Libmonster ID: RU-9133

1. Основные характеристики теории познания

Проблемы теории познания зависят от уровня развития общества, науки и культуры. Эти проблемы рассматриваются в работах Спиркина А. Г., Алексеева П. В., Панина А. В., Лекторского В. А. и др. Традиционные составляющие теории познания - истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное, формы человеческого мышления и т.д. Теория познания (или иначе: гносеология, эпистемология) - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В теорию познания входит также задача изучения научного познания, эмпирического и теоретического знания, методов научного познания. Существует еще познание обыденное, художественное, религиозное и т.д. К центральным задачам гносеологии относят: обоснование достоверности познания, раскрытие многообразия средств познания действительности, выявление различных форм и методов познавательной деятельности, критику агностицизма [2. С. 16].

В русском языке термин "знание", равно как и "познание", несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле [7. С. 73].

Философская теория познания тесно переплетается с нефилософскими науками, также изучающими познавательную деятельность человека: психологией (в частности, когнитивной психологией), нейрофизиологией, кибернетикой, формальной логикой,

стр. 93

языкознанием, семиотикой, структурной лингвистикой, теорией информации, историей культуры, историей науки и т.д.

Процесс познания является творческой деятельностью субъекта, направленной на достижение достоверных знаний о мире. Он происходит в результате взаимодействия индивидуальной (или коллективной) психики людей с внешней средой. Научная гносеология основана на 3-х принципах - отражения, деятельности и развития. Отражение, деятельность и развитие как основные мировоззренческие категории выполняют в гносеологии ориентирующую и регулятивную функции [2. С. 15]. Практика является критерием результатов познавательной и творческой деятельности. Разъяснение проблем гносеологии находит свое отражение в практической деятельности людей [2. С. 13].

Человек познает мир через объекты, свойства и отношения [8]. Почти каждая логическая задача связана категориями вещи (объекта), свойства и отношения. Философские категории обычно определяются через соотнесение друг с другом. Каждый объект обладает определенными свойствами или находится в определенных отношениях с другими объектами. Рассматривая совокупность вещей (объектов), можно определить свойство как нечто общее, присущее всем вещам данного класса. Существенные свойства точно определяют вещь, с их исчезновением перестает существовать и сам объект. Вещь в философии определяется как система свойств, а свойство - нечто общее для всех вещей.

В теории познания существует понятие отношения, имеющего объективный характер. "Отношение есть связь, в которую мышление ставит или которую мышление находит между содержаниями сознания" [8. С. 48]. Мышление человека, направленное на познание вещей, ищет реальное отношение предметов, существующих независимо от познающего субъекта. Отношения как взаимосвязи между вещами могут существовать между фактами сознания и устанавливаться самим человеком. "Т.о., если независимо от нашего сознания существуют материя, вещи, то объективно, вне нашего сознания существуют и отношения между вещами. Мышление может лишь открывать эти отношения в вещах, а не устанавливать их. Отношения не менее объективны, чем вещи и свойства" [8. С. 49]. Философские категории вещи, свойства и отношения являются тройственными, образуют систему, определяются друг через друга и переходят друг в друга, причем вещь занимает центральное местоположение. "Через категорию вещи непосредственно определяются категории свойства и отношения, и в то время как категория свойства определяется с

стр. 94

помощью категории отношения и наоборот опосредованно, через категорию вещи" [8. С. 52]. Если элементы, между которыми существуют отношения, одинаковы в вещах, то мы имеем одну и ту же вещь. Принцип аналогии основан на том предположении, что одно и то же отношение или свойство может присутствовать в различных вещах. В процессе мышления субъектобозначает вещь, а свойство, которое ей приписывается - предикат. Отношение тоже можно выразить через предикат, который приписывают сразу двум или нескольким вещам вместе и ни одной в отдельности. Вещь определяют как систему свойств, а систему - как совокупность отношений или, упрощенно, одно сложное отношение. Следовательно, вещь можно представить как "отношение свойства". Классификация отношений включает такие отношения, как тождество, равенство, неравенство, больше, меньше, а также рефлективность, симметричность, транзитивность. Отношения бывают точечные, линейные, многомерные. Под свойствами понимают линейные (одномерные), двухмерные, многомерные, точечные.

В основе процесса познания лежат субъектно-объектные отношения, в которых субъект является инициатором познавательного процесса. Как правило, субъектом выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями. Объект - это то, что познается, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта Субъект и объект - парные философские категории, субъект всегда предполагает объект и наоборот. Таким образом, знание - это результат взаимодействия объекта и субъекта. Истина как соответствие нашего представления об объективной реальности выступает в качестве универсальной цели познания.

Предметом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения и специфика научного и обыденного (повседневного) знания и других видов познавательной деятельности человека. "Сам процесс познания трактуется как процесс освоения субъектом объекта, причем субъект является активной стороной в этом процессе. Знание зависимо от субъекта по крайней мере в трех аспектах: во-первых, оно не существует иначе, как в голове человека, являющегося субъектом познания; во-вторых, знание возникает и развивается в результате активной деятельности субъекта по освоению окружающего мира и фиксируется в формах этой деятельности; в-третьих, полнота и степень соответствия знания объективной действительности зависит от уровня развития познавательных способностей субъекта" [2. С. 92].

В познавательном процессе выделяют чувственный (эмпириче-

стр. 95

ский) и рациональный (теоретический) уровни освоения действительности. Чувственное познание, состоящее из ощущения, восприятия и представления, подразумевает непосредственное взаимодействие субъекта и объекта. Полученные в результате знания характеризуются конкретностью, ситуативностью и субъективностью. Рациональное познание, содержащее понятие(воображение), суждение (отражение связей между предметами) и умозаключение (логические выводы), предполагает объективное обобщение и возможность передачи индивидуальных знаний.

Психика человека состоит из сознания и сферы бессознательного. Познавательная деятельность человека непосредственно связана с психикой человека. Из основных положений теории познания известно, что психика как способность высокоорганизованной материи отражать действительность подразделяется на сознание и бессознательную деятельность. Сознание можно рассматривать как совокупное знание. Без знания нет сознания [2. С. 103]. "Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческим преобразованием действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии" [3. С. 235].

Область психической деятельности очень условно можно подразделить на четыре сферы:

1. когнитивно-познавательную или логическую;

2. мотивационно-волевую или ценностно-смысловую;

3. телесно-перцептивную - первичная информация о внешнем мире;

4. эмоциональную - инстинкты, эмоции, чувства.

Первая и вторая компоненты соответствуют сверхсознанию или реальному сознанию, а третья и четвертая компоненты могут соответствовать области бессознательного.

Познавательная способность в свою очередь состоит из чувственно-сенсативной (3-я и 4-ая - т.е. ощущение, восприятие и представление) и абстрактно-мыслительной или рациональной (1-я и 2-я - т.е. способности к формированию понятий) сфер. Также в число названных познавательных способностей входят память и внимание. Как подсистема когнитивной сферы сознания выступает понятийное мышление, отражающее объективный мир в понятиях, теориях, суждениях. "Мышление - это процесс оперирования чувственными и гносеологическими (понятийными) образами с

стр. 96

целью выработки новой познавательной информации" [2. С. 103]. К формам мышления относят понятие, суждение, умозаключение. "Мозг как макроструктурная природная система, состоящий из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания" [2. С. 241].

Сознание человека не является исчерпывающей формой психической деятельности человека. Наряду с ним существует не менее разнообразный спектр бессознательного - "совокупность психических структур, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания" [2. С. 245].

Наиболее интересна с гносеологической позиции интуиция. Интуиция является особым механизмом познания на уровне бессознательных структур психики. Под интуицией понимают "предвидение некоторых событий, мгновенное схватывание существа проблемы и решение ее без дискурсивного мышления" [2. С. 107]. А. Эйнштейн писал: "К установлению новых законов в физике идет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция" [2:107].

Также к бессознательному относят инстинкты, запороговое отражение, автоматизмы, сновидения, гипнотические состояния и т.д. Бессознательная и сознательная деятельности психики человека активно взаимодействуют в процессе познания. Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека. Бессознательное может влиять на поведение людей и воздействовать на сознание. Автоматизмы и интуиция зарождаются с помощью сознания, а затем погружаются психикой в область бессознательного. Автоматизмы - сложные действия человека, находящиеся первоначально под контролем сознания, но в результате многократного повторения приобретающие бессознательный характер - игра на музыкальных инструментах, плавание, езда на велосипеде, профессиональные трудовые навыки и т.д. [3. С. 245]. Интуиция - это способность постижения истины или получения нового знания без обоснования с помощью доказательств [2. С. 302]. Интуитивной способности человека присущи: неожиданность решения задачи, неосознанность путей ее решения, непосредственность постижения истины. Французский математик А. Паункаре писал: "Логика... есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретения" [2. С. 314].

Изучением взаимосвязи бессознательного и сознания в психике

стр. 97

человека занимался австрийский ученый З. Фрейд (1856 - 1939). Он считал, что комплексы людей могут вытесняться из сознания в бессознательное и становиться причиной психических болезней. На основе анализа природы человеческих комплексов и их терапевтического лечения с 1895 г. Фрейд разрабатывал метод психоанализа - лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Фрейд занимался лечением больных с тяжелыми психическими расстройствами. В 1990-х гг. ученый выдвинул теорию строения психики как энергетической системы, в основе которой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными влечениями, отождествляя бессознательные процессы с инстинктами [1]. Он полагал, что все душевные процессы, в сущности, бессознательны, преувеличивая бессознательное начало в системе психических структур. Фрейд пытался расширить сферу применения психоанализа на творческие области деятельности людей. На основании современной теории познания можно сделать вывод, что Фрейд преувеличивал соотношение бессознательного и сознательного в психике человека в гносеологическом и психологическом аспектах, а также в мотивации поведения людей. В работах ученого не получил должного отражения вопрос о важности социального фактора в формировании сознания и развитии сознания и психики человека [3. С. 248]. Сознание в целом способно контролировать бессознательное и определять общую линию поведения человека. Социальное поведение человека определяется его сознанием. В генезисе человека бессознательное и сознательное составляют первую и вторую стадии ее развития и формирования. Бессознательное и сознательное являются самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Они взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют и способны достичь гармонического единства. Сознание способно определять и контролировать поведение человека. Тем не менее в бессознательном содержатся огромные возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно в творческой области. [3. С. 250].

В результате воздействия внешних факторов на центральную нервную систему в психике человека посредством ощущения и восприятия формируются субъективные представления или образы объективного мира. Ощущения можно рассматривать как объект, а мыслительную деятельность как субъект, поскольку мышление выступает источником познавательной деятельности.

Процесс познания описан у Спиркина А. Г. следующим образом:

стр. 98

"Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя "следы" в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение... В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление - это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением. Познание невозможно без воображения: оно есть свойство человеческого духа величайшей ценности... Воспроизведение образов осуществляется силой воображения произвольно и без помощи непосредственного созерцания, чем эта форма появления представлений отличается от простого воспоминания, которое не обладает такой самодеятельностью, но нуждается в живом созерцании и допускает непроизвольное появление образов" [7. С. 95]. К познавательным формам и процессам относят ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

По конечному результату познание - отображение действительности, в результате процесса познания происходит активное воспроизведение внешнего мира субъектом, направленное на отражение характерных черт внешнего мира. Следовательно, знание - не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а результат активной познавательной и практическо-преобразовательной деятельности самого объекта [2. С. 96]. Результатом процесса познания должно стать адекватное отражение реальности, зафиксированное в знаниях. Процесс коммуникации осуществляется только на языке и обязательно проходит через сознание.

2. Теория личностного знания М. Полани

Теорией познания и процессом создания знания занимались многие философы, ученые, общественные деятели, экономисты. Одним из них является Майкл Полани (1891 - 1976), родившийся

стр. 99

в Венгрии, специалист в области физической химии, в 50-х годах решивший посвятить свои усилия социологии и отдельным аспектам процесса научного познания. В 1917 г. М. Полани получил степень доктора химии, с 1933 по 1948 гг. занимал место профессора физической химии в Манчестерском университете (Англия), а в 1948- 58 гг. - профессора социальных наук [1]. Майкла Полани относят к английским философам.

М Полани в своей книге "Личностное знание" (Personal Knowledge. Towards a Post-Critical Philosophy, 1958) предпринимает попытки исследовать способы получения научного знания на основе примеров открытий и изобретений в биологии, химии, физике, физиологии, астрономии, психологии, социологии. Книга является обобщением мировоззрения ученого, и в основу ее легли лекции, прочитанные в 1951 - 52 годах в университете г. Абердин (Великобритания), а также научные статьи, опубликованные в различных журналах 1952 - 1957 годов. Перевод данного труда на русский язык был осуществлен неполностью и сделан разными переводчиками: части I (главы 1 - 4) - Гнедовский М. Б., Смирнова Н. М., части II "Tacit Dimention" ("Неявный компонент") и III (главы 5 - 9) - Старостин Б. А. Остались непереведенными половина 6 главы и 7 глава II книги - "Conviviality" ("Дружелюбность, веселость"), IV часть - "Knowing and Being" ("Познание и Бытие"). Сам же автор в целях полного осознания смысла написанного настаивал на полном издании книги без сокращений.

Само понятие "tacit knowledge" (в переводе "неявное знание") Полани не употреблял. Он писал о "tacit sharing of knowledge", "network of the tacit interaction on which the sharing of cultural life depends" [13. C. 203], "tacit coefficient (mimetic) of speech are transmitted by inarticulate communications" [13. С. 206]. Словосочетание "latent (скрытый, непроявившийся) knowledge" было использовано при описании умения крысы ориентироваться в лабиринте [6. С. 74; 13. С. 335]. "I accept the responsibility for drawing an ever indeterminate (неопределенный, неопределимый) knowledge from unspecified clue" [13. C. 336]. Процесс познания он описывает как "активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее искусства. Акт познания осуществляется путем упорядочения ряда предметов, которые используются как инструменты или ориентиры, и их оформления в искусный результат, теоретический или практический... В этом случае наше осознание этих предметов является периферическим по отношению к главному фокусу сознания той цельности, которую мы постигаем" [6. С. 18]. Инструменты или ориентиры "предпо-

стр. 100

лагают определенное изменение индивидуальной деятельности", что "определяет личностное участие познающего человека в актах понимания". Получаемое при этом знание объективно, "поскольку позволяет установить контакт со скрытой реальностью" [6:19]. Термин "личностное знание" описывает "своеобразный сплав" личностного участия человека в актах познания и объективного характера знания в целом [там же]. В предисловии к книге Полани объясняет и смысл названия книги: "Личностное знание - это интеллектуальная самоотдача. Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный акт познающей личности и что эта добавка - не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. В конечном счете эти убеждения (allegiance) поддерживаются лишь моей собственной к ним приверженностью (conviction), и это единственное их основание (warrant), которое я могу предложить читателю" [там же]. Высказанные в данной работе суждения Полани крайне субъективны, автор пишет в Предисловии: "Все мои утверждения (affirmations), которые вы найдете в этой книге, - это только мои личные свершения, плоды моей личной самоотдачи (personal commitments). Они претендуют только на это" [там же].

В своей работе Полани вводит в теорию познания свою терминологию и иную трактовку понятия "знание", предлагая "новый идеал" (ideal) знания - личностное знание. Полани не исключает противоречия, поскольку "подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным" [6. С. 19]. "Предприняв попытку углубиться в основы научного знания, я был вынужден поставить широкий круг вопросов, выходящих далеко за пределы науки" [6. С. 18]. Полани так раскрывает процесс познания: "Перед нами подлинный образ науки в процессе ее возникновения от первоначального состояния неопределенности и догадок до стадии все большей точности и достоверности" [6. С. 238].

По мнению ученого, явный компонент знания выражается в словах и носит объективный характер, но при любых познавательных процедурах человек использует неявный компонент знания (tacit dimension, the tacit), т.е. не может выразить свое знание словами, когда передает навыки в области мастерства, искусства, наработанных автоматизмов. Неявный компонент знания как навыки работы с каким-либо объектом может быть передан только посредством личных контактов, а логико-вербальные средства при этом играют вспомогательную роль. Отмечая важность личных контактов, философ ввел в научный оборот понятие "научное сообщество". "Все

стр. 101

содержащееся в науке знание не известно ни одному отдельному лицу... Никто не знает из науки больше определенного фрагмента. По поводу всего остального приходится полагаться на взгляды, принятие опосредовано на основании авторитета сообщества людей, официально признанных учеными" [6. С. 235]. Таким образом, Полани стоял на позициях существования исключительно личностного знания, субъективного характера знания, необходимости непосредственных контактов с учеными для формирования и оценки научных теорий. Во времена развития телекоммуникционных и информационных технологий данное утверждение устарело.

Полани полностью отрицает объективный характер знания как адекватного отражения действительности. Однако В. П. Алексеев отмечает, что несмотря на то, что знания создаются субъектом с целью дать адекватное отражение объекта, следовательно, "знание обязательно включает в себя объективный момент, который в силу практической обусловленности познавательного процесса является в конечном счете определяющим" [2. С. 99].

Следует отметить, что сам Полани не вводил понятие "скрытое, неявное знание" (tacit knowledge), которое нашло широкое распространение у его так называемых последователей которое и противоречит определению знания как объективного отражения реальности, поскольку объективное отражение существующего мира скрытым от людей, творчески создающих это отражение, быть не может. Часть II книги называется "The Tacit Component", а не "Неявное знание", как это напечатано в русском переводе книги. Как уже говорилось, книгу Полани переводили на русский язык разные переводчики, что, очевидно, сказалось на точности перевода отдельных терминов. Так, словосочетание "the balance of mind" переведено как "равновесие между личностным и безличным знанием" [6. С. 105]. Полани отмечал неявный компонент речи - tacit coefficient of speech. Он писал: "Лишь с помощью неявного компонента знания (tacit coefficient) мы вообще можем что-либо высказать относительно опыта" [13. С. 127].

В соответствии с теорией познания знание проходит через сознание людей и выражается на естественном языке. "Скрытый компонент знания... есть необходимое условие того, что мы вообще можем применять артикулированные термины к описываемой этими терминами предметной области" [6. С. 243].

Полани писал о переводе неявных компонентов знания в явные следующее:

"Несколько раз повторяющееся выше рассуждение по поводу

стр. 102

роли неявного, молчаливого фактора (the tacit) в формировании членораздельного, отчетливого выражения знания останется туманным до тех пор, пока мы не определим тот процесс, посредством которого неявный компонент знания взаимодействует с явным (the tacit cooperates with the explicit), личностный - с формальным. Однако к лобовой атаке на эту проблему мы еще не готовы. Предварительно нам нужно рассмотреть три основные области, характеризующиеся различным предельным соотношением речи и мысли, а именно:

(1) Область, в которой компонент молчаливого неявного знания (the tacit) доминирует в такой степени, что его артикулированное выражение здесь, по существу, невозможно. Эту область можно назвать "областью невыразимого" (the ineffable domain).

(2) Область, где названный компонент существует в виде информации, которая может быть целиком передана хорошо понятной речью, так что здесь область молчаливого знания совпадает с текстом, носителем значения которого оно является.

(3) Область, в которой неявное знание и формальное знание (в оригинале "the tacit and the formal") независимы друг от друга. Здесь возможны два принципиально разных случая, а именно: (а) случай дефектов речи, обусловленных деструктивным воздействием артикуляции на скрытую работу мысли; (б) случай, когда символические операции опережают наше понимание и таким образом антиципируют новые формы мышления. Как об (а), так и о (б) можно сказать, что они составляют части области затрудненного понимания" [6. С. 128]. Таким образом, Полани не делал вывода о полностью осуществимой возможности перевода неявных, подразумеваемых образов и представлений из бессознательного в сознание человека с последующим речевым выражением.

Полани не определял знание как неявное, молчаливое - "tacit". Сам термин "неявное знание" возник при переводе книги на русский язык, а также в работах ряда экономистов спустя десятки лет после появления самой книги. Сторонники понятия "неявное знание" понимают под ним знания, находящиеся в головах сотрудников компании, информацию, содержащуюся в сфере бессознательного и недокументированную информацию. Употребив словосочетание "ineffable knowledge", что значит "невыразимое, несказанное, неописуемое, невыражаемое знание", Полани делает оговорку: "Сказанное мною о невыразимом знании (ineffable knowledge) не следует понимать буквально или интерпретировать как мистический опыт... саму попытку сказать нечто о невыразимом (the ineffability) можно счесть логически бессмысленной... Поэтому то, что я называю

стр. 103

невыразимым, может означать просто нечто такое, что я знаю и могу описать лишь менее точно, чем обычно, или вообще очень смутно" [6. С. 129].

Также он указывал на различные формы знания:

* строго фиксируемые (specifiable forms of knowledge) - рутинное применение уже имеющегося знания, которое совершается внутри имеющегося массива знаний;

* не вполне фиксируемые - (unspecifiable forms of knowledge) - эвристические акты, действия изобретателей или открывателей, требующие оригинальности и даже гениальности, создающие некоторое приращение знаний [6. С. 114].

Согласно Полани, невыразимость знания (the ineffability) - это неспецифиицруемость личностного знания вследствие невозможности его полной артикуляции или неполная артикуляция, т.е. выражение на естественном языке [6. С. 129]. К этой области Полани относит навыки, инстинкты, интуицию, творческие озарения, например: езда на велосипеде, плавание, процесс опознавания вещей.

В главе "Операционные принципы языка" Полани пишет, что "рассматриваемый здесь переход от неявного знания к артикулированному ограничен изъяснительными формами речи, т. е. теми, которые используются для фактических утверждений" [6. С. 115]. Неявное знание в тексте оригинала обозначается как "the tacit", a артикулированное - "the acticulate". Процесс применения языка к описанию предметов и явлений содержит личностный компонент. "Лишь с помощью неявного компонента знания (богатства родного языка) мы вообще можем что-либо высказать относительно опыта" [6. С. 127].

Скрытым (латентным) Полани называл не знание, а процесс "научения" (latent learning) - "психологическую реорганизацию воспоминаний о прошлом опыте" [6. С. 121]. Полани выдвинул идею о существовании двух типов знания - явного или центрального (explicit), считающегося объективным, и невыраженного или периферического (subsidiary), которое человек не может однозначно выразить словами - искусство, мастерство, навыки. Полани пришел к выводу о существовании двух способов научного познания объекта:

1. целостный, достигаемый путем изучения функционирования объекта;

2. анализ составляющих внутреннюю структуру объекта. Элементы объекта, наблюдаемые боковым зрением, будут находиться в зоне периферического понимания их действия субъектом.

стр. 104

В своем труде Полани употреблял понятия: "subsidiary awareness of particulars", переводимое как "периферическое сознание", и "focal awareness", в переводе: "фокусированное восприятие". [6. С. 127, 136]. "Искусство познания и искусство действования, оценка и понимание значений выступают как различные аспекты акта продолжения нашей личности в периферическом осознании предметов, составляющих целое" [6. С. 102]. Периферическое (subsidiary) или инструментальное знание "есть знание некоторых конкретных предметов, которые осознаются нами не сами по себе, а лишь посредством их вклада в постижение (осмысление) того целого, на котором сосредоточено наше внимание" (квалификация специалиста-ученого, мастерство профессионального исполнения, топографическое понимание) [6. С. 131]. Фокусированное восприятие во всех случаях предполагается осознаваемым, тогда как "восприятие на периферическом уровне может изменяться в широких пределах, начиная с уровня полного осознания и кончая уровнями, всецело сознанию недоступными" [6. С. 136]. "Логические антиценденты (предпосылки) неформализованного психического процесса, такого, как обнаружение факта, или, говоря конкретнее, научного факта, инструментально постигаются в самом акте их применения, причем, как только они стали известными фокально, их можно применять, реинтегрируя их в данный процесс, чтобы они способствовали улучшенному выполнению" [6. С. 234].

Согласно Полани, наша способность восприятия подразделяется на фокусную и периферическую. "Разум - это... то, на чем сфокусировано наше сознание, в то время как периферически мы воспринимаем его проявления" [13. С. 127]. Неявный, неформализованный или невыраженный компонент познавательной деятельности субъекта является необходимым для обоснования логических центральных форм знания. Оба типа знания находятся в отношении логической дизъюнкции. Процесс познания - это постоянное расширение неформализованного типа знания с его включением в центральное фокальное знание [6. С. 8].

На странице 133 отечественного выпуска книги словосочетание "some lengh of the ineffable" не совсем точно переведено как "природа молчаливого знания". Однако Полани пишет: "Утверждение о наличии у меня такого рода знания (ineffable) вовсе не означает, что я вообще не могу о нем говорить; оно означает лишь, что я не могу говорить о нем адекватно... Представленные мною выше соображения того, что конкретное содержание нашего знания, как правило, не поддается членораздельному языковому выражению, помогают уяснить

стр. 105

истоки недостаточности нашей способности к артикуляции того, что мы знаем" [6. С. 134]. Он пишет, чтонельзя "свести все психические процессы к чему-то не имеющему характера мышления" [там же]. Следовательно, мышление лежит в основе процесса познания. Рассматривая на множестве примеров связь и логический разрыв между неформальными актами утверждения и открытия, он приходит к выводу, что они представляют неформализуемые психические решения [6. С. 270].

"Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти (passion - скорее всего энтузиазм)". Автор исследует психический процесс поиска истины. "Принцип, определяющий акты эвристического выбора в процессе научного исследования, был выше охарактеризован мной как ощущение растущей близости скрытой истины, сходное с тем чувством, которое направляет нас в попытках мысленно нащупать в нашей памяти забытое имя... каждый акт выбора в эвристическом процессе является недетерминированным в том смысле, что он есть всецело личностное суждение... Личностное участие полностью компенсируется тем фактом, что в своих действиях они подчинены универсализму скрытой реальности, к которой стремятся приблизиться" [6. С. 316]. "Личностное подчинено требованиям, которое оно само признает как нечто от него независимое, оно не субъективно; но поскольку есть действие, руководимее индивидуальными страстями, оно и необъективно. Оно преодолевает дизъюнкцию между субъективным, и объективным" [6. С. 300].

В своей эпистемологической работе Полани стремится выявить роль человеческого фактора в науке, заявляя, что "в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности" [6. С. 19]. Субъективные взгляды Полани, основанные на утверждении, что знание может быть получено только отдельными личностями и должно иметь личностный характер, что процесс творчества неформализуем, не отражают всей объективности характера знания, тогда как знание может существовать в личностной и общественной (социальной, коллективной) формах. В. А. Лекторский в предисловии к книге "Личностное знание" отмечает, что понятие научного знания шире индивидуальных навыков, восприятий, ассоциаций, научное знание (слитность знания и переживания) существует в общественном сознании, а личностное знание - в индивидуальном сознании и неотделимо от личности [6. С. 14].

Как правило, научные идеи и теории, выдвинутые отдельными

стр. 106

личностями и представляющие научную ценность для общества, перестают им принадлежать, обретают самостоятельное существование и превращаются в достояние общества [2. С. 95]. Социальная субъективизация познавательного процесса заключается в объективизации знания, превращении его в общественное достояние [2. С. 93].

Выводы

1. Полани считается одним из основателей западной социологии познания, исследовавшим вопросы научных школ, традиций, внутринаучных коммуникаций, психологии научного творчества. Он предлагает свое понятие знания при отсутствии критериев его достоверности и объективности и рассматривает на множестве примеров психологический процесс получения знания отдельной личностью.

2. В своей работе он подробно осветил роль навыков, мастерства, практических научных знаний, важность объединения процессов профессионального образования и научного исследования. Полани также стремился исследовать влияние социально-культурных факторов в развитии науки.

3. Полани представляет смысл научного исследования в проникновении во внутреннюю рациональность и объективную структуру реальности. "Целью анализа (процедуры научных исследований) было обнаружение некоторого сформулированного правила, позволяющего выводить достоверные общие суждения из наличных эмпирических рассуждений" [6. С. 240]. "Научные открытия достигались страстными и напряженными усилиями сменявших друг друга поколений великих людей: эти люди сумели покорить все современное человечество силой своих убеждений" [6:246]. "Наука есть система убеждений, к которой мы приобщены" [там же]. Ученый основывается на субъективных личностных оценках научных фактов, не учитывая связи с практикой и объективной реальности.

4. Полани показывает логический разрыв между фактами и научными открытиями и их теоретическим обоснованием, который преодолевается с помощью неформализуемых форм мышления (озарения, интуиции, степени проникновения в проблему), и невозможность создания формализованной схемы научного открытия. По его мнению, даже наиболее полная формализация логических операций включает в себя неформализуемый неявный компонент.

стр. 107

Полани хотел "деперсонализировать интеллектуальные психические процессы" [6. С. 263] и "неформализуемые интуитивные психические решения" [6. С. 270].

5. Лекторский пишет, что Полани был автором эпистемологической теории неявного компонента знания. Неявные аспекты подсознания или область бессознательного составляют глубинный слой психики, на котором находится сознание, обладающее способностью передавать знание. Вера у Полани заменяет социальное обоснование знания и является наиважнейшим критерием истины.

Но бессознательное не обладает способностью передавать знание, так как. знание выражается на языке. Тем не менее Алексеев и Панин отмечают, что интуитивное мышление протекает на бессознательном уровне психики со скоростью, во много раз превышающей скорость мыслительного процесса. Следовательно, выразить составляющие нашего подсознательно неявного мышления вербально невозможно.

Знание - итог познавательной деятельности человека. А познание - отражение реального мира. Алексеев и Панин пишут: "Именно тот факт, что знание является продуктом деятельности субъекта и определяет наличие субъективного момента в знании... Однако поскольку деятельность субъекта направлена на объект и преследует своей целью адекватное отражение объекта, содержание знания обязательно включает в себя и объективный момент" [2. С. 99]. В процессе объективации знания происходит его превращение в обищтвенное достояние. Полани утверждает, что наука движется за счет личностного или субъективного знания и абсолютизирует его. "На протяжении всей книги я настойчиво стремился к одному: я стремился показать, что всякий акт познания включает в себя молчаливый и страстный вклад личности... представляет собой необходимый компонент всякого знания вообще" [6. С. 319]. Лекторский делает вывод, что, согласно М. Полани, основу научно-технического прогресса составляет личностное проникновение ученого в суть исследуемой задачи. Полани отрицает объективность, а объективность - основа знания. Его учение идет вразрез с понятием знания как объективного отражения действительности. Ему свойственно преувеличение роли личностного знания индивидуумов, субъективность в определении понятия знания и оценке достоверности знания на основе веры и устремленности ученого. Полани не рассматривал в своей работе коллективные формы сознания и понятие научного знания.

стр. 108

Освещая точку зрения современных отечественных философов, следует отметить, что

Алексеев и Панин в учебнике философии описывают научное знание как пирамиду, основанием которой служит опыт, эмпирические данные, вершиной - самые абстрактные идеи, а середину занимают теории меньшей степени важности [3. С. 110]. Частное же знание (или личностное) лишь поставляет материал для решения общенаучных и мировоззренческих проблем. Научный прогресс достигается только при оценке эффективности уже полученных знаний. Полани же полагал, что знание создает только индивидуум, он отрицал объективность знания, полученного в процессе наблюдения и обобщения и проверенного не практике, а объективность - это основа знания. Объективность знаний оценивается в соответствии с теми положениями, которые существуют в мире в настоящий момент. Полани отрицал, что знания создаются всем мировым сообществом ученых. Полани писал работу в то время, когда не было Интернета, мирового информационного пространства, информационно-коммуникативных технологий и электронного обучения.

Предложенное Полани понятие "неявного знания", или знания отдельных индивидуумов, не облеченное в приемлемую для передачи форму, в настоящий момент нашло широкое отражение в трудах современных специалистов по экономической теории. Два достаточно известных в России автора Нонака Икуджиро и Такеучи Хиротака, пропагандирующие в своей книге "Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах" использование неявных знаний для создания инноваций, пишут: "Два основных направления эпистемологии, рационализм и эмпиризм расходятся во мнении, что именно считать истинным источником знания. Еще одно фундаментальное различие - способ получения знания. Согласно рационализму, знание может быть достигнуто посредством дедукции, т.е. умозрительными построениями, например, созданием концепций, законов или теорий. Эмпиризм же считает, что знание достигается посредством индукции, а именно - использованием чувственного восприятия". Следовательно, все утверждения данных авторов о создании знания в отдельно взятой компании исключительно благодаря усилиям и способностям ее сотрудников необъективны. Взгляды подобных экономистов на теорию познания и создание научного знания исключительно субъективны и не отражают требований времени.

стр. 109

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая энциклопедия: В 62 томах. М.: ТЕРРА, 2006. - 592 с. Т. 32, с. 476.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. Учеб. пособие для вузов. М., 1991.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

4. Каменева Н. А. Технология создания знаниевой базы в языковом аспекте // Формирование языковых и речевых компетенций при информационно-технологической поддержке. Межрегиональный сборник научных работ преподавателей иностранных языков. М., 2009.

5. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. М., 2003.

6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М., 1985.

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. М., 2006.

8. Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.

9. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.

10. Хорошилов А. В., Селетков С. Н., Днепровская Н. В. Управление информационными ресурсами. М., 2006.

11. Encyclopedia of Knowledge Management / David G. Schwartz. - Bar-IIan University, Israel, 2006.

13. Polanyi M. Personal Knowledge. Towards a Post-Critical Philosophy. London, Routledge&Kegan Paul, 1958.

13. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРИЯ-ПОЗНАНИЯ-И-ТЕОРИЯ-ЛИЧНОСТНОГО-ЗНАНИЯ-М-ПОЛАНИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. А. Каменева, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРИЯ-ПОЗНАНИЯ-И-ТЕОРИЯ-ЛИЧНОСТНОГО-ЗНАНИЯ-М-ПОЛАНИ (date of access: 03.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. А. Каменева:

Н. А. Каменева → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
4554 views rating
14.09.2015 (2150 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
24 hours ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
24 hours ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones