Libmonster ID: RU-10108

И. КОВЗАНАДЗЕ, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой "Финансы и банковское дело" Тбилисского государственного университета имени Ив. Джавахишвили

Масштабный глобальный экономический и финансовый кризис был обусловлен накопившимися в последние годы диспропорциями в мировой экономике, недостатками в институциональной сфере (прежде всего в регулировании и надзоре), усилением конкуренции и взаимозависимости стран вследствие ускорения процессов глобализации. О приближении такого кризиса предупреждали известные экономисты, в частности Дж. Стиглиц, П. Кругман и др. Профессор экономики Stern School of Business Н. Рубини отмечал: "Сейчас уже абсолютно ясно, что это худший финансовый и экономический кризис и рецессия со времен Великой депрессии. Многие из нас предвидели это заранее, а теперь это стало понятно всем"1.

В 2009 г. международные финансовые организации, включая МВФ и Всемирный банк, прогнозировали серьезное падение ВВП в развитых странах и большинстве развивающихся. Так, мировой ВВП в 2009 г. предположительно должен был сократиться на 1,1%, а ВВП развитых стран - на 3,4%. Фактически экономический спад составил в США 2,4%, в Японии - 5,0, в Великобритании - 4,8, в Канаде (по экспертным оценкам) - 2,5, в Германии - 5,0, во Франции - 2,2, в Италии - 4,7%. Кризис существенно повлиял на важный компонент ВВП - величину потребительских расходов. В 2008 г. в развитых странах они выросли всего на 0,4%, а в 2009 г., по оценкам, должны были сократиться на 1%. Другой компонент ВВП - инвестиции в основной капитал - в 2008 г. в развитых странах уменьшился на 2,1%, а в 2009 г. - предположительно на 12,4%2.

Столь заметное сокращение ВВП и особенно промышленного производства естественно привело к росту безработицы. По прогнозу МВФ, безработица в развитых странах должна была вырасти в 2009 г. до 8,1% (в 2008 г. - 5,8%). Фактически в декабре 2009 г. уровень безработицы составил в США 10,0%, в Японии - 5,1, в Великобритании в IV квартале - 7,8, в Германии - 7,5, во Франции - 10,0, в Италии - 8,5, в Канаде - 8,4%. В некоторых развитых странах этот показатель может оказаться намного выше: в частности, в Испании - 17,7%, в Словакии - 11,5, в Ирландии - 12,0, в Исландии - 9,7%. По оценкам Рубини, в США "уровень безработицы... в следующем


1 Bradley B., Ferguson N., Krugman P., Roubini N., Soros G. et al. The Crisis and How to Deal with It // The New York Review of Books. 2009. Vol. 56, No 10.

2 World Economic Outlook, 2009 / IMF; данные Росстата (NEWSru.com. 2010. 19 февр. newsru.com/arch/finance/19feb2010/vvp.html).

стр. 113

(2010 г. - И. К.) году, вероятно, приблизится к 11%. Таким образом... экономическая ситуация все еще будет ощущаться как рецессивная, даже если формально рецессия уже будет завершена"3.

Экономический кризис затронул и мировую торговлю. В 2009 г., по данным ВТО, впервые за послевоенный период ее объем существенно сократился - на 12%4. В развитых экономиках предположительно экспорт упал на 13,5%, а импорт - на 12,1%.

По оценкам МВФ, заметно снизился уровень сбережений и инвестиций. Так, если в 2007 г. в развитых странах сбережения составляли 20,7% ВВП, то в 2008 г. - 19,5, а в 2009 г. - 16,9%. Причем в ключевой экономике - США - этот показатель упал в 2009 г. до 11% ВВП. В еврозоне сбережения в 2009 г. оцениваются на уровне 18,6% ВВП, в том числе в Германии - 19,8, во Франции - 18,9, в Италии - 15,6%. Уровень инвестиций в развитых странах снизился с 21,5% ВВП в 2007 г. до 21,0 в 2008 г. и 18,0% ВВП в 2009 г. В США в прошлом году этот показатель должен был составить 15% ВВП, в еврозоне - 19,4, в том числе в Германии - 16,9, во Франции -19,9, в Италии - 18,1% ВВП5.

Однако в наиболее острой форме кризис проявился в финансовой сфере: на валютном и фондовом рынках, в банковском и страховом секторах экономики. В результате ряд крупнейших финансовых институтов в США потерпели крах, в частности инвестиционный банк Lehman Brothers. На грани банкротства оказались ипотечные компании Fannie Mae и Freddie Mac, крупнейшая американская страховая компания AIG. С серьезными проблемами столкнулись и многие европейские банки.

Несмотря на сложность ситуации, монетарные власти практически всех развитых (и многих развивающихся стран) сумели оперативно принять ряд важных мер по смягчению последствий кризиса. Речь идет о масштабной поддержке банковского сектора на основе его рекапитализации, рефинансирования, предоставления ликвидности, о стимулировании потребительского спроса, поддержке реального сектора экономики.

Реализация антикризисных мер, в частности вливание значительных денежных средств в финансовый и банковский секторы, позволила предотвратить худший сценарий развития событий. Однако стало очевидно, что необходимо устранить глубинные причины кризиса, прежде всего изменить модель регулирования мировой экономики. Соответствующие вопросы рассматривались на встречах лидеров стран G20 в Лондоне (апрель 2009 г.) и Питтсбурге (сентябрь 2009 г.). В принятом по итогам совещания в Питтсбурге Рамочном соглашении об уверенном, устойчивом и сбалансированном экономическом росте были сформулированы направления изменений в сфере регулирования мировой экономики. Острыми были дискуссии по этим вопросам на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2009 и 2010 гг. С важными программами и заявлениями выступали лидеры ведущих стран, включая Б. Обаму, Н. Саркози, А. Меркель.


3 Bradley B., Ferguson N., Krugman P., Roubini N., Soros G. et al. Op. cit.

4 РБК.ru. 2010. 24 февр.

5 World Economic Outlook, 2009.

стр. 114

Обобщая первые изменения в системе регулирования мировой экономики, высказывания лидеров ведущих стран, можно выделить следующие направления ее трансформации.

1. Кризисы должны прогнозироваться и предотвращаться, в том числе при помощи антициклического регулирования. Концепция прогнозирования и предотвращения кризисов была в принципе одобрена на встрече лидеров стран G20 в Лондоне и получила дальнейшее развитие в упомянутом Рамочном соглашении. В нем поставлена задача разработать новую экономическую модель для развитых и развивающихся стран, без "бумов" и спадов, с рынками, повышающими ответственность их игроков.

О необходимости прогнозировать возникновение кризисов давно говорили экономисты и политики. В этой области предпринимались определенные шаги, учреждались специальные институты, например Форум финансовой стабильности. В Питтсбурге было решено создать эффективную систему прогнозирования экономических кризисов и сформировать новый Совет по финансовой стабильности, в который войдут страны G20, все члены Форума финансовой стабильности и Еврокомиссия. Цели этого института сформулировал премьер-министр Великобритании Г. Браун: "Таким образом изменить регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринимать действия по предотвращению рисков. Совет должен улучшить регулирование и наблюдение за всеми системно важными финансовыми институтами, инструментами и рынками"6.

Принятые решения и заявления свидетельствуют о начале демонтажа господствовавшей в последние десятилетия макроэкономической модели, основанной на идее полезности дерегулирования, вере в саморегулирование и высокую эффективность чисто рыночных механизмов. Однако пока новая макроэкономическая политика только формируется; еще не до конца ясно, насколько возрастет роль государства, как на практике будут применяться методы макроэкономического прогнозирования. Заявленные цели требуют определенной трансформации регулирующих и других институтов, формирования соответствующего инструментария и процедур.

Как нам представляется, полностью преодолеть отрицательные моменты, связанные с цикличностью экономического развития, практически невозможно в силу естественных диспропорций, формирующихся на любых рынках (например, между спросом и предложением, уровнем потребления и сбережений и т. д.). В определенной степени эти диспропорции внутренне присущи рыночной экономике: их проявление заставляет участников рынка пересматривать стратегию и тактику ведения бизнеса, ведет к отраслевому и региональному переливу капитала, способствует повышению эффективности производства. Однако в постиндустриальном обществе государство (в национальной экономике) и международные институты (в мировой экономике) призваны управлять рыночными процессами. Важно прогнозировать формирование диспропорций, предотвращать их чрезмерное накопление, направляя развитие этих


6 Мир нашел лекарство от кризиса // Дни.ру. 2009. 2 аир.

стр. 115

процессов, в том числе разрешение рыночных противоречий, в нужное русло. Значимую роль может сыграть переход к антициклическому регулированию. При этом необходимо смягчать социально-экономические издержки перестройки хозяйства на новом уровне.

Безусловно, совершенствование методов макроэкономического анализа и прогнозирования, принятие своевременных корректирующих мер позволят не допустить в будущем столь масштабных и разрушительных кризисов, резких спадов, следующих за периодами неоправданно бурного роста. Первостепенное значение имеет прогнозирование ситуации в банковском секторе, поскольку накопленные огромные кредитные риски по-прежнему угрожают его стабильности. Регулирующие органы многих стран осуществляют стресс-тестирование национальных банковских систем. Вместе с тем, как нам представляется, важно своевременно разработать пакет мер по рекапитализации банков, решению проблемы "токсичных активов", принять изменения в законодательстве, нормативных регулирующих документах, при необходимости создать соответствующие институты (например, по выкупу плохих долгов и дальнейшей работе с ними), зарезервировать требуемые финансовые и кредитные ресурсы.

2. Усиление роли МВФ и других международных финансовых институтов, в том числе в части прогнозирования и предотвращения кризисов. Одно из основных направлений антикризисной политики - реформирование статуса, целей и системы управления МВФ. В соответствии с принятыми решениями он должен играть решающую роль в обеспечении глобальной финансовой стабильности и сбалансированного роста. Предполагается реформировать механизмы кредитования, создать новаторскую гибкую кредитную линию. Запланировано перераспределение квот в пользу стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран.

По нашему мнению, надо также улучшить прогнозирование и антициклическое регулирование на международном уровне. В настоящее время международные финансовые институты, в частности МВФ, составляют развернутые аналитические отчеты и прогнозы развития мировой экономики. Так, по прогнозу МВФ, рост мировой экономики в 2010 г. составит 3,1%; ВВП развитых стран увеличится на 1,3%, в том числе США - на 1,5, Японии - на 1,7, Великобритании - на 0,9, Германии - на 0,3, Франции - на 0,9, Италии - на 0,2, Канады - на 2,1%.

Еще более впечатляющий экономический рост прогнозируется в ряде развивающихся стран. В Китае он достигнет 9%, в Индии - 6,4, в Индонезии - 4,8, в Саудовской Аравии - 4, в Бразилии - 3,5, в Мексике - 3,3%. В 2010 г. экономический рост ожидается и в большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой: в частности, в России он составит 1,5%, в Украине - 2,7, в Белоруссии -1,8, в Казахстане - 2, в Азербайджане - 7,4, в Армении - 1,2, в Грузии - 2%7. Отметим, что прогнозируются замедление темпов инфляции и улучшение состояния текущего счета платежного балан-


7 World Economic Outlook, 2009.

стр. 116

са многих развитых и развивающихся стран. Вместе с тем предпринятые меры по стимулированию экономики, как отмечается в докладе МВФ, уже привели к росту дефицита бюджета и государственного долга практически во всех развитых и многих развивающихся странах (см. табл.).

Таблица

Дефицит совокупного государственного бюджета и государственный долг в ряде ведущих стран (в % к ВВП)

Страна

Сальдо государственного бюджета ("+" профицит; "-" дефицит)

Государственный долг

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

США

-2,8

-5,9

-12,5

-10,0

61,9

70,4

84,8

93,6

Великобритания

-2,6

-5,1

-11,6

-13,2

44,1

52,0

68,7

81,7

Япония

-2,5

-5,8

-10,5

-10,2

187,7

196,6

218,6

227,0

Канада

1,6

0,1

-4,9

-4,1

64,2

62,7

78,2

79,3

Страны еврозоны

-0,6

-1,8

-6,2

-6,6

65,7

69,2

80,0

86,3

Германия

-0,5

-0,1

-4,2

-4,6

63,4

67,1

78,7

84,5

Франция

-2,7

-3,4

-7,0

"7,1

63,8

67,5

76,7

82,6

Италия

-1,5

-2,7

-5,6

-5,6

103,5

105,7

115,8

120,1

В настоящее время МВФ играет роль международного кредитора, однако антициклическое регулирование в мировой экономике он пока не осуществляет. В любом случае решение такой задачи требует определенного делегирования полномочий национальных органов регулирования международным, что, очевидно, будет непросто и займет немало времени.

3. Обеспечение равновесия между макро- и микропруденциальным регулированием. В банковском и финансовом секторах экономики важно добиться равновесия между макро- и микропруденциальным регулированием, в том числе в части управления рисками. Система ограничений кредитных, рыночных, финансовых рисков может успешно применяться в антициклическом регулировании, например путем корректировки коэффициентов концентрации кредитных рисков по отношению к капиталу на одного заемщика и по всем заемщикам. Особенно важно своевременно включать в систему регулирования новые финансовые и кредитные инструменты, оперативно устанавливать по ним лимиты и корректировать их, исходя из целей макроэкономического регулирования.

4. Улучшение регулирования, функционирования и прозрачности финансовых и сырьевых рынков. Стабильность и предсказуемость этих рынков, как показывает практика, имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста. В последние годы волатильность цен на них была очень высокой в значительной степени вследствие спекулятивных операций. Например, по данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), 70% объема торгов нефтью марки Texas Sweet на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже - спекулятивные. Решить эту задачу можно, усилив регулирование биржевых институтов и ограничив спекулятивные операции финансовых институтов.

5. Увязывание финансовых результатов и рисков банковских и финансовых институтов с бонусами менеджмента. На между-

стр. 117

народном и национальном уровнях планируется принять комплекс мер по ужесточению правил и методов управления рисками в финансовых институтах, включая установление соотношения между вознаграждением менеджмента и долгосрочными результатами их деятельности. Среди предлагаемых мер: отказ от практики многолетних гарантированных бонусов; предпочтительность выплаты вознаграждения в форме акций или аналогичных финансовых инструментов; обеспечение прозрачности процесса выплаты бонусов; ограничение их величины определенной долей доходов. Надзорные органы должны анализировать политику выплаты вознаграждений с точки зрения возникающих рисков и при необходимости стараться исправить ситуацию, например повышая требования к капиталу. В случае ухудшения финансового состояния банков они должны иметь возможность изменять механизм выплаты бонусов. Практические шаги в этом направлении уже предприняты в США, Великобритании и Франции.

6. Соблюдение национальными органами принимаемых новых международных стандартов в сфере регулирования, надзора, торговли. Эта мера позволит обеспечить равенство "правил игры" для всех участников. Приоритет международных стандартов будет препятствовать дроблению рынков и протекционизму в мировой торговле.

7. Стимулирование рекапитализации банков. Капитал должен увеличиваться прежде всего за счет рекапитализации большей части прибыли, роста резервов. Такие меры не только укрепят устойчивость банковского сектора, но и расширят его возможности по кредитованию экономики. Механизм формирования резервов необходимо включить в систему антициклического регулирования.

Увеличение банковского капитала и повышение его качества - ключевой элемент обеспечения устойчивого экономического роста. К 2012 г. планируется установить требования к формированию антициклического буферного капитала, а также более высокие требования к капиталу в случае операций с потенциально опасными финансовыми инструментами. К концу 2011 г. предполагается повсеместно ввести в банковскую практику положения Соглашения Базель II.

8. Дальнейшее совершенствование регулирования рынка ценных бумаг и производных срочных инструментов. Проблема неконтролируемого выпуска ценных бумаг, в том числе обеспеченных активами, и производных срочных инструментов в последние годы обострилась и стала одной из важных причин кризиса. Так, объем международных ценных бумаг увеличился с 13 271 млрд. долл. в 2003 г. до 22 732 млрд. долл. в 2008 г., или в 1,7 раза. Еще быстрее рос объем выпущенных деривативов: с 2006 по 2008 г. номинальная сумма выпущенных производных финансовых инструментов увеличилась с 370 трлн до 684 трлн долл., или почти в 2 раза8. Теперь регулирование этих инструментов усилится. Планируется, что не позднее конца 2012 г. все стандартные контракты на производные ценные бумаги, продаваемые на внебиржевых рынках, должны обращаться на биржах или электронных торговых платформах и погашаться через центральных контрагентов. О контрактах на произ-


8 Global Financial Stability Report / IMF. Oct. 2009.

стр. 118

водные ценные бумаги, продаваемые на внебиржевых рынках, следует информировать торговые депозитарии. На контракты, которые не погашаются на централизованном уровне, должны распространяться более жесткие требования в отношении капитала.

9. Усиление регулирования системно значимых трансграничных финансовых институтов. Эти институты должны иметь соответствующие международным нормам планы действий в стрессовых ситуациях, а органы надзора - эффективную систему обмена информацией. При этом на национальном уровне нужно разработать (и скоординировать на международном) нормативные документы и процедуры, а также создать организационные группы для решения кризисных проблем в таких институтах. В результате регулирующие органы, по словам министра финансов Великобритании А. Дарлинга, "получат власть, которая позволит им выполнять свои функции эффективно. Необходимо извлечь уроки из финансового кризиса, во время которого банкиры действовали как камикадзе, а регулирующие органы не смогли справиться со своими обязанностями"9. Однако для решения этой задачи надо создать новые институты трансграничного регулирования или наделить этими полномочиями уже действующие, например Банк международных расчетов.

10. Реформирование институтов, призванных решать проблему информационной асимметрии в экономике, повышение качества финансовой отчетности. В ходе кризиса такие институты, прежде всего рейтинговые агентства, находились под огнем критики. Неадекватность их оценок целого ряда финансовых инструментов, прежде всего связанных с ипотечным кредитованием, с одной стороны, и сложившаяся практика автоматического принятия этих оценок субъектами экономики - с другой, привели к тому, что банки и компании многих стран понесли огромные убытки от операций с активами, которые считались высоконадежными. США и ЕС пытаются улучшить регулирование деятельности этих структур. Высока вероятность усиления регулирования и других институтов, призванных решать проблему информационной асимметрии, - кредитных бюро, аудиторских компаний. Получат дальнейшее развитие и международные стандарты финансовой отчетности; усилится регулирование офшорных зон.

Помимо мер, согласованных на встречах руководителей стран G20, собственные инициативы по реформированию регулирования вырабатывают и отдельные страны. Так, в соответствии с планом президента США Б. Обамы ФРС получит право надзора не только за коммерческими банками, но и за крупнейшими финансовыми компаниями. Хедж-фондам предстоит государственная регистрация, и, возможно, их деятельность также будет регулироваться. Планируется ограничить банки в совершении спекулятивных операций, прежде всего операций с ценными бумагами от своего имени, то есть в значительной степени вернуться к разделению банковской и инвестиционной деятельности, введенному после кризиса 1929 - 1933 гг.

Предлагается установить предельную величину активов банков, а существующие финансовые гиганты разделить. Эта мера позволит


9 Британия ужесточит контроль над банками // Взгляд. 2009. 5 июля.

стр. 119

исключить ситуацию, при которой очень большие банки могут проводить высокорискованные операции, поскольку в силу их положения в банковской системе они рассчитывают на автоматическую помощь со стороны государства в случае финансовых затруднений.

Предполагается создать Совет по надзору за рынком финансовых услуг с участием различных регуляторов при ключевой роли ФРС. Наличие мегарегулятора позволит преодолеть фрагментированность системы регулирования финансового сектора. В поле зрения новой структуры попадут все субъекты и инструменты финансового рынка США.

Программа Обамы по реформированию регулирования получила поддержку многих политиков и регуляторов. Так, президент Франции Н. Саркози заявил: "Если мы не изменим банковское законодательство, то продолжим создавать невыносимые для экономики риски и благоприятствовать спекуляции". Руководитель Европейского центрального банка Ж.-К. Трише отметил, что эта реформа "идет в одном направлении с нашей собственной позицией, а именно обеспечить сосредоточенность банковского сектора на финансировании реальной экономики"10.

В то же время многие банкиры обращают внимание на возникающие при реализации этой программы риски. Особенно много критики в ее адрес со стороны банкиров звучало на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе. Так, глава Deutsche Bank И. Аккерманн заявил, что "если каждое государство примет свои собственные регламенты, это лишь осложнит надзор за финансовым сектором в целом, необходим скоординированный подход на международном уровне, иначе часть бизнеса банков уйдет в нерегулируемые сегменты". Глава британского банка Barclays Р. Даймонд призвал политиков отказаться от мероприятий, ограниченных сугубо национальными границами. "Изолированные действия в США и Великобритании оказываются невыгодными по сравнению с теми возможностями, которые мы можем достичь в рамках работы по вопросам финансового регулирования "большой двадцатки"", - отметил он11.

В целом в настоящее время вырисовываются контуры новой модели регулирования, призванной ограничить чрезмерно рискованные и спекулятивные операции, обеспечить выполнение банками своих традиционных функций аккумулирования сбережений и кредитования экономики. Однако остается много неясных вопросов, прежде всего касающихся международной координации реформы регулирования и создания соответствующих институтов на национальном и международном уровнях. Кроме того, как показывают события последних месяцев, велико сопротивление этим планам со стороны влиятельных финансовых и банковских кругов. Таким образом, реформирование регулирования экономики, особенно финансового и банковского секторов, в силу объективных причин неизбежно, но его глубина и сроки в значительной степени определяются исходом противоборства различных политических сил.


10 Кошкаров А. Обама разделил Давос // Эксперт online. 2010. 29 янв. www.expert.ru/articles/2010/01/29/davos/.

11 Там же.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/УРОКИ-МИРОВОГО-КРИЗИСА-НЕОБХОДИМА-НОВАЯ-МОДЕЛЬ-РЕГУЛИРОВАНИЯ-ЭКОНОМИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. КОВЗАНАДЗЕ, УРОКИ МИРОВОГО КРИЗИСА: НЕОБХОДИМА НОВАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/УРОКИ-МИРОВОГО-КРИЗИСА-НЕОБХОДИМА-НОВАЯ-МОДЕЛЬ-РЕГУЛИРОВАНИЯ-ЭКОНОМИКИ (date of access: 22.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. КОВЗАНАДЗЕ:

И. КОВЗАНАДЗЕ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
594 views rating
07.10.2015 (2085 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
18 hours ago · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
18 hours ago · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
18 hours ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн
КНЯЗЬ А. М. ГОРЧАКОВ - МИНИСТР И ВИЦЕ-КАНЦЛЕР
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МАТЕРИАЛЫ VII СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Документы VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТВЕТЫ ДИРЕКТОРА ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ П. В. СТЕГНИЯ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ"
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
УРОКИ МИРОВОГО КРИЗИСА: НЕОБХОДИМА НОВАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones