, духа культуры первых двух десятилетий советской России все эти слова казались буржуазным анахронизмом, несовместимым с самой жизнью. Русский мистический анархизм "должен был углубить христианство, вернувшись к его истокам, освободить его от догматизма, от ветхости отдельных его положений, снять нетерпимость по отношению к другим религиям, а также и к науке, ввести в миропонимание мистичность, утерянную Церковью" 10 . Сами же мистические анархисты чувствовали себя "пневматиками" (гностическое понятие, часто используемое, например, А.А. Солоновичем, мистическим анархистом), духовно одаренными и ответственными перед мирозданием людьми, и в безнадежной ситуации им оставалось только жертвовать собой, как и требует христианство. Аресты прошли массированно в 1930-е годы.

Огромная работа с архивами, и в первую очередь с Центральным архивом ФСБ РФ (бывший архив ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ), проведенная А.Л. Никитиным, В.С. Брачевым, В.В. Налимовым, показала, что имеются не только материалы по тайным обществам России с начала ХХ в, но сами материалы доказывают серьезный интерес к тайным обществам со стороны советской власти: анналы внутренней разведки, как и архивы инквизиторов в Европе, помогают реконструировать интереснейшую картину духовных движений, оппозиционных и церковным, и светским властям в силу их явного свободомыслия. Пристальное внимание власти к идеологическим альтернативам косвенно всегда свидетельствует о реальном влиянии последних на общественное сознание. Не является


9 Налимов В.В . Канатоходец. М., 1994. С. 312.

10 Там же. С. 309.

стр. 94


также секретом и тот факт, что и в ХХI в. происходит финансирование различных проектов службами безопасности, среди которых разрабатываются "контактерские", "психотронные", "психоделические", экстрасенсорные и паранаучные программы.

К концу века в России утвердилась еще одна эзотерическая традиция, связанная с "Живой Этикой" Рерихов. Она представлена многочисленными рериховскими обществами (старейшее - Рижское, крупнейшее - Международный Центр Рерихов), периодическими печатными изданиями, конференциями, сборниками по итогам конференций, книгами последователей и исследователей Рерихов. С.Б. Филатов и Р.Н. Лункин считают, что поскольку советская интеллигенция не питала особых чувств к православной церкви, то ее интерес к учению Рерихов выступил самой "русской" формой эзотерического синкретизма 11 . Этому способствовал тот факт, что книги "Живой Этики" предваряют слова: "В новую Россию Моя первая весть" 12 ; тем самым указывается на ту общность, которой адресован этот текст.

Современным носителем учения "Живой Этики" выступает советская интеллигенция с преимущественно техническим образованием; кроме того, очевиден факт большего участия женского контингента в рериховском движении. Вопрос о том, почему именно люди с техническим образованием оказались наиболее восприимчивыми к эзотеризму "Живой Этики", может быть решен только в контексте более широкой проблемы советской интеллигенции, ее духовного опыта в общественном бытии. Скорее всего, дело в том, что эта интеллигенция и не была "технической", поскольку она, как и все другие страты, воспитывалась на определенном идеологическом базисе, никак не соотносимом с "индустриальным обществом", с "экономическим человеком". Жесткие идеологические советские схемы превратили научные рациональные конструкции в неподвижные схемы, которые воспринимались как мысленное воспроизведение идеальной основы бытия, "реальности". "Наивный" реализм советской интеллигенции выразился в том, что научные понятия, находящиеся на разной степени эвристической зрелости, будучи выведенными за пределы материалистической парадигмы, потеряли ощутимое влияние рациональных факторов. Единственно доступные глубинные основания - рационализм марксистко-ленинской теории, - с легкостью необычайной были сменены на другие основания рационализма, лежащие не в системе логико-теоретической организации знания, а в метафизике, мистическом духовном опыте и более значимых авторитетах. Иными словами, возник новый способ научного смыслополагания, не вытекающий из самой научной теории. Эзотерическая традиция проявила себя таким способом смыслополагания, который опирается на


11 Там же. С. 73.

12 Листы Сада Мории. // Агни-Йога. Самара, 1992. С. 4.

стр. 95


иной фундамент, "на иные основания рациональности, в которых обнаруживается своя априорная очевидность" 13 .

Неомифология советского периода базировалось на "феномене мифократии" 14 , соединения социальной реальности с самодостаточными мифами элементов этой реальности (партии, статуса, праздника), являющейся по сути дела формой контроля за личностью. Общая "мифократическая" атмосфера социального реализма была питательной средой для сохранения мистической мысли в ее функциональной альтернативности: мистицизм был призван сохранить внутреннюю свободу личности от посягательств государства. В отличие от социалистической, либеральная реальность маркирует то обстоятельство, что совпадение мифа и системы окончилось, и, следовательно, эзотерики попадают в новую ситуацию, в которой противоречие с конфессиональным сознанием замещает старое противоречие с мифократией. Но вместо того, чтобы исправлять идеологические деформации сознания, эзотерический миф создает новые, хотя и более свободные конструкции, рассчитанные в первую очередь на массового некритического потребителя. Другими словами, эзотерическая коммуникация опирается не на целерациональные технологии, а на мифогенерацию, как значимую с их точки зрения форму преодоления устаревших предпосылок индивидуальной жизнедеятельности.

Роль интеллигенции в истории России обусловлена природой организации российского общества. Интеллигенция - та социальная группа, которая профессионально осмысляет исторические пути своей нации, разрабатывает перспективы развития 15 . Понятно, что именно интеллигенция по самому своему определению исполняет функцию генератора новых идей. С другой стороны, отмеченная еще Н.А. Бердяевым малая социализованность и высокая "коммюнотарность" 16 русского народа, является качеством интеллигенции в том числе. Нормативно-ценностный комплекс духовной жизни русской интеллигенции был сформирован под влиянием апофатичности православного духовного опыта и его маргинальности в реальной жизни, и поэтому интеллигент оказался неподготовленным к "самодисциплине души для жизни в этом мире". 17 Подобный пробел компенсируется эзотерической традицией. Вместе с тем, важен не только сам факт компенсации, но и его характер: носитель эзотеризма (часть интеллигенции) проявил тенденцию к секу-


13 Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? // Вопросы философии. 1999. N3. С. 188.

14 См.: Эпштейн М.Н . Парадоксы новизны. М., 1989.

15 Шаповалов В.Ф . Россиеведение. М., 2001. С. 419.

16 См.: Бердяев Н.А . Русская идея. // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 268.

17 Перспективы метафизики. СПб., 2001. С. 239.

стр. 96


ляризации традиционно-религиозного мировоззрения, но не отказ от него. Институты эзотеризма не похожи на религиозные: во-первых, они надконфессиональны и не имеют символа веры. Во-вторых, они вторичны по отношению к текстам мировой мистической культуры, и потому не могут быть долговременным явлением. В-третьих, изоляционизм, питаемый эгалитарным псевдоэзотерическим лидерством (негативный аспект) или элитарным, индивидуально-творческим характером мистицизма (традиционнно- позитивный, сохраняющий аспект), постепенно изнутри разрушает эзотеризм. В отличие от личной мифотворческой активности массовый уровень эзотеризма (институализированный) имеет не только мировоззренческий, но и социальный предел: им выступает движение общества к новой культурной парадигме. Как только ее контуры станут более определенными, эзотерические сообщества исчезнут, за исключением тех, которые сумеют средствами своей культурно- просветительской деятельности в нее вписаться.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Социальный-субъект-мифогенерации

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. В. Зорина, Социальный субъект мифогенерации // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Социальный-субъект-мифогенерации (date of access: 21.09.2019).

Publication author(s) - Е. В. Зорина:

Е. В. Зорина → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
929 views rating
09.09.2015 (1473 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Социальный субъект мифогенерации
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones