Libmonster ID: RU-9319
Author(s) of the publication: А. БЕССОЛИЦЫН

А. БЕССОЛИЦЫН, доктор экономических наук, профессор, проректор Московской высшей школы социальных и экономических наук

На протяжении 1890-х годов Россия совершила рывок в экономическом, и прежде всего в индустриальном развитии. Бурный промышленный подъем этого периода явился первым этапом индустриализации страны, характеризовавшимся самыми высокими темпами промышленного роста. По мнению ряда исследователей, промышленный подъем 1890-х годов был следствием того, что к этому времени практически полностью нашли отражение результаты буржуазных реформ 1860 - 1870-х годов. В то же время столь впечатляющие темпы роста стали возможны благодаря политике российского правительства, направленной на превращение России в индустриально развитую державу.

Важнейшей составляющей этой политики была финансовая реформа, поэтапно проводимая С. Витте в 1895 - 1899 гг. и обеспечившая устойчивость национальной валюты вплоть до начала Первой мировой войны. Большое значение имело широкомасштабное железнодорожное строительство, в значительной степени способствовавшее формированию единого национального рынка. Немалую роль сыграло и введение винной монополии, обеспечившей приток огромных поступлений в государственный бюджет, а также привлечение иностранных капиталов в российскую экономику.

Деятельность С. Витте на посту министра финансов (1892 - 1903 гг.), председателя Комитета министров (1903 - 1905 гг.) и председателя Совета министров (1905 - 1906) отражена в большом количестве работ, посвященных личности реформатора. Однако мало изучена такая сторона его деятельности, как создание системы коммерческого образования в России на рубеже XIX - XX вв. Он не скрывал собственных заслуг в развитии этой сферы образования. В частности, в воспоминаниях С. Витте подчеркивал: "В мое управление я значительно расширил в департаменте торговли отдел образования коммерческого и во главе этого дела поставил бывшего члена совета, министра просвещения И. А. Анапуло. Я провел через Государственный Совет положение о коммерческом образовании, благодаря которому последовало значительное расширение сети коммерческих училищ. По этому положению я возбудил инициативу между самими промышленниками и коммерческим людом, дав им значительную инициативу как в учреждении коммерческих школ, так и в их управлении. Вследствие этого они охотно начали давать средства на устройство и поддержание своих коммерческих училищ"1 .


1 Витте С. Воспоминания. Т. 2 (1894 - октябрь 1905). Царствование Николая II. М., 1960. Гл. 36. С. 254 - 255.

стр. 140


При его активном участии в 1894 г. был принят Закон "О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищ Министерству финансов". В соответствии с этим законом министерству была подчинена отрасль специального образования, что способствовало ее бурному развитию. Тем же законодательным актом министру финансов было поручено выработать Положение о коммерческих учебных заведениях для распространения в стране коммерческих знаний.

Необходимость модернизации российского образования

В ходе проведения реформ в 1860 - 1870 гг. в обществе произошла существенная трансформация. Развивалось, хотя и медленно, перераспределение властных полномочий между государством и обществом. Процесс этот еще больше был активизирован ускорением модернизации на рубеже XIX - XX вв. Однако на фоне социального, экономического, культурного и политического развития страны оставались пережитки полукрепостного строя и сословных отношений, что усиливало неравномерность в динамике различных сегментов общества. Правительство было поставлено перед необходимостью поиска новых форм управления страной, чтобы вывести экономику на уровень прогрессивных стран.

Анализируя изменения в социально-классовой структуре населения России на рубеже веков, член Государственного Совета В. Гурко, входивший в правительство С. Витте, в качестве главной причины указал на "невероятно быстрое увеличение численности населения империи при чрезвычайно усложнившихся условиях быта и при все более сказывавшейся по мере роста его культурного уровня разноплеменности, что требовало перестройки всего государственного здания"2 . С. Витте считал, что современное государство не может быть великим, если не будет создана развитая национальная промышленность3 . Понимая, что Россия стоит лишь в начале этого пути, он предложил программу совершенствования промышленности и торговли на основе таможенного протекционизма и поощрения экспорта, широкого железнодорожного строительства, привлечения иностранных капиталов, введения стабильного денежного обращения и создания устойчивой кредитной системы.

Необходимыми условиями успешной реализации данной программы, по мнению С. Витте, являлись вмешательство государства в экономику и поддержка частной инициативы и предприимчивости. В свою очередь это требовало мобилизации всех интеллектуальных, организационных и информационно-пропагандистских ресурсов. Реализация самой программы привела к довольно быстрым изменениям в социально-классовой структуре общества. Это нашло отражение


2 Гурко В. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000. С. 244 - 245.

3 Витте С. Воспоминания, мемуары. Т. 1. М., 2001. С. 698.

стр. 141


в быстром росте городского населения, которое за рассматриваемый период увеличилось более чем в 3 раза. Наибольший его прирост наблюдался в столичных губерниях (65,5%), а в целом доля городского населения России во всем населении к 1914 г. поднялась до 15,3%. Быстрый рост городского населения сопровождался изменением его социальной структуры, в частности увеличением доли лиц, относящихся к капиталистическим классам, до 37,4% населения России4 .

Подобные тенденции явились следствием индустриальных процессов в экономике страны. Рост экономики, в свою очередь, увеличивал спрос на специалистов в области коммерции: бухгалтеров, счетоводов, коммивояжеров, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров, разного рода управляющих, переводчиков, коммерческих корреспондентов, специалистов в области коммерческого права и т. п. Дефицит специалистов такого профиля приобрел особую остроту. Все это ставило новые задачи перед народным образованием, поскольку от степени его распространения напрямую зависело то, как население будет приспосабливаться к новым условиям жизни. Из 126 млн. человек населения России педагогическим трудом в конце XIX в. занимались чуть более 170 тыс. человек, что составляло немногим более 0,1%5 .

Расходы на народное образование хотя и росли, но значительно медленнее, чем бюджеты других ведомств. Так, в 1881 г. вся смета Министерства народного просвещения составляла 17,4 млн. руб., а к 1902 г. она увеличилась до 36,6 млн. руб. За это же время бюджет Министерства путей сообщения вырос с 12,1 млн. руб. до 435,5 млн. руб., или в 36 раз. Пожертвования казны на нужды начального образования составляли не более 0,7% государственных расходов, исчисляемых по смете на 1900 год в размере 1,5 млрд. руб.6

На экономическом развитии страны негативно сказывалась неграмотность населения. К началу XX в. число неграмотных в России составляло 60%. Не хватало не только производственных кадров, но и управленческих, в частности коммерческих. Сложившиеся формы народного образования не позволяли расширить подготовку таких кадров. Поэтому требовалась организация самостоятельной системы коммерческого профессионального образования.

Надо отметить, что в целом профессиональное образование, к которому относилось и коммерческое, по мнению современников С. Витте, находилось в зачаточном состоянии. Это было вызвано недостаточным количеством в начале 1890-х годов профессиональных училищ, а также неопределенностью положения этих училищ: относить ли их к общеобразовательным или к высшим специальным учебным заведениям. Первое коммерческое училище было открыто в Санкт-Петербурге в 1772 г., однако до 1890 г. учебные заведения этого типа не получили сколько-нибудь существенного развития.


4 Погребинская В. Социально-экономические проблемы России второй половины XIX - начала XX века. М., 2005. С. 72 - 74.

5 Там же.

6 Экономическая Россия и ее финансовая политика (на исходе XIX и в начале XX века). М., 1905. С. 236 - 237.

стр. 142


В России было всего восемь коммерческих учебных заведений: Санкт-Петербургское и Московское коммерческие училища ведомства учреждений Императрицы Марии, Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества, Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук в Москве (в ведении Министерства финансов), Одесское коммерческое училище, частные коммерческие училища Видемана и Штюрмера и частные курсы коммерческих наук и коммерческих знаний в Санкт-Петербурге7 .

По данным Вестника Новгородского земства, в Череповце в 1869 г. на средства "Торгового дома бр. Милютиных и Ко " было открыто училище с шестилетним сроком обучения, которое готовило мастеров, машинистов, чертежников. Хотя училище было доступно для всех сословий и в конце XIX в. там обучались дети из многих губерний России, однако специалистов не хватало, и предприятия десятилетиями стояли в очереди за его выпускниками.

Позиция самого С. Витте по поводу необходимости совершенствования образования в России была достаточно четкой и конкретной. "Главный недостаток России, - подчеркивал он, - заключается в отсутствии народного образования - в таком отсутствии, какое не существует ни в одной стране, имеющей хоть какое-нибудь притязание быть цивилизованным государством. Нигде в цивилизованных странах нет такого количества безграмотных, как у нас в России... Всякое образование народа полезно и всякий искренний человек, не преследующий каких-нибудь побочных политических идей, должен сочувствовать всякому образованию"8 . Поэтому вполне логичным было его стремление создать особую комиссию при Департаменте торговли и мануфактур, которая составила бы проект положения об устройстве разнообразных коммерческих училищ. Согласно проекту, Министерство финансов предполагало преимущественное устройство учебных заведений, отвечающих местным торговым и мануфактурным потребностям9 .

Основные принципы организации коммерческого образования

В соответствии с разработанным Министерством финансов Положением "О коммерческих учебных заведениях" (1896 г.) была выстроена довольно четкая структура организации коммерческого образования. Она включала четыре основных типа учебных заведений: коммерческие курсы; торговые школы и классы; средние коммерческие училища; высшие общественные и частные учебные заведения. Положением предусматривалось широкое участие обществ, городов, сословий и земств в распространении коммерческого образования. При учебных заведениях были организованы попечительские советы из представителей тех общественных организаций, которые выделяли средства на их содержание10 .


7 Вессель Н. Наша новая государственная финансовая деятельность (1892 - 1894 гг.). СПб., 1894. С. 179, 188.

8 Витте С. Воспоминания, мемуары. Т. 3. С. 503.

9 Вессель Н. Указ. соч. С. 189.

10 Министерство финансов. Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. Вып. IV. СПб., 1905. С. V - VI.

стр. 143


Общее руководство деятельностью коммерческих учебных заведений осуществлял Совет по учебным делам, созданный при Министерстве финансов, работу которого возглавлял Товарищ министра финансов. На этот Совет было возложено обсуждение форм распространения коммерческих знаний, методов подготовки годовых отчетов учебных заведений, условий привлечения для учебных заведений преподавателей и т. п.11 Ведущая роль отводилась коммерческим училищам. Помимо общих предметов в них преподавали политическую экономию, законоведение, товароведение, коммерческую географию, а также курсы по выбору учеников.

Цели и задачи коммерческих училищ - воспитание предприимчивых, работоспособных, вооруженных практическими знаниями людей, обладающих дисциплинированным умом и твердым характером. Выпускники коммерческих училищ получали аттестаты и удостоверения почетного гражданина.

Во внутренней жизни коммерческие училища пользовались известной независимостью от министерства, осуществлявшего только общий надзор и контроль за их работой. Каждое училище имело особый устав, самостоятельно разрабатывало учебные планы и программы. Директору предоставлялось право подбора педагогического коллектива. В управлении и руководстве им принадлежала вся полнота власти.

Проведенная в соответствии с Положением работа способствовала довольно интенсивному развитию коммерческих учебных заведений. За 20 лет (1896 - 1916 гг.) их сеть увеличилась с 8 до 602. Система коммерческого образования в России включала: 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов и 135 курсов коммерческих знаний12 . Наибольшее развитие сеть коммерческого образования получила в Москве, где было создано 40 коммерческих учебных заведений (8 училищ, И школ, 19 классов и 2 курса), в Санкт-Петербурге - 24, в Варшаве - 14, в Одессе - 7, в Киеве - 6 и т. д.

Финансирование коммерческих учебных заведений

Государство не осуществляло бюджетное финансирование коммерческих учебных заведений, ограничиваясь ежегодными субсидиями и единовременными выплатами отдельным учебным заведениям. Главным источником их финансирования оставалась плата за обучение (60% всех средств), рост которой был незначительным. Пособия от общественных организаций и частных лиц составляли 7,7%, сбор с промысловых свидетельств (пособия от купеческих обществ и биржевых комитетов) - немногим более 8% общего числа расходов на коммерческое образование. На долю казны приходилось около 1,5% всех расходов на эти цели, и за пять лет они увеличились всего на 0,4%. Остальные средства давали


11 Положение "О коммерческих учебных заведениях". Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том XVI. СПб., 1899. (Здесь и далее излагаются основные принципы Положения).

12 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 25. Оп. 5. Д. 76. Л. 287.

стр. 144


доходы, получаемые от благотворительных акций и самостоятельной коммерческой деятельности учебных заведений.

Большинство коммерческих учебных заведений испытывали определенные финансовые затруднения, что создавало сложности в работе, особенно при их открытии. Биржевые общества более активно жертвовали средства на стипендии для учеников коммерческих училищ. Вопросы оказания материальной помощи учащимся, а также преподавателям коммерческих училищ и школ включались в повестку дня также и купеческих обществ. Однако размеры такой помощи были невелики.

Высшие коммерческие учебные заведения

Деятельность Министерства финансов, возглавляемого С. Витте, не сводилась только к поддержке среднего коммерческого образования. Учитывая потребности развития страны, правительство содействовало созданию высших коммерческих учебных заведений. В "Воспоминаниях..." С. Витте пишет: "Развивая сеть коммерческого образования в России, у меня явилась мысль устроить высшие заведения - коммерческие и технологические университеты в России - в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т. е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания вследствие соприкосновения с товарищами, занимающимися всевозможными специальностями. Мною был создан при помощи моих сотрудников устав Санкт-Петербургского политехнического института, который ныне составляет одно из главных высших учебных заведений Санкт-Петербурга"13 .

Впервые вопрос о высшем коммерческом образовании обсуждался в 1889 г. на Первом съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, на котором рассматривалось учреждение коммерческого института. Однако практически эту проблему начали решать в период промышленного бума 1890-х годов, когда появилась настоятельная потребность в организации новых учебных заведений, ориентированных на нужды промышленности и торговли. Министерство народного просвещения не осуществляло подготовку экономистов, поэтому инициативу взяло на себя Министерство финансов.

По признанию С. Витте, он занимался этой деятельностью "весьма ретиво и с большим удовольствием"14 . Была разработана программа развития коммерческого образования, конечной целью которой было не только создание достаточного количества кадров отечественных специалистов в области коммерции и экономики, но и содействие повышению технического уровня промышленности и торговли. Для этого была существенно расширена и активизирована


13 Витте С. Воспоминания, мемуары. Т. 2. С. 255 - 256.

14 Там же. С. 255.

стр. 145


деятельность отдела образования в составе Департамента торговли и мануфактур министерства. В отдел, который возглавил И. Анапуло (технолог по образованию), вошли: Д. Менделеев (химик, экономист, профессор Санкт-Петербургского университета, член Совета торговли и мануфактур), В. Ковалевский (директор Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов) и С. Витте. Именно эти общественные деятели и стали главными инициаторами и идеологами реформы образования.

Первые коммерческие отделения появились в 1902 г. в Рижском политехническом институте и в Санкт-Петербургском политехническом институте, позднее - в Киеве и Варшаве. С. Витте называл их "коммерческими и техническими университетами". В последующем инициатива создания высших коммерческих учебных заведений перешла к общественным организациям. Наибольшую активность проявили Московское общество распространения коммерческих знаний, Харьковское купеческое общество, Московский и Омский биржевые комитеты, а также профессора некоторых государственных высших учебных заведений.

До 1917 г. в России было создано семь высших коммерческих учебных заведений, в том числе: Московский коммерческий институт (1907 г.), Киевский коммерческий институт (1908 г.), Харьковские высшие коммерческие курсы (с 1916 г. решением Государственной думы они получили статус коммерческого института), Омский коммерческий институт (1916 г.), Вольная школа П. Лесгафта (с 1896 г. - Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, с 1907 г. - Вольная высшая школа), Психоневрологический институт В. Бехтерева (основан в 1907 г., переименован в частный Петроградский университет в 1916 г., в котором обучалось более 7 тыс. студентов), в 1918 г. на базе Ростовского коммерческого училища был создан Донской коммерческий институт.

Все высшие коммерческие учебные заведения строили свою работу в соответствии с уставами и положениями, которые разрабатывались индивидуально каждым из них. Так, Устав Харьковских высших коммерческих курсов определял продолжительность обучения в вузе (4 года, с разделением на 8 полугодий), организацию учебного процесса, включая перечень обязательных дисциплин и специальных курсов. Помимо гуманитарных, общеэкономических, юридических дисциплин и иностранного языка на экономическом факультете читались такие курсы, как кредит и денежное обращение, биржи, банки, страховое дело, а также специальные курсы по торговому праву, торгово-промышленной деятельности, практической геологии и др. Общее управление курсами осуществлял Попечительский совет, состоявший из лиц, избираемых купеческим обществом на 4 года. Председатель и члены совета утверждались Министром торговли и промышленности. Директор курсов избирался на 4 года из числа лиц, имеющих право преподавания в высших учебных заведениях, на заседании Попечительского совета и учебного комитета и также утверждался министром. Примерно в таком же духе были выдержаны уставы и других высших коммерческих учебных заведений.

стр. 146


Коммерческие институты развивались достаточно динамично. Например, Московский коммерческий институт в 1906 г. имел 587 слушателей, 40 преподавателей и бюджет в размере 68647 руб.; в 1913 г. число слушателей достигло 4,5 тыс., то есть увеличилось почти в 8 раз, преподавательский состав возрос до 105 человек (в 2,5 раза), а бюджет достиг 370 тыс. руб.15 Киевский коммерческий институт в 1906 г. на первый курс принял всего 229 слушателей, а в 1910 г. - 1931 человека. Что касается преподавательского состава, то его численность в 1910 г. составляла 46 человек, из которых 22 были профессорами16 .

В состав коммерческих институтов входили в основном два отделения - экономическое и коммерческое, или коммерческо-техническое, при этом специализация начиналась с третьего курса. Но независимо от того, в какой именно области желал специализироваться слушатель, каждый из них должен был иметь достаточно широкую и основательную общенаучную подготовку. Начиная с пятого семестра, слушатели экономического отделения могли специализироваться по нескольким циклам: основной цикл, коммерческо-финансовый, педагогический, цикл местного хозяйства и цикл фабричной инспекции, где, помимо обязательных курсов, читались курсы по выбору. В рамках специализации на старших курсах слушатели имели возможность изучать вопросы рабочего и фабричного законодательства, местного самоуправления и местного хозяйства, банковского и страхового дела, санитарного, фабрично-заводского и торгового товароведения, фабричной инспекции, таможенного дела, иностранной торговой агентуры.

В целом коммерческие высшие учебные заведения выполняли важную функцию. Они не только давали широкое общее образование, но и готовили специалистов, обладающих конкретными коммерческими знаниями, необходимыми как в бизнесе, так и на государственной службе. Высшая коммерческая школа играла и существенную социальную роль, поскольку готовила преподавательский состав для средней и низшей школ. На наш взгляд, многое из опыта формирования системы коммерческого образования в России в эпоху, когда создавались новые общественные институты и разрабатывались новые "правила игры" между государством и обществом, может быть востребовано и сегодня.


15 Ефимов Е. Московский коммерческий институт и его задачи. М., 1913. С. 3.

16 Записка о Киевском коммерческом институте. Киев, 1910. С. 2, 12.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/С-ВИТТЕ-И-СОЗДАНИЕ-СИСТЕМЫ-КОММЕРЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-В-РОССИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. БЕССОЛИЦЫН, С. ВИТТЕ И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/С-ВИТТЕ-И-СОЗДАНИЕ-СИСТЕМЫ-КОММЕРЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-В-РОССИИ (date of access: 17.04.2021).

Publication author(s) - А. БЕССОЛИЦЫН:

А. БЕССОЛИЦЫН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
2678 views rating
17.09.2015 (2038 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
10 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
10 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
10 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
С. ВИТТЕ И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones