Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8707
Author(s) of the publication: В. Ф. ГРИГОРЯН

Share with friends in SM

Важнейшие события общественно-культурной жизни средневековой Армении нашли отражение в такой форме духовной культуры, как фольклор. Вершиной средневекового армянского устного народного творчества является героический эпос "Сасунци Давид" ("Давид Сасунский"), сложившийся в IX-X столетиях и отразивший в поэтической форме многие важные явления общественной и духовной жизни армянского народа, его борьбу за освобождение от ига Арабского халифата (VII-IX вв.).

Наряду с героическим эпосом складывались, утверждались и получали распространение и другие виды устного народного творчества: басни, притчи, сказки, песни. Произведения средневекового армянского фольклора отличает социальная заостренность содержания, глубокое проникновение в жизнь, тонкий психологизм, раскованность мысли, совершенство формы, изящество стиля, высокая художественность. Многие образы дошли до нас (либо в их первоначальном виде, либо в литературной обработке) благодаря, в частности, Мхитару Гошу и Вардану Айгекци, жившим и творившим на рубеже XII-XIII столетий. По мнению исследователей Гоша, в XII в. в армянскую письменную литературу проникает один из видов устного народного творчества - басня, которая принесла с собой народный дух, что ознаменовало новый важный этап в формировании светской литературы [1].

Богатым и разнообразным содержанием отличаются средневековые народные песни, поражающие своей поэтикой.

Из этой богатейшей народной сокровищницы черпала свои сюжеты, образы художественная литература, ими питалась сред-

стр. 5


невековая поэзия. Об этом свидетельствует поэтическое творчество Григора Нарекаци (951 - 1003). Нерсеса Шнорали (1102- 1172), Ованеса Ерзнкаци Плуза (1230 - 1293) и др.[2].

Знакомство с армянской средневековой поэзией убеждает в том, что, несмотря на несомненную религиозность ее творцов, в ней сильны социальная направленность, отражавшая реалии того времени, и светские мотивы.

Весьма значительными были достижения средневековой Армении в области просвещения. Наличие армянской письменности, которая сложилась еще в самом начале V в. (405 - 406 гг.), давало возможность вести обучение на родном языке. Школы, как начальные, таки высшие, создавались преимущественно при храмах и монастырях. Высшие школы, функционировавшие в Ани (XI-XIII вв.), Сисе (XII-XIII вв.), Гладзоре (XII-XIVBB.), Татеве (XIV-XV вв.) и ряде других городов и монастырей, были по сути средневековыми армянскими университетами. Здесь наряду с богословием преподавались и дисциплины светского содержания: философия, логика, риторика, история, языки, математика, геометрия, проводились спортивные игры. Изучение светских наук расширяло кругозор учащихся, делало их способными к общественно-политической, военно-гражданской, научной деятельности.

Научная жизнь средневековой Армении находилась на очень высоком для своего времени уровне. Объяснялось это, помимо всего прочего, тем, что опиралась она не только на собственные достижения в познании окружающей действительности, но и на богатейшее научное наследие античности.

На армянский язык были переведены не только Библия и сочинения отцов церкви, но и труды Аристотеля, Платона, Зенона, Филона Александрийского, Порфирия, Галена, Гиппократа, труды античных авторов по математике, геометрии, географии, истории, медицине, педагогике.

Научные трактаты многих армянских авторов - комментарии кпроизведениям античных авторов. Так, перу Ованеса Саркавага Имастесера (Мудреца) или Иоанна Софиста (1045 - 1129) принадлежит "Толкование семи книг Филона Александрийского". Ваграм Рабуни (XIII в.) составил несколько комментариев ктрудам Аристотеля "Категории" и "Об истолковании", ктруду Порфирия "Введение". Такую же работу проделал Ованес Воротнеци (1315 - 1386), проанализировавший упомянутые сочинения Аристотеля. Комментируя труды античных авторов, ар-

стр. 6


минские мыслители развивали, обогащали содержащиеся в них положения.

Как и в предшествовавшие столетия, в IX-XIV вв. армянская научная и педагогическая мысль развивалась в рамках богословия.

Включенность научной мысли в систему богословия выражалась прежде всего в том, что философские, естественнонаучные и общественно-политические идеи развивали преимущественно богословы и церковные деятели: монахи, епископы, преподаватели богословских учебных заведений. Сошлемся на наиболее видных представителей научной мысли средневековой Армении.

Григор Нарекаци - богослов - получил образование в высшей школе при Нарекском монастыре, там же и преподавал.

Ованес Саркаваг Имастасер - богослов, основатель и руководитель высших школ сначала в Ани, а затем в Ахпатском монастыре, где преподавал философию, математику, космографию, поэтику.

Нарсес Шнорали (Благодатный) - закончил школу при одном из киликийских монастырей, был сначала епископом, а затем католикосом.

Мхитар Гош (1140 - 1213) - монах, учившийся в нескольких высших школах и сам учивший других, духовник одного из крупных армянских сановников Грузинского царства.

Ованес Воротнеци - богослов, закончил высшую школу в Гладзорском монастыре, основатель высшей школы в Татеве, читал лекции по богословию и философии.

Гргор Татевапи (1346 - 1409) - закончил школу Татевского монастыря, где принял монашеский постриг, преемник Ованеса Воротнеци на посту руководителя высшей школы в Татеве.

Из лиц, занимавшихся чисто светской деятельностью, можно назвать немногих.

Григор Магистрос Пахлавуни (990 - 1058) - политический деятель Анийского царства Багратилов, а после его падения -сановник Византийской империи.

Мхитар Гераци (XIII в.) - врач, автор многих трудов по медицине и естествознанию.

Ваграм Рубани - государственный деятель и летописец Киликийского армянского государства, секретарь одного из царей Киликии.

стр. 7


Далее, зависимость философии от богословия проявилась в том, что объектом философского рассмотрения были главным образом те мировоззренческие вопросы, которые входили в круг проблем богословия как системы обоснования и защиты религиозного учения о сверхъестественном и его проявлениях в мире: сущность Бога, Бог и мир, Бог и человек, Священное писание и Священное предание, церковь и ее роль в мире и т.п.

Наука и педагогика оценивались преимущественно с утилитарных позиций - дать религиозному мировоззрению логическое обоснование. Последнее крайне затрудняло развитие Научной мысли. Но наука тем не менее продолжала развиваться даже в узких рамках средневековой схоластики, выделяясь в особую сферу культуры и духовной жизни наряду с богословием.

На постепенное развитие науки была направлена деятельность мыслителей средневековой Армении, в чем убеждает анализ их философско-педагогического наследия.

Ованес Воротнеци, как и его идейный предшественник Ваграм Рабуни и ученик Татеваци, принадлежал к числу тех средневековых мыслителей, в творчестве которых независимо от религиозных убеждении был заметен процесс отделения философии от богословия, и ее превращение в самостоятельную дисциплину. Несмотря на то, что Воротнеци как представитель духовенства стремился подчинить философию богословию, в его трудах, схоластических по своему характеру, пробивались ростки самостоятельного философского мышления [3]. Все сказанное здесь о Ованесе Воротнеци в той или иной степени относится и к другим армянским философам IX-XIV ВВ., чье творчество составляет значительный вклад в историю философской мысли средневековья.

Несомненны достижения армянской средневековой естественнонаучной мысли, развивавшей идеи как античных естествоиспытателей, так и собственно армянских исследователей более раннего периода.

Основоположником естественнонаучного направления в древнеармянской философии справедливо считают Анания Ширакаци (VII в.) [4]. Им были созданы выдающиеся труды по различным отраслям естествознания: "Космография", "Теория календаря", "О вращении небес", "Арифметика", в которых детально описаны не только сама Армения, но и соседние страны.

Большое научное наследие оставил Ованес Саркаваг Имастасер. Он реформировал армянский календарь, сделав его не-

стр. 8


подвижным и устранив погрешности существовавшей календарной системы ("Толкование 500-летнего календарного круга"), внес существенный вклад в развитие средневековой космографии ("О движении и трясении земли"). Значительны его труды по математике ("О полигональных числах"), проблемам воспитания ("О назидании детей").

Неоценим вклад в средневековую медицинскую науку и врачебную практику врача и естествоиспытателя Мхитара Гареци, которого заслуженно называют родоначальником средневековой армянской медицины, для которой он сделал то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской и Ибн Сина - для арабской медицины [5].

Изучив и обобщив врачебный опыт своих предшественников, он синтезировал его, обогатив собственными наблюдениями. Его труд "Утешение при лихорадке" был высоко оценен не только современниками, но и последующими поколениями врачей и естествоиспытателей.

Заметный след в средневековой армянской медицине оставил врач-исследователь Григорос, о котором известно лишь то, что он жил в XIII в. и разделял убеждения Мхитара Гераци. Им был создан трактат "Исследование о человеке., об испытываемых им воздействиях и о причинах его болезней", свидетельствующий о глубоких познаниях автора.

Наконец, нельзя не отметить те сдвиги, которые произошли в правосознании армянского общества IX-XIV вв.

Юриспруденция средневековой Армении сделала существенный шаг вперед - в 1184 г. появился документ чисто светского характера - "Армянский судебник" (или просто "Судебник"), составленный Мхитаром Гошем.

Необходимость в подобном документе, призванном регламентировать государственную, общественную жизнь всех социальных сословий. Развитие феодальных отношений, достигших высшего своего состояния, требовало соответствующего правового оформления.

Нужны были фиксированные и унифицированные законоположения, которые регулировали бы взаимоотношения сословий и отдельных лиц, определяли бы правовой статус каждого из них, упорядочивали бы судопроизводство и тем самым ограничивали бы судебный произвол светских и церковных властей. Во введении к "Судебнику" Мхитар Гоша писал: "Мы видим, как иные из епископов, монахов, священников, главных

стр. 9


мирян и князей искривляют правосудие по пристрастию, корыстолюбию и невежеству. Поэтому мы и захотели в кратких словах запечатлеть Судебник, дабы он послужил им в укор и исправление"[6].

Составление "Армянского судебника" было научным и гражданским подвигом Мхитара Гоша. Впоследствии "Судебник" был положен в основу кодекса законов Киликийского государства, составленного в 1265 г. известным полководцем и законодателем Смбатом Гундстаблем (1208 - 1276).

Таково было состояние материальной и духовной культуры средневековой Армении, оно свидетельствует о высоком интеллектуальном и эмоционально-художественном уровне армянского общества, о его больших творческих возможностях, которые последнее успевало реализовать лишь частично-в недолгие относительно мирные периоды своей истории. Реализация этих возможностей осуществлялась тем успешнее, чем слабее был контроль религии и церкви над основными сферами духовной жизни, Чем свободнее и независимее (насколько это было возможно в условиях средневековья) развивались искусство, литература и поэзия, философия, естествознание, юриспруденция, педагогика.

Анализ состояния материальной и духовной культуры средневековой Армении позволяет сделать следующие выводы.

IX-XIV вв. - период относительно мирного развития Армении. Рубежи этого периода обозначены двумя вехами - освобождение значительной части страны от арабских поработителей и захват страны ордами Тамерлана. В социально-политическом отношении это период воссоздания государственности и национальной целостности-сначала на территории исторической Армении, затем в Киликии, а в социально-экономическом - становления и деградации феодализма.

Эпоха развитого феодализма в Армении - эпоха интенсивного развития сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внутренней и внешней торговли. Расцвет материальной и духовной культуры - свидетельство высокого интеллектуального и художественного уровня армянского общества, больших творческих возможностей армянского народа, наличия социальных, культурных и гносеологических предпосылок становления и развития науки и педагогики.

стр. 10


1. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.)- Ереван, 1982. С. 234.

2. См.: От "Рождения Ваагаа" до Паруйра Севака. Антологический сборник армянской лирики. В 2 кн. Кн. 1. Древнейший период. Средние века. Ереван, 1983. С. 115 - 221.

3. См.: Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 320.

4. Там же. С. 96.

5. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 213.

6. Армянский судебник Мхитара Гоша. Ереван, 1954. С. 4.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-общество-ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ-И-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-ПРЕДПОСЫЛКИ-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-АРМЕНИИ-IX-XIV-в

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SvechinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Svechina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Ф. ГРИГОРЯН, Философия и общество. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ IX-XIV в. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-общество-ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ-И-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-ПРЕДПОСЫЛКИ-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-АРМЕНИИ-IX-XIV-в (date of access: 22.09.2019).

Publication author(s) - В. Ф. ГРИГОРЯН:

В. Ф. ГРИГОРЯН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Svechina
Yamal, Russia
460 views rating
10.09.2015 (1473 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Философия и общество. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ IX-XIV в.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones