Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8587
Author(s) of the publication: М.Г. АЛИЕВ

Share with friends in SM

Cовременная эпоха все активнее требует от философии и науки выработки "новых ценностей, новых смысложизненных ориентиров, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества" . Среди уже найденных и апробированных ориентиров, новых ценностей большую роль играет согласие и ненасилие, находящиеся в диалектических взаимосвязях. Интеллектуальная и политическая элита стран мира, ориентированная на эти ценности, учится результативно применять принцип согласия в разрешении социальных противоречий и человеческих споров, без насилия. Все более выявляется ведущая роль согласия в преодолении конфликтов.

Философам, социологам, политологам предстоит разработка целостной теоретической концепции согласия, выработать методологию и технологию его результативного применения, ибо согласие, как и конфликт, по своей природе субъективно. Причем для конфликтования требуется гораздо меньше разума, таланта, чем для преодоления конфликта. В разжигании конфликтов преобладают стихийные, подсознательные силы, фанатизм и мистика, согласие же достигается применением глубоких знаний, интеллекта и политической прозорливости.

Специфической задачей философских наук в исследовании согласия, выработке его технологии выдвигается изучение его сущности, смысла и предназначения на категориальном уровне, в образовании его теоретически и методологически обоснованных базовых понятий, включения понятия "согласие" в общую категориальную систему философии и определения его специфического места в этой системе. Поскольку до сих пор "согласие" не рассматривалось философией на понятийном уровне, предстоит определить, имеет ли оно какое-либо отношение к собственно философским понятиям, а среди них соответствует ли оно классу всеобщих понятий выступающих в качестве базисных структур человеческого сознания и имеющих универсальный характер (бытие, движение, пространство, время и др.), или же оно входит в класс социально-философских понятий, посредством которых выражаются определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, отношения к другим людям и обществу в целом и ценностям социальной жизни.

Наше исследование оказывает предпочтение методу восхождения знания от абстрактного к конкретному, который полагает подведение изучаемого объекта под родовое понятие, чтобы, отталкиваясь от него, рассмотреть наиболее существенные специфические черты согласия. Дело в том, что "мыслить какие-либо предметы в понятии - это значит выделить их, отличить по определенным признакам от чего-то. Различение же возможно только в рамках некоторого тождества. В родо-видовом характере понятий проявляется общий закон познания на ступени абстрактного мышления, состоящий в том, что в мышлении мы все познаем не иначе, как нечто особенное или отдельное в пределах чего-то общего" .

Мы исходим из идеи, что как с чувственно-эмпирической, так и с логической точек зрения согласие должно рассматриваться в той связи, которая ведет его к процессу взаимодействия. "Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю" . Оно отражает взаимную связь явлений мира, их генетические, причинные, структурные и функциональные связи, влияние различных объектов друг на друга, их тождество и различия, взаимную обусловленность и зависимость, соотнесенность друг к другу, единство и переход друг в друга. В классе явлений, характеризующихся взаимодействием со стороны взаимной соотнесенности, специфическое место играет согласие, согласование. Согласие соизмеряет связи и отношения между взаимодействующими телами, их системами и началами. Согласие характеризует технологию их "стыковки и подгонки". Оно выступает интегрирующим фактором, объединяющим явления мира в определенные целостности, взаимное полагание их свойств. Как заметил Б. Чичерин "задача науки и философии состоит не в том, чтобы свести все начала воедино, а в том, чтобы понять их взаимодействие, из которого вытекает высшее согласие" .

Согласие можно определенно признать одним из всеобщих свойств (начал) Универсума, находящегося в бесконечном многообразии, движении, пространстве и времени. Проявления согласия обнаруживаются в законах механики, физики и химии, в астрономии и минералогии, в процессах сохранения и превращения вещества и энергии из одной формы в другую. Согласие обнаруживается в эволюции живой материи от низших форм до высших, в естественном отборе, взаимодействии наследственности и среды обитания. В человеческой жизни, где сливаются природное с социальным, личное, индивидуальное с групповым, тело с духом, согласие проявляется в поразительном многообразии форм. В этом причина того, что философское понимание согласия требует предварительного решения вопроса о его объеме и содержании. А он может быть решен, если согласие не просто имеет место как в природе, так и в обществе и человеке, но и является для них постоянным, устойчивым, необходимым и повторяющимся свойством. Ставя вопрос в такой плоскости, мы стремимся не к тому, чтобы приписывать природе формулу согласия, а выводить из нее согласие (согласованность), которое ей дано объективно.

Прежде чем рассмотреть и определить объем понятия "согласие", необходимо выявить соотношение близких понятий - "согласованность" и "согласование". В широком смысле они тождественны друг другу, могут быть использованы как равнозначные. Но в конкретном - различаются, ибо объем и содержание их во многом расходятся. По своему этимологическому значению согласие содержит момент активности, некоторой заданности, целенаправленности. В этом смысле предметы мира воспринимаются как наделенные признаками "субъектов". Чем выше уровень развития предметов и их систем, тем полнее раскрывается активное начало согласия. В наиболее зрелом, развитом виде согласие характерно именно для разумных существ, которые согласовывают свои взаимоотношения преднамеренно, сознательно ставя конкретные цели.

По отношению к согласию "согласованность" означает свойство предметов и их систем обладать согласием. Стихийное согласие отображает стихийные формы согласия. Оно больше характерно стихийному взаимодействию предметов и систем, существующих в объективной реальности. С этой точки зрения "согласованность" означает стихийное согласие. Соответственно, согласованность не что иное, как свойство взаимодействующих предметов существовать в согласии. При этом различаются событийная согласованность и противоположная ей - процессуальная. Событийная согласованность выступает как момент процессуального согласия. Процессуальная же согласованность в оппозиции к несогласованности дана миру и его системам беспрерывно, повторяется в различных временных интервалах, даже вечно.

В наиболее родовом понимании согласие есть одна из всеобщих форм генетического, причинного, структурного и функционального взаимодействия, наделенная свойствами системной соотнесенности предметов и процессов в мире. Она содержит силы притяжения и упорядочивания, а также соединения противоположностей, преобразования содержания в форму, а формы в содержание в определенных количественных и качественных параметрах. Вместе с тем согласованность предполагает циркуляцию информации о зависимости предметов и процессов друг от друга. Она потому и дана во взаимодействии единства и многообразия, содержания и формы, преемственности и прерывности, целого и частей, общего и единичного, причины и следствия. Вместе с тем, согласованность в мире не абсолютна, а относительна, ибо она имеет оппозицию в виде несогласованности, которая работает на сохранение предметов и процессов неравенства, непропорциональности и независимости. Только благодаря постоянному взаимодействию одновременно в согласованности и несогласованности многообразный мир и целостен, и разъединен, упорядочен и хаотичен, равновесен и неравновесен.

Согласие близко к параллелизму, рядоположению, но вряд ли оно ему тождественно. Такое сопряжение указанных понятий сделано Э. Шредингером в книге "Мое мировоззрение". Объясняя действительность посредством понятий "согласие", "взаимопонимание", "солидарность", он утверждал, что "вопреки разделению сфер восприятия, далеко идущая согласованность или параллелизм их так называемых внешних частей вообще существует" . Параллелизм в смысле рядоположенности действительно имеет место в мировых процессах, как такое состояние предметов и процессов, которое нейтрально по отношению к согласию и разногласию. Он предполагает отсутствие как согласия, так и несогласия. В природных процессах явления параллелизма занимают промежуточное место. - параллелизм может при известных обстоятельствах трансформироваться как в отношение согласия, так и несогласия. Как отмечает Э. Шредингер, у каждого человека формируется на основе индивидуальных ощущений, интуиций и восприятий свой "личный мир", который другим людям недоступен, хотя несмотря на это имеет место внешнее совпадение представлений о действительном мире. "Далеко идущее соответствие двух наблюдаемых миров, назовем их В и В', должно объединиться с этой точки зрения посредством некоторого ряда согласований с реальным миром R, т.е. В с R и В' с R. Между тем и тот и другой индивид, сознающий свой "личный мир", не в состоянии воспринимать "действительный мир". Согласно этой гипотезе, два чувственно познанных мира, мой и твой, должны согласоваться потому, что один и тот же чекан формирует их из одного и того же материала одинаковым образом... С эмпирической точки зрения, однако, этот ключевой вопрос следует формулировать совершенно иначе: как у нас обоих возникает знание об их согласовании?... Это и есть истинная проблема: как мы узнаем о приблизительной согласованности этих двух личных миров, несмотря на то, что они все-таки, как было признано, являются личными и вечно личными останутся" .

Что же касается согласования, то оно есть процесс, в котором взаимодействующиеся тела достигают согласия. Согласование - движущееся согласие. Ибо предметам и системам мира не дается согласие внезапно, одновременно. Вступая в отношения взаимодействия, они изменяются в своем движении. Причем не в одинаковой степени. Как правило, различаются активная и пассивная стороны согласования. Более активная сторона (предмет, тело), в котором заложена причина взаимодействия, приводит в движение всю систему, вызывая в других элементах системы определенные изменения, вместе с тем сталкивается с противодействием других. Поэтому согласование взаимодействующих тел не только изменяет их свойства, связи и отношения, но и сопровождается разногласием. И, наконец, процесс согласования имеет своим результатом каждый достигнутый уровень согласия, который входит в основание и более высокого этапа согласования. В этом смысле согласие и согласование переходят друг в друга.

Согласие, согласованность, согласование имеют место в самых различных формах взаимодействия в мире. Само будучи одной из них, согласие переплетается с симметричностью, соотнесенностью, гармоничностью. Представляется, что именно согласование свойств, связей и отношений, происходящее стихийно в природе, обществе, сознании и мышлении, находится в глубинных основаниях этих процессов. Согласование выступает как активная сторона. Благодаря приведению их в согласие симметрия, синхронная гармонизация обретают свойства зрелости и полноты, более того, они пронизываются согласованностью частей симметрии, которая существует в единстве и различии с асимметрией, "включает в это понятие признаки размерности, пропорциональности, одинаковости в расположении частей целого в пространстве, соответствия одной его части по размеру, форме и расположению другим частям, изотропности свойств, повторении однородных частей, свойств, отношений, правильности ритма, обратимости процессов и т.д."

Выступая в качестве одной из форм взаимосвязи, симметрия, как и согласие, характеризуется свойствами упорядоченности, соразмерности и пропорциональности.

Частным выражением согласия является синхрония, синхронность, отображающая повторение одних и тех же действий. К примеру, синхронное исполнение группой людей танца под определенную музыку. Рисунок танца, характер телодвижений, ритма танцевального действия синхронно повторяются, если даже исполнители танца не знакомы друг другу, а в мировоззрении, поведении и моральных поступках совершено различны, даже находятся в оппозиции. Тот же результат достигается в оркестре, где даже сто и двести человек исполняет один и тот же мотив. Синхронность усиливается, когда оркестром или хором руководит опытный специалист. Здесь взаимосогласие основывается на профессиональном мастерстве. Оно приводит к тому, что синхронные движения повторяются, подражание друг другу и взаимопонимание обретают свою целостность и завершенность.

Как отмечает В.С. Готт, симметрия "это категория, отображающая существующий в объективной действительности порядок, пропорциональность и соразмерность между составными частями целого, определенное равновесное состояние, относительную устойчивость" .

Существенные свойства согласия характерны и гармонии, но здесь согласие является механизмом достижения гармонии, а не самой гармонией. Благодаря гармоничному действию согласительных сил "каждое организованное существо образует целое, единую и замкнутую систему, все части которой соответствуют друг другу и своим взаимодействием способствуют в итоге и той же действительности. Ни одна из этих частей не может измениться без изменения других, и, стало быть, каждая из них, взятая сама по себе, должна указывать на все другие" . Автор этого утверждения французский ученый начала XIX в. Кювье пришел к такому выводу благодаря своим исследованиям ископаемых костей. Обнаружилась поразительная согласованность внутренностей, костной и других систем животных с внешней сферой. Так, внутренности плотоядных животных "организованы так, что они могут переваривать только сырое мясо, то соответственно должны быть устроены и челюсти для пожирания добычи, когти для ее схватывания и раздирания, зубы для откусывания и разжевывания мяса. Далее, вся система органов движения должна быть приспособлена к тому, чтобы увидеть добычу издалека" . Далее, самой природой в мозг животного должен быть вложен инстинкт, заставляющий его прятаться и расставлять сети своим жертвам. "Чтобы животное могло унести добычу, мышцы, служащие для поднятия головы, должны быть особенно сильны, а с этим связана в свою очередь форма позвонков, к которым прикреплены мышцы и форма задней части головы, куда они прикреплены. Зубы должны быть достаточно остры для рассечения мяса и должны иметь твердую основу, чтобы ими можно было разломать кости" .

Подобным же образом и человеческий организм, его анатомия, состояние и форма костной, мышечной, нервной и других систем, рост, строение и размеры тела, рук и ног, прямохождение, физическая слабость, безволосость кожи согласованы как между собой, так и со средой обитания. Применительно ко всем природным, социальным и духовным процессам согласие есть принятие предметами и организмами друг друга, соотнесение своих свойств, связей и отношений. Оно предполагает соразмерное соответствие их, полагающее определенную пропорциональность в их взаимодействии. Согласие, особенно в форме гармонии свойств взаимодействующих предметов, приводит и к таким соответствиям, которые имеют еще и внутреннюю связь, нередко трудно распознаваемую. Кювье еще в начале XIX в. предупреждал, что "невозможно объяснить причины многих соотношений" , которые имеют место внутри предметов, особенно живых организмов и их систем.

В этой связи не столько философия, даже современная, сколько лингвистика еще в середине XIX в. сформулировала одно из первых адекватное действительности содержание термина "согласие" в его наиболее абстрактном виде: "Согласие суть соразмерность, взаимное соответствие частей целого, сообразность, симметрия или пропорциональность" . Это определение достаточно полно, всеобще, иначе говоря, любой акт согласия, где бы он не происходил, охватывается им. В этом смысле оно достаточно доказательно и логически правильно.

Вместе с тем, согласие в природе, социуме и духовном мире человека и обществе не мертво, не раз навсегда дано, оно чрезвычайно подвижно и динамично. В каждой системе предметов и организмов согласие претерпевает изменения, направленные в ту или иную сторону. Поэтому различаются разные стадии его существования в процессах взаимодействия от частичных и случайных до все более полных и необходимых, от единичных до общих и всеобщих, от хаотичных до упорядоченных. Те или иные соответствия и пропорции согласных свойств, связей и отношений в мировых делах складываются не мгновенно, а в результате протяженных во времени генетических, причинных, структурных и функциональных процессов. Согласие поэтому становится результатом процесса согласования.

Согласование соответствий, соотношений и пропорциональностей в разных сферах бытия и сознания включает и борьбу против тенденций к несогласию, но еще больше против рассогласованностей, конфликтов и раздоров. Здесь важно иметь ввиду различия в направлениях согласования. Различаются одностороннее согласование и многостороннее взаимосогласование. В первом случае организмы в своем строении и жизни всецело находятся в зависимости от среды их обитания. Если они и оказывают обратное воздействие на природную среду, то только своим присутствием и потреблением ее даров. Во втором случае взаимосогласие достигается между разными видами животных в границах их общей природной среды. В свою очередь согласие (согласованность), даже относительно зрелое, достигнув определенного уровня, может разрушиться. Это явление происходит, когда преобладает энергия рассогласования над энергией согласования. Так люди, первоначально полностью зависимые от природной среды и потому находящиеся в согласии с ней, постепенно все более изобретают и используют искусственно созданные орудия, с помощью которых они начинают изменять и преобразовывать природную среду, осуществляя господство над ней. Тогда возникает конфликт между людьми и природой, они рассогласовываются, природа мстит человеку за одерживаемые им победы над собой.

Содержание понятия "согласие" богато и другими своими проявлениями, которые схематизируются в обширном количестве других терминов и понятий. Вместе взятые, они образуют целую систему, которая более или менее достаточна для построения целостной теории согласия. Особый интерес представляют производные от категории "согласие" разновидности. Они отражают особые состояния согласия, возвышающиеся друг над другом. Это - "единогласие" (единодушие), "самосогласие" и "взаимосогласие". Они тождественны, но и содержат различия, иначе говоря, равны между собой, но в то же время и различаются друг от aруга.

Плюрализм форм согласия обнаруживается и при рассмотрении его по различным граням, сторонам и срезам действительности. Можно выделить онтологический, организменный, а также антропологический срезы в единстве рациональных, ценностных и поведенческих сторон. Онтологический срез предполагает изучение согласия в универсальных началах и закономерностях взаимодействия предметов и их систем. Организменный срез важен для изучения многообразий согласительных тенденций в живом организме, между его органами и взаимоотношениями с внешней средой. Антропологический срез сосредотачивает внимание на человеческих проблемах согласия.

Сообразно тому, что человек является высшим продуктом развития природы, содержание и формы согласия, заданные человеку природой и тем более изобретенные им в своем социальном, историко-культурном развитии, с одной стороны, поразительно многообразны, а с другой, уникальны своей необычностью, да и во многом индивидуальны. С согласием сопрягаются все генетические, физиологические, чувственно-эмоциональные, нравственно-этические, правовые, ценностные и поведенческие стороны человеческой жизни. В нем пересекаются всякие человеческие инстинкты, поступки и чувственно-эмоциональные установки, морально-правовые нормы, теоретические знания и сознательные практические действия. Дело в том, что "человек переживает свое отношение к миру других людей, природе и самому себе" . Поэтому исследование согласия должно осуществляться как на описательно-феноменологическом, так и на категориально-аналитическом уровнях. Экзистенционалистское изучение согласия тем и значимо в философии и ценно в практике, что оно позволяет вскрыть глубинные основы человеческой духовности, в которых рождаются тончайшие согласительные чувства и эмоции. Крайне важно вводить их в теорию, в практику согласования интересов, запросов и потребностей, чтобы преодолевать конфликтные ситуации. Среди экзистенциальных категорий согласия в интимно-личностной сфере духовности человека большое место занимают эмоциональная чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие, сопереживание, доброта, жертвенность, милосердие. Эмоционально чуткий и душевный субъект хорошо понимает беды и страдания других людей, социальных групп, народов; он испытывает благоговение перед добром, такой человек изначально наделен согласительным зарядом. Удел такого человека - согласие в себе, согласие с обществом и природой.

Между тем не только в философской и научной литературе, но и в рационально организованной практике недооценивается роль экзистенциональных аспектов согласия. В них согласие истолковывается излишне рассудочно, в сугубо абстрактно- теоретических суждениях и рассуждениях, выводах и ожиданиях. Если обратить внимание на провал "Договора об общественном согласии", подписанном высшими федеральными и региональными (субъектными) должностными лицами вместе с руководителями политических партий, то одной из основных причин явился "необщественный" характер этого документа. Хотя договор назывался "об общественном согласии", таковым (общественным) он не был ни по содержанию, ни по субъектам, ни по целям. По незнанию предмета и функций общественного согласия сочинители (разработчики) текста договора фактически преподнесли общественности Российской Федерации образец персонифицированного "политического согласия". Между тем общественное согласие качественно отличается от персонифицированного согласия как по субъектам, так и по содержанию и ожиданиям. Персонифицированное согласие "распространяется на лиц, занимающих ключевые позиции в государственных органах, принимающих решения, влияющие на деятельность политических институтов. Общественное же согласие, напротив, предполагает достижение согласия между преобладающим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам . В персонифицированном согласии преобладают рассудочные категории, а в общественном согласии - экзистенциональные. Разумеется, чем полнее в процессы согласия включаются массовые социальные субъекты, тем больше согласие между ними достигается с учетом тех же экзистенциальных, чувственно-эмоциональных факторов, а чем выше социальный и политический статус властвующих субъектов, тем согласие переводится на язык более интегрированных рассудочных категорий. Соответственно, когда согласие приобретает статус на философском уровне, необходимым становится сочетание описательно- феноменологических и абстрактно-аналитических категорий. В исследовательском плане такое сочетание представляет несомненные трудности, ибо эмоциональные категории из-за их интимно-личностной природы лучше поддаются описанию, а абстрактные категории - объяснению. Соответственно в построении логического каркаса теории согласия важное методологическое значение приобретает органическое "соединение противоположностей" - экзистенциональный и абстрактно- теоретические планы философствования. Комбинированный метод исследования согласия дает возможность, с одной стороны, сплести ткань духовных основ согласия из социально-значимых нравственных чувств, а с другой, вплести в эту ткань "холодный рассудок, согретый высокими чувствами" . В этом смысле соединение чувства и разума в согласии, как одном из системных элементов духовности, делает его действительно живым, увлекательным и естественным. Отсюда следует, что когда согласие рассматривается как феномен человеческой духовности, в которой соединяются сострадание, жалость, отзывчивость, сопереживание оно рождается из этих чувств. А одно лишь рассудочное понимание его, высокие умственные способности не дают гарантии живому согласию.

Однако и сочетания чувственно-эмоциональных элементов согласия с категориями научной, политической и социологической мысли недостаточно для его целостного понимания. Необходимо включение большого класса представлений массового житейского опыта, обыденного сознания и здравого смысла. Это эмпирические представления, которыми обрастает тело согласия, как скелет плотью и кровью. Они образуют особый (по существу средний) класс сторон согласия, разработанных на уровне обыденного философствования, которое относится к профессиональному философствованию как народная мудрость и здравый смысл к теоретическим истинам. Народная мудрость и здравый смысл постигают многосторонность и многокачественность согласия через массу действий - убедить, уговорить, склонить, упросить, помирить, свести, сравнить, верстать, дозволить, разрешить, изволить, уступать, принять (чью-то позицию, убеждения) . На уровне народного опыта согласных действий и знаний Вл. Даль сформулировал и содержание термина согласия: "Согласие ср. одномыслие, одинаковые с кем-то мысли и чувства, намерения, убеждения; состояние многих, согласившихся на что-либо общее" . Стоит сопоставить понимание согласия на уровнях обыденного и теоретического сознания ("соразмерность, взаимное соответствие частей целого, сообразность, симметрия или пропорциональность") , чтобы убедиться в разумности применения уровневой методологии к объяснению согласия. Она позволяет раскрыть многокачественность согласия. С точки зрения полного представления о сути и содержании согласия сведение его к "намерению" или "ориентации" двух и более субъектов по отношению к чему-то третьему - только начало его постижения. Согласие обретает действительный смысл, когда оно с них восходит к рациональной волевой установке, волеизъявлению, к осознанной идее. Как волевая установка, согласие предполагает готовность субъектов идти на обдуманные действия, чтобы идею согласия в конкретной сфере воплотить в действие. Согласие далее является практическим воздействием одного предмета на другой или многих предметов друг на друга, как и на один предмет. Согласие-деятельность, в свою очередь, находит свое бытие в результатах этой деятельности.

Как результат деятельности согласие может быть позитивным, нейтральным и негативным для различных участников взаимодействия; обратимым и необратимым, мирогенным и конфликтогенным, полным в одних и частичным в других ситуациях. Вместе с тем было бы неверно преувеличивать роль согласия в Универсуме и его различных состояниях. Согласие относится к взаимодействию тел и их систем, как одна из его всеобщих и специфических форм. Стремление к согласию имеет место как повторяющаяся, протяженная во времени и развернутая в пространстве закономерная тенденция.

Взаимодействие включает наряду с согласием также его антипод - несогласие. Согласие организует и упорядочивает свойства и процессы, а несогласие - дезорганизует их. Согласие и несогласие в согласии, а согласия в несогласии делают их живыми противоположностями, которые при определенных условиях соединяются. На этой основе согласие выступает как несогласное согласие: а несогласие - как согласное несогласие. Простейший пример - брак. Его исходным пунктом является свободное согласие лиц, причем согласие на то, чтобы составить одно лицо, отказаться в этом единстве от своей природной и единичной личности; такое единство есть в этом отношении самоограничение, но именно потому, что упомянутые лица обретают в нем свое субстанциональное самосознание, оно есть их освобождение .

Несогласие не есть отсутствие согласия; оно отрицает согласие и в этом смысле образует особое состояние взаимодействия тел, которое препятствует становлению соразмерности между ними. Несогласие проявляется в разнообразных формах, самой низшей из которых является разногласие, а высшей - противогласие (противостояние). Иначе говоря, согласие достигается по определенному кругу проблем, а по другим несогласие сохраняется, даже усиливается; в свою очередь, несогласие смягчается, возникает состояние взаимной терпимости.

Сопряженное с социально-политической конфликтностью, согласие проявляется в различных состояниях: предконфликтном, проконфликтном и постконфликтном. Если в первых двух преобладают иррациональные факторы, то в третьем преобладают рациональные идеи. Согласие конфликтующих сторон реализуется через продуманную, подготовленную систему соглашений, экспертиз, конференций, компромиссов, "круглых столов". Технология постконфликтного согласия призвана взаимодополнять и взаимоограничивать "либеральные и демократические ценности противостоящих сил, идеалов свободы и равенства" .

Весьма специфичны и оригинальны содержание, форма и последствия концепции согласия в единстве с его антиподами в познании. Хотя в философской литературе этот аспект согласия и несогласия, разногласия и противогласия специально не исследуется, их роль в познании, причем не только в философии, но и в практически-обыденном, научном, художественном и других контекстах весьма существенна. Согласие включено во внутренний механизм образования знаний, соединения ощущений, восприятий и представлений, понятий и суждений, истолкования взаимосвязей эмпирии и теории, достоверного знания и заблуждения, исторического и логического, утвердительных и отрицательных умозаключений и т.д.

Как известно, истина рождается в столкновении разногласных и противогласных суждений, мыслей, мифов и иллюзий. В свою очередь, познавательный плюрализм, многообразие знаний и заблуждений, свобода мнений и другие факторы субъективного характера еще больше актуализируют исследования сознания, познания и знания в консенсусных категориях.

С конца XIX в. в философии уже стали возникать специализированные теории, основанные на идеях согласия. В частности, французский математик А. Пуанкаре стал создателем конвенциализма, по которому в основе математики и естественно-научных теорий лежат соглашения ученых относительно отбора и использования понятий, определений, принципов, а не объективные законы и открытия наук. В середине XX в. североамериканский философ У. Куайн, развивая конвенциалистский подход к пониманию роли соглашений в науке, применил его и к объяснению взаимосвязей истинных знаний в научных системах. По его мнению, "логические истины" вообще задаются учеными, а в производстве научных знаний соглашения ученых занимают такое же место, как и опыт, эксперимент и логические правила. При этом научная истина должна стать цельной взаимосогласованной системой утверждений. В свою очередь, развитие научных знаний закономерно ставит задачу построения научных систем, которые должны удовлетворять требованиям непротиворечивости и связанности их элементов, их внутренней согласованности.

В заключение следует сказать, что согласие (согласованность) в тождестве и противоречии с несогласием (несогласованностью) наделено свойствами философско-теоретической категории. Оно выражает одно из основных начал Универсума, выступает как всеобщий принцип взаимодействия в природе, живой и разумной реальностях, специфическим способом соединения противоположностей, средством разрешения конфликтов, приоритетом политической этики, специально значимой праксиологической идеей и духовной институцией человеческих сообществ.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФСКАЯ-ПРИРОДА-ПОНЯТИЯ-СОГЛАСИЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М.Г. АЛИЕВ, ФИЛОСОФСКАЯ ПРИРОДА ПОНЯТИЯ "СОГЛАСИЕ" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФСКАЯ-ПРИРОДА-ПОНЯТИЯ-СОГЛАСИЕ (date of access: 22.09.2019).

Publication author(s) - М.Г. АЛИЕВ:

М.Г. АЛИЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
1607 views rating
09.09.2015 (1475 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
5 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
5 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
5 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ФИЛОСОФСКАЯ ПРИРОДА ПОНЯТИЯ "СОГЛАСИЕ"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones