Libmonster ID: RU-10101

Г. БОУШ, кандидат экономических наук, доцент Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского

В последние годы в России получил распространение кластерный подход к социально-экономическому развитию регионов. Во многих развитых и развивающихся странах кластерная политика оказалась эффективной альтернативой традиционной промышленной политике. Однако при этом кластерный феномен в экономике изучен недостаточно.

Классическое определение кластера [предприятий] дал М. Портер. Под кластером он понимает группу географически близких взаимодействующих компаний (поставщиков и производителей) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственной власти, инфраструктурных компаний), функционирующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и дополняющих друг друга1.

Кластеры выступают сетевой формой объединения предприятий. Они обладают свойствами, общими для всех кластерных структур и отличающими их от других форм кооперации хозяйственной деятельности.

1Однородность элементов. Кластеры предприятий образуются на базе самостоятельных хозяйствующих субъектов, при этом их размер, отраслевая принадлежность, форма собственности и прочее оказываются вторичными.

2. Наличие центростремительных сил. Объединение предприятий, организаций, учреждений в кластер происходит под действием определенных сил притяжения. Такие силы возникают, как правило, при ужесточении условий [внешней] конкурентной среды. Стремясь сохранить собственную конкурентоспособность, предприятия развивают кооперационные связи с ближайшим окружением.

3. Нечеткость и подвижность границ, конфигурации и внутренней структуры. Это обусловлено свободным присоединением предприятий и организаций к кластеру и выходом из него, наличием большого числа связей между участниками кластера, носящих неформальный характер. При этом кластеры предприятий сохраняют относительную пространственную и экономическую обособленность.

4. Общность ресурсов. В кластерах предприятий ресурсы обобществляются и становятся доступными для всех участников (местоположение, квалифицированный труд, научная и образовательная сферы, технико-технологический потенциал).


1 Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.

стр. 121

5. Наличие внутренней инфраструктуры. Она обеспечивает связанность элементов кластера и его функционирование как единого экономического организма.

Современная теория кластеров предприятий пока не рассматривает их как системные объекты, которые, с одной стороны, имеют единообразные качественные параметры, позволяющие выделять их из ряда сходных экономико-организационных феноменов, а с другой - характеризуются многообразием форм, которые нужно типологизировать. При этом в типологии кластеров предприятий должны найти отражение их сущностные черты и качественные индикаторы.

В классификациях экономических кластерных структур в качестве наиболее распространенных классификационных критериев используют: тип производимой кластером продукции; местоположение; функциональное назначение кластера; характер отношений между участниками кластерного образования; уровень развития2. Классификации кластеров предприятий разрабатывают также и российские исследователи3. Однако предлагаемые классификационные основания, во-первых, не способствуют углублению понимания кластерного феномена в экономике и больше напоминают попытки систематизировать накопленные эмпирические данные о кластерах предприятий. Во-вторых, разработанные классификации не дают четкого ответа на вопрос, какие инструменты поддержки требуются для отдельных кластеров, относящихся к определенному типу и находящихся на той или иной стадии развития, и поэтому не востребованы в практике стратегического развития регионов.

В качестве метода типологизации кластеров предприятий мы используем категориальную модель "Ряд информационных критериев", разработанную в рамках категориально-системной методологии4. Эта типология основана на качественных характеристиках кластера предприятий как системного объекта, отражающих повышение его системной и организационной сложности в процессе развития. Она позволяет идентифицировать имеющиеся кластеры предприятий и осуществлять их первичную диагностику. Таким образом, региональные власти получают возможность применять наиболее эффективные методы государственной поддержки для управления дальнейшим развитием кластеров с учетом интересов региона.


2 См., например: Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993; Barkley D., Henry M. Advantages and Disadvantages of Targeting Industry Clusters / Clemson University Department of Applied Economics and Statistics, www.cherokee.agecon. clemson.edu; Isbasoiu M. Industrial Clusters and Regional Development: The Case of Timisoara and Montebelluna / Munich Personal Research Papers in Economics Archive, mpra.ub.uni-muenchen.de; Ketels C. The Development of the Cluster Concept - Present Experiences and Further Developments. Harvard Business School Press, 2003. www.cluster-research.org; Rosenfeld S. Beyond Clusters: Current Practices and Future Strategies / The Center for Globalization, Governance & Competitiveness at the Duke University, www.cggc.duke.edu; Teras J. Non-metropolitan Regional Clusters: Critical Success Factors / EPOCA General Assembly, www.prodemic.fi и др.

3 См., например: Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Восток: Альманах: [электронное изд.]. 2007. N 1. www.situation.ru; Скопина И. В. Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов // Региональная экономика и управление. 2007. N 1. С. 17.

4 Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск: Омский гос. ун-т, 2004.

стр. 122

Кластеры предприятий: категориальное моделирование классификационных параметров и типология

Категориальная модель "Ряд информационных критериев" (РИК) позволяет на базе классификационного основания "качественная характеристика элемента системного объекта" выделить в кластерах предприятий ряд классификационных параметров (информационных критериев). Отметим, что модель РИК предполагает выявление сущностных, базовых характеристик объекта в порядке их возникновения. Поэтому разработанная последовательность видов деятельности как индикаторов кластера предприятий также отражает порядок их возникновения в процессе естественной эволюции.

Данная последовательность видов деятельности базируется на результатах эмпирических исследований кластерного феномена в экономике, в первую очередь выявленных Портером кластеров по производству печатных машин в Германии, медицинской контрольно-измерительной аппаратуры в США, керамики в Италии, робототехники в Японии5. Все выделенные виды деятельности рассмотрены в специальной литературе. Однако исследователи не интерпретируют их ни как совокупность качественных характеристик, присущих экономическому кластерному феномену, ни как последовательность, отражающую особенности эволюции кластерных структур в экономике.

Согласно нашему подходу, по мере эволюции кластерных структур их системная и организационная сложность возрастает, формируются новые, более развитые и сложные качества. Таким образом, эмпирические описания видов деятельности, осуществляемых кластерами, получают теоретическое объяснение как свойства (качественные характеристики), которые они обретают в определенной, пусть не строгой, последовательности в процессе своего развития.

Например, исследовательская сфера как масштабный вид деятельности возникает, как правило, до формирования обширной образовательной сферы. Это вполне объяснимо в силу требований к факторам производства и развитию кластерной системы как социально-экономического объекта: сначала появляется необходимость совершенствовать материальные факторы (сырье, оборудование, технологии), что стимулирует научно-технические разработки и исследования. Затем возникает потребность в развитии сферы обучения и придании ей статуса базовой характеристики, так как она стимулирует совершенствование нематериальных факторов производства, в первую очередь человеческого ресурса, способствуя созданию знаний, информации, иных результатов интеллектуальной деятельности. Это отражает закономерности развития экономических систем - от производства более простых материальных продуктов к более сложным (высокотехнологичным) и далее - к производству услуг.

Возникновение кластеров в экономике, как и в других областях природы и социума, обусловлено определенными закономерностями. Для начала процесса кластерообразования требуется ряд условий, коррелирующих с указанными выше особенностями кластеров предприятий. Необходима сила, побуждающая предприятия и организации объединяться, некое подобие гравитации, притяжения. Кроме того, потенциальные участники кластерной структуры должны быть


5 См.: Портер М. Международная конкуренция. Гл. 5.

стр. 123

самостоятельными и свободными в принятии решения о вхождении в кластер. Для образования кластера дополнительно нужны: территориальная, отраслевая и культурная близостьучастников потенциального кластера; взаимодополняемость по производимым продуктам, реализуемым [технологическим] процессам, используемым ресурсам; взаимосвязанностьматериальных, нематериальных и информационных потоков.

В кластерах предприятий возникает эффект синергии, обусловленный тем, что в рамках кластерных структур связи между участниками упорядочиваются и развиваются, становятся более тесными и продуктивными. В результате, во-первых, в кластерах облегчаются обмен ресурсами, совместное их использование, что способствует повышению их производительности; во-вторых, внутри кластерной сети информация (как формализуемая, так и неформализуемая) циркулирует быстрее, что позволяет участникам кластера быстро и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, принимать более взвешенные и эффективные решения; в-третьих, обобществление ресурсов и высокий уровень связанности кластерной структуры, а также отношения соперничества в сочетании с сотрудничеством, дают возможность реализовывать совместные проекты, укрепляющие положение предприятий на занятых рынках и содействующие их выходу на новые.

В целом синергетический эффект кластеров предприятий проявляется по следующим направлениям:

- повышаются темпы роста производительности;

- увеличивается способность к генерированию и использованию инноваций;

- растет конкурентоспособность, в том числе в международной экономической среде.

Для характеристики кластеров предприятий можно использовать следующий перечень информационных критериев, отражающих реализуемые ими виды деятельности.

К1производство - фиксирует наличие системного объекта и его простейшей качественной характеристики. В кластерах предприятий таковой выступают несколько однородных фирм-производителей, выпускающих сходную продукцию или реализующих аналогичные процессы производства. Это подразумевает конкуренцию между ними, а также взаимосвязи на основе обмена базовыми ресурсами, информацией, знаниями, технологией, квалифицированным персоналом и пр. Базовые производственные процессы в кластере впоследствии становятся ядром развития вертикальных и горизонтальных связей. Ядро могут составить производство товаров или оказание услуг (производственные кластеры), исследования (исследовательские кластеры), обучение (образовательные кластеры) и т. д. Портер указывает, что одним из заметных побудительных мотивов при возникновении кластера предприятий служит доступность общих факторов6, что, заметим, подразумевает конкуренцию за них между предприятиями. Например, некоторые очень сильные финские кластеры возникли на базе значи-


6 Портер М. Конкуренция. С. 303.

стр. 124

тельных природных (в том числе лесных) ресурсов, а датский транспортный кластер своим формированием обязан выгодному [центральному] географическому положению в Европе.

К2обеспечение - отражает присутствие в кластере обеспечивающего процесса, кооперации "вниз", поставщиков, связанных с базовыми производственными процессами в рамках цепочки добавленной стоимости. Портер квалифицирует это как "процесс самоусиления" кластера, в результате появляются специализированные поставщики, повышающие свою конкурентоспособность7.

К3обслуживание - фиксирует наличие в кластере обслуживающих компаний, предоставляющих специализированные товары и услуги предприятиям - участникам кластера (производителям и их поставщикам). Сюда относятся производители специального оборудования, специальных коммерческих, деловых услуг и пр. На этом этапе в кластере развивается кооперация по горизонтали. Фирмы - участницы кластера получают дополнительные конкурентные преимущества за счет тесного сотрудничества с производителями оборудования и других обеспечивающих производственные процессы факторов и услуг. Например, производство целлюлозы и бумаги в Швеции поддерживается конкурентоспособным производством деревообрабатывающего оборудования, варочных котлов, конвейерных систем, контрольно-измерительных приборов, оборудования для производства целлюлозы и бумаги, а также бумагосушильного оборудования8.

К4потребление - отражает вхождение в кластерное образование конечных [отраслевых] предприятий-потребителей. Развивается кооперация по вертикали, кооперационные связи "вниз" дополняются кооперационными связями "вверх". Портер особо подчеркивает роль необычного, сложного или повышенного местного спроса9. Новый вид сотрудничества - с конечными [отраслевыми] потребителями - приводит к появлению более дифференцированного, требовательного спроса, что стимулирует прогрессивное развитие кластера. Портер утверждает, что наличие покупателей, достигших мирового уровня, способствует выходу всего кластера на внешний рынок: японские поставщики автозапчастей наладили производство за границей, так как японские автомобили давно продаются на международных рынках10. Вместе с тем конкурентоспособные поставщики способствуют развитию в стране потребляющих отраслей.

К5исследования - регистрирует появление в кластере специализированных исследовательских организаций, обслуживающих его потребности в новшествах. Необходимость таких структур в кластерах обусловлена исчерпанием потенциала неспецифических или слабоспецифических факторов производства, а потребность в повышении производительности, эффективности и конкурентоспособности стимулирует поиск новых факторов - специальных знаний и информации, исследований в области материалов и сырья, оборудования и производст-


7 Портер М. Международная конкуренция. С. 304.

8 Там же. С. 170.

9 Там же. С. 304.

10 Там же. С. 172.

стр. 125

венных процессов, организации и управления производством, новых продуктов и пр. Например, прочные позиции Японии в производстве бытовой электроники стали результатом успешной разработки ячеек памяти и интегральных схем11. Кооперационные горизонтальные связи в кластере усложняются и разветвляются. Конкурентные преимущества фирм - участниц кластера и кластерного образования в целом становятся длительными, устойчивыми.

К6экспорт - фиксирует появление специализированных фирм в кластере, обеспечивающих экспорт создаваемой готовой продукции, услуг, комплектующих, технологий, патентов, "ноу-хау" и пр. Заметим, что кластер может стать экспортером и на более ранних этапах, однако выделение данного вида деятельности в качестве обусловливающего новый уровень его развития позволяет углубить разделение труда между фирмами - участницами кластера и получить дополнительный положительный внешний эффект от внутрикластерной специализации.

К7обучение - отмечает вовлечение в кластер образовательных учреждений, способствующих постоянному совершенствованию трудовых ресурсов кластера, реализующих в дополнение к основным программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников и специалистов предприятий - участников кластера. Таким образом, кластер обретает способность к самообучению, постоянной передаче имеющихся знаний, умений и навыков, их генерированию и распространению. Данный феномен сегодня называют "экономикой знаний", "обучающимися регионами". Конкурентоспособность кластера становится устойчивой в длительной перспективе.

К8кластер - фиксирует тип кластера.

Разработанный перечень качественных характеристик кластеров предприятий позволяет типологизировать их следующим образом (см. рис.).

Типология кластеров предприятий на базе категориальной модели РИК

Рис.


11 Портер М. Международная конкуренция. С. 172.

стр. 126

Модель РИК построена исходя из следующей внутренней логики. Каждая ячейка в схеме состоит из двухкомпонентного ядра, так как только при этом условии могут складываться относительно равноправные отношения. Ядрообразующие компоненты фиксированы перечнем (рядом) информационных критериев.

Каждый уровень модели состоит из ячеек, в которых один из ядрообразующих элементов постоянный, а второй меняется в соответствии с перечнем видов деятельности. В ячейках каждого уровня в качестве постоянного элемента присутствует следующий, более сложный вид деятельности, обозначаемый информационным критерием более высокого порядка. Такой подход отражает последовательное обретение системным объектом нового, более сложного свойства, повышающего системную и организационную сложность самого объекта.

Выделение двух видов деятельности в качестве кластерообразующего ядра означает, что участники кластера могут осуществлять другие виды деятельности, но они играют подчиненную роль. Более развитые кластеры включают элементы менее развитых, но их конкурентоспособность определяют два ядрообразующих элемента. Из этого не следует, что нижестоящие в ряду информационных критериев параметры менее важны, но развитие кластера обусловливают более сложные виды деятельности.

На схеме нижний типологический уровень представлен примитивными формами кластеров, специализирующихся на одном виде деятельности (К810 - 870). Их можно считать некими протокластерами, которые со временем разовьются в полноценные кластеры, основанные на двухэлементных ядрах.

На следующем уровне находятся кластеры, функционирующие на базе двухэлементного ядра, состоящего из производства как постоянного элемента в сочетании с переменным элементом видов деятельности (К821 - 871).

На третьем уровне расположены кластеры с ядром, постоянный элемент которого - обеспечение производственного процесса, второй (переменный) элемент добавляется последовательно из перечня видов деятельности (К832 - 872).

К числу наиболее развитых относятся кластеры, соответствующие ячейкам типологии, расположенным в ее верхней части. В качестве ядра в них выступают наиболее сложные виды деятельности - перманентное обучение (самообучающийся кластер), масштабная экспортная деятельность, обширная исследовательская сфера.

Заметим, что не все типы кластеров, выделенные в рамках нашей модели, наблюдаются в реальном экономическом пространстве. С одной стороны, это может означать, что они еще не обнаружены, и наша типология дает возможность это сделать. С другой стороны, одна из задач применяемого методологического подхода - выявить все потенциальные конфигурации исследуемого объекта.

Разработанная типология позволяет: во-первых, идентифицировать существующие кластеры предприятий; во-вторых, проводить их первичную диагностику на соответствие определенному типу и виду; в-третьих, проектировать дальнейшее развитие идентифицированных

стр. 127

и диагностированных кластеров; в-четвертых, управлять им, контролируя данный процесс и внося необходимые коррективы в управленческий инструментарий региональных органов власти.

Кластеры предприятий: идентификация и диагностика

Имеющиеся методики идентификации кластеров предприятий позволяют выявить формальные (контрактные) и неформальные связи между предприятиями, организациями и учреждениями на конкретной территории, дополнить эти связи различными количественными параметрами, графическим, сетевым анализом, расчетом специальных индикаторов, интервью и опросами. Портер предлагает начинать оценку кластера с рассмотрения крупной фирмы, а затем в процессе анализа цепочки добавленной стоимости выявлять все фирмы, которые поставляют комплектующие, оказывают услуги, обеспечивают обслуживание и т. п.

Представляется, что данную проблему более эффективно можно решить с помощью представленной типологии кластеров предприятий. При таком подходе для идентификации кластера проводится целенаправленный поиск (выявление) видов деятельности, соответствующих выделенным классификационным параметрам, а также реализующих их предприятий. При этом не важен порядок выявляемых параметров. Подобный подход позволяет сократить затраты времени на проведение опроса предприятий - участников идентифицируемого кластера об их формальных (договорных) и неформальных связях. Одновременно снижается риск невключения в карту кластера каких-либо его участников.

Идентификация кластера предприятий на базе разработанной типологии апробирована на примере Омского сельскохозяйственного кластера. Заметим, что о наличии сельскохозяйственного кластера в Омской области заявили региональные власти, однако его четкой идентификации и картографии, по нашим данным, пока нет. В указанном кластере на базе информационных критериев предложенной модели выявлены следующие классификационные параметры и предприятия, реализующие соответствующие им виды деятельности (см. табл.).

К1производство - фиксирует наличие обширного сельскохозяйственного производства в Омской области - земледельческого, животноводческого и птицеводческого, представленного несколькими сотнями предприятий-сельхозпроизводителей. При этом для животноводческого и птицеводческого секторов земледельческий выступает одним из поставщиков ресурсов - кормов для скота и птицы. Между секторами и отдельными производителями сформированы горизонтальные и частично вертикальные (земледелие -> животноводство, птицеводство) связи, основанные как на соперничестве (конкуренции) за факторы производства, так и на сотрудничестве (кооперации).

К2обеспечение - регистрирует присутствие в сельскохозяйственном кластере поставщиков семенного материала для земледельческих предприятий и молодняка для животноводческих и птицеводческих ферм, ветеринарных препаратов и пр.

стр. 128

Таблица

Омский сельскохозяйственный кластер в категориальной модели РИК

Классификационный параметр

Предприятия, реализующие вид деятельности

К1производство

1131 сельскохозяйственная организация; 5467 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей; 324 500 личных подсобных хозяйств

К2обеспечение

Корма для животных: "Лакта", "Лузинский комбикормовый завод", "Омскзернопром" и др.; семенной материал: "Планта", "Сибирь", "Омскагрохимсервис", "Омсксортсемовощ", "Сибирский агросоюз" и др.; племенной материал: "Луч" (птицерепродуктор), Омский племенной конезавод, "Омское", "Руспол" (животноводческие) и др.

К3обслуживание

Производство сельхозтехники: "Омсктрактор" и др.; поставка сельхозтехники: база "Агрокомплект", "Кристалл", "Омскагромаш", "Омская областная сельхозтехника", "Сибагро", "Сельхозтехника" (г. Тевриз, Исилькуль, Калачинск, Знаменское) и др.; поставка запчастей: "Агродеталь", "Агромельзапчасть", "Белавтомазцентр", "Октябрьская сельхозтехника", "Омскагропромкомплект", "Сибагро" и др.; ремонт сельскохозяйственной техники: инструментальный завод ВГУП ПО "Полет", "Диманш", "Дон-сервис", "Дон-универсал", "Омсктрансмаш", "Ремонтно-экспериментальная база", "Сибагро", "Сибзавод" и др.; элеваторы, мукомольные заводы; пищевое оборудование: "Ликон" и др.

К4потребление

Производство молочной продукции: "Браво", "Манрос-М", ВНИМИ, "Моком", "Молвест", "Омский молочный завод" "Молочный мир", "Омский завод плавленых сыров", Калачинский, Кормиловский молкомбинат, Саргатский, Таврический молочные заводы и др.; производство мороженого: "Инфрост", "Белочка", "Инмарко" (филиал), "Сибхолод"; производство мясной продукции: "Регионпродукт", "Агро-траст", Калачинский, Ковалевский мясокомбинаты, "Колбасные изделия", "Компур", "Омский бекон", мясокомбинат "Омский", "Омский мясной двор", "Оша", "Сибирские колбасы", "Сибирский мясопродукт" и др.; производство макаронных изделий: "Омская макаронная фабрика"; производство хлебобулочных изделий: "Сибирский хлеб", "Русский хлеб", "Хлебодар", "Горячий хлеб", "Марс", "Форнакс", "Хлебник" и др.; кондитерские фабрики

К5исследования

СибНИИСХоз СО РАН; Всесоюзный НИИ бруцеллеза и туберкулеза животных; "Запсибпищеагропромпроект"; "Омскагростройпроект"; ЦНИИ инновационных проблем и маркетинга в агропромышленном комплексе (филиал); Сибирский НИИ агротехники и мелиорации; Сибирский филиал ВНИМИ

К6экспорт

-

К7обучение

Омский государственный аграрный университет; Омский агропромышленный техникум; Омский техникум мясной и молочной промышленности

К3обслуживание - фиксирует наличие в кластере обслуживающих предприятий, к которым относятся производители сельскохозяйственной техники и оборудования, элеваторы и пр. Отметим, что в Омске и Омской области производства сельскохозяйственной техники почти нет, ее приобретают за пределами региона. Однако широко представлены поставщики сельхозтехники, а также сервис и ремонт.

К4потребление - отмечает присутствие в кластере конечных [отраслевых] потребителей продукции сельхозпроизводства: мукомольные и мясоперерабатывающие комбинаты, молочно-перерабатывающие заводы. Ряд предприятий-потребителей конкурентоспособны на внутрироссийском рынке ("Омский бекон", "Манрос-М", "Любинский молочно-консервный комбинат"), что позволяет квалифицировать их спрос как развитый и требовательный, поскольку конкурентоспособ-

стр. 129

ность этих предприятий в значительной мере определяется качеством перерабатываемого сырья.

К5исследования - регистрирует наличие в кластере отраслевых исследовательских организаций: СибНИИСХоз; "Запсибпищеагропромпроект"; "Омскагростройпроект"; Сибирский филиал ВНИМИ.

К6экспорт - призван фиксировать специализированные экспортные фирмы в кластере. Однако омские предприятия - участники кластера пока в ограниченных масштабах экспортируют продукцию за границу и сами заключают соответствующие договоры. Специализированные фирмы-экспортеры еще не возникли.

К7обучение - реализуется в диагностируемом кластере одним из старейших вузов Омска - Омским государственным аграрным университетом. Кроме того, он проводит и научные исследования по широкому спектру направлений. В подготовке специалистов для сельскохозяйственного производства также участвуют Омский агропромышленный техникум и Омский техникум мясной и молочной промышленности.

На базе выявленных качественных характеристик Омского сельскохозяйственного кластера осуществлена его первичная диагностика, которая показала, что он представляет собой развитый производственный кластер типа К841. В качестве ядра выделены производство сельскохозяйственного сырья и его переработка (потребление). Хорошо развиты исследования и обучение. Однако недостаточно высокая конкурентоспособность сельскохозяйственного производства и его переработки сказывается и на других компонентах кластерной структуры.

Очевидное препятствие на пути развития кластера - практически полное отсутствие обслуживающего компонента: в регионе нет крупных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья. Низкий уровень конкуренции в отдельных компонентах не создает стимулов для динамичного генерирования инноваций, а невысокий уровень сотрудничества между компонентами кластера не способствует их распространению.

Омский сельскохозяйственный кластер может развиваться по двум направлениям:

- к типу К842 - необходим обслуживающий компонент;

- к типу К851 - требуется существенно увеличить масштаб выполняемых исследований и расширить их спектр.

Представляется, что развитие Омского сельскохозяйственного кластера в ближайшее время будет происходить по горизонтали, без перехода к более развитому типу. Если накопить ресурсы, повысить эффективность их использования, улучшить имеющиеся качественные характеристики и взаимодействие между компонентами кластерной структуры, то появится возможность перейти на один из указанных выше уровней: стать кластером с развитым обеспечивающим компонентом либо производственно-исследовательским (инновационным). Большая емкость продовольственного рынка Омской области и других российских регионов, а также существенная доля импортной продукции в общем объеме продовольствия способствуют сохранению сложившейся ситуации. Стратегия импортозамещения может

стр. 130

стимулировать интенсивное возникновение новых предприятий либо трансформацию действующих. Таким образом, наиболее вероятный сценарий - развитие Омского сельскохозяйственного кластера в рамках диагностированного типа.

Проведенная диагностика позволяет проектировать сельскохозяйственный кластер с заданными свойствами, с более сложной и развитой структурой. Прежде всего субъект управления должен определить перспективное ядро. Усиление исследовательского компонента и дальнейшее развитие кластера можно поддерживать на основе ядра в составе производителей сельскохозяйственного сырья и исследовательских организаций, с сохранением сильных позиций перерабатывающих предприятий. Для формирования обеспечивающего компонента нужны значительные ресурсы. Поэтому в отличие от первого варианта данная задача может быть принята как стратегическая, но не тактическая.

* * *

Применение кластерного подхода к анализу социально-экономического развития российских регионов требует его теоретического осмысления. Результативность кластерной политики в развитых и развивающихся странах пока не очень велика, высокую конкурентоспособность и инновационный потенциал кластеры предприятий часто демонстрируют не благодаря наличию государственной поддержки, а в силу качеств самой кластерной формы объединения предприятий.

Мы полагаем, что применение типологии кластеров предприятий, разработанной на базе категориальной модели "Ряд информационных критериев", в целях их идентификации, диагностики, а в дальнейшем - и проектирования может существенно повысить результативность кластерной политики. Эта модель позволяет не только систематизировать имеющуюся информацию о кластерах, но и отразить этапы их развития, обретение ими новых качественных характеристик, а также выявить возможные типы кластеров, не обнаруженные исследователями из-за сложности кластерного феномена в экономике.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПОЛОГИЗАЦИЯ-ИДЕНТИФИКАЦИЯ-И-ДИАГНОСТИКА-КЛАСТЕРОВ-ПРЕДПРИЯТИЙ-НОВЫЙ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-ПОДХОД

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. БОУШ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА КЛАСТЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПОЛОГИЗАЦИЯ-ИДЕНТИФИКАЦИЯ-И-ДИАГНОСТИКА-КЛАСТЕРОВ-ПРЕДПРИЯТИЙ-НОВЫЙ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-ПОДХОД (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. БОУШ:

Г. БОУШ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
938 views rating
07.10.2015 (2124 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА КЛАСТЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones