Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9107

Share with friends in SM

Судьба послала мне ангела Чудайкину Галину Михайловну, и ей посвящается моя жизнь.

Не так давно мы отметили 90-летие великого Октября, ставшего (кто бы как не относился к этому) действительно главным событием XX в. В связи с этим я поздравляю тех, кто празднует эту дату, и соболезную тем, кто но ней скорбит. Отношение к этой исторической дате и ее последствиям еще 30 лет назад было сугубо положительным, а 15 лет назад - глубоко отрицательным. Сегодня оно крайне неоднозначное, что говорит о том, что мы приблизились к истине. Апологеты называют это событие "революцией", их противники говорят просто "переворот". Думаю, что в историческом смысле следует все же говорить о революции, а в философском смысле, оценивая событие с точки зрения его влияния на мир идей, это подлинный глобальный переворот.

Всякий человек живет и стремится к счастью. Для счастья человеку нужна свобода. В этом смысле революция есть идея совместного коллективного всеобщего счастья и свободы. Но где и в чем кроется здесь идейный переворот? В первую очередь, это особое понимание свободы, видение особого к ней пути и движение своим особым путем. Путь к свободе, каков бы он пи был, это трагический путь человечества. Трагический, потому что свобода - это горизонт, её нет, но мы видим её вдалеке воочию и стремимся к ней.

В онтологическом смысле свобода - это фантом, мираж, это пустое понятие. Есть понятие, но нет и не может быть никакой сущности, как не может быть явления без причины (неважно, знаем мы её или нет). В онтологии понятие свободы это яв-

стр. 22

ление, которое может быть и не быть одновременно, это нечто, что есть несмотря на то, что его не должно быть, и наоборот, и одном и том же пространственно-временном континууме.

Антиномия свободы - это антиномия разума и чувства. Разум говорит нам, что все предопределено, а чувства вопиют о свободе. Чувство, ощущение свободы подчиняет разум, заставляя его искать этому чувству оправдание, подтверждение, доказательство. Чувство требовательно, настойчиво, а разум изобретателен. Но стоит лишь разуму просветить само чувство рентгеновскими лучами самоанализа, и туман рассеивается. Разум говорит нам, что чувство, ощущение свободы возникает там и тогда, когда человек попадает в такую ситуацию, где кто-то другой может поступить иначе, чем поступает он. Человек чувствует свободу, пока не видит здесь разночтения: не ты сделал бы по-другому и не: другой сделал бы по-твоему, а ты сам должен стать другим в тот миг в той точке бифуркации или другой должен стать тобой. Бывают моменты, когда всякий на твоем месте поступил бы так же как ты, здесь, конечно же, свободою и не пахнет, как и там, где ты на месте другого поступил бы так же, как он. Бывают моменты, когда кто-то другой на твоем месте сделал бы по-другому или ты на его месте сделал бы другое или то же, но по-своему, вот здесь-то нам и мерещится свобода как призрак, как привидение, которое не отбрасывает тени, потому что в реальности свобода была бы лишь там, где человек не был бы сам собой, где он был бы двумя, тремя, четырьмя или многими разными людьми одновременно. Но так, увы, не бывает, хотя, впрочем, может это и к лучшему, иначе мы бы перестали себя узнавать и осознавать. Я есть - значит: я не свободен. Я имею тело, характер, душу - и это моя реальность. Но в этой моей реальности есть ирреальность, творимая моим воображением, и пока это так, я стремлюсь к свободе.

Ощущение свободы примиряет меня с реальностью. Чтобы обрести счастье, я должен чувствовать, ощущать свободу. Свободы нет ни в микрокосме, ни в макроантрополисе, но есть узкая прослойка социальных отношений, где относительная свобода возможна, а значит - необходима. Да, здесь свобода не абсолютна именно потому, что она возможна. Абсолютная свобода недостижима, и её бы не было тогда вообще никакой. Здесь она возможна, значит, именно здесь возникают ситуации, в которых человек чувствует, допускает, ощущает мнимую реальность инобытия или осознает, что другой на его месте может быть другим, и утешается этим. Это именно те ситуации, в которых человек остается самим собой, где уже не

стр. 23

бытие определяет сознание, а где наконец-то уже Я, мое сознание строит, определяет мое" бытие, где человек первичен.

Да, свобода - это чувство, это ощущение, которое возникает в такой ситуации, когда кто-то другой может поступить иначе, чем поступаешь ты. Но ведь само это чувство, это ощущение возникает не просто так, не на пустом месте, а лишь в определенной социальной ситуации, гипотетически альтернативной, значит, в свободе не все лишь одни эмоции, значит в ней, в этом чувстве есть объективная составляющая, есть, должны быть реальные социальные условия, в которых это ощущение возникает. Это не есть свобода выбора, это сплошной обман. Нет, это свобода поступка, свобода реализации, воплощения своих целей, идей, желаний. Свобода, которая зависит от того, имеешь ли ты право так поступать, как хочешь, и можешь ли ты добиться того, что хочешь, есть ли у тебя возможность реализовать право. Значит, здесь в социальной сфере свобода - это право использовать свои возможности, не стесняя возможности других людей. Наши права определяет социум, наши возможности определяет наше естество, а свобода - это положительный баланс того и другого. Чем больше возможностей, чем больше сил чувствует человек в себе, тем больше ему нужно прав, чтобы реализовать себя. Чем больше прав дано человеку, тем больших возможностей он взыскует.

Человеческая судьба - это трагедия его личной робинзонады. Человек не терпит ограничений, он требует абсолютных прав, и здесь он порывает свою связь с обществом. Робинзон на острове имел все нрава, но не имел свободы. Ведь свободе, особенно такой, нужны большие возможности, вне общества, в изоляции полного одиночества возможностей очень мало, и те есть лишь наследие социальности, то, что когда-то дали тебе другие. Человек и здесь не терпит ограничений, он жаждет все больших и больших возможностей и средств их реализации. Это ведет к тому, что он намертво затягивает на себе петлю, связывающую его с обществом. Но жить в обществе и быть свободным от общества человек не может, он приносит в жертву свои права. Возникает конфликт, война всех и вся, каждый хочет брать и брать от жизни, от людей, от общества. И сегодня мы видим это все яснее и отчетливее день ото дня. Но состояние войны - это царство необходимости. Царство же свободы - это царство справедливости, это мирный коллективный поиск положительного баланса возможностей и прав человека.

Вся история человечества до 1917 г. - это так или иначе история развития и материализации либеральных идей, когда свобода человека возрастала (или будто бы возрастала) за счет расширения

стр. 24

его личных прав, т. е. за счет общества. А за счет его же возможностей рост возможностей обеспечивал только научно-технический прогресс, скрывавший до поры до времени деградацию свободы и потерю перспективы. Человек обретал права и порывал свою связь с единым целым, с обществом, которое рассыпалось. Развал целого, гибель, деградация человеческой общности тормозили лить локальные и мировые войны, которые вынужденно сплачивал и людей перед лицом небытия и смерти, но здесь приходилось жертвовать и правами.

Либерализм и сегодня декларирует реальную свободу. Люди верят, что имеют свободу потенциальную. На деле это было всегда и есть царство гипотетической свободы. Каждый американский мальчик может стать президентом, каждый может стать миллионером. Но президентом становится лишь один, и не любой и каждый, а у кого папа был президентом, да и миллионерами далеко не все. Большинство торгует собой, продавая свою силу или свои мозги в лучшем случае, не имея никаких гарантий, никакой уверенности, что они кому-то будут нужны и завтра. Человек становится Робинзоном, живя в миллионном городе. Каждый предоставлен самому себе, и твои проблемы - это только твои проблемы. У тебя много прав, мало возможностей, ты живешь в гипотетически свободном обществе. При этом нас не должен обманывать тот факт, что сегодня в так называемых развитых благополучных странах человек имеет не только права, но и неплохие возможности, имеет даже порой гарантии якобы за счет общества. Якобы, потому что не все так хорошо и просто. Мир "глобализируется", и сегодня простой американский безработный, получая пособие, тем не менее относится к эксплуататорскому, паразитическому меньшинству "золотого миллиарда", которое живет, поглощая ресурсы и присваивая себе каторжный труд людей, живущих в экономически порабощенных странах. Мы живем в эпоху, когда демаркационная линия между бедностью и богатством, между свободой и несвободой, между буржуазией и пролетариатом проходит не через городские кварталы, а по странам и континентам. Именно на месте этих разломов и будут впредь нарастать напряженность и сталкиваться противоречия, которые неизбежно приведут мир к новому Октябрю глобального планетарного масштаба. Опыт парижских коммунаров 1871 г. показал, что невозможна коммуна в одном единственном городе. Опыт советских коммунистов показал, что невозможен коммунизм в отдельно взятой стране. Анализ сегодняшней политэкономической ситуации в мире говорит нам, что мировая революция неизбежна.

стр. 25

Но обретет ли человечество в ней свою долгожданную свободу? На этот вопрос нам должен дать ответ опыт нашего коммунистического строительства.

90 лет назад в мире возник очаг материализации новой социальной идеи, основанной на равенстве и тотальной коллективизации общества. Человеческая жизнь была полностью подчинена единому целому, поглощена общей единой целью. Отныне вся жизнь и все силы должны были быть отданы самому прекрасному - борьбе за освобождение человечества. В этой борьбе русская традиционная общинность и соборность переплелись с марксистской идеей пролетарского братства и сплочения, что легло в основу нового государственного строительства. Здесь уже свобода утратила свои индивидуалистические черты, нрава были жестко ограничены, но человек приобрел неожиданно широкие возможности и прочные гарантии будущего. Но мере развития - в первую очередь экономического развития общества - перед ним открывались все новые и новые пути к самореализации. Чего стоят теперь гарантированная занятость, всеобщая грамотность, бесплатное, доступное всем желающим образование, в том числе и высшее, возможность перерешить свою судьбу, изменить свой социальный статус, бесплатное общедоступное медицинское обслуживание, материнские пособия, декретный отпуск, достойное пенсионное обеспечение, гарантированное жилье и т. д. Человек реально приобрел уверенность в завтрашнем дне, уверенность в завтрашнем дне своей великой Родины. И быть может, главная свобода, которой располагал каждый советский гражданин, состояла в том, что его достоинство не измерялось его богатством. Это было лишь его личностное достоинство: его знания, его умения, его нравственное достоинство, его достойная жизнь. И лучше всего сказал об этом актер и режиссер Ролан Быков: "Это была великая страна, где миллионы людей считали себя выше денег".

Человеку было дано очень многое, но истина требует объективности. Свободнее человек не стал. Широчайший спектр возможностей и гарантий на фоне правового убожества закрыл перспективу свободы. Если либерализм дает гипотетическую свободу, социализм номинальную. Я не буду вновь перечислять основные права человека, которых у советского человека не было, об этом и так говорят довольно. Упомяну только один аспект, на мой взгляд, чрезвычайно важный и не до конца осмысленный, а именно, чего стоит и как сопрягается со свободой тотальный контроль над личностью, когда даже частная, интимная сфера

стр. 26

жизни пронизана недремлющими оком политического надзора. Государство, партия вмешивались даже в семейную жизнь людей, правовой регламентации подвергались сугубо моральные аспекты жизни человека. Да, нигде еще в мире любовь не была так свободна от денег, как в СССР, но нигде она не была так подчинена идеологии, как у нас, когда мораль стала кодексом.

В чем же дело, неужели действительно социальная идея настолько противоречит человеческой природе, его естеству, что для ее воплощения требуются такие усилия? Хочется отметить, что, наверное, одной из важнейших причин исторического поражения коммунизма, быть может, временного поражения, было то, что он проиграл идеологическую борьбу. Как это ни странно покажется, но советский строй эту борьбу не вел, несмотря на все видимые внешние пропагандистские меры. Советский Союз уже заранее признал свое поражение, когда опустил "железный занавес", и мы попросту огородились от оппонентов. На фоне этого экономические проблемы, возникшие по причине тотального запрета на частную предпринимательскую инициативу, оказались для нас фатальными.

Так или иначе, но мы видим, что Великий Октябрь совершил глобальный, гигантский идейный переворот, указав человечеству новый неведомый путь к свободе, но как и прежний, либеральный не привел к цели. Конечно же, иначе быть не могло. Когда с одной стороны слишком долго и сильно тянули вправо, энергичный ответный толчок влево не мог не быть чрезмерным. Истинная прямая дорога оказалась по середине.

Моя задача состоит в том, чтобы показать противоречие этих двух идей в средствах и примирить их, указав на единство целей. Ведь мы знаем, что противоречие - не итог, этим должен стать синтез. К сожалению, сегодня мы в России упускаем прекрасный исторический шанс воплотить этот синтез в жизнь. Мы теряем достигнутые возможности, приобретая взамен немногие, порой бессмысленные права (бессмысленные, если ими не каждый может воспользоваться).

Что же касается мира в целом, то можно сказать, что когда третья мировая война, которую ведут богатые против бедных, закончится поражением тех, кто сам предал и попрал свои же идеалы свободы и достоинства человека, в мире установится новый порядок жизни. И жизнь человека, его счастье, свобода и развитие будут зависеть от того, в какой мере будет учтен опыт западной и опыт советской истории. Опыт, который гово-

стр. 27

рит нам, что ни государство-монстр, подавляющее человека своей гиперопекой, ни государство-минимум, бросающее его как свечу, открытую всем ветрам, не обеспечат свободы. И ночной сторож либерализма, и вездесущий цербер коммунизма, - оба слишком холодны к человеку.

Путь, к свободе - это созидание общества заботы и уважения человека, заботы о его нуждах, о его возможностях и уважения его прав. Это созидание общества, признающего права человека не на словах, но на деле. На этом верном и благородном пути перед каждым своя задача, перед каждым человеком, пеюд каждым народом. Каждый человек должен чтить права ближнего и оказывать поддержку, сказано: "Любите друг друга". Каждый народ должен уважать традиции, культуру, веру других народов и сплачиваться в борьбе за справедливость в мире, за право быть собой, за право распоряжаться своим богатством и трудиться для всеобщего блага. Сказано: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!".

Видение истории, путей ее развития менялось, как менялись эпохи. История развивалась циклически, линейно и по спирали. Русский философ А. С. Панарин сделал одно трагическое открытие: история - это драма, которая развивается по законам вызова и ответа. Быть может, проще говоря, мы, люди мечемся, бросаемся из крайности в крайность и потому живем. Нашей грешной Земле не дано превратиться в рай, писал он в последней книге. Истина, что лежит посредине, не доступна нам. Обрести ее значило бы подойти к концу. Но, нет, история продолжается, трагическая история, история борьбы, тревог, испытаний, несбывшихся надежд - история человечества.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/С-ТОЧКИ-ЗРЕНИЯ-СВОБОДЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. А. Панарин, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВОБОДЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/С-ТОЧКИ-ЗРЕНИЯ-СВОБОДЫ (date of access: 16.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. А. Панарин:

П. А. Панарин → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
785 views rating
14.09.2015 (1463 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
14 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
19 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
25 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВОБОДЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones