Libmonster ID: RU-9099

Философский принцип морального бытия человека

Первые шаги в изучении той сферы жизни, которую назвали моралью, связаны с именами Аристотеля и Спинозы. Разумеется, и другие философы занимались проблемами морали, однако далеко не все приходили к объективным выводам о сущности морали. Например, Сократ всё внимание обращал на противоречивость обыденных представлений о моральной жизни человека, а Маймонид рассматривал человека как субъекта религиозной жизни.

Аристотель в своих этиках сосредоточился на правилах поведения человека в повседневной жизни. Он обратил внимание на две характеристики этого поведения. Во-первых, на необходимости определения цели поступков человека. Для него это были такие блага, как здоровье, богатство, общественное положение и т. п. (сегодня эти цели назвали бы ценностями). Во-вторых, в поведении необходимо соблюдать меру. Так, мужество есть среднее между двумя пороками - отчаянностью и трусостью, самообладание - между распущенностью и бесчувственной тупостью и т. п. У Аристотеля не было философского подхода к моральной жизни, он акцентировал внимание на практической её стороне.

Подход Спинозы к этике был иным. Его философская концепция предопределяла роль человека в мире и диктовалась объективными обстоятельствами. Термином "этика" Спиноза характеризовал положение секуляризованного человека в детерминированном мире. В таком мире человек должен руководствоваться только своим разумом.

стр. 5

В основе современной научной философии морали лежат труды немецких философов в XVIII - XIX вв. И первым среди них надо назвать имя И. Канта. Его работа "Критика практического разума" (1788 г.) заложила фундаментальную основу философии морали. Выдвинутый им принцип (в форме категорического императива) - человек не средство, а цель в самом себе - определил суть морального бытия человека. Из этого принципа следует, что во всех иных областях жизни (правовой, политической, религиозной и др.) человек обречён быть средством ради цели, установленной объективными для отдельного человека условиями общежития. И только область морали выделяет самоцельную субъективную сторону в объективной среде. Таким образом, эта сфера жизни даёт ответ на мировоззренческий вопрос о месте человека в окружающем его мире и о возможностях взаимодействия с этим миром.

Система категорий философии морали (этики)

Философская система Гегеля включила в себя такие области знания, как мораль, право, нравственность ("Философия права" 1821 г.), искусство (эстетика), религия, история. Диалектический метод обнаружил внутреннюю противоречивость этого знания и выразил её в категориальном аппарате. Так философия морали приобрела статус науки прикладной философии - этику1.

Центральными категориями этики являются добро и зло. Понятие добра имеет два значения. Одно из них имеет социальный смысл. Здесь оно выступает как благо, т. е. то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей. Другое значение - моральное. Оно является нормативно-оценочным. Находясь в диалектической связи со злом, оно фиксирует всё морально положительное в поступках индивидов и явлениях социальной жизни.

Зло также имеет два значения: социальное и моральное. Зло как социальное явление Гегель считал движущей силой истории. По Марксу зло находит своё выражение в насилии как "повивальной бабки истории". Зло концентрировано выражает потребность развития общества, стремящегося преодолеть изжившие себя устои бытия. В моральном смысле оно фиксирует всё отрицательное


1 Такое различение философии как рациональной формы мировоззрения и прикладной философии присуще всем фундаментальным наукам, например, - соотношение теоретической и прикладной математики.

стр. 6

и предосудительное в поступках и явлениях жизни. Подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей, добро и зло не могут в моральном значении быть Оторваны друг от друга, так как обусловливают друг друга. Разумеется, в процессе исторического развития их содержание изменялось, но всегда оставалось безмерным. Поэтому было необходимо понятие справедливости.

Справедливость - мера добра и зла. Она позволяет взвешивать соотношение деяния2 и оценки его. Поэтому мера добра соотносится с мерой воздаяния, а мера зла с мерой отмщения (библейское "Мне отмщение и аз воздам").

Вопрос о мере отмщения за зло актуален в новейшей истории. Стремясь обуздать "зоологизм" древних сообществ, христианская мораль проповедует всепрощение за зло. И если это было уместно, когда зло касалось индивидов, то зло, несущее человечеству невосполнимый вред (геноцид, массовые репрессии, военная агрессия), теперь требует уничтожения творцов такого зла.

Переход от нормативно-оценочного сознания к практике, т. е. к поведению индивида представлен категорией "долг". Долг выражает моральную обязанность индивида, внутренне принявшего требования морали и осознавшего необходимость их выполнения в конкретных жизненных ситуациях. Долг внутренне противоречив: с одной стороны, он обусловлен внешними обстоятельствами, диктующими поступать по предписанию, с другой - ему предоставлена возможность выбора поступка в соответствии со своими внутренними побуждениями.

Попутно заметим, что все категории этики, выражающие качества субъекта морального поведения, не имеют диалектически противоположных категорий, так как они сами внутренне противоречивы.

Должное поведение обусловливает репутацию индивида. В связи с этим получают своё значение категории чести и достоинства. Честь фиксирует уважительное отношение общества к индивиду, добросовестно выполняющего свой долг. Достоинство указывает на стремление индивида сохранить свою самооценку перед общественным мнением, выполняя свой моральный долг. Должное поведение предполагает внутренний самоконтроль как регулятор этого поведения. Такая роль совести делает её категорией этики. Совесть основывается на эмоциональной реакции при оценке своего


2 Термин "деяние" заимствован у юриспруденции в качестве обозначения как действия, так и бездействия.

стр. 7

поступка в его общественной значимости. Внутренняя противоречивость совести проявляется в переживаниях индивида в диапазоне от удовлетворенности своим поступком до так называемых угрызений совести за аморальность поступка или его последствий.

Такая реакция совести находит своё выражение в понятиях счастья, и стыда. Радостная удовлетворенность своим поступком в известной мере связана с состоянием счастья. Однако понятие счастья выходит за рамки этики и имеет особые два значения. Первое: оно является феноменом психики. Гегель характеризовал счастье индивида как ощущение им полноты жизни. Разумеется, объем этой полноты сугубо индивидуален и определяется, жизненным опытом. Второе значение счастья определяется его социальной ценностью для общества (о месте счастья в системе ценностей будет сказано ниже).

Одной из отрицательных самооценок совести является стыд. Маркс охарактеризовал стыд как гнев, обращенный вовнутрь. Это своеобразная самюказнь за нарушение моральных требований.

В системе поведения индивида обнаруживаются различные свойства: любовь и ненависть, мужество и трусость, правдивость и лживость и т. п. (почти по Аристотелю). Однако эти качества имеют различную природу - физиологическую, психологическую, экономическую и т. п. Поэтому они становятся участниками моральной жизни в результате выражения отношения к ним.

Практическая мораль как система нормативов

Способом выражения моральных требований выступают нормативы. Каждая моральная норма фиксирует связь интересов индивида с интересом той социальной общности, в состав которой он входит. Таких общностей целый ряд: этническая, социальная, профессиональная, культурная и др. Каждой из них соответствуют специфические требования морали. Для индивида интерес общности становится объектом его отношения. Долг, как об этом говорилось выше, соединяет субъективный интерес индивида с этим объектом. Внутренней логической структурой нормы морали являются гипотеза (обстоятельства её действия), диспозиция (само деяние) и санкция (мера ответственности за нарушение требования)3. Внешняя форма выражения нормы может быть различной. Например,


3 Такую структуру имеют все социальные нормы. Её четкую формализацию даёт правоведение.

стр. 8

лаконично выражение библейских заповедей. Много норм находит своё выражение в пословицах и поговорках. Нормы морали носят вариативный характер, например, "своя рубашка ближе к телу" или "сам пропадай, а товарища выручай".

Реализация нормы формирует моральное отношение. Особенность этих отношений в том, что они не существуют в "чистом" виде, они всегда являются стороной других общественных отношений: экономических, политических, религиозных и др. Эта особенность обнаруживает себя всякий раз, когда в этом общественном отношении возникает необходимость сочетания интереса индивида с интересом социальной общности.

В моральном отношении индивид совершает деяние (это может быть поступком или их цепью - поведением). Каждое деяние имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Внешняя сторона показывает, как он поступил, внутренняя - почему, т. е. выступает в качестве мотива. Опорный пункт морали - мотивация, поэтому мотив реализуется во внешней стороне деяния, он для морали первичен. Однако такая модель поведения соответствует статусу гражданина в демократическом обществе. При авторитарном (тоталитарном) режиме индивид становится подданным и его главной заботой становится согласование внешней стороны деяния с требованиями власти. Это лишает индивида права выбора и подчиняет мотив внешним обстоятельствам.

Каждое общество заинтересовано в стабильности моральной жизни и поэтому вырабатывает негласное правило, по которому каждый индивид должен соотносить своё поведение с поведением других лиц. Это правило сформулировал Кант в виде второго категорического императива: поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, и это правило стало бы всеобщим моральным законом4.

Средством поддержания стабильности моральной жизни является убеждение. Оно предполагает такое воздействие на мотивацию, которое способно изменить поведение человека, нарушающего требования морали. Убеждение диалектически связано с принуждением. Однако оно исключает как пустое увещевание, морализацию, так и насилие. Последнее становится результатом отрыва принуждения от убеждения.


4 Эта формулировка, так же как и изложение другого категорического императива Канта не является цитатой.

стр. 9

Социальные ценности - ориентиры в развитии морали

Развитие морали обусловлено логикой истории. Однако мораль как относительно самостоятельная сфера жизни всегда стремится к такой цели, которая выражает возможность будущего, уже находящегося в сегодняшней действительности. Эта возможность формирует понятие социальной ценности. Социальная ценность - это такое состояние общественной жизни, при котором все нормативно-положительные свойства образуют его идеальный образ. Стремление внедрить в свою сегодняшнюю жизнь эти нормативы и рождает ценностную ориентацию, вырабатывает свои установки на развитие именно в этом направлении. Установка предполагает готовность субъекта морали действовать в направлении желанной цели.

В начале XX в. возникла теория ценностей - аксиология. Она делает попытку систематизировать социальные ценности. Здесь мы обозначим контуры некоторых из них. Гуманизм - как цель создания такого общества, в котором жизнь человека является высшей ценностью; свобода - такое общество, в котором человек имеет возможность, как говорил Энгельс, принимать решения (т. е. выбирать) со знанием дела; счастье - такое общество, в котором максимально удовлетворяются все потребности человека; мир - такая жизнь, в которой отсутствуют конфликты и войны, разрушающие жизнь и исключающие другие ценности. Разумеется, этот перечень ценностей не претендует на исчерпывающий ряд. Однако он очевиден для понимания любого субъекта морали.

В дополнение к сказанному следует обратить внимание на такую характеристику общественного сознания, как нравственность. В современной энциклопедической литературе обычно используют два варианта понятий морали и нравственности: либо их отождествляют, и термины мораль и нравственность становятся синонимами, либо нравственность трактуется как явление, производное от морали, рождаемое массовым сознанием и выступающее как требование безличного долженствования. У Гегеля нравственность - синтез морали и права, поэтому она оказывается специфическим уровнем общественного сознания, показывает, как на практике реализуются их требования и в какой степени право стало моральным, а мораль получила правомочие, и образ жизни включил их в себя. Думается, это явление общественной жизни заслуживает специального научного изучения.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-МОРАЛИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин, ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-МОРАЛИ (date of access: 20.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин:

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
2699 views rating
14.09.2015 (2198 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIAN STYLE IN THE OSTERMAN HOUSE
Catalog: Разное 
21 hours ago · From Россия Онлайн
COGNITION OF THE OCEAN: A NEW PACE
21 hours ago · From Россия Онлайн
Первоначально Вселенная представляла собой Нейтронный Объект, однородной нейтронной структуры. Этот Нейтронный Объект имел высокую, угловую скорость вращения. Масса Нейтронного Объекта порядка 〖1.48*10〗^53 Kg, в современной метрике. Физические значения определяющие его внутреннюю структуру, изменялись во времени, при изменении потенциала взаимодействия структур энергии нейтронов.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
ONE STEP CLOSER TO THE FUTURE
2 days ago · From Россия Онлайн
A PARADISE
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
SECRETS OF CORBUNOV
2 days ago · From Россия Онлайн
THE UNESCO AWARD
2 days ago · From Россия Онлайн
THIS OVERRIDING PASSION
3 days ago · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones