Libmonster ID: RU-14739
Author(s) of the publication: В. И. Касьяненко

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о коммунизме, закономерностях и фазах его становления и развития, XXVI съезд КПСС, майский, ноябрьский (1982 г.) и июньский (1983 г.) Пленумы ЦК определили основные направления совершенствования трудовых, распределительных и нравственных отношений современного советского общества, средства и методы борьбы за их реализацию. Партия подчеркивает необходимость всемерно развивать у советских людей такие качества, как коллективизм, высокую нравственность, культуру труда и потребления, поведения и быта 1 . Труд и коммунистическая мораль определяют наше благосостояние, а в сочетании с политико-воспитательной работой - формирование атмосферы нравственного здоровья и социального оптимизма в каждом трудовом коллективе и обществе в целом.

Исторический опыт подтверждает правильность и жизненность политики партии и комплекса разработанных ею конкретных мер, направленных на укрепление трудовой морали и дисциплины, совершенствование механизма управления процессами трудовых и нравственных отношений. Поучителен в этом плане опыт, накопленный советским обществом в переходный период от капитализма к социализму. Именно тогда Коммунистическая партия и Советское правительство выработали и осуществили основные направления, принципы и методы формирования социалистической дисциплины труда, организационные и нравственные устои ее, преодолели вульгаризаторские и антигуманные взгляды на труд и нравственный облик трудящихся при социализме. На практике была доказана правильность положений марксизма-ленинизма о единстве труда и морали, их великой воспитательной роли, о необходимости систематических и эффективных усилий общества в деле воспитания трудовой морали и дисциплины.

В советской историографии хорошо разработаны вопросы истории социалистической организации, труда и трудового героизма рабочего класса, вклада В. И. Ленина в обоснование необходимости создания новых трудовых отношений, роли труда в формировании советского образа жизни 2 . Однако вопросы истории становления и укрепления тру-


1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М. 1983, с. 72-73.

2 См. основные книги: Научная организация труда двадцатых годов. Сб. док. и м-лов. Казань. 1965; Генкин Л. Б. Становление новой дисциплины труда. М. 1967; Лебедева Н. Б., Хабибулина Р. Я. Советский рабочий класс. Традиции и преемственность поколений. М. 1972; Пономарев Л. Н. Трудовые династии - носители передовых традиций рабочего класса. М. 1974; Ворожейкин И. Е. Очерк историографии рабочего класса СССР. М. 1975; его же. Летопись трудового героизма. М. 1979; Рогачевская Л. С. Социалистическое соревнование в СССР. Исторические очерки 1917-1970 гг. М. 1977; Блинов Н. М. Трудовая деятельность как осно-

стр. 3


довой морали, формирования нового нравственного облика рабочих, взаимодействия морали и трудовой дисциплины до сих пор освещаются в самом общем виде. Авторы обычно ограничиваются констатацией факта, что моральный облик рабочих изменился. Как это происходило в сфере и в процессе труда, какие трудности и противоречия при этом преодолевались? На эти вопросы либо даются самые общие ответы, либо традиционно (и до сих пор) ссылаются на преодоление пережитков капитализма 3 . Но только ли в них заключались причины трудностей в формировании новой трудовой морали?

При ответах на эти вопросы социологи пользуются преимущественно современным материалом, почти не затрагивая факты переходного периода, исследуют некоторые аспекты трудовой морали и дисциплины сугубо в теоретико- социологическом аспекте 4 . Из-за недостаточно активного изучения исторических аспектов темы, слабого сотрудничества между обществоведами история формирования морально-политического единства советского общества, утверждения трудовой морали и социалистической дисциплины в их взаимодействии еще не написана.

Обращение к этой проблеме обусловлено ее актуальностью, необходимостью постижения состояния и перспектив совершенствования трудовой морали и дисциплины во всей их сложности и противоречивости. Опыт прошлого и современность показывают, что между ними в рассматриваемой проблеме есть прямая связь и преемственность. Исторический опыт и современная социальная практика учат, что историки не могут сейчас ограничиваться общими суждениями и выводами по этим вопросам, не показывая закономерностей, движущих сил и трудностей морального и трудового развития нашего общества, не вскрывая корней


ва социалистического образа жизни. М. 1979; Васильев О. М., Богиня Д. П., Украинский В. П. Труд и социалистический образ жизни. Киев. 1981; Томчук П. В. Труд как главная сфера социалистического образа жизни. Львов. 1981; Труд как основная форма жизнедеятельности социалистического общества. Киев. 1981; Труд, право, идеология. М. 1982; Носач В. И., Котеленец Е. А. В. И. Ленин и становление социалистической дисциплины труда. М. 1982; Орлов Г. В. Воспитание социалистической дисциплины труда рабочего класса в период развитого социализма. Саратов. 1983; Труд и социальное развитие социалистического общества. Л. 1983; Тихонов Н. М. Труд на общество - труд для себя. Процесс социалистически организованного труда. Л. 1983; и др.

3 Исследователи 30-х годов чаще рассматривали процессы и итоги формирования социалистической дисциплины и трудовой морали преимущественно не с позиций реальной действительности, а в сопоставлении с коммунистическим идеалом. Такой подход не позволял видеть многих аспектов трудовой морали и дисциплины, их развития в условиях трудностей и противоречий, свойственных низшей фазе коммунистической формации. Все негативные явления в трудовых и нравственных отношениях объявлялись пережитками капитализма, хотя некоторые из них обусловливались незрелостью материальных условий и общественных (прежде всего производственных) отношений, несовершенством законодательства о труде, механизма управления и недостатками идейно-воспитательной работы.

4 Из литературы по общим вопросам морали выделяются сборники: Марксизм и этика. Госиздат Украины. 1923; В. И. Ленин о морали. М. -Л. 1926; Мораль как ее понимают коммунисты. М. 1982; см. также монографии: Строительство коммунизма и духовный мир человека. М. 1966; Ковальзон М. Я. Мировоззрение и мораль. М. 1966; Шишкин В. Ф. Так складывалась революционная мораль. М. 1967; Журавков М. Г. Социализм и мораль. Некоторые черты и особенности формирования советского общества. М. 1974; Рыбаков Н. В. Моральные отношения и их структура. М. 1974; Квасов Г. Г. Руководящая роль КПСС в нравственной жизни советского общества. В кн.: Социальная сущность, структура и функции морали. М. 1977; Мораль развитого социализма (Актуальные проблемы теории). М. 1976; Роговин В. 3. Нравственные основы социалистического образа жизни. М. 1976; Xарчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М. 1977; Мораль, общество, личность. М. 1979; Жибуль И. Я. Гуманизм советского образа жизни. Минск. 1982; Бадеева Г. В. Определяющее влияние социалистического характера труда на образ жизни. М. 1982; Стогний И. П. Труд и нравственное развитие личности. Киев. 1982; Неделя Л. И. Нравственные основы социалистического образа жизни. Минск. 1983; Трудовые и нравственные основы советской семьи. Минск. 1983; и др.

стр. 4


некоторых современных явлений. А не делая этого, трудно определить историческое место развитого социализма, современные рубежи его зрелости, "видеть наше общество в реальной динамике, со всеми его возможностями и нуждами" 5 .

Без правильного понимания указанных вопросов невозможно научное обоснование и эффективное выполнение современных задач по трудовому, нравственному и идейно-политическому воспитанию трудящихся, выдвинутых ноябрьским (1982 г.) и июньским (1983 г.) Пленумами ЦК КПСС. Обобщение опыта формирования трудовой морали и дисциплины необходимо для уяснения сути этих задач, актуальности борьбы против апологетов буржуазной идеологии и морали, против антиподов нашего образа жизни. На примере промышленности ниже рассматриваются главные направления, исторические рубежи и основные итоги борьбы рабочего класса и его коммунистического авангарда за утверждение трудовой морали и дисциплины в переходный период; преодоление партией ненаучных идей и взглядов по вопросам организации и дисциплины труда, ее нравственных устоев; методы трудового воспитания; роль в этом деле экономической и социальной политики Коммунистической партии и Советского государства.

Диалектика взаимодействия и закономерности формирования новой морали и дисциплины труда в нашей стране были обусловлены едиными политической и экономической основами, господствующей пролетарской идеологией. Общественная собственность на средства производства, единство интересов рабочего класса, трудящихся и Советского государства, советский строй и руководящая деятельность Коммунистической партии определяли трудовую деятельность и социалистическую мораль. Именно они позволяли устранить те барьеры между трудом, культурой и моралью, которые присущи капиталистическому обществу. Углубляющееся взаимодействие трудового и морального факторов, качественное изменение их экономических и воспитательных функций происходили на базе общих интересов, идеологии и политики Коммунистической партии и Советской власти. Познать закономерности этого процесса и овладеть им, создать механизм регуляции формирования новой морали, социалистической организации и дисциплины труда - это были, пожалуй, самые трудные задачи переходного периода. Отражая новые условия жизнедеятельности людей, социалистическая трудовая мораль не складывалась стихийно вслед за развитием экономики и производственных отношений. Она формировалась посредством активного идейно-политического, нравственного, правового и административного воспитания трудящихся.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, указывал В. И. Ленин, стали осуществимы просвещение, воспитание, организация самых широких трудящихся масс вокруг пролетариата, под его влиянием и руководством, избавление их от эгоизма, трудового отчуждения, стало возможным заменить дисциплину, основанную на эксплуатации и рабстве трудящихся, "новой дисциплиной объединенного труда, дисциплиной объединенных организованных рабочих и трудовых крестьян" 6 . Идейные и нравственные, трудовые и бытовые принципы жизнедеятельности рабочего класса в переходный период от капитализма к социализму в СССР утверждались в условиях мелкобуржуазной стихии, многоукладной экономики и острой классовой борьбы. Решение вопроса "кто - кого" в области социально-политических, производст-


5 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. Изд. 2-е. М. 1983 с. 245.

6 Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 385.

стр. 5


венных (в том числе трудовых) и нравственных отношений в конечном счете зависело от сознательности трудящихся масс, их объединения вокруг рабочего класса и его авангарда - ленинской партии. Все его лучшие моральные и трудовые качества впитала в себя коммунистическая мораль. Ленин призывал использовать эти качества для воспитания трудящихся в духе сознательного отношения к труду, исполнению гражданских обязанностей, норм и правил коммунистической нравственности, для переработки нравов, испорченных частной собственностью, уничтожения атмосферы вражды и раздробленности людей 7 .

Обобществленное производство и коллективный труд, постоянное улучшение материального благосостояния, политический строй в форме Советской власти, внедрение в массы социалистической культуры - все эти факторы в сочетании с социальной активностью трудящихся и целенаправленной идеологической, политико-воспитательной работой партии создавали необходимые условия для формирования коммунистической морали.

Одним из коренных объективных факторов, способствовавших формированию новой трудовой морали и дисциплины труда, явилось революционное изменение социально-классового состава населения. Октябрьская революция уничтожила сословное деление граждан, отменила сословные привилегии и ограничения 8 . Этот революционный и демократический акт подорвал основу определенных комплексов морально-классовых нравов и привилегий, паразитизма и тунеядства свергнутых классов. В ходе гражданской войны из страны эмигрировало около 1,5-2 млн. человек 9 (преимущественно обанкротившиеся идеологи и политические деятели буржуазии, помещики и капиталисты, купцы, чиновники, генералы и проч.). В результате советское общество в значительной мере освободилось от носителей чуждой морали, привычек старого мира. "После свержения царей, помещиков и капиталистов впервые только очищается поле для настоящей стройки социализма, для выработки новой общественной связи, новой дисциплины общего труда, нового всемирно- исторического уклада всего народного... хозяйства" 10 .

По примеру Союза коммунистов и "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса партия и Советская власть открыто провозгласили моральные принципы своей политики, революционно-преобразующей деятельности и нравственные основы нового, трудового образа жизни. Конституцией РСФСР 1918 г., Программой РКП (б), утвержденной в марте 1919 г. VIII съездом партии, ленинскими декретами были законодательно закреплены принципы и нормы коммунистической морали. Уничтожение эксплуатации и деления общества на классы, антагонизма между нациями и народами, провозглашение права на труд, принципа "кто не работает - тот не ест", установление всеобщей трудовой повинности, нетерпимость ко всякого рода тунеядству и паразитизму, активное проявление классовой солидарности, готовность к защите Родины 11 - все это становилось практически выражением пролетарской морали и нормами советского общежития. Новое общество не только открыто провозглашало свое трудовое и моральное кредо, но


7 См. там же. Т. 41, с. 107.

8 Декреты Советской власти. Т. 1. М. 1957, с. 71-72.

9 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 44, с. 39.

10 Там же. Т. 41, с. 107.

11 См. КПСС в резолюциях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Изд. 8-е. Т. 2, с. 42-50. Первым "Кодексом законов о труде" (декабрь 1918 г.) провозглашалось право на труд по специальности, устанавливалась трудовая повинность; размеры вознаграждения должны были обеспечивать прожиточный минимум; каждый работник обязывался выполнять нормы выработки; рабочий день устанавливался 8 час. (СУ, 1918, N 87/88, ст. 95). В ноябре 1919 г. в целях укрепления трудовой дисциплины и воздействия общественного мнения на нарушителей порядка и дисциплины были введены товарищеские суды (СУ, 1919, N 56, ст. 537).

стр. 6


указывало практические пути и средства формирования трудовых и нравственных основ своей жизнедеятельности.

Организация учета и контроля, сознательная трудовая дисциплина, участие в борьбе за подъем производительности труда, бережливость и экономию - именно это все становилось критериями нравственной ценности работников социалистического производства. Преодоление старых взглядов на труд и дисциплину имело огромное значение для формирования морального облика советского рабочего класса. Оценивая в морально-психологическом смысле значение "великого почина", Ленин писал, что это победа "над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину" 12 . Одновременно с обобществлением и концентрацией производства, кооперированием населения, расширением подлинной демократии решались культурные и воспитательные задачи. Социалистический способ производства, говорилось во второй Программе партии, может быть упрочен лишь на основе товарищеской дисциплины трудящихся, их максимальной самодеятельности, сознания ответственности и строжайшего взаимного контроля над продуктивностью труда. Вместе с тем Программа напоминала, что уровень благосостояния масс зависит исключительно от дисциплинированности их собственного труда 13 .

С самого начала формирование социалистической организации и дисциплины труда, воспитания новой трудовой морали было сознательно управляемым и направляемым процессом. Сказывалась при этом отсутствие исторического опыта в создании новых трудовых и нравственных отношений. Нелегко через противоречия и трудности экономического, социального, культурного и нравственно- психологического характера шел этот процесс в условиях переходного периода. Способность преодолеть силу "привычки и косности", воспитать сознательную дисциплину не приходит сама собой, учил Ленин, а вырастает исторически из материальных условий десятилетиями. Вначале этой способностью обладал только пролетариат, который призван повести за собой остальные трудящиеся массы 14 . "Мы не должны забывать,- говорил Ленин,- что впервые подошли к такому предварительному пункту истории, когда новая дисциплина, дисциплина трудовая, дисциплина товарищеской связи, дисциплина советская вырабатывается на самом деле миллионами трудящихся и эксплуатируемых. На быстрые успехи в этом мы не претендуем, не рассчитываем. Мы знаем, что это дело займет целую историческую эпоху" 15 .

Осуществлять эту миссию диктатуре пролетариата и ленинской партии приходилось в обстановке ожесточенной классовой борьбы, преодолевая мелкобуржуазную мораль и психологию, старые и привычные уклады жизни, традиции, стереотипы поведения, взгляды на труд, общественную собственность, коллектив, в нелегкой борьбе с проповедуемыми религией идеями о смысле и целях жизни и т. д. Вопросы морали, труда, культуры оставались полем классовой борьбы, они пронизывали все сферы жизни молодого советского общества. Неизмеримо возрастало в этих условиях значение культурной революции, осознания единства задачи просвещения, нравственного и трудового воспитания трудящихся. В статье "О "пролетарской культуре" и "Пролеткульте", просмотренной Лениным, Я. Яковлев справедливо писал: "В моральном отношении значительные массы поднялись по сравнению с буржуазией в огромной


12 Ленин В. И. ПСС. Т. 39, с. 5.

13 КПСС в резолюциях. Т. 2, с. 51, 52.

14 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 39, с. 13-15; т. 40, с. 305, 316.

15 Там же. Т. 36, с. 385.

стр. 7


мере. Но на "морали" вперед к социализму не двинешься, если вшив и управлять не умеешь" 16 .

Положение усугубляли общие "левацкие" устремления и ненаучные взгляды на сущность, принципы, методы организации новых форм труда, трудовой морали и дисциплины, полное игнорирование морально-психологических факторов трудовой деятельности людей при социализме. Вскоре после революции "левые" коммунисты, например, заявляли, что введение трудовой дисциплины - шаг назад и угроза революции. "Введение трудовой дисциплины,- предупреждала газета "Левый коммунист",- в связи с восстановлением руководительства капиталистов в производстве, не может существенно увеличить производительность труда, но оно понизит классовую самодеятельность, активность и организованность пролетариата. Оно грозит закрепощением рабочего класса" 17 . Это было не только клеветой на политику партии. "Левые" не понимали всей сложности и трудности дела организации труда и воспитания новой дисциплины. Ленин квалифицировал их выступления как проявление деклассированной мелкобуржуазности. Главная трудность для социализма состояла в обеспечении трудовой дисциплины и самодисциплины, а на это необходимы десятилетия. "Когда от нас ждут и когда рабочим и крестьянам внушают,- говорил Ленин,- что мы можем в короткий срок переделать организацию труда, то это теоретически сплошной вздор. И не только вздор, но и величайший вред". Он с тревогой говорил о том, что в поисках новых форм привлечения к труду и подчинения трудовой дисциплине "сплошь и рядом делаются грубейшие ошибки" 18 .

Причины такого рода явлений были далеко не одинаковы. Известно, что триумфальное шествие Советской власти, успехи на фронтах гражданской войны, революционный энтузиазм в годы "военного коммунизма" породили своеобразную нравственно-политическую атмосферу, "левацкие" устремления "одним порывом" решить производственные и воспитательные проблемы. У таких революционеров ненависть к эксплуататорам, их идеологии и морали, нетерпимость к тунеядцам, ворам и мещанству сочетались с полной самоотдачей делу построения нового общества, с уверенностью в быстрой победе дела пролетариата и упрощенным пониманием путей и методов формирования новых трудовых и нравственных отношений. В период "военного коммунизма", отмечал М. С. Ольминский, многим казалось, что "теперь для нас нет ничего невозможного: что захотим, то "моментально" и сделаем" 19 . Военно-коммунистическая идеология, мораль и психология были порождением той обстановки, когда "казалось, что так блестяще удалось на военном фронте, удастся и в народном просвещении, и в народном хозяйстве,- вспоминал М. Н. Покровский.- ...Нас пьянила в известной степени эта быстрота. Дело пошло таким темпом, что нам казалось, что мы от коммунизма... очень близки" 20 .

На X съезде РКП (б), обосновывая необходимость перехода к нэпу, Ленин с теплотой говорил о подобного рода фантазерах 21 . Вместе с тем он призывал к реальной оценке внутренней и международной обстановки, предупреждал против поспешности, забегания вперед, когда для введения принципов коммунизма не было еще материальных, культурных сил или нравственно-психологических предпосылок. Он осуждал людей "с "левой" фразой взамен головы" 22 .


16 Правда, 25.Х. 1922; см. также В. И. Ленин о литературе и искусстве. Изд. 3-е. М. 1967, с. 603.

17 Цит. по: В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, с. 260-261.

18 Там же. Т. 40, с. 305, 306.

19 См. Красная новь, 1921, N 1, с. 251.

20 Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. М. 1924, с. 8.

21 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 43, с. 60.

22 Там же. Т. 51, с. 24.

стр. 8


Ленин много раз предупреждал против объявления тех или иных достижений "коммунистическими" без глубокого и трезвого анализа реальной действительности. В брошюре "Великий почин" (июль 1919 г.) он предлагал "изгнать из ходячего употребления" слово "коммуна" и признать это наименование лишь за действительно коммунистическими коллективами 23 . Почти четыре года спустя в статье "Лучше меньше, да лучше" Ленин вновь призывал не торопиться, учитывать опыт развития культуры. "Надо вовремя взяться за ум,- писал Ленин.- Надо проникнуться спасительным недоверием к скоропалительно быстрому движению вперед, ко всякому хвастовству и т. д. Надо задуматься над проверкой тех шагов вперед, которые мы ежечасно провозглашаем, ежеминутно делаем и потом ежесекундно доказываем их непрочность, несолидность и непонятость" 24 . Эти ленинские предупреждения сыграли важнейшую роль в достижении исторических побед в социально-экономическом, политическом и нравственном развитии советского общества в переходный период.

Откровенно волюнтаристские методы управления экономической жизнью общества переходного периода проповедовал Н. Бухарин. "Пролетарское принуждение,- писал он в книге "Экономика переходного периода" (М. 1920),- начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи". Ознакомившись в мае 1920 г. с этой книгой, Ленин решительно осудил проповедь насилия и волюнтаризма 25 . В рецензиях на ту же книгу М. С. Ольминский и А. И. Елизарова-Ульянова показали научную несостоятельность и вредность суждений Бухарина, явную ревизию марксизма 26 . Игнорирование объективных закономерностей переходного периода с восхвалением "пролетарского принуждения" наносило вред поискам новых форм и методов экономического строительства, делу трудового воспитания и утверждения новой дисциплины труда.

Ленинская критика "лево-коммунистических" идей и устремлений была весьма поучительна для партии, ее будущей деятельности: не забегать вперед, учитывать материальные условия и степень зрелости общественных отношений, интересы масс и реальные возможности. Именно потому, что в условиях строящегося социализма роль субъективного фактора неизмеримо возросла, оставалось в силе требование марксизма: всегда "строго различать две вещи: насколько масса была " заинтересована в тех или иных целях и насколько эти цели " вызывали энтузиазм " массы". " Идея, - учили Маркс и Энгельс,- неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от " интереса " 27 . Учет этой диалектики идеи и интереса особенно важен в сфере трудовых и нравственных отношений. И партия стремилась учитывать это в своей политике, организационной и идейно- воспитательной работе. С момента своего рождения новая трудовая мораль развивалась в тесном единстве с процессами утверждения идейных и политических принципов социализма.

Ничего общего с марксизмом и ленинскими представлениями о социалистической организации труда и дисциплины не имели суждения и рекомендации Троцкого. Согласно своей концепции "человек - ленивое животное, требующее постоянного подстегивания", Троцкий основными методами организации труда и дисциплины считал насилие и приказы,


23 Там же. Т.39, с. 26.

24 Там же. Т. 45, с. 390.

25 Ленинский сборник XI, с. 345-403; История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 4, кн. 1. М. 1970, с. 44.

26 Красная новь, 1921, N 1; Народное хозяйство, 1921, N 8-9, с. 228.

27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, с. 89.

стр. 9


игнорируя вопросы терпеливого и долгого воспитания масс 28 . Принцип всеобщей обязательности трудиться Троцкий истолковывал как труд принудительный. Он проповедовал антимарксистские взгляды на сложнейшие сферы общественной жизни, на процессы становления ее коллективистских, трудовых и нравственных устоев. В своей сущности и конкретных проявлениях подобные взгляды были антигуманными, ибо они противоречили коммунистической морали. Ленин осудил подход Троцкого к вопросам "производственного воспитания", дискуссия по которым лишь отвлекала "внимание и силы партии от деловой "производственной" работы на пустые, бессодержательные словопрения" 29 .

Отражением идейной борьбы явилась также обоснованная критика взглядов и требований "рабочей оппозиции", лидеры которой (А. Г. Шляпников, А. М. Коллонтай) неправильно понимали роль Коммунистической партии в отношении беспартийных рабочих масс, а также роль рабочего класса в отношении всех трудящихся, уклонялись от коммунизма в сторону синдикализма и анархизма. Принижение руководящей роли Коммунистической партии, игнорирование накопленного Советской властью опыта по организации новых форм производства и труда, требование особых условий жизни для рабочих, полное пренебрежение к чаяниям и нуждам непролетарских масс - все это не имело ничего общего с марксизмом. По ряду вопросов лидеры "рабочей оппозиции" занимали антигуманную и аморальную позицию. "Взгляды "рабочей оппозиции" и подобных ей элементов,- констатировал X съезд РКП (б),- не только теоретически неверны, но и практически служат выражением мелкобуржуазных и анархических шатаний, практически ослабляют выдержанную руководящую линию Коммунистической партии и на деле помогают классовым врагам пролетарской революции" 30 .

В 20-х годах расхожей была также теория стихийного (вслед за экономикой) развития нового "морального сознания". Призывая к теоретическому обоснованию новых нравственных отношений, сторонники этой теории все внимание сосредоточивали на бытовых проблемах, игнорируя вопросы трудовых отношений, дисциплины и моральных аспектов трудовой деятельности рабочих 31 .

Всех оппозиционеров объединяли вульгарно-упрощенческие представления о путях и методах организации труда в новых условиях, нравственный нигилизм, игнорирование роли объективных экономических и социальных условий. Вместо воспитания сознательной дисциплины - принуждение, вместо материального стимулирования - уравнительность. Если, например, троцкисты объявляли "старым хламом" экономические стимулы, то лидеры "рабочей оппозиции" оплату по труду (его количеству и качеству) считали "капиталистической системой" 32 . В литературе до сих пор делается упор лишь на политические и идеологические аспекты взглядов и платформ антиленинских течений и оппозиций. Социальный же смысл их обычно не рассматривается. Между тем он состоял в том, что их концепции отражали интересы мелкой буржуазии, экстремистские устремления элементов, воззрения которых на труд, организованность и дисциплину были далеки от идеологии и морали марксизма, понимания исторической миссии пролетариата.

Формирование новой трудовой морали и дисциплины как составных частей общественного сознания происходило не столь быстро, как пре-


28 Подробнее об этом см.: Борьба В. И. Ленина против мелкобуржуазности и авантюризма. М. 1966, с. 231-238.

29 Ленин В. И. ПСС. Т. 42, с. 285-286.

30 КПСС в резолюциях. Т. 2, с. 223-224.

31 См., напр., предисловие Я. С. Розанова к сборнику "Марксизм и этика" (изд. 2-е. Госиздат Украины. 1925, с. 5-10).

32 Дискуссия о профсоюзах. Материалы и документы. 1920-1921 гг. М. 1927, с. 26; Коллонтай А. Рабочая оппозиция. М. 1921, с. 13.

стр. 10


образования в области политической или экономической. В ходе этого процесса партия и Советская власть стремились учитывать все объективные и субъективные факторы общественного развития, сложную диалектику их взаимодействия, объективные противоречия и трудности. Исторически объясняя психологию отчуждения людей от труда и производства, партия ставила перед пролетариатом благородную цель - путем создания необходимых материальных условий, организации и воспитания масс выработать сознательную дисциплину и трудовую мораль, соответствующие принципам научного социализма. Организация и воспитание, много раз повторял Ленин,- главные методы воспитания новой трудовой дисциплины и самодисциплины; принуждение - только к лодырям, тунеядцам, прогульщикам и рвачам. В коммунистических субботниках партия увидела ростки нового отношения к труду, проявление классового характера и воспитательной миссии диктатуры пролетариата 33 .

Уже в начале переходного периода было очевидно, что мораль проявляется в сфере трудовой деятельности через нравственно-психологические качества работников. Умение сочетать в труде общественное и личное, материальные и моральные стимулы, высокая дисциплинированность и творческое отношение к своим обязанностям, готовность к сотрудничеству, взаимовыручке, товарищеское отношение к другим участникам производства, разумное использование материального вознаграждения, отношение к общим трудовым достижениям коллектива - все это зависит не только от характера общественных отношений, но и от каждого работника. Эффективность его трудовой деятельности определяется не только его профессиональным мастерством, но и уровнем его морали, стилем нравственного поведения, наличием здоровой морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе.

Опыт первых лет социалистического строительства подтверждал ленинские идеи о важности учета и контроля, вовлечения масс в борьбу с проявлениями безнравственности и нарушениями законов. "Последышами" старого быта называл Ленин взяточников, расхитителей социалистической собственности, разлагающе влиявших на моральную атмосферу и трудовую дисциплину рабочих. "Все усилия честных рабочих и крестьян,- писал он в "Ответе на запрос крестьянина",- направляются на то, чтобы очистить Россию от таких "последышей" помещичьего и капиталистического быта... Советская власть не мало расстреляла уже таких должностных лиц, которые попадались, например, во взяточничестве, и борьба против подобных негодяев будет доведена до конца" 34 .

Сложным оказалось дело нравственного воспитания хозяйственников в условиях нэпа. Сказывались отсутствие опыта и деляческая среда, которая первое время засасывала политически незрелых и морально неустойчивых работников. "Взятка и бесхозяйственность,- писал в 1927 г. Д. И. Курский,- вот те язвы, которые приходилось особенно энергично излечивать в первые годы нэпа" 35 . Взятки, хищения, растраты были предметом рассмотрения многочисленных судебных процессов. Особенно много правонарушений совершалось в системе кооперации.

Помимо политического вреда, нарушители законности и норм новой морали наносили советскому обществу большой нравственный ущерб, развивая у неустойчивых людей частнособственнические, мещанско-эгоистические настроения, неуважительное отношение к коммунистическим принципам и нормам этики. Учитывая злободневность этих задач, XV


33 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 39, с. 26, 28.

34 Ленин В. И. ПСС. Т. 37, с. 480.

35 Курский Д. И. Предисловие к книге И. С. Кондурушкина "Частный капитал перед советским судом". М. -Л. 1927, с. XII.

стр. 11


съезд ВКП(б) требовал, чтобы "члены партии, на каких бы постах они ни находились - от места у станка до высших руководящих страной органов,- должны служить образцом трудового героизма, трудовой дисциплины, напряженной, четкой и рационально поставленной работы" 36 . Абсолютное большинство коммунистов добросовестно выполняло требования Устава партии и директивы партийных съездов.

На рубеже 20-30-х годов произошел заметный перелом в отношении рабочих к труду и дисциплине. Ударные бригады, создающиеся на предприятиях и в учреждениях, отмечал ЦК ВКП(б), являются продолжателями традиций коммунистических субботников. Производственные смотры, переклички, конкурсы и т. д. в связи с растущим размахом работы производственных совещаний и конференций приобретают огромное значение для всего дела строительства социализма. Растет новый тип социалистического рабочего 37 . Соревнование и ударничество превратились в этих условиях в основные методы борьбы за повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины и воспитание масс в духе новой трудовой морали. Если в 1920 г. в промышленности число прогулов составило 23,6, а число рабочих дней - 228,3, то в 1928 г. (соответственно)-5,7 и 263,0, а в 1935 г. (соответственно) - 0,8 и 266,2 дня. За прогулы в 1934 г. было уволено 22,3% рабочих, в 1935 - 18,1 % (к среднесписочному составу) 38 .

На политические и морально-психологические изменения в советском обществе оказывало решающее влияние качественное улучшение состава рабочего класса. В 20-х годах не каждый работающий на заводе или фабрике мог считаться рабочим по своим идейно-нравственным позициям. "У нас,- говорил Ленин,- со времен войны на фабрики и на заводы пошли люди вовсе не пролетарские, а пошли с тем, чтобы спрятаться от войны, а разве у нас сейчас общественные и экономические условия таковы, что на фабрики и заводы идут настоящие пролетарии?" 39 . В 1922-1925 гг. в промышленности новые рабочие составляли 20,3%. Это были выходцы в основном из крестьян и мещан. Они были пропитаны мелкобуржуазными интересами и мещанской психологией; даже дети рабочих нередко находились под влиянием "воинствующей улицы" 40 . Определяя задачи профсоюзов в деле укрепления трудовой дисциплины, XV конференция ВКП (б) призывала к решительной борьбе с анархическими поступками некоторых групп рабочих, допускавших "разнузданное отношение" к производству и трудовой дисциплине, к соблюдению Кодекса законов о труде, колдоговоров и правил внутреннего распорядка 41 .

Восстановление народного хозяйства и улучшение материального положения способствовали консолидации рабочего класса. В улучшении его качественного состава немалую роль сыграли школы ФЗУ, подготовившие только за первую и вторую пятилетки 1850 тыс. квалифицированных рабочих 42 . На формирование трудовой морали и дисциплины огромное влияние оказали движение ударных бригад и соревнование, кампания по усилению критики и самокритики. Их участники стремились поднять производительность труда и качество продукции, укрепить дисциплину труда, боролись с лодырями, прогульщиками и летунами,


36 КПСС в резолюциях. Т. 4, с. 49.

37 Там же, с. 252.

38 Труд в СССР. Стат. справочник. М. 1936, с. 95, 96.

39 Ленин В. И. ПСС. Т. 45, с. 106. Подробнее по этому вопросу см.: Матюгин А. А. Понятие "рабочий класс" в трудах В. И. Ленина. В кн.: Рабочий класс Страны Советов. Материалы Всесоюзной научной конференции "XXV съезд КПСС о ведущей роли советского рабочего класса в социалистическом и коммунистическом строительстве". Минск. 1980.

40 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 264-267, 395-398.

41 Там же. Т. 3, с. 386-387.

42 Труд в СССР. 1926-1930 гг. Справочник. М. 1930, с. XII.

стр. 12


шефствовали над молодыми рабочими. Они оказывали благотворное воздействие и на новое пополнение рабочего класса.

Неудовлетворенность достигнутыми успехами в подъеме производительности труда, укреплении государственной и трудовой дисциплины вызывали серьезную тревогу у партии, ибо от этого зависела реализация планов экономического и социального развития, в том числе задач повышения благосостояния трудящихся. В письме "О поднятии трудовой дисциплины" (21 февраля 1929 г.) ЦК ВКП(б) призывал мобилизовать широкие рабочие массы на борьбу за подъем производительности труда, укрепление трудовой дисциплины, ликвидацию прогулов, небрежного отношения к оборудованию, "обратив при этом особое внимание на создание такой моральной обстановки на предприятии, при которой прогульщики и нарушители трудовой дисциплины чувствовали бы себя морально осужденными и изолированными в своей товарищеской среде" 43 . ЦК указывал также, что администрация предприятий слабо использует права, предоставленные законом и правилами внутреннего распорядка, в целях повышения трудовой дисциплины.

Историческим завоеванием Советской власти явилась ликвидация безработицы (1930 г.) и обеспечение полной занятости трудоспособного населения. Это сыграло существенную роль в развитии рабочего класса, в становлении его морального облика и нравственно-психологической атмосферы в трудовых коллективах и рабочих семьях. Уверенность в будущем и удовлетворение социальными переменами способствовали дальнейшему перевороту во взглядах на труд, усиливали творческие стимулы и дисциплинированность. О прямой и принципиальной противоположности положения рабочего класса в СССР и капиталистических странах напомнил ЦИК СССР в январе 1931 года. "Там к труду, изматывающему работника своей продолжительностью, понуждает страх перед нищетой и голодной смертью,- указывал он.- Здесь труд - дело чести, дело героического соревнования пролетарских масс в строительстве социализма, дело рабочего класса - хозяина всех средств производства" 44 .

На протяжении всего переходного периода на базе социалистических производственных отношений, улучшения материальных и культурных условий жизни, при активной поддержке Коммунистической партии и Советского государства происходил подъем творческой активности трудящихся. Он породил множество форм и методов борьбы за укрепление трудовой дисциплины и рабочей морали. Многие из них (субботники и соревнование, соцобязательства и встречные планы, наставничество и шефство, производственные совещания и коллективные договоры, товарищеские суды и др.) остались на вооружении рабочего класса в борьбе за совершенствование социально-экономических, трудовых и нравственных отношений на последующих этапах упрочения и развития социализма. Другие оказались жизненными лишь в конкретных условиях (например, черные доски, музеи брака, самозакрепление рабочих на предприятиях, лига "Время-НОТ", общественные буксиры, бойкот лодырей и прогульщиков, непрерывка, бытовые и производственные коммуны, "единые расчетные книжки зарплаты" и т. д.). Неодинакова была их организаторская и воспитательная эффективность и продолжительность действия. По-разному они служили интересам утверждения новых форм труда, трудовой дисциплины, интересам борьбы с потерями рабочего времени и текучести кадров. Но в целом они способствовали воспитанию новой трудовой морали, созданию особой нравственно-психологической атмосферы, в основе которой лежали социальный оптимизм,


43 КПСС в резолюциях. Т. 4, с. 172.

44 См. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам Т. 2. М. 1967, с. 250.

стр. 13


коллективный труд и товарищеское сотрудничество, нетерпимость к нарушениям трудовой дисциплины и антиподам коммунистической морали.

Известную работу по организации и совершенствованию социалистического труда, порядка и быта на предприятиях проделали многочисленные центральные и местные комиссии, действовавшие в конце 20-х годов при Президиуме ЦИК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР, НК РКИ, Наркомтруде СССР, ВЦСПС и других учреждениях. Вся работа по формированию трудовой морали и укреплению дисциплины проводилась в тесной связи с общей борьбой за выполнение годовых и пятилетних планов, программ рационализации и технической реконструкции производства. Они были предметом обсуждения на всесоюзных и местных совещаниях ударников, передовиков производства, отраслевых конференций промышленности по пересмотру норм выработки, конференций и слетов рационализаторов и изобретателей, постоянно действующих производственных совещаний, молодежных и женских собраний.

Социалистическая собственность на средства производства, ликвидация эксплуатации и отчуждения труда, утверждение его в качестве основной сферы жизнедеятельности людей, проявление его новой социальной и морально- психологической сущности, равенство всех видов труда - все это способствовало формированию новой трудовой морали, повышало роль труда как важнейшего средства воспитания личности социалистического типа, утверждению коллективистских устоев советского Образа жизни.

Объективные факторы в сочетании с целенаправленной идейно-политической работой партийных, профсоюзных и комсомольских организаций благоприятствовали нарастанию трудовой активности рабочих и сельских тружеников. В 1932 г. ударничеством и соревнованием было охвачено 3 / 4 всех рабочих СССР, а 1 / 4 их участвовала в хозрасчетных бригадах 45 . Трудолюбие и коллективизм, чувство товарищества и гражданского трудового долга, бережливость, нетерпимость к нарушениям норм и правил социалистического общежития и другие нравственные качества закреплялись прежде всего в процессе трудовой деятельности. Уже тогда выявилась особая роль производственных коллективов - основных ячеек советского общества. Единство целей коллективного труда и морально- политического воспитания порождало у людей чувства долга и дисциплины, осознанное понимание необходимости лучшей организованности, дисциплинированности и целеустремленности в достижении общих, коллективных и индивидуальных интересов.

Возникновение и бурное развитие стахановского движения - высшей формы соревнования в переходный период - явилось ярким подтверждением правильности политики партии и государства, демонстрацией преимуществ социалистических производственных отношений и высоких моральных качеств советского рабочего класса. Обобществление производства и труда, индустриализация страны, ликвидация эксплуатации и остатков эксплуататорских классов в соединении "с превращением труда в дело чести, славы, доблести и геройства, с коренным улучшением материального положения рабочих, с ростом их политической сознательности и активности,- отмечал ЦК. ВКП(б) в декабре 1935 г.,- привели к бурному развитию в нашей стране стахановского движения" 46 . Для многих десятков и сотен тысяч рабочих и колхозников труд стал почетным и государственным делом. На 1 января 1938 г. насчитывалось 1593,1 тыс. стахановцев 47 . "Это, очевидно, колоссаль-


45 Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Изд. 2-е. М. 1934, с. 171.

46 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 232.

47 История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 4, кн. 2, с. 382.

стр. 14


ное пробуждение человеческого сознания в области труда,- писал Ромен Роллан.- Оно возможно только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином" 48 . XVIII съезд партии высоко оценил значение стахановского движения для утверждения "социалистически-сознательного труда" и создания предпосылки для коренного укрепления трудовой дисциплины во всех предприятиях и учреждениях 49 . Своим примером, высокопроизводительным трудом, действенным проявлением гражданского долга и активной жизненной позиции стахановцы, передовики производства, инициаторы новых трудовых починов увлекали массы, воздействовали на отсталых рабочих и тружеников села, оказывали благотворное влияние на общую нравственно- трудовую атмосферу в коллективах, во всем обществе. Своим участием в управлении и рационализации производства они выполняли важные функции организаторов и воспитателей трудящихся в сфере трудовой жизнедеятельности. Удовлетворенность трудом (вместо его отчуждения при капитализме), коллективная радость и гордость за общие трудовые успехи, освобождение от мелкобуржуазных нравов, привычек и психологии, утверждение новых, советских трудовых традиций - этими нравственными характеристиками отличались стахановцы, ударники, рационализаторы и многие участники соревнования. Их трудовая мораль и дисциплина убедительно свидетельствовали о происшедшем глубоком перевороте в духовной жизни людей.

Самоотверженным трудом советского народа в СССР было построено социалистическое общество. К концу второй пятилетки переходный период закончился полной победой социализма. Трудовая мораль и социалистическая дисциплина утвердились в основной массе трудящихся. Общими их усилиями под руководством ленинской партии была преодолена огромная сила исторической инерции в сфере труда, морали и быта. В СССР коренным образом изменилась социально-классовая структура общества: рабочие и служащие в 1937 г. составили 45,7%, то есть почти половину населения; колхозное крестьянство, сформировавшееся в новый, социалистический класс - 48,8%, крестьяне- единоличники и некооперированные кустари - 5,5% 50 . Практически исчезли кулаки, крупные торговцы, буржуазия. Резко уменьшился удельный вес нетрудовых элементов (спекулянтов, духовенства, деклассированных).

Преобразования в социально-классовом составе населения и неуклонный рост его грамотности сопровождались распространением в массах марксистско-ленинской идеологии и морали, новых идеалов и нравственных устремлений. Глубокие изменения происходили в моральном облике, культуре, общественном мнении, в жизненных интересах классов, социальных групп, личности. Все это имело огромное значение для формирования новой трудовой морали, дисциплины и достижения морально-политического единства советского общества. Итоги борьбы советского народа за их утверждение получили свое воплощение в Конституции СССР 1936 года. В ее ст. 12 говорилось, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "кто не работает - тот не ест", а организация жизнедеятельности общества осуществляется согласно правилу "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

Как показывал опыт переходного периода, принципы и нормы социалистической трудовой морали - это не свод застывших и неизменных правил или догм. Они развиваются, обогащаются в каждой конкретно-исторической обстановке, вместе с производством и его участниками. Принципы и нормы социалистической трудовой морали станови-


48 Правда, 28.XI.1935.

49 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 337.

50 Народное хозяйство СССР в 1961 году. Стат. ежегодник. М. 1962, с. 27.

стр. 15


лись действенными лишь тогда, когда они воплощались на практике, делались привычками и правилами поведения масс, постоянно поддерживаемыми общественным мнением, законодательными актами, целенаправленной агитацией и пропагандой. Партия всегда стремилась учитывать два аспекта в нравственных отношениях. С одной стороны, возрастающую роль материального и морального факторов при оценке трудовой деятельности людей; с другой - расширение нравственно осознанных действий человека, его удовлетворенность трудом. На формирование моральных стимулов к труду и чувства ответственности перед обществом направлялись социальная политика Советского государства, соревнование, новые, коллективные формы труда.

Опыт переходного периода показал также, что без наличия соответствующих условий, без достижения необходимого уровня благосостояния и культуры невозможно превращение новой морали в действенный элемент регуляции трудовой деятельности миллионных масс.

К концу переходного периода, когда социалистический способ производства стал в СССР единственным, он располагал мощной материально-технической базой. Более 80% всей промышленной продукции в 1937 г. было получено с новых и полностью реконструированных предприятий 51 . Поднялся уровень организации, электрификации и механизации труда. Улучшились условия труда и технического творчества. Совершенствовалась система заработной платы. Середина 30-х годов стала переломным рубежом в формировании трудовой морали и дисциплины, в подъеме производственной и социально-политической активности рабочих.

В этих условиях особую значимость приобретали вопросы сокращения до минимума числа прогулов. Наряду с улучшением жилищных и социально-бытовых условий повсюду активизировались политико-воспитательная работа в коллективах, соревнование, товарищеские суды. Известную роль в этом деле сыграло постановление ЦИК и СНК СССР "Об увольнении за прогулы без уважительных причин" 52 . В результате принятых мер произошло заметное сокращение числа прогулов, а потери от них в 1936 г. по сравнению с 1932 г. уменьшились в 12 раз 53 . Как никогда прежде, во второй пятилетке раскрылась преобразующая сила социалистического труда, свободного от эксплуатации и дисциплины голода. И хотя около 54% всего пополнения рабочих и служащих


51 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 336.

52 СЗ, 1932, N 78, стр. 475.

53 См. Турецкий Ш. Я. Себестоимость и вопросы ценообразования. М. -Л. 1940, с. 88.

54 История социалистической экономики СССР. Т. 4. М. 1978, с. 73.

стр. 16


оборонную мощь СССР. Государство поощряло их морально и материально. Вместе с тем новые условия и задачи коммунистического воспитания предъявляли повышенные требования к профессиональным и нравственным качествам работников всех отраслей народного хозяйства. Все более нетерпимыми становились недостатки в организации производства и труда, нарушения дисциплины и норм новой морали. Партия, выражая общественное мнение, не могла примириться с тем, что лодыри, прогульщики, летуны и рвачи своей недобросовестной работой наносят большой ущерб народному хозяйству и нравственным устоям советского общежития. "Недобросовестные работники, мало трудясь,- отмечали СНК СССР, ЦК ВКЩб) и ВЦСПС в декабре 1938 г., - могут жить за счет государства, за счет народа, что вызывает справедливые протесты со стороны большинства рабочих и служащих" 55 . В целях упорядочения учета рабочих и служащих в СССР в декабре 1938 г. были введены трудовые книжки и начала осуществляться система мер по дальнейшему укреплению трудовой дисциплины 56 .

Процессы утверждения новых форм и принципов организации социалистического труда, трудовой морали и дисциплины в условиях переходного периода были весьма сложными, противоречивыми, порою мучительными, ибо протекали в условиях становления социалистического способа производства и новых общественных отношений, в обстановке острой классовой борьбы. Господствующей и усиливающейся тенденцией было то, что по мере размаха экономических, социально-политических и культурных преобразований расширялись объективные основы для внедрения среди населения принципов и норм новой морали и дисциплины, для достижения морально-политического единства советского народа и вытеснения старых устоев, обычаев и пережитков.

Морально-политическое единство советского общества формировалось всем укладом новой жизни, социалистическим способом производства, целенаправленной идейно-воспитательной работой партии, государственно- правовым воздействием на все слои населения. В основе его лежала коммунистическая идеология, его цементировали союз рабочего класса и колхозного крестьянства, руководящая роль Коммунистической партии, дружба и сотрудничество народов СССР, целеустремленность в будущее. Победа социализма свидетельствовала об утверждении среди абсолютного большинства населения СССР социалистической морали и о безраздельной поддержке народом политики партии. Успешное выполнение экономических и политических задач переходного периода было бы невозможным без трудовой и социально-политической активности трудящихся. Как никогда прежде, в эти годы проявились могучие возможности свободного труда, мобилизующая сила марксистско-ленинской идеологии и морали, революционных и трудовых традиций. Морально- политические итоги переходного периода показали, что диктатура пролетариата и руководящая деятельность Коммунистической партии обеспечили невиданное в истории социальное творчество масс и моральное обновление общества. Только благодаря им в короткий срок формируется единство политики, морали и культуры, союз физического и умственного труда, обеспечивается нравственное и культурное богатство духовной жизни социалистического общества. Эти итоги камня на камне не оставили от троцкистских, анархо-синдикалистских, "лево"- коммунистических теорий труда, морали и дисциплины. Ленинская же концепция доказала свою жизненность, научность и перспективность.


55 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 326.

56 См. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. М. 1967, с. 662-665.

стр. 17


Прошло почти полвека с тех пор, как в СССР завершился переходный период от капитализма к социализму. Исторический опыт и современная практика полностью подтверждают ленинские предсказания о сложности и трудности решения проблем переделки морали, психологии и привычек старого общества, внедрения новой организации труда и дисциплины. Ленин предупреждал, что выработка новой, товарищеской дисциплины "займет целую историческую эпоху", что сознательные рабочие и крестьяне "не по указке сверху, а по указанию своего жизненного опыта" создают дисциплину объединенного труда. "Эта задача гигантской трудности" 57 .

Трудовая и нравственная жизнь советского общества ушла далеко вперед, возникло много новых явлений и проблем, которые ранее невозможно было и предвидеть. Однако открытые Лениным и партией закономерности и диалектика формирования трудовой морали и дисциплины и сегодня дают ключ к пониманию и решению аналогичных проблем. Опыт убедительно учит, что сознательная дисциплина и нравственное отношение к труду и гражданскому долгу необходимы и в условиях развитого социализма.

Научное обоснование путей и средств дальнейшего развития трудовых и нравственных отношений, учет взаимодействия труда и морали с другими сферами общественной жизни находят свое воплощение в единстве политики КПСС и Советского государства, коммунистической идеологии и Образа жизни. Именно потому трудовой энтузиазм, высокие моральные качества, коллективизм и патриотизм стали нормой жизнедеятельности для многих миллионов советских людей. Труд и мораль - неотъемлемые составные элементы советского общежития. Главные из трудовых традиций 20-30-х годов сохранились и в условиях развитого социализма, значительно обогатившись по содержанию, массовости и формам проявления. Накопление социалистических трудовых традиций, эффективное использование их способствуют совершенствованию трудовой морали и укреплению дисциплины.

Трудовая мораль органически связана с коммунистической идейностью и социалистическим образом жизни. Уже практика 20-30-х годов убедительно доказала: мало быть дисциплинированным, профессионально подготовленным работником и выполнять свои личные планы и обязательства. Для того, чтобы соответствовать требованиям члена социалистического общества, необходимо обладать высоким сознанием и культурой, чувством гражданского долга, уметь разумно пользоваться материальными и духовными благами, занимать активную жизненную позицию. Опыт показал также, что для того, чтобы у советских людей формировались эти нравственные качества, необходимы соответствующие экономические, организационные и идейно-воспитательные меры воздействия.

Исторический и современный опыт показывает, что человек и в советских условиях не рождается с готовой трудовой и нравственной сущностью. Она воспитывается под воздействием общественных условий, идейно-воспитательной работой семьи, школы, трудовых коллективов, законами Советского государства и нормами нашего образа жизни. Практика показывает также, что процессам формирования трудовой морали и сознательной дисциплины присущи преемственность не только положительных, но и отрицательных элементов.

Сейчас уже совершенно ясно, что нравственно-психологические устои жизни и труда преобразуются значительно медленнее, нежели материальные и социально- политические. Спустя 65 лет после победы Ве-


57 Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 385.

стр. 18


ликого Октября наше общество еще не освободилось полностью от негативных явлений в отношении к труду, общественной собственности, в соблюдении норм и правил трудовой морали и дисциплины. И хотя эти явления постоянно находятся под контролем общества и нарастающим его воздействием, они и сегодня дают о себе знать.

Трудовая мораль и поныне в значительной мере формируется под воздействием того факта, что труд при социализме - это и способ добывания средств для существования и способ раскрытия творческих сил и нравственно- психологических способностей советских людей. "Труд и только труд, его реальные результаты, а не чье-либо субъективное желание или добрая воля должны определять уровень благосостояния каждого гражданина,- пишет Ю. В. Андропов.- ...Необходимо, чтобы практика материального и морального поощрения в сочетании с образцовой организацией труда поддерживала и развивала в людях сознание полезности, нужности их усилий, выпускаемой ими продукции. Чтобы она утверждала в конечном счете чувство их сопричастности делам и планам своего коллектива, всего народа. А это чувство мобилизует, дисциплинирует больше всяких уговоров и призывов" 58 .

Как и предвидел Маркс, труд при коммунизме постепенно превращается в первую жизненную потребность, изменяется соотношение рабочего и свободного времени. В условиях развитого социализма для многих миллионов советских людей стала немыслимой жизнь без труда, без общения с трудовым коллективом. Однако так же очевидно и то, что свободный социалистический труд и сейчас и в будущем не может быть забавой или легким делом, как это иногда изображается в научно- популярной печати. Анализ состояния и перспектив развития нравственно- трудовых отношений, содержащийся в документах XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК, подтверждает выводы марксизма-ленинизма о характере и общественной значимости труда, возрастании его социально-экономической и воспитательной роли. На мобилизацию резервов материального и духовного потенциала СССР, совершенствование нашего трудового образа жизни и советской демократии направлены меры по дальнейшему укреплению социалистической дисциплины труда, содержащиеся в постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС, принятых в начале августа 1983 года 59 .

Все лучшее, что накоплено советским обществом в сфере трудовых и нравственных отношений, ныне воплощено в нашу современную практику. Под мобилизующим воздействием политики и руководящей деятельности КПСС трудовая мораль современного поколения советских людей непрерывно развивается, обогащается, наращивая духовный потенциал зрелого социализма. Как и прежде, решающее воздействие на эти процессы оказывает рабочий класс. Необходимо, указывает июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, "добиваться того, чтобы революционная идеология и мораль рабочего класса, его коллективистская психология, интересы и взгляды определяли духовный облик всех советских людей" 60 . Совершенствуя пути и методы более эффективного использования объективных и субъективных факторов дальнейшего укрепления трудовой морали и дисциплины, полного раскрытия экономических и нравственных ценностей общественно полезного труда, партия призывает поднять идеологическую, массово-политическую работу на уровень новых задач совершенствования развитого социализма.


58 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи, с. 239-240.

59 Правда, 7.VIII.1983.

60 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 72.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-ТРУДОВОЙ-МОРАЛИ-И-ДИСЦИПЛИНЫ-В-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. Касьяненко, ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОРАЛИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 30.05.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-ТРУДОВОЙ-МОРАЛИ-И-ДИСЦИПЛИНЫ-В-СССР (date of access: 21.04.2021).

Publication author(s) - В. И. Касьяненко:

В. И. Касьяненко → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
1162 views rating
30.05.2018 (1057 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анализируются тепловые проблемы Земли. Рассматриваются физические параметры нейтронного ядра Земли. Определяется масса ядра Земли. Определяется потенциал взаимодействия нейтронного ядра Земли и свойства потенциалов взаимодействия. Ядро Земли предоставляет собой нейтронный объект. Диаметр ядра ≈125
Catalog: Физика 
5 hours ago · From Владимир Груздов
Донесения Л. К. Куманина из Министерского павильона Государственной думы, декабрь 1911 - февраль 1917 года
Catalog: История 
8 hours ago · From Россия Онлайн
Рассчитывается ядро дейтрона, как взаимодействие двух нуклонов на ядерном расстоянии. Дан анализ, структурных единиц энергии нуклонов до взаимодействия и после взаимодействия. Определим дефект массы - как энергию связи нуклонов в ядре. Получено значение ядерной гравитационной постоянной
Catalog: Физика 
В современной теории электричества током проводимости принято считать ток свободных электронов. И теория переменного тока, строится на предположении, что электроны могут менять направление движения на противоположное направление. К тому же, в современной теории электричества сложилось мнение, что кулоновские силы действуют только между зарядами. На самом же деле, в металлических проводниках существует проводник с нулевым зарядом. И именно этот проводник с нулевым зарядом является центральным элементом электричества, без которого никакой ток никуда не побежит потому, что разность электрических потенциалов между проводником с нулевым зарядо и отрицательным (или положительным) потенциалом источника тока рождает в цепи силу движения зарядов – ЭДС.
Catalog: Физика 
Людовик XVI
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Власть и флот в России в 1905-1909 годах
Yesterday · From Россия Онлайн
Магистерская или дипломная работа - это иголка в одном мягком месте у любого студента.
Yesterday · From Россия Онлайн
Потенциал взаимодействия всех масс Вселенной, образует энергетическую потенциальную структуру, которая определяется и поддерживается этим потенциалом. Массы частиц образуют потенциально взаимодействующие структурные энергии частицы, которые сохраняют свою структурную энергию во всех процессах расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Управление генерал-квартирмейстера Штаба главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. Штабная документация. Дело: №343 О действиях 9-й армии Юго-Западного Фронта (Великая война 1914-1918гг), в составе которой действовали 1 и 2-я Кубанские пластунские бригады.
Возвращаясь к напечатанному. О главной причине краха социализма.
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОРАЛИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СССР
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones