Libmonster ID: RU-19908
Author(s) of the publication: К. А. КОЗЫРЕВ

Проза писателя военного поколения Николая Семеновича Евдокимова в 60 - 80-е годы постоянно печаталась в толстых журналах. Известны его рассказы и повести о войне: "Море - его земля", "Степка - мой сын", "Была похоронка". В 2004 году были изданы другие его произведения: в четырехсотстраничный том "На пороге бытия" вошли две повести - "Сентиментальное путешествие" (1997), "Собиратель снов" (1989) и рассказы. В книге - горькие свидетельства ветерана, воевавшего с фашистами, о старых боях, современных войнах, явных и скрытых.

В новых произведениях Николая Евдокимова неожиданно проявилась фольклорная основа: она заявила о себе в полный голос в "Сентиментальном путешествии", где обнаруживаются черты и мифа, и предания, и былички, и легенды, и сказки.

Центральное место в композиции повести занимает воспоминание ее героя Викентия Викентьевича об отце, как оказалось, не погибшем на войне, и о матери, которая, в конце концов, умерла от тоски. Именно в воспоминании содержится прямой "выход" автора к фольклору. Эпизод начинается с указания на место рождения героя - "он родился

стр. 100


в Москве..." - и это объясняет причину стремления Викентия Викентьевича в Москву. Подсознательно он хочет вернуться к месту своего рождения, стремясь замкнуть кольцо времени. В тексте есть указание на это: "Он торопился, он двигался по направлению к своему детству и юности в полузабытый, но дорогой город Москву. Пришла ему пора вернуться к истокам жизни..." (цит. по: Евдокимов Н. Сентиментальное путешествие. М., 2001; курсив здесь и далее наш. - К. К.). Известно, что в мифологии время, замкнутое в кольцо, означает вечность, а точнее, отсутствие времени как такового. Стремление героя к вечности можно расшифровать как стремление к смерти. Кроме того, образ пути часто ассоциируется именно с переходом в загробный мир.

Для героя "Сентиментального путешествия" положение усугубляется тем, что загробный мир принимать его совершенно не желает: попытка самоубийства для него заканчивается неудачей (рвется веревка). Смерть от голода тоже не берет его (героя кормят мясом собственной собаки). Не гибнет он и в тайге, хотя "тайга кружила его". Викентий Викентьевич оказывается в ситуации, когда он выключен из мира живых, но биологически еще жив. В этом смысле характерен эпизод, когда странствующий герой засыпает ночью под открытым небом, а к нему приходит неизвестный зверь (наверняка хищный), обнюхивает, но не трогает его. Известны легенды, которые утверждают, что к отшельникам (т. е. людям, удалившимся от мира, цивилизации) приходят хищные звери, но относятся к ним совершенно спокойно.

Впрочем, для Викентия Викентьевича, как выясняется, путь в иной мир отнюдь не в новинку. Два его первых путешествия связаны с поисками отца, без вести пропавшего на войне. Первый раз подобное путешествие он совершает во сне, который ему снится в ночь перед гаданием, эпизод невелик, но очень содержателен:

"В эту ночь Викентию приснился страшный сон. Будто бы он умер и идет по длинной дороге, а по бокам отец, которого он никогда не видел, и мама. Отец держит его за левую руку, мама за правую. Отец вроде бы идет по земле, а вроде бы не идет, а плавно парит в каком-то облаке. Мама плачет, шатается от усталости и смотрит страдающими глазами на облако, в которое укутан отец.

- Викентий, - спрашивает мальчика отец, - не страшно тебе, сынок?

- Терпеть можно, - отвечает Викентий, - вот только земля очень давит..."

Упоминание дороги здесь многозначно. С мифологической точки зрения, дорога в данном случае может быть интерпретирована, во-первых, как сама смерть, во-вторых, как путешествие в загробный мир, в-третьих, - как граница между земным и потусторонним миром.

стр. 101


Указанием служит то, что герой идет по самой дороге, как по меже, а отец с матерью - по разным ее сторонам. Образ дороги, видимо, оказывается аналогичным образу реки (и вообще большой воды), которая представляется мифологическому сознанию именно такой границей: дорога, уходящая за горизонт, равно как и река, зрительно разделяет пространство на две половины.

Второе подобное путешествие совершается в эпизоде, когда "старушка-ведунья по имени баба Катя" показывает мальчику его живого отца, и Викентий выступает в роли медиума (посредника). Роль главного героя здесь двояка: с одной стороны, он путешествует через мир мертвых, с другой стороны, видит царство "мертвых" при жизни - инвалидов войны. По какой-то причине, для героя неясной, ведунья называет его другим именем - Алексей, Божий человек. Из жития этого святого, послужившего основой многочисленных духовных стихов, известно, что, покинув родной дом перед венцом, он несколько лет провел нищим на паперти, а по возвращении домой оказался неузнанным собственным отцом. Смена имени, видимо, должна уберечь Викентия, с одной стороны, от опасностей путешествия в мир, где царит неизвестная сила, с другой - от узнавания отцом.

Образ старой колдуньи заслуживает отдельного рассмотрения. Матери Викентия Викентьевича, Вере Ивановне, ее представляют как "старую старушку-ведунью (характерное для фольклорных жанров удвоение признака. - К. К.) по имени баба Катя", живущую "под Москвой в деревне Чертаново... в избушке на курьих ножках". Жилище колдуньи описывается как необжитое или же заброшенное, запущенное: "...Вера Ивановна нашла эту избушку-развалюху, по самые окна вползшую в землю...", - такие постройки народная фантазия часто представляет как обиталище нечистой силы. Собака, живущая у колдуньи, конечно же, имеет непривычный облик: "белая... с черной страшной мордой и злыми глазами". Колдунья, "старушка, маленькая, щупленькая, как дитя", человека к себе близко не подпускает, а, отказав Вере Ивановне, произносит знаменательные слова: "Иди, иди, дверь оставь открытой, пусть выветрится дух твой...". В сказках представители "нечистой силы" всегда очень болезненно реагируют на человеческий запах.

Помочь колдунье в ворожбе должен ребенок, "чистый младенец" (что можно интерпретировать или как "безгрешный", или как "не прошедший инициацию"). К ворожбе мать готовит его как покойника к похоронам: моет "тщательно с мылом с ног до головы", надевает на него "чистую белую рубашечку" (саван). В тексте подробно описывается магический обряд, в процессе которого Викентию видится образ пропавшего без вести отца. Колдунья говорит мальчику: " - Подойди к столу, налей из кувшина в тазик водицы. <...> Теперь опусти туда яичко...". Но важнее описание пути, который представляется малень-

стр. 102


кому Викентию: "...показалось ему, что оно (яйцо - К. К.) катится по темному дремучему лесу, плывет через большое озеро, на берегу которого стоит деревянная церквушка, мимо старого огромного дуба с дуплом до самого корня и снова катится через лес к каким-то домикам, вокруг которых люди в белых одеждах возят тележки, а в каждой тележке что-то лежит или сидит...".

Здесь встречаются практически все символы, характерные для описания пространства в произведениях народного творчества. Место находится где-то невообразимо далеко - "за тридевять земель" (как уже после совершения магического ритуала рассказывает Вере Ивановне баба Катя). Фигурируют естественные преграды - лес, "темный и дремучий", и озеро как преграда водная. В качестве опорных точек, организующих пространство, выступают церковь - очень старая и обветшавшая, дерево - древний дуб с "дуплом до самого корня". По аналогичным признакам в анимистических верованиях выбирают "священные" деревья.

Мотив этой дороги в повести реализуется трижды, а утроение является характерным элементом народных сказок. Первый раз - видение маленького Викентия, второй раз - вещий сон матери, помогающий ей узнать дорогу. Третий - само путешествие, описанное с использованием различных фольклорных приемов построения текста. Так, Веру Ивановну ведет "неведомая сила", она держит путь "по солнышку, куда бежал в ее сне охваченный огнем Викентий Алексеевич, туда, куда солнышко всходило". Представление о пути как об очень долгом путешествии создается с помощью перечислений: "...пешком шла, поездами ехала, попутными машинами (обратим внимание на множественное число имен существительных. - К. К.), на пароме речку переплывала и нашла наконец древний дуб с дуплом от самого корня, и церквушку нашла на берегу далекой холодной реки, и болото со змеями в дремучем лесу, и прошла много дней по этому древнему темному сырому лесу...", подобно героиням народных сказок,"...питаясь ягодами". Наконец, находит искомое.

За высоким забором спрятанные от всего мира домики - закрытый стационар, где содержатся инвалиды войны, искалеченные настолько, что им больше не находится занятий в обществе. Это место представляет собой некий искаженный образ Валгаллы, куда после смерти попадают воины-герои и где они ведут "беззаботную" жизнь. "Она увидела, что одни люди, санитары, наверно, возят на деревянных тележках других людей. Только эти люди в тележках были не люди во всем своем человеческом обличье, а туловища безрук и без ног. Мимо нее, прямо возле забора, проезжали тележки, скрипя шатающимися колесами, одна за другой или вместе, рядом, и все, кто сидел в этих тележках, что-то говорили, кто-то смеялся, кто-то даже пел. Но, Боже мой, какие же это были невообразимые страдальцы, однако вели они

стр. 103


себя так, словно им было хорошо, распрекрасно и даже очень весело. Она зажала уши, чтобы не слышать их веселого смеха: это страшно было...".

Следует отметить, что у Валгаллы, особенно в контексте более поздних и более близких к современности представлений о ней как о подобии рая в скандинавских языческих верованиях, существует и отдаленный славянский аналог - страна Ирий (Вырий), по преданию, расположенная на ветвях мирового дерева. Знаковым является то, что отец Викентия в момент, когда его находит жена, сидит на пне: символика эта, безусловно, связана с символикой мирового дерева. Отец биологически еще не мертв, хотя и утерян для мира живых, то есть и жизнь, и смерть его равно ущербны, его существование в сакральном смысле также ущербно и половинчато, поэтому образ мирового дерева фигурирует в виде пня, обрубка.

В конечном счете, одним из основных мотивов повести оказывается способ существования героев, который с определенной долей условности можно назвать пограничным. О Викентиях - отце и сыне - уже было сказано. Что касается Веры Ивановны, то ее сумасшествие в мифологическом смысле интерпретируется как двоемирие: после соприкосновения с миром "мертвых" она оказывается наделенной способностью общаться с ними и непрерывно поддерживает такое общение со своим мужем.

Элементы фольклорной поэтики - неотъемлемые составляющие поздней прозы Николая Евдокимова. Небольшой по объему повести они придают эпическую значительность.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ-ЭЛЕМЕНТЫ-В-СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ-ПУТЕШЕСТВИИ-Н-С-ЕВДОКИМОВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Вадим КазаковContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kazakoff

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. А. КОЗЫРЕВ, ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В "СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ" Н. С. ЕВДОКИМОВА // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.09.2024. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ-ЭЛЕМЕНТЫ-В-СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ-ПУТЕШЕСТВИИ-Н-С-ЕВДОКИМОВА (date of access: 06.10.2024).

Publication author(s) - К. А. КОЗЫРЕВ:

К. А. КОЗЫРЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Вадим Казаков
Smolensk, Russia
332 views rating
23.09.2024 (13 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Описывается значение слоговой согласной связки постоянства НТ в парадигме энергетической этимологии русского языка
Catalog: Филология 
3 days ago · From Валерий Василёв
Стихи, камень
Catalog: Разное 
Эту маленькую заметку я посвящаю, Экс-Заместителю Министра обороны Российской Федерации, генералу-армии Исакову Владимиру Ильичу, человеку которому несмотря на свою загруженность и неимоверную занятость, преподал мне хорошую школу жизни. Этот человек мой учитель, с неимоверными умственными, организаторскими способностями. Я горд, что он был моим непосредственным командиром и начальником, и что я проходил службу под его руководством. Юрий БОЕВ. Рассказ о работе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил России,
Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства. Для многих поколений ветеранов, офицеров, курсантов военных учебных заведений Вооруженных Сил, студенческой молодежи, этот человек является ярким примером служения Отчизне, высокого профессионализма, преданности избранному делу.
ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В МГУ
Catalog: История 
13 days ago · From Вадим Казаков
ЧТО ТАКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ?
13 days ago · From Вадим Казаков
"КАК НИ ЗОВИ, А ПОКЛОНЫ ТВОРИ...". О НАРОДНЫХ НАЗВАНИЯХ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ
13 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВО О МОЛЧАНИИ
13 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК "РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР"
Catalog: История 
13 days ago · From Вадим Казаков
КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Димитрий (Дмитрий)
Catalog: История 
13 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В "СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ" Н. С. ЕВДОКИМОВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android