Libmonster ID: RU-9271
Author(s) of the publication: Н. БЕРДСОЛЛ

Н. БЕРДСОЛЛ, профессор, президент Центра анализа проблем глобального развития (США)

Мир становится "плоским" - утверждает в своем новом бестселлере "Плоский мир: краткая история XXI века" Т. Фридман, обозреватель газеты "Нью-Йорк таймс". Сторонник глобализации, автор призывает США обратить внимание на то, что Китай и Индия способны конкурировать в новом, опирающемся на интернет-ресурсы глобальном пространстве. США должны приспосабливаться к новому "плоскому" миру, в котором их длительное технологическое и экономическое превосходство подходит к концу.

Безусловно, в новой глобальной экономике США легко доминировать не удастся. Но мир все-таки не "плоский". Целые страны и множество людей во многих странах застряли в глубоких "кратерах", которые портят глобальный пейзаж. Благополучные жители развитых стран, получившие хорошее образование, могут не заметить существования несправедливости и разочарования - чувств, с которыми сталкиваются многие люди на Земле, и проблем, которые они создают для прочности и процветания "плоского" мира.

Упомянутые "кратеры" весьма глубоки. В глобальном масштабе неравенство между странами, и без того значительное, еще больше усиливается. В настоящее время США, европейские страны и Япония в 100 раз богаче, чем Эфиопия, Гаити и Непал, прежде всего потому, что первые развивались в последние 100 лет, а вторые - нет. Соответствующий разрыв между странами в начале XX в. составлял 9:1. Быстрый экономический рост в Индии и Китае, относящихся к числу крупнейших и беднейших стран, способствует уменьшению неравенства в мире. Но уже достигнутый его уровень исключительно высок. Различия в душевых доходах (например, 10% самых богатых американцев по сравнению с 10% самых бедных жителей Эфиопии) намного превышают 10 тыс. раз.

Важность изучения неравенства

Почему так важно анализировать причины высокого уровня неравенства как в пределах одной страны, так и между странами? Названная проблема особенно актуальна для развивающихся стран, граждане которых скорее всего (причем вполне обоснованно) увидят в ней проявление несправедливости, привилегии инсайдеров и неравенство возможностей. В этих странах неравенство нередко

Center for Global Development (www.cgdev.org).

Birdsall N. Rising Inequality in the New Global Economy: 2005 WIDER Annual Lecture / UNU-WIDER. WIDER Angle No 2/2005.

стр. 84

порождает негативные экономические последствия; в сочетании с неразвитыми рынками и неэффективным государственным управлением оно ведет к замедлению экономического роста, что, в свою очередь, препятствует сокращению бедности.

Как известно из положений экономической теории, ввиду слабости кредитных рынков и низкого уровня образования населения только богатым удается использовать инвестиционные возможности. Домашние хозяйства со средним и низким уровнями доходов лишены доступа к кредитным ресурсам и, таким образом, не могут, например, получать потенциально высокие доходы от своих ферм и малых предприятий, норма прибыли которых нередко превосходит отдачу на вложенный капитал у богатых. Наиболее способные дети из малообеспеченных семей не могут получить должного образования и навыков, позволяющих им максимизировать собственное экономическое благосостояние в будущем, а также темпы экономического роста своей страны.

В качестве примера подобного негативного развития событий можно привести страны Латинской Америки. Вследствие исторически сложившейся высокой концентрации земельной собственности и доходов от эксплуатации природных ресурсов возможности получения образования в них оказались ограниченными. Это обусловило формирование незначительного по численности и зависящего от государства среднего класса на фоне огромного большинства малообеспеченных и находящихся на грани нищеты домашних хозяйств.

В странах Юго-Восточной Азии, характеризовавшихся после Второй мировой войны аналогичным распределением земельной собственности, благодаря наличию политической воли (возможно, из-за нехватки природных ресурсов и страха перед коммунистическими движениями в соседних странах) удалось инвестировать крупные средства в развитие образования и здравоохранения. В результате в них возник растущий средний класс, основой формирования которого служили повышение эффективности небольших сельскохозяйственных ферм и создание современных высокопроизводительных предприятий, обеспечивших новые рабочие места.

Когда мы говорим о тех странах, в которых неравенство особенно заметно (большая часть стран Экваториальной Африки, а в последнее десятилетие - страны Восточной Европы и Китай), надо также иметь в виду вероятность того, что государство окажется неспособным удовлетворять базовые потребности своих граждан. В странах западной демократии именно средний класс требует, чтобы правительство, услугами которого он пользуется, было ему подотчетно. В большинстве развивающихся стран число домашних хозяйств, которые можно отнести к среднему классу, невелико, и чем неравномернее распределение их доходов, тем меньше численность среднего класса. (В Бразилии на 20% домашних хозяйств со средним уровнем дохода приходится менее 10% общего дохода страны и при душевом доходе в 1700 долл. в год их вряд ли можно отнести к среднему классу. Соответствующая группа домохозяйств в Швеции богаче в 15 раз и на нее приходится 18% дохода страны.)

стр. 85

При отсутствии сформировавшегося среднего класса даже самые ответственные политики сталкиваются с дилеммой - необходимостью принятия популистских и протекционистских решений, используя инфляционное финансирование для успокоения недовольного большинства населения, с одной стороны, и нежеланием богатых платить больше налогов для финансирования долгосрочных инвестиций в развитие образования и создание инфраструктуры - с другой. Как следствие, в странах с высоким уровнем неравенства, например в Бразилии и Нигерии, несмотря на определенный прогресс в области образования, дети из бедных семей в среднем учатся три-пять лет, а из богатых - 10 лет и больше. Неравномерность распределения доходов и богатства в одном поколении может легко свести на нет лучшие намерения правительства гарантировать равные возможности для следующего поколения.

Глобализация и неравенство

Тенденция к глобализации международных рынков приводит к возникновению фундаментального противоречия: свойственное этим рынкам неравенство способствует усилению неравенства в развивающихся странах. Можно назвать по крайней мере три его причины.

Первая причина - это неравное распределение экономического выигрыша от функционирования более эффективных глобальных рынков. В конечном счете рынки вознаграждают владельцев "правильных" активов: финансового капитала, человеческого капитала, предпринимательских навыков. В действительности в глобальной экономике "правильный" актив для индивидуумов - это высшее образование. Отдача от него повышается во всем мире, особенно с начала 1990-х годов, за счет быстрого увеличения прибавки к заработной плате, получаемой выпускниками вузов.

На рисунке представлены данные о средней относительной норме отдачи от образования для 17 латиноамериканских стран. Отдача от высшего образования растет намного быстрее, чем от более низких уровней образования. Усиление интегрированности рынков товаров и услуг, увеличение потоков капитала, распространение глобальных технологий, включая Интернет, способствуют превышению во всем мире спроса на работников, обладающих соответствующими навыками, над предложением (несмотря на рост числа студентов). В результате усиливается неравенство не только внутри стран, - показательными примерами здесь служат Китай и Индия, - но и между странами, поскольку возникают стимулы к эмиграции их высококвалифицированных граждан, у которых в бедных странах практически отсутствуют возможности продуктивно применять свои профессиональные навыки.

Как и отдельные граждане, некоторые страны также вошли в эру глобализации с "неправильным" активом. Часть из них, например Мали, Уганда и Венесуэла, существенно зависят от экспорта природных ресурсов, будь то кофе или хлопок. Они не сопротивлялись глобализации - в действительности отношение объемов их внешней торговли к ВВП двадцать лет назад было выше, чем соответству-

стр. 86

Относительная отдача от различных уровней образования в странах Латинской Америки

Источник: Behrman J., Birdsall N., Szekely M. Economic Policy and Wage Differentials in Latin America: Center for Global Development, Working Paper 29, 2003.

Рис.

ющий показатель наиболее успешного современного "глобализатора" - Китая, и сопоставимо с нынешними показателями Китая и Индии или превосходит их.

Они также снизили импортные тарифы до уровней, близких к установленным другими развивающимися странами. Но мировые цены на товары их экспорта резко упали относительно цен на продукцию обрабатывающей промышленности, и в итоге они проиграли, не сумев обеспечить экономический рост. Не обладая политическими и экономическими институтами (или средним классом), необходимыми для выработки стабильной, вызывающей доверие политики, эти страны не смогли привлечь частные инвестиции, которые способствовали бы диверсификации их экономик. Мы уже упоминали, что в глобальной экономике "правильным" активом для индивидуумов является образование; аналогичным активом для стран выступают надежные и стабильные институты.

Вторая причина того, что глобализация способствует усилению неравенства, - несовершенство глобальных рынков. Классический пример "провала" рынка - загрязнение окружающей среды, в результате которого виновный получает выгоды, не неся полного бремени издержек. На глобальном уровне высокая эмиссия парниковых газов в США возлагает дополнительные издержки на бедные страны.

Аналогичная ситуация наблюдается и применительно к мировым финансовым кризисам. Финансовые кризисы 1990-х годов, затронувшие Мексику, Таиланд, Южную Корею, Россию, Бразилию и Аргентину, были отчасти следствием проводимой в этих странах политики. Вместе с тем свою роль сыграла и паника, периодически охватывающая все финансовые рынки. В долгосрочной перспективе это приводит к усилению неравенства в странах, пострадавших от таких кризисов. В Корее, Мексике и Таиланде в результате финансовых кризисов сократилась доля доходов 80% менее обеспеченных домохозяйств относительно 20% домохозяйств с наивысшими доходами. В Мексике из-за экономического спада, вызванного финансовым кризисом 1995 г., многие бедные семьи были вынуждены забрать детей из школы, причем далеко не все из них вернулись к учебе позднее.

стр. 87

В развивающихся странах оказание помощи попавшим в тяжелое положение в результате финансового кризиса банкам приводит к увеличению государственного долга (доходящего до 10 - 40% годового ВВП по сравнению с 2 - 3% в среднем для развитых стран). Из-за больших размеров государственной задолженности процентные ставки остаются на высоком уровне. Это ограничивает инвестиционную активность, замедляет экономический рост и процесс создания новых рабочих мест, что негативно сказывается прежде всего на положении малообеспеченных слоев населения. Страны с формирующимися рынками вынуждены проводить политику обеспечения первичного профицита бюджета, что в долгосрочной перспективе уменьшает их возможности осуществлять крупные инвестиции в развитие здравоохранения и образования и расходовать больше средств на программы поддержки безработных и других социально уязвимых слоев населения.

Наконец, третья причина, по которой глобализация ведет к неравенству, - то, что на глобальном уровне режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности естественно отражают большую рыночную власть богатых. Показательным примером служит развернувшаяся в настоящее время борьба за снижение размеров сельскохозяйственных субсидий и тарифов в богатых странах, ограничивающих доступ производителей из бедных стран на их рынки. Проблема здесь заключается не в наличии какого-то заговора, а в том, что в ходе переговоров учет требований внутренней политики в странах ЕС, США и Японии оказывается важнее, чем проблема неравенства рыночных возможностей для фермеров, выращивающих хлопок в странах Западной Африки.

Подобная ситуация характерна не только для выработки правил международной торговли, но и для их применения. Развивающиеся страны недавно добились права выдавать лицензии на производство местных дешевых лекарств. Но не все из них воспользовались им из-за неявного давления со стороны США, грозивших ограничить доступ этих стран на американский рынок иными способами.

Глобальное политическое устройство

Что же можно сделать, чтобы уменьшить риски для глобальной безопасности, стабильности, общего процветания и главное - для обеспечения социальной справедливости в мире? Поскольку глобальные рынки приносят пользу прежде всего уже богатым (странам со стабильными и прочными институтами), для решения проблемы неравенства в мире нужно заключить нечто вроде глобального социального контракта, цель которого - увеличить возможности получения образования для бедных и социально уязвимых слоев населения и помочь странам в создании надежных институтов. Вследствие несовершенства глобальных рынков требуется создание мировой системы договоренностей и правил, с помощью которых можно было бы управлять глобальной средой (Киотский протокол и другие соглашения), помогать странам с формирующимися рынками противостоять гло-

стр. 88

бальным финансовым рискам (МВФ и другие международные финансовые организации), бороться с коррупцией и иными проявлениями антиконкурентного поведения (например, учреждение глобального антимонопольного ведомства).

Поскольку глобальные правила в большей степени отражают интересы богатых, необходимо увеличить представительство бедных стран и народов на глобальных форумах - в МВФ, Всемирном банке, Совете безопасности ООН, Базельском комитете по банковскому регулированию, "большой восьмерке" и т.д. Надо объединить усилия для успешного завершения очередного раунда многосторонних торговых переговоров в Дохе и рассмотреть вопрос о создании новых глобальных институтов для управления новыми глобальными рисками, например Агентства международной миграции при ООН.

Для увеличения богатства и повышения уровня благосостояния народов мы располагаем потенциально очень мощным инструментом - глобальной экономикой. Но глобальное политическое устройство не соответствует ее возможностям. Серьезный вызов, с которым сталкивается человечество в XXI в., - необходимость укрепления и реформирования институтов, правил и обычаев, посредством которых страны и народы пытаются решить политическую по своей природе задачу дополнения преимуществ глобального рынка возможностями коллективного управления проблемными ситуациями, включая наличие укоренившегося и несправедливого неравенства. Справиться с ним одни глобальные рынки не смогут.

Перевод с английского С. Винокура


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/УСИЛЕНИЕ-НЕРАВЕНСТВА-В-НОВОЙ-ГЛОБАЛЬНОЙ-ЭКОНОМИКЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. БЕРДСОЛЛ, УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/УСИЛЕНИЕ-НЕРАВЕНСТВА-В-НОВОЙ-ГЛОБАЛЬНОЙ-ЭКОНОМИКЕ (date of access: 31.07.2021).

Publication author(s) - Н. БЕРДСОЛЛ:

Н. БЕРДСОЛЛ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
2125 views rating
17.09.2015 (2144 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones