Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-12979
Author(s) of the publication: М. М. Лукина
Educational Institution \ Organization: МГУ
Author(s) Website: MSU.RU

Share with friends in SM


М. М. Лукина, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Статья посвящена изменениям в журналистских текстах, которые происходят в среде Интернета. Трансформации, по мнению автора, связаны с такими отличительными свойствами этого нового информационно-коммуникационного канала, как его онлайновая и гипертекстная природа, конвергентные и интерактивные возможности. Новый канал оказал также влияние на номенклатуру тематик, внес изменения в жанровую палитру и структурные решения журналистских материалов.

Ключевые слова: интернет-СМИ, гипертекст, мультимедиа, конвергенция, интерактивность, подкастинг, блог.

The article is devoted to the changes happening in the journalistic text in the Internet environment. From the author's perspective, these transformations are connected with the interactivity, hypertext nature, convergent and interactive abilities of this information and communication channel. The Internet influenced the news agenda, brought genre and structure changes to the journalistic pieces.

Key words: online media, hypertext, multimedia, convergence, interactivity, podcasting, blog.

За более чем десять лет, которые СМИ провели в Интернете, их информационная активность стала сопоставима с традиционными каналами. "Каждый будний день в российском Интернете появляется как минимум 36 тысяч сообщений СМИ (каждый выходной как минимум 9 тысяч сообщений)", - такие данные за 2008 - 2009 г. приводит служба Яндекс. Новости и утверждает, что "если печатать все эти сообщения в одной ежедневной газете, то ее объем составил бы 10 тысяч страниц (и это без картинок)"1. Вызовов нового канала, на которые пришлось отвечать СМИ и трансформировать привычные схемы функционирования и текстовые модели, было несколько: обновление информации в режиме онлайн, гипертекстная природа Интернета, конвергентные конкуренты, новое восприятие текста пользователями.

1 Медиасфера Рунета, http://company.yandex.ru/researches

стр. 54

О том, что для Интернета информацию следует структурировать и упаковывать специфически, стали говорить в начале 2000-х гг. Догадки журналистов, что тексты в онлайне воспринимаются не как в офлайне, подтвердились исследованиями, проведенными американскими учеными института Poynter. В результате комплексного изучения чтения веб-версий газет, которое включало в себя наблюдение за медиапользователями, опросы в фокус-группах, а также эксперименты, проведенные методом eyetrack2, выяснилось, что информационное поведение читателей бумажных газет и онлайновых изданий серьезным образом отличается. Например, не совпадают объемы и глубина чтения, последовательность обращения к вербальному тексту, фотографиям, заголовкам, графике и т.д. Было разрушено предубеждение, что посетители веб-сайтов - а это, как правило, более активное и молодое население - меньше читают, чем "старые" аудитории - читатели газет. Исследователей удивило, что по объему прочитанного газетный читатель даже несколько уступает посетителю веб-сайта. Как показало исследование, в среднем посетители веб-сайтов читают 77% объема выбранных материалов, читатели полноформатных газет- 62%, а таблоидов - 57%. Однако газетные читатели оказались более внимательными (их было 75% от числа испытуемых), чем онлайновые, которые чаще сканируют текст, т.е. читают его "по диагонали" (их, соответственно было 50%). По-разному воспринимаются и отдельные элементы текста на бумажном носителе и на мониторе, например заголовки, фотографии.

"Перспективные" проекты

Журналисты со своими публикациями появились в Интернете в середине 1990-х гг. Пионерами были американские The New York Times, The Washington Post и другие лидеры мировой газетной индустрии. Российские газеты стали пользоваться Интернетом для оперативного распространения своих электронных версий примерно в эти же годы. В марте 1995 г. свою веб-версию опубликовала "Учительская газета"3. И сегодня на ее сайте в разделе "Архив" можно увидеть первые электронные номера без дизайна, иллюстративного ряда, навигации, дополнительных сервисов - просто подборки текстов, экспортированных из бумажной версии.

Подобными виртуальными площадками к концу 1990-х гг. обзавелось большинство российских СМИ национального масштаба - газеты, радио- и телеканалы. Их главная функция заключалась в продвижении брендов своих основных медийных проектов на новом

2 Eyetracking the News. The Study of Print and Online Reading, http://eyetrack.poynter.org

3 Горный Евгений. Летопись русского Интернета, http://www.netslova.ru/gorny/rulet/1995.html

стр. 55

информационно-коммуникационном поле. Контент, созданный для сайтов, ограничивался в основном справочной информацией о редакции и авторах, публиковались также журналистские материалы текущих офлайновых выпусков, но часто не полными версиями, а в виде анонсов. В те годы такие сайты-спутники "бумаги", "радиоэфира" и "голубого экрана" еще не рассматривались редакциями в контексте маркетинговых задач, а лишь как "перспективные" проекты, как "инвестиции в будущее".

Газеты в первые годы своего существования выкладывали в веб-версиях ту же номенклатуру и те же объемы материалов, которые готовились редакциями для их основного медийного ресурса. По сути они занимались постраничной републикацией контента бумажных номеров. Одним из вариантов представления в электронном виде полиграфической продукции были PDF-файлы. Другим - публикация в Интернете "голых" текстов без иллюстративного ряда. В те годы из-за низкой пропускной способности сетевых каналов фотографии, графика, а также другие мультимедийные приложения на сайтах выкладывались редко.

По этим же причинам теле- и радиостанции публиковали в Интернете лишь текстовые расшифровки прошедших в эфире программ, в то время как аудио- и видеоряд оставался по большей части в ведении офлайновых трансляций. Но единичные примеры трансляций в Интернете все же были. Так, по утверждению летописцев Интернета, в 1996 г. российская радиостанция "Радио 101" первой открыла сайт и начала интернет-вещание параллельно с вещанием в УКВ-диапазоне4.

На этом этапе (с середины до конца 1990-х гг.) средства массовой информации осваивали новую среду экстенсивно. Для простого воспроизводства контента фактически не требовалось дополнительных творческих, журналистских ресурсов, достаточно было технических сотрудников и пару редакторов в веб-отдел. В таком режиме сайты крупных российских газет, радиостанций и телеканалов проработали несколько лет, до тех пор пока в Интернет не пришли их главные конкуренты - оригинальные интернет-СМИ.


Новые конкуренты

О себе как о новых медиа, не имеющих аналогов в офлайне и распространяющих информацию исключительно по каналам Интернета, в самом конце 1990-х гг. заявили один за другим сразу несколько информационных проектов, в том числе Газета.Ру, Лента.Ру, Страна.Ру К этому времени полностью оформился как информационный ресурс и сайт агентства РосБизнесКонсалтинг, которое запустило свой сервер в

4 Там же.

стр. 56

Интернете еще в 1995 г. История этого агентства уже вошла в учебники как хрестоматийный пример успешного интернет-проекта, вещающего в новой среде и занявшего одну из лидирующих позиций в нише деловых изданий.

Позиционирование этих сайтов в качестве медийных проектов означало, что в Сети стал формироваться медиасектор со своими профессиональными производителями информации и фокусными аудиториями. Правда, в те годы журналисты шли в эту сферу неохотно. Первое время в редакции Газеты.Ру, да и в Ленте.Ру в основном работали непрофессионалы или начинающие авторы - студенты журфаков. В топ-менеджменте интернет-СМИ людей, имеющих опыт работы в медиаиндустрии, можно было пересчитать по пальцам. Одним из немногих журналистов, рискнувших уйти в новый бизнес, был Владислав Бородулин, прошедший школу "Коммерсанта" и проработавший главным редактором Газеты.Ру несколько лет до смены ее собственника. Бородулин много сделал для того, чтобы разрушить стереотип о непрофессионализме веб-журналистики. Его редакция стала работать как полноценная медиакомпания со штатом обученных корреспондентов, с профессиональными редакторами и менеджерами.

Новые СМИ, возникшие в Интернете, их редакции и журналисты стали активнее использовать качественно новые подходы для информационного наполнения сайтов и создания журналистских текстов. Чтобы быть адекватными новой среде, новые медиа должны были учитывать специфические особенности канала. От прежних их отличали несколько оригинальных свойств: онлайновое обновление информации, мультимедийность платформ, а также гипертекстуальные и интерактивные качества текста. Используя этот потенциал, эти СМИ вышли и на новый уровень взаимоотношений со своими аудиториями.

Именно тогда, в начале 2000-х гг. "большие" СМИ начинают рассматривать свои веб-сайты не только как дополнительную площадку вещания уже готовой информации, предназначенной для публикации в "родительских" изданиях, но и как самостоятельные медийные проекты.

Контент: обновление в режиме онлайн

Одним из главных вызовов Интернета, на который пришлось отвечать "старым" СМИ, в том числе газетам, вышедшим на просторы нового канала, стало обновление информации в режиме онлайн. Но сначала они выкладывали в сети контент своих выпусков с периодичностью, привычной для основного офлайнового издания. На сайтах ежедневных газет - раз в день и, как правило, вслед за офлайновым выпуском, на сайтах еженедельных изданий - раз в неделю. Однако такая периодичность вряд ли смогла удовлетворить потребности новых
стр. 57

"суперскоростных" аудиторий. Телевидение и радио тоже хотя и занимали лидирующие позиции в медийных предпочтениях подавляющей части населения как источники актуальной информации, однако со своими сайтами, функционирующими в том же ритме, что и их офлайновые "родители", оказались для некоторых категорий потребителей неконкурентоспособными. Например, офисные работники, которые узнавали последние новости в Интернете, главным своим источником считали не сайты традиционных каналов, а ресурсы, обновляющие свое содержание по правилам онлайна.

Как выяснилось, принятые в медийном сообществе представления о периодичности, т.е. регулярности публикаций (частоте выхода в свет, в эфир), в новой среде не работают. Периодичность означает повторяемость явления через определенные промежутки времени. В контексте СМИ периодичность издания (программы, передачи) означает обновление контента в устойчивых интервалах времени. Понятно, что медленнее всех обновляют свое содержание печатные СМИ, что связано с технологией полиграфии. Например, ежедневная газета должна выходить не реже одного раза в день. Еженедельник - в неделю. Радио- и телепрограммы выходят с новыми выпусками в эфир чаще - несколько раз в день, но могут и раз в неделю или с каким-либо иным временным ритмом в зависимости от характера передаваемой информации и принятых в редакции соглашений.

Однако в Интернете даже самые "медленные" СМИ, чтобы не проиграть конкурентам, должны стараться представить информацию в режиме максимальной оперативности. Решают ли эту проблему в редакциях, работающих по старым схемам обновления информации и производящих медиапродукт по законам офлайна? Да, сегодня практически все веб-версии газет помимо основного содержания предлагают своим читателям ленты новостей, обновляемые в режиме онлайн. Но, как правило, это не эксклюзивный продукт самого издания, а импортируемые с партнерских сайтов информационных агентств готовые новостные пакеты. Импорт новостей осуществляют сайты "Известий", "Российской газеты", "Аргументов и фактов" и других газет. Некоторые редакции, например "Московский комсомолец", "Коммерсант", "Ведомости", "чужую" информацию перерабатывают и публикуют со ссылкой.

Проблема обновления информации на сайтах традиционных СМИ имеет и другие алгоритмы решения. Так как технологии Интернета позволяют конструировать сайты с подвижной рубрикацией и самостоятельно существующими разделами (страницами), то обновление контента может в каждом разделе (рубрике) осуществляться автономно и с различной регулярностью. При этом в собственном временном режиме могут существовать как разные тематики, так и отдельные материалы. На сайте газеты в ритме информационных агентств могут освещаться
стр. 58

события из раздела "происшествия", например захват и освобождение заложников. Если репортер находится в гуще события, информация может обновляться по мере поступления от него новых сведений, хоть каждые пять минут. В то же время менее "горячие" темы и сюжеты могут обновляться существенно реже.

Сегодня создатели и контент-менеджеры медийных проектов в Интернете уделяют серьезное внимание обновлению содержания своих сайтов. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной информации. Частота обновления информации на таких сайтах ведется на минуты и всегда ускоряется, когда нужно передать новости срочно, в так называемом режиме breaking news, ломающем привычный ход событий и, следовательно, стандартные планы публикаций и сетки вещания.

Работа новых медиа, созданных исключительно для распространения информации посредством нового канала, этим и отличается от "старых" - постоянным онлайновым обновлением данных без перерывов. Но и "старые" СМИ начинают менять свои графики освещения событий. Сказывается это и на уровне функций отдельных работников, и на перестройке работы редакционных отделов. Так, в старейшей газете мира The New York Times отдел новостей, который традиционно назывался The News Desk, переименован в Continuous News, что в дословном переводе означает "непрерывные, непрекращающиеся новости".

Темы, жанры, текстовые элементы. Есть ли инновации?

Первые интернет-журналисты, пришедшие либо из старых СМИ, либо "с улицы", не задумывались о том, как писать свои произведения для нового канала. В основном использовались проверенные временем схемы и жанры - заметки, репортажи, интервью. Этот факт был обусловлен в том числе и экономическими причинами - в начале своего существования медийные сайты не представляли коммерческого интереса для своих создателей, поэтому не придавалось особого значения качеству контента, не было смысла и в привлечении новых аудиторий.

Ситуация стала меняться, когда в Интернет пришел реальный рекламодатель и у изданий появились первые рекламные доходы. Многие интернет-сайты, поставившие себе задачу попасть в список рекламно привлекательных площадок, стали задумываться о том, как сделать свой товар более интересным для пользователей. Было много сделано: реконструированы сайты (в домене RU через это прошли практически все крупные медийные онлайн-проекты), некоторые российские СМИ даже перестроили свои ньюс-румы (РИА "Новости"). Во многих редакциях стали понимать, что веб-версии не являются второстепен-
стр. 59

ными проектами, своего рода обязательным приложением к основному медийному бизнесу.

Как эти сдвиги повлияли на журналистский текст - его содержание, включающее тематику, текстовые формы (жанры) и структурные решения? По мнению европейских исследователей, изучающих влияние нового канала на медиаконтент, кардинальных перемен в плане содержания в медийном сегменте Интернета до сих пор не наблюдается5. Сказываются два сдерживающих фактора. Во-первых, пока еще не найдены новые бизнес-модели для продажи информации и рекламы. Во-вторых, при переходе в "новое измерение" было нелегко преодолеть сложившиеся в "старых" СМИ традиции подготовки и оформления журналистских текстов. Мониторинг российских интернет-СМИ, проводимый автором этой статьи, подтвердил наблюдения европейских коллег: и в Рунете новый канал, распространяющий информацию, принципиально не изменил содержаний СМИ, не сделал их тематически более разнообразными по сравнению с предыдущим, офлайновым периодом6. Несмотря на то что доступ к информации решительно упростился, ее проблемно-тематический ряд остался практически прежним. СМИ на своих сайтах, как правило, дублируют офлайновые выпуски и повторяют ту же номенклатуру тематик. Однако сами сообщения оказываются более детализированными, более развернутыми в смысловом отношении за счет ссылок на другие публикации, как на родном сайте, так и за его пределами, хотя последнее встречается реже. Иногда на бумаге и в онлайне могут не совпадать первополосные, гвоздевые материалы. В первом случае они всегда более актуальные, "серьезные", во втором - более периферийные, "жареные", но это не правило.

Не подверглись серьезной трансформации и жанры, хотя некоторые сдвиги все-таки заметны. Журналисты пишут для Интернета информационные заметки, применяя, как и в офлайне, закон "перевернутой пирамиды". Эта текстовая модель, успешно применяемая не одним поколением корреспондентов-информационщиков еще до эры Интернета, легко вписалась и в новую среду. Привлекая внимание читателя с помощью акцентирования на самом главном в самом начале текста, она учитывает требования к информации и в онлайне, когда главная цель - "захватить" читателя, сразу предъявив ему самую важную новость, и одновременно сэкономить его время. Принцип перевернутой пирамиды с ее иерархией структурных элементов стал использоваться и в многоуровневой верстке материалов на веб-страницах: как правило, заголовки или заголовки с первыми абзацами, выносятся на главную страницу, т.е. на первый уровень чте-

5 Kung L., Picard R., Towse R. The Internet and the Mass Media. Sage. 2008.

6 Лукина М., Фомичева И. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во Моск. унта, 2005.

стр. 60

ния, а менее важная информация, детали и подробности - на второй и последующие уровни.

Благодаря онлайновой природе канала вторую жизнь обрел репортаж и его нарративный метод подачи информации. Возможность быстрой публикации информации, а также ее частого обновления наполнили этот "старый" жанр новым смыслом. Теперь вести репортаж, используя разные медийные платформы, можно буквально параллельно событию, вживую, достигая реального "эффекта присутствия".

Репортаж приобрел иное звучание и в журналистских блогах. Блог-постинги в каком-то смысле выполняют для журналистов компенсирующую функцию. Во-первых, публикацией информации, не попавшей на основные страницы сайта, во-вторых, обращением к читателю напрямую, без посредников, часто приоткрывая секреты своей профессиональной кухни, в-третьих, журналисты в блог-постингах могут себе позволить больше субъективных оценок, собственных персональных мнений, в-четвертых, применением разговорных конструкций в языке. Даже газета The Guardian, которая очень требовательна к языку и стилю своих репортеров, в блогах и подкастах разрешает журналистам "быть грамматически более гибкими и ломать некоторые языковые правила"7.

На самом деле журналистский блог - это, наверное, единственный новый журналистский жанр, который появился в интернет-среде. Свое место он нашел не только в блог-сообществах, но и на страницах медийных сайтов, а затем перекочевал на бумагу и в эфир. Появление блогов в жанровой палитре многих СМИ было обусловлено сразу несколькими факторами. Это связано с активным развитием блогосферы, в которой журналисты как авторы постингов заняли свое заметное место (см. отдельные блоги журналистов в LiveJournal, а также профессиональные сообщества, например "Папарацци" в LiveJournal). Вторым, не менее важным фактором, заставившим журналистов всерьез заняться собственным блоготворчеством, была серьезная конкуренция со стороны так называемых гражданских медиа, созданных при участии непрофессиональных производителей информации.

В англоязычном секторе Интернета таким серьезным конкурентом стал, например, Drudge Report (www.drudgereport.com), созданный американцем Matt Drudge. Этот новостной аггрегатор линков стал популярным благодаря тому, что нередко нарушал эмбарго на те новости, которые профессиональные журналисты не могли публиковать в силу получения информации на условиях неразглашения. Drudge Report знаменит громкой утечкой по поводу скандала Клинтон-Левински, традиционными для этого сайта стали публикации exit-polls до официального объявления результатов выборов президентов США, а одним

7 Marsh D. Guardian Style. Guardianbooks, 2008.

стр. 61

из последних прорывов новостной блокады было разглашение информации о месте прохождения военной службы принца Гарри. Наверное, блоги журналистов можно расценить как ответ таким профессионально неэтичным конкурентам. Однако не все информационные сайты уделяют серьезное внимание развитию блогов. Многие редакции рассматривают их как сугубо развлекательные проекты, но в некоторых СМИ они выполняют важную миссию. Например, на сайте радиостанции "Эхо Москвы" журналисты в блогах высказывают собственную точку зрения на разные события, конфликты, споры, чего они по понятным причинам не всегда могут делать в прямом эфире. Особое место на этом сайте занимает видеоблог главного редактора Алексея Бенедиктова, в котором он комментирует важные события внешней и внутренней политики. Венедиктов подчеркивает, что в блоге публикуется его персональное мнение.

Газета The Guardian, которая считается образцом британской прессы, занялась блогами всерьез. Европейские исследователи назвали эксперименты этой газеты с блогами первым инновационным проектом в онлайн-журналистике, в котором пересматриваются традиционные конвенции производства новостей8. В блогах на этом сайте информация о событиях не подается в уже готовом для потребителя виде, как это делается в традиционной журналистике. В них журналисты раскрывают процесс сбора информации, иногда в совместном поиске с потребителями. И подается это уже не как готовое знание об информации, а знание о том, как эту информацию получили, как проверили, как сбалансировали, что фактически является доказательством ее качества и релевантности. Этот же принцип в некоторых своих блогах используют журналисты РИА Новости.

Что касается отдельных текстовых элементов, изменения в большей степени коснулись заголовков. Одна из важных задач создания или адаптации текста для интернет-среды - это работа над заголовками, которые в Интернете выполняют сразу две функции - информационного маркетинга и оптимизации поиска информации. Обе задачи хотя на первый взгляд и относятся к таким разным сферам, как распространение информации и технологии ее поиска, тем не менее взаимосвязаны. Дело в том, что обычный посетитель в поисках интересующей его информации приходит на сайт чаще всего не по адресу домашней страницы, а запрашивая поисковую систему или по ссылкам с других сайтов. Именно поэтому решающую роль в создании заголовков играют ключевые слова, его составляющие. Роботы поисковых систем по ключевым словам фильтруют информацию на миллионах веб-страниц, наполняющих мировую паутину, и выдают результаты поиска по конкретному запро-

8 Matheson D. Weblogs and the Epistemiology of the News: Some Trends in Online Journalism // New Media and Socety. 2004. N 6.

стр. 62

су. Оптимальные ключевые слова и их достаточное количество, чтобы поисковый запрос пользователя был в полной мере удовлетворен, - вот цель заголовков в Интернете. Именно поэтому здесь не могут использоваться метафоры, идиомы, афоризмы и другие образные выразительные средства, которые популярны в газетах, потому что поисковый робот просто не распознает их скрытый смысл. Наиболее распространенными в интернет-СМИ являются так называемые констатирующие заголовки, в которые, желательно, должны войти ключевые слова, совпадающие с поисковыми запросами аудитории. При этом заголовки должны быть короткими, простыми, с глаголами настоящего времени и в активном залоге: в Интернете все должно случаться прямо сейчас, сию минуту, не в прошедшем времени - такую рекомендацию редакторам своего сайта предлагает газета The Guardian9.

Следует отметить, что маркетинговые задачи, которые решаются ради максимального количества просмотров пользователями, нередко заставляют журналистов, редакторов, новостных продюсеров использовать в заголовках такие ключевые слова, которые связаны с наиболее "привлекательными" зонами внимания, или информационными трендами. Это нередко приводит к искажению смыслов отдельных материалов, к навязыванию повесток дня, искусственно созданных предпочтениями пользователей. "Пугачева поймала воровку", "Откровенные признания Максима Галкина", "Эдита Пьеха смертельно больна" - вот несколько примеров заголовков на сайте одного респектабельного издания, которые были специально составлены в таком духе для привлечения пользователей.

И, наконец, первый абзац, который, также как и заголовок, является необходимым компонентом навигации. Анализ первых страниц сайтов крупных медийных организаций позволяет сделать вывод, что этот важнейший структурный элемент журналистского текста, в котором содержится основной смысл материала (его еще часто именуют лидом или Шпигелем), в Интернете приобретает несколько иные формы. Первые абзацы, как и заголовки, очень часто выносятся на главную страницу, а значит, в них также должен быть заложен серьезный маркетинговый смысл - привлечь внимание читателя, заставить его прочитать не только заголовок, но и весь текст. Разные СМИ уже выработали свои стилевые законы компоновки первых абзацев. На одних сайтах первый абзац пишется по тем же правилам, что и в информационных агентствах - сначала заголовок и далее лид, содержащий ответы как минимум на четыре вопроса - кто? что? где? когда? На других - после заголовка верстается резюме, или аннотация материала (в англоязычной журналистике его называют blurb10). Другой

9 Marsh D. Guardian Style. Guardianbooks, 2008.

10 Scanlan C. B is for Blurb, S is for Summary, http://www.poynter.org/content/content_print.asp?id=132362&custom

стр. 63

вариант абзаца-вступления - это начало текста, оборванное на таком месте, которое заинтригует читателя, вынудит его кликнуть дальше на основной материал. И в первом, и во втором случае заголовок и первый абзац представлены в виде интерактивной ссылки, с которой можно перейти на следующий структурный уровень материала, чтобы полностью прочитать текст.

Зачем журналистам гипертекст

На традиционные тексты, сочиняемые журналистами, повлияла и гипертекстовая природа Интернета. В своем современном выражении гипертекст является порождением мировой паутины, и его главная особенность состоит в том, что с помощью встроенных в текст гиперссылок создается система связей между отдельными документами или его частями. Но, будем справедливы, гипертекст как связь текстовых элементов в единое целое существовал и до возникновения Интернета. Ссылки на прошлые выпуски ("как мы писали ранее") или на другие СМИ ("как сообщала на прошлой неделе наша газета") - разве это не "гиперсвязь" разных текстов? По сути гипертекстом является любое письменное произведение (художественное, публицистические, научное и т.д.), в котором встречаются отсылки к другим текстам или его частям.

Однако принципиальное отличие гипертекста в Интернете состоит в том, что связь между отдельными текстами (или частями текста) осуществляется в единой информационной среде, что позволяет его читать не только горизонтально, как на бумаге, но благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его нелинейно, вглубь. Это, бесспорно, расширяет информационные возможности не только производителей, но и потребителей медиапродукта. Например, ссылки на разнообразные источники предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, а для читателей - это возможность воспользоваться альтернативными источниками и, значит, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам.

Гипертекстные связи, которые используются для создания журналистского текста в интернет-среде, можно рассмотреть в следующих проекциях: как технический элемент решения веб-дизайна; как признак, по которому можно определить целевое назначение гипертекстной ссылки; как ресурс дополнительной информации; как характеристику контента.

С точки зрения веб-дизайнерских решений можно выделить два основных подхода к решению гипертекстовых ссылок: они размещаются либо в самом тексте, его "теле" (тогда они, как правило, выделяются с помощью графических элементов - например, другим цветом или
стр. 64

подчеркиванием), либо выносятся за пределы текста (в боковое меню или подвёрстываются под основным материалом).

В зависимости от того, каким образом формируются гипертекстные связи, можно представить, какие конкретные информационные задачи ставили перед собой авторы/редакторы материала. Во-первых, гиперссылки могут формировать контекст данного материала (например, отсылать к предыстории события или к биографической справке о его участниках). Во-вторых, они могут предлагать другие версии событий, отсылать на сайты других СМИ. В-третьих, быть тематически связанными, но не относиться непосредственно к освещаемому событию/персоне (например, ссылка на публикацию о похожих, подобных событиях). Ссылки могут иметь и сугубо рекомендательный характер, представлять собой необязательный, факультативный материал для чтения. Но и первый, и второй, и третий виды ссылок линков позволяют читателю лучше понять смысл происходящего, сориентироваться в потоке информации. При этом информационное поле с помощью гипертекста может расширяться в неограниченных размерах.

Приведем пример использования разных гипертекстных ссылок в материале, посвященном крушению самолета. Так, контекстные линки могут отослать к интервью с представителем авиакомпании или диспетчерской службы, к видеорепортажу, присланному случайным свидетелем катастрофы, тематически связанные - к статистической информации о подобных катастрофах, а в ссылках рекомендательного характера можно, к примеру, предложить читателю ознакомиться с тем, как освещали это событие другие СМИ.

Похожими приемами пользуются и "старые" медиа - газеты, радио и телеканалы. Но на бумаге и в эфире так называемые контекстные и тематически связанные материалы, которые объединяются в полосы, подборки, передачи, существенно лимитированы в объемах (полоса - в газете, время - в эфире), в то время как в Интернете таких рамочных ограничений по количеству и объемам, связанных с основной темой публикаций, нет. Кроме того, у читателей тех изданий, которые уделяют серьезное внимание работе с гиперссылками, появляется возможность проверить информацию по первоисточникам, что, безусловно, повышает их доверие к публикации.

Необходимо также иметь в виду, что отдельные тексты, объединенные гипертекстовыми линками, могут соединяться либо с другими страницами того же домена (внутренние ссылки), либо с другими доменами, находящимися где-то в Интернете (внешние ссылки). На этом основании можно выделить два вида гипертекстовых связей, которыми пользуются создатели сайтов - внутренние и внешние, которые принципиально отличаются друг от друга разными подходами производителей контента к источникам информации. Например, внутренние ссылки, отсылающие к информации в пределах одного и того же сайта, хотя и позволяют потребителю узнать дополнительные сведения, но
стр. 65

только в рамках того же издания, тех же повесток дня. Как правило, это ссылки на архивные материалы, на публикации этого же или других авторов по смежным тематикам. Информация при этом, безусловно, "расширяется", но без привлечения альтернативных источников. Напротив, внешние ссылки дают возможность читателю ознакомиться с иными позициями и трактовками, и в этом смысле это, бесспорно, более продуктивное использование Интернета и его технологий для информирования своих аудиторий.

Кстати, мониторинг лидеров информационных сайтов Рунета, который проводится автором на постоянной основе, показывает устойчивые предпочтения к использованию внутренних ссылок11. Возможно, это является частью маркетинговых стратегий редакций, предпочитающих не давать пользователям лишних шансов "уйти" с сайта, переключиться на другой источник. Есть здесь и другая, пока еще не отчетливо сформулированная проблема: соединение посредством внешних ссылок с другими сайтами без их согласия может вызвать конфликт интересов, а также нарушить права собственника на информацию.

Однако в последнее время внешних ссылок стало больше. Во-первых, конкуренция вынуждает СМИ вступать в партнерские отношения, обмениваться информацией с другими ресурсами и ссылаться на иные источники актуальной информации. Во-вторых, некоторые СМИ находят и другие решения в использовании гипертекста - например, предлагают своим пользователям услугу по диверсификации информации, прилагая к каждому материалу список ссылок на публикации в других изданиях. Так поступила The New York Times, открыв на своем основном сайте страницу Extra New York Times, на которой каждый материал сопровождается списком внешних ссылок на другие издания по той же тематике.

В единой среде, на разных платформах

Если гипертекст формирует единую и при этом нелинейную информационную среду, то такое уникальное свойство Интернета, как мультимедийность, позволяет СМИ упаковывать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях, т.е. конвергентно.

Вообще, журналистский материал готовится для разных СМИ с помощью "родных" для данного канала знаковых систем. Например, репортажи для газеты, для телевидения или для радио хоть и являются по форме "репортажами", т.е. совпадают в жанровом отношении, но в зависимости от канала распространения готовятся по собственным технологическим

11 Лукина М., Фомичева И. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

стр. 66

канонам, с привлечением разных человеческих ресурсов и с использованием разных методов предъявления и упаковки информации.

Газетный репортаж готовится для СМИ, которое использует бумажный носитель для того, чтобы показать, как развивалось событие. Создать исчерпывающую картину происходящего с помощью слов (письменной речи) - вот главная задача "бумажного" репортера. Конечно, имеется и дополнительное средство - фотографии с места, иногда может применяться инфографика, но все-таки первичным является вербальный ряд. В телерепортажах, наоборот, первичен видеоряд ("картинка"), а дополнительными информационными и выразительными средствами являются устное слово, графические изображения. На радио же главное - звук, а значит, устная речь, которая может обогащаться дополнительными звуковыми средствами - фоновыми шумами, музыкой. В Интернете журналисты могут использовать все перечисленные знаковые системы и их выразительные средства - устное и письменное слово, звук, видеоизображение, графику, анимацию для предъявления информации своим аудиториям. При этом разными могут быть их набор и конфигурация, способы передачи информации и возможности управления ею со стороны потребителей. Газета "Труд" на своем сайте предлагала, например, своей аудитории следующее мультимедийное меню: "Читать. Смотреть. Слушать".

Следует отметить, что подходы к мультимедийности в журналистике возникли намного раньше, чем появился Интернет. От мономедийности отошли уже газеты, когда помимо вербального текста стали публиковать сначала рисунки, а затем фотоиллюстрации. Радио с самого начала использовало две знаковые системы для передачи информации - вербальную и звуковую. В телевещании добавился еще и видеоряд. Фактически телевидение можно назвать таким каналом массовой информации, в котором осуществляется передача на большие расстояния вербальных текстов, звука и видеоряда, фото, графических изображений (статических и подвижных), анимации. Однако в отличие от Интернета телевизионная мультимедийность - линейна, там все знаковые формы используются в одном временном диапазоне.

Слово "мультимедиа" появилось в 1990-е гг. и стало обозначать реализацию идеи конвергенции разных каналов и технологий для передачи информации. Такой, по меткому определению известного современного теоретика и исследователя массовых коммуникаций Мануэля Кастельса, "волшебный ящик", который мог бы открывать "глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах"12.

В этом определении Кастельса таилась небезосновательная ирония. Дело в том, что идея конвергенции, которой были посвящены многочисленные эксперименты по созданию таких "совместных" медийных

12 Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. С. 220.

стр. 67

структур в США, хотя и представлялась технически реализуемой, на своем первоначальном этапе развития в конце 1990-х - начале 2000-х. гг., когда писалась книга "Галактика Интернета", провалилась. Причин в то время было две: недостаточная пропускная способность каналов (изображение на мониторах компьютеров уступало телевидению, причем не только цифровому, но даже аналоговому), а также малочисленность аудитории.

Однако позже во многих проектах идеи конвергенции были успешно осуществлены. В настоящее время размещение на веб-страницах крупных информационных порталов наряду с вербальным рядом и фотографией аудио- и видеофайлов уже стало обычной практикой, большинство теле- и радиостанций наряду с эфирным вещанием ведут трансляции в Интернете.

Стимулирующим фактором развития мультимедийных сайтов стало использование Сети в качестве главного вещательного канала для тех производителей радио- и телевизионной продукции, которые по разным причинам не имеют своих эфирных частот. Мировая паутина оказалась дружественной средой и для так называемых альтернативных СМИ, и для нишевых радиостанций, специализирующихся на определенной, подчас узкой, тематике, и для тех производителей, кто не обладает финансовыми возможностями для покупки эфирных диапазонов и лицензирования частоты. Интернет оказался весьма выгодной альтернативой радио- и телевещанию еще и потому, что предоставляет своей аудитории информацию, доступную в любое удобное для слушателя время.

Новый канал передачи информации благодаря своим техническим возможностям может использовать разные медийные платформы и конфигурировать их в зависимости от тематики и поставленных задач. Вот так на сайте РИА "Новости" выглядела разработка темы об аварии пассажирского самолета, совершившего экстренную посадку в реке Гудзон 16 января 2009 г.: сообщение о случившемся с постоянным обновлением информации о размерах ущерба и числе жертв (вербальный ряд), аудиозапись обращения губернатора к жителям, видеоролик с видами мест разрушения, аудиозапись впечатлений свидетелей, интерактивная инфографика, комментарий эксперта о причинах катастрофы, сводка погоды и т.д.13

Теоретически в таком синергетическом журналистском тексте в разных сочетаниях могут быть использованы все семь медийных платформ - вербальный текст, графика, инфографика, видео, аудио, анимация, фотография. А конфигурации этих платформ могут варьироваться от мономедийных, когда для донесения смыслов используется одна медийная платформа (например, только слова или только фотографии),

13 http://www.rian.ru/trend/catastrophe_aerobus_320_20090116

стр. 68

до мультимедийных сочетаний. В этом случае журналистский текст как цельное произведение может быть представлен в разных знаковых форматах. Например, сообщение о случившемся - вербально, репортаж с места события - видеоподкаст, цитата эксперта - аудиоподкаст, реконструкция события - инфографика.

Существуют и полимедийные решения, когда на базе разных медийных платформ конструируются отдельно взятые материалы. В таком режиме на данный момент функционирует сайт газеты "Коммерсант", который видеосюжеты выкладывает в отдельной рубрике "ВидеоЪ", при этом основной поток информации выполнен в вербальной знаковой системе. Видеоподкасты, вынесенные в отдельные разделы сайта, используются и на сайте радиостанции "Эхо Москвы" (например, видеоблог главного редактора), отдельными блоками представлены звучащее радио и расшифровки программ, что говорит о структурной конвергенции всего сайта, а не его отдельных текстов. Надо сказать, что различаются и технологии хранения мультимедийных данных - от собственных архивов до виртуальных контейнеров. Например, "Коммерсант" размещает свои подкасты и фотографии на собственных серверах, а "Эхо Москвы" использует для хостинга видеоблогов сервис RuTube.

В Интернете, также как и в теле- и радиовещании, широко используются два подхода в вещательной политике: живая трансляция и запись. Разница заключается в возможностях отложенного потребления: эфирное вещание предлагает фиксированное время потребления программ в записи (так называемые повторы), в то время как прослушать уже прошедшие программы в Интернете возможно по индивидуальному запросу. В первом случае потребитель пассивен в выборе времени прослушивания, в последнем - активен.

Некоторые сайты предлагают сразу несколько вариантов. Например, на сайте "Эхо Москвы" можно слушать и текущий эфир в прямой трансляции, а в отложенном режиме в удобное для потребителя время - предыдущие выпуски, а также архивные записи. Такая "дружественная" в отношении потребителя политика делает контент более доступным, позволяет воспользоваться информационными услугами сайта в любое удобное время.

Активному читателю - интерактивный текст

Онлайновая среда создала уникальную ситуацию для потребителей журналистских текстов и в плане их коммуникационных возможностей. Основное отличие новых медиа от "старых" - печати, радиовещания и телевидения заключается в том, что коммуникация может носить двухсторонний и многосторонний характер, что позволяет потребителю общаться как с производителями информации, так и с другими
стр. 69

потребителями. Двухсторонняя и многосторонняя коммуникация, в которой активными являются все стороны коммуникационного процесса, создает так называемую интерактивную среду, которая считается еще одной приметой интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством.

Правда, говорить об интерактивности применительно только к Интернету было бы не вполне корректно. И в "старых" бумажных СМИ никто не отменял писем, звонков в редакцию и пресс-анкет как форм общения со своим читателем. Более "молодые" электронные СМИ активно используют и другие формы взаимодействия с аудиторией. Например, на радио и телевидении весьма популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения. Однако в своей массе потребители информации традиционных СМИ являются пассивными участниками одностороннего коммуникационного процесса. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей СМИ со своими конечными пользователями, он выводит на новый уровень коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей. Кроме того, принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от взаимодействия с аудиторией, используемого традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е. не газета - почта, или радио - телефон, а Интернет - Интернет.

Американские исследователи предлагают рассматривать интерактивные возможности интернет-СМИ с разных точек зрения: направленности коммуникации, используемых форматов общения, их синхронности/асинхронности, характера модерации и целевых задач14.

На практике редакции интернете-СМИ, как зарубежные, так и российские, пользуются разными устоявшимися формами сетевого общения со своими потребителями - электронными письмами, форумами, гостевыми книгами, голосованиями, рейтингами, чатами, ICQ, сообщениями, переданными на иные носители (мобильные телефоны, коммуникаторы). Такие разнообразные режимы интерактивности СМИ, несомненно, расширяют диапазон социальных возможностей канала. От двухсторонней, диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории посредством писем, до многосторонней коммуникации в форумах, когда обсуждение событий проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, а также чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными читателями.

14 Paul N., Fiebich C. The Elements of Digital Storytelling, http://www.inms.umn.edu/Elements/index/php

стр. 70

При этом общение может протекать как в режиме онлайн, быть живым (чаты, ICQ), так и в отложенном режиме (постинги в форумах, письма, рейтинги и пр.). В этой связи у журналистов возникают новые профессиональные обязанности модераторов-организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, "держать в русле" предложенные темы для обсуждения, не допускать нецензурных или обидных высказываний (вспомним, что подобные роли выполняются работниками радио- и телевидения с телефонами прямого эфира). Возможность вступить в контакт с публикой позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать социальные потребности аудитории, приблизиться к максимальному удовлетворению ее информационных запросов. Вопрос о том, будет ли редакция использовать свой интерактивный ресурс, является существенным при определении информационной стратегии издания.

Применяя интерактивные сервисы, редакция преследует цели не только информационного обмена, не менее важны задачи регистрационные для налаживания прямых контактов редакции с пользователями, пополнения сведений о характере аудитории. Реже преследуются коммерческие цели, например в случае если на сайте организовано оформление подписки на бумажную версию издания. Вообще, если понимать интерактивность шире - не только как разные способы общения с аудиторией, но и как предоставление различных потребительских услуг, например запрос на информацию или архивный поиск, то надо сказать о ее "адаптивной" функции. В этом случае интерактивность сайта заключается и в том, что каждый отдельный потребитель может с помощью определенного программного обеспечения адаптировать сайт под свои собственные вкусы, выбрать интересующий его контент. Например, заказать стартовую страницу в окно своего браузера, рассылку ленты новостей по электронной почте, подписку на RSS-услугу и пр. Некоторые медийные интернет-сайты позволяют пользователю выбрать наиболее привлекательный в цветовом решении или экономичный дизайн, однако такие опции предлагают лишь немногие сайты.

Интерактивные технологии трансформировали журналистский текст, сделали его более привлекательным для интеллектуальной и активной части читателей, позволили ей также оперативно, как и профессионалам-журналистам, реагировать на происходящее, комментировать и оценивать текущие события. С другой стороны, такая активность аудитории не могла не сказаться на редакционной политике, которая должна учитывать как все читательские голоса, так и каждый голос в отдельности. В обязанности журналистов и редакторов теперь включены новые ролевые функции: реакция на письма, участие в обсуждении своих публикаций (сайт радио "Эхо Москвы"), модерация форумов (сайт еженедельника "Русский Newsweek"), проведение он-
стр. 71

лайновых конференций (сайт РИА "Новости"), создание и обновление своих блогов (сайт "Комсомольской правды").

Интерактивность пользователей предполагает не только их реакцию на уже существующие материалы (оценить материал, добавить комментарий), но и публикацию собственных. Сайты многих СМИ заложили в свои проекты такую возможность. Блоги, репортажи, фотографии и видео читателей публикуются наравне с материалами профессиональных журналистов. Нередко сюжеты, отснятые на мобильные телефоны или портативные видеокамеры, конкурируют по оперативности с профессиональными материалами. А наиболее актуальные, убедительные, необычные или удивительные читательские истории переходят и в основной, офлайновый выпуск. Публикация материалов читателей, выполненных на разных платформах, технически может осуществляться либо на основном сайте (такие возможности предлагает, например, сайт "Комсомольской правды"), либо на внешних площадках, таких, как LiveJournal, MySpace и др., либо объединять оба способа публикации (сайт РИА "Новости"). Как считают многие исследователи, это и был самый продуктивный инновационный шаг в медиаиндустрии - появление так называемой user generated content, или UGC (в переводе с англ. - "контент, созданный потребителями"). Термин, появившийся в 2005 г., означает производство контента совместно с конечным потребителем с помощью новых технологий, доступных не только профессиональным производителям информации, но и обычным пользователям.

Сегодня большинство медийных сайтов предлагают своим потребителям возможность стать участником информационного производства, причем в разнообразных интерактивных формах и на разных медийных платформах. Оставить комментарий, определить рейтинг, проголосовать, принять участие в дискуссии на равных с журналистами, опубликовать свои фотографии и подкасты - и это далеко не полный перечень новых возможностей участия, которые расширяют функции аудитории, превращая ее из пассивного потребителя в полноправного производителя информационного продукта.

Примером того, как технологии UGC повлияли на информационное производство, являются новые формы пресс-конференций, которые теперь можно проводить как силами одних читателей, без участия журналистов, так и в комбинированном виде - вопросы задают и читатели/слушатели, и журналисты. Такие онлайн-конференции стали популярной формой во многих российских СМИ. Например, регулярно они организуются в "Московском комсомольце", в РИА "Новости", "прямые линии с президентом" в режиме онлайн проводят центральные телеканалы.

Производство контента конечными пользователями выявило и новую проблему хранения информации. Как известно, публикация в Ин-
стр. 72

тернете вербально ориентированных текстов не представляет больших проблем, в то время как хранение данных большого объема, например аудио- и видеофайлов, оказывается часто технически невыполнимой задачей. Однако благодаря появлению сайтов-контейнеров, предназначенных для хранения информации, эта проблема была решена. В России одной из таких популярных площадок стал сайт RuTube, куда выкладывают свои видео-, аудио- и фотофайлы не только обычные пользователи, но и многие СМИ. "Эхо Москвы" выкладывает на RuTube видеоблоги своих авторов, таким образом решая сразу две проблемы - доступа к выложенным файлам и лимита их объемов.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСФОРМАЦИИ-ЖУРНАЛИСТСКОГО-ТЕКСТА-В-УСЛОВИЯХ-ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Anatoli ShamoldinContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shamoldin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. М. Лукина, ТРАНСФОРМАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСФОРМАЦИИ-ЖУРНАЛИСТСКОГО-ТЕКСТА-В-УСЛОВИЯХ-ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ (date of access: 16.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. М. Лукина:

М. М. Лукина → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Russia
1784 views rating
16.12.2016 (1094 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
СПРАВКА О НАРОДАХ СССР, СОХРАНЯВШИХ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПЕРЕЖИТКИ РОДОПЛЕМЕННОГО БЫТА
Yesterday · From Россия Онлайн
ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Yesterday · From Россия Онлайн
УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ В ЗАПИСИ ЕГО МЮРИДА
Yesterday · From Россия Онлайн
ВИРДОВЫЕ БРАТСТВА В ИНГУШЕТИИ
Yesterday · From Россия Онлайн
КУЛЬТ МУСУЛЬМАНСКИХ СВЯТЫХ В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
ТАРИКАТ, ЭТНИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА В ДАГЕСТАНЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ (1929 - 2005)
Yesterday · From Россия Онлайн
ФЕНОМЕН УСТОЙЧИВОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЙЛЬТА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОНИМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI В.)
Catalog: География 
Yesterday · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЕ АРМЯНЕ И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Yesterday · From Россия Онлайн
КРАСНОДАР - КАРАБАХ - МОСКВА: ОПЫТ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ АВТОЭТНОГРАФИИ
Yesterday · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТРАНСФОРМАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones