Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-13944
Author(s) of the publication: З. П. Соколова

Share with friends in SM

Шорцы - тюркоязычная народность, живущая в отрогах Кузнецкого Алатау, в бассейне среднего течения р. Томь и ее притоков Кондомы и Мрас-Су (Таштагольский, Мысковский и Кузедеевокий районы Кемеровской области). Численность шорцев, по данным переписи 1970 г., составляет около 16,5 тыс. человек1 . В XVII-XVIII вв. рус-


1 "Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года". Ч. IV. М, 1973, стр. 11.

стр. 207


ские называли их "кузнецкими татарами", "кондомскими и мрасскими татарами", "абинцами". Сами себя они называли ранее по именам родов (Карга, Кый, Кобый), либо волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость), либо рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондым-чоны - кондомский народ). За пределами родных мест они именовали себя Аба-кижи (аба-род, кижи-люди), чыш-кижи (люди тайги). По наименованию рода "шор" алтайцы, хакасы и другие соседи обычно звали их шорцами. Этот термин получил распространение в XIX в., а позднее стал общеупотребительным2 .

Проблема происхождения шорцев сложна и не полностью решена. Складывание народности шорцев проходило на территории с населением сложного этнического состава, где на протяжении многих веков сменялись различные этнические волны. И хотя в археологическом отношении Алтае-Саянское нагорье достаточно изучено, вопрос о соотнесении многих археологических культур с тем или иным этносом еще ждет своего разрешения. Антропологическое исследование шорцев позволяет говорить об общности элементов, лежащих в основе физического типа шорцев, хантов и манси. По происхождению шорцы близки северным алтайцам. При знакомстве с материальной и духовной культурой шорцев обнаруживаются многие черты, свидетельствующие об их сходстве с обскими уграми, самодийскими народами и кетами. Таким образом, в основе складывания, шорцев как народности лежат, видимо, аборигенные элементы, общие - и для угров, самодийцев и кетов, связанные, по всей вероятности, с существованием в прошлом (VI-IV тыс. до н. э.) обширной уральской общности. Гораздо позднее (в VI-IX вв.) шорцы подверглись тюркизации древнеалтайскими, уйгурскими и енисейско- киргизскими племенами, в результате чего произошло их частичное смешение с тюркскими и монгольскими племенами, которое не могло не сказаться, на их языке, принадлежащем к тюркской семье. В XVII-XVIII вв. в состав шорцев влились пришедшие с севера (с Иртыша, из Кулундинской и Барабинской степей) телеуты - кочевники-скотоводы, принесшие шорцам некоторые черты монгольского обихода и элементы сходства с алтайцами и хакасами, особенно в фольклоре.

По методам ведения хозяйства, по культурному развитию и по некоторым этнографическим особенностям можно выделить среди шорцев две группы: северные, или степные, и южные, или таежные. Их различия между собой определяются "разными факторами: с одной стороны, типом хозяйства (большее значение придается скотоводству и земледелию у северных, охоте и рыболовству - у южных шорцев), с другой - большей степенью усвоения русской культуры северными шорцами. Население Южной Шории до Великой Октябрьской социалистической революции влачило особенно жалкое существование, что нашло отражение в их материальной культуре (типы жилищ, одежда, пища). Главным занятием шорцев было Кузнечное дело. Они добывали и плавили железную руду, изготовляя из нее кованые изделия, которые обменивали у кочевников на скот, войлок и пушнину, а в XVIII в. сбывали железные изделия русским купцам. Часто и дань они платили в виде котлов, таганов, оружия и доспехов. Именно этот род занятий шорцев и послужил основанием для наименований "кузнецкие люди", "Кузнецкая земля". Собирать с них дань означало "ходить в кузнецы". "Сии татары были прозваны кузнецами потому, - писал Г. Ф. Миллер, - что они железную руду плавят и из выплавленного железа делают всякую домашнюю посуду и принадлежащее к звериному промыслу орудие"3 . Плавильные печи устраивали в глиняном полу зимнего жилища; применялись примитивные ручные меха. Железоделательной продукций изготовлялось сравнительно много, но к концу XVIII в. вследствие прекращения связей шорцев с кочевниками, а также из-за конкуренции русских кузнечных изделий шорское кузнечное производство почти исчезло.

Занимались шорцы и охотой, рыболовством, собирательством и примитивным земледелием. Охотились на крупного зверя (марала, оленя, лося, косулю) с помощью загородей, самострелов, облав и ям. До XIX в. посредством лука и железных стрел, а позднее ружей, полученных от русских купцов, добывали белку, соболя, лисицу, колонка, выдру, горностая, рысь. На пушного зверя ставили ловушки, петли и самострелы. В большинстве шефских хозяйств


2 Л. П. Потапов. Очерки по истории Шории. "Труды" Института востоковедения АН СССР. Т. XV. М.-Л. 1936, стр. 6 - 7, "Народы Сибири". М.- Л. 1956, стр. 493.

3 Г. Ф. Миллер. Описание Сибирского царства. СПБ. 1787, стр. 334 - 335.

стр. 208


охота имела значительный удельный вес (от 75 до 90%). "Звериная ловля, - свидетельствовал И. Г. Георги, - есть главное их дело, потому наипаче, что всякая дичина полезна им в рассуждении как шкур, которыми они подушный свой оклад очищают, так и мяса"4 . Зимой охотились шорцы на лыжах, которые были двух типов - голицы и подшитые или подклеенные камусом из шкуры лошади, марала и оленя. Изготовлялись лыжи из черемухи, березы или тальника. Охотник тащил на себе в тайгу ручную нарту либо волокушу со съестными припасами. Промышляли зверя артелями по 4 - 7 человек, уходя на 50-200 км от селения и устраивая в тайге общий шалаш. Хотя на зверя ходили по 1-2 человека, однако добычу делили поровну. Принципы первобытно- родового коллективизма сохранились и в распределении добычи при коллективном промысле: ею наделялся даже тот, кто не принимал участия в охоте, но встретился с возвращавшимся с промысла охотником или просто подошел к нему во время преследования зверя. Этот обычай отражен в фольклоре: "Два брата, загнав оленя..., его убили. Убив, шкуру содрали, мясо в шкуру обернули и к селению поволокли. Когда в селение возвращались, один человек огромного роста по снегу бежал. Близко подбежав, спрашивает: "Одну долю дашь ли?". Те два брата скупые люди были - не дали... Дома им отец сказал: "Хорошо не будет!". В том же году, когда два брата сеть на выдру ставить пошли, старший брат под воду ушел. Хозяин воды его утянул - так говорят"5 .

Элементы коллективизма сохранялись и в рыболовстве, которое служило источником питания. На Мрас-Су оно составляло в общем хозяйственном балансе менее 40%, на Кондоме - более 70%, в низовьях рек было основной отраслью6 . Хариуса, тайменя, язя, щуку, налима ловили удочками, сетями и неводами, которые плели из крапивы, а также ловушками, плетеными из тальника, били острогой и стреляли из лука. Маленькие речки перегораживали. По реке передвигались с помощью шестов на лодках- долбленках и лодках-берестянках. Еще в XVIII в. шорцы-охотники сельским хозяйством не занимались. Они дополняли охоту и рыболовство собирательством: "Понеже они к хлебопашеству не имеют способного случая, а скотом очень скудны, то все их пропитание сверх промысла зверей состоит из одних диких кореньев"7 . Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли различных дикорастущих растений - сараны, кандыка, черемши, дикого лука, борщовника, дикого пиона (марьин корень) и др. Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоявшая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Луковицы заготавливали на зиму в сушеном виде, корни и стебли закапывали в землю. Занятие собирательством нашло яркое отражение в шорских преданиях и сказках: "Та женщина со своим ребенком жила в верховьях реки Томи. В тайге кандык, сарану выкапывала. Так живя, ребенка своего кормя, выращивала"; "прежде брат и сестра жили. Старшая сестра кандык, сарану выкапывала, так питалась. Младший брат, в великой тайге зверя, птицу убивая, самострелы ставя, петли наставляя, охотился - так питался"8 .

Широко практиковался сбор ягод и кедровых орехов для личного потребления, но с XIX в. они собирались для сбыта. За орехами отправлялись в тайгу семьями или артелями, оставаясь там на несколько недель и живя в шалашах. Тут же в лесу делали из дерева и бересты орудия и приспособления для промысла - молоты-колотушки, терки, сита, веялки, лукошки. Орехи сбывали торговцам или отдавали взамен за товар, в погашение долгов, за взятые ранее продукты. Сбор меда в дуплах был известен шорцам давно. От русских они перемяли пчеловодство. Разводили пчел в долбленых из дерева колодах или дуплянках, изредка в ульях.

Еще до XVII в. некоторые шефские хозяйства занимались земледелием. Очистив от леса с помощью огня и топора место для пашни, шорцы взрыхляли землю мотыгами (абыл). Они сеяли ячмень, пшеницу и коноплю, из волокон которой изготовляли холст. Молотили зерно цепами, мололи его на ручных каменных мельницах. В северной части Шории, куда активнее проникала русская культура, земледелие было плужным. Для пахоты здесь использовали дере-


4 И. Т. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПБ. 1776. стр. 163.

5 "Шорский фольклор". М. -Л. 1940, стр. XVII.

6 Там же, стр. XXI.

7 П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. III, половина 1-я. СПБ. 1778, стр. 514.

8 "Шорский фольклор", стр. XXI.

стр. 209


вянную соху с железным сошником, для боронования - деревянную борону, для жатвы - серп, зерно мололи на водяных мельницах, У северных шорцев были в употреблении русская упряжь, телега и сани. Навыки скотоводства северные шорцы усвоили от русских крестьян. Оно носило оседлый, стойловый характер. Кобылиц не доили, не изготовляли молочных продуктов. В стаде преобладали лошади.

До вхождения в состав Российского государства (XVII-XVIII вв.) предки современных шорцев находились на положении данников тюркских каганов, уйгурских ханов, киргизских правителей, монгольских или калмыцких феодалов. Вхождение в состав России способствовало избавлению шорцев от этой даннической зависимости, развитию их хозяйства и культуры, особенно благодаря сближению их с русским крестьянством. О нелегкой жизни до установления Советской власти шорцы вспоминали так: "Жить было трудно и голодно. Зверя в ясак отдавали, за долги торговцам, есть нечего было. Ячменя сеяли мало, тайга мешала, скота не держали, все больше промышляли. Женщины помогали мужчинам добывать зверя. Зимой уходили семьями в тайгу в там жили в деревянных шалашах... Летом жили по речкам и занимались рыбной ловлей..."1 .

Обитали шорцы в небольших селениях-улусах (аал), чаще всего в маленьких и низких срубных четырехугольных домах-юртах с берестяной крышей. Отапливались они глинобитным очагом типа открытого сибирского камина- чувала. С конца XIX в. шорцы стали строить избы русского типа, особенно быстро распространившиеся на севере Шорни. У богачей были двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Но еще в XVIII в. почти повсеместно зимним жилищем служила срубная полуземлянка, а в качестве сезонного жилища использовали шалаши различной конструкции (одаг и агыс). Одаг сооружался из бревен или жердей наподобие конического шалаша; агыс - каркасное шатровое жилище из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с земляным полом и костром в центре. Дым выходил в щель, которая находилась в крыше постройки. Жилище строилось в форме усеченной пирамиды и имело сходство с некоторыми вариантами подобного рода жилищ у других народов Сибири (хантов, манси, кетов, селькупов).

Такое жилище возводили на пашне или в тайге на время земледельческих работ или охоты, заготовки орехов. Однако бедное население Южной Шории нередко использовало эти временные жилища в качестве постоянных зимних, утепляя их с помощью бересты и слоя земли. Охотничий шалаш-одаг сооружался чаще всего из молодых деревцев и веток, прислоненных к дереву, с земляным полом, устланным пихтовыми ветвями. Продукты, зерно, снасти хранили на помостах или в срубных свайных амбарах, также имевших много схожего с обско- угорскими10 .

Различалась одежда южных и северных шорцев. Так, если северные шорцы шили ее чаще всего из покупных тканей, овчины или носили покупную одежду русского образца (особенно зажиточные), то южные - из домотканых, изготовлявшихся из волокон конопли и кендыря. Мужская и женская одежда мало отличалась друг от друга и состояла из рубахи, штанов и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта), или нараспашку, как у обско-угорских народностей. На севере Шории мужчины зимой носили овчинные шубы, крытые материей. На ноги, предварительно обмотав их специально заготовленной мягкой травой - осокой, надевали кожаные сапоги-чирки с длинными голенищами (у бедных - из кендыря). Головным убором женщинам служили платки, мужчинам - картузы из ткани, кожи и даже из бересты либо своеобразные круглые холщовые шапки типа усеченного колпака с круглой, нередко вышитой тульей, на макушке собранной в сборки, пришитые к кружку из ткани. Для зимы на тулью нашивали шкуру кабарги11 . Холст ткали на примитивных станках из волокон не только конопли и кендыря, но и крапивы. В домашних условиях обрабатывали шкуры животных. Выделывая из шкур кожи, их вымачивали, сушили, смазывали особым составом, мяли в самодельных кожемялках, продымливали в земляных печах или на костре. Из бересты и дерева изготовляли посуду и прочую утварь. Домашнее произ-


9 Л. П. Потапов. Указ. соч., стр. 23.

10 "Историко-этнографический атлас Сибири". М. -Л. 1961, стр. 137 - 147.

11 Л. П. Потапов. Одежда алтайцев. "Сборник" Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Т. XIII. М. -Л. 1951; "Народы Сибири", стр. 509 - 510; "Историко-этнографический атлас Сибири", Стр. 234, 285, 334.

стр. 210


водство лежало в основном на плечах женщин. Мужчины же были заняты промыслами, а также некоторыми домашними работами, связанными с обработкой дерева, рога, кожи.

Шорские предания свидетельствуют о том, что в старину основным продуктом питания было мясо зверей: "Давным-давно тому назад было. У подножья тайги, на берегу воды, юрту поставив, мать и ребенок жили. Мясо зверей и птиц на огне жаря, в берестяном казане снег оттаивая, питаясь, жили"12 . Рыба, дикорастущие растения тоже широко употреблялись в пищу. Лук, черемшу, кандык и др. ели сырыми, кандык, сарану варили в воде иди молоке, сарану пекли в золе, черемшу солили. Корни дикого пиона сушили и варили несколько раз, чтобы уничтожить их ядовитость (если они были собраны не ранней весной, когда менее ядовиты), растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепешки. С развитием земледелия у северных шорцев в их рационе стали преобладать мука и крупа из ячменя. Из них варили кашу (саламат), добавляли их в суп, кусочки теста варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке; пресные лепешки варили в кипятке и ели с супом или ухой. Из ячменной муки делали брагу. У степных шорцев большую роль в пище играли молочные продукты: блюда из кислого молока, сыр, творог, масло13 . Мясо ели редко, главным образом добытое на охоте. Конину могли покупать только зажиточные слои населения.

В середине XIX в. основной единицей шорского общества являлась большая семья (тöль). Но еще тогда в общественной жизни шорцев, особенно южных, были сильны первобытнообщинные отношения. Границы волостей или административных единиц совпадали с территорией расселения родов, в селении жили представители одного рода, ясак и подати раскладывались внутри рода, родовые пережитки сохранялись в обычаях, обрядах, семейно-брачных отношениях, религиозном культе. Хотя род был основан на отцовском праве, бытовали и остатки материнского права. Члены одного рода называли себя "карындаш" (единоутробный). Обнаруживаются также следы матрилокального брака. Охотничьи угодья были закреплены за отдельными родами ("вся местность обитания черневых татар разделена на отдельные "тайги", и в каждой хозяйничает тот или другой род"14 ), а позднее, с разложением рода, они перешли в пользование "фамилий", или больших семей. В большие семьи входили 2 - 3 поколения близких родственников, которые жили вместе, имели общую собственность и вели совместное хозяйство. К концу XIX - началу XX в. в среде северных шорцев стали развиваться территориальные связи. Большое влияние на развитие новых отношений оказывали рост производительности труда благодаря внедрению технических новинок (ружей, пил, топоров высокого качества и пр.), торговля, замена натурального обмена денежными отношениями. Большая семья стала распадаться на малые, начали развиваться даже классовые отношения. Среди шорцев выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины, родовая администрация, эксплуатировавшие своих соплеменников. Таким образом, накануне Великой Октябрьской социалистической революции шорцы находились на стадии перехода к классовому обществу.

До Великого Октября шорцы были почти полностью неграмотны. В 1900 г. грамотность среди них не превышала 1%. Эти немногие представители шорцев- богачей обучались в церковно-приходских и миссионерских школах, а также в миссионерском училище, готовившем школьных учителей, миссионеров, псаломщиков. Русские миссионеры для их обучения приспособили русский алфавит к шорскому языку. Издавалась для этой цели только церковная литература.

Шорцы выработали собственные, нередко фантастические представления о мире, природе. Они хорошо знали местную географию, топографию, особенности и повадки животных, имели познания в области народной фенологии и народной медицины, пользовались лунным календарем, установили свои меры веса и длины.

У шорцев были развиты богатый фольклор и изобразительное искусство (резьба, выжигание по кости, вышивка). Характерные для шорского фольклора охотничьи рассказы и легенды, рисуют предков шорцев как пеших охотников- звероловов. Среди северных шорцев бытуют и героические


12 "Шорский фольклор", стр. 289.

13 Л. П. Потапов. Пища алтайцев" "Сборник" МАЭ. Т. XIV. М. -Л. 1953.

14 А. В. Адрианов. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. "Записки" Русского географического общества по общей этнографии. Т. XI. 1888, стр. 317.

стр. 211


былины, созданные в XV-XVIII вв. и занесенные к ним тюркоязычными телеутами. Их рассказывают речитативом под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента-комыса. Широко были распространены у шорцев ранние формы религиозных представлений15 , имевшие отношение к промысловому культу, родовому культу гор, шаманизму. К промысловому культу, тесно связанному с охотничьим промыслом, относятся культ медведя, обряды, посвященные его умилостивлению и возрождению. Для умилостивления духов-хозяев гор, тайги и рек приносили в жертву лошадей, а в более раннюю пору, как гласят легенды, и людей. Шаманские камлания устраивались для достижения удачи в промысле или по случаю болезни. Бедняки должны были отрабатывать шаману за камлание. Шаманы, пользуясь невежеством населения, эксплуатировали низы широкого общества.

В условиях Советской власти появилась возможность реконструировать отсталое хозяйство и быт, развивать культуру, здравоохранение, просвещение шорцев. Им была оказана большая помощь со стороны Советского государства, выразившаяся в денежных, ссудах, снабжении семенами, скотом, сельскохозяйственными машинами, отправке в Горную Шорию специалистов сельского хозяйства. Эти мероприятия, а также коллективизация хозяйств способствовали укреплению экономической жизни шорцев. Большое значение для Горной Шории имела индустриализация края, выразившаяся в широком промышленном развитии Кузбасса. Для шорцев была создана письменность и введено обучение на родном языке. В 1927 г. вышел первый шорский букварь, издана учебная литература на шорском языке. Создавались национальные кадры. Уже в 1935 г. в шорских школах преподавали 64 учителя-шорца. На шорский язык были переведены произведения русской классики. Благодаря этой системе мероприятий за годы Советской власти выросла шорская интеллигенция (учителя, врачи, работники культурно-просветительных учреждений и др.). Появилась и стала развиваться шорская литература. В 1938 г. вышел сборник произведений местных поэтов "Новая Шория". Интересно творчество талантливого шорского поэта Ф. С. Чеспиякова, члена Союза писателей СССР.

Шорцы быстро прогрессируют и в социально-экономическом отношении. Среди них появилось много рабочих. Шорцы являются первооткрывателями крупных месторождений железа. Например, известный Таштагольский рудник открыт шорцем В. Скворцовым, знаменитый Шарагашов рудник - шорцем А. Шарагашовым. Шорцы работают на рудниках наравне со специалистами других национальностей. Известны имена видных мастеров-проходчиков шорцев В. Табаргина и Д. Пожлакова, которые не только были отличными мастерами своего дела, но и обучали молодых рабочих. Больших успехов достигло у шорцев сельское хозяйство. Они получили современную технику. Многие хорошие специалисты выросли из среды шорского крестьянского населения. Помимо колхозов я совхозов, в которых работают шорцы, созданы промысловые хозяйства, объединяющие бригады охотников. Для них в тайге организованы промысловые базы и избушки. В тайгу охотников доставляют вертолеты. Самолеты привозят им свежие газеты, журналы. В годы Великой Отечественной войны шорцы, как и весь советский народ, доблестно защищали Родину и трудились в тылу. Среди Героев Советского Союза, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Отчизны, есть и шорец М. М. Куюшев.

Сейчас шорцы двуязычны: они пользуются родным языком в семейном быту, но используют русский язык в повседневной работе, в общении с представителями других национальностей и в процессе повышения культурного уровня. Коренным образом изменился быт шорцев: они живут в современных электрифицированных и радиофицированных поселках, в новых домах; их одежда, обувь, мебель, утварь - общегородского типа. Социалистическая жизнь и быт современных шорцев - это наглядная реальность сегодняшнего дня.


15 См. рец. Л. П. Потапова на книгу "Шорский фольклор" (М. -Л. 1940). "Советская этнография", 1948, N 3.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТЫ-НАРОДОВ-МИРА-ШОРЦЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alexander PetrovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Petrov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

З. П. Соколова, У ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ НАРОДОВ МИРА. ШОРЦЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 25.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТЫ-НАРОДОВ-МИРА-ШОРЦЫ (date of access: 22.11.2019).

Publication author(s) - З. П. Соколова:

З. П. Соколова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alexander Petrov
Volgodonsk, Russia
586 views rating
25.05.2017 (911 days ago)
0 subscribers
Rating
1 votes

Related Articles
Рассматривается вопрос равенства массы и энергии при расширении Вселенной. Закон сохранение полной энергии Вселенной. Роль градиента гравитационного потенциала взаимодействия гравитирующих объектов, который образуется в точке взаимодействия объектов. Различать коэффициенты гравитационного взаимодействия для микромира и макромира. Квадрат скорости света равен Гравитационному Потенциалу Вселенной. Произведение массы на гравитационный потенциал имеет размерность энергии. Установим закон сохранения полной энергии Вселенной при расширении и структурной единицы энергии. Закон сохранения количества нуклонов при расширении Вселенной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
Событие №-105 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление ночью в саду одного из жилых домов городка Донкастер необычно яркого белого светового шара неизвестного происхождения. (Англия.2019 г.) Событие №-106 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над северными районами Калужской области необычного атмосферного явления.(Россия.2019 г.) Событие №-107 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление на берегу реки Пене портового городка Вольгаст несколько тонн мертвой рыбы без головы.(Германия.2019 г.)
Catalog: Философия 
10 days ago · From Ваха Дизигов
Рассматривается гипотеза образования лёгких ядер посредством гравитационного взаимодействия. Гипотеза будет основана на сохранение энергии структурной единицы энергии частицы при расширении Вселенной и сохранение нуклонов во Вселенной при расширении. Гравитационный потенциал Вселенной обеспечивает своей энергией, однозначность частиц материи, нейтрон, протон, электрон и позитрон. Фотон, результат взаимодействия, частиц
Catalog: Физика 
13 days ago · From Владимир Груздов
Рассматривается сравнительные определения Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. Роль гравитационного взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. Синтез и распад ядер нуклонных объектов.
Catalog: Физика 
13 days ago · From Владимир Груздов
1 ноября 2019 года в Российском государственном университете правосудия при Верховном суде РФ состоялся научный семинар на тему «Международное право, национальное и международное правосудие и национальный суверенитет на примере взаимодействия стран в Южно-Китайском море».
14 days ago · From Марина Тригубенко
4 ноября, в рамках 35-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам официально принял от Таиланда председательство в АСЕАН, которое начнётся с 1 января 2020 года и продлится один год. Ожидается, что председательство в АСЕАН предоставит Вьетнаму возможность для дальнейшего укрепления роли и позиций страны не только в Юго-Восточной Азии, но и на международной арене. 2020 год считается ключевым годом процесса реализации видения АСЕАН до 2025 года.
14 days ago · From Марина Тригубенко
ЖИВАЯ ИГРА - ЭМОЦИИ И КОМФОРТ (на примере казино Вулкан в Интернете)
Catalog: Лайфстайл 
14 days ago · From Россия Онлайн
Экономическая цивилизация как-то незаметно превратилась в среду обитания человечества как воздух, которым дышат, а часто и не могут надышаться. Есть весомые основания считать, что это не воздух, а «веселящий газ», ведущий к эйфории мировой социум, но как всякая искусственность, в конечном итоге, пагубный для него. Такая ситуация, в которой находится человечество, требует глубокого осмысления. Путеводителем осмысления заявляет себя и метатеория хозяйствования, с подтверждением права на подобные полномочия.
Catalog: Экономика 
15 days ago · From Алекс Ральчук
От момента своего возникновения в древности, когда экономику относили к сфере этики и теперь, с ее превращением в новейшую технологию «умения жить», между ними образовался разрыв не только по времени, а и по содержанию, и целевой направленности. Не есть ли такая эволюция экономики и экономического знания (теоретической экономии) одним из признаков назревающего цивилизационного кризиса? Не необходима ли здесь принципиально иная теоретическая экономия, которая относительно существующей будет восприниматься весьма эпатирующе – подобно «черному лебедю» (у Н. Талеба)?
Catalog: Экономика 
16 days ago · From Алекс Ральчук
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ДО И ПОСЛЕ 25 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
17 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
У ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ НАРОДОВ МИРА. ШОРЦЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones