Libmonster ID: RU-9206

В основу исследования положена главная идея обоснованности одного из многих важных неисчерпаемых источников всех ценностей, значимых и актуальных тем на данном этапе развития постиндустриального общества - труда. В статье обращается внимание на философское обоснование труда. В ней дается анализ проблемы труда в современной философской концепции, которая акцентирует внимание на раскрытии и выявлении особенностей труда как одной из основных граней человеческого бытия и одной из необходимых ценностей человека, возникающей под влиянием социальной культуры общества. Бесспорно то, что труд философы рассматривают как основную грань человеческого бытия, куда входят, помимо труда, игра, любовь, властолюбие и смерть. Мы же постараемся исследовать только одну из граней человеческого бытия - труд на примере разработанной Сенге обновленной теории труда. В постиндустриальном обществе тема труда не только нуждается в неизбежности своего обсуждения, но и приобретает более пристальное внимание философов из-за своей необходимости и дискуссионности во все времена, потому что человек - разумное животное, и живя в социуме, он должен трудиться для удовлетворения своих потребностей в питании, жилище, одежде, которые охватывают не только физиологические особенности человека, но все другие его стороны. Ему нужна работа, чтобы обеспечить себя средствами для существования. Ханна Арендт определяет человека как "работающее животное" или "трудовое животное". "В понятии работающего животного, animal laborans, - в отличие от крайне проблематичной дефиниции человека как разумного животного, animal rationale, - животное, отвечая сути дела, стоит на переднем

стр. 29

плане. Если человека определяют как работающее животное, то он действительно не может быть ни чем существенно другим, чем животное, в лучшем случае высшее из родов животных, населяющих землю" [1. С. 109 - 110].

Тема труда обосновывалась и изучалась многими философами. Концепции труда являются одной из основных тем для философов, посвятивших этой проблеме немало внимания и внесших в понятие труда свое видение данной темы. Ответ на эту проблему они искали в наблюдении за реальностью. В прошлое и особенно в настоящее время было сделано немало впечатляющих теоретических открытий, которые заставили исследователей по-новому задуматься над проблемой труда. Поэтому философы обратили внимание на тот факт, что прежде, чем пользоваться понятием труда, следует детально осознать, что же такое труд и определить его суть.

В Новой философской энциклопедии дается следующее определение труда: "Труд - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. Труд есть "...вечное естественное усилие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам"" [8. С. 117].

Тема труда многогранна и неисчерпаема, но мы рассмотрим в нашем исследовании современное философское обоснование труда, опираясь на изыскания Питера Сенге, современного американского мыслителя. Современное понимание труда требует перестройки мыслительной деятельности участников трудового процесса, чтобы за отдельными проблемами труда увидеть комплекс проблем, решаемых в сочетании, т.е. нужно за "деревьями видеть лес". Как понять это высказывание мыслителя? Оно означает, что за неосновными проблемами, изобилующими в производстве, следует видеть главные, отличать и выделять их.

Труд выступает как основная грань человеческого бытия, так как труд создал человека. Труд преобразует мир природы в мир человека Мир человека всегда создается только совместным трудом людей. Совместная трудовая деятельность приводит к разделению труда, так как труд складывается из различных операций и от разделения труда зависит жизнь людей. Такое понимание разделения труда было присуще Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю,

стр. 30

а Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали в более подробном и убедительном виде понимание разделения труда в своей теории, "имеющей эпохальное значение".

Труд, будучи активной деятельностью, способствует оживлению продуктивной связи человека с самим собой и его внешним миром. Произведенный трудящимся товар служит связующим звеном не только между людьми, пользующимися результатами своего труда, но и их внешним миром, который обогащается, развивается, преображается, совершенствуется под влиянием общего труда людей. Труд - это не только неизбежная необходимость для человека, но и "труд высвобождает его из природы, он создает человека как социальное и независимое существо. В процессе труда, т. е. в процессе формирования и изменения внешней природы человек формирует и изменяет самого себя. Он выходит из природы, подчиняя ее себе; он развивает свои способности, разум, чувство прекрасного. Он обособляет себя от природы, от изначального единства с ней, в то же время вновь объединяет себя с ней же как хозяин и ее созидатель, Чем больше совершенствуется его труд, тем совершеннее его индивидуальность" [9. С. 209]. На процесс рождения самого себя большое влияние оказывает труд и под его воздействием человек изменяется в лучшую сторону: становится умнее, успешнее, добрее, милосерднее, честнее.

Человек в течение всей своей жизни, используя природу в созидательных целях, не должен уничтожать ее варварски, а должен преумножать, взращивать и подпитывать ее, развивать свое творческое мастерство и созидательность, должен быть строителем, помощником природы, а не бездумным ее потребителем и разрушителем. Следует преобразовывать природу с помощью положительного разума и профессионального умения. Залог жизненного успеха человека в общении с природой формируется под девизом: не навреди природе, и тогда ее природные ресурсы будут служить ему долго и продуктивно. В постиндустриальном обществе отношения между природой и людьми должны строиться не на эксплуатации, а на сотрудничестве, приносящем пользу как человеку, так и природе.

Труд на протяжении веков разделялся на разные виды, в том числе на творческий. Труд - это полезная деятельность, он также приносит глубокое удовлетворение, удовольствие, положительное настроение, возвышенные чувства, но также состояние, при котором при благоприятных условиях положительные результаты и открытия случаются чаще в процессе труда. Чарльз Райт Миллс

стр. 31

выразил следующее суждение о творческом труде ремесленников: "В труде нет никаких скрытых мотивов помимо изготовляемого продукта и процесса его созидания. Детали ежедневной работы полны значения, потому что в уме работника они не отделены от процесса труда. Работник свободен проконтролировать собственные трудовые действия. Поэтому ремесленник способен учиться у собственной работы, а также использовать и развивать свои способности и умения в ходе ее выполнения.

Между работой и игрой, трудом и культурой нет разрыва. Способ, каким ремесленник обеспечивает себе средства к жизни, определяет и заполняет собой весь его образ жизни" [5. С. 220]. Анализируя высказывания Миллса, следует отметить, что труд лишен внутренней для субъекта цели, но имеет внешнюю цель, например, в виде запросов и потребностей индивида, общества и цивилизации. Если внутренняя цель труда проявляется у человека в форме наслаждения, удовольствия, удовлетворения работой, то это означает, что в труд вносятся элементы творческой или игровой деятельности. Приводя рассуждения Миллса о труде и игре как основных граней человеческого бытия, следует упомянуть в этой связи размышления Канта о детской игре и работе. Детская работа и игра, взаимообогащающие и вытекающие друг из друга виды деятельности. В игре ребенок развивается многосторонне. Ребенок до б лет воспринимает игрушку как живую, и ему надо относиться к ней бережно. Философ подразделяет физическую культуру детей на свободную и школьную (или принудительную). "Свободная является лишь игрой, школьная, наоборот, представляет серьезное дело; свободная есть та, которая должна проявляться в питомце всегда, а при школьной он как бы находится под известным принуждением. Можно быть занятым во время игры - это называется заниматься на досуге, но можно быть занятым по принуждению, и это называется - работать. Школьное обучение должно быть для ребенка работой, свободное - игрой" [2. С. 431]. Итак, ребенок учится жизни, играя. Играя с куклами, ребенок проигрывает общение с людьми, копируя своих родителей. Играя с кубиками, он шлифует свои строительные навыки и усваивает принципы геометрии пространства Качели дают ребенку чувственное понимание маятников и рычагов. Общаясь с этими игровыми материалами, ребенок постигает реальность. Из сказанного можно сделать вывод, что игра - это хороший способ обучения детей. Рассуждая о внутренних и внешних целях труда и игры и проводя параллель между трудом и игрой, нужно добавить следующий неоспоримый

стр. 32

факт, что "когда человек трудится, ему приятно не занятие само по себе - а цель, которую он ставит перед собой в процессе работы. Например, он трудится, чтобы повысить свою профессиональную квалификацию или заработать деньги на обучение. При игре же, наоборот, приятно само занятие без какой-либо поставленной цели" [5. С. 77].

Обучение присуще не только детям, но и взрослым. Оно - интенсивный, напряженный, умственный процесс, образующий один из видов труда. Взрослые в своем формировании и становлении не ограничиваются обучением только в школе или институте, а продолжают обучаться на протяжении всей жизни. В течение жизни взрослые должны не только научиться ориентироваться в окружающей их действительности, но и принадлежать сообществу, в результате деятельности которого должен возникнуть обновленный человек.

Представитель современной мыслящей плеяды ученых Сенге, обладающий философским сознанием и будучи дальновидным мыслителем, обосновывает новое современное понимание трудовой деятельности, изложенное им в книге "Пятая дисциплина. Искусство и практика самоорганизующихся организаций". Он стремится через обучение и благодаря ему изменить отношение взрослого к труду и превратить труд в более полезную и плодотворную деятельность на земле. Процесс труда подготавливается и формируется прежде всего обучением. Труд и обучение выступают как два родственных начала одного большого процесса изменения, улучшения, совершенствования индивида, а, следовательно, и мира Постижение процесса взаимопроникновения и взаимосвязи труда и обучения - профессиональная цель философов, рассматривающих труд и обучение как единое, неразрывное целое, приводящее к обновлению труда и, следовательно, к лучшему обществу.

Представим себе один пример из жизни простого безработного человека. Некто безработный стремится устроиться на работу, расположенную недалеко от его дома. Этим местом работы оказывается московская фабрика "Талант" по производству кожаных изделий. Велико желание работать у безработного, чтобы содержать себя и своих престарелых родителей, но, к сожалению, у него нет никакой профессии. Устроившись на фабрику, сначала человек оформляется в качестве ученика к наставнику производства, который имеет большой производственный стаж и высококлассно владеет методами работы. Наставник обучает ученика, передает ему свои методы, принципы, приемы работы, и от того, как про-

стр. 33

фессионально наставник обучит и заинтересует ученика работой, зависит желание ученика обучаться профессиональному мастерству дальше и из ученика превратиться в профессионала. Приведенный пример служит доказательством того, что американский мыслитель выработанной им обновленной теорией труда настаивает на том, что без эффективного обучения процесс труда не будет столь стремительно развиваться, что приведет к застою производства и никакого технологического движения в промышленном производстве не произойдет. Труд и обучение - два двигателя прогресса общества, что доказывает учение Сенге о труде. Надо полагать, что человек - труд - обучение есть три триады человеческого бытия, ведущие к прогрессу социума.

Рассуждая о прогрессе социума, связанного с трудом, нельзя не упомянуть размышления классика марксизма К. Маркса о труде. Труд представляет собой многосложное, многоуровневое явление. Поэтому анализировать его необходимо с самых различных позиций. К. Маркс, исследуя труд как комплексное социальное явление, выделял его характерные черты, которые выражаются им в понятиях "труд вообще", "абстрактный труд". Он убедительно доказал, что без такого исследования невозможно глубоко раскрыть не только социально-специфические черты труда, но и его конкретно-исторические особенности. "Процесс труда, - писал К. Маркс, - как мы изобразили в простых и абстрактных его моментах, есть целесообразная деятельность для созидания потребительских стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, но потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам. Потому у нас не было необходимости в том, чтобы рассматривать рабочего в его отношении к другим рабочим. Человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы - на другой - это было достаточно" [3. С. 195]. К. Маркс также писал, что "труд, который есть не что иное, как абстракция и как таковой не существует - производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, не только лишенная всякой общественной формы и определенного характера, но выступающая просто в ее естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких бы то ни было обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни, общая еще для необщественного человека и человека получившего какое-либо общественное

стр. 34

определение" [4. С. 381 - 382]. Для ясного понимания социальной сущности субъекта труда много разъясняет полемика К. Маркса с Мак-Куллохом. Взгляды Мак-Куллоха о труде не представляют особого интереса для нас, но они важны как своеобразный фундамент построения взглядов К. Маркса Исходя из полемики К. Маркса с Мак-Куллохом, можно судить и о марксистском понимании сути субъекта труда. "Труд, - писал Мак-Куллох, - можно с полным правом определить как любой такой вид действия или операции - все равно выполняется ли он человеком, животным, машинами или силами природы, - который направлен на то, чтобы вызвать какой-нибудь желаемый результат" [3. С. 183]. Нетрудно догадаться, что у Мак-Куллоха нечетко обозначено понятие субъекта труда. По Мак-Куллоху, "операция", "желаемый результат" действительно "все равно", что объясняется субъектом - человек ли, животное, машина. К. Маркс, полемизируя с Мак-Куллохом, показывает, что при таком подходе качеством субъекта труда можно наделить не только активную силу трудового процесса, но и что-то другое, что связано с трудом. Далее он пишет: "По существу дела это в такой же степени относится к сырью. Шерсть подвергается физическому действию или физической операции, когда она впитывает красящее вещество. Вообще, ни на какую вещь нельзя оказывать физического, механического, химического и т.п. действия с целью "вызвать какой-нибудь желаемый результат" без того, чтобы вещь не реагировала сама. Следовательно, она не может подвергаться обработке, не работая, не трудясь сама" [3. С. 183]. Другими словами, у Мак-Куллоха труд оказывается весьма нечеткой характеристикой, а само понятие субъекта труда теряет всякий смысл.

Исследовав основные идеи К. Маркса о труде следует обозначить задачу исследования данной статьи. Она состоит в том, чтобы раскрыть главную идею выработанной Сенге теории обновления труда, которая рождается под влиянием обучения. Труд и обучение можно сравнить с гигантской силой, если ее разумно развивать и применять, то ей подвластно внести большой вклад в светлое будущее людей. Теория обновления труда подтверждает тот факт, что никому из мыслителей прошлого не удалось построить новую обучающуюся систему, основанную на системном мышлении, инструментальных моделях и общем видении проблем производства, осмысленном всеми участниками трудового процесса, Новая обучающая система доказывает на практике, что эффективное обучение и интенсивный труд - два понятия, изменяющие,

стр. 35

преобразующие и вырабатывающие новое мышление у человека труда, помогающие переустроить мир. Обозначив идею Сенге о неразрывности существования труда и обучения, следует перейти к рассмотрению идеи мыслителя о внедрении и укоренении в повседневную жизненную практику основных обучающих дисциплин. О них более подробно речь пойдет дальше. Пристальное обращение внимания к обучающимся организациям было связано с тем, что для прогрессивно мыслящих людей стало ясно, что традиционные методы производства нуждаются в новой трактовке. Обучающаяся организация открывает множество идей, которые так необходимы обществу на данном этапе развития. Важно, чтобы идеи не пропадали в обыденной жизни, а создавался "способ обеспечения долговременного влияния новых идей "обучающейся организации" - это значит заложить в ее основу вдохновляющую совокупность идей и интеллектуальных инструментов" [7. С. 4]. Что же обучающаяся организация дает слушателям? Она дает слушателям то, что "философы называют "телеологическим объяснением" (от греческого telos - цель, задача), т. е. понимание того, чем мы пытаемся стать. Общее понимание цели вырабатывает общее предназначение, связанное с чувствами единства и оправданностью жизни" [7. С. 366]. Сама цель, поставленная в процессе труда, толкает человека вперед и делает любой труд осмысленным, важным и необходимым как воздух для работы легких. Цель подобна воздуху, вдыхаемому человеком ежесекундно. К поставленной цели необходимо стремиться и достигать ее во что бы то ни стало. Без цели, поставленной человеком, его жизнь становится бессмысленной, вялой и быстро завершается. Только цель и выработка стойкой жизненной позиции удерживают человека на жизненном пути, потому что достижение их приводит человека к более совершенному состоянию и удовлетворенности жизнью. "Главная цель обучающейся организации - это создание инструментов и процедур, которые смогли бы помочь в концептуализации представления о делах и проверке идей на практике. Люди на всех уровнях организации должны участвовать в создании цикла мышления, действий, оценки и размышления. Без этого никакое обучение не имеет ценности" [7. С. 363]. Внимание, обращенное к самоорганизующимся обучающим организациям, ведет к решительным изменениям традиционной западной культуры и к более комплексному подходу в изучении труда.

Практика жизни доказывает, а Сенге подтверждает, что традиционные методы развития производства требуют обновления. Мыслитель склонен полагать, что именно бизнес является центром

стр. 36

обновления, и приходит к созданию трудовых организаций нового типа, децентрализованных и неиерархических, нацеленных не только на успех, но также на благополучие и профессиональный рост работников. Он формулирует радикальные философские принципы корпораций, основанные на ценностях свободы и ответственности. Дух ответственности и свободы, выработанные мыслителем, приводят к более эффективному и плодотворному труду. Ими создается плавный переход от структурного труда, который используется в современной промышленности, к более успешному, самоорганизующемуся. При структурном труде работнику дается инструкция, как он должен выполнять работу, и он безукоризненно исполняет предложенную ему инструкцию, выработанную начальством, не используя свои творческие способности и умственный потенциал в трудовом процессе. При таком труде у работника отбивается всякий порыв к творчеству и изобретательности. Такой труд превращает его в придаток машины, послушно выполняющего инструкцию. Самоорганизующийся труд - это такой труд, где приветствуется личная инициатива, творческий подход к труду, где работник по собственной инициативе, самостоятельно выбирает набор принципов, методы работы, логистику и другие приемы для успешного выполнения работы. Работник, пользующийся методами самоорганизующегося труда, свободен от инструкции. Его свободный труд становится прародителем творческого, эффективного и более успешного труда. Философские принципы свободы и ответственности можно подтвердить следующим примером. Один водитель большой компании не пользовался картой маршрута, выработанной компанией, а выбрал свой маршрут доставки продуктов, прибегая к объездным дорогам вместо указанных компанией магистралей. Он сэкономил свое время и деньги компании и увеличил ее прибыль. Водитель своим поведением вел себя как хозяин компании и ответственно подходил к своей работе. А для того, чтобы сотрудники вели себя как хозяева и выполняли свою работу хорошо, добросовестно и ответственно, компания должна доверять им и поощрять их поведение. Компания предложила сотрудникам стать ее акционерами, т. е. сотрудникам предоставлялось право покупки акций компании по твердой цене. Создается возможность для работников чувствовать себя совладельцами компании, так как они получают денежные стимулы от овладения акциями. Компания создает для сотрудников такую производственную среду, в которой уделяется внимание не одному человеку, а всей команде, т. е. работа должна быть слажена и хорошо выполняться всей командой. На своем ра-

стр. 37

бочем месте трудящийся человек должен проявлять собственную инициативу, изобретательность и ответственность, что поможет ему сделать его работу более интересной, привлекательной и полезной.

Осуществление такого плавного перехода от структурного труда к самоорганизующемуся происходит под влиянием самоорганизующихся организаций. Самоорганизующаяся организация развивает системное мышление и интеллектуальные модели, которые становятся основными теоретическими разработками теории труда Сенге. Важно отметить, что самоорганизующаяся организация заменяет догмы, действующие в структурном труде: "управление, организация и контроль", на новые догмы, выдвигающие на первое место общее видение проблем производства, ценность и интеллектуальные модели, работающие в самоорганизующемся труде. Самоорганизующаяся организация буквально означает обучаться и практиковаться постоянно на протяжении всей жизни. Только при непрерывном потоке обучения можно добиться целей и успехов в созидании новой жизни. Под самообучающимися организациями понимаются различные компании, направленные на обучение, в которых происходит решительное изменение традиционной западной культуры производства.

В настоящее время происходит глобальное переустройство мировой экономики. В современном обществе именно бизнес способен предложить людям возможности жить иначе или лучше. Бизнес как активная деятельность обладает огромным потенциалом и возможностями для решения множества общественных проблем, сосредоточенных в производстве. Действительно, пришел век обновления и реорганизации трудовой деятельности. Это обновление связано с тем, что в быстроразвивающемся мире поощряется взаимозависимость мировых рынков и корпораций, каждого от всех и всех от каждого, а также большой рост потребления товаров и услуг, загрязнение окружающей среды, растущая дезинтеграция и неуправляемость процессов, происходящих в мире. Эти недуги общества представляют собой беспрецедентную угрозу для будущей жизни людей и требуются изменения. Поэтому следует многому научиться, чтобы успешнее управлять миром и привести его к лучшему состоянию. Этим изменениям помогает осуществиться обучение, преобразующее труд.

Главная идея книги "Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций" состоит не только в том, чтобы радикально переустроить трудовую организацию и отношение к труду, но и изменить способ мышления людей и взаимодействия с

стр. 38

другими людьми, что приведет к изменению политики и практики промышленного развития. Правильно полагать, что с изменением внешнего мира люди также изменяются. О новом типе человека рассуждали многие философы: Бубер, Фромм и Сенге в своем фундаментальном труде и другие. Нельзя не согласиться с философами в том, что с радикальной перестройкой трудовых организаций следует одновременно заняться радикальным изменением наших внутренних интеллектуальных моделей. "Радикальное изменение организации труда неизбежно ведет к переопределению должностных инструкций и к новым требованиям к мастерству и изменениям работников, а для этого нужны люди нового типа" [7. С. 10]. Как нам представляется, без людей нового типа не добиться структурных изменений в новом быстроразвивающемся мире. Этот новый тип людей формируется под влиянием обучения, направленного на создание нового отношения к труду.

Новый тип человека формируется обучающейся организацией, обучение которой строится на пяти дисциплинах и умениях. Пять дисциплин должны развиваться в единстве и целостности, в ансамбле с другими дисциплинами. Любопытным представляется тот факт в разработанной Сенге теории труда, что если соединить воедино пять обучающих дисциплин и умений, то получится не обучающаяся организация, а "новая волна совершенствования и экспериментирования". Проведем параллель между обучающимися организациями и инженерным открытием, таким как космический корабль. Это открытие стало называться технологическим, т. е. изобретение космического корабля совершило революцию в области технологии, а Сенге сделал новый прорыв в области труда, разработав обучающую систему, способную изменить мышление человека труда. Но поскольку речь идет об обучающихся организациях в обновленной теории труда мыслителя, то следует рассуждать не о технологиях, а о дисциплинах, которые также можно отнести к новой разработке в области труда. Под обучающими дисциплинами понимается ""не принудительный порядок" или "средства наказания", но совокупность теории и методов; их нужно усвоить, ими нужно овладеть и их нужно использовать на практике. Это путь развития, направленного на приобретение определенных умений и способностей" [7. С. 29].

В обучающейся организации приветствуется и поощряется групповое, коллективное обучение. Суть группового обучения составляют следующие дисциплины: 1) личностное самоусовершенствование, 2) размышления об интеллектуальных моделях,

стр. 39

3) создание общего (не навязанного) видения проблем, возникающих в производстве, 4) групповое или коллективное обучение, 5) системное мышление.

- Пятой дисциплиной обучающейся организации является системное мышление. Системному мышлению посвящена фундаментальная книга Сенге. Принято считать, что системное мышление есть коллективный процесс, приводящий к выработке общего решения, в котором нуждаются люди, участвующие в трудовой деятельности. Новая идея, разработанная Сенге, - это системное мышление, интеллектуальные модели и общее видение проблем производства, выработанное участниками трудового процесса Системное мышление называется самой главной дисциплиной из всех дисциплин обучающейся организации, которое способно объединить все другие дисциплины. К системному мышлению применимо понятие "метанойя" - изменение сознания, или другими словами, обучаясь, люди повышают свой творческий потенциал, который способен изменить как себя, так трудовую деятельность человека и его внешний мир. Слово "метанойя" передает глубокий смысл слова "обучение", поскольку обучение предполагает фундаментальное изменение сознания. Этот сдвиг сознания, или "метанойя", был детально исследован философом-экзистенциалистом Бубером.

Системное мышление приравнивается к искусству и определяется следующим образом: "Искусство системного мышления заключается в способности видеть за многообразием деталей, влияний и взаимодействий, которыми так богата реальная трудовая действительность, трудно распознаваемые сложные структуры. Сущность системного мышления состоит в умении разглядеть структуры и закономерности (шаблоны) там, где другие замечают только события и силы, на которые нужно реагировать. Фундаментальной проблемой всех заводов, фабрик и фирм является неспособность видеть за деревьями лес, т. е, как детали, так и общую структуру. Но без этого вы не сможете адекватно ответить на вызов бросаемый сложностью процесса и изменениями" [7. С. 139]. Приведенная цитата говорит о том, что участники трудового процесса в сложившихся производственных ситуациях должны видеть порождающие изменения глубинные структуры, сложившиеся в производстве. Системное мышление можно назвать инструментом упорядочения сложных систем и раскрытием причин и методов решения проблем. Таким образом, системное мышление необходимо для того, чтобы различать структуры, образующие основу как сложных производственных, так и непростых житейских ситуаций.

стр. 40

Мы не будем подробно заниматься описанием видов системных архетипов (принципа рычага, подмены рычага, пределов роста, обратной связи, подмены неувиденной проблемы, роста и недостаточные капиталовложения и т.д.), а ограничимся только их перечислением. Перечисленные "архетипы помогают нам видеть все большее число причинно-следственных циклов, образующих наш повседневный мир. Со временем это позволит нам мыслить и действовать более системным образом, но только отметим, что системным мышлением необходимо овладеть, чтобы различать структуры, образующие основу сложных ситуаций" [7. С. 126]. Итак, системные архетипы рождаются системным мышлением и оно - это новый поход к мышлению, при помощи которого люди начинают видеть механизмы обратной связи и овладевают системными архетипами. Процесс решения непредвиденных даже непредсказуемых структур или ситуаций, освобождение от них, способность или умение управлять ими и изменять их начинается с понимания структур, внутри которых действуют участники трудового процесса. Но некоторые структурные процессы или ситуации возникают снова и снова Эти типичные структуры, или архетипы систем, представляют собой ключ к умению опознавать действующие структуры, системные архетипы. Их можно сравнивать с основными высказываниями языка или простыми историями, которые повторяются неоднократно. Некоторое количество системных архетипов представляет в сжатом виде все многообразие трудовых ситуаций и выражается в короткой фразе, например "все опять возникает вновь", которая подразумевает под собой, какие меры должны предпринять участники трудового процесса для избежания возникших проблем в производстве.

- Помимо системного мышления одной из дисциплин обучающейся организации является личностное совершенствование. Как известно, люди - это трудовой капитал любого производства, и в нем действующей силой являются люди. Можно прийти к выводу, что если работник на производстве не стремится к личностному росту и технологическому развитию, то не будет никакого роста, никакого увеличения производительности и технологического развития. Любая трудовая организация, корпорация, компания или просто научное учреждение имеют силы в воплощении в жизнь своих целей только благодаря своим служащим, которые успешно обучаются во благо общего дела "Путь личного совершенствования предполагает развитие некоего умения "мастерства" в отношениях с вещами и людьми, но не в смысле доминирования или господства

стр. 41

(английское master - хозяин, господин, но и мастер, т. е. художник). Речь идет об особом уровне искусности, умения" [7. С. 152].

Личное самоусовершенствование содействует более усиленному переходу от структурного труда к самоорганизующемуся или, как Даниель Янкелович утверждает, происходит переход от "инструментального" к "сакральному" пониманию повседневного труда, т. е. он использует слово "сакральный" не в религиозном, а в социологическом значении, т. е. люди или объекты ценны не только своей полезностью, но и своим творческим отношением к труду. Для людей, наделенных способностью, склонных к личностному самоусовершенствованию, общему видению проблем производства и общим интеллектуальным моделям, сочетание трех дисциплин обучающейся организации приводит к успеху в труде, но если люди, выступающие в роли участников трудового процесса, не имеют способности достичь общего видения проблем производства и общих интеллектуальных моделей, они терпят крах в бизнесе и производстве. Все три дисциплины: личное самоусовершенствование, общее видение проблем производства, интеллектуальные модели сочетаются вместе и дополняют друг друга. В обучающейся организации для личного самоусовершенствования нужны следующие умения: 1) системно видеть и понимать мир, 2) размышлять о непредвиденных предпосылках, которые могут произойти, 3) уметь слушать других участников трудового процесса, 4) излагать свои мечты и цели другим, 5) внимательно относиться к тому, как другие видят мир и если это другая точка зрения, то учиться у них.

- Другой дисциплиной обучающейся организации являются интеллектуальные модели, о которых веками размышляли философы, постоянно возвращаясь к платоновской метафоре пещеры. Выразительным примером интеллектуальной модели стал рассказ "Новое платье короля". Подданным государства король представлялся добродетельным государем, заботившимся о благосостоянии своих подданных. Такова была интеллектуальная модель короля. В реальности интеллектуальная модель короля не отвечала требованиям и мечтам сограждан государства Этот рассказ стал классическим примером не о людской глупости, а об интеллектуальной модели, застилающей глаза людей. Резюмируя изложенное, можно сказать, что человек видит мир через призму интеллектуальных моделей.

Системное мышление не эффективно без интеллектуальных моделей, потому что одна устремляет свои силы на построение и выявление продуманных гипотез, а другая способствует изменению и корректировке гипотез с целью выявления серьезных причин,

стр. 42

возникающих в процессе производства. Поэтому системное мышление и интеллектуальные модели очень важны в сфере труда Разрешению любой проблемы способствует выработка определенной интеллектуальной модели, используемой для решения производственных проблем. Если у участников трудового процесса возникают проблемы в создании интеллектуальных моделей, то цель обучающейся организации состоит в том, чтобы "снабдить любого, кто столкнулся с некой конкретной проблемой, наилучшей интеллектуальной моделью. И все усилия подчинены тому, чтобы выработать наилучшие модели, которые смогут помочь в принятии наилучших решений" [7. С. 202].

- Следующей дисциплиной обучающейся организации является создание общего, коллективного (не навязанного) видения проблем, возникающих в производстве. Что же такое общее, коллективное видение проблем? Понимать эту дисциплину нужно так, что "без использования системного мышления дисциплина создания общего, коллективного видения обречена на неполноценность. Видение - это картина того, что мы хотели бы создать. Системное мышление объясняет, как нам удалось создать то, что имеем сейчас" [7. С. 241].

- Последняя дисциплина - это групповое, коллективное обучение. Оно является также одной из важных идей в построенной теории труда Сенге, который настаивает на том, что следует обучаться производственным умениям не в одиночку, а группой, потому что коллективный умственный потенциал обучающейся группы выше, чем у любого ее участника. В групповом обучении возникает общность целей, совместное видение проблем и понимание того, как взаимно дополнять и превращать усилия каждого в усилие всех.

Все виды обучающихся дисциплин характеризуются следующим высказыванием мыслителя: "Системное мышление, в свою очередь, нуждается в умениях и дисциплинах, позволяющих строить новое видение, вырабатывать интеллектуальные модели, организовывать групповое обучение и поощрять личное мастерство. Общее видение взращивает долговременные обстоятельства. Интеллектуальные модели помогают преодолеть зашоренность восприятия мира и способствуют открытости ума. Групповое обучение развивает способности стремиться к надиндивидуальным целям. А совершенствование личности равнозначно установке на постоянное обучение и на активное отношение к миру" [7. С. 31].

Надо полагать, что теория обновления труда Сенге создает новое видение разрешения проблем труда, которые возможно осуще-

стр. 43

ствить, только изменив мышление участников трудового процесса. Новое осмысление процесса труда через обновление, переустройство мышления человека труда приведет к более качественному его проявлению и совершит прорыв в построении лучшего общества.

Из вышесказанного следует подчеркнуть следующую идею исследования данной статьи, которая состоит в том, что мыслитель занялся переустройством старого видения труда на новое, т.е. структурный труд заменяется на самоорганизующийся. И это новое видение труда заключается в том, что труд был материальной ценностью или, как Янкелович назвал его - "инструментальной ценностью", а теперь люди переходят к осознанию "внутренней" его ценности, выходящей за пределы прокормления, чувства ответственности, крыши над головой или жилища. Этот новый важный момент в осознании труда был также подтвержден, раскрыт и получил свое дальнейшее развитие в фундаментальном труде Сенге. Таким образом, переход от структурного труда к самоорганизующемуся - новый и более успешный этап в развитии труда. При новом современном понимании труда старые его приоритеты теряют силу, а набирают мощь такие параметры труда, которые включают в свой арсенал инструментальные модели, общее видение (не навязанное) проблем труда, присущие всем участникам производственного процесса. Из вышесказанного следует заключить, что новизна и выводы данной статьи заключаются в философской рефлексии подхода Сенге как современного представления о труде. Им разработана теория перехода от структурного труда к самоорганизующемуся. На данном этапе развития постиндустриального общества этот переход неизбежен в своем осуществлении.

В заключение следует привести дальновидные и, можно сказать, пророческие слова мыслителя о будущем значении обучающихся организаций: "Обучающиеся организации сами могут оказаться своего рода рычагом для решения сложных проблем, стоящих перед человечеством. Для создания обучающихся организаций нужны люди, способные воспринимать мир как системные мыслители, которые работали бы над совершенствованием собственной личности и умели бы совместными усилиями выявлять и перестраивать интеллектуальные модели. С учетом роли деловых организаций в современном мире это может оказаться одним из важнейших шагов к тому, чтобы "переписать код", изменить не только наши идеи, но и сами способы мышления. В этом смысле обучающиеся организации могут стать инструментом, обеспечивающим не только

стр. 44

эволюционное развитие организаций, но и развитие человеческого разума" [7. С. 380].

Резюмируя наши рассуждения и исследования о новом философском обосновании труда, необходимо отметить, что труд - это смысл жизни человека и его образ жизни. По словам Макса Вебера, труд стал главным фактором системы "мирского аскетизма". Труд так же как игра, любовь, властолюбие, смерть и т.п. выступают в философии как основные грани человеческого бытия и являются продуктами социального процесса. В связи с этим автор данной статьи полагает, что перечисленные грани человеческого бытия, особенно труда, требуют более пристального внимания философов, социологов, психологов, антропологов, педагогов и других ученых смежных с философией профессий с целью выявления и раскрытия новых граней и особенностей труда. От их успешной научной деятельности зависит прогрессивное развитие общества, которое будет обеспечено людям благодаря их усилиям. Тогда все благие намерения и планы ученых, исследующих и занимающихся проблемами труда, осуществятся в будущем при непосредственном вкладе ученых разных областей знания, особенно философов, в комплексное изучение и разработку проблем труда, где им отводится роль систематизаторов всех выработанных теорий труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аренды Х. Vita Activa или о деятельной жизни. СПб., 2000.

2. Кант И. Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. М., 1994.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. М., 1955.

4. Там же. Т. 25. Ч. II.

5. Mills Ch. White Collar. New York, 1951.

6. Новичкова Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М., 2001.

7. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. Харьков, 2006.

8. Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2010.

9. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРИЯ-ОБНОВЛЕНИЯ-ТРУДА-ПИТЕРА-СЕНГЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. А. Новичкова, ТЕОРИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ТРУДА ПИТЕРА СЕНГЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРИЯ-ОБНОВЛЕНИЯ-ТРУДА-ПИТЕРА-СЕНГЕ (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. А. Новичкова:

Г. А. Новичкова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
1321 views rating
16.09.2015 (2146 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТЕОРИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ТРУДА ПИТЕРА СЕНГЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones