Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8386

Share with friends in SM

Перед нами учебники по истории для французских средних школ. Здесь и краткие иллюстрированные книги для младших школьников, и учебники для старших классов коллежей и лицеев, и толстые книги для так называемых "нормальных школ" (Ecoles normales - педагогических училищ). Эти книги, большинство которых вышло первым изданием еще 10 - 15 лет назад, имеют хождение и поныне. Все они являются настольными книгами школьников современной Франции.

В начальных и средних школах Франции преподаётся курс отечественной истории. Всеобщая история даётся лишь в качестве фона для событий французской истории. Почти во всех рецензируемых учебниках изложение кончается завершением первой мировой войны, иногда захватывается несколько послевоенных лет. Освещая первую мировую войну, авторы учебников уделяют некоторое внимание и событиям русской революции 1917 года. Из нескольких страниц или даже строк французский школьник получает часто первые, а иногда и единственные сведения о Советской России.

Учебники по истории ставят своей целью воспитать во французских детях чувство враждебности к СССР. Написанные авторами различного толка и в разное время, они сходятся в одном: освещая русскую революцию, выполнить строго определённый социальный заказ, сделать всё возможное, чтобы развенчать успеха Советской власти. Большая группа учебников пытается попросту умолчать об Октябрьской социалистической революции, но это, видимо, не спасает французских педагогов от вопросов о Советской России, авторитет и сила которой растут с каждым днём. Поэтому ряд школьных учебников вынужден дать хотя бы элементарное представление о советской революции. Самым распространённым приёмом среди французских истериков является упоминание об Октябрьской революции лишь в связи с империалистической войной.

Небольшая группа историков делает попытку анализировать причины Октябрьской социалистической революции, обращаясь к событиям русской истории. И лишь очень немногие из них пытаются нарисовать какую-то картину жизни советского народа, сложившейся в результате Октябрьской социалистической революции, освещая отдельные её стороны: национальный вопрос, культурное строительство, пятилетки и т. д.

В изданном в 1935 г. элементарном курсе истории Франции престарелый Лависс умудрился ни словом не обмолвиться об Октябрьской революции1 .

По стонам Лависса идёт и другой историк, Дювиллаж. На обложке его учебника истории Франции, изложенной для детей, в виде лозунга начертаны слова М. Прево: "Решительно исключить всё то, что несущественно"2 . Видимо, Октябрьская революция и существование Советского государства для автора - одно из таких "несущественных" явлений.

В элементарном курсе истории Франции Гийо и Мана3 , выдержавшем, кстати сказать, более 27 изданий (!), вскользь говорится лишь о свержении Николая II.

Замалчивается Октябрьская революция также и в курсе новейшей истории Франции для 8-го и 9-го классов лицеев. Авторы заменяют рассказ об Октябрьской революции туманными рассуждениями о "гражданской войне и контрреволюции", причём революционным оказывается Временное правительство Керенского4 .

О Советском Союзе ничего не рассказывает и элементарный курс истории Франции Дюпре, который доводит изложение событий до 1926 года5 .

"Сперва о народе, потом о князьях", "сперва о цивилизации, потом о сражениях", "современности" предпочтение перед отдалёнными событиями", -демагогически оповещает курс французской истории Броссолетта, но и в этой книге нет ни одной строки, посвященной Октябрьской революции6 .

Это замалчивание Октябрьской социалистической революции не случайно. Его, конечно, нельзя объяснить незнанием. Замалчивание правды - свидетельство бессилия


1 Lavisse E. "Histoire de France", cours elementaire.

2 Duvillage G. "Histoire de la. France expliquee aux enfants".

3 Guiot et Mane "Histoire de France des origines a nos jours".

4 Plothier J. et Triand Ch "La nouvelle histoire de France vivante", p. 168.

5 Duprez P. "Histoire de France", cours elementaire.

6 Brossolette L. "Histoire de France", cours moyen.

стр. 85

буржуазной исторической науки и её страха перед растущим новым миром.

Октябрьская революция рассматривается многими учебниками прежде всего как событие, повлекшее за собой выход России из войны. Заключение Брестского мира оценивается как "предательство" со стороны России. Французские историки не останавливаются перед фальсификацией фактов, с тем чтобы принизить роль России и русской армии в первой мировой войне.

Далёкие от научного анализа причин первой империалистической войны, в которой были повинны все воевавшие страны, французские историки под видом наивной болтовни явно фальсифицируют и извращают историю. "Вы знаете, детки, печальную историю волка, желающего сожрать ягнёнка"7 , - сюсюкают Гийо и Ман. "Доблестные союзники" выступают в роли бескорыстных защитников слабых стран от "прожорливого волка" - Германии. "Эта война началась потому, что Россиян Австрия поссорились между собой", - повествует Лависс8 . Плотье и Триан уверяют, что именно Россия вовлекла в войну Францию9 . "Россия, плохо организованная, подверженная немецкому влиянию, не играла в войне той решающей роли, на которую могли заставить нас надеяться её огромные армии"10 , - заявляют Рожи и Деспик. "Кроме Франции, с немцами воевали Англия, Россия, Югославия, Румыния, Италия"11 , - мимоходом бросает другой автор. Значение огромного русского фронта в мировой войне сведено на-нет лживыми историками Франция. Этим историкам нет дела до того, что известно всему миру. Русские солдаты кровью своей спасли Париж от германского вторжения. Победа французов на Марне, при Вердене и Изере была возможна лишь потому, что Германия воевала на два фронта и миллионы русских солдат сражались с немцами на Восточном фронте. Именно эти элементарные истины скрывают буржуазные французские историки от школьников, выполняя заказ своих хозяев.

Буржуазные интеллигенты Франции, профессора лицеев и коллежей, директора и инспекторы французских школ стремятся очернить Октябрьскую революцию прежде всего из боязни революция в своей собственной стране. В этой связи характерно, что в учебниках, как правило, не освещаются революционный кризис во французской армии в 1917 г., протесты передовых людей Франции против интервенции в Советскую Россию и революционная борьба пролетариата Франции. Исключение составляет лишь ректор католического института в Париже акад. Альфред Будриллар, вскользь упоминающий о "революционной пропаганде во Франции и в России в 1917 году". Автор замечает, что в июне 1917 г. положение во французской армии было критическим. Но "лад революционной пропагандой во Франции" (которую, кстати сказать, автор отождествляет с "волной пессимизма") взял верх "здоровый французский дух", олицетворённый Петэном, а затем Клемансо, - и Франция была "спасена" от революции. Будриллар не может скрыть от школьников свой страх перед Октябрьской революцией.

В учебнике современной истории для "нормальных школ" имеется специальный раздел о мировой войне, озаглавленный "Поворотный год" (март 1917 - март 1918). Вопреки здравому смыслу, автор учебника представляет Октябрьскую революцию как "политическую победу немцев, умножившую их военные победы". Автор скрывает от читателей обращение Советского правительства к странам Антанты и к солдатам союзных армий по доводу мира. В заключительной части главы, посвященной Брестскому миру, Ансель клеветнически заявляет, что "русские войска, деморализованные, разбегались в панике, и Петроград должен был быть оккупирован"12 . На этом обрывается изложение. Что же дальше? - спросит недоуменный читатель. Удалось ли немцам войти в русскую столицу? Кто же спас страну? Ответов на эти вопросы автор не дал, запутавшись в собственных недомолвках. И уж, конечно, автор не осмелился рассказать о боях против немецких захватчиков под Псковом и Нарвой, о боях, в которых родилась Красная Армия, и о том, что освободительная война народов Советской страны приковала многие десятки немецких дивизий, вынуждая Германию воевать на два фронта.

Наиболее определённо выражены эта тенденциозность и фальсификаторская направленность в "Тетрадях-планах по современной истории", изданных в 1933 г. в Париже. В этих тетрадях, составленных профессором Мединского коллежа Л. Фуаре, даются схемы уроков истории для преподавателей истории в математических и философских классах лицеев и коллежей.

Вот схема-план урока о 1917 годе: "Неудача русского наступления в Галиции и восстановления порядка Корниловым. Вторая революция в ноябре... Декабрь-подписание перемирия с австро-германцами. Россия вышла из "войны. Результаты: Россия не существует - огромная потеря для союзников"13 . "Россия не существует" - вот ведущая идея и вывод всех этих фальсификаций.

Попытка очернить роль России в войне не имеет ничего общего с наукой. Весьма знаменательно, что все мало-мальски серьёзные французские монографии о русской революции отмечают этот давно опровергнутый жизнью тезис, как явно непригодный. В качестве примера можно было бы назвать книгу H. Sloves "La France et l'Union Soviefique" и другие монографии. Советская


7 Guiot et Mane. Указ. соч., стр. 175.

8 Lavisse E. Указ. соч., стр. 179.

9 Plothier et Triand. Указ. соч., стр. 168.

10 Rogie L. et Despique P. "Histoire de la France et de ses institutions et notions sommaires d'histoire generale", p. 549.

11 Duprez P. Указ. соч., стр. 230.

12 Ancel J. "Histoire contemporaine de 815 a nos jours" (Bibliotheque des ecoles normales), p. 495.

13 Foiret L. "Histoire contemporaine (1848 - 1930). Cahiers-plans d'histoire", p. 71.

стр. 86

историческая наука доказала, что русский фронт и в 1918 г. продолжал играть важную роль и имел решающее значение в деле разгрома немцев в первой мировой войне.

*

Среди французских историков встречаются и такие, которые пытаются как-то объяснить причины, вызвавшие Октябрьскую революцию. Но это попытки с негодными средствами. Чтобы объяснить причины революции, профессора Мале и Исаак обращаются к прошлому России. Однако они неспособны научно анализировать это прошлое. "Мы видели, что революция была подготовлена " России издавна, благодаря ошибкам правительства"14 , - пишут они в своей книге. Характеризуя политику русских царей от Николая I до Николая II как "политику деспотизма, нетерпимости и руссификации", авторы резюмируют: "Основное зло для России - слепой абсолютизм". Буржуазные профессора становятся в позу "революционеров" и всячески славословят Францию как поборницу "свобод". Они силятся вычеркнуть из истории России массовое революционное движение, грозный для мирового империализма 1905 год. "Собственно говоря, в России (в 1905 г. - Л. З. ) и не было революция как массового восстания русского народа именно потому, что масса народа оставалась невежественной и пассивной"15 , - изрекают эти историки. Им и невдомёк, что уже к началу XX в. крупнейшие западноевропейские страны, в том числе и Франция, стали оплотом реакции, а центр революционного движения перемесимся в Россию. Именно революция 1905 г. подтвердила это. "Центр тяжести контрреволюции европейской перемещён от русских помещиков к англо-французским банкирам-империалистам, - указывал И. В. Сталин... - настоящие жандармы Европы, располагающие достаточными силами и средствами для того, чтобы быть жандармами, сидели не в Петрограде, а в Берлине, Париже, Лондоне"16 .

Французские историки Мале и Исаак, игнорируя историческую правду, замалчивают также прекрасные публицистические произведения великих писателей Франции. Ещё в 1906 г., заклеймив контрреволюционную сущность французского займа России, Анатоль Франс, восхищённый русской революцией 1905 г., говорил: "На берегах Невы, Вислы и Волги решается ныне судьба новой Европы и грядущего человечества. Поразительный обмен понятий и идей: в 89 году наши отцы учили Европу буржуазной революции и вот взамен русские пролетарии дают нам сейчас урок революции социальной"17 .

Альберт Мале и Жюль Исаак признают закономерность буржуазного развития России. Они превозносят кадетов, буржуазных либералов, расписывают историю Государственной думы. "День открытия I Думы, казалось, ознаменует начало новой эры в России"18 , - пишут они. О большевистской партии, её лозунгах и борьбе авторы трусливо умалчивают. Непонимание народного характера Октябрьской революции, неверие в творческие способности и силы советского народа пронизывают всю книгу. И это является только отражением той ненависти, которую французская буржуазная историография питает к собственному народу, к народу Парижа и его славным революционным традициям.

*

Многие авторы не могут пройти мимо всё, возрастающего влияния Советов в течение 1917 года. Рассказывая о Временном правительстве Львова, историк Будриллар замечает, что "оно уже должно было считаться с Советами" и что "повсюду, даже в армии, создавались такие Советы"19 . "Подлинным хозяином Петрограда явился Совет"20 , - подчёркивает историк Ансель.

Но, признавая эту непреложную истину, авторы учебников нарочито извращают сущность Советской власти и её основные лозунги, обливая клеветой и грязью, её деятельность.

Французские буржуазные историки представляют Октябрьскую социалистическую революцию лишь как силу разрушительную, а не созидательную. И это неверие в творческие силы народа они воспитывают у своих учеников. Будриллар подробно распространяется о том, что Россия в результате революции распалась на мелкие республики; ему страшно признать создание могучего содружества народов. Национализацию банков он называет "разграблением". Он объявляет ленинский декрет о земле уничтожением земельной собственности вообще. Это попытка выхолостить революционную суть одного из основных декретов Советской власти, декрета, по которому крестьянство получило от Советской власти более 150 млн. гектаров новых земель. Будриллар забывает, конечно, сказать о самом главном и основном - о всенародной государственной собственности на землю.

Бели учитель французской школы пожелает в порядке самообразования пополнить свои сведения об СССР, ему посоветуют обратиться к специальной книге-справочнику А. Пьера "СССР", изданной в 1932 г. под грифом библиотеки истории и политики, возглавляемой Жаком Анселем. Книга эта, предназначенная для преподавателей, журналистов и политических деятелей, рекламирует свою "строгую документальность", а на самом деле пестрит клеветническими комментариями и фальшивками. Мы не бу-


14 Malet A. et Isaac J. "Histoire de France et notions d'histoire generate", p. 259.

15 Malet A. et Isaac J. Указ., соч., стр. 178.

16 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 73.

17 Anatole France. Предисловие к книге "Une page de la contre-revolution russe", p. 13 - 14. Paris. 1906.

18 Malet A. et Isaac J. Указ., соч., стр. 179.

19 Boudrillart A. "Histoire de France et notions d'histoire generate", p. 770.

20 Ancel J. Указ. соч., стр. 493.

стр. 87

дем разбирать её многочисленных подлогов. Остановимся лишь на вопросе об освещении этим справочником советской политики индустриализации.

"Старая Россия американизируется, - провозглашает автор, - на востоке Европы создаются новые Соединённые штаты, благодаря технической и финансовой помощи европейцев и американцев"21 . Здесь, как и в изложении истории 1917 года, мы видим ту же попытку затушевать созидательную силу советской революции. Но так как умолчать о социалистической индустриализации СССР невозможно, то на помощь приходит американская техника, которую так боготворят европейские филистеры. Автор, фальсифицируя факты и цифры, пытается умолчать о главной и решающей задаче индустриализации Советской страны - завоевании полной экономической независимости от капиталистического мира.

Народные массы во Франции знают об огромном производственном подъёме в СССР. Не может умолчать о великом трудовом энтузиазме советских людей и А. Пьер. Но, чтобы очернить этот подъём, он приписывает советской системе капиталистические методы эксплоатации22 . Дальше у этого историка идут обычные рассуждения о принудительном труде и тому подобный бред, превращающий его "историю" в обычную антисоветскую пропаганду.

Клевета и злопыхательство французских историков достигают неслыханных размеров, когда они обращаются к истории национального вопроса в СССР. В книге инспектора начального образования департамента Сены - Рожи - и директора лицея Мишле - Деспик одна из глав носит напыщенное название "Экспансия европейской цивилизации". Здесь рассказывается о, колониальных завоеваниях Англии, Франции и других европейских держав в конце XIX - начале XX века. Чудовищную картину представляют страницы, посвященные России. История колониальной политики царизма причудливо переплетается с событиями послеоктябрьскими, причём авторы подчёркивают, что и после революции якобы продолжается такая же колонизация окраин, как и при царизме. Авторы не стесняются в своих измышлениях. Кавказ, если верить этим лжецам, процветал при царизме, а теперь охвачен расовыми и религиозными войнами. Раздел о завоевании Туркестана царизмом дополняется примечаниями о том, что "русские, начиная с 1920 г., организуют против киргизов серию экспедиций". Авторы, извращая историческую действительность, валят в одну кучу разбойные экспедиции царских сатрапов и борьбу самих народных масс против басмачей.

Подробно описывая Сибирскую железную дорогу, авторы ни словом не упоминают о Турксибе, построенном ещё в 1929 году. Невежественность авторов очевидна. Так, в 1932 г. они утверждают, что в состав Советского Союза входят... 4 республики23 .

Буржуазные историки Франции сознательно скрывают завоевания Октябрьской революции в области культуры.

Упомянутая уже книга профессора Анселя содержит Специальную главу "Европейское искусство XX века". Здесь автор уделяет внимание и Андре Жиду, и Марселю Прусту, и малоизвестным французским композиторам, и пластическим искусствам. Достаточно широко показаны и представители английского и немецкого искусства. Но напрасно мы будем, искать в этой глазе хотя бы краткого описания достижений богатейшей русской и советской культуры XX века. Несколько строк посвящено "русскому Горькому". Но каких строк! Перечисляются многочисленные "профессии" писателя, затем называется несколько его произведений (причём мы узнаём, например, что "Мать" описывает жизнь крестьян). Оценка, данная творчеству Горького, говорит только об убожестве, духовной нищете так называемых историков.

Пылая ненавистью к передовой русской литературе и искусству, эти авторы боятся, как огня, советской культуры. Их страх тем сильнее, что передовые художники и писатели Франции не раз высказывали своё восхищение достижениями советского народа в области культуры и несли правду о советской цивилизации в народ. Известны высказывания Ромен Роллана и Анри Барбюса о советской культуре. Выдающийся французский художник Поль Синьяк называл Советский Союз "страной надежды и жизни". Старейший художник " общественный деятель, он утверждал, что судьбы искусства не могут быть связаны с судьбами буржуазного общества, что художники по примеру художников Советского Союза должны связать свою судьбу с пролетариатом. Высказывая своё глубокое восхищение советским народом и его культурой, Синьяк писал: "СССР ещё мало знают у нас. Нужно, чтобы СССР знали больше и лучше"24 .

Правда о Советском Союзе всегда была требованием передовых рабочих всего мира. Передовые люди Франции всегда вели и ведут острую борьбу за подлинно научное освещение современной истории, в особенности за правдивое изложение событий в Советской России.

В 1929 г. французские комсомольцы ("La jeunesse communiste") приняли решение бойкотировать только что вышедший учебник по истории. Один из авторов этого учебника, Ришар, заявил, что современность не может освещаться на страницах учебника по истории. Коммунист Жан Брюа в газете "Освобождённая школа" ("L'ecole emancipee") поддержал требования молодёжи и повёл горячую борьбу против учебника. Полемика, развернувшаяся по этому поводу, очень интересна и знаменательна как эпизод борьбы за "правду о Советах". Брюа писал: "Необходима, чтобы ребёнок рабочего прежде всего знал послевоенный мир, кото-


21 Pierre A. "L'URSS", p. 115. Paris. 1932.

22 Там же, стр. 120 - 121.

23 Rogie et Despique. Указ. соч., стр. 507, 511, 549.

24 "Мастера искусства об искусстве". Т. III, стр. 426, 427, 430. М. 1939

стр. 88

рый эксплоатирует его и его семью"25 . Брюа требовал правильного освещения роли буржуазной демократии с точки зрения классовой борьбы. С особенной силой обрушился он на тех, кто клевещет против Страны Советов или пытается замалчивать её успехи. "Надо объяснять документы русской революции и объяснять их в классовом смысле"26 , - писал он.

Это требование передовых людей Франции было встречено в штыки французскими социалистами. Открыв на страницах журнала полемику с Брюа, Roger Hagnauer пытался обвинить коммунистов в отрицании необходимости серьёзной документации и исторической критики.

Ссылки на "научность" в устах буржуазии и её" подручных социалистов звучат как издевательство над наукой. Даже беглый обзор французских буржуазных школьных учебников по истории показывает их низкий научный уровень, их грубую тенденциозность, их враждебность передовым, подлинно народным силам общества, переходящую зачастую в клевету и фальсификацию.

Учебники истории, изданные во Франции задолго до войны, до сих пор используются во французских школах. Дикими и невежественными бреднями о Советском Союзе заполняются головы учащихся и теперь, после великой битвы против немецкого фашизма, когда перед воем миром предстали во всём величии мощь и сила советской державы.

В 1946 г. в Париже вышла книга A. Souche "Les nouvelles legons de morale", предназначенная для школьников приготовительных классовой начальной школы.

Эта книга содержит короткие рассказы о добрых феях, о послушных и добропорядочных мальчиках и девочках. Она изобилует рецептами, как чистить платье, слушаться, родителей и наставников, как надлежит держать себя за столом, шаркать, ножкой и пр. Этот своеобразный кодекс буржуазной морали и не интересовал бы нас, если бы не большой раздел книги "Примеры из жизни знаменитых людей", предназначенный для воспитания юных французов на образах великих людей мировой истории. В разделе 35 рассказов о великих людях прошлого и настоящего, от древнейших времён до 1945 года. Здесь есть подвига и Вильгельма Телля, и Фритьофа Нансена, и Христофора Колумба. Одно бросается в глаза: в книге нет ни одного русского имени! Замалчивание успехов Советской страны снова стало оружием реакции. Но дело не в одном лишь замалчивании. Книга эта издана в 1946 г., после победы над Германией, после героической борьбы Советского Союза и всего передового и честного в мире против гитлеровской тирании. Весь мир стал свидетелем массового героизма, отваги и самопожертвования советских людей. Но об этом не хотят говорить своим ученикам французские педагоги - прислужники реакции.

Боязнь Советской страны сочетается с животным страхом перед коммунистами в собственной стране. Вершиной политического лицемерия автора является заключительная глава книги, носящая напыщенное название "Вождь французского сопротивления 1940 - 1945 гг. - генерал де Голль". "Каждый раз, когда Франция была в опасности, она находила вождей и героев, чтобы бороться против врага"27 , - пишет Суше. Автор вспоминает Жанну д'Арк и других национальных героев Франции. Но чем ближе к современности, тем яснее становится политическое лицо автора. Героем войны 1914 - 1918 гг. провозглашается "тигр" Клемансо, а героем 1940 - 1945 гг. - Шарль де Голль. Поистине диву даёшься, какой наглостью и отсутствием элементарной честности по отношению к своему народу должен обладать автор, представивший этого истеричного диктатора, торговца родиной, в качестве славного освободителя французского народа от гитлеризма! У Суше получается, что всё "Движение сопротивления" французского народа, в том числе и известные партизаны "маки", - детище де Голля.

Подлинными организаторами и душой сопротивления были французские коммунисты. Это они вписали незабываемые страницы в историю героической борьбы французского народа, это они своей беззаветностью и глубоким патриотизмом снискали уважение и доверие трудовых масс Франции. А Шарль де Голль, ярый враг французского народа, делал всё возможное, чтобы подавить это движение, расправиться с его лучшими людьми. Возвеличивая де Голля, Суше клевещет на французский народ. Оказывается, потребовался лишь призыв де Голля, чтобы французы стали одерживать победы.

Учебник повествует: "1944 год. Немцы ослабевают. Союзники высадились в Нормандии. В августе 1944 г. Париж освобождён. Он освобождается сам, вооружается, поднимается кротов "оккупанта". И затем туда вместе с американской армией прибывает французская дивизия Леклерка. Свобода восстанавливается. Немец бежит к Рейну"28 . Почему же в 1944 г. вдруг ослабли немцы: может быть, в страхе перед заклинаниями де Голля? Кто же ослабил немцев? Кто дал возможность Парижу изгнать оккупантов? Ни слова о советском народе, ни слова о подвигах и жертвах Красной Армии, спасшей мир и Францию!

Так пишется история. Вывод ясен: искажение истории Советского Союза неизбежно приводит к искажению истории Франции.

В то самое время, когда вышел в свет этот учебник, в зале Плейель, в Париже, на траурном заседании, посвященном памяти Ленина, с горячими и проникновенными речами выступили деятели французской коммунистической партии. "Коммунисты сегодня - это первая партия во Франции, - с гордостью провозгласил Морис Торез. - Мы выполнили свой долг перед войной, во время войны и. после войны. Вот почему в эти


25 "La revolution proletarienne" N 8. I. VI. 1929.

26 Там же.

27 Souche A. "Les nouvelles lecons de morale", p. 353. Paris. 1946.

28 Там же, стр. 373.

стр. 89

трудные часы народ обратил свои взоры па великую французскую коммунистическую партию"29 . И французские коммунисты, склоняя голову в память великого Ленина, напоминали, что Ленин - основатель Советского государства, спасшего человеческую цивилизацию, спасшего будущее мира.

Люди, сознательно игнорирующие эту непреложную истину, - враги своего народа, прислужники и лакеи поджигателей войны, самых чёрных и злых сил мировой реакции. Борьба с этими людьми, отравляющими сознание французской молодёжи, - насущная задача всех передовых и демократических сил Франции.


29 "Lenene - fondaieur d'Etat qui a sauve le monde". Paris. 1946.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФАЛЬСИФИКАЦИЯ-ИСТОРИИ-СССР-ВО-ФРАНЦУЗСКИХ-ШКОЛЬНЫХ-УЧЕБНИКАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Елена КоучContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kouch

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. ЗАК, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ СССР ВО ФРАНЦУЗСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФАЛЬСИФИКАЦИЯ-ИСТОРИИ-СССР-ВО-ФРАНЦУЗСКИХ-ШКОЛЬНЫХ-УЧЕБНИКАХ (date of access: 11.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. ЗАК:

Л. ЗАК → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Елена Коуч
Arkhangelsk, Russia
1275 views rating
07.09.2015 (1556 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
2 days ago · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
2 days ago · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
10 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ СССР ВО ФРАНЦУЗСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones