Libmonster ID: RU-8593
Author(s) of the publication: А.В. ПАНКРАТОВ

Ученый: Вот мы и до синергетики добрались1. Но тут я вас спрошу: что вы понимаете под синергетикой? Поясню свой вопрос.

Сегодня под синергетикой понимают чуть ли не все, что угодно. Одни говорят, что это учение о самоорганизации. Другие - об эволюции простого в сложное. Третьи, что это междисциплинарная наука об эволюции. Четвертые - что это "область знания, ориентированная на выявление общих принципов эволюции и самоорганизации сложных систем" . А для меня это просто статистическая физика.

Автор: Я согласен со всеми вашими определениями синергетики. Это, действительно, универсальная математическая модель любого процесса вообще, при условии, что процесс неравновесный и протекает в открытой системе. Мне эта наука интересна, как вы понимаете, в дискурсе философском: синергетика создает сегодня новую модель картины мира.

Ученый: Ох, уж эти мне картины мира.

Автор: Причем модель принципиально иную, чем было до сих пор. И я вполне согласен с тем, что синергетика изменяет наше мировоззрение .

Философ: Не думаю, чтобы мировоззрение нашего Ученого изменилось. Он как был, так и остался убежденным позитивистом.

Автор: Но вместо того, чтобы давать определение синергетики - мы вернемся к этому в конце нашей беседы, я сначала нарисую вам модель картины мира, которую синергетика создает. Синергетический процесс, то есть математическая абстракция процесса, протекает неравновесно между начальным и конечным состояниями в открытом поле эволюции. Начальные условия связаны с конечными, причем так, что конечные определяют начальные ( афоризм: "будущее временит настоящее" ). Поле эволюции пронизано траекториями , движение по которым различается темпо-ритмами, при этом траектории могут быть связаны друг с другом. Движение по траекториям направлено к конечному состоянию, особенность которого состоит в том, что оно выступает как предзаданное, является цель-аттрактором. Однако аттракторы могут порождаться и самой активной средой ( странные аттракторы), при этом переход эволюции от заданного направления к странным аттракторам может носить случайный характер ( бифуркация).

Философ: Все это мало понятно. А эти ваши аттракторы, да еще случайные, вообще мистика.

Ученый: Никакой мистики. Это математика.

Философ: Математика, что же, все знает? Откуда?

Автор: Я приведу вам простейший пример синергетической эволюции - детскую игру в кубики. У вашего внука, Философ, на столе груда кубиков с картинками и вы их ему интенсивно перемешиваете. Вы с внуком заняты синергетикой. Задача состоит в том, чтобы собрать одну из всех нарисованных на шести гранях кубиков картинку. Это есть движение по одной из траекторий, устремленной к своему предзаданному аттрактору. Но собрать можно шесть различных картинок; траекторий в поле эволюции шесть. Кроме того, кубики могут собраться так, что получится не одна из шести картинок, а что-то другое (странные аттракторы). Понятно, что конечное состояние предзадано (каким, кстати, образом?), оно формирует и начальное состояние, например, непременно кубики, но не, скажем, тетраэдры, иначе целевая задача никогда не получится.

А вот еще один пример - развитие зародыша. Начальное состояние - зародыш, конечное - взрослый человек. Траектории эволюции - развитие телесное, духовное, душевное. Типичная синергетическая задача - неравновесная эволюция открытой системы. В зародыше все задано финалом - будет человек, а не, скажем, дерево. Но и мутации возможны. Все как в детских кубиках.

Философ: Все, да не очень. Кубики кто сделал? Я, человек. Это я все туда заложил, и начало и конец. Странно.

Автор: Так вот на что я хочу обратить ваше внимание. Все наши беседы посвящены одной проблеме - введению телеологии в методологию науки. Сейчас мы говорим о телеологии в синергетике. И вот что я хочу вам сказать: у меня с самого начала моего знакомства с этой наукой было двойственное чувство. С одной стороны, я преклоняюсь перед ее универсальностью. Действительно, невероятно многое можно синергетически представить. Но с другой стороны, эта универсальность и пугает. Слишком легко все объясняется, какой простор открывает синергетика для спекуляций!

А почему так? Откуда эта универсальность и произвольность в манипулировании ею?

Философ: Это специфика математики. Математика дает как частное решение, так и всеобщее. А здесь получилось философское решение, не научное.

Автор: Да, вы сказали удивительно точно - картина мира родилась из математики , из языка формул, в этой модели нет физической реальности.

Я поясню свою мысль. Для меня, физико-химика, пытающегося философско-религиозно осмыслить мир, все в этой модели остается непонятным. "Будущее временит" - что это такое? Вы, Философ, сказали - мистика. И правильно! Но мистики не должно быть. То, что будущее определяет настоящее, это в синергетике факт. И примеры, которые я вам приводил, тоже говорят о том, что будущее определяет настоящее. Это, действительно, факт, он тривиален для биологии. Он непременно присутствует во всех технических задачах. Да и в нашей жизни будущее влияет на настоящее. Но есть ли такое в неживой природе? Синергетика, пользуясь своим математическим аппаратом, утверждает: да.

Итак, вопросы: есть ли факты, подтверждающие существование в неживом мире явления, когда будущее воздействует на настоящее? И если есть, то - и это главное! - что это за сила природы?

Дальше вопросы: аттракторы, что это такое? Каков их физический смысл? То же - странные аттракторы? Траектории эволюции - почему траектории, то есть избранные каналы, а не поле? Почему начальное состояние задано конечным - синергетический антропный принцип откуда? Старый, еще дарвинский, вопрос - какова движущая сила эволюции?

В итоге, один общий вопрос - какая физическая реальность скрывается за математическим аппаратом синергетики?

Эта реальность чувствуется, она безусловно существует. Причем она очень странная, для науки невероятная. Синергетика универсальна, но потому и универсальна, что универсальна неизвестная физическая реальность, которую синергетика нащупала. Так что же все это такое? Где здесь решение?

Ученый: Слушайте, это садизм - так мучить людей. Давайте решение, если вы его нашли.

Автор: Я отвечу вам так: да, я нашел. Мое решение отвечает на все эти вопросы. Но при одном условии - если оно правильно.

Философ: Что значит "правильно"? Где критерий истины?

Автор: Вернемся к этому в конце. Чтобы изложить решение вопроса о физической реальности синергетики, я должен повторить все то, о чем мы говорили в наших предыдущих четырех беседах. Во всех, начиная с первой.

Итак, какие есть факты в неорганическом мире, подтверждающие или опровергающее то, что будущее воздействует на настоящее? Это явление согласования процессов и свойств веществ в природе, о котором у нас шла речь.

Ученый: Телеологическая связь?

Философ: Напомните, что это такое.

Автор: Телеологической называется связь, определяемая общностью цели. Я показал на многих примерах, что существование таких связей - явление, широко распространенное в природе. Далее, попытка дать объяснение этому факту привела к гипотезе о телеологическом взаимодействии. Мы уже говорили о том, что живем в потоке телеологической силы, которая ведет эволюцию к той цели, которую она, эта сила, знает.

Теперь я делаю очевидный шаг - я соединяю все наши наработанные представления о телеологизме с синергетикой. Что же получается?

Философ: Подождите, я хочу понять. Значит так: вы вводите в синергетическую модель телеологическую силу. Так?

Ученый: Ну, ясно, что так. Главное состоит в том, что при этом получается.

Автор: Помните, как был поставлен вопрос: какая физическая реальность скрывается в синергетике? Вот ответ: телеологическое взаимодействие. Был вопрос: каков физический смысл аттракторов? В синергетике аттракторы понимаются как цели, притягивающие к себе как магнит траекторию движения. Но в чем причина такого притяжения, оставалось неясным. Вот ответ: в том, что аттрактор это и есть физически действующая цель. Аттрактор в синергетике есть математический образ физически действующей цели. И вообще вся синергетическая картина - описание поведения системы, находящейся в потоке телеологической силы. И то, что дает синергетика, следует понимать как описание этой силы, ее поведения, законов и свойств.

Философ: А нет ли здесь тавтологии? Не происходит ли просто подмена слов? Вместо "аттрактор", вы говорите как-то там иначе, не меняя содержание. Не так? Я вас не обидел этим?

Автор: Напротив, ваш вопрос абсолютно правильный. Действительно, такая подмена слов часто происходит, когда известные явления начинают описывать новыми словами, не меняя - как вы сами сказали - содержания явления. Все дело в содержании. У меня в новых словах о телеологической силе возникает это новое содержание - связи, которых не было, сила, которой не было. Вообще возникает то, что физически начинает действовать цель. Вот в чем суть.

Понимаете, синергетика - это математика. Произошло важнейшее событие - язык математики оказался пророческим. Математика увидела новое явление в природе, описала его по-своему, выдала термин - аттрактор, но не определила физическую сущность этого явления. Математика по определению своему и не могла этого сделать. И вот теперь говорит телеология: физика нового явления заключается в телеологическом взаимодействии. Теперь вообще всю синергетическую картину следует понимать как поведение систем, находящихся в потоке телеологического взаимодействия.

Ученый: А странные аттракторы?

Автор: Прекрасный вопрос! Это только кажется, что странные аттракторы выпадают из картины действия телеологической силы. Нет, не выпадают. Я это понимаю так. Странные аттракторы говорят о том, как сопротивляется система воздействию телеологической силы . Вся система находится в потоке телеологической силы, которая ведет эволюцию к предзаданной цели. Но у системы есть возможность не подчиниться телеологической силе и тогда возникают траектории, ведущие к странным аттракторам. В этом смысле система как бы обладает некоторой свободой. На модели кубиков это хорошо видно. Задано взаимодействие между гранями, но кубики могут соединиться , например, ребрами. Или мутация в моем втором биологическом примере.

Философ: Где грань между подчинением и вашей квази-свободой?

Автор: Вопрос, наверное, нужно поставить так: "свобода" - это искажение внешнего воздействия или проявление внутренних сил системы? Я не знаю ответа.

Ученый: И все-таки я бы хотел более точно сформулировать, что же получилось от того, что вы наложили свою телеологию на синергетику. Возникло новое понимание синергетики, физика вошла в ее математический аппарат. Появилось движение материи в поле телеологического взаимодействия. Так?

Философ: Так-то оно так, но картина мира при этом какая? Вы что, не чувствуете, что получается? Сила, которая из будущего действует. Да еще цель знает. Религия у нашего Автора опять получается, вот что.

Ученый: Я категорически с этим не согласен. Это у вас религия получается. А я отлично обхожусь без религии и с телеологической силой тоже. Даже с той, которая все знает. У нас, если не ошибаюсь, уже возникала такая ситуация. И я снова вам повторяю, что телеологическое взаимодействие надо понимать как свойство материи. Пятое взаимодействие в природе. Оно, это свойство материи, обладает такими особенностями - действовать из будущего, знать цель, направлять движение к этой цели. И синергетический аппарат это свойство материи нам описывает. Мы уже достаточно глубоко проникли в природу телеологической силы через математический аппарат синергетики. Вот так. И никакого бога здесь нет. А может быть, и есть, но это не дело науки.

А вот что бесспорно дело науки - так это не бояться того, что вы, философы, потом скажете. Найдете вы у нас бога или не найдете. Ученый должен выбросить эти мысли из головы. Если он честный ученый, конечно.

Философ: Так вы что же, соглашаетесь с его телеологическим взаимодействием? И его новым определением синергетики?

Ученый: Я соглашаюсь с тем, что эта идея работает. Что она соответствует фактам. Каким, вы хотите спросить? Я отвечу. Первое - телеологическим связям. Второе: прояснению синергетики, введению физики в математику. Поэтому не вижу оснований не соглашаться.

Философ: Но даже он сам, насколько я понял, не настаивает на телеологическом взаимодействии, а лишь предлагает как гипотезу. Так?

Ученый: Настаиваете вы или нет?

Автор: Да, мы хотели обсудить вопрос о критерии истины. Каков критерий истины в таких ситуациях, как наша, когда возникает мысль о пятой силе природы? Как это доказать? И можно ли вообще доказать? И что значит - доказать?

Это слишком большая тема, чтобы сейчас ее подробно обсуждать. Скажу лишь о том, почему я внутренне глубоко убежден, что телеологическое взаимодействие в природе существует. Понимаю, что научные доказательства недостаточны. И что они вообще никогда не могут быть достаточными. В принципе не могут. У меня есть три различных довода, сливающиеся в убеждение.

Первый - религиозный. Христианство телеологично, божий мир развивается от творения и грехопадения ко второму пришествию, направляемый божественной волей. Идея телеологичекой силы мне кажется созвучной с христианским телеологизмом, что для меня самое главное.

Философ: Но это же вера чистейшей воды!

Автор: А я и говорю о своем обретении истины, не больше. Через веру, конечно. Но вас я не пытаюсь обратить в свою веру. Я только раскрываю перед вами свой внутренний мир.

Философ: Крайне опасная процедура...

Автор: Второй довод - философского характера . Понятие цели органически входит в систему жизненных ценностей. Биологическому миру присущи целенаправленные процессы развития, как в онтогенезе, так и в филогенезе. Почему же этого понятия нет в науке о неживом мире? Ответ примитивно прост: потому что наука возникла из механики, а механика исторически создавалась вне понятия цели. Методически так было необходимо ее создателям.

И последнее. Данные современной науки. Наш мир - мир развивающийся. Я вижу телеологичность развития мира - от Большого взрыва к существованию человека. Наконец, тот материал, который мы с вами обсуждали в наших беседах: я нахожу в этом мире телеологические связи, вижу, как проясняется синергетика введением в нее идеи телеологического взаимодействия.

Ни один довод в отдельности мне не кажется доказательством существования в природе телеологического взаимодействия. Но в соединении религии, философии и науки и возникает мое глубокое убеждение в истинности идеи о телеологическом взаимодействии.

Подведем итог? Мы начали с того, что такое синергетика, этим же и закончим. В телеологическом понимании синергетику можно представить как науку, изучающую движение, протекающее под воздействием телеологической силы.

1 См. предыдущие статьи автора по телеологии: Философские исследования. 1998. ? 2, 4; 1999. ? 2.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ-ПОНИМАНИЕ-СИНЕРГЕТИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А.В. ПАНКРАТОВ, ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СИНЕРГЕТИКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ-ПОНИМАНИЕ-СИНЕРГЕТИКИ (date of access: 16.04.2021).

Publication author(s) - А.В. ПАНКРАТОВ:

А.В. ПАНКРАТОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
960 views rating
09.09.2015 (2046 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
9 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
9 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СИНЕРГЕТИКИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones