Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9153

Share with friends in SM

В XX в. в советский период эстетика сохраняла свою классическую направленность. Классическая традиция была в ней если не господствующей, то безусловно преобладающей как в учебной, так и в монографической литературе. Это открывало простор для развития эстетики, несмотря на известную идеологическую зашоренность. Однако новые веяния в области теории, реальные явления и процессы жизни активно вторгались во все сферы науки, не исключая и эстетику, производя в ней столь принципиальные изменения, что создавалась видимость её полной трансформации, утраты собственной идентичности, растворения её в культуре. Типичным проявлением такой тенденции на постсоветском пространстве может послужить развернувшаяся дискуссия на страницах журнала "Философская думка" [17, 18]. Фундаментальные изменения в исследовании коренных проблем эстетики, приобретающих несомненную актуальность, завязываются в сложный, но отнюдь не "гордиев узел" вокруг перехода, развития, превращения классической эстетики в неклассическую.

Мы остановимся на принципиальном различии классической и неклассической эстетики, затрагивающем даже понимание самого предмета науки, ее понятийно-категориального аппарата, отношения эстетики к искусству, философии, соотношения в ней теоретических и прикладных моментов, междисциплинарности эстетики. Все поставленные проблемы вытекают из различия классической и неклассической эстетики.

Остановимся более детально на проблеме, возникающей время

стр. 96

от времени в философско-эстетической литературе, а именно к вопросу завершенности, исчерпанности основных проблем эстетики. Вопрос скорее поставлен риторически. Принципиальная незавершенность эстетики самоочевидна: искусство, его самоценность и одновременно великое назначение обогащать духовный мир человека, эстетический и художественный вкус, трагедия и ее катарсический смысл, красота, способная спасать или губить, если не мир, то отдельного человека, неизбывная драма жизни людей и их истории. Все это такие же вечные проблемы, как бытие мира и бытие человека в нем.

Мы свидетели и участники больших перемен на изломе эпох, которые затронули не только экономические, социально-политические основы общества, но и его духовную жизнь, искусство, философию, культуру и эстетику как науку по сути своей философскую. В наиболее концентрированном виде перемены в эстетике, философии, культуре выразились в переходе от классики к постклассике. Такие переходы в культуре имели место в истории человечества и раньше. Наиболее характерным примером может послужить древнегреческая классическая философия и эстетика. Уместно привести рассуждения А. Ф. Лосева по поводу соотношения философии и эстетики в эпоху античности: "Эстетики в современном смысле нет в Античности в виде самостоятельной дисциплины. Вопросов красоты и искусства каждая философская система касалась в заключительных частях. Поэтому всякую философскую систему Античности можно рассматривать как эстетику, для которой данная философская система была подготовкой эстетики, а ее завершение - эстетика в собственном смысле слова" [11. С. 71].

Классика продолжалась во времени очень недолго по сравнению со всей историей античной философии, но она послужила нормой, образцом в развитии философии последующих эпох (прежде всего Возрождения). Это непреходящий исторический этап в творении, накоплении и развитии подлинных духовных ценностей.

Новоевропейская классическая философия, которая обосновала неограниченные возможности разума и на первый план поставила онтологию, в постклассический период, особенно в философии и эстетике модерна и постмодерна рассматривается как нечто устаревшее, изжившее себя. Тем самым постклассика по существу отказывается от методологического принципа преемственности в развитии. Рационализм уступает место иррационализму вместо того, чтобы учитывать обоснованные в философии новые формы рациональности. Неклассическая философия исходит из "при-

стр. 97

знания возможности существования некоего Непостижимого как основы бытия и прихода к Нему человека путем некоего необъяснимого рациональным путем "скачка", который совершается немыслимым образом" [15. С. 112]. "Ни философским, ни каким-то иным членораздельным слогом его не выразить" [14. С. 95]. Только "трансрациональное мышление", по мысли С. Л. Франка, способно осуществлять "сверх-логический" диалектический синтез. В подобном же стиле определяется предмет эстетики классиком постклассики В. В. Бычковым. Согласно его концепции эстетика не является наукой, а ее предмет "не поддается рациональному осмыслению и вербальному описанию" [2. С. 7]. В метафизическом смысле эстетика - это особая форма "бытия-сознания", ощущения, переживания полной причастности человека к Универсуму, это наука о гармонии человека с Универсумом. "Эти три понятия принимаются a priori в качестве знания, присущего каждому человеку, хотя и трудно дефинируемого" [2. С. 7]. В этом типично постклассическом определении эстетики полностью устраняется дистанция между человеком и Универсумом, т.е. такие необходимые звенья между ними, как культура и социальность. Универсум здесь выступает в виде некатегориального абстрактно всеобщего понятия; такого рода понятиями широко оперируют постклассическая философия и эстетика.

В. В. Бычков называет целый ряд паракатегорий нонклассики: абсурд, лабиринт, симулякр, жестокость, телесность, артефакт, автоматизм, эклектика, интертекст, заумь, декострукция и т.п. Очень трудно привести эти понятия в единую систему, найти основание их классификации, осмыслить их как категории эстетики. Невозможно уловить хоть какую-то связь паракатегорий нонклассики с основными традиционными категориями, выработанными в истории философии и эстетики, начиная с Античности: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое и менее традиционными, неосновными ее категориями: мера, гармония, драматизм, юмор, сатира, изысканное, изящное, идиллическое. Понятийно-категориальный аппарат классической эстетики не имеет ничего общего с пара-категориями нонклассики. Их невозможно соотнести также ни с обыденными, ни с научными понятиями эстетики.

Содержание отдельных категорий изменяется в корне, но отказаться совсем от категорий не может даже неклассическая и постклассическая эстетика. Как и все философские науки она нуждается в категориях, т.е. понятиях, общих по объему и вместе с тем достаточно содержательных, заключающих в себе существен-

стр. 98

ные признаки, необходимых для теоретического анализа явлений и процессов, постановки и решения ее проблем, формулирования ее методологических принципов.

Перспективным для неклассической эстетики понятием, которое в дальнейшем может перерасти в категорию, является эстетический опыт. Это понятие в случае наполнения его определенным категориальным содержанием способно послужить "для реконцептуализации классических и неклассических исследований эстетической сферы в едином поле эстетического анализа ... Эстетический опыт предстает как понятие, исходя из которого можно объяснить другие эстетические качества и измерения ..." [12. С. 49]. Посредством термина "эстетический опыт" можно уточнить такие неопределенные понятия, как эстетическое отношение субъекта и объекта, эстетическое освоение действительности, эстетическое переживание и др.

Для исследования сферы эстетических явлений в зарубежной литературе обращение к термину "эстетический опыт" стало традиционным. Исследуются особенности интенциональности эстетического опыта, высокая степень его аффективности, подсознательный характер, аксиологическая природа. В последнее время заметна некоторая активизация отечественных авторов в исследовании феномена эстетического опыта. Предпринимаются также попытки концептуального анализа эстетического опыта, вычленения в человеческом опыте именно того, что делает его специфически эстетическим. Но при всей важности концептуального анализа эстетического опыта такой анализ не исчерпывает его категориального содержания.

Многослойность и многоуровневость эстетического опыта как сложного феномена обусловливает многоаспектность его теоретического анализа. Два тесно связанные между собой аспекты были затронуты в процессе наших эстетических исследований, а именно: во-первых, имманентность вкуса эстетическому опыту, во-вторых, развертывание эстетического опыта с его определенной стороны как экзистенциального опыта художника в его специфической деятельности, а также каждого индивида как субъекта эстетического сознания и носителя художественного и эстетического вкуса. Чувственно-эмоциональное течение жизни как непрерывный процесс может быть представлено как экзистенциальный опыт индивида. Философская рефлексия над экзистенциальным опытом вычленяет в нем определенный слой или особый пласт эстетического опыта, если он осуществляется в художественном творчестве

стр. 99

или направлен на восприятие произведения искусства, эстетических предметов природно-социальной среды [13].

Нами затронут новый аспект исследования эстетического опыта, рассматриваемого в ракурсе экзистенциального опыта художника, в особенности писателя-экзистенциалиста.

На связи эстетического опыта и вкуса останавливается Е. Скороварова. Эта связь, по ее мнению, состоит в том, что индивид как "субъект эстетического опыта способен оценивать данные в этом опыте объекты как эстетические предметы" [12. С. 57 - 58]. Эстетический вкус, таким образом, выступает как значимый компонент опыта. Вкус рождается "на пересечении апперцепционного базиса и интерпретационных потенций эстетического опыта", выявляя следовательно свою эмоционально-аксиологическую, социально-психологическую сущность.

Таким образом, и в зарубежной (Дж. Дьюи, М. Дюфрен, Р. Ингарден, Л. Ландгребе, У. Матурана и др.), и в отечественной (В. Бычков, А. Галгаш, О. Павлова, Е. Скороварова и др.) литературе активно разрабатывается понятие эстетического опыта, постепенно приобретающее статус эстетической категории, востребованной в неклассической эстетике, которая обращается к исследованию человеческой субъективности, к чувственности уникальной личности.

Поворот неклассической философии к экзистенциальному опыту уникальной личности сопровождается формированием другой, прямо противоположной традиции отказа от субъекта, от веры в существование "Я" как центра человеческой личности. Постструктурализм рассматривает субъективность как виртуальное пространство, в котором могут сходиться перспективные линии смыслов. По мысли Ж. Делеза ("Критика и клиника"), в самой глубине субъективности нет никакого "Я", но есть тайный шифр. Настангая на смерти субъекта, постмодерн подвергает деконструкции всякую метафизику, философию и тем более эстетику, искусство, которое немыслимо без человека, объектом и потребителем которого является субъект, не столько и не только мыслящий, сколько чувствующий, переживающий.

Смерть субъекта означала бы полную деантропологизацию и дегуманизацию наук об обществе, о человеке. Эта идея постмодерна парадоксальна по своей сути. Гипертрофируется критическая функция философии, подвергаются "деконструкции все системы... постструктурализм не укореняется ни в одной из них, не отдает предпочтения никакой системе, чтобы подвергнуться деконструкции последующими поколениями" [8. С. 65]. Признание смерти

стр. 100

субъекта - один из тупиков не только постклассической эстетики и искусства, но и постклассики в целом.

В процессе постепенного перехода от классической к неклассической эстетике утверждается новая философско-эстетическая парадигма (Декарт, Баумгартен, Кант). Классике соответствует онтологизм в его различных модификациях: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Красота представляется если не атрибутом, то во всяком случае модусом бытия. В учении Баумгартена красота - это "искусство прекрасно мыслить", а предмет эстетики составляет "чувственное познание" [1. С. 452]. У Канта эта тенденция получила свое дальнейшее развитие; суждение вкуса занимает центральное место в его эстетике, наряду с учением о творчестве гения.

В неклассической философии и эстетике принципиально меняется понимание онтологии. Здесь не происходит отказа от понятия бытия, а некоторые направления даже делают его основополагающим (экзистенциализм). "Бытие и Ничто" - основное произведение Ж. П. Сартра. Но Бытие Сартра - это не бытие в классическом понимании, не бытие мира, а бытие в мире заброшенного в этот чуждый ему мир, изолированного, покинутого, не укорененного ни в чем индивида. Экзистенциализм, следовательно, не знает иного бытия, кроме бытия сознания.

Изменяется также соотношение эстетики и философии в классический и неклассический период. Классическая эстетика как самостоятельная наука не существовала вообще. Эстетика была частью философии, в большей или меньшей степени органично входила и существовала в различных философских учениях. Отмежевание эстетики от философии происходит постепенно. У Канта она, как известно, является одной из трех критик его философии [9]. В натурфилософскую систему Гегеля она входит в виде "Лекций по эстетике", являясь философией искусства [3]. Впоследствии трудно было отказаться от намерения искать эстетический компонент в различных философских учениях: эстетические взгляды В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Г. Плеханова. Эта тенденция представляет явное упрощение понимания связи эстетики и философии, что не означает, что эстетика перестает быть одной из философских наук, скажем, наряду с этикой. Эстетика является философской наукой не только и не столько потому, что философия служит ее методологией, метатеорией, подобно тому как сама эстетика способна служить метатеорией наук об искусстве. Самое важное здесь то, что философия, которая, как бы уважительно мы

стр. 101

ни относились к автономии эстетики, постоянно задает ей определенный смысловой, теоретический горизонт. И этот горизонт может быть обозначен понятием парадигмы. Введение в научный обиход понятия философско-эстетической парадигмы и художественной картины мира является методологически плодотворным в теоретических исследованиях проблем эстетики [11, 7].

Изменение представлений об онтологии, утверждение новой парадигмы в неклассической эстетике влечет за собой изменение самого ее предмета и объекта. Расширение предмета эстетики давно уже стало очевидным и бесспорным. Вопрос возникает о допустимости границ этого расширения. Выход далеко за пределы искусства в сферу эстетизации социальной среды является весьма позитивным явлением. Эстетика была элитарной наукой до тех пор, пока ограничивала свой объект областью изящных искусств, представляла по преимуществу теорию искусства и художественного творчества. Индивид-нехудожник мог быть эстетическим субъектом лишь как носитель вкуса. Положение существенно изменилось с возникновением такой области человеческой деятельности, как дизайн, который появился не на пустом месте, а на руинах античного и средневекового ремесла, деятельности, художественной по своему характеру и по результатам; его продукты представляли из себя эстетические ценности. Сокращается дистанция между художником и нехудожником. Нехудожник становится эстетическим субъектом не только в области вкуса, но и в сфере деятельности. Индивид личностно самовыражает себя не только в художественном творчестве, но и в других видах социальной деятельности и осознает себя в этом качестве. Индивид становится субъектом эстетического сознания, которое, выступая в роли одной из форм общественного сознания, составляет специфический предмет эстетики.

Искусство не выходит за свои пределы, по-прежнему оставаясь продуктом особой деятельности художника, хотя возникают новые виды искусства, как, например, киноискусство. Но эстетика перестает быть только теорией искусства; она расширяет свой предмет, становится наукой об эстетическом сознании, включая в себя таким образом и человеческую деятельность, поскольку она содержит в себе момент уникального личностного самовыражения. Предметы социальной среды и эстетические ценности приобретают личностный смысл и тем самым возможность становиться способом индивидуально-личностного общения людей. В этой концепции, подробно изложенной в авторской монографии "Эстетика как философская наука", заключена суть антропологического анализа

стр. 102

эстетики, эстетического сознания и искусства [6]. Серьезную угрозу как для эстетики, так и для искусства, представляет получившая широкое распространение в неклассической эстетике тенденция "пренебрежения к ... онтологическому и антропологическому измерениям" [4. С. 61].

Другой поистине разрушительной силой является массовая культура современного потребительского общества и искусство, как ее душа, в основе которых лежит процесс омассовления индивида. Личность, смысложизненной ценностью которой является потребление, утрачивает свою автономность, теряет самобытность. В потреблении ценностей уникально выразить себя гораздо труднее, нежели в созидательной деятельности. Возобладавший конформизм разрушает индивидуальность человеческой личности. Массовое искусство и все виды деятельности, исключающие возможность индивидуально-личностного самовыражения (телевидение, net-art) "загрязняют" эстетику. Такое ее расширение ничего общего не имеет с междисциплинарностью эстетики, которая является вполне закономерным процессом интеграции науки.

Расширение эстетики и искусства за счет дегуманизации и деантропологизации целиком деструктивно. В теоретических исследованиях оно приводит к распредмечиванию эстетики, к ее растворению в культурологии и культуре, смешению ее предмета и объекта. Модернизированное, но не модернистское, обращение к классике как неисчерпаемому источнику для эстетики и искусства представляет спасительный выход из тупика.

В каком же направлении изменяется предмет эстетики и сохраняется ли преемственность представлений в современной неклассической эстетике? Баумгартен, с которого началась эстетика как самостоятельная наука, ее предметом считал чувственное познание, низшую гносеологию. Это представление получило свою последовательную и развернутую реализацию в эстетике Канта, изложенную в его "Критике способности суждения". Предметом эстетики Канта становится не красота как модус бытия, а эстетическое восприятие, вкус и творчество художника. У Гегеля эстетика становится философией искусства, которое раскрывается им как ступень чувственного выражения идеи. Во второй половине XX в. развертывается дискуссия в эстетике, в которой обсуждается, по сути, не предмет эстетики, а ее объект. Возникает целый ряд определений: эстетика - наука: 1) об объективно прекрасном; 2) об эстетических ценностях; 3) об эстетической деятельности; 4) об искусстве. Так можно сгруппировать основные позиции, не

стр. 103

входя в более детальные различия определений эстетики. Только первое из них является сугубо классическим, чисто онтологическим в его докантовском понимании. Все остальные укладываются в рамки новой неклассической философско-эстетической парадигмы. Они "схватывают" различные стороны объекта эстетики. Но как теперь перейти от анализа широкого объекта эстетики к определению ее специфического предмета, выделить особый угол рассмотрения всех эстетических явлений и процессов?

В 70 - 80-е годы XX в. объектом исследования становится общественное сознание, его отдельные формы, в их числе и эстетическое сознание. Философский анализ эстетического сознания открывает широкие возможности для решения задачи определения предмета эстетики. Оно включает все явления, составляющие объект изучения эстетики: ценности, как продукты деятельности художника и нехудожника; саму социальную деятельность как процесс самовыражения самобытной уникальной личности; искусство, составляющее ядро эстетического сознания.

Своеобразный синтез классической и неклассической методологии, применяемый к анализу эстетического сознания, позволяет ставить вопрос о его онтологии и в то же время исследовать его на феноменологическом уровне [6]. Согласно предложенной нами концепции индивидуально-личностной сущности эстетического сознания, оно возникает из потребности удержания, сохранения в ценностях культуры личностной уникальности художника в созданных им произведениях, нехудожника - в произведенных им в процессе деятельностного самовыражения предметов социальной среды. Предметное ценностное выражение индивидуально-личностной уникальности художника и нехудожника представляет феноменологический уровень эстетического сознания, а его онтологический уровень - это общественное бытие, совокупность безличных общественных отношений в их индивидуально-личностном выражении. У истоков эстетического сознания оказывается уникальность автономной личности, которая на феноменологическом уровне обнаруживает себя непосредственно в ценностях культуры, а на синологическом - опосредованно, в системе общественных отношений.

Отсюда происходит коммуникативность людей в эстетическом восприятии: вкусе, чувстве, переживании, в человеческой чувственности. Она предстает в виде эстетического опыта самобытной автономной личности. Человеческая чувственность как предмет эстетики не есть нечто изначальное, самодовлеющее. Она

стр. 104

направлена на предметы, имеющие личностный смысл, поскольку они представляют продукты уникального деятельностного самовыражения человеческой индивидуальности; последняя в конечном счете представляет онтологическую основу эстетического сознания. В чувственности осуществляется конгениальность личности, творящей эстетические и художественные ценности, и личности, воспринимающей эти ценности.

Есть особый период сосуществования классики и неклассики в философии, культуре, эстетике. Это достаточно длительный исторический этап, который может быть осмыслен как стремительное развитие цивилизации, ее некоторой экспансии по отношению к развитию культуры. Духовность культуры сталкивается с процессом наступления личностно-нейтральной, обездушенной цивилизации. Ускорение научно-технического прогресса рождает новое потребительское общество и его важный атрибут: массовую культуру и искусство. Автономизация личности, продукт объективного исторического развития общества сталкивается с тенденцией омассовления индивида. Эта тенденция оказывается не просто негативной, но и разрушительной для искусства и эстетического сознания людей, насквозь личностного, концентрирующего в себе высокую духовность человека как самобытной автономной личности, а также для индивидуальности вкуса, эстетического восприятия, человеческой чувственности в целом.

Современная культурная индустрия создает иллюзию, что искусство теперь создается техникой, что в нем превалируют технические средства, творчество перестает быть индивидуальным; во всяком случае оно представляет интерсубъективный процесс.

В настоящее время эстетически-художественная картина мира изменяется. Но за этими внешними проявлениями современной жизни стоит нечто более глубокое, более существенное. Чтобы сработала индустрия, должно быть произведение, продукт творчества самобытной личности художника. Поэт вносит человеческое начало в виртуальную реальность Интернета: "Без тебя в Интернете пусто... глупо... мрачно, без тебя в Интернете как-то все не так, и душа не рада" [6. С. 83]. Чувство вторгается и в эту холодную, бездушную сферу, созданную всемогущим разумом.

Таким образом, между классической и неклассической эстетикой невозможно провести четкую разделительную линию. Эстетика как самостоятельная наука возникла, когда философия уже начала перерастать из классической в неклассическую. Преемственность классической и неклассической эстетики сохраняется несмотря на

стр. 105

возникновение в неклассической эстетике новой парадигмы, новой онтологии, несмотря на изменение категориального аппарата и существенное изменение предмета эстетики. Единство классической и неклассической эстетики коренится в общей онтологии эстетического сознания. Классическая и неклассическая эстетика взаимно предполагают и дополняют одна другую.

В заключение коснемся проблемы междисциплинарности эстетики. Эту проблему мы рассматриваем под углом зрения перехода эстетики от классической к неклассической. Эстетику постигла участь большинства наук. Отделившись от философии, обретя статус самостоятельности в классический период (процесс дифференциации науки), она затем включились в процесс интеграции уже в постклассический период.

Выделившись из философии, эстетика недолго сохраняла свою относительную чистоту, приблизительно от Канта до Шеллинга. Затем она оказалась открытой для связи с другими науками: с психологией, культурологией, аксиологией, науками об искусстве, социологией, оставаясь при этом одной из философских наук. Она не растворилась ни в одной из наук, сохраняя свою идентичность, круг своих фундаментальных проблем, свой собственный предмет, концентрируясь вокруг эстетического сознания.

Эстетизация социальной среды, превращение необходимых человеку предметов в эстетические ценности, дизайн не загрязняют эстетику. Искусство и эстетика утрачивают свою чистоту, когда используются как средство рыночной экономики, коммерческих нужд. Здесь утилитарные потребности не только превалируют, но и абсолютно вытесняют духовный, личностный, эстетический смысл предметной среды, обедняют духовную атмосферу жизни, идеалы людей, а также их эстетические вкусы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баумгартен. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. Эстетические учения XVII-XVIII веков. М., 1964.

2. Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.

3. Гегель Г. Лекции по эстетике // Соч. в 4 т. Т. 1. 1968.

4. Даренський В. Мистецтво як феномен людинотворення // Філософська думка. 2009. N 6.

5. Домбровская Т. И. Эстетика как философская наука. Курск, 2003.

6. Домбровская Т. И., Строева Л. Г. Проблема онтологии эстетического сознания в классической и неклассической эстетике и философии // Философские исследования. 2005. N 3 - 4.

стр. 106

7. Домбровская Т. И., Шегута М. А. Утверждение философских парадигм в эстетике // Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету ім. В. Даля. Випуск 2. Луганськ, 2003.

8. Дьяков А. В. Проблема субъекта в постструктуралистической перспективе. М., 2005.

9. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6 т. Т. 5. М., 1966.

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 1. М., 1988.

11. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. N 6.

12. Скороварова Є. Аналітика естетичного досвіду: концептуальний розгляд // Філософська думка. 2009. N 6.

13. Строева Л. Г. Естетична свідомість в контексті екзистенціального досвіду особистості // Актуальні філософські та культурологічні проблеми сучасності / Зб. наук. праць, випуск 21. Киев, 2008.

14. Фатенков А. Н. Возможности и невозможности религиозного экзистенциализма // Вестник РФО. 2009. N 2.

15. Шулындина А. Б. Возможен ли диалог мировоззрений? // Вестник РФО. 2009. N 4.

16. Фрейдлин И., Домбровская Т. Стихи-размышления. М., 2005.

17. Естетика на межі епох. Бесіда головного редактора "Філософської думки". С. Пролеєва з професоркою Л. Левчук // Філософська думка. 2009. N 6.

18. Естетика в Україні: сьогодення і майбутнє. Матеріали круглого столу часопису "Філософська думка" (25 вересня 2009 року) // Філософська думка. 2009. N 6.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСФОРМАЦИЯ-КЛАССИЧЕСКОЙ-ЭСТЕТИКИ-В-НЕКЛАССИЧЕСКУЮ-КОНЕЦ-ИЛИ-РАЗВИТИЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. И. Домбровская, Л. Г. Строева, ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ: КОНЕЦ ИЛИ РАЗВИТИЕ? // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСФОРМАЦИЯ-КЛАССИЧЕСКОЙ-ЭСТЕТИКИ-В-НЕКЛАССИЧЕСКУЮ-КОНЕЦ-ИЛИ-РАЗВИТИЕ (date of access: 16.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. И. Домбровская, Л. Г. Строева:

Т. И. Домбровская, Л. Г. Строева → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
1481 views rating
15.09.2015 (1462 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
14 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
19 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
25 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ: КОНЕЦ ИЛИ РАЗВИТИЕ?
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones